Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

К О М М У Н А 3 V п м п л ,я ю - п г > д'о 74 (5 8 6 1 ) Вдохновеный певецсоветской Родины Далеко на своем великом пути прошла паша страна за это двадцатилетие. Со­ ветский парод под руководством больше­ вистской партии построил социалистиче­ ское общество, великим глашатаем кото­ рого в позлии выстудим Маяковский. В Ве­ ликой Отечественной войне замечательное качество советских людей — советский ла/гриотиам, впервые вдохновенно воспетый Маяковским — раскрылось во всей своей могучей непреоборимой силе, изумившей мир. И вот на фоне этих великих истериче­ ских событий, прошедших за двадцать лет со дня смерти Маяковского, облик пламен­ ного трибуна революции, певца социализма стал еще ближе и дороже миллионам со­ ветских писателей. Еще горячей, еще крепче любовь к нему наша и наших друзей, и еще ярост­ ней и ожесточенней ненависть и бессиль­ ная злоба к нему наших врагов. В замечательном стихотворении «Това­ рищу Нотте — пароходу и человеку» Маяковский так обрисовал образ советско­ го человека, бесстрашного, готового прео­ долеть любые трудности большевика: В наших жилах — кровь, а не водица. Мы идем сквозь револьверный лай. чтобы, умирая, '* воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела. Этим поэт утверждал бессмертье совет­ ского человека. Ныне именем Маяковского названы и широкая столичная площадь, и заоблачный пик, на Памире, и целый район в солнечной Грузии, щедрой родине поэта. Имя Маяковского — и на броне танка, ворвавшегося в поверженный Берлин, и на борту парохода, бороздящего океан, и на борту самолета, проносящегося над бескрай­ ними просторами отчизны. Имя Маяковского знакомо каждому со­ ветскому человеку. Оно входит в его жизнь с ранних лет, с тех пор, когда впервые в детском саду он прочел наи­ зусть «Что такое хорошо и что такое плохо». Звонкое слово поэта, вдохновляю­ щее на учебу и на труд, окрыляющее и воспитывающее, навеки вошло в нашу жизнь. Поэзия Маяковского стала общена­ родным достоянием. Нам бесконечно дорог сам облик поэта, сама его жизнь, которая с ранних лет связана с освободительным движением, с революцией, ц .прекрасным стремлением отдать' всю свою энергию и талант делу народа- Еще 15-летним подростком Маяковский вступил в РСДРП. Трижды арестовывали у * царские жандармы юного пропагандиста большевистских идей и организатора по­ бега политкаторжанок. С могучим, огромным талантом, сред­ ствами искусства он борется с ненавист­ ным ему капиталистическим строем. Всту­ пая в ожесточенную борьбу с господство­ вавшей в поэзии декадентщиной, отмахи­ ваясь от назойливых формалистических советов своих случайных друзей — футу­ ристов, он с яростью обрушивается всею силой художественного слова на буржуазно- помещичьи порядки, на фальшивую капи­ талистическую мораль, продажную, любовь, на их религию и искусство, прислуживаю­ щие классу господ. Осмеянный всей официальной буржуаз­ ной литературой и критикой, обласканный и привеченный великий Горьким, он гор до, пророчески возвещает приход револю­ ции: Где глаз людей обрывается куцый главой голодных орд, в терновом венце революций грядет шестнадцатый год. И песня горьковского «Буревестника», страстный гимн Человеку с большой буквы , отвергающему строй господ и ра­ бов, слышится в его громовых, полных гнева и страдания, поэмах. Но вот грянула Октябрьская социали­ стическая революция. «Моя революция»— г говорит Маяковский. Он ей отдает всю свою энергию, «всю свою звонкую силу поэта». Он учится у партии, у ее великих вождей Ленина и Сталина. Он понимает свое творчество, ка к партийное дело. И ка к труднейшее, ответственнейшее задание партии понимает он свое стремл«- ®ие нарисовать великий образ Ленина. Поэма Маяковского — первая в мировой поэзии поема о Ленине, равной которой нет до сих пор. Всем своим существом вос­ приняв партийность, большевистскую тен­ денциозность искусства, Маяковский соз­ дает и новую советскую лирику, и новую советскую поэму. В своих поэмах он вы ­ ступает и ка к вдохновенный летописец, правдиво изображающий героику револю­ ции и социалистического строительства, и ка к активный участник событий, взвол­ нованным голосом повествующий о новом мироощущении советского человека; Я видел места, где инжир с айвой росли без труда у рта моего, — к таким относишься иначе. Но землю, которую завоевал и -полуживую вынянчил, где с нулей встань, с винтовкой Д )ЖН1Ь, где каплей льешься с массами, — с такою землею пойдешь на жизнь, на труд, на праздник и на смерть! Так создает он свою великую Октябрь­ скую поэму, широчайшее эпическое полот­ но, написанное взволнованным лирическим языком. Ощущением счастья, радостным жизнеутверждением человека социалисти­ ческого общества пронизано это замеча­ тельное произведение. Активный участник общественной жизни страны, Маяковский — весь в движении. Даже стихи он создает, шагая широкими шагами по площадям и улицам столицы. Оц об’езжает города страны, выезжает за границу, как «полпред стиха», и всюду черпает новые впечатления для своего творчества. «Мое открытие Америки» — так иро­ нически озаглавил он кни гу о’ш ж о в об американских впечатлениях. Эти очерки и цикл замечательных стихотворений о загранице в ярких правдивых образах ра­ зоблачают продажный, лживый характер буржуазной демократии. В етшхотведении «Бруклинский мост» Маяковский пишет: Здесь жизнь была — одним беззаботная, другим голодный, протяжный вой. Отсюда безработные в Гудзон бросались вниз головой. Поэт так писал об американской прес­ се: «Газета в целом продана так прочно и дорого, что американская пресса, считается неподкупной. Пет денег, которые могли бы перекупить уже запроданного журнали­ ста». В стихотворении «Парижанка» в про­ тивовес тому приукрашенному представле­ нию об элегантной парижанке, которое стало привычным в буржуазной литерату­ ре, Маяковский рисует скромную женщи­ ну, изнуренную тяжелым и унизительным трудом: «Очень трудно в Париже женщи­ не, если женщина не продается, а слу­ жит». После заграничных поездок Маяковский особенно остро чувствовал ту заботу о че-* лов-еке, которая составляет душу, гордость советского строя. Ему был ненавистен дух низкопоклонства перед буржуазной куль­ турой. Он стремился, говоря словами Гри­ боедова, «истребить нечистый этот дух пустого, рабского, слепого потражапья», «жалкую тоску по стороне чужой», осо­ бенно противоестественную в условиях со­ ветского строя. Собственной гордостью советского челове­ ка проникнуты иронические строки и сти­ хотворении «Нашему юношеству». Когда ж переходят к научной теме, им рамки русского узки: с Тифлисской Казанская академия переписывается по-французски. ...Нам ли, шагавшим в огне и воде, годами, борьбой прожженными растить на смену себе бульвардье франдузистыми пижонами! В этом стихотворении- Маяковский вос­ пел русский язык: Да будь я и негром преклонных годов, и то без унынья и лени, Я русский бы выучил / только за то, что им разговаривал Лепин. Замечательным свойством Маяковского является его удивительное уменье загля­ нуть в будущее, уменье видеть каждое большое и маленькое явление в своем развитии и конечном результате. Он гордо возвестил приход Октябрьской революции, потому что чувствовал, видел ее за несколько лет. В годы гражданской войны Маяковский знал, чем кончится авантюра интервентов. В пьесе «Баня» Маяковский говорит о главе фашистской Италии Муссолини, что в 1945 году он будет уже в ссылке пи­ сать мемуары, а не отравлять мир чело­ веконенавистническими проповедями. Срок низвержения фашистского дуче Маяковским предсказан совершенно точно. Правда, только в 1945 году Муссолини не сослали в ссылку, а казнили итальянские патриоты. Наконец, за много лет до создания ме­ трополитена в Москве Маяковский уже написал частушки о московском метро. Это чувство нового пронизывает наск­ возь всю лирику Маяковского. Такого поэта, так великолепно знающе­ го мир, так зорко видящего вее, что про­ исходит в современной жизни, так страст­ но верящего в светлое будущее человече­ ства и отдающего все свое творчество, «всю свою звонкую силу поэта» — ата­ кующему классу, классу пролетариата, нет больше нигде. Творчество Маяковского — это солнце, свет и знамя современной советской и ми­ ровой революционной поэзии. Наша прекрасная жизнь изображена в поэзии Маяковского полно и ярко, его стихи дают надежду миллионам простых людей во всем мире, призывают к об’едп- нению, к борьбе за мир во всем мире. Ленин писал, что эпоха подготовки реео люции выступила «благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг всего чело­ вечества». Так же и наша советская эпо­ ха в изображении своего лучшего, талант­ ливейшего поэта выступает, как шаг впе­ ред в художественном развитии всего че­ ловечества. Гоголь, говоря о Пушкине, заметил, что в Пушкине национальное самосознание до­ стигло высшей степени, что в Пушкине русский человек предстает таким, как он явится через сто— двести дет. Мы можем сказать о Маяковском, что в нем мироощущение, миросознаняе совет/ ского человека впервые в мировой литера­ туре выступило в яркой и ясной форме, что он сумел увидеть мир глазжми челове­ ка коммунистического общества. Вот по­ чему с такой гордостью указывал молоде­ жи! на Маяковского М. И. Калинин, вот почему стихи Маяковского овладевают сердцами миллионов людей, так ка к соци­ ализм стал «простым, делаемым делом» уже во многих странах. Вот почему Маяковский имел право об­ ратиться к будущему с такой страстной, вдохновенной речью: Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлан а-главаря! Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики, ка к живой с живыми говоря. Поэзия Маяковского навеки связана с Родиной, партией, народом. Бессмертная, вечно молодая, она, ка к все лучшее в на­ шей культуре, войдет в сокровищницу культуры коммунистического общества. К. ГУСЕВ. П А М Я Т И В Е Л И К О Г О П О Э Т А ВОРОНЕЖ Вчера в концертном зале им. Ворошило­ ва состоялся городской вечер молодежи, посвященный 20-летию со дня смерти Владимира Владимировича Маяковского. Молодежь прослушала лекцию «Влади­ мир Маяковский — лучший, талантли­ вейший поэт советской эпохи», прочи­ танную доцентом сельскохозяйственного института В. К. Заещ. Затем студенты Государственного уни­ верситета, медицшекого, педагогического и зоотехнически - ветеринарного институ­ тов читали произведения Маяковского/ Участники вечера тепло встретили ар­ тистов Государственного драматического театра П. И. Вишнякова, Н. П. Колуиано- иа, прочитавших стихи и поэмы великого поэта. С большой концертной программой на вечере выступил также коллектив художе­ ственной самедеятельности госунизарси- ЛИПЕЦК Общественность Липецка широко от­ мечает 20-летие со дня смерти любимей- шего поэта советского народа, трибуна революции В. В. Маяковского. В клубах предприятий, учебных заведениях, в культурно-просветительных учреждениях проводятся вечера, посвященные памя­ ти Маяковского, читаются лекции и до­ клады о его жизни и творчестве. На вечере молодежи, состоявшемся в драматическом театре, с докладом о твор­ честве поэта и чтением его произведений выступил заслуженный артист Марий­ ской АССР К. А. Котлинекий. В учреж­ дениях города лекции на темы: «Америка глазами Горького и Маяковского», «Мая­ ковский — талантливейший поэт совет­ ской эпохи» читают тт. Плохих, Струков и другие. Большую работу проводят работники и читательский актив городской публичной библиотеки. I НОВЫЙ ФИЛЬМ О МАЯКОВСКОМ I С сегодняшнего дня на экранах кино­ театров Воронежа и области начинается демонстрация нового документального фильма «Владимир Маяковский» (Произ­ водство Центральной ордена Красного Знамени студии документальных филь­ мов ). 1 Фильм рассказывает о жизни и деятель- ! пости В. В. Маяковского. Перед зрите- ! лем домик в селе Багдад», где родился Ма- ! яковский, кутаисская гимназия, где он ! учился. Документы п фотографии расска­ зывают о революционной деятельности мо­ лодого поэта, его работе в «Окнах РОСТА», о поездках по родной стране и за границей, Автор сценария С. Нагорный, режист сер — С. Бубрик, оператор— А- Левитан, I композитор — А. Муравлев, музыкальное оформление — ■ В. Смирнова, художник— М. Нижник. Текст читает Ю. Левитан. I Консультант В. Перцов. Поэт— трибун Страна огромная на много лет Ушла вперед „— в свой день грядущий. Но молод он — ее трибун — поэт, Певец талантливейший, лучший. Все сто томов своих партийных хкнгг Отдав стране— во имя жизни новой, Он и теперь живее всех живых, Поэзии солдат правофланговый. Вот он идет плечистый и большой. Походкой великана— человека, И по нему выравнивают строй Все лучшие поэты века. — Товарищи, / смелее, тверже шаг, марш—в коммунизм громадою—державой! — И голос, как набат, гудит в ушах, И мы шагаем — ___ . левой, правой... А он, вызванивая марш, идет Всех впереди, высоко подняв знамя, И коммунизма солнечных высот Уже касается плечами... Он пламень сердца, разум, ныл, Всю страсть души, всю радость жизни В поэзию свою вложил, Чтоб так итти, чтоб петь при коммунизме И этого добился он, достиг! Он весь — в работе весь—в движенья, Его громешый, вдохновенный стих На нашем боевом вооруженья. Поэт — трибун родного Октября, Республики солдат правофланговый. Он, как живой с живыми говоря, Идет по жизни лучезарной, новой. Владимир МАСИК. Наш Маяковский Со школьной скамьи я полюбил стихи Владимира Маяковского. И теперь, когда школьные годы далеко позади, книги лю­ бимого поэта являются моими лучшими друзьями и спутниками в работе. Поемы и стихи Маяковского своею революционной страстностью воодушевляют молодежь на борьбу против пережитков прошлого, они помогают ей в труде, учебе и в быту. 0<мь бенно мне нравятся «Стихи о советском паспорте». Владимир Владимирович Маяковский яв­ ляется для нас лучшим примером того, как нужно служить Родине. Отмечая 20-ю го­ довщину со дня смерти талантливейшего поэта советской эпохи, молодежь нашего колхоза провела много бесед и вечеров, посвященных его творчеству, приняла на себя обязательства работать еще лучше, чтобы умножить богатства своей артели, ускорить наше движение вперед по пути к коммунизму. Как живой, стоит перед нами Маяков­ ский, зовя неутомимо бороться с врагами революции, за построение коммунистиче­ ского общества. В. ОВЧАРЕНКО, колхозник сельхозартели им. Молотоеа, Михайловского района- Талантливейший поэт Маяковского я люблю за его крепкие, зоевые с д а й , вскрывающие н бичующие уродства и противоречия капиталистиче­ ского мира и утверждающие социалисти­ ческую действительность. Он поистине талантливейший поэт нашей великой и замечательной страны, стойкий револю­ ционер в литературе, неутомимый поэ­ тический соратник рабочего класса. Я сам часто выступаю в самодеятель­ ных концертах с чтением стихов Маяков­ ского. И радостно видеть, что все у нас читают п любят Марковского. Его стихи обогащают мысли, оттачивают волю в борьбе за коммунизм. Ц людям, проглады­ вающим новые пути, новаторам социали­ стического производства, стихи Маяков­ ского помогают преодолевать трудности. Маяковский — подлинный художццк,, творчество которого будет жить века. Н. ПЕРЕХОДЕНКО, токарь завода им. Калинина, г. Воронеж. Замечательные Впервые я услышала стихи Владимира Маяковского в дореволюционные годы, когда еще была студенткой Московского коммерческого института. Их читал автор. Нас, молодежь, они поразили необы­ чайной страстностью, художественной вы­ разительностью, глубиной поэтического чувства. И сейчас я вновь и вновь перечиты­ ваю его очерки, стихи и поэмы. Они по- произведения прежнему волнуют меня, так как поэзия В. Маяковского всегда остается злободнев­ ной. Маяковский— подлинно народный поэт, певец нашего сегодня и коммунистиче­ ского завтра. В. ОСИПОВА, ст, инженер Павловских судоремонтных мастерских. ЛЮБИМЫЙ ПОЭТ М О ЛО Д ЕЖ И Молодежь нашей страны любит Маяков­ ского. Его стихи, исполненные беспре­ дельной любви к жизни и ненавистью ко всему реакционному, отживающему, близки и понятны молодому поколению строителей коммунизма. Прекрасен его лозунг, обращенный к молодежи: «...быть коммунистом — значит дерзать, думать, хотеть, сметь». Стихи Маяковского бессмертны. Сегодня Маяковский— с нами в великой борьбе за мир во всем мире, против поджигателей новой империалистической войны. В- АНТИПОВ, студент IV курса медицинского института. Маяковский в Воронеже Перед нами— карго, испещренная гу ­ стой сетью линий. Эти линии обозначают маршруты поездок Владимира Маяковского по родной стране. Особенно часто выезжал Маяковский в разные города за последние четыре года своей жизни (1 9 2 6— 1930 гг.). Ленинград и Баку, Севастополь и Киров, Минек и Свердловск, Киев я Куйбышев... А всего в последние четыре года— около двухсот выступлений с докладами и лек­ циями о советской литературе, с чтением поэм и стихотворений, с рассказами о за­ граничных поездках. Каждая поездка обо­ гащала Маяковского, давала обильный ма­ териал для стихов. ...Ноябрь 1926 года. Владимир Маяков­ ский совершает две большие поездки по стране. В одном из писем он пишет: «...Езжу, как бешеный. Уже читал: в Воронеже, Ростове, Таганроге, опять Рос­ тове, Новочеркасске, и опять два раза в Ростове... Читаю каждый день...» В Воронеже Маяковский выступал с рассказом о поездке в Америку и чтением стихов 22 ноября 1926 года. Драматический театр переполнен. Ауди­ тория разнообразная: здесь и рабочие, и красноармейцы, и студенты. Вот Маяковский размашистым шагом выходит на сцену. Его встречают громом аплодисментов. Маяковский рассказывает о своих путешествиях «по заграницам». Его голос сразу же властно заполняет теат­ ральный зал. Без особых рнеущих эффект­ ных приемов, просто и убедительно гово­ рит поэт. Он срывает одежды с американ­ ского маскарада и — вот она, Америка, буднично-серая, скучная до отвращения, Америка, в которой миллионы людей изны­ вают под властью доллара: «работай на доллар, а выдадут цент». В Америке много грандиозно-высоких небоскребов, но рядом с ними «стоят ящики со всевозможными отбросами, из которых нищие выбирают не совсем объеденные кости и куски». В Америке много разглагольствуют о свободе. Но статуя Свободы не может еще служить доказательством демократии. За этой статуей,— напоминает Маяковский,— тюрьма Острова Слез, а «в Нью-Йорке мно­ гое для декорации, для вида». А когда Маяковский говорит о своей социалистической Родине, голос его звучит с особой теплотой и сердечностью. «Воронежская коммуна» (1926 г., № 27 0) напечатала тогда отчет о литера­ турном вечере Маяковского. В нем мы ч и ­ таем: «...Рабочий аплодирует на вечерах Маяковскому. Рабочий этот десятками тысяч ног подтоптывает Маяковскому, читающему в Москве на Красной пло­ щади свой «Левый марш», и с воодушев­ лением подхватывает последние слова стихов. От затхлого «уюта» обывателя, до­ живающего у нас ти х и й д ж у т ки й , в е к, поэзия в лице Маяковского идет на площади и там пульсирует в такт с маршем революционных масс. И именно таким мы видели Маяков­ ского на вечере в Большом театре 22 ноября». Как всегда, Маяковский охотно и под­ робно отвечал на вопросы о новом в со­ ветской литературе и в то же время ост­ ро и беспощадно обрушивался на невежд и «шептунов», пытавшихся со своим «особым мнением» выступать против все­ го нового, растущего в советской стране не по дням, а по часам. Поездки Маяковского по стране — одна из лучших страниц его жизни. Он не толь­ ко изучал свою Родину, но и вел большую просветительную работу, способствуя при­ общению десятков тысяч трудящихся к новой культуре. Сам Маяковский говорил о своих поездках: «Я хочу быть понят родной страной...» Поистине благородную задачу ставил перед собой поэт, и для осуществления этой за­ дачи он работал много, неутомимо и го­ рячо. Миллионы людей читают Маяковского. В вузах и школах изучают его творчество. Большими тиражами издаются его стихи. Великолепный мастер слова, поэт-новатор, агитатор и пропагандист, родоначальник советской поэзии. ^ н - с д в р и т V-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz