Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

20 ДЕКАБРЯ 1947 г., № 251 (5265) К О М М У Н А тт* ТРИ ПОКОЛЕНИЯ СЕМЬИ РАБОЧЕГО ХРАМОВА Завтра, вместе с другими избирателями, к избирательным урнам подойдет семья потомственного рабочего-железнодорожника Дмитрия Андреевича Грамова. Три поколения — отец с матерью, сыновья, дочери и внуки —- вся его многочисленная семья опу­ стит в урны избирательные бюллетени за кандидатов сталинского блока коммунистов и беспартийных, голосуя за процветание Ро­ дины, за политику партии, за радостную и счастливую жизнь. Ниже мы публикуем рассказы Д. А. Храмова, А. Д. Храмова и внук а—-Евгения Божкова о своей мрачном прошлом и о величии наших дней. его сына жизни, о ☆ ☆ О днях минувших и настоящих Рассказ старого рабочего Дмитрия Андреевича ХРАМОВА Род Храмовых — древний, рабочий. Отец мой 90 лет тому назад начал рабо­ тать в Борисоглебских железнодорожных мастерских. 30 октября 1893 года впер­ вые появился в мастерских и я. Мрачные цехи встретили меня копотью, грязью. Принят я был учеником слесаря. Работать заставляли по 12 часов в сутки. Тогда был такой закон: каким бы способ­ ным ты ни был, а учеником обязательно должен пробыть 5 лет. Уже через два года я делал то же, что и квалифициро­ ванные слесари, но получал оплату, как ученик. Условия труда в мастерских были тя­ желые. О технике безопасности не было еаботы: хозяева жалели средства на это дело. Часты были несчастные случаи. Владельцы мастерских ~ акционерное общество, — как пиявки, сосали кровь из рабочих: работай с раннего утра до позд­ ней ночи, а получай гроши, да еще чуть что— штраф. И под какими только предло- гами ни обирали рабочих! Медицинской помощи рабочие не видели. В нашем городе, «...насквозь пропитанном запахом сала, мыла й гнилого мяса», как писал о Борисоглебске Алексей Максимо­ вич Горький, часто вспыхивали эпидемии. Страдали от них в первую очередь семьи рабочих. Только в одну из таких эпиде­ мий мои родители в течение 14 дней снес­ ли на кладбище 5 моих маленьких братьев и сестер. Грамотных людей среди рабочих было мало. Да это и немудрено: рабочие зара­ батывали гроши и не имели средств, что­ бы учить своих детей, а устраивали их на заработки — в ученики, подмастерья. Только Октябрьская революция открыла трудящимся дорогу к свету, о которой мечтал мой отец. Другой жизнью живут теперь семьи рабочих. Изменился и наш Бэрисоглебск. Недавно мпе пришлось прочитать в га­ зете статью о прошлом и настоящем наше­ го города. Конечно, все изменения прои­ зошли на моих глазах, но все-таки прият­ но было читать о том, что сейчас в Бори­ соглебске 26 промышленных предприятий. Вместо кустарных мастерских выросли вагоноремонтный, чугунолитейный, кир­ пичный, пивоваренный заводы, крупный мелькомбинат, хлебозавод, мясоконсервный комбинат и другие. Советская власть создала в городе мно­ го учебных заведений: учительский ин­ ститут, дорожпый, леспой, сельскохозяй­ ственный и статистический техникумы, два педагогических училища, школу ав­ тотракторных механиков, фельдшерско- акушерскую и музыкальную школы, 7 средних, 2 семплетппх и 8 начальных школ, 3 железнодорожных и ремесленных училища. В Борисоглебске теперь много больниц, поликлиник, лабораторий, детских садов, площадок, яслей, клубов, библио­ тек, 3 кинотеатра, драматический театр. Построен водопровод, расширена электро­ станция. У моего отца все дети были неграмот­ ные. А у меня 4 сына, 5 дочерей, и все они получили образование. Сын Нико­ лай—инженер, работает начальником от­ дела труда и зарплаты на заводе, Алек­ сандр — инженер-майор пути и строитель­ ства, Алексей — художник, окончил также железнодорожный техникум, Василий ра­ ботает мастером. У меня 16 внуков. Среди них — офи­ церы Советской Армии, инженеры, техни­ ки, художники, бухгалтеры, счетоводы, мастера производства, учащиеся учебных заведений. Так изменилась жизнь рабочею при со­ ветской власти. Эту жизнь дала нам ве­ ликая партия Ленина— Сталина, скрепила Сталинская Конституция. Эту жизнь наши дети и внуки отстоял® в жестоких боях в годы Великой Отечественной войны. И те­ перь, после'победы над врагом, мы с но­ вым® силами восстанавливаем свое народ­ ное хозяйство, боремся за выполнение послевоенного года. Мне скоро семьдесят лет, но я еще ра­ ботаю на заводе, получаю от государства пенсию. Труд для меня, как и для всех советских граждан, стал почетным делом. Работая, я укрепляю родное государство. Партия вывела на светлую дорогу мил­ лионы таких рабочих, как я, открыла нам все пути к жизни, к работе и учебе. За свой труд я удостоен медали «За доблест­ ный труд в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг». Бережно храню я и гра­ моту, в которой сказано: «Храмов Дмитрий Андреевич! За актив­ ное участие в государственной, оборонной, производственной и общественной работе Вы в день трехсотлетия Борисоглебска за­ несены в Книгу Почета лучших людей го­ рода и награждаетесь Почетной грамотой». Мог ли я, простой рабочий, до советской власти мечтать о таком почете и уваже­ нии? До Великого Октября у пас в Бори­ соглебске почетными людьми в городе счи­ тали себя только богачи, т. е. те, кто экс- плоатировал нас, тружеников. Теперь же, при советской власти, тру­ дящиеся — хозяева свое® страны, своей жизни. Вот почему в день выборов я приду к избирательной урне п отдам свой голос за кандидатов блока коммунистов и беспар­ тийных, за народных представителей в органы советской власти. Я буду голосо­ вать за дальнейшее процветание моей Ро­ дины, за дальнейшее улучшение мате­ риального благосостояния народа, за по­ литику партии, за великого Сталина. Я был в Берлине Рассказ Евгения БОЖКОВА, слесаря- дизелиста Борисоглебского вагоноремонт­ ного завода Когда я уходил на фронт сражаться про­ тив немецко-фашистских захватчиков, мой дед Дмитрий Андреевич Храмов наказывал мне крепко защищать Советскую Родину. И всегда, в самых трудных боях я помнил наказ своего деда — потомственного рабо­ чего-железнодорожника. Командуя пулеметным взводом, я прошел по многим фронтовым дорогам. Бил немцев на нашей земле и в Польше, добивал их под Берлином. Как самый дорогой для меня документ, храню я удостоверение, в котором сказано: «Гвардии младший лейтенант Бож­ ков Е. И. Приказом Верховного Главно­ командующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 23 апреля 1945 го­ да № 339 за прорыв обороны немцев и наступление на Берлин всему личному со­ ставу нашего соединения, в том числе и Вам, принимавшему, участие в боях, об’яв- лонз благодарность». ч Когда я показал эту благодарность деду, он сказал: — Хорошо выполнил мой наказ. И дядя твой Алексей Храмов тоже побывал в Бер­ лине. Приятно мне, старику, что мои по­ томки брали Берлин и заслужили благодар­ ность великого вождя. Сейчас я вновь работаю слесарем-дпзе- листом на вагоноремонтном заводе, где 90 лет назад начал работать мой прадед. Но только теперь и завод наш не гот, и люди, работающие на нем, не те. Если мой дед когда-то думал только о том, как заработать кусок хлеба, то мне не приходится с тре-1 вогой заглядывать в завтрашний день. Со­ ветские люди делают все, чтобы с каждым днем крепла наша Родина. Вместе с кол­ лективом своего завода я взял обязатель­ ство трудиться так, чтобы план новой ста­ линской пятилетка был выполнен в четы­ ре года. Мне 22 года. Мои планы на будущее яс­ ны и осуществимы. Я окончил 8 -й класс пятилетнего плана в четыре , вечерней средней школы рабочей молоде­ жи. Как только получу среднее образова­ ние, поступлю учиться в теплоэнергетиче­ ский техникум. В будущем году закончу вечерний университет марксизма-лени­ низма. Свободное от учебы и работы время про­ вожу в клубных кружках художественной самодеятельности. Недавно в спектакле «Молодая гвардия», поставленном заводским драмкружком, мне довелось исполнять роль любимого героя советской молодежи Олега Кошевого. Товарищи отметили, что я ис­ полнял эту роль неплохо. Я ответил им, что буду п в жизни всегда воспитывать в себе лучпгие качества нашей молодежи — горячую любовь к Родине, партии, народу, жгучую ненависть к врагам. К а н д и д а т ы в д е п у т а т ы В о р о н е ж с к о г о о б л а с т н о г о С о в е т а д е п у т а т о в т р у д я щ и х с я Кандидаты в депутаты Воронежского областного Совета депутатов трудящихся (слева направо): О. Ф. Подвигина —заве­ дующая отделом народного образования Буденновского райисполкома—по Буденновскому избирательному округу № 52, Ф. Ф. Науменко—директор Алабуховской МТС, Грибановского района,—по Алабухскому избирательному округу № 81, Н. С. Су­ хотин — зам. секретаря Обкома ВКЩб) по транспорту — по Россошанскому городскому избирательному округу № 162, У. С. Глебова — комбайнер Грачевской МТС — по Грачевскому избирательному округу № 77, В О И М Я Р О Д И Н Ы В б о я х и т р у д е Рассказ Александра Дмитриевича ХРАМОВА Великая Октябрьская социалистическая революция застала меня в Борисоглебской железнодорожной школе. Мне было тогда 17 лет. Семья наша принадлежит к потом­ ственным железнодорожникам. Отну мо­ ему— Дмитрию Андреевичу Храмову—хоте­ лось, чтобы из рода Храмовых вышел же­ лезнодорожник с образованием. Но в те го­ рячие дни было не до учебы. Я влился в боевую дружину железнодорожников. Ра­ ботали, не расставаясь с винтовкой. Быва­ ло, работаешь на ремонте путей, вдруг — команда, и — в путь, на подавление контрреволюционной банды. Так и прохо­ дили дни в труде и в боях. А когда отгремели бои за революцию, надо было восстанавливать и строить но­ вые пути, железнодорожные мосты. В то время — с 1920 по 1927 год — я рабо­ тал в головных ремонтных поездах, прини­ мал участие в восстановлении донского мо­ ста под Чиром, арчединского моста на пути из Борисоглебска в Сталинград и моста че­ рез реку Матыра под Грязями. Работали, не покладая рук. Мы знали, что железнодо­ рожный транспорт играет громадную роль в успешном восстановлении народного хо­ зяйства молодой советской республики. В годы первой сталинской пятилетки я работал прорабом на ст. Балашов. Бурные дни новостроек выдвигали все новые и новые задачи. Мы расширяли со­ оружения депо, строили жилые дома, шко­ лы, клубы, библиотеки, детские сады, по­ ликлиники, родильные дома, проводили в дома рабочих и служащих водопровод. Страна росла и крепла с каждым днем. Во всех уголках нашей необ’ятной Родины милела большая созидательная работа. До немецко-фашнст- этому решили помешать ские захватчики. Провожая сына Владимира на фронт, я дал ему наказ беспощадно бить немецких швертов, как подобает комсомольцу. На Фронте он вступил в партию. Сражаясь с врагом, мой сын погиб смертью храбрых. 'В годы Великой Отечественной войны я вступил в ряды большевистской партии. Мой скромный труд высоко оценен. Я награжден знаком «Почетному железно­ дорожнику» н знаком «Отличный восстано­ витель». Мне присвоено звание инженер- майора пути н строительства. Сейчас рабо­ таю начальником ремонтной конторы Уп­ равления строительных работ Юго-Восточ­ ной дороги. В жестоких боях с врагом отстояли тру­ дящиеся нашей Родины великие завоевания советской власти. Эти завоевания дороги и близки каждому советскому человеку, каждому члену и нашей семьи, семьи рабо­ чего-железнодорожника Дмитрия Храмова, детям и внукам которого советская власть, большевистская партия даровали великие права на труд, отдых и образование. Большевистская партия, советское пра­ вительство, великий Сталин неустанно за­ ботятся об улучшении жизни нашего на­ рода. Решение Совета Министров СССР и НЕ ВЕП(б) о проведении денежной рефор­ мы и отмене карточек — яркое выражение этой заботы. Спасибо за это партии, пра­ вительству и товарищу Сталину. За нашу партию, за нашу светлую жизнь, за дальнейшее процветание люби­ мой Родины мы будем гогосовиь 21 декаб­ ря-— в день выборов в местные Советы. П и с ь м а в р о д н о й г о р о д Дом № 56 по улице им. Льва Толстого в городе Борисоглебске почти ежедневно навещает почтальон. Здесь живут Дмит­ рий Андреевич и Анна Алексеевна Храмо­ вы. Много писем получают они. Пишут сыновья, дочери, внуки. Большое потом­ ство у старого рабочего-железнодорожни­ ка—27 человек. И каждый спешит поде­ литься со стариками своими радостями п достижениями. • Вот письмо из гор. Горького. «Дорогие папа и мама! — пишет сын Алексей. — Не обижайтесь, что редко пи­ т у . После возвращения из Берлина я ра­ ботаю над новой картиной «Допрос». Не так давно об этой картине напечатано в газете. И обо мне газета пишет, что я про­ шел с боями от белорусской реки Пронп до самого Берлина, «постиг всю глубину страг даний, которые были навязаны нашему на­ роду». «И вот теперь, — пишет газета, — художник с утра до вечера пишет свое произведение — документ проницательного ума п честного сердца». Как впдпте, моя мечта — стать худож­ ником — осуществляется...». «Дорогие дедушка и бабушка, — сооб­ щает внучка Надежда. — Сейчас я учусь в зубоврачебной школе п получаю хорошие отметки...». «У нас сейчас дни напряженной уче­ бы,—пишет внук лейтенант Алексей Хра­ мов. — Изучаем опыт Великой Отечествен­ ной войны, совершенствуем свою боевую выучку. Так что мы всегда зорко стоим на страже мирного труда нашего народа...». Из далекого Владивостока пишет внучка Зинаида: «У меня сегодня радостный день. За хо­ рошую работу получила премию. После то­ го, как я окончила техникум и работаю экономистом» — это уже третья премия. Думаю, что дедушке приятно знать, что внучка следует его примеру...». Дочь Анна сообщает из Германпп, что она с мужем собирается навестить ста­ риков. «Хочется повидаться в Вами, — пишет Анна, — посмотреть на родной город, встретиться с подругами, с которыми когда то училась в десятилетке...». Большая семья у потомственного желез­ нодорожника Дмитрия Андреевича Храмова. Члены этой семьи — люди разного возрас­ та, у каждого из них свои мечты, стрем­ ления. Но всех их об’еднняет общее чув­ ство любви к Родине, к партии, выведшей миллионы попетых люден на светлую до­ рогу счастливой, радостной жизни, Дето 1942 года. Над головой зловеще гудят вражеские самолеты. В звездном небе вспыхивают яркие ракеты, медленно опу­ скающиеся на землю. За ранетами следует серия взрывов, • раздирающих и кровяня- щих родную землю. Плещется пламя над станцией Позорило, превращаясь в пылающий костер, в кото­ ром рвутся фугасы. В этот час смертельной опасности, когда станции грозила гибель, на путях стоял начальник дистанции' Филипп Дмитриевич Федосов. Это — коренастый человек лет 45, с могучими плечами и крепкими рабо­ чими руками. Он не хотел, не мог вос­ пользоваться правом укрытия в блиндаже. Именно сейчас он должен был видеть, что делается на станции. Стиснув зубы, смот­ рел он по сторонам н, определив место взрыва, вызывал бригаду рабочих и бес­ страшно вел ее туда, где была повреждена стальная нить путей. Он брал лопату, кирку, молот, стано­ вился рядом о рабочими и, вдохновляя их личным примером, принимался за работу. Он штопал разорванную землю, засыпая воронки, менял шпалы, рельсы, восста­ навливал стрелки, и когда прекращался на­ лет — путь для движения поездов на По- воринском участке был снова открыт. Это было в дни великой сталинградской эпопеи', когда войска и грузовые потоки стремительно двигались к городу-герою. А потом наступила зима 1943 года. Сбылись исторические сроки, определен­ ные полководческим гением великого Сталина. Началось величайшее наступле­ ние Советской Армии на запад. Разгром­ ленные 'Враж1еские орды изгонялись с род­ ной земли. Менялись и ширились ком­ муникации. Они пересекались на одном из важнейших узлов жатезнодорожной маги­ страли — станции Лиски. Через Лискин- ский узел направлялись поезда с войска­ ми, снаряжением, боеприпасами. Сопротив­ ляющийся враг цеплялся за каждый посе­ лок, улицу, дом, за каждую железнодорож­ ную станцию, чтобы задержать, замедлить стремительное движение наступающих со­ ветских войск, разрушить коммуникации. Прорываясь под покровом ночи к ст. Ли­ ски, вражеские самолеты забрасывали бом­ бами узел, задавшись целью сорвать дви­ жение советских войск на фронты западно­ го и южного направлений. Сюда, как, один из опытных комаидл- ров-лутейце®, и был прислан Филипп Дмит­ риевич Федосов. Он шел по путям (рядом с членом Госу­ дарственного Комитета Обороны Лазарем Моисеевичем Кагановичем. Он шел по род­ ным местам, и воспоминания охватили его. Ему хотелось рассказать об этом Лазарю Моисеевичу, но он не знал, с чего начать. Товарищ Каганович осматривал пути, инте­ ресовался пропускной способностью узла, задавал вопросы и незаметно перешел к беседе. Это была задушевная и теплая бе­ седа, во время которой Лазарь Моисеевич внимательно ® подробно расспрашивал Федосова — откуда он, большая ли у него семья. Филипп Дмитриевич рассказывал ему обо 'всем, как близкому и родному че­ ловеку, рассказывал о том, ка к в 1909 году, одиннадцатилетним сиротой, он по­ шел по людям: пас скот, пилил дрова, за­ рабатывая на хлеб. А четырнадцати лет, почувствовав себя взрослым и самостоя­ тельным человеком, он поступил на же­ лезнодорожный транспорт ремонтным ра­ бочим пути станции Лиски. Ему удалось окончить только 3 класса сельской школы. Этого было слишком мало. Уже в годы со­ ветской власти он взялся за книги, стад посещать курсы дорожных мастеров, учил­ ся в совпартшколе и продолжал с неосла­ бевающим упорством работать на произ­ водстве. Вступив в партию, он рос вместе со своей страной, вместе с народом, из низов которого он вышел. Двадцать семь лет он проработал только на станции Ли­ ски, начиная с ремонтного рабочего и кон­ чая дорожным мастером. Самый большой труд по развитию и расширению лиекин- ско«го парка путей выпал на долю Филип­ па Дмитриевича Федосова. Об этом зпал Лазарь Моисеевич и заметил: — Вот поэтому вас и прислали сюда, как опытного и надежного командира. Они шли по разбитым, испещренным во­ ронками, .путям, изучая возможности пол­ ного восстановления железнодорожного узла. Вечером Лазарь Моисеевич собрал на­ чальников служб и, посовещавшись с ними, издал приказ о восстановлении раз­ рушенных путей в пятидневный срок. ... Зима. Ночь. Над Лисками «висят де­ сятки вражеских самолетов. Свистят и рвутся бомбы. Неумолчно грохочет зенит­ ная артиллерия. И снова на пути мелькает знакома® фигура начальника дистанции Федосова. Он появляется в самых ответ­ ственных и опасных местах. У него всегда было все под рукой: люди, инструмент, материалы. Чтобы сберечь шпалы от огня, он хранил их не в штабелях, а разбрасы­ вал в разных местах. Рельсы «прятал в специально вырытых канавах. Федосов преображался во время опасности, он пре­ небрегал ею, забывал о вей. Он превращал­ ся в волевого воина-командира. Быть всю­ ду, везде. Не упускать ни одной минуты. Следовать по точкам «взрывов, чинить, ре­ монтировать, восстанавливать. Больше поездов на фронт! Не давать торжествовать врагу! Взрывы слепили глаза. Федосов бежал к мосту. Разыскивая его, навстречу к нему спешил обходчик. От него Федосов узнал, что около мбста бомбой, разрушен Поездам отрезан выход со станции. В это время над головой завыла Филипп Дмитриевич лег на землю. Звенело в ушах. Он приподнялся. Прибли­ жаясь к нему, полз человек. — Кто такой?! — крикнул Федосов. — Это я, начальник эшелона Васильев. На станции стоит состав из 37 вагонов с аммовало«м. Путь разрушен. Что делать?— с тревогой опросил начальник эшелона. Если взорвется аммонал, от Ллскипского узла ничего не останется. Федосов вско­ чил на ноги и вместе с обходчиком по­ бежал к мосту. Лихорадочно билась мысль. Надо что-то изобрести, чтобы срочно вос­ становить путь и вывести состав с аммоиа- Л'о«м со станции. Около моста одна линия пути силой взрыва была отодвинута в сторону, в дру­ гой была пробита осколками шейка (рель­ са. Было ясно, что смена этого рельса отнимет много времени. Выводите состав! — крикнул он на- путь. бомба. Взрыв. чалънику эшелона, а сам с обходчиком принялся за работу. Бомбардировка пе пре­ кращалась. Не прекращалась и боевая ра­ бота начальника дистанции. Он наложил скрепление на рельс ж свинтил его бол­ тами. Выдержит или не выдержит?.. Состав двигался к мосту. Наступал кри­ тический момент. Вместе с машинистом он еще раз осмотрел скрепленный рельс и уже решительно сказал: ,, . — Давай! Медленно двигался паровоз, выводя со­ став. Когда прошел последний вагон, вздох облегчения вырвался из груди Филиппа Дмитриевича. Состав, набирая скорость, уходил на Конанище. Опасность была устранена. Несмотря на частью налеты немецких стервятников, приказ Лазаря Моисеевича был выполнен. День н ночь через Лискинский узел мчались поезда, направляясь к фронту. Фронт передвигался с каждым дрем все дальше и дальше на запад. Враг уже не мог беспокоить Лиски. Началось плано­ мерное восстановление всего железнодо­ рожного узла. В один из «вечеров Федосов зашел к себе в кабинет и устало опустился за стол. Вре­ мя и труд вплели в его черные волосы седую повитель. Сеть морщин легла на лицо. Застрекотал телефон. Рука привычно потянулась к трубке. Говорил товарищ из райкома партии. Это было 5 ноября 1944 года. — Поздравляю, товарищ Федосов! Рановато, — ответил Филипп Дмит­ риевич, — праздник через два дня. С наградой поздравляю. Неужели ты ничего не знаешь!— удивился товарищ.— Поздравляю тебя с высокой правитель­ ственной наградой, с присвоением звания Героя Социалистического Труда! Из рук Филиппа Дмитриевича выпала трубка. Он поверил, когда ему вручили ш>здрави!тел«ьную телеграмму. Потом он остался один. Память не­ слышно перелистывала перед ним об’еми- стую книгу его жизни и трудовых подви­ гов. По щекам оползали слезы радости. Он не стыдился их. Это была радость за­ служенной награды. Родина не забыла своего достойного сына, честного тружени­ ка и воина, вложившего свой самоотвер­ женный труд в великое дело победы над врагом. ... Закончилась война. Страна перешла к мирному строительству. — На-днях завершился (ремонт лискнн- ского железнодорожного моста. Филипп Дмитриевич покинул его последним. Двад­ цать семь часов он беспрерывно находился на нем, пока мост не был готов для дви­ жения поездов. Он забыл, что все это вре­ мя не отдыхал и не ел. Так же, ка к и в тот памятный вечер, он вошел в кабинет и с чувством глубокого удовлетворения устало опустился за стол. И так ж«е, как тогда, застрекотал телефон. Как кандидата в депутаты Областного Совета, его приглашали на встречу с из- бирател'ями. Он повесил трубку и задумал­ ся. Что он расскажет своим избирателям? Вот об этом. 0 труде во имя прекрасного будущего своей Родины. 0 пройденном пу­ ти от пастуха до начальника дистанции №. БУЛАВИН. ' Растет колхозное богатство Обращение ленинградцев нашло горячую поддержку у колхозников нашей артели. На общем собрании они решили выполнить пятилетний план развития всех огреблей хозяйства в четыре года. Все возможности для этого у нас есть. За два года новой сталинской пятилетки колхоз по г«°ем основным показателям пре­ взошел довоенный уровень производства. В нынешнем году, благодаря внедрению высокой агротехники, средний урожай зер­ новых составил 15 центнеров с гектара, что на 3 центнера превышает урожай, установленный пятилетним планом. А бригады тт. Портяного, Левченко и Кулы- гина с каждого гектара получили -по 120—140 пудов .яровой пшеницы. Сверх плана колхоз сдал государству 14 000 пу­ дов хлеба. За эти два года распахано 312 гектаров целины п залежей. Проведена большая ра­ бота по освоению травопольного севообо­ рота, два поля уже засеяны многолетнимп травами. Скоро у нас будет надежный за­ слон против сухо«веев — все поля осаже­ ны лесными полосами. Сейчас мы заканчиваем ремонт трех" старых прудов, роем новый пруд. Разверну лось строительство оросительной системы. Зерновое хозяйство развивается у нас в сторону увеличения производства наиболее ценных продовольственных культур — пшеницы и ржи. По сравнению с довоен­ ным временем в этом году посеяно ржи на 250 гектаров больше, расширена посевная площадь пшеницы. Весь яровой клин в колхозе вспахан под зябь плугами с пред­ плужниками. Заботясь об урожае будущего года, кол­ хозники сейчас деятельно готовятся к вес­ не. Кипит работа в кузнице. Уже отремон­ тированы 10 сеялок, 60 борон и 10 плу­ гов. 6 000 пудов семян отсортировано па веялках п сортировках, а теперь это зерно пропускается через триер. Годовой план развития животноводства колхоз значительно перевыполнил. Молоч­ нотоварная и овцеводческая фермы укомп­ лектованы г'.подпетым племенным скотом. До поставкам лщвотиродчееки* иродукгоц мы рассчитались с государством досрочно. Натуральные и денежные доходы колхо­ за неуклонно растут. В нынешнем году де­ нежный доход составил больше двух мил­ лионов рублей. Это на полтора миллиона больше, чем было в довоенные годы. Улучшается и благосостояние колхозни­ ков. На трудодни они получили много хле­ ба, овощей, денег. В каждом хозяйстве есть се«ичас корова и мелкий скот. Несколь­ ким .семьям колхоз выстроил дома. Колхоз имеет две автомашины и мощ­ ный двигатель «Д-6». Это, конечно, еще далеко не все. По пятилетнему плану, нам надо построить электростанцию, кирпич­ ный завод, оросить поля на площади «в 206 гектаров. Колхозники решили осуществить это значительно раньше срока — не позднее 1949 года. Так оно и будет. Порукой то­ му решимость колхозников сделать свою артель еще более крепкой и богатой. Д. ЧУГУЕВЦЕВ, председатель колхоза им. Чапаева, Калачссвсного района»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz