Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

г.. - ) К О М Л! V и А Учителя и учительницы, работники народного образованияIВооружайте у науки 7 Воспитывайте нашу молодежь в духе советского пат риот изма> Готовыпе культ урны х , образованных граж дан социалистического общества, активных борцов за к о м м у н и зм ■' ( И з П р и зы в о в Ц К В К П ( б ) к 1 М а я 1 9 5 0 го д а ) ОБРАЗЦОВО ПОДГОТОВИМСЯ К Э К З А М Е Н А М В Ш К О Л А Х ☆ П ионеры — от л и ч н и к и у че бы Н . Л а л е т и н а , с т а р ш а я п и о н е р в о ж а т а я сре д н е й ш к о л ы № 32 г. В о р о н е ж а Наступил самый ответственный период в работе пионерской дружины школы — период подготовки к экзаменам. В отря­ дах и звеньях пионеры уже давно обсу­ дили, к а к лучше готовиться к экзаменам. У нас в школе оборудованы специаль­ ные комнаты для повторения пройденного материала, в которых имеются необходи­ мые наглядные пособия, учебники, геогра­ фические и исторические карты, экзаме­ национные билеты. В этих комнатах орга­ низовано дежурство преподавателей и пио­ неров. Пионеры собираются там по не­ скольку человек и вместе готовятся к экзаменам: решают задачи, повторяют правила, пишут диктанты, взаимно разби­ рают ошибки, стараясь глубже овладеть знаниями. Они успели уже повторить та­ ким образом половину пройденного ^мате­ риала. * * Пионерская организация строит свою работу в соответствии с учебным планом школы. В этом месяце во всех пионер­ ски х дружинах проведены интересные сбо­ ры, содержание которых направлено на закрепление знаний, полученных учащи­ мися в классе. Мы боремся сейчас за то „ чтобы в на- шей школе не было отстающих, и для это­ го организуем товарищескую взаимопомощь по предметам. Большую роль играет стен­ ная газета дружины «Всезнайка», в ко­ торой критикуются ленивые, .недобросо­ вестные ученики. Эта газета выпускается отрядами через каждые два дня. * Педагогическая пропаганда— важный участок работы С. Д а н ц е р , з а в е д ую щ а я П а н и н с к и м р а й о н н ы м п е д а го ги ч е с к и м ка б и н е т о м Подготовку к экзаменам мы начали еще в начале учебного года. В методиче­ ских об единениях и предметных комисси­ ях учителя школ нашего района заранее обсудили вопрос о формах и методах пов­ торения пройденного материала. Большое значение мы придаем педаго­ гической пропаганде среди родителей. Для родителей у нас систематически читаются лекции и доклады на педагогически© темы. Мы практикуем также общерайонные ро­ дительские конференции, на которых об­ суждаются важнейшие вопросы жизни школы. Наш педагогический кабинет провел ряд ' бесед с учащимися о методах повторения пройденного материала, а также о пра­ вильном использовании учебного времени (ь период подготовки к экзаменам. Через местный радиоузел были организованы выступления лучших учащихся 4, 7 и 10-х классов, которые рассказали о том, как, они готовятся к сдаче экзаменов. В педагогическом кабинете ученики по­ лучают подробную консультацию по воп­ росам подготовки к экзаменам. Кроме того, нами систематически читаются обзорные лекции для старшеклассников. ☆ Ъ Состоявшееся недавно в редакции «Коммуны» совещание руководителей органов народного образования и работников школ области было посвящено во­ просам подготовки к экзаменам. В совещании приняли участие заведующие городскими и районными отдела­ ми народного образования, научные работники вузов, директора и учителя средних и семилетних школ, старшие пионервожатые, секретари комитетов уче. нических комсомольских организаций, председатели родительских комитетов. частники совещания заслушали сообщение заведующего областным отде­ лом народного Образования т. Винокурова о ходе подготовки к экзаменам в школах области и задачах работников народного образования. На совещании выступили 12 человек. Ниже мы публикуем некоторые из выступлений. ☆ ☆ УСПЕШНО ЗАКОНЧИМ УЧЕБНЫЙ ГОД А . В и н о гр а д о в а , д и р е к т о р Л е в о Советская школа вступает в наиболее ответственный период своей работы. Нача­ лась подготовка к экзаменам. В эти реша­ ющие дни от нас, педагогов, требуется, чтобы учебный год был закончен с наи­ лучшими показателями. В настоящее время наша средняя школа работает лучше, чем в прошлом учебном году. Педагогический коллектив приложил много сил и энергии дтя того, чтобы в школе не было отстающих. Повысилась успеваемость, знания учащихся стали бо­ лее глубокими и прочными. Правильно организованная подготовка к экзаменам в каждом классе намного по­ вышает уровень учебно-воспитательной работы, облегчает борьбу с неуспеваемо­ стью и второгодничеством. Прекрасный пример в этом отношении показывают учителя тт. Тимошенко, Пономарева, Ды- хаяова, Нечаева. Они по своим предметам г классам не имеют неуспевающих уче­ ников, потому что настойчиво и повсе­ дневно борются за прочные и глубокиг' знания. ■ Р о с с о ш а н с ко й с р е д н е й ш к о л ы Особого внимания заслуживает оиъп учительницы русского языка и литералу ры т. Тимошенко. Когда она принял!' 5-й класс, в нем было 17 неуспевающие учеников по русскому языку. Прежде все­ го т. Тимошенко выявила знания все: учащихся. Затем она стала давать инди­ видуальные задания, выполнение которых строго проверяла на уроках. Каждому школьнику учительница вме­ нила в обязанность составлять словарю грудных слов. Она подробно об’ясняла зна­ чение каждого слова, контролировала пра­ вильность его произношения. Многое дела­ ет она и как классный руководитель. Тов. Тимошенко хорошо знает каждого своего ученика, его наклонности и способ- . гости. Она добилась серьезных успехов-: осе ученики руководимого ею класса за- чимаются хорошо и успешно готовятся к экзаменам. Напряженно и упорно готовятся у нас ч экзаменам на аттестат зрелости десяти- лаесники. Для них проводятся консуль­ тации, читаются обзорные лекции. Родительский комитет помогает школе Н . Л е б е д е в , пр ед сед ател ь р о д и т е л ь с к о го ко м и т е т а 11-й средней ш к о л ы г. В о р о н е ж а Вопрос о помощи школе в подготовке к экзаменам стоит в центре внимания наше­ го родительского комитета. Большое мест© в его работе занимает педагогическая про­ паганда среди родителей учащихся. На общешкольных и классных родительских собраниях в этом месяце прочитаны докла­ ды и лекции, подробно^рассказывающие о порядке проведения экзаменов, о требова­ ниях, которые будут пред’явлены учащим, ся. Особое внимание родителей сосредоточе­ но на, создании для детей необходимых бы. товых условий, соблюдении твердого режи­ ма дня, правильном чередовании рабочего времени и отдыха и т. д. Президиум родительского комитета си­ стематически заслушивает на своих засе­ даниях отчеты родителей учащихся о том, как они помогают детям готовиться к э к­ заменам. Особенно пристально мы следим за тем, чтобы все ученицы посещали школу. Оетронуждающимся детям мы ста- оаемся своевременно оказывать матеци-али­ ную помощь из специального фонда все­ обуча. Мы, родители, убеждены в том, что на­ чти дети все, ка к один, отлично подгото­ вятся к экзаменам и успешно завершат учебный год. Стенная печать в борьбе за успеваемость Г. Кладова, р е д а кт о р о бщ еш ко л ь н о й с те н н о й га зе ты 11-й сре д н е й ш к о л ы г. В о р о н е ж а Наша школьная стенная газета основной своей задачей ставит борьбу за образцовую подготовку к экзаменам, за хорошую ус­ певаемость и активное участие учащихся в общественной жизни. В газете мы по­ мещаем заметки корреспондентов, кото­ рые имеются во всех старших классах. В четвертом номере нашей газеты была помещена статья «Как готовиться к экза­ менам». Эта статья заинтересовала всех учащихся школы, потому что она расска­ зала, как лучшие учащиеся готовятся к экзаменам и как они помогают своим от­ дающим товарищам. Каждый класс также имеет свою стен­ ную газету. В последних номерах этих стенгазет помещены корреспонденции уче­ ниц: «Как я готовлюсь к экзаменам», «Мой режим дня» и другие* Газеты помещают также критические заметки о фактах плохого поведения или нерадивого отно­ шения отдельных учащихся к учебе. Эти заметки оказывают большое влияние на учениц. ☆ Ш и р е использоват ь опыт передовых учит елей С. И в а н о в , за в . каф е д р ой п е д а го ги к и Г о с у д а р с т в е н н о го ун и в е р с и те та До экзаменов остаются считанные дни. подготовка вступает в последнюю, рентаго­ дую фазу. Четыре основных задачи стоят ейчас перед каждой школой: помощь ула­ димся, подбор ассистентов, составление .расписания экзаменов, подготовка учебно- о оборудования и создание надлежащей экзаменационной обстановки. Особое внимание должно быть уделено реализации помощи учащимся. Нужно ровестп соответствующую раз’яслитель- дую и воспитательную работу среди уча- пихся, чтобы мобилизовать их волю на [реодоление трудностей, поднять чувство гветственности. Некоторые школы Воронежа и области ■делали в этом отношении немало, но еще шлеко не все. Надо довести до сознания учащихся цель и задачи экзаменов, раз’- яенить, как лучше готовиться к ним, то- *сть ка к повторять пройденный материал, организовать режим дня, чередовать труд и отдых и т. д. Одновременно следует не­ сти раз’яснительную работу среди родите­ лей, которые должны вместе с учителями прививать детям правильный взгляд на •кзамены, внушать им веру в свои силы. Руководителям школ и родителям необхо­ димо подумать о разгрузке ребят от домаш­ ней работы. Далее я хочу остановиться на вопросе о консультации. Используя консультации как помощь учащимся в подготовке к экзаменам, мы не должны превращать их в дополнитель­ ную учебу, занятия сверх уроков. Если учитель будет рассматривать консульта­ цию как дополнительное занятие, то уча­ щиеся окажутся перегруженными в период подготовки к экзаменам. Бывает и так, что консультация превращается в сред­ ство натаскивания учащихся к экзаменам, итучиваиия готовых ответов по билетам. Консультация должна проводиться в оп­ ределенные дни и часы и, конечно, во '»яоурочное время, причт] она может быть и индивидуальная и групповая. Консуль- гант должен опираться на желание уча­ щихся. но это не исключает отдельных вызовов. Учитель видит, в чем отстает ученик, и может организовать группу не­ успевающих по одному из разделов пред­ мета. На консультации надо затрагивать не только вопросы по содержанию предмета, но и по методике самостоятельной работы. Несколько слов о повторении. Методы повторения многообразны. Это — обзор­ ные лекции, беседы, рассказы учащихся с дополнением учителей, лабораторные ра­ боты, экскурсии. Сейчас особое значение приобретают обзорные лекции. Опыт луч­ ших учителей показывает, что повторение не должно быть простым воспроизведени­ ем всего пройденного материала. На такую работу нехватит ни сил, ни времени. Не­ обходимо выделить узловые темы програм­ мы по предметам и в соответствии с ними вести повторение. Многочисленные приме­ ры из опыта передовых учителей говорят именно об этом, и нам надо распростра­ нять этот опыт во всех школах. ОБЗОР ПЕЧАТИ Ошибка китовиной районой газеты В конце марта в Никитовском районе состоялось совещание хлеборобов, посвя­ щенное вопросам организации труда в кол­ хозе. Редакция районной газеты «За ком­ мунизм» опубликовала отчет об этом со­ вещании. Как явствует из него, доклад­ чик, главный агроном райсельхозотдела т. Пригородов, «подробно остановился на организации труда в колхозах и конкретных меро­ приятиях по выращиванию высокого уро­ жая сельхозкультур на больших пло. щадях». Читатель вправе был надеяться, что ре­ дакция в свою очередь подробно расска­ жет, в чем именно состоят эти конкрет­ ные мероприятия. Однако она не пожелала утруждать себя обстоятельным анализом хода совещания я ограничилась простым перечислением выступавших. «Бригадир третьей бригады т. Петров в своем выступлении рассказал, к а к бригада подготовилась к весеннему севу», «о го­ товности бригады к весеннему севу рас­ сказал бштсадир колхоза «Красный само­ лет» т. Ерыгин» и т. д. — таков стиль этого отчета. В бесстрастных, сухих стро­ ках его нет ни слова о самом главном: об организации труда в колхозе. Десять дней спустя, когда в районе уже начались весенние полевые работы, газета выступила с подборкой, озаглавленной «В решительное наступление за высокий урожай!». Казалось бы, здесь редакция не преминет поговорить о том, кто и ка к должен вести «решительное наступление за урожай». Однако и на этот раз она уклонилась от ответа на главные вопросы. Может показаться странным, но в подбор­ ке, посвященной полевым работам, о дея­ тельности полеводческих брягад даже не упоминается. Более того, в четырех за­ метках вы не найдете даже слов: «брига­ да», «бригадир». Все заметки состоят сплошь из безличных и неопределенно- личных предложений. «Тщательное наблюдение за подсыха­ нием почвы было установлено в колхо. зах Журавского Сельсовета, — сооб­ щает газета. — В колхозе им. Жданова было забороновано зяби 30 га, в кол­ хозе «Красный ударник»...начались по­ левые работы». Кем установлено наблюдение за почвой? Кто забороновал 30 гектаров зяби? Как начались полевые работы? Редакция по­ чему-то не сочла нужным рассказать об этом читателю. И только <в середине апреля, т. е. тогда, когда сев в колхозах района шел уже пол­ ным ходом, на страницах никитовекой газеты впеовые стали появляться матери­ алы, которые, если судить по заголовкам, имеют какое-то отношение к организации труда в колхозе и, в частности, в поле­ водческой бригаде. В номере от 14 апреля центральное место занимает заметка «Бригада закончила сев ранних яровых». Однако, взяв из очередной сводки рай­ сельхозотдела десяток цифр и фамилий, от себя редакция добавила лишь одну един­ ственную фразу: «Бригада на севе добилась хороших результатов». В газете нет показа опыта лучших поле­ водческих бригад, борьбы за их укрепле­ ние, не видно заботы о деловом и полити­ ческом росте колхозного бригадира. Редак­ ция не привлекает к выступлениям самих колхоеных бригадиров. Она предпочитает заполнять страницы газеты материалами своих сотрудников. Неглубокие, небрежно отредактированные заметки порой вызы­ вают недоумение. Только несерьезным от­ ношением редакции к делам полеводческих бригад, к работе бригадиров можно об‘- яснить появление заметки «Бригадир Пле- скачев оштрафован», написанной, кстати сказать, также по материалам райсельхоз­ отдела. Не разобравшись в том, в какой мере бригадир т. Плескачев повинен в недостат­ ках, допущенных бригадой, газета спешит сообщить читателям: «бригадир... оштрафован». Поверхностное знакомство с делом, не­ желание вникнуть в причины недостат­ ков привели к тому, что редакция не помогает колхозным бригадирам. А ведь в данном случае у нее был серьезный повод глубоко проанализировать работу возглав­ ляемой т. Плескачевым полеводческой бригады, на ее примере показать истинные причины недостатков на севе и научить не только т. Плескачева, но и других бригадиров района, к а к лучше руководить бригадой. Производственная полеводческая брига­ да является основной и главной формой организации труда в колхозах. Долг рай­ онной газеты— повседневно направлять первичные партийные организации на решение важнейшей задачи колхозного строительства — всемерного укрепления бригады. Но тщетно искать на ее стра­ ницах отражение деятельности коммуни­ стов в полеводческих бригадах. Она не поднимает вопросов творческого содруже­ ства полеводческих и тракторных бригад, социалистического соревнования между бригадами, не показывает всей той боль­ шой и разносторонней работы, какую должны проводить и проводят партийные организации. Видимо борьбу зд укрепле­ ние производственной бригады редакция считает кампанией. Невольно возникает вопрос: читают ли газету в райкоме? И если читают, то почему не укаж ут редакции на ее ошибку^ В возроЖденном селе К0Р0Т0ЯК (соб. корр. «Коммуны»). — Старинное придонское село У рыв в годы войны было разрушено немецко-фашист­ скими захватчиками. Сейчас оно поднято из развалин. С помощью государства кол­ хозники построили 250 жилых домов, мно­ го общественных Зданий. Урыв продолжает благоустраиваться. Только в прошлом году сооружено 52 но­ вых дома для колхозников, а в центре се­ ла — хороший клуб. Культбригада клуба выступает с концертами в полевых станах.’ Сейчас строится 16 новых домов. Семья военнослужащего т. Волкова первого мая отпразднует свое новоселье. В сельхозарте­ ли им. Молотова построен радиоузел, озе­ леняются улицы. Колхозники сельхозарте­ лей им. Ворошилова, им. Молотова, «13-й год Октября» соревнуются за достойную встречу первомайского праздника. Село принимает праздничный вид. О р г а н и з о в а н н о з а в е р ш и м у ч е б н ы й г о д в с и с т е м е п а р т и й н о г о п р о с в е щ е н и я Учебный год в сети партийного про- ^ хвещения близится к концу. Основной зада­ чей в подготовке к итоговым занятиям яв­ ляется дальнейшее повышение качества политической учебы коммунистов и выпол­ нение учебных планов как политшколами и кружками, так и всеми самостоятельно изучающими марксистско-ленинскую тео- 1 рию. Партийные организации должны уси­ лить внимание к делу изучения марксист­ ско-ленинской теории во всей сети по­ литического просвещения, улучшить руко­ водство политшколами и кружками. Этот учебный год в системе партийного просвещения начался более организованно, чем прошлый. Для руководства политшко­ ле ми и кружками в парторганизациях Во- 1 снежа* были своевременно подобраны про­ пагандисты, к поры© получали необходи­ мую помощь как при подготовке к заня­ тиям, так и в ходе их. Тщательно, на основе принципа строго дифференцирован­ ного подхода к коммунистам было прове­ дено комплектование сета партийного про­ свещения. Все это позволило своевременно приступить к занятиям и вести их на вы­ соком идейном и теоретическом уровне. В качестве- положительного факта следует также указать на большую устойчивость состава как, слушателей кружков, так и, в особенности, пропагандистских кадров. В партийных организациях города за это время выросло немало способных пропа­ гандистов, для которых пропагандистская деятельность стала ка к бы их второй про­ фессией. Такие пропагандисты, как, напри­ мер, т. Деева из парторганизации желез­ нодорожного узла Воронеж I I, т. Торхунов (парторганизация завода им. Коминтерна), тт. Сибирко, Иванов, Чеботарев с завода им. Дзержинского и другие вкладывают в свою работу много творческой инициати­ вы, методически правильно строят заня­ тия, добиваясь от слушателей глубокого усвоения материала, прививая им навыки самостоятельной работы. Известные положительные результаты достигнуты и в организации самостоятель­ ного изучения коммунистами марксистско- ленинской теорий. Внештатные консуль­ танты райкомов партии помогают коммуни­ стам глубоко разобраться в важнейших вопросах теории и истории партии, систе­ матически следят за выполнением индиви­ дуальных учебных планов. Несмотря, однако, на. общее улучшение положения в сета партийного просвещения, в ряде парторганизаций имеют место серь­ езные недостатки. Так, в городской партор­ ганизации из 605 политшкол и кружков более 100 отстают с выполнением учебно­ го плана на 10— 15 часов и даже более. Особенно заметно отставание в политшко­ лах и кружках Железнодорожного района. Занятия в ряде кружков и политшкол продолжают строиться неправильно, руко­ водители .их, как это было установлено при проверке парторганизаций мебельной фабрики, госшвейфабрики N° 1 и ДР., при­ бегают к формально-школярскому метолу. В кружке по изучению «Краткого курса истории ВКП (б)» при парторганизаций артели им. XV III партсъезда (Коминтер- новский район) трижды сменялись пропа­ гандисты, а с февраля занятия здесь фак­ тически прекратились. Не всегда правиль­ но организуется работа постоянно дейст­ вующих семинаров. Некоторые пропаганди­ сты не обеспечены необходимыми на­ глядными пособиями или не умеют ими пользоваться. Серьезные недостатки имеются п в орга­ низации самостоятельной учебы коммуни­ стов. Некоторые товарищи из числа пар­ тийного и советского актива только фор­ мально числятся в группе самостоятельно изучающих марксизм-ленинизм, а на де­ ле они перестали работать над повышени­ ем своего идейно-политического уровня. Неправильно относятся к своим обязанно­ стям и отдельные консультанты. Это в особенности относится к консультантам парторганизации завода и.м. Дзержинского. Здесь относительно неплохо поставлена ра­ бота политшкол и кружков, но совершенно отсутствует контроль за самостоятельно изучающими теорию. Консультанты тт. Морозкин, Коноплин и другие перестали проводить индивидуальные консультации, не проверяют, как прикрепленные к ним товарищи ведут конспекты. В лучшем слу­ чае они довольствуются устным сбором сведений о том, кто над каким вопросом работает. Партийные кабинеты райкомов и горко­ ма ВКЩ б) также еще мало занимаются распространением опыта лучших пропаган­ дистов и конедшьтантов, не показывают опыта самостоятельной работы коммуни­ стов над первоисточниками. Все эти недостатки объясняются тем, что некоторые партийные организации ослаби­ ли повседневный контроль за работой сети партийного просвещения, рассматривая это дело подчас как скоропреходящую кам­ панию. Неправильно / относится к делу политической учебы партбюро завода им. Калинина. Несмотря на то, что многие круж ки здесь работают неудовлетворитель­ но, партбюро за весь год ни разу не обсу­ дило этого вопроса. Своевременно не по­ правил партийное бюро и Ворошиловский райком ВКЩб). Сейчас, в самый ответственный период учебного года, партийные организации дол­ жны особенно тщательно выяснить положе­ ние дел в каждой политшколе, каждом кружке, в группах самостоятельно изу ­ чающих теорию с тем, чтобы, исходя уже из конкретных условий, наметить меры но организованному завершению учебного года. В связи с этим большое значение имеет вопрос о сроках окончания занятий в шко­ лах и круж ках . Ни в коем случае нельзя допускать повторения ошибки прошлых лет, когда отдельные пропагандисты с ведома райкомов партии делали попытки наверстать отставание с выполнением учебных планов путем всемерного ускоре­ ния работы школ и кружков. Сроки оконча. ния занятий должны устанавливаться с учетом особенностей, каждой политшколы и кружка и в зависимости от того, сколько тем еще осталось изучить в данной школе или кружке. При этом надо предупредить всякую спешку в прохождении материала, которая может привести лишь к формаль­ ному выполнению учебного плана и на­ нести Серьезный ущерб качеству учебы. Надо добиться регулярного проведения за­ нятий в политшколах и кружках, полной явки слушателей, усиления их работы над учебными пособиями. Только при этом условии можно ожидать действительного выполнения учебных планов. В целом ито­ говые занятия в системе партийного про­ свещения целесообразно отнести на конец июня. Правильно поступают те райкомы пар­ тии, которые, как это, например, недавно сделал Кагановичский райком, глубоко проверили положение в сети партийного просвещения по каждой партийной органи­ зации. Результаты проверки здесь обсужда­ лись на бюро райкома ВКЩб), а затем на пленуме. Все это позволило райкому разра­ ботать конкретные меры по завершению учебного года, правильно наметить сроки итоговых занятий. Проверка, например, показала, что по­ литшколы парторганизаций резерва провод­ ников и пединститута значительно отстают с выполнением учебного плана. Райком ВКП(б) рекомендовал руководителям этих политшкол продлить занятия до 1 июля с таким расчетом, чтобы прохождение про­ граммы можно было закончить без спешки. Подобным образом определены сроки учебы и для других школ и кружков. Перед итоговыми занятиями пропаганди­ стам следует организовать в помощь слу­ шателям консультации и обзорные лекции по изученным темам, обратив особое вни­ мание на наиболее сложные и трудные вопросы. Итоговые занятия должны прово­ диться, ка к и обычные занятия, методом развернутой беседы по основным вопросам материала, пройденного в текущем учебном году. На итоговом занятии необходимо при­ сутствие секретаря первичной парторгани­ зации и представителя райкома ВКЛ(б). С коммунистами, самостоятельно изу-* чающими теорию, проводятся итоговые те­ оретические собеседования с участием представителя первичной парторганизации. Во время таких собеседований следует об­ суждать только вопросы, охватывающие изученный за год материал. Сообщая результаты проверки знаний каждому слушателю, следует отметить, ка­ кие разделы программы и вопросы им ус­ воены хорошо, какие недостатки имеются в его работе, посоветовать, на что он дол­ жен обратить внимание, занимаясь летом. Товарищам, недостаточно усвоившим учеб­ ный материал, слабо разбирающимся в тех или иных вопросах, следует давать на лет­ ний период задания по повторению, орга­ низовав дополнительную помощь им. Одновременно с завершением учебного года необходимо начать подготовку к но­ вому учебному году в системе партийного просвещения. Секретарь первичной парт­ организации вместе с пропагандистом дол­ жен теперь же определить, где каждый коммунист будет учиться в новом учебном году, учитывая при этом прежде всего же­ лание самого коммуниста и результаты его учебы в истекшем учебном году. В летний период следует систематически читать для коммунистов доклады и лек­ ции по вопросам политики партий и со­ ветского государства, науки и искусства, о текущем моменте, о международном по­ ложении и другие. Все это создаст необхо­ димые предпосылки для успешного про­ должения учебы в будущем году. В. НИКОЛЬСКАЯ, секретарь Воронежского горкома В КЩ б ^ ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz