Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)

2 апреля Т §50 ?., Ж 66 (56 53 } к о м м у н а : 2 1306 МЕТРОВ В МИНУТУ РАССКАЗ ТОКАРЯ А. Н. ЕЛАГИНА. О работе на высоких скоростях я мечтал Йавпо. Еще до войны я добился на обточке деталей скорости резания до 100 метров в минуту. Большего добиться не удалось из-за низкой стойкости резцов. Почин ленинградского токаря Борткевича бадел меня за живое. Я решил во что бы то ни стало стать скоростником. Поделился своими мыслями с технологом Алексеем Дмитриевичем Щекатуриным. Он поддержал меня, посоветовал изучить литературу по скоростному точению и обещал помочь. Но свою заветную гГечту — резать металл со скоростью 1 000 метров в минуту — я скрыл от Алексея Дмитриевича. Опасался, ве покажется ли ему эта цифра слишком высокой. Познакомившись с теорией скоростного резаная, я перешел к практическим опы­ там. Прежде всего мне надо было проверить, к а к ведет себя станок на больших оборотах. П вот здесь уже на первых шагах приш­ лось столкнуться с трудностями. Стоило мне увеличить число оборотов до 600, как станок начинал вибрировать, а резцы вы ­ крашивались. К уч у резцов перепортил я, а все же на­ шел причину, заменил вращающийся центр, имевший большой люфт, и подтянул покрепче клинья супорта. По моему тре­ бованию механики установили на станке более мощный мотор. Уверенный в надежности станка, я взял- д ^ з а поиски резца правильной геометрии. Для начала решил поставить проходной ре­ зец РТ-20 с пластинкой Т15К6. В этот день, помнится, я обрабатывал стальные шестерни. Проточил немного, гляжу резец задымился. Вот, думаю, история. Готовился к а к будто тщательно, а что-то не преду­ смотрел. Тут подошел ко мне Алексей Дмитриевич Щекатурин, осмотрел резец и спрашивает: *— Ты на ка ки х оборотах работаешь? — На 600,— отвечаю. — Возьми резец с пластинкой Т30К4. Этот выдержит нагрузку. 'Включил станок — душа замерла. Не­ ужели сгорит пластинка? Работаю полчаса, час. Резец держится и станок действует, к а к часы. Подсчитали мы со Щекатуриным и ахну­ ли. Оказывается, я резал металл со ско­ ростью 498 метров в минуту! Значит, на высоких режимах работать можно! Обрадо­ вались мы тогда. Конечно, скорость, достиг­ нутая мною, была не особенно высокая, если судить о ней сейчас. Но тогда это бы­ ла победа. И самое главное — я убедился, к а к не правы те, кто говорит, будто для скоростного резания всегда нужны особен­ ные станки. Если заменить шкивы , усилить мощность моторов, то можно добиться боль­ ших успехов на любом станке. Над увеличением скорости резашгя рабо­ тали в то время и другие станочники меха­ нического цеха. Одному из них — Илье Федоровичу Попову удалось даже превзойти мое достижение. К сожалению, посоревно­ ваться с ним мне не удалось. Его вскоре назначили мастером участка в нашем меха­ ническом цехе. Немного позже скоростни­ ками стали мои товарищи Владимир Бара­ банщиков, Георгий Пахомов, Андрей Ворон­ цов и другие. И все же движение скоростников разви­ валось на заводе медленно. Ну, хорошо, думал я, мне удалось довести скорость ре­ зания до 498 метров в минуту. А осталь­ ные станочники ка к же? Я должен был, к а к большевик, раскрыть на своем примере общественное значение скоростного метода, вызвать у людей вкус к высоким темпам. Начал я учить товарищей прямо у стан­ ка. Вместе с ними разрабатывал режимы, затачивал нм резцы, где только можно было, выступал, рассказывал о скоростных мето­ дах обработки металлов, доказывал свои приемы. И надо прямо сказать: наши ста­ ночники горячо берутся за дело. Сейчас в механическом цехе 40 станочников рабо­ тают на повышенных режимах. Комсомоль­ цы Константин Золотарев, Александр На­ заров, Владимир Кораблин и многие другие бьгтро научились работать по-новому и са­ ми стали пропаганд нотами скоростного ме­ тода.. Разумеется, я тоже не остановился на достигнутом. Особенно много внимания уде­ лил заточке резцов. В самом деле, какой смысл увеличивать скорость резания, если расходовать на обработку одной детали 2— 3 дорогих резца? Нужно было подумать 0 продлении жизни режущего инструмента. Иначе, ка к говорится, овчинка выделки не стоит. Испытывая резцы РТ-20 с отрицатель­ ным передним углом, я по совету технолога т. Щекатурина сделал угол наклона перед­ ней грани примерно таким же, ка к на рез­ цах КБЕК, и этим повысил их стойкость. В канун 32-й годовщины Великого Ок­ тября я принял новый станок, даюшпй 1 200 оборотов в минуту. Теперь можно было всерьез говорить о рекордных скоро­ стях. Обрабатывая гайки большого диаметра, я достиг 22 ноября прошлого года скорости резания 980 метров в минутук Это окры­ лило меня. Вскоре я увеличил скорость ре­ зания до 1 084 метров в минуту при стой­ кости резца в 5 минут. В этот день мне удалось обточить одним резцом семь кры ­ шек из стали марки 25. Но это показалось мне недостаточным. Совершенствуя свои методы, я через несколько месяцев достиг скорости резания 1 115 метров в минуту. С такими показателями я стал на стаха­ новскую вахту в честь выборов в Верхов­ ный Совет СССР. В начале этого месяца мне удалось повысить скорость резания до 1 300 метров в минуту. Я обрабатывал в тот день крыш ки подшипника диаметром в 345 миллиметров. Такой скорости я добил­ ся на чистовой обработке стали марки 20 резцом, оснащенным пластинкой из сплава Т30К4. Резец простоял пять минут. Я ус­ пел обточить за это время 9 деталей — во много раз больше, чем полагалось по нор­ мам. Наш завод сейчас делает чудесные маши­ ны— экскаваторы. Точу я детали для них и думаю: надо получше сделать. Ведь этими машинами новые города строить будут, ме­ нять облив нашей земли. И я должен пря­ мо сказать, что детали, которые обрабаты­ ваются на моем станке, всегда отличного качества. Труд доставляет мне большую радость. Я счастлив, что своей работой вношу скром­ ный вклад в дело досрочного выполнения послевоенной пятилетки. * * * В минувший вторник лекторий новаторов производства был перенесен в клуб и цех завода им. Коминтерна. Собрались гости с различных предприятий города 'Воронежа, знатоки скоростного резания металлам и молодые станочники. Здесь можно было увидеть стахановцев и технологов, масте­ ров и конструкторов с заводов им. Тель­ мана, нм. Ленина, им. Калинина, Электро­ сигнал, им. Коминтерна и других пред­ приятий. У сцены на двух больших столах разло­ жены детали. В глаза бросается их зер­ кальная поверхность. Здесь людно. Гости с ЛЕКТОРИЙ НОВАТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА любопытством, ревностно осматривая»? каждую из них. «Шлифованные?» — раз­ даются вопросы. Нет, эти детали не подвергались шли­ фовке. Они обработаны токарями-скороет- ннкамн завода им. Коминтерна Алексеем Елагиным, Андреем Воронцовым, Влади­ миром Кораблиным н другими. Всеобщее внимание привлекает одна де­ таль — крышка тормозного фрикциона экс­ каватора. Она походит на крупный зер­ кальный диск. Рядом надпись: «Обработана токарем А. Елагиным. Скорость резания — 1 300 метров в минуту». — Каким резцом? Геометрию резца разработал сам токарь- новатор в содружестве с инженером-техно- логом Алексеем Дмитриевичем Щеватуря- ным. Чертеж резца — рядом, на большом щите. Его внимательно рассматривают ста­ ночники с других заводов, люди, неустанно двигающие вперед технику металлообра­ ботки. Зал клуба переполнен. На трибуну под­ нимается невысокий худощавый человек в рабочей блузе. Это токарь Алексей Никито­ вич Елагин. Необычное занятие: сегодня он впервые в жизни читает лекцию об опыте своей работы, о методах скоростного реза­ ния металлов. Простая речь. Оратор меньше всего обра­ щается к техническим терминам. Он гово­ рит о своих настойчивых исканиях, о твор­ ческом содружестве с технологом Щекату­ риным, о том, как много можно выжать из нашей советской первоклассной техники. Присутствовавшие внимательно слушали рассказ о творчестве новатора. Елагин соз­ дал новую геометрию резца, научился це­ нить каждую секунду, на полную мощность использовать оборудование. И вот результат. Многие токари на заводе рабо­ тают со скоростью резания 50— 100 метров в минуту, а Елагин — со скоростью 1 300 метров, в 13— 26 раз быстрее! Консультант новатора т. А. Д. Щекату­ рин, пользуясь чертежами, ка к иллюстра­ цией, подробно рассказывает о теории ско­ ростных методов резания и «секрете» вы ­ дающихся достижений токаря т. Елагина. Но слушатели — народ требовательный: они не хотят верить на слово. Один вопрос следует за другим. «Сколько времени стоит резец на таких скоростях?», «Каков режим резания?», «Расскажите о размере про­ хода?» Следуют ответы. — Теперь, товарищи, прошу всех в цех, в моему станку. Там на практике увидите то, о чем мы здесь говорили, — пригла­ шает Елагин. Гости расположились у рабочего места. Елагин закрепляет деталь, включает мотор. 1 200 оборотов! Резец касается детали, вращающейся с невиданной скоростью. Из- под него молниями вылетают искры. Крас­ ная лента стружки фонтанирует в сторону. Одну за другой токарь снимает со стан­ ка 16 деталей. Знатные токари завода им. Калинина тт. Казаков и Ростовцев, десятки других не отходят от етанка. Снята де­ таль — они наклоняются к резцу. На ли­ цах восхищение: резец ведет себя безуко­ ризненно. А качество? Гости придирчиво следят и за этим. У мастера завода лм. Калинина т. Щербакова в руках штанген-циркуль. Он проверяет каждую деталь. 'Придраться не к чему. Заданные размеры выдержаны. 'Всех интересует: с какой скоростью ре­ жет металл Елагин? Многие поглядывают на часы. Технологи заканчивают подсчет. — Скорость резания — 1306 метров :в минуту! Доклад сталевара На кафедре, только что смену окончив, С тоит он — не мастер красивых речей,— Простой, большерукий новатор-рабочий От сталеплавильных печей. И зал многолюдный притих в ожиданья, Лишь слышно: часы отбивают свой ход, Д« в окна раскрытые # с легким шуршаньем Из сада прохлада течет. Он смотрит вперед, в глубь притихшего зала И чувства, волненье не в силах унять. Какими словами о плавке металла В ученом совете ему рассказать? Гораздо бы проще у доменной печи, В работе практический сделать доклад... И он подбирает слова своей речи, И поверх сидящих скользит его взгляд. И вдруг на стене, где в сиянии света Знамена республик скрестились навек, Ему улыбнулся с большого портрета Любимый и самый родной человек. Кто в жизнь широко распахнул ему двери, , Работать и мыслить в труде научил, Кто силы придал, кто в успехах уверил, На подвиг большой вдохновил. Да, это ему он всем лучшим обязан! И взор сталевара стал шире, ясней. Он повесть правдивую начал с рассказа О детстве, о жизни счастливой своей. О том, как фабзавуч окончил с друзьями И встал у печи, окрыленный мечтой... И видели все, как багровое пламя Клокочет в горниле над лавой крутой. Как шихта бурлит, поднимается, льется, Готовая все разворочать и сжечь, Как мастер, прильнув к полукругу оконца, Глядит, не дыша, в раскаленную печь. Считает сухими губами мгновенья, И знак подает, трудный цикл завершив.— И звездный поток скоростного плавленья Сквозь узкую летку несется в ковши. — За смену пять норм! — возвещает докладчик. И сходит с трибуны, взволнован и рад. И встретил потоком оваций горячих Ученый совет сталевара доклад. Навстречу весне. Фотоэтюд И. Нарциссова Вл. МАСИК. МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН ВТОРАЯ РОЗЕТКА С м о т р Завтра в ы х о д ... I Стали в р я д В се , кто в по л е будет, 'К а ж д ы й смотрит к а к солдат ,— Б о е вы е л ю д и ! Тот, что утром повезет К е р о с и н д а в о д у , Р у к у к о н ю х у пожм ет И ж и в от н о в о д у. В о зл е с е я л о к севцы , П а х а р и у п л у г а . Д р у ж е л ю б н о к у з н е ц ы Смотрят д р у г н а д р у г а : М о л , п о п р о б у й -к а , п о ш а р ь , Щ у п а й все детали!.. Осмотрели инвент арь , « Х о р ош о -о !» — с к а з а л и . У ч а ст ко вы й а г р о н о м , Б р и г а д и р б р и г а ды , У л ы б а я с ь , ш л и р я д к о м , Т о ч н о утру р а ды . С о л н ц а я р к и е о гн и Светят с б а к о в п р я м о . Ш л и с к о м и с с и е й о н и П е р е д строем с ам ы м . П е р е д н и м и свет о к о н В с п ы х н у л н а м и н ут ку. То стояла, к а к ва гон , Тра кт орна я б у д к а . А в е сна шумит в о к р у г Н а р о д н ы х просторах, В стороне з а п е л и в д р у г В е сел о моторы. З а стальной к о л о н н о й вслед В с е м уйти охота. Завт ра тронется чуть свет Сельская, пехота! П а в е л К А С А Т К И Н . Усманская городская электростанция отличается от обыкновенных, ничем не примечательных станций, своим непосто­ янством. Это в том смысле, что электро­ энергию она дает не постоянно, а изредка, время от времени. Представьте, наступает вечер. На ули- дах, в квартирах бодро вспыхивают элек­ тролампочки. Но эта бодрость минутная. Лампочки быстро теряю г свою яркость, нити их краснею г и далее происходит то, что в общежитии называют скучным сло­ вом «потухание». Потухание обычно про­ исходит в самое неподходящее время: ко г­ да в городе идет какое-либо собрание, де­ монстрируется кинофильм, или просто, когда после трудового дни горожанин сядет к столу с интересной книгой. Но, если можно, когда погаснет свет, отложить в сторону кн и гу, то нельзя от­ ложить начавшуюся в больнице операцию, остановить на предприятиях станки, пре­ кратить радиовещание. Поэтому на многих предприятиях и в учреждениях возникли свои маленькие, но дорогостоящие электро­ станции. Их в городе до двух десятков. Собственную электроэнергию вырабатывает больница, вокзал, почта, кинотеатр. Кое- кто из граждан, насидевшись в потемках, стал подумывать — не установить ли на кухне свой индивидуальный движок... РУКОПИСНЫЙ Ж УРНАЛ «ЗА С января этого года в Острогожском зооветтехникуме выпускается рукописный журнал «За мичуринскую науку». В нем помещаются статьи учащихся — членов научных кружков, освещаются практиче­ ские вопросы сельскохозяйственного произ­ водства. На занятиях зоотехнического и ветери- Одним из первых «пустился наутек» от городской электростанции председатель горсовета т. Драчев. В собственной квар­ тире, рядом со штепсельной розеткой от городской электросети, о-н устроил вторую розетку « т электростанции механического завода. Что ему теперь до непорядков у городских электриков! Какой смысл доби­ ваться, чтобы они вели профилактический ремонт машин, приобретали к ним запас­ ные части?! Потух свет в городе, не бе­ да — рядом другая розетка! Следуя примеру председателя, такими же спасительными розетками от механи­ ческого завода обзавелись заведующий гор- кемхозом т. Гридасов, бывший директор коммунальных предприятий т. Тимченко и другие работники. А электростанция тем временем совсем прекратила свою не очень бурную дея­ тельность. Ныне во многих жилых домах и учреждениях У смани вовее нет света. Работникам коммунального хозяйства Усмани невдомек, что «вторая розетка»— это не метод решения вопроса об освеще­ нии города. И вместо увеличения числа вторых розеток куда более правильнее было бы навести порядок на городской электростанции! П. АНДРЕЕВ. М ИЧУРИНС КУЮ НАУКУ» нарного кружков были заслушаны, а за­ тем помещены в журнале доклады уча­ щихся: «Основы мичуринского учения», «Опыт работы Таловского госплемрассад- ника», «Местные породы лошадей», «Вы­ ращивание молодняка», «Опыт работы со­ ветских зоотехников» и другие. Наука и Наука и религия не только не имеют ни­ чего общего между собой, но и представляют два абсолютно противоположных, взаимно исключающих друг друга мировоз­ зрения. «...Всякая религия, — говорит И. В. Сталин,— есть нечто противополож­ ное науке». -^Марксистский философский материализм, (являющийся высшим достижением совре­ менной науки, исходит из того, что в осно­ ве всего окружающего нас лежит материя, природа. Она вечна, первична и бесконечна, существует вне и независимо от нашего сознания. «Материя, природа, бытие, физическое есть первичное, — учит В. И. Ленин, — а дух, сознание, ощущение, психиче­ с к о е— вторичное». Материя находится в непрерывном движении в пространстве и во времени. Материя, движение, про­ странство и время едины, а поэтому не может быть материи без движения, вне пространства и времени, так же ка к и дви­ жение, время и пространство невозможны без материи. «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, — пишет В. И. Ленин, — и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени». 'Весь мир находится в состоянии постоян­ ного движения и развития. Для движения материя не нуждается в сверх ’естественной силе — боге или духе. Вот почему марк­ систско-ленинская наука опровергает все религиозные сказки о сотворении мира бо­ гом или другой сверх'естественной силой. •В природе одни виды появляются, а дру­ гие отмирают. Поэтому «...борьба между старым и новым, между отмирающим и на­ рождающимся, между отживающим и раз­ вивающимся,— говорит товарищ Сталии,— составляет внутреннее содержание процесса развития...» ^ Диалектико-материалистическое учение религия убедительно доказало, что мир и его зако­ номерности познаваемы. Опираясь на науч­ ные открытия и практику, человек все глубже и точнее познает об’ективную исти­ ну. И. В. Сталин указывает, «...что нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, еще не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и прак­ тики». Марксизм не только утверждает по­ знаваемость мира, но и учит, ка к его из­ менить, дает человеку правильное, материа­ листическое представление о законах раз­ вития природы и общества. Так, рабочие и крестьяне нашей страны, под руководством большевистской партии, вооруженной марксистско-ленинской тео­ рией, совершили Великую Октябрьскую со­ циалистическую революцию, одержали все­ мирно-историческую победу в Великой Оте­ чественной войне и построили социалисти­ ческое общество. Марксистский философский материализм, опираясь на науку и историческую практи­ ку человечества, полностью разгромил ре­ лигиозно-идеалистические представления о природе и обществе. Религия, возникшая в первобытные вре­ мена, является «...фантастическим отраже­ нием в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повсе­ дневной жизни, отражением, в котором зем­ ные силы принимают форму неземных» (Ф. Энгельс). Религия, в противополож­ ность науке, представляет собой лженауч­ ное мировоззрение, утверждающее существо­ вание, кроме мира материального, еще дру­ гого, причем главного, «духовного мира». Этот мир, согласно религиозным воззрениям, служит пристанищем «высших сил» — бо­ гов, духов, ангелов, которые якобы не только управляют материальным миром, но и были творцами его. Таким образом религия отрицает един­ ство мира, его материальность, закономер­ ности в природе и обществе и признает вмешательство сверх’естественных сил, «...порождает веру в богов, чертей, в ч у ­ деса и т. л.», хотя еще древнегреческий философ — материалист и диалектик Гера­ клит (5 3 5— 475 гг. до нашей эры) говорил, что «мир, единый из всего, не создан ни­ кем из богов и никем из людей». Наиболее утонченным и завуалированным выражением религиозного мировоззрения яв­ ляется идеализм, дающий также фантасти­ ческое, извращенное понятие о возникно­ вении и сущности вселенной. Идеалисты и представители религии проповедуют невоз­ можность познания мира и его закономер­ ностей, они отрицают научные достижения и не верят в достоверность наших знаний, тогда ка к эти знания непреложны. Приве­ дем такой пример: современная наука абсо­ лютно точно предсказывает время солнеч­ ных и лунных затмений. Так, основываясь на точных научных данных, наши ученые говорят, что в ночь со 2 на 3 апреля теку­ щего года произойдет полное затмение лу­ ны, которое будет видно почти на всей тер­ ритории СССР. Полная фаза удержится с 23 часов 29 минут до 23 часов 59 минут. Следовательно, каждый человек будет иметь полную возможность в этот час практи­ чески проверить правильность научного предвидения и убедиться в могуществе науки. Религия всегда боролась против науки, прогресса, особенно против марксизма, всячески защищая существование классо­ вого общества, угнетателей. Она отвлекает трудящиеся массы от борьбы с эксплоата- торами и обещает им счастье и блаженство, «райскую» жизнь в «загробном мире». А в земной жизни она призывает к смирению эксплоатпруемых перед эксплоататорами. «Религия,— говорил В. П. Ленин,— есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, за­ давленных вечной работой на других, нуж- дою и одиночеством». Бог — это призрач­ ное существо, которое угнетатели ловко используют в своих классовых интересах. В действительности же никакого бота никогда не было и нет. Великий пролетарский пи ­ сатель А. М. Горький, бичуя религиозные выдумки о боте, писал: «Сотни лет церковь усердно вбивала в головы рабочего народа, что бог— всемогущ, что в нем «вопло­ щен» высший разум и что все создано именно этим премудрым разумом. Но ведь и для малого ребенка ясно, что это сказка. Не в боге разум, а в человеке. Бог выду­ ман, и плохо выдуман». Защищая все реакционное и консерва­ тивное, действуя в тесном союзе с господ­ ствующими классами, религия жестожо пре­ следовала и свирепо расправлялась с пере­ довыми учеными. История христианства — это инквизиция, тюрьмы, насилие и кост­ ры. Наиболее выдающихся ученых за их прогрессивные мысли и крупные открытия в науке религия не только наказывала, но л физически уничтожала. История знает многих мучеников от науки. За свои рабо­ ты по изучению кровообращения Мигуэль Сервст (15 11— 1553) был вначале брошен в тюрьму, а потом сожжен. Ерупный ученый, философ-материалист, последователь Коперника — Джордано Бру­ но после семилетних пыток солнцем в тес­ ной камере под свинцовой крышей был в 1600 году сожжен на костре. Через 19 лет в страшных мучениях героически погиб ученый Ванини, доказывавший вращение Земли. Полный веры в правоту своих идей, он не только отказался склонить свою го­ лову перед судом палачей, но публично бро­ сил им в лицо глубоко-атеистическую фра­ зу: «Нет ни бога, ни черта, если бы суще­ ствовал бог, то я молил бы его поразить своей молнией неправедный и гнусный суд, если бы существовал чорт, то я его просил бы низвергнуть в тартарары это подлое судилище, но я не делаю этого, ибо нет ни бога, ни чорта». Царское самодержавие с помощью церк­ ви преследовало все передовое, прогрессив­ ное, всячески старалось пометагь распро­ странению научного миропонимания среди народа, используя религию для закабаления трудящихся. Церковь преследовала вели­ ких русских ученых: Ломоносова, Мечни­ кова, Павлова, Мичурина. «Наука знает в своем развитии немало мужественных людей, — указывает И. В. Сталин, — которые умели ломать старое и создавать новое, несмотря ни на какие препятствия, вопреки всему. Такие мужи науки, ка к Галилей, Дарвин и мно­ гие другие общеизвестны». Выдающиеся русские ученые всегда ре­ шительно выступали против религии и ее предрассудков, несмотря на активность жандармерии и свирепые цензурные огра­ ничения. Наука одерживала над религией одну по­ беду за другой. Тем не менее, домарксов- окий метафизический материализм в силу своей методологической порочности не « ю г окончательно разоблачить религию и ее защитника — идеализм. Только классики марксизма-ленинизма до конца вскрыли и показали всю антинаучность религии и создали диалектический материализм — ге­ ниальное и единственно правильное уче­ ние, дающее подлинно научное об’ясненпе развитию природы и общества. «Марк­ сизм,— говорит И. В. Сталин, — сложился и выработался в определенное мировоззре­ ние не благодаря союзу с религиозными элементами, а в результате беспощадной борьбы с ними». Советские ученые, опираясь на гениаль­ ные труды классиков марксизма-ленинизма, не только полностью очистили нашу науку от религиозно-идеалистических воззрений, но и разоблачили их как реакционные, ан­ тинаучные представления, основанные на слепой вере темного и невежественного че­ ловека в несуществующие еверх’естествен- ные силы. «Геология доказала, — пишет академик В. А. Обручев, — что землетрясения, из­ вержения вулканов, провалы суши, насту­ пление морей и другие катастрофы, которые религия считала карой за грехи людей, яв­ ляются естественными’ последствиями дви­ жений земной коры и явлений, происходя­ щих в недрах земли». Характерно, что именно геология, ка к наука, подрывающая основы «священного писания», была в начале XIX века запрещена в Казанском университете. Основоположник советской биохимиче­ ской науки академик А. Н. Бах говорил: «Религия — пережиток первобытного от­ ношения к явлениям природы, примирить науку с религией, связывать каким-либо образом первую со второй совершенно нель­ зя, немыслимо». Особенно много было религиозных пред­ рассудков и суеверий в земледелии. «Того, что верующие терпеливо ждали от «все­ вышнего»,— отмечает создатель травополь­ ной системы земледелия академик В. Р. Вильямс, — мы, агрономы-ученые, дости­ гали и достигаем, техникой и наукой... 75 лет жизни глубоко убедили меня во вреде суеверий в сельском хозяйстве». В нашей стране наука служит интересам народа, помогает все больше и больше по­ беждать природу, создает наиболее благо­ приятные условия для построения коммуни­ стического общества. Величайшие успехи в борьбе за овладение силами природы до­ стигнуты у нас благодаря содружеству ученых-мичуринцев с тысячами опытников социалистического земледелия. Мир империализма, обреченный на неиз­ бежную гибель, стремясь продлить свое су­ ществование, использует все реакционное, в том числе и религию. 'В Америке, Англия, Италии, Австрии и в других капитали­ стических странах господствующие классы создают различного рода религиозные орга­ низации, союзы, партии, миллионными тиражами печатают религиозную литерату­ ру, отравляющую сознание людей. Ватикан, возглавляемый напой Пием ХП, служит орудием наиболее агрессивных кругов им­ периализма, играет особенно реакционную роль. Он ведет борьбу с коммунизмом и де­ мократией, насаждает мракобесие и мистй - :п ш в их самых отвратительных формах. (Окончание см. на 4 стр.)„

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz