Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

4 К 0 М М У Н 4 19 а п р е л я 1950 г., № 78 (5 8 6 5 ) О 6 П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Идейный рост коммунистов Идейно-политическое воспитание комму­ нистов, повышение их марксистско-ленин­ ской сознательности всегда было и остает­ ся важнейшим участком партийной работы. Выполняя решения и указания Централь­ ного Комитета ВКП(б), партийные органи­ зации Комицтерновского района г. Воро­ нежа за истекший период учебного Рода провели значительную работу по поаити- че.'К.ому образованию коммунистов, интел­ лигенции. Учебный год в сети партийного просве­ щения начался своевременно я организо­ ванно. Значительно улучшился состав про­ пагандистских кадров: па протяжении все­ го года им окалывалась необходимая теоре­ тическая и методическая помощь. Все это позволило с самого начала создать условия для успешной работы политшкол и кр уж ­ ков, а также самостоятельно изучающих марксистско-ленинскую теорию. Различны­ ми формами партийного просвещения охва­ чено ПОЧТИ две с половиной тысячи ком­ мунистов и беспартийных товарищей. В результате настойчивой и системэтической учебы партийных и советских кадров день ото дня повышается их марксистско- ленинская сознательность, растет их поли­ тическая и деловая квалификация. На заводе им. Коминтерна все знают коммуниста т. Агапова, фрезеровщика из инструментального цеха. В этом году г. Агапов приступил к изучению «Кратко­ го курса истории ВКП (б)». Сейчас он вме­ сте с другими товарищами изучает VI гла­ ву. Систематическая марксисте ко-ленин- ская учеба помогает т. Агапову в его по­ вседневной работе. Он активно участвует в общественной жизни коллектива цеха, неоднократно вносил ценные предложения по улучшению организации труда и техно­ логии производства. Руководство завода по. ручило т. Агапову изготовление ответст­ венных деталей. Ныне его инструменты расходятся по всем цехам завода, обеспе­ чивая бесперебойную работу токарей-скоро­ сти икон и других новаторов производства. оканчивает изучение «Краткого курса негорда ВКП (б)» контролер инструментам ь- ного цеха завода «Электросгагоал» комму­ нист т. Шурупов. Тов. ШурупОв — одаи из инициаторов изготовления новых ин­ струментов, обеспечивающих высокую про­ изводительность труда при отличном ка­ честве продукции, Слушатель Политкруж­ ка при парторганизации депо Воро­ неж II коммунист т. Грибоедов работает слесарем. Ош—-один из лучших стахановцев депо, передовиков предмайского социали­ стического соревнования. • В каждой политшколе, в каждом кружке можно найти примеры, показывающие зна­ ч и тел ьны й политический рост слушателей. На днях на совещании в отделе пропа­ ганды и агитации Обкома ВКП(б) обсуж­ дались доклады *0 текущем моменте», разработанные докладчиками райкомов пар­ тии: т. Лубяновым — секрета,рем Давы­ довского райкома ВКП(б) и т. Паняви- НЫ 1 М— секретарем Панин ского райкома ВЛКСМ. Совещание признало, что т. Лубяной умело использовал в докладе фактический материал из жизни района, дал яркую ха­ рактеристику мощного нод’ема -сельского хозяйства в пашей стране, хорошо спла­ нировал последовательность изложения те- повышение их активности в общественной и производственной жизни своего пред­ приятия, стройки, учреждения. Успех работы сети партийного просве­ щения обусловлен ка к более тщательным, нежели это было вяньте, подбором пропа­ гандистских кадров, повседневной работой с ними, так и постоянным вниманием к боль­ шому и важному делу политической учебы коммунистов со стороны первичных пар­ тийных организаций. В этом году на рабо­ ту в качестве пропагандистов райком вы­ двинул значительно больше товарищей из числа руководящих партийных и хозяйст­ венных работников. Среди них: т, Вол­ ков— главный конструктор завода им. Ко­ минтерна, т . Устинов— секретарь партбюро станции Воронеж II и другие. Все прона­ ган,диеты, за немногим исключением, имеют высшее и среднее образование. Еще задолго до начала учебного года райком ВКП{6) создал постоянно действую­ щий семинар руководителей политшкол и кружков. Семинары, руководимые т.т. Бу­ даевой и Коси новым, проходят на высоком идейном уровне, оказывают пропагандистам большую методическую помощь. Пропаган­ дисты т.т. Волков, Гусева, Левина, Кудряв­ цев, широко используя йа занятиях при­ меры из жизни, художественную литера­ туру, карты, наглядные пособия, сумела добиться активного участия своих слуша­ телей в беседах, они повседневно приви­ вают им навыки самостоятельной работы над книгой. И не случайно, что среди слу­ шателей именно этих пропагандистов мно­ го новаторов производства, передовиков со­ циалистического соревнования. Забота первичной партийной организа­ ции об идейном и политическом роете ком­ мунистов— непременное условие успешного овладения маркеистско-ленинскшга знания, ми. Характерна в этом отношении партор­ ганизация завода им. Коминтерна. В прош­ лом году здесь были допущены серьезные недостатки в организации политической учебы. Эчу> привело в тому, что часть кружков так и не закончила прохождение программы, многие коммунисты из числа самостоятельно изучающих теорию также не выполнили намеченного плана. С самого начала нынешнего учебного года парторга­ низация завода и ее секретарь т. Бутурлин много внимания уделили политической уче_ бе коммунистов. Партийное бюро неодно­ кратно обсуждало ход занятий в полит­ круж ках, заслушивало отпеты самостоя­ тельно изучающих марксистско-ленинскую теорию. В результате в этом году дело Пар. тайного просвещения в парторганизаций значительно улучшилось. Здесь учатся все коммунисты, занятия в., круж ках стали, бо- Кущих событий. Но в докладе исполь­ зованы некоторые уже устаревшие фак­ ты й события. Совещание отметило, что материал дон- лада т. ЛубяНова после некоторого до­ полнения будет более содержательным и интересным. Доклад т. II аИльина приз­ нан неудовлетворительйым. Он требует ос­ новательной переработки. ПолитДокладчи­ кам тт. Лубянову и Панявнну рекомендо­ вано о недостатках их докладов, отмечен­ ных в отделе пропаганды и агитации Об­ кома партии, рассказать Па совештпшх групп полйтдокладчиков райкомов ВЕЩ б). лее содержательными и проходят при вы ­ сокой активности слушателей, которые по­ казывают прочные знания. В ближайшее время политшколы и кр уж ­ ки приступают к подведению итогов своей работы, которые явятся вместе о тем и итогом работы парторганизации по политп. ческамгу просвещению коммунистов. Про­ верка состояния партийного просвещения в парторганизациях района, недавно про­ веденная райкомом партии, показывает, что в постановке политического образования коммунистов еще ймейт место серьезные недостатки. Так, партбюро завода «Электро­ сигнал» ослабило контроль за работой по­ литшкол и кружков и особенно за работой самостоятельно изучающих теорию. Поэто. му политшколы и кр уж ки в парторганиза­ ции значительно отстают от программы, а коммунисты, самостоятельно изучающие теорию, не выполняют своих планов. Неудовлетворительно работает семинар по политической экономии социализма, в ко­ тором участвуют руководители предприя­ тий, секретари ряда первичных парторга­ низаций района. Здесь низка посещаемость, многие участники семинара являются на занятия неподготовленными. Так, управ­ ляющий базой «Заготзерно» т. Трушин присутствовал всего только на трех заня­ тиях, он маля и лишь от случая к случаю работает над книгой. Некоторые товарищи, самостоятельно изучающие теорию марксизма-ленинизма, редко прибегают к помощи консультанта, не ведут конспектов и. как, например, т.т. Брюзгин, Германов, Ратникова (парторга­ низация завода «Электросигнал»), факти­ чески прекратили работу над повышением своего идейно-теоретического уровня. Эго серьезные сигналы. Й райком пар­ тии принимает меры к тому, чтобы устра­ нить вскрытые за последнее время недо­ статки. Мы провели районное собрание пропагандистов, на котором детально обсу­ дили состояние политической ,унебы в рай­ оне. Этому же были посвящены прошедшие собрания в первичных парторганизациях. Кроме того, деятельность некоторых парт­ организаций по политическому просвеще­ нию ком 1 мунистов рассматривалась ей засе­ дании бюро райкома ВКП(б). Вопрос о задачах организованного завер­ шения учебного года по всей сети парт­ просвещения будет поставлен на очередном пленуме райкома. Все это направлено к тому, чтобы в еще большей степени сосре­ доточить внимание парторганизаций на во­ просах идейного воспитания членов и кан­ дидатов Партии. И. лыгин, секретарь Номинтерновского райкома ВКЛ(б), » ПАРТИЙНЫЙ АНТИВ ОВЛАДЕВАЕТ ЗКОНОМИЧЕСНИМИ ЗНАНИЯМИ ЛИПЕЦК (соб. корр, «Коммуны»). — Второй год работают в городе два семи­ нара по изучению политической экономии социализма. Один из них, при партийном кабинете горкома ВКП(б), оо’адиняет пар­ тийный,, советский актив и руководителей предприятии Правобережья.^ Второй создан при партийном кабинете Тракторозаводско­ го райкома партии. Слушатели семинаров из намеченной программы изучили уже 13 тем. Препо­ дает политическую экономию социализма лектор Обкома партии тов. Николаев, Семинарские занятия проходят в твор­ ческой обстановке. Многие товарищи сами выступают с докладами. В отделе лпопаганды и агитации Обкома ВКП(о) Обсуждение докладов, разработанных политдокладчйками райкомов ВКП(б) Поток приветствий Подгоренсюий цементный завод ваял обязательство в честь 1 Мац дать сверх плана тысячи тонн цемента. На еиимке: инженеры лаборатории М . Толочкова н Н. Платонова испытывают цемент на сжатие. Фото Т. Копелиович. НАВСТРЕЧУ ПЕРВОМУ МАЯ Соревнование горняков Более 200 горняков рудника «Орлов ю г» борются за то, чтобы к первомайско­ му празднику выполнить шестимесячное задание. Передовики производства, став на стахановскую вахту в честь 1 Мая, намно­ го перевыполняют сменные нормы выра­ ботки. Так, например, забойщики Павел Шер­ сти т и Василий Коротков добывают за смену до 23 тонн огнеупорной глины вместо 14 тонн по норме. На 180 процен­ тов выполняют свои задания крепильщи­ ки Петр Гапонов, Егор Тарасенко, грузчик Александр Зайцев. А. МОИСЕЕВ. По примеру Лидии Корабельниковой Патриотический почин бригадира фаб­ рики «Парижская коммуна» Лидии Кора­ бельниковой л комплексной экономии — горячо поддержан паровозниками депо Рос- сошь, Вступая в предмайское социалистиче­ ское 'Соревнование, машинисты взяли на себя обязательство систематически эконо­ мить топливо В борьбе за экономное рас­ ходование топлива достигнуты значитель­ ные результаты, В течение месяца сбере­ жено столько угля, сколько потребовалось для работы всех паровозов депо на двое с половиной СУТОК. Первенство в соревновании за экономию топлива держит коллектив колонны пяти- сотников, руководимый т. Бурьян. Паро­ возники этой Колонны сэкономили 380 тонн. Бо'лее 300 тонн угля сберегли стра­ не водители локомотивов колонны, воз­ главляемой т. Дегтяревым. Паровозная бригада старшего машини­ ста т. Морозова уепеШио борется за вы­ полнение взятых обязательств — ежеме­ сячно беречь столько угля и смазочных материалов, которых' хватило бы па­ ровозу на два полных рейса по кольну Россошь — Чертк ово — Писки — Рес- сошь. На лицевом счету этой бригады уже имеются десятки тонн сэкономленного топ­ лива. Ценная инициатив?» Лидии Корабелыт- ковой находит активную поддержку среди железнодорожников Россошансдоп ^зла, В. ДЕВОЧКИН. 8 связи с семидесятилетием товарища И. В. Сталина приветствия с сердечными пожеланиями доброго здоровья и долгих лет жизни товарищу Сталину прислали: Коллектив рабочих и служащих чайсовхо- за «Аврора», Азербайджанской ССР: Личный состав экипажа парохода «Ка­ зань»; Коллектив работников полярной станции «Мыс желания»; Полярники острова «Преображения»; Коллектив зимовщиков полярной станции «Мыс Беллингса»; Коллектив рабочих и служащих, сезон­ ных рабочих и колхозников Карагайского лесоучастка, Сивинского леспромхоза, Мо- лотовской области; Делегаты V I раионной партконференции Быковского района, Сталинградской обла­ сти; Научные работники, рабочие и служащие Киргизского научно-исследовательского ин­ ститута животноводства; Профессорско-преподавательский состав, студенты и административно-хозяйственные работники Ереванского Государственного университета им. В. М. Молотова; Слушатели, профессорско-преподаватель­ ский состав и сотрудники Центральной ком­ сомольской школы при Ц К ВЛКСМ ; Коллектив рабочих и служащих Кропот­ кинской мебельной фабрики Курской обла­ сти; Колхозники и колхозницы колхоза им. Коминтерна, Владимир-Вольтскогб района, Волынской области; Колхозники и колхозницы колхоза «Путь к урожаю», Ново-Анненского района, Ста­ линградской области; Рабочие, служащие и инженерно-техниче­ ские работники Закаменской МТС, Бурят- Монгольской АССР; Коллектив рабочих, специалистов и слу­ жащих Мачкасского государственного лесо­ питомника Шемышейокого района, Пензей­ ской области; Колхозники и колхозницы колхоза ям. К. Маркса, Макаровского района, Саратов­ ской области; Колхозники и колхозницы колхоза им. Шверника, Шацкого района, Волынской об­ ласти; Колхозники сельхозартели «Червоноар- меец», Савинского района, Харьковской области; Колхозники и колхозницы, рабочие и слу­ жащие села Боровинки, Новозаимского рай­ она, Тюменской области; Колхозники сельхозартели «Новый путь», Свободненского района, Амурской области; Колхозники и колхозницы колхоза им. Сталина, Каменского района, Молдавской ССР; Коллектив рабочих и служащих Больше- Таловской МТС, Ростовской области; Коллектив рабочих и служащих Старо- Фундуровской МТС, Молдавской ССР; Колхозники и колхозницы сельхозартели им. Багирова, Геокчайского района, Азер­ байджанской ССР; Коллектив Потловской МТС, Колышлей- ского района, Пензенской области; Колхозники и колхозницы колхоза им. Буденного, Белолуцкого района, Ворошилов- градской области; Колхозники и колхозницы колхоза «Но- ве Життя», Шишацкого района, Полтавской области; Коллектив Московского инструменталь­ ного завода; Курсанты, преподаватели и администра­ тивно-технические работники Львовского культурно-просветительного техникума; Коллектив учащихся, преподавателей и работников Гадячской сельскохозяйственной школы Полтавской области; Слушатели, преподаватели и служащие Молдавской Школы руководящих кадров колхозов, г. Тирасполь; Коллектив работников эдравоохрШени,я Острожского района, Ровенской области; Коллектив учащихся, преподавателей и служащих Нижне-Чирской школы механиза­ ции, Сталинградской области; Коллектив рабочих совхоза им. 1 Мая, К детского района, Сталинградской области; Коллектив учащихся, преподавателей и сотрудников Брестской торгово-кооператив­ ной школы; Преподаватели, учащиеся и сотрудники Харьковского тексткльноВо техникума; Коллектив рабочих, инженерно-техниче­ ских работников и служащих Омского отде­ ления Омской ж. д.; Рабочие и служащие железнодорожного узла Елйсенваара Октябрьской ж. д.; Рабочие и работницы, служащие, нижете* ры и техники Валуйского железнодорожно­ го узла; Собрание рабочих и служащих Гутяяете- го лесхоза, г. Богодухов, Харьковской об­ ласти; Рабочие, служащие, инженеры и техники Ейского рыбозавода; Коллектив рабочих и служащих комбина­ та точной механики Куйбышевского гор- местпрома; Коллектив рабочих и служащих совхоза им. М. Горького, Азербайджанской ССР; Коллектив рабочих, инженерно-техниче­ ских работников и служащих Львовского паровозо-вагоноречюнтнаго завода; Коллектив инженерно-технических работ­ ников и служащих Государственного ин­ ститута по проектированию предприятий цветной металлургии: Научные работники, рабочие и служащие Всесоюзного научно-исследовательского ин­ ститута гидрогеологии и инженерной геоло­ гии; Профессора, преподаватели, студенты, ра­ бочие и служащие Московского механиче­ ского института; Научные работники, рабочие и служащие Всесоюзного научно-исследовательского ин­ ститута холодильной промышленности им. А. И. Микояна; Коллектив научных работников Западно- Казахстанской опытной станции животно­ водства; Члены Ленинградского товарищества художников; Коллектив рабочих и служащих речной пристани Краснодар; Коллектив рабочих и специалистов совхо­ за «Поболово», Гомельской области; Рабочие, инженерно-технические работни­ ки и служащие Латвийской камвольной фабрики, г. Рига; Коллектив рабочих и служащих Вологод­ ского мясокомбината; Работники связи г. Полтавы; Коллектив научных работников, рабочих и служащих Петровской государственной се­ лекционной станции; Коллектив рабочих и служащих племсвя- носовхоза «Индустрия» Минской области; Коллектив государственной капеллы «Трембита», г. Львов; Ученицы 9-го класса школы № 12 г. Мянска 1 ; Учителя и ученики Пичкаревской школы, Грязовецкого района, Вологодской области; Учащиеся и преподаватели Даугавойла­ ской плодоовощной школы; Коллектив медицинских работников Кик- видзенского района, Сталинградской обла­ сти; Коллектив рабочих и служащих совхоза «Приволье», Ворошиловградской облаете; Коллектив работников Быковской опыт­ ной станции, Сталинградской области; Пионерская организация Князевской се­ милетием школы, Лозовского района, Харь­ ковской области; Учителя и учащиеся Таганрогской на­ чальной школы № 15; Коллектив рабочих, служащих, инженер­ но-технических работников Барун-Тарбага- тайского леспромхоза, Бурят-Монгольской АССР; Рабочие, специалисты и служащие пле­ менного совхоза «Аламедин», Киргизской ССР; Преподаватели и учащиеся средней шко­ лы им. Пушкина, Хазараспского района. Хорезмской области; Коллектив рабочих и служащих фабрики «Индустрия», г. Искр, Болгария; , Коллектив рабочих и служащих завода «Хорсмал», Плевея, Болгария; Рабочие и служащие фабрики им. В. Чер- венкова, г. Габрово, Болгария; Крестьяне села Лесигорско Габровской околии, Болгария; Коллектив рабочих и служащих завода им. В. Коларова, Болгария; Рабочие и служащие текстильной фаб­ рики им. 9-е сентября, г. Бела Слатина, Болгария; Рабочие и служащие шахты «Гюдюрская», Болгария; Горняки, шахты «Крушов дол» г. Кырд- жади, Болгария; Коллектив рабочих и служащих Плов- дивского завода им. Сталина, Болгария; Рабочие и служащие хлопкопрядильной фабрики «АлЬмус», г. София. (Продолжение списка поступивших при­ ветствий — в следующих номерах). КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Роман о мужестве «На «клоне высокой. Покрытой зеленым лесом сопки стоит человек. Ой пристально смотрит в моле... Сейчас взойдет солнЦе...» Так начинается роман Лауреата Сталин­ ской премии Александра ваковского «У нас уже утро»,- Мы еще не знаем, кто стоит На склоне сопки: запоздалый путййй, йлй охотник, или верный Расовой. Но мы чувствуем, что это советский человек на далеком ру­ беже нашей пеоб’ятноЙ Родины. Вместе с ним мы наблюдаем, ка к восходйт сОлнЦе. В это время от Москвы несется полноч­ ный звон Кремлевских курантов. ...Велика земля советская. Начинается она у Тихого океана, там, где вот сейчас стоит человек на склоне сопки и при­ стально смотрит в море. «Человек молчит: никто не знает, о чем о® сейчас думает. Й (> если бы можно бы­ ло слушать мыслй, вот что мы услыша­ ли бы: — Друзья мой, дорогие советские лю­ ди! Приезжайте к нам на Южный Саха­ лин... Я честно предупреждаю вас: не обольщайтесь тем, что он называется Южным, Сахалин— «не Сочи, не Ялта и не Одесса». Роман Ал. Чаковсшто— это захваты­ вающая правдивая повесть о наших лю- дях-героях, строящих новую жизнь на истерзанной^ японцами искони ЭД&жоЙ земле. Сказочно богат Сахалин. Его непокорен­ ные горы, нетронутые земные недра таят в себе мощные запасы каменного угля, нефти, золота, меди, ртути. Девственные леса его— неистощимый источник ценного с’ "чья и лулшшвы. Народность плодород­ ные почвы овдеодаы бодать никогда не­ виданные та * фрукты Н тучные хлеба. А «алое ценное богатство Сахалина— это омывающие его моря, кишмя-кишашие чудесной рыбой. Сразу же после изгнания с Южного Сахалина японских хищников, туда устре­ мились тысячи советских патриотов— лю­ дей о жарким сердцем, твердой Волей И крепкими руками. Они уже многое сдела­ ли, чтобы превратить его в остров сча­ стья. Но людей там еще очень, очень мало. Вот почему безычЯийый герой романа мыслит вслух, зовет: «Тот, кто честен п смел, кто любит т р у д и уМеет трудиться, будет дорогим гостем на нашей земле...» Сюжет романа прост. Сочными и ярки­ ми красками писатель рисует картину на первый взгляд суровой, Но привлекатель­ ной и милой Природы, к которой " надо лишь Приложить умелые трудолюбивые руки. В Центре романа коллектив Западного Сахалинского рыбокомбината. Все люди приехали сюда с разных концов Большой земли. Дружным отрядом , Не теряя време­ ни, начали они борьбу с природой необжи­ того края. Директор комбината коммунист Доронин попал на Сахалин неожиданно. Кадровый офицер Советской Армии, он после войны мечтал пойти в академию, обзавестись семьей. Но все обернулось иначе: демоби­ лизация, вызов в Министерство, срочная командировка на Восток, к рыбному' .мо­ рю... Видавший виды на войне, он все же сомневается: справится ли с большим делом? Однако уже в кабинете секретаря Сахалинского обкома партии он повоттт: — У каждого коммуниста есть глав­ ный долг, перед которым должны отсту­ пить все личные чувства. Я буду рабо­ тать честно* в этом можете не сомне- ватьед. Секретарь обком» Русанов поправляет его: — Не то вы говорите, не то чувствуе­ те. Вы... ка к бы это сказать, жертву пар­ тии приносите. А ей не нужна ваша жерт­ ва, понимаете, не нужна- Ей нужны вы сами, целиком, без остатка, н уж ны ваш ум, воля, сердце... Здесь... гореть надо, гореть, а не тлеть, понимаете? Писатель глубоко раскрывает психоло­ гию партийного руководителя— секретаря обкома партии. Он показывает его уменье проникнуть в душу человека, его способ­ ность не только поставить каждого на свое место, но и ы и ть в человека силы и уве­ ренность; зажечь огнем творчества, оду­ хотворить высокой партийностью. Русанов понимает, к а к важно привить людям Сахалина сознание великой ответ­ ственности за вез, что находится у них за спиной. «Они... на самом краю света-, па самом краю Советской земли, лицом в лицу с чуждым, враждебным миром. По­ зади простирается родная страна, и люди должны помнить об этом днем и ночью». Первым, кого Доронин встретил на ры­ бокомбинате, — был брянский колхозник Нырков. Сапером прошел он тернистый путь войны. Вез риска он ие представляет жизни. Всегда стремится вперед, к новому, неизведанному. С юмором Нырков о б го ­ няет свое появление на Сахалине: «Оста­ новиться не мог. Шел, шел... тут тебе Пруссия, Румыния, Болгария, Венгрия, тут тебе Корей, Маньчжурия... Весь шар земной под ногами вертится. По вот об'явилась новая земля— Сахалин, дай, думаю, и эту землю освою». Нырков осваивает новое дело с жаром. Когда на комбинате была создана партор­ ганизация, а его, рядового рабочего, из­ брали секретарем, Ныргов совсзм «потерял покой». Он понимает, как велика ответ­ ственность за моральное состояние людей, за успех путины, за буДРбу. всего комби­ ната. Он то поднимает рыбаков и идет с ними в поход на сопки, чтобы заготовить лес для жилья, то в бурю спасает флот на пирсе, то в трудную минуту вместе со всеми отправляется в .море. Дикая стихия треплет его, но Нырков выдерживает, не бросает штурвала, сиасазт товарищей. Таков этот брянский колхозник. Од не думает о личной славе, но много заботится о чести и счастье Родины. Однажды Ныр­ ков послал секретарю обкома партии пись­ мо. Он предлагал организовать зимний лов рыбы. Это очень Трудно, и японцы никог­ да не ловили зимой. «По мы можем это сделать, а японцы нам не указ»,— на­ стаивал секретарь парторганизации. Исключительно я р ко в романе обрисован образ начальника лова, дзЛЬневосточпицы Вологдиной. «Генерал-лейтенант! Ее й зо­ вут у пае генеральшей. Корпусом свобод­ но может командовать»,— тепло отзывается о ней Нырков при первой встрече с Доро­ ниным. Нина Васильевна Вологдина, сама ры­ бачка, выросла на Сахалине. Здесь в двадцатом году японцы живьем закопали в землю ее отца— сахалинского чекиста. Вологдина исключительно деятельна, но в то же время несколько сурова. Это чело­ век с сильным характером. И кажется естественным, как в самые опасные мо­ менты, в шторм на море, эта, с виду хрупкая женщина, проявляет иечеловечз- скую храбрость. Море— ее стихия. Поэтому столь не­ приязненно она встретила нового дирек­ тива, который впервые увидел так много воды. Она еще больше разочаровалась в способностях Доронина, когда заметила, что он не понимает и ка к будто Не ценит людей, не доверяет им. А ведь на комби­ нате так мало людей, Так запущено Хо­ зяйство: все пока держалось на остатках японской рухляди, на кустарщине. Только после того, ка к в дикий шторм директор сам вышел в море и чуть было не погиб, спасая рыбаков, она поняла, что иг — настоящий коммунист. Не­ приязнь сменилась глубоким уважением. Потом после многих испытаний, оно пере­ росло в более сильное, но не высказанное чувство... С любовью Показаны в романе совет­ ские люди. Они приехали на Сахалин, чтобы сделать его цветущим краем, мощ­ ным форпостом Родины. Па протяжении всего романа чувствует­ ся, как партия направляет дела и помыс­ лы этих людей, В'Осшттывает в них драго­ ценные качества: коллективизм и самоот­ верженность. Искренне помогает Доронину его фрон­ товой товарищ, полковник пограничных войск. Сам Доронин, еще не закончив вос­ становление комбината, помогает техникой рыболовецким колхозам. Налаживается тесная взаимопомощь между работниками комбината п шахтерами. Замечательные советские люди осваива­ ют Сахалин, строят там новую жизнь. На славные подвиги их вдохновляет партия, любовь к Родине. Отчетливо запоминается Ольга Леушева. Вначале это скромная девушка, врач, только что с институтской скамьи. Но вско­ ре мы видим ее вездесущей и неутомимой, требовательной и наступательной. Она всегда готова на принципиальный разговор с любым начальством, если это в интере­ сах дела, если надо провести профилакти­ ку, достать медикаменты или ренТгейо- айпарат. Подвиг раскрывает в ней настоящего человека. Ольга одна, ночью, в пургу от­ правляется в далекий колхоз, чтобы спа­ сти ранейого рыбака... Она выбивается из сил, сбивается с пути, сухой колючий снег хлещет ее по лицу... Заблудилась!.. Она замерзает. Но... «Нет чорт возьми, — кричит Ольга, — мы еще посмотрим, кто кого!». Уже. днем, обмороженная, добралась она до колхоза, и силы оставили ее. Но, уви­ дев раненого, сама, еле превозмогая боль, Ольга немедля берется за дело. Человек спасен. Она бесконечно рада. Александр ва ко вски й сумел п о к а з у наших сахалинцев такими, ка к они есть: все они с виду немного суровы, но полны бодрости, оптимизма. Молодой рыбак с Черноморья Дмитрий Весельчаков, старик Антонов, капитан флота Перечных, секретарь райкома пар­ тии Костюков, Нырков, Вологдина, Доро­ нин и сотни других — все это люди вы­ сокого долга и чести. Уродом в их среде кажется только один — старый Весельча- •ков. Он опытный и смелый рыбак, но ин­ дивидуалист, до крайноста тщеславный и жадный на деньги. Тщеславие и жадность толкают его на подлость: он отрезает ч у ­ жую сеть с рыбой. С презрением отвора­ чиваются от него все люди комбината. Эт0 самое тяжелое наказание для челове­ ка. И он начинает в конце концов пони­ мать всю мерзость своих проступков. В романе нет надуманных сцен, нет безликих людей. Все кажется естествен­ ным, жизненным. Естественна необычай­ ная радость по поводу окончания строи­ тельства первого настоящего русского до- .ма. Так же естественно отвращение к грязным и неуютным японским лачугам. Правдиво и убедительно показана борьба рыбаков с разбушевавшимся морем. С боем отвоевывают советские люди морские бо­ гатства для своей страны. Тепло описы­ вает писатель тощих японских рыбаков- бадракон Васю и Ваню, которые страшно боятся возвращения в каторжную для них Японию. Их приютил колхоз. Они счаст­ ливы. обретя настоящую Родину. С гордо­ стью говорит маленький японец: «Я Ва­ ня, Ваня, роесэке Ваня!». Для него и рус­ ское имя стало р о д н ы м . Правдоподобен в романе крупный япон­ ский рыбопромышленник Сато, хищный и злобный враг, хладнокровный убийца с Подобострастной улыбкой на лице. Роман «У нас уже утро» заслуженно удостоен Сталинской премии. Это роман о героических буднях на дальнем рубеже нашей Родины, роман о мужестве совет­ ских людей. С. СТЕПАНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz