Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)
К О М М У Н А 3 V п м п л ,я ю - п г > д'о 74 (5 8 6 1 ) Вдохновеный певецсоветской Родины Далеко на своем великом пути прошла паша страна за это двадцатилетие. Со ветский парод под руководством больше вистской партии построил социалистиче ское общество, великим глашатаем кото рого в позлии выстудим Маяковский. В Ве ликой Отечественной войне замечательное качество советских людей — советский ла/гриотиам, впервые вдохновенно воспетый Маяковским — раскрылось во всей своей могучей непреоборимой силе, изумившей мир. И вот на фоне этих великих истериче ских событий, прошедших за двадцать лет со дня смерти Маяковского, облик пламен ного трибуна революции, певца социализма стал еще ближе и дороже миллионам со ветских писателей. Еще горячей, еще крепче любовь к нему наша и наших друзей, и еще ярост ней и ожесточенней ненависть и бессиль ная злоба к нему наших врагов. В замечательном стихотворении «Това рищу Нотте — пароходу и человеку» Маяковский так обрисовал образ советско го человека, бесстрашного, готового прео долеть любые трудности большевика: В наших жилах — кровь, а не водица. Мы идем сквозь револьверный лай. чтобы, умирая, '* воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела. Этим поэт утверждал бессмертье совет ского человека. Ныне именем Маяковского названы и широкая столичная площадь, и заоблачный пик, на Памире, и целый район в солнечной Грузии, щедрой родине поэта. Имя Маяковского — и на броне танка, ворвавшегося в поверженный Берлин, и на борту парохода, бороздящего океан, и на борту самолета, проносящегося над бескрай ними просторами отчизны. Имя Маяковского знакомо каждому со ветскому человеку. Оно входит в его жизнь с ранних лет, с тех пор, когда впервые в детском саду он прочел наи зусть «Что такое хорошо и что такое плохо». Звонкое слово поэта, вдохновляю щее на учебу и на труд, окрыляющее и воспитывающее, навеки вошло в нашу жизнь. Поэзия Маяковского стала общена родным достоянием. Нам бесконечно дорог сам облик поэта, сама его жизнь, которая с ранних лет связана с освободительным движением, с революцией, ц .прекрасным стремлением отдать' всю свою энергию и талант делу народа- Еще 15-летним подростком Маяковский вступил в РСДРП. Трижды арестовывали у * царские жандармы юного пропагандиста большевистских идей и организатора по бега политкаторжанок. С могучим, огромным талантом, сред ствами искусства он борется с ненавист ным ему капиталистическим строем. Всту пая в ожесточенную борьбу с господство вавшей в поэзии декадентщиной, отмахи ваясь от назойливых формалистических советов своих случайных друзей — футу ристов, он с яростью обрушивается всею силой художественного слова на буржуазно- помещичьи порядки, на фальшивую капи талистическую мораль, продажную, любовь, на их религию и искусство, прислуживаю щие классу господ. Осмеянный всей официальной буржуаз ной литературой и критикой, обласканный и привеченный великий Горьким, он гор до, пророчески возвещает приход револю ции: Где глаз людей обрывается куцый главой голодных орд, в терновом венце революций грядет шестнадцатый год. И песня горьковского «Буревестника», страстный гимн Человеку с большой буквы , отвергающему строй господ и ра бов, слышится в его громовых, полных гнева и страдания, поэмах. Но вот грянула Октябрьская социали стическая революция. «Моя революция»— г говорит Маяковский. Он ей отдает всю свою энергию, «всю свою звонкую силу поэта». Он учится у партии, у ее великих вождей Ленина и Сталина. Он понимает свое творчество, ка к партийное дело. И ка к труднейшее, ответственнейшее задание партии понимает он свое стремл«- ®ие нарисовать великий образ Ленина. Поэма Маяковского — первая в мировой поэзии поема о Ленине, равной которой нет до сих пор. Всем своим существом вос приняв партийность, большевистскую тен денциозность искусства, Маяковский соз дает и новую советскую лирику, и новую советскую поэму. В своих поэмах он вы ступает и ка к вдохновенный летописец, правдиво изображающий героику револю ции и социалистического строительства, и ка к активный участник событий, взвол нованным голосом повествующий о новом мироощущении советского человека; Я видел места, где инжир с айвой росли без труда у рта моего, — к таким относишься иначе. Но землю, которую завоевал и -полуживую вынянчил, где с нулей встань, с винтовкой Д )ЖН1Ь, где каплей льешься с массами, — с такою землею пойдешь на жизнь, на труд, на праздник и на смерть! Так создает он свою великую Октябрь скую поэму, широчайшее эпическое полот но, написанное взволнованным лирическим языком. Ощущением счастья, радостным жизнеутверждением человека социалисти ческого общества пронизано это замеча тельное произведение. Активный участник общественной жизни страны, Маяковский — весь в движении. Даже стихи он создает, шагая широкими шагами по площадям и улицам столицы. Оц об’езжает города страны, выезжает за границу, как «полпред стиха», и всюду черпает новые впечатления для своего творчества. «Мое открытие Америки» — так иро нически озаглавил он кни гу о’ш ж о в об американских впечатлениях. Эти очерки и цикл замечательных стихотворений о загранице в ярких правдивых образах ра зоблачают продажный, лживый характер буржуазной демократии. В етшхотведении «Бруклинский мост» Маяковский пишет: Здесь жизнь была — одним беззаботная, другим голодный, протяжный вой. Отсюда безработные в Гудзон бросались вниз головой. Поэт так писал об американской прес се: «Газета в целом продана так прочно и дорого, что американская пресса, считается неподкупной. Пет денег, которые могли бы перекупить уже запроданного журнали ста». В стихотворении «Парижанка» в про тивовес тому приукрашенному представле нию об элегантной парижанке, которое стало привычным в буржуазной литерату ре, Маяковский рисует скромную женщи ну, изнуренную тяжелым и унизительным трудом: «Очень трудно в Париже женщи не, если женщина не продается, а слу жит». После заграничных поездок Маяковский особенно остро чувствовал ту заботу о че-* лов-еке, которая составляет душу, гордость советского строя. Ему был ненавистен дух низкопоклонства перед буржуазной куль турой. Он стремился, говоря словами Гри боедова, «истребить нечистый этот дух пустого, рабского, слепого потражапья», «жалкую тоску по стороне чужой», осо бенно противоестественную в условиях со ветского строя. Собственной гордостью советского челове ка проникнуты иронические строки и сти хотворении «Нашему юношеству». Когда ж переходят к научной теме, им рамки русского узки: с Тифлисской Казанская академия переписывается по-французски. ...Нам ли, шагавшим в огне и воде, годами, борьбой прожженными растить на смену себе бульвардье франдузистыми пижонами! В этом стихотворении- Маяковский вос пел русский язык: Да будь я и негром преклонных годов, и то без унынья и лени, Я русский бы выучил / только за то, что им разговаривал Лепин. Замечательным свойством Маяковского является его удивительное уменье загля нуть в будущее, уменье видеть каждое большое и маленькое явление в своем развитии и конечном результате. Он гордо возвестил приход Октябрьской революции, потому что чувствовал, видел ее за несколько лет. В годы гражданской войны Маяковский знал, чем кончится авантюра интервентов. В пьесе «Баня» Маяковский говорит о главе фашистской Италии Муссолини, что в 1945 году он будет уже в ссылке пи сать мемуары, а не отравлять мир чело веконенавистническими проповедями. Срок низвержения фашистского дуче Маяковским предсказан совершенно точно. Правда, только в 1945 году Муссолини не сослали в ссылку, а казнили итальянские патриоты. Наконец, за много лет до создания ме трополитена в Москве Маяковский уже написал частушки о московском метро. Это чувство нового пронизывает наск возь всю лирику Маяковского. Такого поэта, так великолепно знающе го мир, так зорко видящего вее, что про исходит в современной жизни, так страст но верящего в светлое будущее человече ства и отдающего все свое творчество, «всю свою звонкую силу поэта» — ата кующему классу, классу пролетариата, нет больше нигде. Творчество Маяковского — это солнце, свет и знамя современной советской и ми ровой революционной поэзии. Наша прекрасная жизнь изображена в поэзии Маяковского полно и ярко, его стихи дают надежду миллионам простых людей во всем мире, призывают к об’едп- нению, к борьбе за мир во всем мире. Ленин писал, что эпоха подготовки реео люции выступила «благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг всего чело вечества». Так же и наша советская эпо ха в изображении своего лучшего, талант ливейшего поэта выступает, как шаг впе ред в художественном развитии всего че ловечества. Гоголь, говоря о Пушкине, заметил, что в Пушкине национальное самосознание до стигло высшей степени, что в Пушкине русский человек предстает таким, как он явится через сто— двести дет. Мы можем сказать о Маяковском, что в нем мироощущение, миросознаняе совет/ ского человека впервые в мировой литера туре выступило в яркой и ясной форме, что он сумел увидеть мир глазжми челове ка коммунистического общества. Вот по чему с такой гордостью указывал молоде жи! на Маяковского М. И. Калинин, вот почему стихи Маяковского овладевают сердцами миллионов людей, так ка к соци ализм стал «простым, делаемым делом» уже во многих странах. Вот почему Маяковский имел право об ратиться к будущему с такой страстной, вдохновенной речью: Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлан а-главаря! Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики, ка к живой с живыми говоря. Поэзия Маяковского навеки связана с Родиной, партией, народом. Бессмертная, вечно молодая, она, ка к все лучшее в на шей культуре, войдет в сокровищницу культуры коммунистического общества. К. ГУСЕВ. П А М Я Т И В Е Л И К О Г О П О Э Т А ВОРОНЕЖ Вчера в концертном зале им. Ворошило ва состоялся городской вечер молодежи, посвященный 20-летию со дня смерти Владимира Владимировича Маяковского. Молодежь прослушала лекцию «Влади мир Маяковский — лучший, талантли вейший поэт советской эпохи», прочи танную доцентом сельскохозяйственного института В. К. Заещ. Затем студенты Государственного уни верситета, медицшекого, педагогического и зоотехнически - ветеринарного институ тов читали произведения Маяковского/ Участники вечера тепло встретили ар тистов Государственного драматического театра П. И. Вишнякова, Н. П. Колуиано- иа, прочитавших стихи и поэмы великого поэта. С большой концертной программой на вечере выступил также коллектив художе ственной самедеятельности госунизарси- ЛИПЕЦК Общественность Липецка широко от мечает 20-летие со дня смерти любимей- шего поэта советского народа, трибуна революции В. В. Маяковского. В клубах предприятий, учебных заведениях, в культурно-просветительных учреждениях проводятся вечера, посвященные памя ти Маяковского, читаются лекции и до клады о его жизни и творчестве. На вечере молодежи, состоявшемся в драматическом театре, с докладом о твор честве поэта и чтением его произведений выступил заслуженный артист Марий ской АССР К. А. Котлинекий. В учреж дениях города лекции на темы: «Америка глазами Горького и Маяковского», «Мая ковский — талантливейший поэт совет ской эпохи» читают тт. Плохих, Струков и другие. Большую работу проводят работники и читательский актив городской публичной библиотеки. I НОВЫЙ ФИЛЬМ О МАЯКОВСКОМ I С сегодняшнего дня на экранах кино театров Воронежа и области начинается демонстрация нового документального фильма «Владимир Маяковский» (Произ водство Центральной ордена Красного Знамени студии документальных филь мов ). 1 Фильм рассказывает о жизни и деятель- ! пости В. В. Маяковского. Перед зрите- ! лем домик в селе Багдад», где родился Ма- ! яковский, кутаисская гимназия, где он ! учился. Документы п фотографии расска зывают о революционной деятельности мо лодого поэта, его работе в «Окнах РОСТА», о поездках по родной стране и за границей, Автор сценария С. Нагорный, режист сер — С. Бубрик, оператор— А- Левитан, I композитор — А. Муравлев, музыкальное оформление — ■ В. Смирнова, художник— М. Нижник. Текст читает Ю. Левитан. I Консультант В. Перцов. Поэт— трибун Страна огромная на много лет Ушла вперед „— в свой день грядущий. Но молод он — ее трибун — поэт, Певец талантливейший, лучший. Все сто томов своих партийных хкнгг Отдав стране— во имя жизни новой, Он и теперь живее всех живых, Поэзии солдат правофланговый. Вот он идет плечистый и большой. Походкой великана— человека, И по нему выравнивают строй Все лучшие поэты века. — Товарищи, / смелее, тверже шаг, марш—в коммунизм громадою—державой! — И голос, как набат, гудит в ушах, И мы шагаем — ___ . левой, правой... А он, вызванивая марш, идет Всех впереди, высоко подняв знамя, И коммунизма солнечных высот Уже касается плечами... Он пламень сердца, разум, ныл, Всю страсть души, всю радость жизни В поэзию свою вложил, Чтоб так итти, чтоб петь при коммунизме И этого добился он, достиг! Он весь — в работе весь—в движенья, Его громешый, вдохновенный стих На нашем боевом вооруженья. Поэт — трибун родного Октября, Республики солдат правофланговый. Он, как живой с живыми говоря, Идет по жизни лучезарной, новой. Владимир МАСИК. Наш Маяковский Со школьной скамьи я полюбил стихи Владимира Маяковского. И теперь, когда школьные годы далеко позади, книги лю бимого поэта являются моими лучшими друзьями и спутниками в работе. Поемы и стихи Маяковского своею революционной страстностью воодушевляют молодежь на борьбу против пережитков прошлого, они помогают ей в труде, учебе и в быту. 0<мь бенно мне нравятся «Стихи о советском паспорте». Владимир Владимирович Маяковский яв ляется для нас лучшим примером того, как нужно служить Родине. Отмечая 20-ю го довщину со дня смерти талантливейшего поэта советской эпохи, молодежь нашего колхоза провела много бесед и вечеров, посвященных его творчеству, приняла на себя обязательства работать еще лучше, чтобы умножить богатства своей артели, ускорить наше движение вперед по пути к коммунизму. Как живой, стоит перед нами Маяков ский, зовя неутомимо бороться с врагами революции, за построение коммунистиче ского общества. В. ОВЧАРЕНКО, колхозник сельхозартели им. Молотоеа, Михайловского района- Талантливейший поэт Маяковского я люблю за его крепкие, зоевые с д а й , вскрывающие н бичующие уродства и противоречия капиталистиче ского мира и утверждающие социалисти ческую действительность. Он поистине талантливейший поэт нашей великой и замечательной страны, стойкий револю ционер в литературе, неутомимый поэ тический соратник рабочего класса. Я сам часто выступаю в самодеятель ных концертах с чтением стихов Маяков ского. И радостно видеть, что все у нас читают п любят Марковского. Его стихи обогащают мысли, оттачивают волю в борьбе за коммунизм. Ц людям, проглады вающим новые пути, новаторам социали стического производства, стихи Маяков ского помогают преодолевать трудности. Маяковский — подлинный художццк,, творчество которого будет жить века. Н. ПЕРЕХОДЕНКО, токарь завода им. Калинина, г. Воронеж. Замечательные Впервые я услышала стихи Владимира Маяковского в дореволюционные годы, когда еще была студенткой Московского коммерческого института. Их читал автор. Нас, молодежь, они поразили необы чайной страстностью, художественной вы разительностью, глубиной поэтического чувства. И сейчас я вновь и вновь перечиты ваю его очерки, стихи и поэмы. Они по- произведения прежнему волнуют меня, так как поэзия В. Маяковского всегда остается злободнев ной. Маяковский— подлинно народный поэт, певец нашего сегодня и коммунистиче ского завтра. В. ОСИПОВА, ст, инженер Павловских судоремонтных мастерских. ЛЮБИМЫЙ ПОЭТ М О ЛО Д ЕЖ И Молодежь нашей страны любит Маяков ского. Его стихи, исполненные беспре дельной любви к жизни и ненавистью ко всему реакционному, отживающему, близки и понятны молодому поколению строителей коммунизма. Прекрасен его лозунг, обращенный к молодежи: «...быть коммунистом — значит дерзать, думать, хотеть, сметь». Стихи Маяковского бессмертны. Сегодня Маяковский— с нами в великой борьбе за мир во всем мире, против поджигателей новой империалистической войны. В- АНТИПОВ, студент IV курса медицинского института. Маяковский в Воронеже Перед нами— карго, испещренная гу стой сетью линий. Эти линии обозначают маршруты поездок Владимира Маяковского по родной стране. Особенно часто выезжал Маяковский в разные города за последние четыре года своей жизни (1 9 2 6— 1930 гг.). Ленинград и Баку, Севастополь и Киров, Минек и Свердловск, Киев я Куйбышев... А всего в последние четыре года— около двухсот выступлений с докладами и лек циями о советской литературе, с чтением поэм и стихотворений, с рассказами о за граничных поездках. Каждая поездка обо гащала Маяковского, давала обильный ма териал для стихов. ...Ноябрь 1926 года. Владимир Маяков ский совершает две большие поездки по стране. В одном из писем он пишет: «...Езжу, как бешеный. Уже читал: в Воронеже, Ростове, Таганроге, опять Рос тове, Новочеркасске, и опять два раза в Ростове... Читаю каждый день...» В Воронеже Маяковский выступал с рассказом о поездке в Америку и чтением стихов 22 ноября 1926 года. Драматический театр переполнен. Ауди тория разнообразная: здесь и рабочие, и красноармейцы, и студенты. Вот Маяковский размашистым шагом выходит на сцену. Его встречают громом аплодисментов. Маяковский рассказывает о своих путешествиях «по заграницам». Его голос сразу же властно заполняет теат ральный зал. Без особых рнеущих эффект ных приемов, просто и убедительно гово рит поэт. Он срывает одежды с американ ского маскарада и — вот она, Америка, буднично-серая, скучная до отвращения, Америка, в которой миллионы людей изны вают под властью доллара: «работай на доллар, а выдадут цент». В Америке много грандиозно-высоких небоскребов, но рядом с ними «стоят ящики со всевозможными отбросами, из которых нищие выбирают не совсем объеденные кости и куски». В Америке много разглагольствуют о свободе. Но статуя Свободы не может еще служить доказательством демократии. За этой статуей,— напоминает Маяковский,— тюрьма Острова Слез, а «в Нью-Йорке мно гое для декорации, для вида». А когда Маяковский говорит о своей социалистической Родине, голос его звучит с особой теплотой и сердечностью. «Воронежская коммуна» (1926 г., № 27 0) напечатала тогда отчет о литера турном вечере Маяковского. В нем мы ч и таем: «...Рабочий аплодирует на вечерах Маяковскому. Рабочий этот десятками тысяч ног подтоптывает Маяковскому, читающему в Москве на Красной пло щади свой «Левый марш», и с воодушев лением подхватывает последние слова стихов. От затхлого «уюта» обывателя, до живающего у нас ти х и й д ж у т ки й , в е к, поэзия в лице Маяковского идет на площади и там пульсирует в такт с маршем революционных масс. И именно таким мы видели Маяков ского на вечере в Большом театре 22 ноября». Как всегда, Маяковский охотно и под робно отвечал на вопросы о новом в со ветской литературе и в то же время ост ро и беспощадно обрушивался на невежд и «шептунов», пытавшихся со своим «особым мнением» выступать против все го нового, растущего в советской стране не по дням, а по часам. Поездки Маяковского по стране — одна из лучших страниц его жизни. Он не толь ко изучал свою Родину, но и вел большую просветительную работу, способствуя при общению десятков тысяч трудящихся к новой культуре. Сам Маяковский говорил о своих поездках: «Я хочу быть понят родной страной...» Поистине благородную задачу ставил перед собой поэт, и для осуществления этой за дачи он работал много, неутомимо и го рячо. Миллионы людей читают Маяковского. В вузах и школах изучают его творчество. Большими тиражами издаются его стихи. Великолепный мастер слова, поэт-новатор, агитатор и пропагандист, родоначальник советской поэзии. ^ н - с д в р и т V-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz