Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)
г.. - ) К О М Л! V и А Учителя и учительницы, работники народного образованияIВооружайте у науки 7 Воспитывайте нашу молодежь в духе советского пат риот изма> Готовыпе культ урны х , образованных граж дан социалистического общества, активных борцов за к о м м у н и зм ■' ( И з П р и зы в о в Ц К В К П ( б ) к 1 М а я 1 9 5 0 го д а ) ОБРАЗЦОВО ПОДГОТОВИМСЯ К Э К З А М Е Н А М В Ш К О Л А Х ☆ П ионеры — от л и ч н и к и у че бы Н . Л а л е т и н а , с т а р ш а я п и о н е р в о ж а т а я сре д н е й ш к о л ы № 32 г. В о р о н е ж а Наступил самый ответственный период в работе пионерской дружины школы — период подготовки к экзаменам. В отря дах и звеньях пионеры уже давно обсу дили, к а к лучше готовиться к экзаменам. У нас в школе оборудованы специаль ные комнаты для повторения пройденного материала, в которых имеются необходи мые наглядные пособия, учебники, геогра фические и исторические карты, экзаме национные билеты. В этих комнатах орга низовано дежурство преподавателей и пио неров. Пионеры собираются там по не скольку человек и вместе готовятся к экзаменам: решают задачи, повторяют правила, пишут диктанты, взаимно разби рают ошибки, стараясь глубже овладеть знаниями. Они успели уже повторить та ким образом половину пройденного ^мате риала. * * Пионерская организация строит свою работу в соответствии с учебным планом школы. В этом месяце во всех пионер ски х дружинах проведены интересные сбо ры, содержание которых направлено на закрепление знаний, полученных учащи мися в классе. Мы боремся сейчас за то „ чтобы в на- шей школе не было отстающих, и для это го организуем товарищескую взаимопомощь по предметам. Большую роль играет стен ная газета дружины «Всезнайка», в ко торой критикуются ленивые, .недобросо вестные ученики. Эта газета выпускается отрядами через каждые два дня. * Педагогическая пропаганда— важный участок работы С. Д а н ц е р , з а в е д ую щ а я П а н и н с к и м р а й о н н ы м п е д а го ги ч е с к и м ка б и н е т о м Подготовку к экзаменам мы начали еще в начале учебного года. В методиче ских об единениях и предметных комисси ях учителя школ нашего района заранее обсудили вопрос о формах и методах пов торения пройденного материала. Большое значение мы придаем педаго гической пропаганде среди родителей. Для родителей у нас систематически читаются лекции и доклады на педагогически© темы. Мы практикуем также общерайонные ро дительские конференции, на которых об суждаются важнейшие вопросы жизни школы. Наш педагогический кабинет провел ряд ' бесед с учащимися о методах повторения пройденного материала, а также о пра вильном использовании учебного времени (ь период подготовки к экзаменам. Через местный радиоузел были организованы выступления лучших учащихся 4, 7 и 10-х классов, которые рассказали о том, как, они готовятся к сдаче экзаменов. В педагогическом кабинете ученики по лучают подробную консультацию по воп росам подготовки к экзаменам. Кроме того, нами систематически читаются обзорные лекции для старшеклассников. ☆ Ъ Состоявшееся недавно в редакции «Коммуны» совещание руководителей органов народного образования и работников школ области было посвящено во просам подготовки к экзаменам. В совещании приняли участие заведующие городскими и районными отдела ми народного образования, научные работники вузов, директора и учителя средних и семилетних школ, старшие пионервожатые, секретари комитетов уче. нических комсомольских организаций, председатели родительских комитетов. частники совещания заслушали сообщение заведующего областным отде лом народного Образования т. Винокурова о ходе подготовки к экзаменам в школах области и задачах работников народного образования. На совещании выступили 12 человек. Ниже мы публикуем некоторые из выступлений. ☆ ☆ УСПЕШНО ЗАКОНЧИМ УЧЕБНЫЙ ГОД А . В и н о гр а д о в а , д и р е к т о р Л е в о Советская школа вступает в наиболее ответственный период своей работы. Нача лась подготовка к экзаменам. В эти реша ющие дни от нас, педагогов, требуется, чтобы учебный год был закончен с наи лучшими показателями. В настоящее время наша средняя школа работает лучше, чем в прошлом учебном году. Педагогический коллектив приложил много сил и энергии дтя того, чтобы в школе не было отстающих. Повысилась успеваемость, знания учащихся стали бо лее глубокими и прочными. Правильно организованная подготовка к экзаменам в каждом классе намного по вышает уровень учебно-воспитательной работы, облегчает борьбу с неуспеваемо стью и второгодничеством. Прекрасный пример в этом отношении показывают учителя тт. Тимошенко, Пономарева, Ды- хаяова, Нечаева. Они по своим предметам г классам не имеют неуспевающих уче ников, потому что настойчиво и повсе дневно борются за прочные и глубокиг' знания. ■ Р о с с о ш а н с ко й с р е д н е й ш к о л ы Особого внимания заслуживает оиъп учительницы русского языка и литералу ры т. Тимошенко. Когда она принял!' 5-й класс, в нем было 17 неуспевающие учеников по русскому языку. Прежде все го т. Тимошенко выявила знания все: учащихся. Затем она стала давать инди видуальные задания, выполнение которых строго проверяла на уроках. Каждому школьнику учительница вме нила в обязанность составлять словарю грудных слов. Она подробно об’ясняла зна чение каждого слова, контролировала пра вильность его произношения. Многое дела ет она и как классный руководитель. Тов. Тимошенко хорошо знает каждого своего ученика, его наклонности и способ- . гости. Она добилась серьезных успехов-: осе ученики руководимого ею класса за- чимаются хорошо и успешно готовятся к экзаменам. Напряженно и упорно готовятся у нас ч экзаменам на аттестат зрелости десяти- лаесники. Для них проводятся консуль тации, читаются обзорные лекции. Родительский комитет помогает школе Н . Л е б е д е в , пр ед сед ател ь р о д и т е л ь с к о го ко м и т е т а 11-й средней ш к о л ы г. В о р о н е ж а Вопрос о помощи школе в подготовке к экзаменам стоит в центре внимания наше го родительского комитета. Большое мест© в его работе занимает педагогическая про паганда среди родителей учащихся. На общешкольных и классных родительских собраниях в этом месяце прочитаны докла ды и лекции, подробно^рассказывающие о порядке проведения экзаменов, о требова ниях, которые будут пред’явлены учащим, ся. Особое внимание родителей сосредоточе но на, создании для детей необходимых бы. товых условий, соблюдении твердого режи ма дня, правильном чередовании рабочего времени и отдыха и т. д. Президиум родительского комитета си стематически заслушивает на своих засе даниях отчеты родителей учащихся о том, как они помогают детям готовиться к э к заменам. Особенно пристально мы следим за тем, чтобы все ученицы посещали школу. Оетронуждающимся детям мы ста- оаемся своевременно оказывать матеци-али ную помощь из специального фонда все обуча. Мы, родители, убеждены в том, что на чти дети все, ка к один, отлично подгото вятся к экзаменам и успешно завершат учебный год. Стенная печать в борьбе за успеваемость Г. Кладова, р е д а кт о р о бщ еш ко л ь н о й с те н н о й га зе ты 11-й сре д н е й ш к о л ы г. В о р о н е ж а Наша школьная стенная газета основной своей задачей ставит борьбу за образцовую подготовку к экзаменам, за хорошую ус певаемость и активное участие учащихся в общественной жизни. В газете мы по мещаем заметки корреспондентов, кото рые имеются во всех старших классах. В четвертом номере нашей газеты была помещена статья «Как готовиться к экза менам». Эта статья заинтересовала всех учащихся школы, потому что она расска зала, как лучшие учащиеся готовятся к экзаменам и как они помогают своим от дающим товарищам. Каждый класс также имеет свою стен ную газету. В последних номерах этих стенгазет помещены корреспонденции уче ниц: «Как я готовлюсь к экзаменам», «Мой режим дня» и другие* Газеты помещают также критические заметки о фактах плохого поведения или нерадивого отно шения отдельных учащихся к учебе. Эти заметки оказывают большое влияние на учениц. ☆ Ш и р е использоват ь опыт передовых учит елей С. И в а н о в , за в . каф е д р ой п е д а го ги к и Г о с у д а р с т в е н н о го ун и в е р с и те та До экзаменов остаются считанные дни. подготовка вступает в последнюю, рентаго дую фазу. Четыре основных задачи стоят ейчас перед каждой школой: помощь ула димся, подбор ассистентов, составление .расписания экзаменов, подготовка учебно- о оборудования и создание надлежащей экзаменационной обстановки. Особое внимание должно быть уделено реализации помощи учащимся. Нужно ровестп соответствующую раз’яслитель- дую и воспитательную работу среди уча- пихся, чтобы мобилизовать их волю на [реодоление трудностей, поднять чувство гветственности. Некоторые школы Воронежа и области ■делали в этом отношении немало, но еще шлеко не все. Надо довести до сознания учащихся цель и задачи экзаменов, раз’- яенить, как лучше готовиться к ним, то- *сть ка к повторять пройденный материал, организовать режим дня, чередовать труд и отдых и т. д. Одновременно следует не сти раз’яснительную работу среди родите лей, которые должны вместе с учителями прививать детям правильный взгляд на •кзамены, внушать им веру в свои силы. Руководителям школ и родителям необхо димо подумать о разгрузке ребят от домаш ней работы. Далее я хочу остановиться на вопросе о консультации. Используя консультации как помощь учащимся в подготовке к экзаменам, мы не должны превращать их в дополнитель ную учебу, занятия сверх уроков. Если учитель будет рассматривать консульта цию как дополнительное занятие, то уча щиеся окажутся перегруженными в период подготовки к экзаменам. Бывает и так, что консультация превращается в сред ство натаскивания учащихся к экзаменам, итучиваиия готовых ответов по билетам. Консультация должна проводиться в оп ределенные дни и часы и, конечно, во '»яоурочное время, причт] она может быть и индивидуальная и групповая. Консуль- гант должен опираться на желание уча щихся. но это не исключает отдельных вызовов. Учитель видит, в чем отстает ученик, и может организовать группу не успевающих по одному из разделов пред мета. На консультации надо затрагивать не только вопросы по содержанию предмета, но и по методике самостоятельной работы. Несколько слов о повторении. Методы повторения многообразны. Это — обзор ные лекции, беседы, рассказы учащихся с дополнением учителей, лабораторные ра боты, экскурсии. Сейчас особое значение приобретают обзорные лекции. Опыт луч ших учителей показывает, что повторение не должно быть простым воспроизведени ем всего пройденного материала. На такую работу нехватит ни сил, ни времени. Не обходимо выделить узловые темы програм мы по предметам и в соответствии с ними вести повторение. Многочисленные приме ры из опыта передовых учителей говорят именно об этом, и нам надо распростра нять этот опыт во всех школах. ОБЗОР ПЕЧАТИ Ошибка китовиной районой газеты В конце марта в Никитовском районе состоялось совещание хлеборобов, посвя щенное вопросам организации труда в кол хозе. Редакция районной газеты «За ком мунизм» опубликовала отчет об этом со вещании. Как явствует из него, доклад чик, главный агроном райсельхозотдела т. Пригородов, «подробно остановился на организации труда в колхозах и конкретных меро приятиях по выращиванию высокого уро жая сельхозкультур на больших пло. щадях». Читатель вправе был надеяться, что ре дакция в свою очередь подробно расска жет, в чем именно состоят эти конкрет ные мероприятия. Однако она не пожелала утруждать себя обстоятельным анализом хода совещания я ограничилась простым перечислением выступавших. «Бригадир третьей бригады т. Петров в своем выступлении рассказал, к а к бригада подготовилась к весеннему севу», «о го товности бригады к весеннему севу рас сказал бштсадир колхоза «Красный само лет» т. Ерыгин» и т. д. — таков стиль этого отчета. В бесстрастных, сухих стро ках его нет ни слова о самом главном: об организации труда в колхозе. Десять дней спустя, когда в районе уже начались весенние полевые работы, газета выступила с подборкой, озаглавленной «В решительное наступление за высокий урожай!». Казалось бы, здесь редакция не преминет поговорить о том, кто и ка к должен вести «решительное наступление за урожай». Однако и на этот раз она уклонилась от ответа на главные вопросы. Может показаться странным, но в подбор ке, посвященной полевым работам, о дея тельности полеводческих брягад даже не упоминается. Более того, в четырех за метках вы не найдете даже слов: «брига да», «бригадир». Все заметки состоят сплошь из безличных и неопределенно- личных предложений. «Тщательное наблюдение за подсыха нием почвы было установлено в колхо. зах Журавского Сельсовета, — сооб щает газета. — В колхозе им. Жданова было забороновано зяби 30 га, в кол хозе «Красный ударник»...начались по левые работы». Кем установлено наблюдение за почвой? Кто забороновал 30 гектаров зяби? Как начались полевые работы? Редакция по чему-то не сочла нужным рассказать об этом читателю. И только <в середине апреля, т. е. тогда, когда сев в колхозах района шел уже пол ным ходом, на страницах никитовекой газеты впеовые стали появляться матери алы, которые, если судить по заголовкам, имеют какое-то отношение к организации труда в колхозе и, в частности, в поле водческой бригаде. В номере от 14 апреля центральное место занимает заметка «Бригада закончила сев ранних яровых». Однако, взяв из очередной сводки рай сельхозотдела десяток цифр и фамилий, от себя редакция добавила лишь одну един ственную фразу: «Бригада на севе добилась хороших результатов». В газете нет показа опыта лучших поле водческих бригад, борьбы за их укрепле ние, не видно заботы о деловом и полити ческом росте колхозного бригадира. Редак ция не привлекает к выступлениям самих колхоеных бригадиров. Она предпочитает заполнять страницы газеты материалами своих сотрудников. Неглубокие, небрежно отредактированные заметки порой вызы вают недоумение. Только несерьезным от ношением редакции к делам полеводческих бригад, к работе бригадиров можно об‘- яснить появление заметки «Бригадир Пле- скачев оштрафован», написанной, кстати сказать, также по материалам райсельхоз отдела. Не разобравшись в том, в какой мере бригадир т. Плескачев повинен в недостат ках, допущенных бригадой, газета спешит сообщить читателям: «бригадир... оштрафован». Поверхностное знакомство с делом, не желание вникнуть в причины недостат ков привели к тому, что редакция не помогает колхозным бригадирам. А ведь в данном случае у нее был серьезный повод глубоко проанализировать работу возглав ляемой т. Плескачевым полеводческой бригады, на ее примере показать истинные причины недостатков на севе и научить не только т. Плескачева, но и других бригадиров района, к а к лучше руководить бригадой. Производственная полеводческая брига да является основной и главной формой организации труда в колхозах. Долг рай онной газеты— повседневно направлять первичные партийные организации на решение важнейшей задачи колхозного строительства — всемерного укрепления бригады. Но тщетно искать на ее стра ницах отражение деятельности коммуни стов в полеводческих бригадах. Она не поднимает вопросов творческого содруже ства полеводческих и тракторных бригад, социалистического соревнования между бригадами, не показывает всей той боль шой и разносторонней работы, какую должны проводить и проводят партийные организации. Видимо борьбу зд укрепле ние производственной бригады редакция считает кампанией. Невольно возникает вопрос: читают ли газету в райкоме? И если читают, то почему не укаж ут редакции на ее ошибку^ В возроЖденном селе К0Р0Т0ЯК (соб. корр. «Коммуны»). — Старинное придонское село У рыв в годы войны было разрушено немецко-фашист скими захватчиками. Сейчас оно поднято из развалин. С помощью государства кол хозники построили 250 жилых домов, мно го общественных Зданий. Урыв продолжает благоустраиваться. Только в прошлом году сооружено 52 но вых дома для колхозников, а в центре се ла — хороший клуб. Культбригада клуба выступает с концертами в полевых станах.’ Сейчас строится 16 новых домов. Семья военнослужащего т. Волкова первого мая отпразднует свое новоселье. В сельхозарте ли им. Молотова построен радиоузел, озе леняются улицы. Колхозники сельхозарте лей им. Ворошилова, им. Молотова, «13-й год Октября» соревнуются за достойную встречу первомайского праздника. Село принимает праздничный вид. О р г а н и з о в а н н о з а в е р ш и м у ч е б н ы й г о д в с и с т е м е п а р т и й н о г о п р о с в е щ е н и я Учебный год в сети партийного про- ^ хвещения близится к концу. Основной зада чей в подготовке к итоговым занятиям яв ляется дальнейшее повышение качества политической учебы коммунистов и выпол нение учебных планов как политшколами и кружками, так и всеми самостоятельно изучающими марксистско-ленинскую тео- 1 рию. Партийные организации должны уси лить внимание к делу изучения марксист ско-ленинской теории во всей сети по литического просвещения, улучшить руко водство политшколами и кружками. Этот учебный год в системе партийного просвещения начался более организованно, чем прошлый. Для руководства политшко ле ми и кружками в парторганизациях Во- 1 снежа* были своевременно подобраны про пагандисты, к поры© получали необходи мую помощь как при подготовке к заня тиям, так и в ходе их. Тщательно, на основе принципа строго дифференцирован ного подхода к коммунистам было прове дено комплектование сета партийного про свещения. Все это позволило своевременно приступить к занятиям и вести их на вы соком идейном и теоретическом уровне. В качестве- положительного факта следует также указать на большую устойчивость состава как, слушателей кружков, так и, в особенности, пропагандистских кадров. В партийных организациях города за это время выросло немало способных пропа гандистов, для которых пропагандистская деятельность стала ка к бы их второй про фессией. Такие пропагандисты, как, напри мер, т. Деева из парторганизации желез нодорожного узла Воронеж I I, т. Торхунов (парторганизация завода им. Коминтерна), тт. Сибирко, Иванов, Чеботарев с завода им. Дзержинского и другие вкладывают в свою работу много творческой инициати вы, методически правильно строят заня тия, добиваясь от слушателей глубокого усвоения материала, прививая им навыки самостоятельной работы. Известные положительные результаты достигнуты и в организации самостоятель ного изучения коммунистами марксистско- ленинской теорий. Внештатные консуль танты райкомов партии помогают коммуни стам глубоко разобраться в важнейших вопросах теории и истории партии, систе матически следят за выполнением индиви дуальных учебных планов. Несмотря, однако, на. общее улучшение положения в сета партийного просвещения, в ряде парторганизаций имеют место серь езные недостатки. Так, в городской партор ганизации из 605 политшкол и кружков более 100 отстают с выполнением учебно го плана на 10— 15 часов и даже более. Особенно заметно отставание в политшко лах и кружках Железнодорожного района. Занятия в ряде кружков и политшкол продолжают строиться неправильно, руко водители .их, как это было установлено при проверке парторганизаций мебельной фабрики, госшвейфабрики N° 1 и ДР., при бегают к формально-школярскому метолу. В кружке по изучению «Краткого курса истории ВКП (б)» при парторганизаций артели им. XV III партсъезда (Коминтер- новский район) трижды сменялись пропа гандисты, а с февраля занятия здесь фак тически прекратились. Не всегда правиль но организуется работа постоянно дейст вующих семинаров. Некоторые пропаганди сты не обеспечены необходимыми на глядными пособиями или не умеют ими пользоваться. Серьезные недостатки имеются п в орга низации самостоятельной учебы коммуни стов. Некоторые товарищи из числа пар тийного и советского актива только фор мально числятся в группе самостоятельно изучающих марксизм-ленинизм, а на де ле они перестали работать над повышени ем своего идейно-политического уровня. Неправильно относятся к своим обязанно стям и отдельные консультанты. Это в особенности относится к консультантам парторганизации завода и.м. Дзержинского. Здесь относительно неплохо поставлена ра бота политшкол и кружков, но совершенно отсутствует контроль за самостоятельно изучающими теорию. Консультанты тт. Морозкин, Коноплин и другие перестали проводить индивидуальные консультации, не проверяют, как прикрепленные к ним товарищи ведут конспекты. В лучшем слу чае они довольствуются устным сбором сведений о том, кто над каким вопросом работает. Партийные кабинеты райкомов и горко ма ВКЩ б) также еще мало занимаются распространением опыта лучших пропаган дистов и конедшьтантов, не показывают опыта самостоятельной работы коммуни стов над первоисточниками. Все эти недостатки объясняются тем, что некоторые партийные организации ослаби ли повседневный контроль за работой сети партийного просвещения, рассматривая это дело подчас как скоропреходящую кам панию. Неправильно / относится к делу политической учебы партбюро завода им. Калинина. Несмотря на то, что многие круж ки здесь работают неудовлетворитель но, партбюро за весь год ни разу не обсу дило этого вопроса. Своевременно не по правил партийное бюро и Ворошиловский райком ВКЩб). Сейчас, в самый ответственный период учебного года, партийные организации дол жны особенно тщательно выяснить положе ние дел в каждой политшколе, каждом кружке, в группах самостоятельно изу чающих теорию с тем, чтобы, исходя уже из конкретных условий, наметить меры но организованному завершению учебного года. В связи с этим большое значение имеет вопрос о сроках окончания занятий в шко лах и круж ках . Ни в коем случае нельзя допускать повторения ошибки прошлых лет, когда отдельные пропагандисты с ведома райкомов партии делали попытки наверстать отставание с выполнением учебных планов путем всемерного ускоре ния работы школ и кружков. Сроки оконча. ния занятий должны устанавливаться с учетом особенностей, каждой политшколы и кружка и в зависимости от того, сколько тем еще осталось изучить в данной школе или кружке. При этом надо предупредить всякую спешку в прохождении материала, которая может привести лишь к формаль ному выполнению учебного плана и на нести Серьезный ущерб качеству учебы. Надо добиться регулярного проведения за нятий в политшколах и кружках, полной явки слушателей, усиления их работы над учебными пособиями. Только при этом условии можно ожидать действительного выполнения учебных планов. В целом ито говые занятия в системе партийного про свещения целесообразно отнести на конец июня. Правильно поступают те райкомы пар тии, которые, как это, например, недавно сделал Кагановичский райком, глубоко проверили положение в сети партийного просвещения по каждой партийной органи зации. Результаты проверки здесь обсужда лись на бюро райкома ВКЩб), а затем на пленуме. Все это позволило райкому разра ботать конкретные меры по завершению учебного года, правильно наметить сроки итоговых занятий. Проверка, например, показала, что по литшколы парторганизаций резерва провод ников и пединститута значительно отстают с выполнением учебного плана. Райком ВКП(б) рекомендовал руководителям этих политшкол продлить занятия до 1 июля с таким расчетом, чтобы прохождение про граммы можно было закончить без спешки. Подобным образом определены сроки учебы и для других школ и кружков. Перед итоговыми занятиями пропаганди стам следует организовать в помощь слу шателям консультации и обзорные лекции по изученным темам, обратив особое вни мание на наиболее сложные и трудные вопросы. Итоговые занятия должны прово диться, ка к и обычные занятия, методом развернутой беседы по основным вопросам материала, пройденного в текущем учебном году. На итоговом занятии необходимо при сутствие секретаря первичной парторгани зации и представителя райкома ВКЛ(б). С коммунистами, самостоятельно изу-* чающими теорию, проводятся итоговые те оретические собеседования с участием представителя первичной парторганизации. Во время таких собеседований следует об суждать только вопросы, охватывающие изученный за год материал. Сообщая результаты проверки знаний каждому слушателю, следует отметить, ка кие разделы программы и вопросы им ус воены хорошо, какие недостатки имеются в его работе, посоветовать, на что он дол жен обратить внимание, занимаясь летом. Товарищам, недостаточно усвоившим учеб ный материал, слабо разбирающимся в тех или иных вопросах, следует давать на лет ний период задания по повторению, орга низовав дополнительную помощь им. Одновременно с завершением учебного года необходимо начать подготовку к но вому учебному году в системе партийного просвещения. Секретарь первичной парт организации вместе с пропагандистом дол жен теперь же определить, где каждый коммунист будет учиться в новом учебном году, учитывая при этом прежде всего же лание самого коммуниста и результаты его учебы в истекшем учебном году. В летний период следует систематически читать для коммунистов доклады и лек ции по вопросам политики партий и со ветского государства, науки и искусства, о текущем моменте, о международном по ложении и другие. Все это создаст необхо димые предпосылки для успешного про должения учебы в будущем году. В. НИКОЛЬСКАЯ, секретарь Воронежского горкома В КЩ б ^ ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz