Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)
К О \1 М У И Л Д в а д ц а т ь седьмой том Сочин ений В. И. Л е н ин а Вотедпгие в 27-й том Сочинений речи, доклады и статьи были произнесены и на писаны В. И. Лениным с 21 февраля по 27 июля 1918 года. Это был один из труд нейших периодов жизни Советского госу дарства и большевистской партии. К этому времени советская власть, совершив «три умфальное шествие», утвердилась почти по всей стране. Перед партией большевиков встали задачи приступа к социалистиче скому строительству, решать которые при ходилось в обстановке огромных внутрен них и международных трудностей. Задачи упрочения молодого Советского го сударства и защиты завоеваний победившей в одной стране социалистической революции от международного империализма настоя тельно диктовали необходимость революци онного выхода из империалистической войны. Произведения В. И. Ленина, вошедшие в 27-й том. отражают гигантскую борьбу Ленина и Сталина, большевистской партии за мир, за укрепление молодого Советского государства, за развертывание социалисти ческого строительства. В том включены 17 документов, впервые публикуемых в Сочинениях В. И. Ленина. Среди них: «Обмен телеграммами с И. В. Сталиным» — по поводу убийства германского посла Мирбаха и «лево»-эсеров- ского мятежа, «Разговор с И. В. Сталиным по прямому проводу», «Назначение И. В. Сталина руководителем продовольст венного дела на юге России» и «Телеграм ма И. В. Сталину» и другие. Статьи и документы, помещенные в томе, ярко отражают великое содружество гениев социалистической революции Ленина и Сталина в один из труднейших периодов существования советской власти. Именно ленинско-сталинское руководство спасло нашу Родину от гибели, обеспечило победу над многочисленными внутренними и внеш ними врагами революции и укрепление Со ветского государства. ♦ * * С первых же дней Великой Октябрьской социалистической революции большевист ская партия развернула борьбу за мир. Со ветское правительство предложило всем воюющим народам и их правительствам на чать немедленно переговоры о справедли вом и демократическом мире. Однако империалисты Англии и Фран ции, рассчитывавшие руками кайзеровской Германии раздавить советскую власть, от казались от переговоров о мире. Советское правительство было вынуждено приступить к переговорам о миое с Германией и Авст рией. Германские империалисты поставили невероятно тяжелые условия мира. Продол жать войну в обстановке разрухи народно го хозяйства, усталости народных масс от войны и развала старой армии означало поставить под угрозу существование моло дой Советской республики. В. И. Ленин указывал, что в интересах социалистической оеволюции надо пойти на тяжелые условия мира с тем, чтобы до биться передышки и укрепить советскую власть. «Вести войну теперь,— писал Ленин,— значит об’ективно поддаваться на провока цию русской буржуазии. Она прекрасно знает, что Россия сейчас беззащитна и бу дет разгромлена даже ничтожными силами германцев, кетовым достаточно перерезать главные железнодорожные линии, чтобы го лодом взять Питео и Москву. Буржуазия хочет войны, ибо хочет свержения Совет ской власти и соглашения с немецкой бур жуазией» (стр. 38). Значительное место в томе занимают документы, направленные против провока торской политики Троцкого и «левых ком мунистов», политики навязывания войны молодой, не имевшей еще армии Советской республике. К ним относятся статьи: «О ре волюционной фразе», «Мир или война?», «Тяжелый, но необходимый урок», «Стран ное и чудовищное», «На деловую почву», «Серьезный урок и серьезная ответствен ность», а также доклады и заключительные речи по вопросу о мире на V II с’езде пар тии и на IV Чрезвычайном с’езде Советов. Вражеская агентура внутри партии во главе о иудой-Троцкпм и Бухариным по вела ожесточенную борьбу против политики большевистской партии по вопросам мира, выступая вместе с белогвардейцами, мень шевиками и эсерами за продолжение вой ны, против подписания мирного договора. Прикрываясь левыми фразами, эти вра ги партии и советского народа, состояв шие, ка к это было окончательно установ лено впоследствии, в контрреволюционном заговоре, вместе с левыми эсерами гото вили убийство Ленина, Сталина, Свердлова, стремились сорвать мирнее переговоры с целью спровоцировать наступление герман ских войск для уничтожения советской вла сти. Троцкистско-бухаринские изменники стремились расколоть партию и дезоргани зовать ее ряды. Но их черные замыслы были сорваны. Большевистская партия тесно сплотилась вокруг Ленина и Сталина, дала решитель ный отпор предательской политике Троцко го и его подоучных. разбив и изолировав «левых коммунистов». Разоблачая изменническую политику Троцкого и «левых коммунистов», В. И. Ленин в статье «Серьезный урок я серьезная ответственность» указывал, что Троцкий и Бухарин «на деле помогли гер манским империалистам и помешали росту и развитию революции в Германии» (стр. 58). В работе «О «левом» ребячестве и о мел кобуржуазности» В. И. Ленин подводит итоги борьбы с «левыми коммунистами» по вопросам Брестского мира и внутренней политики, дает характеристику «левых коммунистов» ка к выразителей интересов «взбесившегося мелкого буржуа», как «орудия империалистской провокации». Рассматривая заключение Брестского мира как организованное отступление под нажимом заведомо превосходящих сил про тивника, Ленин ставил целью завоевание передышки для укрепления сил революции, пополнения ее сил и перехода в новое на ступление на врага. Это был, указывает товарищ Сталин, гениальный стратегиче ский план, дававший возможность выиграть время и использовать столкновения в лаге ре империализма в интересах пролетарской революции. Ленин с огромной силой подчеркивал меж дународное значение Советской республики. «Сохраняя Советскую власть, — писал Ленин,— мы оказываем самую лучшую, са мую сильную поддержку пролетариату всех стран в его неимоверно трудной, тяжелой борьбе против своей буржуазии. И большего удара для дела социализма теперь, чем кр у шение Советской власти в России, нет и не может быть» (стр. 39— 40). Вместе с Лениным товарищ Сталин непримиримо бополся против троцкистско- бухаринских предателей. Победила ленин ско-сталинская политика. 23 февраля со стоялось решение ПК партии о принятии условий немецкого командования и подпи сании мирного договора. Открывшийся 6 марта V II с’езд партии принял резолюцию Ленина по вопросу о Брестском мине и заклеймил предательское поведение и провокаторскую политику «ле вых коммунистов». В статье «Несчастный мир», написанной Лениным на дпугой день после принятия с’ездом резолюции, говорилось: «Невыносимо тяжелы условия мира. А все же история возьмет свое... Будущее, несмотря ни на какие испытания, — за нами» (стр. 32). Мудрость и прозорливость гениальной ленинско-сталинской стратегии и тактики полностью полтвешила жизнь. После за ключения Брестского мира советская власть благодаря завоеванной передышке получи ла возможность использовать противоречия империалистического лагеря, накопить си лы, укрепить Советское государство и со здать Советскую Армию, обеспечившую раз гром врага. Всемерно добиваясь заключения Брест ского мира, Ленин и Сталин мобилизуют все силы наоода на защиту социалистиче ского отечества и ведут огромную работу по созданию новой, Советской Армии. Когда не мецкие империалисты нарушили соглашение о перемирии и напали на Советскую Рос сию, Ленин и Сталин подняли народ на защиту Отчизны «Социалистическое отече ство в опасности! Да здравствует социали стическое отечество!» (стр. 14),’ — писал Ленин. Поднявшиеся по зову партии на защиту советской страны вооруженные ра бочие и крестьяне вазгромили немцев под Псковом и Нарвой. В этих боях 23 февра ля 1918 года родилась могучая Советская Армия. * * * Брестский мир обеспечил Советскому го сударству возможность приступа к социа листическому строительству. В произведе ниях В. И. Ленина, вошедших в 27-й том, изложена великая программа социалистиче ского строительства. В знаменитой статье «Очередные зада чи Советской власти» Владимир Ильич раскрыл перед партией, перед советским народом грандиозные перспективы. Это про изведение и ныне имеет огромное значение для деятельности нашего государства, для борьбы за победу коммунизма. Ленинские идеи, изложенные в этой знаменитой ста тье, вдохновляют трудящиеся массы стран народной демократпи на борьбу за укреп ление режима народной демократии, за раз вертывание социалистического строитель ства. Впервые в мировой истории рабочий класс, руководимый партией большевиков, завоевал в союзе с беднейшим крестьян ством политическую власть. На очередь дня была поставлена теперь важнейшая зада ча — организовать управление страной. «Мы, партия большевиков, Россию убе дили. Мы Россию отвоевали — у богатых для бедных, у эксплуататоров для трудя щихся. Мы должны теперь Россией управ лять» (стр. 214). Ленин раз’яснял партии и народу, что задача управления страной — одна из труднейших задач социалистической рево люции. На основе глубокого и всестороннего анализа экономической структуры совет ской страны Ленин в работе «О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности» оха рактеризовал пять вазличных социально- экономических укладов. которые имелись тогда в России: 1) патриархальное, т. е. в значительной степени натуральное, кресть янское хозяйство: 2) мелкое товарное птю- изводство; 3) частно-хозяйственный капи тализм; 4) государственный капитализм; 5) социализм. Ленин ставил задачу ликви дации многоукладное™ страны и создания социалистической России. Главнейшим де лом пролетарской диктатуры Ленин считал борьбу против мелкобуржуазной стихии, выраставшей из мрлкого индивидуального крестьянского хозяйства. Успешное развертывание социалистиче ского строительства может быть достигну то, учил Ленин, лишь при осуществлении строжайшего повсеместного учета и кон троля за производством и распределением продуктов. «Пройдет неизбежно известное время, — писал Ленин, — пока массы, впервые по чувствовавшие себя свободными после свержения помещиков и буржуазии, пой мут — не из книжек, а из собственного, советского, опыта — поймут и прочувст вуют, что без всестороннего, государствен ного учета и контроля за производством и распределением продуктов власть трудя щихся, свобода трудящихся удержаться не может, возврат под иго капитализма неиз бежен» (стр. 224— 225). Главнейшей очередной задачей совет ской власти Владимир Ильич выдвинул по вышение производительности труда, как самое важное, самое главное в конечном счете условие победы социалистического строя. Основными условиями под’ема произво дительности труда Ленин считал крупную индустрию — как материальную базу со циализма, под’ем культурного и общеоб разовательного уровня трудящихся масс, а также решительное повышение дисциплины и организации труда. «Учиться работать — эту задачу Совет ская власть должна поставить перед наро дом во всем ее об’еме» (стр. 229). Ленинский гений выдвинул идею социа листического соревнования. Организацию социалистического соревнования Ленин рассматривал ка к одну из важнейших го сударственных задач советской власти. Разоблачая клеЕету буржуазии, будто бы социалисты отрицают значение соревнова ния. Ленин писал: «На самом же деле только социализм, уничтожая классы и. следовательно, пора бощение масс, впервые открывает дорогу для соревнования действительно в массовом масштабе. П именно советская организация, переходя от формального демократизма бур жуазной республики к действительному участию трудящихся масе в управлении, впервые ставит широко соревнование» (стр. 230). Ленинские идеи социалистического со ревнования получили дальнейшее развитие в трудах товарища Сталина и в ходе строи тельства социализма показали свою вели кую животворную силу. Товарищ Сталин показал, что социалистическое соревнова ние является коммунистическим методом строительства социализма на основе макси мальной активности миллионных масс гру дящихся. Ленинско-сталинские идеи социа листического соревнования живут и побеж дают во всенародном соревновании. В годы сталинских пятилеток в борь бе за победу социализма в СССР социали стическое соревнование развернулось во всенародное движение миллионов, в могу чую движущую с и л у советского общества, успешно осуществляющего постепенный переход от социализма к коммунизму. Г' соревновании в нашей стране участвует подавляющая масса всех рабочих и слу жащих СССР я многомиллионные массы крестьянства. Новым, высшим этапом со циалистического соревнования явилось воз никшее в годы сталинских пятилеток ста хановское движение, в котором участвуют миллионы советских людей. Идеи соревнования глубоко проникли в сознание трудящихся стран народной демо кратии. Широко развивая, по примеру СССР, социалистическое соревнование, тру дящиеся этих стран добиваются все новых успехов по пути к социализму. • Ленин учил, что движение к высшей производительности труда требует особых, социалистических методов хозяйствования, требует железной организованности и дис циплины. «Веди аккуратно и добросовестно счет денег,— писал он. — хозяйничай экономно, •не лодырничай, не воруй, соблюдай стро жайшую дисциплину в труде...» (стр. 215). Ленин учил, что нельзя ограничиваться строительством социализма в городе, он ве шительно ставпл вопрос о развертывании социалистической революции в деревне. Проведенные партией социалистические, мероприятия в деревне — разгром контрре волюционного кулачества, организация бед ноты и оказание ей необходимой помощи, укрепление государственной монополии на хлеб — были связаны с массовым походом передовых рабочих в деревню и организа цией комитетов бедноты, представлявших опорные пункты диктатуры пролетариа та в деревне. Совет Народных Комиссаров назначил товарища Сталина руководителем всего продовольственного дела на юге Рос сии, облеченным чрезвычайными правами. Своими решительными действиями товарищ Сталин быстоо обеспечил снабжение продо вольствием Москвы и Петрограда. Сопро тивление кулачества было сломлено. Пуб ликуемые в томе материалы «О голоде», «Доклад о борьбе с голодом» и другие отра жают развертывание социалистической ре волюции в деревне. Весной 1918 года в статье «Главная задача наших дней» Ленин ставил задачу: «добиться во что бы то ни стало того, что бы Русь певестала быть убогой и бессиль ной, чтобы она стала в полном смысле слова могучей н обильной». У нас есть все возможности для этого, писал Ленин: «У нас есть материал и в природных богатствах, и в запасе человеческих сил, и в прекрасном размахе, который дала на родному творчеству великая революция, — чтобы создать действительно могучую и обильную Русь» (сто. 134— 135). Разработанная Лениным и развитая в дальнейшем товарищем Сталиным програм ма социалистического строительства была путеводной звездой партии п советского народа в их борьбе за победу социализма в нашей стране. Великий продолжатель бессмертного дела Ленина товарищ Сталин развил и конкрети зировал ленинские идеи социалистического преобразования страны. За годы сталинских пятилеток цод руководством большевистской йартии, под водительством великого Сталина ленинский завет о построении социализма выполнен. Партия большевиков под руководством товарища Сталина моби лизовала творческие силы народа и доби лась того, что наша страна превратилась в могущественную индустриально-колхоз ную социалистическую державу. Великий зодчий коммунизма товарищ Сталин спла чивает семью советских народов, вдохнов ляет и направляет усилия советских людей к одной великой цели — построению ком мунизма в нашей стране. Опыт социалистического строительства в СССР имеет огромное международное зна чение. Трудящиеся стран народной демо кратии учатся на опыте СССР, как подав лять сопротивление эксплуататоров, ка к осуществлять индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства, как создавать социалистическое общество. ♦ * е Приступая к социалистическому строи тельству, советская власть, большевистская партия были вынуждены вести ожесточен ную борьбу против различных врагов рево люции. Произведения, вошедшие в 27-й том, показывают, ка к Ленин и Сталин гро мили многочисленных врагов советской власти. В телеграмме от 7 июля 1918 года, сообщая товарищу Сталину о восстании левых эсеров, В. И. Ленин предлагал бес пощадно подавлять этих жалких и исте ричных авантюристов. В ответной теле грамме товарищ Сталин писал: «Что ка сается истеричных — будьте уверены, у нас рука не дрогнет. С врагами будем дей ствовать по-вражески». В 27-м томе опубликованы ппсьмо Зи новьеву, Лашевичу и Стасовой и записка «По прямому проводу». В этих документах Ленин заклеймил изменнические действия Зиновьева, который под видом необходимо сти защитить Петроград всячески препят ствовал посылке петроградских рабочих на Восточный фронт и тем самым срывал все дело обороны Советской республики. Ленин категорически и ультимативно тре бовал прекращения этой политики Зиновье ва и возлагал на питерскую часть ПК «ответственность за возможную гибель воа- го дела» (стр. 513). Развивая свои гениальные положения о строительстве социализма, Ленин придавал огромное значение укреплению Советского государства. Ленин указывал, что для по давления сопротивления эксплуататоров, для пресечения всякого хулиганства и пре ступлений «нужна железная рука», н уж на диктатура пролетариата (стр. 235). Советы, ка к высший тип демократии, Ленин считал наплучшей организационной формой диктатуры пролетариата: «...Совет ская власть. — писал Ленин,— есть не что иное, ка к организационная форма диктату ры пролетариата, диктатуры передового класса, поднимающего к новому демокра тизму, к самостоятельному участию в управлении государством десятки и десят ки миллионов трудящихся и эксплуати руемых. которые на своем опыте учатся видеть в дисциплинированном и сознатель ном авангарде пролетариата своего надеж нейшего вождя» (стр. 235). Проходивший в июле 1918 года V Все российский с’езд Советов принял разрабо танную Лениным н Сталиным первую советскую конституцию — Конституцию РСФСР. Это была первая в мире консти туция, провозгласившая государственную власть трудящихся. В отличие от всех буржуазных конститу ций. ограничивающихся признанием фор мального равенства. Советская Конституция переносила центр тяжести на фактическое обеспечение прав трудящихся . В «Черновом наброске проекта программы» к V II с’езду партии Владимир Ильич (в десяти тезисах о Советской власти) указывал на необходи мость перенесения «центра тяжести в во просах демократизма с формального призна ния формального равенства буржуазии и пролетариата, бедных и богатых на практи ческую осуществимость пользования сво бодой (демократией! трудящейся и экс плуатируемой массой населения» (стр. 129). Дальнейшее всестороннее развитие вели ких принципов советской демократии на голо свое яркое воплощение в Сталинской Конституции — Конституции победившего социализма. * * * Свой доклад на V Всероссийском с’езде Советов Ленин закончил следующими про роческими словами: «... Нет ни тени сомнения, что если мы пойдем по то м у пути , который избрали и который события подтвердили, если мы бу дем твердо и неуклонно идти по этому путл, если мы не ладим ни фразам, ни иллюзиям, ни обману, ни истерике обить себя с пра вильного пути , то мы имеем величайшие в мире шансы удержаться и помочь твердо победе социализма в России, а тем самым помочь победе всемирной социалистической революции» (стр. 487). Эти вещие ленинские слова нашли свое ярчайшее воплощение в победе социализма в нашей стране, в успешном продвижении страл народной демократпи Европы п Азии по пути строительства социализма, в уве ренном и твердом движении советского на рода по пути постепенного перехода от со циализма к коммунизму, осуществляемом под руководством гениального продолжате ля бессмертного дела Ленина товарища Сталина. В. КАБЛУЧКО. 5 ап рел я !5<л) г., ДГз СЗ ( 5 0 " Г.) Поток приветствий В связи с семидесятилетием товарища И. В. Сталина приветствия с сердечными пожеланиями доброго здоровья и долгих лет жизни товарищу Сталину прислали: Коллектив рабочих, инженеров, техников и служащих Управления воздушных и ка бельных электросетей «Куйбышевэнерго»; Рабочие, инженеры, техники и служащие Брянского отделения Московско-Киевской ж. Д.; Курсанты, преподаватели, рабочие и служащие Рижского речного училища Ми нистерства речного флота СССР; Рабочие, работницы, инженеры и техни ки Валуйского вагонного участка и депо Северо-Донецкой ж. д.; Рабочче, инженерно-технические работни. ки и служащие паровозного депо Купянск; Коллектив учащихся, преподавателей и служащих Турковской школы механизации сельского хозяйства Саратовской области; Рабочие, инженерно-технические работни ки и служащие треста «Горьклесосплав» и Горьковской лесоперевалочной базы; Рабочие, работницы, мастера, инженеры и служащие шорно-экипажной фабрики им. С. М. Буденного; Коллектив работников Государственных архитектурных мастерских Министерства городского строительства СССР; / Рабочие, работницы, мастера, инженеры, техники и служащие моторо-вагонного де по Ярославской ж. д.; Коллектив научных и инженерно-техниче ских работников, рабочих и служащих Центральн<жо научно-исследовательского института кожевеино-обувной промышлен ности, г. Москва; Рабочие, инженерно-технические работ ники и служащие Московской кружевной гардинно-тюлевой фабрики им. Тельмана; Научные работники, студенты, рабочие и служащие Московского института инжене ров геодезии, аэрофотосъемки и картогра фии; Коллектив научных работников Инсти тута нормальной 'л патологической мор фологии Академии медицинских наук СССР; Коллектив Центрального научно-иссле довательского института рентгенологии и радиологии им. В. М. Молотова; Коллектив научных сотрудников, рабо чих и служащих Научно-исследовательско го трубного института, г. Днепропетровск; Дирекция, педколлектив, сотрудники и учащиеся Одесской 2-й музыкальной шко лы им.. Глазунова; Учащиеся и учителя начальной школы села Матвеевка, Старо-Майяского района, Ульяновской области; Колхозники и колхозницы • колхоза им. \ I с’езда Советов, Износковскою района, Калужской области; Коллектив горняков и разведчиков, рабо чих, инженерно-технических работников и служащих предприятий треста «Кирова баднефтепромматериалы»; Павлодарский горком КП(б) Казахстана и исполком городского Совета депутатов трудящихся; Колхозники и колхозницы рыболовецкой артели, «Краеноловец», Зеленгинского рай она, Астраханской области; Коллектив рабочих и служащих Яко- нурской МТС, Усть-Канского аймака, Гор но-Алтайской автономной области; Работники Министерства сельского хо зяйства Литовской ССР; Учителя и учащиеся Булавиновской не полной средней школы Ворошиловградской области; Районное совещание специалистов сель ского хозяйства с участием представителей колхозов, секретарей парторганизаций и руководящих работников Раздорского рай она. Ростовской области; Рабочие, инженерно-технические работни ки и служащие Грозненской областной сельскохозяйственной станцли; Колхозники и колхозницы колхоза им. Реввоенсовета, Пестравского района, Куй бышевской области; Колхозники и колхозницы колхоза им. Молотова, Курганинского района, Красно дарского края; Коллектив работников Центрального Ко митета ЛКСМ Узбекистана; Колхозники и колхозницы колхоза «Пар тизан», Чапаевского района, Саратовской области; Пленум Штейнгартского райкома ВКП(б) Краснодарского края; Собрание медицинских работников Ва- динского района, Пензенской области; Рабочие, специалисты и служащие Руд. нянского лесхоза Сталинградской области; Коллектив работников Алтайской крае вой санитарно-эпидемиологической станции; Колхозники и колхозницы, рабочие и служащие Бурнашевского сельсовета, Ко зельского района, Калужской области; Комсомольцы и молодежь Ташкентского карборундового завода; Польские студенты и аспиранты, обу чающиеся в вузах Советского Союза; Торжественное заседание партийных, со ветских и общественных организаций рай онного центра Амдерма; Рабочие, инженерно-технические работ ники и служащие узла ст. Пенза 2 Куй бышевской ж. д.; Рабочие, инженерно-технические работни ки и служащие Вологодского холодильни ка Министерства мясной и молочной про мышленности СССР; Коллектив преподавателей, учащихся и сотрудников Троицкого дошкольного педа гогического училища; Учащиеся и педагогический коллектив средней школы № 1, г. Красный Сулин; Учителя и учащиеся железнодорожной средней школы № 16 станции Гудермес, Орджоникидзевской ж. д.; Научные работники, рабочие, инженеры, техники и служащие Московского филиала Всесоюзного нефтяного научно-исследова тельского геолого-разведочного института; Коллектив научных работников Всесоюз ного научно-исследовательского института молочной промышленности, рабочих, инже- нерно-техни .еских работников и служащих Молдаетзавода; Сотрудники Киевской астрономической обсерватории; Студенты, профессора и преподаватели, рабочие и служащие Института приклад ной зоологии и фитопатологии, г. Ленин град; Рабочие, служащие и инженерно-техни ческие работники производственного пред приятия «Севкавэнергоремонт»; Рабочие, ^служащие и инженерно-техни ческие работники 1-й дистанции пути Эстонской ж. д.; Рабочие и служащие паровозного депо С1анции Черновцы Кишиневской ж. д.; Инженеры, техники и служащие «Глав-4 тоннельметростроя» и Управления «Мет- ростроя»; Работники Министерства местной топ ливной промышленности РСФСР; Работники Министерства жилищно-граж данского строительства РСФСР; Работники Министерства юстиции РСФСР; Участники IX Всесоюзного совещания директоров Книжных палат; Профессора, преподаватели, аспиранты, студенты, рабочие и служащие Московско го экономико-статистического института; Рабочие, научные работники, инженеры, техники и служащие Научно-исследова тельского института Министерства электро промышленности СССР; Работники Министерства лесного хозяй ства РСФСР; Работники Генерального Консульства СССР в Южно-Африканском Союзе; Коллектив работников посольства СССР в Венецуэле; Коллективы работников Совета Мини стров Латвийской ССР и Государственной плановой комиссии Латвийской ССР; Чкаловский горком ВКП(б) и исполком юродского Совета депутатов трудящихся; Архангельский горком ВКП(б) и испол ком городского Совета депутатов трудя щихся; Брестский горком КП (б) Белоруссии и исполком городского Совета депутатов трудящихся; Барнаульский горком ВКП(б) и испол ком городского Совета депутатов трудя щихся; Студенты, преподаватели, технический персонал Государственного училища цир кового искусства; Врачи, обслуживающий и технический персонал Московской областной клиника физических методов лечения; Научные сотрудники, 'инженеры, техники, рабочие и служащие Центрального науч но-исследовательского лесохимического ин ститута; Рабочие, инженеры, техники и служащие Сталинской ордена Отечественной войны первой степени водопроводной станции; Рабочие, инженерно-технические работни ки и служащие Минского треста зеленого строительства; Коллектив рабочих, инженеров, техников и служащих отбельно-красильной фабрики Ореховского хлопчатобумажного комбина та. г. Орехово-Зуево; Рабочие, инженерно-технические работ ники и служащие кондитерской фабрики «Коммунарка», г Минск; Научные работника, рабочие и служащие Всесоюзного научно-исследовательского ин ститута чи'чепального сырья Министерства геологии СССР; Рабочие, служащие и научные работники Всесоюзного научно-исследовательского ин ститута химического машиностроения. (Продолжение списка поступивших при ветствий — в следующих номерах). Н А Ш А К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я Дружные всходы— залог высокгоурожая В колхозах и совхозах все большее рас пространение получает новый агротехни ческий йрием в подготовке семенного ма териала к посеву — воздушно - тепловой обогрев семян по методу академика Т. Д. Лысенко. Всем известно, что дружные всходы при нормальном уходе за посевами явля ются залогом высокого урожая. Предпосев ная воздушно-тепловая обработка семян в значительной мере способствует этому. В 1949 году в колхозах Н.-Калитвян- ского, Воробьевеко го, Новохоперского и других районов воздушно-тепловой обра боткой была повышена энергия и всхо жесть значительного количества семян. Обогреву подверглись семена озимых и яровых зерновых культур и подсолнечни ка. Как правило, обогретые семена взошли раньше и дали более дружные всходы, чем на общих посевах. Благотворно действует така а обработка и на семена бобовых многолетних трав, например, люцерны. Оаыты показали, что после обогрева семян люцерны в течение трех дней при температуре 30° всхожесть их повышается на 15— 20 процентов. Если в колхозе нет условии для получе ния температуры в 30°, обогрев можно производить при комнатной температуре, только в этом случае надо удлинить срок обработки до 10— 15 дней. Способы воздушно-теплового обогрева се мян просты, их можно применить в каж дом колхозе. Надо только, чтобы колхоз никам в этом помогли агрономы. Обогреваются семена в отапливаемых помещениях, которые оборудуются стел лажами а кирпичными или железными печками с трубами. Здание должно хоро шо проветриваться. Семена рассыпают слоем в 5 — 6 сантиметров и обогревают при температуре 25— 30° в течение трех дней, систематически перелопачивая их. Воздушно - тепловую обработку можно производить и в амбарах. Для этого при потеплении в амбарах раскрывают все о к на и двери, чтобы было больше сквозня ков. Семена рассыпают елеем не толще 25— :30 см. (чем тоньше, тем лучше) и ча сто перелопачивают. Обработка в откры тых амбарах продолжается 10— 15 дней. Для лучшего проветривания семена следует пропускать через веялки и сортировки, так как при этом происходит интенсивное обтекание семян свежим воздухом. Но наиболее эффективным способом воздушно-тепловой обработки является обо грев и проветривание семян на солнце и под навесом. Семена рассыпают слоем в 5— 6 см. на брезентах, пологах, на рас чищенных и плотно утрамбованных земля ных площадках под открытым небом или под навесом. В последнем случае необходи мо, чтобы открытая сторона навеса была обращена с востока на запад. Семена по 3— 4 раза в день перемешивают. Солнеч ная обработка на открытом месте продол жается три дня, под навесом — четыре — шесть дней. Па ночь семена убирают в амбар или укрывают брезентами, мешка ми. К. ТАЛАЛАЕВА, гл. агроном облгосинспекции по качеству семян. Е. КАСИЛ0ВА, старший агроном.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz