Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

16 а п р е л я 1950 г., № 7 6 (5 8 6 3 ) К О М М У Н А ' а а е в Создадим новые народные песни В нашей области насчитывается свыше семисот хоровых коллективов. В каждом из них современная народная песня являет­ ся составной частью репергуа-ра. Сельские и колхозные хоры создают песни о Ленине и Сталине, о патриотизме советских людей, о героическом колхозном труде в радост­ ной жизни колхозников. Ряд песен, создан­ ны х в нашей области, занял прочное место в репертуаре хоровых коллективов страны. К ним относятся: «Два сокола», созданная воронповскими и лосевскими певцами. «Трудовая колхозная», «Мы про новую де­ ревню» и «0 Красной Армии», созданные в Лосевском н Чигольском районах, и дру­ гие. Колхозные иевцы этих районов плодо­ творно работают по созданию русской на­ родной песни. Они создали прекрасную песню «Под горой росли цветочки». Слова п музыка ее выражают глубокие чувства советского человека к родным воинам, ушедшим защищать счастье своего народа. Основная мелодия постепенно обрастала многоголосьем, скреплялась задушевными подголосками. П получила полное, закон­ ченное звучание. Эта песня отражает боль­ шую жизненную правду, чаяния и стремле­ ния народа, и поэтому она исполняется многими хоровьши коллективами страны, часто передается по заявкам радиослуша­ телей. Во время Отечественной войны колхоз­ ницы Лосевского района Степ анютин а и Солопенкова сложили интересную песню про «Катюшу». Находясь вблизи от лп- ,и я и фронта п видя действия наших ми­ нометов, колхозники создали песню о мощи Советской Армян. После войны кол­ хозными певцами были также созданы песня «О комбайне», «Долпя— разделил» и другие, ставшие популярными в народе. В этих песнях воспевается торжество кол­ хозного строя, радостная жизнь колхозни­ ков. В них славится послевоенная сталин­ ская пятилетка. Воронежский хо-р создал за последнее время народные песни о преобразовании природы, о колхозном труде, о великом вожде товарище Сталине. Современная народная песня имеет оп­ ределенную конкретную форму, отвечаю­ щую содержанию текста. Ее зачинатели обычно выносят основную мелодию на кол­ лектив, а народные певцы, являясь импро­ визаторами, разукрашивают ее новыми ме­ лодиями, и песня обогащается гармонически н полифонически. Не каждая песня ста­ новится законченной, если она даже не­ плохо звучала со сцены колхозного клуба. Как мы знаем, народ шлифует песню, совершенствует ее. Мне приходилось присутствовать при со­ здании многих песен воронежскими певца­ ми. Процесс создания колхозных песен в народных хорах различен. Но в каждой группе певцов или музыкантов имеются • свои зачинатели. Например, колхозница А. Р. Лебедева, руководитель колхозного хора села Алексан- дровки, Чигольского района, при создании основной мелодии изучает сначала текст, долго его обдумывает, а потом одна создает мелодию всей песни. Только после этого она выносит ее на коллектив певцов, за­ ставляя каждого найти свое место в но­ вой песне. Так было с песнями «Мы про новую деревню» и «Пролетали ясны соко­ лы». А вот другой пример. При создании песни «Два сокола» лосевским колхозным хором под руководством колхозницы Е. П.- Королевой работал сразу весь хор при участии не поющих односельчан-любптелей музыки, которые являлись ка к бы крити­ ками нового произведения. Благодаря этому лосевским певцам удалось создать такую песню, которая вышла в ряд лучших на­ родных песен о великих вождях Ленине и Сталине. Необычно была создана песня «Долпя— разлолня». В создании ее принимали уча­ стие свыше пятидесяти певцов об'единен- ного колхозного хора села Нижний Кис­ ляй, Лосевского района., под руководством колхозников Степанюгпной, Королевой и Маслова. Сельский хор в то время гото­ вился к выезду в Москву на смотр. Всем хотелось высказать радость своей жизни. И они пели: Как кпсляйскпе девчата Дружно, радостно живут, При колхозе хор создали, Пляшут, весело поют. Пожилые певицы заводили свою мело­ дию, им вторили молодые голоса. Каждый находил место своему голосу. А над песней высокие голоса повели свою партию. И так как запевалам трудно было вести свою мелодию на фоне целого хора, они сделали коллективный одноголосный запев, чтобы ярче выделяться в общем пенил. Песня, поддержанная баянистами-импровизатора - ми, стала полноценным произведением а хо­ рошо исполняется хоровымп коллективами. Огромное значение современной народной песни состоит в том, что сна рождается вместе с жизненными явлениями и собы­ тиями. П мы должны положить начало си­ стематической работе с народными певца­ ми по созданию современной народной пес­ ни в нашем крае. Воронежский русский народный хор яв­ ляется, пожалуй, единственным коллекти­ вом из учреждений искусств области, ко­ торый занимается собиранием современного народного вокального творчества. По ц он проводит это кампанейски, чаще всего ког­ да работает над новой программой. В таких случаях руководство хора выезжает в под­ шефный хор Лосевекото района, записывает два— три новых народных произведения, нужных ему по тематике для своей про­ граммы. И этим наша работа в основном ограничивается. Иногда песни, записанные от колхозных хоров, мы исполняем перед знатоками на­ родной музыки, выслушиваем, их советы, замечания. Имея в своих рядах бывших колхозных певцов, наш коллектив работает над созданием современной песни своими силами и привлекает к этому способную, творчески растушую молодежь. Наличие такого творческого коллектива ни в коей мере не снимает ответственности с руко­ водства хора за отсутствие систематической связи с колхозными народными хорами об­ ласти. В этой работе нашему хору должен по­ могать прежде всего областной Дом народ­ ного творчества. Являясь методическим центром, Воронежский Дом народного твор­ чества свои функции в деле развития и пропаганды современной народной песни не выполняет. За все послевоенпые годы он не провел пи одних курсовых меропри­ ятий для руководителей народных хоров. Им не обобщается опыт работы лучших хо­ ровых коллективов, не проведено ни одпо- го семинара. Музыкальные учреждения нашей области должны получать новые песни прежде все­ го от Дома народного творчества. Но Воро­ нежский хор ни одной современной песпи от Дома народного творчества еще не по­ лучил. В этом учреждении нельзя даже проверить репертуар народных хоров. Дом народного творчества не подготовил к изда­ нию ни одного песенного сборника на ма­ териале Воронежской области. Мы понимаем. что областной Дом народ­ ного творчества мало получает методиче­ ских указаний от Всесоюзного Дома народ­ ного творчества по вопросам развития хо­ ровой культуры . Но он не стремится ■ ис­ пользовать и местные возможности, прив­ лечь к этой работе специалистов из музы­ кальных учреждений, профессорско-педаго­ гический состав и студенчество высших учебных заведений, композиторов, писате­ лей. Пора бы уже при Доме народного творчества создать методический кабинет по народной песне. Воронежская филармония также само­ устранилась от пропаганды народной пес­ ни. В симфоническом оркестре и в эстрад­ ной группе эта работа не проводится Не ведется она филармонией и с композитора­ ми Воронежа по использованию песенною богатства нашего края. Музыкальные бригады филармонии, раз’езжаюшне по рай­ онам области, могли бы обогатить своп репертуар, записывая и обрабатывая новые народные произведения. Но она этого не додают. Филармония оторвана от жизни нашей области, о чем свидетель­ ствует устаревший репертуар раз’езшых бригад, не отражающий новой колхозной тематики. Большую роль в развитии, и пропаганде народной песни играют кадры, выпускае­ мые Воронежским музыкальным училищем. К сожалению, профиль этого важнейшего учреждения вызывает законную тревогу. Проверка знаний учащихся старших курсов на практической работе в Лосевском райо­ не показала их неподготовленность к ру­ ководству народными хорами. Большинство хормейстеров, посланных музыкальным учи ­ лищем, даже не знали структуры народно­ го хора, не были знакомы с воронежской народной песней. И нало со всей откровен­ ностью сказать, что баянисты училища бы­ ли более способны руководить народным хором и разучивать с ним репертуар.’ Народный хор поет без дирижера. На­ родный певец — импровизатор, в исполне­ нии он подчиняется коллективу:. Поэтому хормейстер должен глубоко разбираться в многоголосии, находить нужные ему мело­ дические варианты, развивать у народных певцов многоголосие, содействовать в соз­ дании своей песня. II с этой стороны мно­ гие кадры музучилиша показали себя неподготовлениыми. В колхозах нашей области создаются но­ вые и новые песни. По армия народных певцов предоставлена самой себе. Област­ ной отдел по делам искусств и его учреж­ дения творческой работой народных хоров не интересуются. Работа по собиранию, изучению современныт народных песен в области организованно не ведется. Реперту­ аром коллективов художественной самодея­ тельности отдел по делам искусств глубоко не занимается На областном художествен­ ном совете за последние годы, например, пи разу не ставились вопросы изучения, ознакомления с творческой работой народ­ ных хоров. Отдел не направляет их твор­ ческую работу. Сейчас в районах области развернулась подготовка в смотру хоровых коллективов. Почетная задача каждого участника смот­ ра — иметь в репертуаре свои колхозные песни. Областной Дом на,родного творчества должен стать методическим и направляю­ щим центром в этой главнейшей для него работе. Центральный Комитет ВКП(б) в своем историческом решении по вопросам музыки обязывает учреждения искусства и культ- ггроевстработы систематически заниматься развитием современного народного творче­ ства. Надо повседневно выявлять народные таланты, помогать народным певцам и му­ зыкантам, создающим новые песни, кото­ рые отражают величие нашей сталинской эпохи. К. МАССАЛИТИНОВ, художественный руководитель Воро­ нежского русского народного хорд, лауреат Оталинской премии. В 23-й женской средней школе г. Воронежа идет подготовка к экзаменам. На снимке: преподавательница географии Н. М. Портунова (справа) консультирует ученицу 7-го класса отличницу-комсомолку Женю Васильеву. Фото С. Антюфеева. В. М А Я К О В С К И Й Х О Р О Ш '(И З П О Э М Ы ) О! Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден. Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет. Я планов наших люблю громадьё, размаха шаги саженья. Я радуюсь маршу, которым идеи в работу и в сраженья. Я вижу — где сор сегодня гниет, где только земля простая, на сажень вижу, из-под нее коммуны дома прорастают. И меркнет доверье к природным дарам с унылым пудом сенца, и поворачиваются к тракторам крестьян заскорузлые сердца. И планы, что раньше на станциях лбов задерживал нищенства тормоз, сегодня встают из дня голубого, железом и камнем формясь. И я, как весну человечества, рожденную в трудах я в бою, пою мое отечество, республику мою! Я автомобиле земной шар МОИ чуть не весь депутаты. обошел, — В красное здание и жизнь на заседание. хороша, Сидите, и жить не совейте хорошо. в моем А в нашей буче, Моссовете. боевой, кипучей, — Розовые лица. и того лучше. Револьвер Вьется желт. улица-змея. Моя Дома милиция вдоль змеи. меня Улица — бережет. моя. Жезлом Дома — правит, мои. чтоб вправо Окна шел. разинув, Пойду стоят направо — магазины. Очень хорошо. В окнах Надо мною небо — синий продукты: вина, фрукты. От мух кисея. шелк. Никогда не было Сыры так не засижены. хорошо! > 9 Лампы • • • * « • • 1 1 • ! сияют. Дымовой «Цены дых снижены». тяг; Стала Воздуха береги. оперяться Пых-дых, моя пых­ кооперация. тят Бьем мои фабрики. грошом. Пыши, Очень хорошо. Грудью машина, шибче-ка, у витринных вовек чкоб книжных груд. не смолкла, — Моя побольше фамилия ситчика в поэтической рубрике. моим Радуюсь я — комсомолкам. это Ветер мой труд подул вливается в соседнем саду. в труд В ду­ моей республики. хах Пыль про- взбили шел. шиной губатой, — Как хо­ в моем рошо! За городом — поле. В полях — деревеньки. В деревнях — крестьяне. Бороды — веники. Сидят папаши. Каждый хитр. Землю попашет, попишет стихи. Что ни хутор, от ранних утр работа люба. Сеют, пекут мне хлеба. Доят, пашут, ловят рыбицу. Республика наша строится, дыбится. Другим странам по сто. История — пастью гроба. А моя страна подросток, — творя, выдумывай, пробуй! Радость прет. Не для вас уделить ли нам?! Жизнь прекрасна и удивительна. Лет до ста ' расти нам без старости. Год от года расти нашей бодрости. Славьте, молот и стих, , землю молодости. ) 1927 г. 1 \ К Р И Т И К А И Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я Поэма о советской женщине Среди поэтических произведений, удо­ стоенных Оталинской премии за 1949 год, — поэма Александра Яшина «Алена Фомина» *, показывающая возвышенный облик советской женшины, выросшей в условиях колхозного строя. Поэма полна свежести, новых черт, при­ сущих нашей жизни, нашей колхозной дерэвне. Все повествование ее энергично и стремительно. Поэт сразу, с первых же строф, знакомит читателя с образами по­ эмы. ... За деревней работает комбайнер. Это—Маня Лыкова. К ней под’езжаег пред­ седатель колхова Алена Фомина. Она про­ веряет работу Лыковой: Колос мяла в кулаке, Нет ли зерен в колоске. . Перерыла всю мякину И сказала: — Исправляй! Выпрягай свою машину, Есть потери — Дело знай! Уже здесь мы видим некоторые ч^рты, характеризующие героиню поэмы: требо­ вательность, деловитость, исключительно хозяйственный подход ко всему, что де­ лается в колхозе. Кто она, эта зоркая и требовательная хозяйка, образ которой поставлен в цент­ ре поемы? Алена Фомина — это родная сестра со­ ветских женщин, героинь романов Бабаев­ ского, Мальцева, доэм Грибачева. Вместе с тем она сестра и тех женщин, лирические *) А. Яшин «Ален^ Фомина». «Новый мир». № 11, 1949 г. образы которых созданы еще в годы Вели­ кой Отечественной войны Твардовским. Симоновым и многими другими советскими поэтами. Словом, Алена Фомина— это русская со­ ветская женщина. Автор полно изображает рост своей геро­ ини. Поэт любит Алену Фомину, он гор­ дится ею, и эта любовь и гордость, благо­ даря красочному описанию, невольно пере­ даются читателю. Училась, незаметно подросла, И все старухи ахнули: «Царевна!» Густую косу туго заплела. II вот, ка к по согласью, вся дерэвня «Аленушкой» Оленку назвала. Полой красоты духовный мир Алены. С наибольшей силой он воплощен в трудо­ любии этой советской женщины. Отноше­ нию героини к труду, в котором раскры­ вается вся се душа, посвящены лучшие страницы произведения. Пришла пора—Алена, нашла себе хоро­ шего друга жизни. По тут нагрянула вой­ на. Как и все, она проводила мужа на фронт. Для нашей Родины начались дни суровых испытаний. II вот здесь-то в полную силу сказалась ее могучая закал­ ка — закалка человека, воспитанного со­ ветским строем, нашей родной коммуни­ стической партией. Взамен ушедшего на франт Козлова, бывшего председателем колхоза, народ вы­ бирает своим руководителем Алену Фоми­ ну. Высокое доверие односельчан Алена стремится оправдать всеми силами. Поэт говорит об эш.ч яркими, запоминающими­ ся словами; Как все, когда нагрянула воина, Алена мужа с плачем провожала, Но с той поры деревня не видала, Чтоб хоть раз поплакала она, Все отдала колхозу, сна не знала. В войну для всех соседей Фомина Аленой Николаевною стала. О том, к аж сама Алена и все ее односель­ чане жили в первые годы войны, поэт рас­ сказывает словами самой героини, ведущей дневник. Очень характерное и многозначи­ тельное явление этот «Дневник А. Фоми­ ной», который автор дает в цоэме. В нем Алена очень естественно п просто раскры­ вает свой богатый внутренний мир, ис­ кренне и задушевно рассказывает обо всем, что происходит в ее колхозе. По дневник— это не только удачная форма, избранная автором для повествования о колхозе и его людях. Дневник подчерки­ вает типичную черту характера героини. Алена Фомина—передовая советская жен­ щина, человек, с широким кругозором, который творчески относится к жизни, зорко наблюдает ее явления и старается обобщить их, сделать пз них необходимые выводы. Пз дневника мы узнаем, что Фоминой уже давно ничего не известно о судьбе мужа. Писем от него нет. Тревога за лю­ бимого человека жжет сердце Алены. По на людях она всегда спокойна. Душевную боль за мужа, тоску по нем она стремится заглушить еще более упорным, везпогло- ща книгам трудом. Вогана подходит к концу. С фронта в родной колхоз возвращаются раненые. Многие пз них уже работают в колхозе и являются примером для окружающих. В един из дней приходит га бывший предсе­ датель Колхоза Николай Козлов. В первый момент Фомина очень обрадовалась его возвращению: во-первых, это — подмога, а, во-вторых, может быть, теперь ее отпус­ тят учиться, Одпако скоро опа понимает, что сдавать дела Козлову пока нельзя. Козлов недоволен ч стремлением Ф оминой день ото дня наращивать темпы в работе. Козлов и раньше не отличался особой энергией, «жил легко, неторопливо — ни находок, т т потерь». Теперь же он тем более считает, что вернулся к покою, к тишине. Иначе мыслит Алена Фомина. Она думает о Родине, о ее могучем росте. Она говорит: Союз наш, как свет над землей широк, Нет равной державы в мире. П север у нас, и юг, и восток — Нигде не найдется шире. Над нашей страною солнце встает, У нас начинается новый год, II новый век у нас начался, И Ленин у нас в стране родился. П Сталин у нас в стране родился. Она вся, ка к песня, В полете вся. Нам первыми в будущее входить. Так как же нам время не торопить! И так думают все колхозники. Вступив в конфликт с Фоминой, Козлов противопо­ ставляет себя односельчанам. Даже его тихая, молчаливая жена — п та вступает с ним в спор. Сворит с ним п выросший за войну сынишка Васютка. Мальчонка, он уже понимает свой долг га очень боль­ но переживает ошибки* отца. Козлов не может быть безразличен к этому, он переживает острый кризис в своей жизни. Но и раздосадованный, он сердцем чувствует, что здесь дело глубже, что колхозники борются не против него, а за него, за то, чтобы он со всей энергией, присущей советскому человеку, вступил* в ряды активных строителей коммунизма. Тема партии— одна пз основных в поэме Яшина. Удачей поэта является то, что си эту тему решает чрезвычайно убедительно, конкретно, поэтически впечатляюще. В .тя ­ желые дни войны героиня поэмы стано­ вится членом партии Ленина— Сталина, «с карандашом, с тетрадкой Алена читает «Историю ВКП (б)». Жизнь— все концы ее и начала— С книгой этой понятней стала, Все расстоянья не велики, Словно на берег большой реки Вышла И глянула из-под руки. Так поэтически автор раскрывает ее ду­ ховный рост. За помощью к партийной организации, к секретарю райкома Михалеву Фомина не­ однократно обращается в трудные моменты жизни. Стремление разобраться в своих ошибках приводит к Михалеву и Николая Козлова. Это одна из замечательных сцен поемы. В ней нарисовал обаятельный образ руково- дителя-коммуниста. Зрелое поэтическое мастерство Алексан­ дра Яшина здесь проявляется исключи­ тельно сильно. Разговор двух солдат,—Ми­ халев тоже недавно вернулся с фронта,— многозначительность каждого их слова, каждой их паузы нашли здесь особенно удачное художественное воплощение. Если но дороге в райком у Козлова «росла в груди на себя досада», то теперь он понял всю глубину своей ошибки. Домой он воз­ вращается с определенным настроением не только не отставать от других, но стать передовым. Так вполне жизненно, правди­ во разрешается конфликт, лежащий в ос­ нове сюжета поэмы. Испытанное руководство коммунистиче­ ской партии— источник великих побед со­ ветского народа. Э ту мысль автор сумел воплотить в своем произведении в ярких поэтических образах. Помимо самой Алены, Козлова и Миха­ лева, в поэме Яшина еще немало запоми­ нающихся образов. Такими являются Маня Лыкова, в которой односельчане справедли­ во видят будущую Алену Фомину, старик? счетовод, жена Козлова— Дуня, их сын Ва­ сютка. Все они— люди новой советской де­ ревни, выросшей, культурной. У них яркое настоящее. Но они хотят большего и умеют бороться за него. Это непрестанное стрем» легаие советского человека вперед прекрас­ но выражено в речи Фоминой на собрании при обсуждении пятилетнего плана колхоза. Фомина в своей речи раскрыла огром­ ную, волнующую перспективу. Рост посев­ ных площадей, под’ем животноводства, по­ стройка гидроэлектростанции, радио в каж ­ дом колхозном доме— все это будет сделано и делается уже. И это потому, что свою работу труженики советской деревни вос­ принимают ка к часть общей борьбы народа за коммунизм. Вот ка к эта мысль выраже­ на в поэме: Будто стены у избы, У колхозного правления Распахнулись на мгновенье. В под небом голубым Вот она— Россия вся— Север, юг, восток — смотрите! И везде советский житель, Храбрый воин, победитель За работу принялся. Это чувство неразрывной связи со всем народом, устремленность советских людей в коммунистическое завтра весьма убедитель­ но переданы в поэме. Именно этим чувст­ вом пронизан прежде всего образ самой Алены. Большая удача поэта, помимо высокой идейности поэмы, обусловлена еще и тем, что он написал свое произведение необы­ чайно ярким языком, богатым живыми раз­ говорными интонация-мй, вобравшим в себя массу элементов устного народного творче­ ства. 'Поэме Яшина— одной из лучших поэти­ ческих к н и г 1949 года— бесспорно обеспе­ чено место в ряду произведений, помогаю­ щих нашему народу строить коммунизм. А. АБРАМОВ, /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz