Коммуна. 1950 г. (г. Воронеж)
К о М М У Н А 14 м а р та 1950г., № 54 (5 8 4 Г)" П а р т и й н а я ЖизнЬ Околлегиальности в партийном руководстве Большевистская партия, под руковод ством великого и мудрого вождя товарища успешно осуществляет программу тя коммунистического общества в стране. Основным условием, спо- зующим осуществлению этой про- ш , является активное участие широ- ^ к и х партийных масс в работе партийной рганизацни, активная борьба коммуни- ов за проведение в жизнь политики тевистской партии на любом участке строительства. йевистские принципы руководства от партийного аппарата и пар- тийи'Щ ^уководителей строгого соблюдения коллегиальности в работе, внутрипартий ной демократии, широкого развертывания критики и самокритики. Нарушение этих принципов неизбежно приводит к проявле нию канцелярско-бюрократических методов и администрированию, к срыву многих решений и мероприятий. Товарищ Сталия на XV съезде партии * указывал, что необходимо ликвидировать негодные методы руководства, всемерно развивать критику и самокритику, подни мать активность партийных масс, не до пуская, чтобы наши партийные организа ции из инициативных и самодеятельных превращались «в пустые канцелярские учреждения». «Единоличные решения,— учит товарищ Сталин, — всегда или почти всегда — однобокие решения. Во всякой коллегии, во всяком коллективе имеются люди, с мнением которых надо считаться. Во вся кой коллегии, во всяком коллективе имеют ся люди, могущие высказать и неправиль ные мнения. На основании опыта трех революций мы знаем, что приблизительно из 100 единоличных решений, не прове ренных, не исправленных коллективно, 90 решений — однобокие». Тщательно подготовленное решепие, ос нованное на вдумчивом изучении материа лов, опыта и предложений коллектива, помогает верно решить вопрос, правильно организовать выполнение постановления. На примерах и фактах из опыта ли пецкой городской партийной организации можно наглядно показать, что те вопросы, которые решаются партийными органами коллективно, — всегда актуальны и отве чают задачам, поставленным партией перед народом. Такие решения, как пра вило, не упускаются из поля зрения а к тива, не забываются руководителями и, следовательно, претворяются в жизнь и дают яаилучшпе результаты. Стремясь руководить коллегиально, Ли пецкий „городской комитет ВКП(б), кроме заседаний бюро и пленумов, которые про водятся регулярно, при обязательном соб людении кворума, практикует городские собрания партийного актива и собрапия коммунистов отдельных отраслей народно го хозяйства для обсуждения и решения наиболее важных вопросов жизни партий ной организации. К подготовке вопросов для обсуждения на заседании бюро горкома привлекаются не только работники аппарата, но и члены бюро и члены горкома, хозяйственники, специалисты, внештатные инструкторы и секретари первичных партийных органи заций. Решения принимаются в обстановке коллективного обсуждения. Так, например, для подготовки на бюро горкома вопроса «О состоянии медицинского обслуживания детей» было привлечено 12 членов партии I из числа актива. Это позволило горкому глубже разобраться в работе медицинских учреждений. Обсуждение на заседании прошло живо. В прениях и в разработке постановления приняли участие почти все товарищи, присутствовавшие на заседании. Таким же методом готовились вопросы: «О внедрении скоростного резания метал лов по опыту стахановца С. Батракова на тракторном заводе», «О работе политшкол и кружков партийной организации завода «Свободный сокол» и многие другие. Что дает коллегиальность, можно видеть и на таком примере. В сентябре прошлого года на пленуме горкома мы обсудили вопрос «О прохо ждении и рассмотрении жалоб и заявлений трудящихся на предприятиях и в учреж дениях». К подготовке этого вопроса вместе с членами горкома было привлечено 79 коммунистов, Обсуждение прошло ак тивно, в обстановке широко развернувшей ся критики и самокритики. Многие пред ложения по устранению недочетов в ра боте с жалобами легли в основу постанов ления пленума. Усиление внимания со стороны партийного актива, делу рассмот рения жалоб на местах помогло улучшить их учет, ускорить ответы на письма и принятие мер по ним. Большую пользу принесло привлечение актива к подготовке для обсуждения на пленуме горкома вопроса «О состоянии лекционной пропаганды». Немалые ре зультаты в деле устранения ошибок и не достатков дали отраслевые собрания ком мунистов — работников местной промыш ленности и торговли, врачей и педагогов. Во всей работе горком стремится больше опираться на актив, прислушиваться к со ветам коммунистов. Практика партийной жизни дает много численные подтверждения того, что пра вильное использование коллективных форм руководства способствует повышению а к тивности партийных организаций, что дей ственность руководства не замедлит ска заться, если оно строится по принципу вовлечения в работу широких партийных масс. Надо признать, что, к сожалению, не всегда и не все партийные руководители хорошо понимают принцип партийного ру ководства, не все знают, чем такое руко водство отличается от руководства хозяй ственного, Некоторые товарищи из-за слабого опыта и недостаточной нашей ра боты с ними слепо копируют методы хозяйственников. А это приводит в нару шению внутрипартийной демократии, к администрированию и зазнайству, к от рыву от рядовых коммунистов. Такие то варищи забывают, что партийный руково дитель всегда подотчетен коммунистам, что единоличное решение, распорядительно- административный стиль руководства при носят большой вред нашему делу. Кто не считается с мнением коллектива, с пред ложениями коммунистов, тот неизбежно противопоставляет себя коллективу. У нас есть партийные руководители, которые, вопреки требованиям Устава ВКП(б), по нескольку месяцев не созы вают партийных собраний. При такой постановке коммунисты лишены возмож ности участвовать в жизни организации, критиковать неправильные действия руко водства. Есть елучаи, когда отдельные ру ководители единолично готовят заседания партийных бюро и общие собрания или, в лучшем случае, привлекают на помощь себе заместителя или одного члена парт бюро. У таких руководителей, ка к пра вило, бывает много срывов и ошибок в работе. Нельзя, например, считать нормальным, что секретарь парторганизации больницы завода «Свободный сокол» т. Клейменов в 1949 году в течение 4 месяцев подряд не созывал общих собраний. Негодна и практика, допускаемая секретарем парт организации фельдшерско-акушерской школы т. Стиховым. Он мирится с тем, что на партийных собраниях выступает два-три штатных оратора. Почему это происходит? Потому, что повестка дня заблаговременно' коммунистам не сообщает ся, к подготовке собрания они не привле каются. Секретарь партийной организации гор- здравотдела т. Нораревян, полагаясь только на свои силы, в течение года про вел лишь три заседания партийного бюро. И поэтому понятны недостаточная опера тивность и неслаженность в аппарате этого важного отдела. Как бы ни был опы тен руководитель, ему трудно охватить все вопросы. О том, к чему приводит отрыв руково дителя от партийной организации, сви детельствует такой факт. Бывший секре тарь парторганизации хлебокомбината т. Келейников систематически допускал адми нистрирование. Чтобы по форме отчитаться перед горкомом, он заранее писал прото колы заседаний бюро, а потом вызывал по одиночке членов партбюро, зачитывал эти протоколы и давал на подпись. Критика и самокритика в этой организации были при нижены. Хозяйственные работники зани мались самоснабжением. Коллектив ие бо ролся за качество продукции. Только после вмешательства горкома ВКП(б) от меченные недостатки на хлебокомбинате и в других парторганизациях были из житы . Из приведенных примеров видно, что партийный руководитель, отгораживающий ся от масс, не уважающий критику, не пользуется авторитетом среди коммунистов. Его зазнайство, самовлюбленность отби вают у коммунистов охоту говорить с ним, давать советы и предложения, помогать ему. В этих условиях вполне понятно, что ни о какой коллегиальности в руководстве не может быть и речи. Коллективтоя форма руководства, широ кое развитие критики и самокритики — вот надежные средства повышения актив ности партийных организаций и всех ком мунистов. Большевистское воспитание актива и всех коммунистов в духе их ответствен ности за работу партийной организации дает полную гарантию того, что вопросы партийно-политической и хозяйственной жизни города, района, предприятия будут решаться более квалифицированно и вдум чиво. Устав нашей партии определяет усло вия, при которых каждый коммунист может и должен в любом деле проявлять авангардную роль. Это дает нам возмож ность успешно решать любые задачи по литического, хозяйственного и культур ного строительства. Сила нашей большевистской партии в том именно и состоит, что она всегда и везде ставит на первый план широкое и активное участие партийных масс, всего народа в борьбе за построение комму низма. Л. КАСПАРОВ, секретарь Липецкого горкома ВКП(б). Здесь до сох пор лежит снег! • - ' - * \>] Ч V ЗД ~ * -Ч. ч ч ‘••ЙЬЗК чЧУ Неподалеку от полей Института им. Докучаева лежит совсем голая степь. Снега нет. Он сошел под лу чами вешнего солнца, обнажив грунт. А вся площадь полей Инсти тута покрыта снегом.Он лежит здесь глубоким и ровным слоем. Об’ясняется этот контраст просто. Лесные полосы Института ограждают поля от сильных ветров. Всю зиму здесь идет равномерное накопление осадков. Толстый же снежный по кров не позволяет почве сильно про мерзать. Весной, когда снег начи нает таять, почва поглощает влагу. Все это способствует значительному повышению урожайности. Работники Института ведут по стоянное наблюдение над снежным покровом. Это важная работа. На их опыте будут учиться сотни колхо зов. На снимке: научный сотрудник лаборатории микроклимата и гидро логии И. К. Винокурова и техник И. М. Зотов за взвешиванием пробы снега с целью определения его плот- НОСТЙ* 1 | Фото П. Калитина. Ремонтируют оборудование Коллектив Елань-Коленовского сахарного завода успешно выполнил производствен ную программу минувшего года. Предприя тие дало государству более 4 миллионов рублей сверхплановой прибыли. В настоящее время рабочие и специа листы завода готовятся к новому сезону сахароварения. Бригады отличного каче ства, которыми руководят т.т. Кацкий, Ро маненко, Ольховатвкий и другие, досрочно закончили ремонт арматуры и насосов. По-стахановски работает депутат Област ного Совета кузнец т. Щербинин. Вместе со своим молотобойцем т. Федотовым оп вы полняет ежедневно по 2,5 нормы. То карь т. Кумской, модельщик т. Болдырев, кузнец т. Вогдашии и многие другие пе ревыполняют задание в полтора— два раза. I 1 1 " Г. КОЗЛОВ, НА РЕШАЮЩИХ УЧАСТКАХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИРОДЫ ОРОШЕНИЕ- КОЛХОЗНЫМПОЛЯМ БЬютрее завершить строительство ЕАНТЕМИРОВКА (по телефону). - В прошлом году в 5 колхозах района строи лись оросительные системы, но ни один об’ект не был закончен. Это должно было послужить уроком для руководителей районного отдела сельского хозяйства и колхозов, заставить их более серьезно отнестись к такому важному ме роприятию, ка к подготовка к орошению. Между тем положение осталось без изме нения. До .сих пор ни один колхоз не на чинал установку демонтированных насос ных станций, завоз строительных материа лов — щебня, песка и камня. Колхозы ощущают острую нужду в кад рах машинистов, бригадиров по орошению и поливальщиков, подготовку же их в районе не организовали. В течение зимы заведующий районным отделом сельского хозяйства т. Довготелис совместно с рай- водхозом несколько раз намечал открыть курсы поливальщиков, но это осталось на бумаге. Более того, даже имеющиеся кад ры бригадиров по орошению используются не по назначению. Так, бригадир т. Бело конев из колхоза «Парижская коммуна» перешел работать на железную дорогу, в колхозах «Красное знамя» и им. Красно руцкого бригадиры тт. Зябкин и Рома ненко переведены на другие участки кол хозного производства. Однако такое тревожное положение ни чуть не волнует главного агронома отдела сельского хозяйства т. Гугковича. Он успокаивает себя тем, что предстоящие ра боты на орошаемых участках будут про ведены в срок и на высоком уровне. —- В каждом колхозе за орошаемым участком у нас закреплены агрономы. Они все сделают (?), — рассуждает Гуткович. Фактически же агрономов на орошае мых участках пока еще не видно. Таким образом, шесто серьезной органи зации дела по завершению строительства орошаемых участков в районе продолжают вести пустые разговоры. Контрольный пост «Коммуны»: Я. РАСТРОСА, Ю. КРОТКОВ. Возмутительная история В прошлом году наш колхоз приступил к строительству оросительной системы. Колхозники работали с большим под'емом. За короткий срок в тело плотины было уложено более 5 тысяч кубжегров земли. Однако завершить строительство мы не ус пели. Работа эта была перенесена на 1950 год. Зимние месяцы мы использовали для за куп ки необходимого оборудования. Еще ра нее калхзз перевел на счет Анненской кон торы Сельхоэслаба деньги за двигатель и насос в сумме 26 тысяч рублей. Однако в 1949 году двигателя мы не получили. И вот, вместо того, чтобы при нять меры к быстрейшей доставке двига теля, руководители конторы Седьхозслаба встали на иной путь. Показывать по годо вому отчету дебиторскую задолженность колхозу они сочли неудобным. Чтобы скрыть ее, к нам в конце декабря был командирован бухгалтер конторы. Он по требовал оформить счет на получение кол хозом двигателя и тут же выдал колхозу расписку в том, что указанный двигатель якобы находится на хранении на складе Селъхозснаба. Когда же наши колхозники поехали на склад, никакого двигателя там не оказа лось. Однако работники склада прямо об этом не сказали. Они сослались на то, что на складе идет инвентаризация и выдать двигатель поэтому-де нельзя. Пришлось уехать ни с чем. Прогон автомашины и прогул людей в этот раз обошелся колхозу в 350 рублей. Через некоторое время го Анненской конторы Сельхззснаба в колхоз пришло уведомление о том, что наш двигатель на-1 ходится на складе Панинской конторы Сельхозснаба. Поехали туда, Но и здесь нас постигла неудача: оказалось, что не складе для на-4 того кзяхоза выделен двигатель совершен-» по другой марки, стоящий на 7 100 рублей дороже. Пришлось обратиться опять в Анну, чтобы узнать, где же двигатель, за кото рый колхоз заплатил деньги и на который выдана сохранная расписка. Работники Сельхозснаба долго рылией в папках и, наконец, об'явили: — Двигателя данной марки на складе пет. Есть другой — па 7 100 рублей дороже. Ранее выписанный колхозу счет недействителен. И выходит: счет и сохранная расписка у нас на руках, а двигателя нет. Кто же виноват в этом? Кто оплатит колхозу бес цельные поездки? И, наконец, получим ли мы все-таки двигатель? Пусть ответят нам на этот вопрос руководители областной конторы Сельхозснаба. С. МОРОЗОВ, председатель колхоза им. Буденного, Щученского района. РабошЫ близятся к концу ВКРХППП МАМОН (по телефону). — Строительство колхозных насосных стан ций первой очереди в районе близится к концу. Работы, намеченные на первый квартал, завершены досрочно. Раньше всех подготовили насосную станцию колхозники сельхозартели «Ком байн». Здесь полностью произведен мон таж оборудования, уложен трубопровод, недавно сделаны водоприемные колодцы. Мощная станция монтируется в колхозе «15 лет комсомола». Работы ^ведет кол лектив Павловской межрайонной машинно- тракторной мастерской. Бригада слесарей, руководимая т. Васильевым, взяла обяза тельство завершить монтаж станции на полмесяца раньше срока. В сельхозартели «Красный фронтовик» доделывается плотина, не законченная в прошлом году. Идет планировка земельно го участка. Колхозники прилагают все усилия к тому, чтобы во-время задержать весенний паводок. Районным отделом сельского хозяйства составлен подробный план поливки полей. Выделенные колхозами поливальщики про ходят сейчас специальные курсы. , НАШИ ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ Машинист-новатор Великая Отечественная война застала паровозного машиниста Ивана Гульшина ; на Средне-Уральском медеплавильном за- ' воде. Светлым июньским вечером Гулыпин I держал совет со своим тестем, старым ма- ' шинисгом Михаилом Михайловичем Ага- | яиным. — Фашисты захватывают наши города, убивают советских людей. Здесь, в тылу, работать важно, я это понимаю. Но я ре шил иттп на фронт во что бы то ни ста ло, только на фронт. — Что ж, хорошее дело задумал, Иван. Давай вместе просить, чтобы отпустили... На другой день комсомолец Иван Гуль- шин отнес заявление в райком комсомола. Подал заявление и машинист Аганин, На другой день Гулыпин уже ехал на фронт, В качестве рядового стрелка пехотной дивизии он принял участие в жестоких сражениях за Мурманск. По в 1942 году Гульшина снова послали па паровоз, на правили на Ленинградский фронт. Ленин град переживал тяжелые дни осады. Един ственным средством сообщения города со страной оставалась «ледяная трасса», ко торую справедливо называли дорогой жизни. Гулыпину п о р у ч и т работать на этой трассе. Он подвозил на фронт боеприпасы, а с обратным рейсом вывозил из осажден ного города больных и раненых. Враг об стреливал составы из орудий, штурмовал с воздуха. Но разве можно остановить со ветских патриотов? Иван Гулынпн одним из первых водил своц^ составы в город Лепила. Однажды в течение дня оп сделал семь рейсов. Эти незабываемые рейсы под непрерывным об стрелом врага были настоящим подвигом машиниста Гульшина. Он, ка к и тысячи " \ " • < * И 4 * * 1 - " - $1 * Ш других героев-защитников Ленинграда, про демонстрировал железную выдержку и го рячую преданность советской Родино. Там же, на фронте, Иван Гулышш стал коммунистом. „.Н а освобожденной от врага террито рии железнодорожники налаживали разру шенное хозяйство. Из руин и развалин поднимались депо и станции, приводился в порядок паровозный парк. Восстанавлива ли свой узел и россошанцы. Ивану Гуль- шину, прибывшему сюда с фронта, дали мощный паровоз ФД. Но первая поездка на нем была неудачной: трубы текли, топ ку заливало водой, все время нехватало пара. Паровоз оказался серьезно повреж денным. Ездить на нем было почти невоз можно. — Ну, ка к дела? — спросил его вско ре начальник депо, — Неважно, но я приведу паровоз в от личное состояние, — ответил Гулышш. Скоро паровоз вышел из ремонта- Маши на действительно была в отличном со стоянии. В течение нескольких месяцев Иван Дмитриевич Гулышш тщательно изучал профиль пути: примечал опасные места, где могли быть обрывы, спуски, под’ем. Скоро он уже хорошо знал, где открыть и закрыть регулятор, отпустить тормоза, а где ваять разгон, — стал, ка к он выра жался, «выжимать го паровоза больше, чем было предусмотрено нормой». _ Бригада Гульшина любовно ухаживала за паровозом, и он никогда не подводил. И скоро машинист Гулыиин завоевывает по четное место среди передовых машинистов отделения. В 1946 году Министр путей сообщения премировал его за безаварийную стахановскую работу. По Ивана Дмитриеви ча мало удовлетворяли достигнутые успе хи. Первая послевоенная пятилетка поста вила перед транспортом новые большие задачи. Для строек пятилетки нужны бы ли миллионы тонн грузов. Их надо было доставлять в назначенные места как мож но быстрее, без малейшей задержки! Изучая свой паровоз, машинист Гуль- шин давно пришел к выводу, что мощный и быстроходный ФД можно использовать намного эффективнее, чем его обычно ис пользуют. «Почему бы, — думал оп, — не увеличить скорость па перегонах? По чему бы не сократить время каждой сто янки? Ведь это даст большую экономию времени, позволит ускорить пробег паро возов на десятки километров в сутки!»- — Надо составить новый уплотненный драфик, — решил Гулышш. А спустя не сколько дней он говорил об этом с началь ником депо. — Ты машицу 21-1031 знаешь?— спро сил начальник депо. — Как не знать. Разбитое корыто, а не паровоз. — Правильно, что корыто. Но вот тебе, то, Ивап Дмитриевич, мы ка к раз и пору чаем привести его в порядок. Подбирай бригаду и действуй. «Действовать» машинист начал с осмот ра. В течение последних 6 месяцев за па ровозом не было закреплено постоянной бригады, он был запущен. Отремонтированный, приведенный в об разцовый вид локомотив № 21-1031 не возможно было узнать- Гулыпин опробо вал машину и остался доволен: на таком паровозе вполне можно было давать п по вышенную скорость. И опять он задумался о еще не использованных на транспорте возможностях, о новом уплотненном гра фике. Передовые машинисты депо боролись за кольцевую езду. Гулыпин, Сибирко, Моро зов, Кривушин стали производить смену бригад на месте, не заезжая в депо, эконо мили время на чистке топки, наборе во ды, песка, сокращали столики в оборотных депо — Диски и Чертково. Результаты по лучились отличные. Суточный пробег па ровозов резко увеличился против нормы. Старые нормы становились помехой. Ма шинисты Гулыпин, Сова, Морозов, маши нист-инструктор Фоменко, посоветовав шись между собой, написали в «Гудок» статью: «Не хотим мириться с вольготны ми нормами». Но не все в отделении тогда поддержи вали начинания передовых машинистов. Соглашаясь ва словах на пересмотр ста рых графиков, некоторые командиры,— сре ди них был и начальник отделения, — на деле чинили паровозникам препятствия. Началась упорная борьба новаторов с рути нерами и пределыщшшп- С помощью партийного бюро Гулыпин добился того, что был составлен уплотнен ный график. Побеседовав с работниками политотдела и узлового парткома, он решил добиться суточного пробега паровоза в 500 километров. Вся бригада тщательно подго товилась к этому большому делу. Было ре шено сократить с 45 до 25 минут стоян ки на промежуточных станциях Сагуны и Журавка, вместо 2— 3 часов, положенных по графику для стоянки в Росеопги, огра ничиться 30— 40 минутами. Бригада за ключила социалистический договор с дис петчерами тт. Бабичем и Масленниковым. Помощник машиниста комсомолец Алексей Барсуков, кочегар Петр Сердюков, маши нист Николай Ковалев работали, как ни когда, четко и слаженно. 4 марта 1949 года паровоз Ивана Дмитриевича Гульшина пробежал 528 ки лометров, на другой день — 584, а 7 мар та суточный пробег был доведен до 704 километров. За одни только сутки сэко номлено 4,7 тонны угля. Это была победа новатора, опрокинувшего старые техниче ские нормы и утвердившего новые, под линно стахановские методы труда. Рекорд Гульшина не остался единичным- Машинисты С. П. Сова, П. В. Сибирко, С. А. Морозов также добились 500-кило метрового пробега. Патриотический почин россошанских железнодорожников нашел горячий отклик на всей сети железных дорог страны. У инициаторов его появились тысячи по следователей. Началось движение, захватившее не только паровозников, но и все другие службы- Уплотненный график требовал ис ключительно слаженной работы всех служб. Вначале отставали путейцы. Машини- сты-иятисотники во главе с Гульшиным встретились с ними и совместно решили, как улучшить дело. Путейцы торжествен но вручили паровозникам гарантийный паспорт и заверили: «Можете ездить с лю бой скоростью — пути в порядке». Зано во были пересмотрены нормы скорости дви жения. Стали лучше работать и вагонщи ки. Диспетчеры и дежурные по отделени ям тт. Бабичев, Масленников, Носков, Шаповалов, обеспечивая пятисотникам «зеленую улицу», стали активными по мощниками в развитии нового движения. На отделении были созданы две колон ны пяти сотников, одной го которых руко водил Гулыпин, другой — Сова. В колон нах организовались партгруппы, руководи мые тт. Ливерко и Фоменко. Машинисты колонны Гульшина стали делать изо дня в день в среднем до 450 километров в сут ки. Почта таких же пробегов достигли ма шинисты другой колонны. Это дало воз можность сократить паровозный парк отде ления на 18 паровозов. За 1949 год кол лектив паровозного дрпо сэкономил на этом 3 800 тысяч рублей, сберег 72Б тонн угля. • • • Светло и радостно в доме машиниста Гульшина. Все в сборе: жена Нина Ми хайловна, дочь Люся, маленький Ш урик. Пришла радостная весть о том, что Ивану Дмитриевичу Гулыпину присуждена Ста линская премия. Иван Дмитриевич неторопливо переби рает поздравительные телеграммы от Ми нистра, руководителей дороги, читает вслух жене и детям посвященные ему стихи: Стремясь к прекрасным светлым далям, Беря стахановский разбег, Ты на любимых магистралях Ускорил паровоза бег. Ему нравятся эти стихи, простые, заду шевные. Иван Дмитриевич чувствует бес конечную благодарность родному прави тельству и товарищу Сталину, так высоко оценившим его труд. В то же время этот беспокойный человек думает о том, что на града обязывает его работать еще лучше, упорнее. Впереди — борьба за внедрение методов пяшеотшгков во все звенья транс порта. Впереди большой труд и новые победы. ^ СТУКАЛИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz