Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)
5 ДЕКАБРЯ 1947 г., № 240 (5254) 4 К О М М У Н А ' 8 ! Советский социалистический демократизм Великая Октябрьская социалистическая революция положила конец существованию в нашей стране эксплоататорско!го буржуаз но-помещичьего государства. Она открыла эпоху советского социалистического демо кратизма — демократизма нового, высшего типа. Сталинская Конституция, в которой за писаны итоги великих завоеваний нашего народа, отразила огромные преимущества социалистического строя и советского де мократизма. В чем сущность советского, социалисти ческого демократизма, в чем ©го принципи альные отличия от демократизма буржуаз ного? Советский социалистический демократизм —- это полная широкая демократия для трудящегося народа, освобожденного от ига эксплоаталии п являющегося хозяином сво ей страны. «Союз Советских Социалистических Рес публик — гласит статья I Конституции СССР — есть социалистическое государст во рабочих и крестьян». В результате побе ды социализма в нашей стране были лик видированы эксплоатато|рские классы и ^стались лишь освобожденные от социаль ного п экономического гнета дружествен ные классы рабочих и крестьян. Буржуазный демократизм отражает и за крепляет в законодательном порядке экс- плоатацию, принадлежность государственно го руководства обществом меньшинству, классу собственников. Буржуазные государ ства являются «диктатурой эксплоатирую- Щего меньшинства над экеплоатируемым большинством» (Сталин). Рабочие, крестьяне, трудящаяся интелли генция в капиталистически# странах от странены от действительного участия в государственных делах. Им предоставляет ся право, говоря словами Маркса, раз в не сколько лет, путем участия в выборах, оп ределять, кто из господствующих классов будет представлять и подавлять их в пар ламенте. Советский демократизм утверждает со циалистические порядки, закрепляет госу дарственное руководство обществом за вы разителем интересов народных масс, самым передовым классом — рабочим классом и тем самым обеспечивает полновластие тру дящихся. «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в липе Со ветов депутатов трудящихся» — гласит статья 3 Конституции СССР. Социализм и подлинная демократия неот делимы друг от друга. Социалистическая собственность на орудия и средства иройз- водства; ликвидация эксплоатацаи и экс- илоататорских классов; ликвидация нище ты большинства и роскоши меньшинства; труд, как обязанность и долг чести каждого работоспособного гражданина; право на труд; право на отдых; право на образование и т. д.— эти устои социализма определяют сущность советского демократизма, как де мократизма, всесторонне гарантирующего полновластие трудящегося народа. Консти туция СССР обеспечивает все условия и материальные средства, позволяющие тру дящимся осуществлять на деле свое пол новластие- Конституции буржуазных государств нередко в весьма торжественной форме про возглашают суверенитет, т. е- верховенство, полновластие народа. Но когда общество разделено на антагонистические классы, когда большинство народа изнывает под яр-'ГШеНИем избирательных прав, отстраняются от выборов. Выборы во все органы власти у мом эксплоатации и отстранено от факти ческого участия в государственных делах, торжественные заявления о суверенитете народа лишь подчеркивают фальш и лице мерие буржуазного демократизму. Сама си стема государственного управления в стра нах капитализма такова, что трудящиеся не в состоянии направлять и контролировать внутреннюю и внешнюю политику государ ства. Парламент, конгресс и другие «орга ны народного представительства» являются органами представительства эшшататор- ских классов. В капиталистических странах подлипши власть сосредоточена в руках капиталисти ческих монополий. Парламент лишь штам пует законы, выгодные правящему классу. На местах власть осуществляют органы, назначаемые сверху п независимые от на рода. Сама избирательная система в капитали стических странах построена так, что широ кие слои населения теми или иными спо собами устраняются от участия в выборах.. В 13 штатах США лишены избирательных прав бедняки, получающие пособия, в 8 штатах не допускаются к голосованию про живающие там индейцы, в 7 штатах введен специальный избирательный налог, и лица, не могущие его уплатить, исключаются из числа избирателей. В 1942 году в 7 шта тах США были лишены избирательных прав 11 миллионов человек либо по причине неграмотности, либо ввиду неуплаты изби рательного налога. В ряде капиталистиче ских стран лишены избирательных прав женщины и военнослужащие. Для буржуазного демократизма особенно характерна дискриминация по расовому или национальному признаку. В конституции США указывается: «право граждан Соеди ненных Штатов на участие в выборах не будет отрицаться или ограничиваться Сое диненными Штатами или отдельными шта тами под предлогом расы, цвета кожц или прежнего рабского состояния». На самом же деле многочисленное негритянское насе ление фактически отстранено от выборов. В недавно вышедшей книге двух американ ских авторов Огг и Рей указывается, что из 100 взрослых негров заносится в списки избирателей не более 10, а участвует в вы борах ие более одного. Британская империя дает но менее кра сочные картины расовой дискриминации. В частности, в Южно-Африканском союзе цветное население, составляющее большин ство жителей, лишено избирательных прав. Лишь небольшая часть негров и индийцев пользуется правом голосовать, но... и то только за белых кандидатов. Советский социалистический демократизм представляет полную противоположность этому урезанному и фальшивому демокра тизму буржуазных стран. Советский изби рательный закон на деле обеспечивает все общность избирательного права и равен ство всех граждан. Только личные способ ности и личный труд гражданина СССР определяют его положение в обществе. Са ма система органов власти и управления в советском государстве такова, что обеспе чивает решающее, постоянное и непремен ное участие трудящихся в государствен ных делах. «Политическую основу СССР— гласит статья 2 Конституции—составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения вла сти помещиков и капиталистов и завоева-’ иия диктатуры пролетариата». Вся госу дарственная вл?,тгь сосредоточена в руках Советов, об’единяющих и представляющих весь наш народ. Все Советы, начиная от Верховного Совета СССР и кончая сель скими Советами, избираются трудящимися из среды трудящихся. В наших органах власти нет и не может быть людей, проводящих антинародную политику. Депутаты местных и Верховных Советов — это верные слуги народа, подот четные и подконтрольные ему. Передовые рабочие и работницы, колхозники и колхоз ницы, интеллигенты, славные воины Совет ской Армии— лучшие сыны трудящегося народа — вот кто избирается у нас депута тами. Советское правительство подотчетно и подконтрольно народу в лице Верховного Совета СССР. В буржуазных же странах «при самых демократических порядках в условиях капитализма правительства ста вятся не народом, а Ротшильдами и Стин- нееами, Рокфеллерами и Морганами» (Сталин). Советская избирательная- система обес печивает подлинное волеиз’явление трудя щегося народа. В нашей стране право из бирать во все органы власти предоставляет ся действительно всем гражданам, достиг шим 18-летнего возраста, независимо от по ла, расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза оседлости, социаль ного происхождения, имущественного поло жения и прошлой деятельности. Лишь ума лишенные и лица, осужденные судом с ди нас прямые п равные, при тайном голоса ватага. Все это делает налгу избирательную оистому самой демократической в мире. Советский социалистический демократизм обеспечил подлинное равноправие рас и наций, населяющих нашу страну. Государ ственное устройство СССР, базирующееся на принципах суверенитета и равноправия на ций и рас, добровольности их об'единения и братской взаимопомощи, являет всему миру образец построения многонациональ ного государства. Великие права и свободы, закрепленные и гарантированные Сталинской Конститу цией за всеми гражданами СССР,— красно речивое доказательство преимуществ совет ской социалистической демократии. Буржуазный демократизм предоставляет известные элементарные права гражданам, но эти права носят формальный характер. «Буржуазные конституции обычно ограни чиваются фиксированием формальных нрав граждан, не заботясь об условиях осущест вления этих прав,о возможности их осуще ствления, о средствах их осуществления. Говорят о равенстве граждан, но забывают, чго не может быть действительного равен ства между хозяином и рабочим, между помещиком и крестьянином, если у первых имеется богатство и политический вес в об ществе, а вторые лишены и тл*0 и другого, если первые являются эксплоататорамп, а вторые эгушлоатируемымп» (Сталин). Общественное устройство СССР, социали стическая система хозяйства, социалистиче ская собственность на орудия и средства производства являются гранитным фунда ментом великих прав и свобод советских граждан. В нашей стране закон гаранти рует, например, свободу печати гражданам СССР. Эта свобода обеспечивается фактом принадлежности государству типографий, запасов бумаги, средств связи и других ма териальных ресурсов, которые государство предоставляет в распоряжение обществен ных организаций трудящихся. Буржуазные конституции также провоз глашают свободу печати. Но в условиях ка питализма эта «свобода» на даче превра щается в привилегию правящего класса, в свободу для богатых. Трудящиеся не могут использовать эту свободу, так как все ти пографии, издательства, запасы бумаги, те леграфные агентства и т. и. принадлежат капиталистам. Товарищ Вышинский в сво их блестящих выступлениях в организации Об’единеняьгх Наций показал, чем является пресловутая «свобода печати» в США, ког да газеты и журналы служат рупором реак ционных кругов, ведущих пропаганду но вой войны, и по заказу реакционной кли ки дезинформируют американский народ. Советский социалистический демокра тизм обеспечил гражданам СССР ряд вели ких прав, неизвестных ни одной буржуаз ной стране. Это — право на труд, на от дых, право на образование, на материальное обеспечение трудящихся в старости, а так же в случае болезни и потери трудоспособ ности. Все эти права гарантированы Сталинской Конституцией и на деле обеспе чиваются всей материальной базой социа листического государства. Советский социалистический демократизм развязал революционную энергию, инициа тиву, творческие способности масс. Ярким свидетельством этому является социалисти ческое соревнование, принявшее характер всенародного движения за усиление темпов социалистического строительства, за выпол нение пятилетнего плана в 4 года. Социали стический строй воспитал у трудящихся со знательное отношение к своему труду, «как к делу общественной важности и как к свя той обязанности перед Советским государст вом» (Молотов). Значительной демонстрацией политиче ской зрелости и активности масс являются, в частности, избирательные кампании, вы- (ражающие морально-политическое единство нашего народа, его преданность и любовь к партии Ленина— Сталина, к своей род ной, подлинно народной власти. Непобедимость блока Ламмунистов и бес партийных, нерушимое единство народа яр ко сказались в тем громадном политическом нод’еме, которым сопровождается выдвиже ние кандидатов в депутаты местных Сове тов. Первым своим кандидатом народ на зывает самого дорогого и близкого сердцу чатовека, величайшего гения современно сти товарища Сталина, чье имя выражает величие нашей страны. Кандидатами в де путаты выдвинуты ближайшие соратники товарища Сталина, руководители партии и правительства. Направляющей и руководящей силой со ветского государства является большевист ская партия. Руководящая роль ВКП(б) за креплена Сталинской Конституцией. Неиз меримо высок авторитет партии Лепина— Сталина, безгранично завоеванное ею дове рие народа. Под руководством партии совет ский народ одержал всемирно-исторические победы н уверенно идет вперед, к новым успехам в борьбе за коммунизм. В нашей стране партия и народ едины. В этом нахо дит свое высшее выражение морально-поли тическое единство советского общества. Наш социалистический демократизм-, как исторически прогрессивная форма, цжз - т величайшее международное значение. Ста линская Конституция это документ, «сви детельствующий о том, что то, что осущест влено в СССР, вполне может быть осущест влено и в других странах» (Сталии). В успехах Советского Союза, в торжестве социалистического демократизма народы тех стран, где господствует капитализм, наро ды колониальных и зависимых стран видят пути своего собственного освобождения. Нет такой страны, где Советский Союз не имел бы многочисленных друзей. «Страны новой демократии — Югославия, Польша, Румы ния, Болгария, Чехословакия, Венгрия, Ал бания — при поддержке широких масс на рода провели смелые демократические пре образования... Своими особыми самостоя тельными путями эти страны делают шаги к социализму»... (Молотов).«Социализм и демократия непобедимы! Развитие нашей страны свидетельствует о силе и жизненности социализма и демо кратии и вдохновляет прогрессивное чел'1 вечество во всем мире на борьбу против ре акции за демократию, независимость, мир и свободу. Выборы в местные Советы еще раз про демонстрируют великие преимущества со ветского социалистического строя. М. КАРЕВА, доктор юридических наук. В В Ц С П С Об участии профсоюзов в выборах в местные Советы Секретариат ВЦСПС предложил централь ным комитетам профессиональных союзов усилить помощь профорганизациям в прове дении выборов в местные Советы депута тов трудящихся и в массовой политической работе среда избирателей на предприятиях, в цехах, на избирательных участках. Эта работа должна быть связана с хозяйственно- политическими задачами, развертыванием социалистического соревнования за выпол нение пятилетки в четыре года, за даль нейший под’ем сельского хозяйства. Необ ходимо знакомить избирателей с хозяйствен ными и культурными достижениями их края, области, города, района, села, с за дачами местных Советов депутатов трудя щихся. Профсоюзным организациям предложено развертывать критику недостатков в рабо те местных Советов, что является одним из условий улучшения их деятельности.- Надо способствовать поднятию роли местных Со ветов в хозяйственном и культурном строи тельстве, укреплении связи с массами. Долг профорганизаций — содействовать тому, чтобы все избиратели выполнили гражданский долг в день выборов. (ТАСС). На Лондонской сессии Совета Министров Иностранных Дел ЛОНДОН, 2 декабря (спец. корр. .тельством Д. Маршалла продолжал обсуж- ТАСС). — На сегодняшнем заседании Совет дать вопрос о процедуре подготовки мирно- Министров Иностранных Дел под председа- |го договора с Германией. О составе и работе постоянных комитетов Совета Министров Широкому обсуждению был подвергнут вопрос о составе постоянных комитетов Со вета Министров, которые должны явиться рабочими органами для подготовки проекта мирного договора с Германией. На Москов ской сессии Совет Министров решил соз дать четыре таких комитета: комитет по политической и конституционной структуре Германии, комитет по территориальным из менениям и связанным с этим вопросом, ко митет по экономической организации Гер. мании и репарациям, комитет по разоруже нию и демилитаризации. Что же касается состава этих комитетов, то по этому воп росу соглашения достигнуто не было, при чем 1 каждая делегация выступила со своим особым предложением. Советская делегация, исходя из Потсдам ских решений, предусматривающих, что подготовка мирного урегулирования для Германии возлагается на страны, подписав шие условия капитуляции, т. е- на СССР, США, Великобританию и Францию, внесла на Московской сессии Совета Министров пред ложение, чтобы постоянные комитеты состоя, ли из представителей четырех держав —■- членов Совета. К советскому предложению и приближалось предложение французской делегации, которое гласило: «Постоянные комитеты будут состоять из представителей четырех держав— членов Совета. Они будут приглашать союзные государства, заинтере сованные в рассматриваемых проблемах, к участию в рассмотрении и обсуждении этих проблем». Совершенно иную позицию заняли еще на Московской сессии Совета Министров де легации США и Великобритании. Делегация США рекомендовала, чтобы -комитеты со- стояли из представителей четырех держав— членов Совета и «из удобного числа пред ставителей, выделенных из числа союзных государств» соседних с Германией и других, которые участвовали своими вооруженными силами в общей борьбе против Германии. Делегация Великобритании предлагала пой ти еще дальше по пути расширения состава участников подготовки проекта мирного До говора. Она предлагала, чтобы кроме пред ставителей четырех держав в состав коми тетов входили представители тех союзных государств, «которые могут пожелать быть представленными в них». Принятие предложений американской и британской делегаций, находящихся в про тиворечии с Потсдамским решением, повело бы к тому, что комитеты превратились бы в какое-то подобие предварительных мирных конференций, которые вследствие своей многочисленности были бы совершенно не пригодны для деловой работы по составлению проекта мирного договора с Германией. Эти предложения явно преследуют цель—орга низовать подготовку мирного договора с Германией таким образом, чтобы определен ные державы имели возможность путем подбора того или иного состава комитетов оказывать давление на Совет Министров Иностранных Дел, отвечающий за выработ ку мирного договора. ! На сегодняшнем заседании советская де легация заявила о своем согласии принять французскую формулировку относительно состава постоянных комитетов Совета Ми нистров. Однако Бевин и Маршалл настаивали на своих прежних предложениях. Молотов заявил, что советская делегация считает французское предложение правиль ным уже в силу того, что в Совете Минист ров установилась определенная оправдав шая себя практика, которая состоит в том, что подготовку основных вопросов ведут комитеты, создаваемые из представителей четырех держав. Из этого основного поло жения и исходит французское предложе ние. С другой стороны, это предложение учитывает весь механизм подготовки мирно го договора. — Здесь уже говорилось, — заметил Молотов, — что механизм подготовки мир ного договора состоит из двух основных частей—комитетов и подкомитетов. Кроме того, в этот механизм мы включили инфор мационно-консультативное совещание, в ко тором будут участвовать все государства, за интересованные в подготовке мирного дого вора, на одинаковых условиях. Таким обра зом, этот механизм обеспечивает всем заин тересованным государствам возможность быть выслушанными на всех стадиях под готовки мирного договора. В то же время этот механизм подготовки мирного договора будет обладать достаточной гибкостью, он, с другой стороны,—не громоздкий и поэто му не будет тормозить работу. Для того. ,чтобы подготовка мирного договора не тор мозилась, чтобы не было задержек и затяги вания работы, мне кажется, мы могли бы согласиться с предложением французской делегации о составе комитета. Молотов отметил, что состав подкомите тов следует обсудить особо, поскольку по этому вопросу имеются различные предло жения. Так как Маршалл и Бенин продолжали настаивать на своих предложениях, проти воречащих Потсдамским решениям и несов местимых с быстрой и успешной подготов кой проекта мирного договора с Германией, Министры не смогли разрешить вопрос о составе постоянных комитетов... Министры перешли к вопросу о работе постоянных комитетов Совета Министров. По этому разделу процедуры подготовки мирного договора оставалось одно расхож дение: британакая, американская и француз ская делегации еще на Московской сессии Совета Министров внесли предложение о том, что доклады комитетов должны вклю чать предложения, представленные союзны. ми государствами, которые будут участво вать в обсуждении. Советская делегация тогда не высказала своего отношения к это му предложению. На сегодняшнем заседа нии советская делегация, стремясь достиг нуть соглашения, присоединилась к этому предложению. 1 Благодаря этому данный пункт полностью согласован. О составе подкомитетов Совета Министров Далее Министры обсудили вопрос о со ставе подкомитетов Совета Министров. Ра цее было решено, что каждый из четырех постоянных комитетов Совета будет, по ме ре необходимости, создавать подкомитеты для изучения специальных вопросов. Совет, кая делегация предлагала, чтобы их состав был аналогичен составу постоянных комите тов. Делегаты США, Великобритании ' и Франции настаивали на том, чтобы членство подкомитетов определялось в каждом слу чае постоянными комитетами, которые приг лашали бы в качестве их членов удобное число союзных государств соседних с Гер манией и других союзных государств, уча ствовавших своими вооруженными силами в общей борьбе против Германии, включая го сударства, наиболее заинтересованные в рас сматриваемых вопросах. На сегодняшнем заседании Молотов, на помнив о том, что механизм подготовки мирного договора включает комитеты, под комитеты и информационно-консультативное совещание, в котором участвуют все буду щие участники мирной конференции, поста, вил вопрос, насколько необходимо расши рять состав комитетов и подкомитетов. При наличии широкого состава информационно- консультативного совещания советское предложение имеет смысл с деловой точки зрения, — сказал Молотов,—оно дает воз можность провести подготовительную рабо ту по любому вопросу‘ в подкомитетах, со стоящих из представителей четырех держав. Вместе с тем оно дает возможность пригла сить представителей других государств представить свое мнение по обсуждаемым вопросам в информационно-консультатив. ном совещании, где все они участвуют. Ввиду возражений со стороны Бенина и Кун де Мюрвилля (Франция) по предложе нию Молотова было решено передать этот вопрос на дополнительное рассмотрение со вещанию Заместителей Министров. Осоставе информационно-консультативного совещания Оживленную дискуссию вызвал вопрос о составе информационно-консультативного совещания союзных государств. Задачи это го совещания должны заключаться в том, чтобы регулярно информировать союзные го сударства о работе Совета Министров по подготовке мирного договора и проводить консультацию с представителями союзных государств. Советская делегация в соответствии с решением, единогласно принятым в декабре 1946 года на сессии Совета Министров в Нью-Йорке, предлагала на Московской сес сии Совета включить в состав информацион но-консультативного совещания представи телей четырех держав—членов Совета и союзных соседних с Германией государств или государств, которые своими вооружен ными силами участвовали в совместной борьбе против Германии. С другой стороны, американская делега ция, которая на Нью-Йоркской сессии сог ласилась с таким предложением, в ходе Мо сковской сессии неожиданно стала настаи вать на включении в состав информационно- консультативного совещания всех госу дарств, об’явивших войну Германии. Это оз- качалЬ бы такое расширение состава этого совещания, которое дало бы возможность участия в подготовке мирного договора не только странам, внесшим свой вклад в дело борьбы против общего врага, но и странам, которые во время войны стояли в стороне или даже помогали гитлеровской Германии и только в самый последний момент переш ли на сторону союзников. Делегации Великобритании и Франции предлагали в Москве включить в состав этого совещания, кроме стран, указанных з советском предложении, только некоторые другие страны и, по крайней мере, Иран, что является также частичным отступлением от Нью-Йоркского решения. Что касается других союзных держав, то британская и французская делегации предлагали инфор мировать их о работе Совета, передавая им документацию Совета относительно подго товки договора с тем. что эти государства будут иметь право ставить в письменной форме вопросы по всякой проблеме, рас сматриваемой в переданных им документах. На сегодняшнем заседании Маршалл упорно настаивал на принятии американско го предложения, внесенного на Московской сессии Совета Министров. Заявив, что делегации Франции и Вели кобритании в Москве якобы «оставили свою позицию открытой», он предложил им вы сказаться по этому вопросу. Однако Кув де Мюрвилль и Бевин заявили, что они про должают придерживаться своего собствен ного предложения. Кув де Мюрвилль, в частности, подчерк нул, что следует различать, какие государ ства играли более важную роль в войне и какие меньше участвовали в ней. — Не все обладают равными правами, — сказал он. — одни приняли большее участие в войне, другие — меньшее. Есть государ ства, которые особенно заинтересованы в подготовляемом мирном договоре либо по тому, что они вели борьбу против Германия или являются соседями Германии, либо по тому, что они были оккупированы Герма нией. Молотов обратил внимание Министров на то, что рассматриваемый вопрос, в сущно сти говоря, уже был решен на Нью-Йорк ской сессии Совета. В Нью-Йорке было ре шено поручить Заместителям Министров по Германии заслушать точки зрения прави тельств определенных стран, а именно соседних с Германией союзных государств и других союзных государств, участвовав ших своими вооруженными силами в общей борьбе против Германии и желающих изло жить свои взгляды в отношении германско. | го вопроса. Таким образом, было точно |установлено, какие государства привлекают- | ся для консультаций по вопросу о мирном договоре с Германией. Оставался несогласо ванным только вопрос об участии в кон сультации Албании. Молотов напомнил, что Министры согла совали вопрос о привлечении юконсультации Австралии, Бельгии, Белоруссии, Бразилии, Греции, Дании, Индии, Канады, Люксем бурга, Нидерландов, Новой Зеландии, Нор./ вегии,‘ Пакистана, Польши, Украины, Чехо-' Словакии, Югославии, Южно-Африканского Союза. Кроме того, разумеется, в консуль-: тации должны были участвовать пять вели -1 кил держав — СССР, США, Великобрита-’ ния, Франция и Китай. — Я спрашиваю, — сказал Молотов, —■ остается ли в силе это решение или мы хо-< тим это изменить? Если оно остается в си.’ ле, его надо придерживаться, если мы хотим его изменить, было бы желательно знать мотивы, по которым решение должно быть изменено. Молотов напомнил далее, что еще на Московской, как и на настоящей Лондон ской, сессии Совет принял пункты 1 , 2 и 3 процедуры, в которых указывается, какие именно государства должны быть привлече ны к консультации по мирному договору с Германией. Эти пункты полностью согласова ны, кроме пункта об Албании. Тем не ме нее, нам предлагается решить вопрос о со ставе информационно-консультативного со вещания совершенно иначе, нежели мы до говорились на Нью-Йоркской сессии и со вершенно по-иному, нежели то предусмат ривается 1 , 2 и 3 пунктами процедуры, ко торые нами согласованы. В чем же дело? Почему мы должны отойти от прежних реше ний? Правда, на Нью-йоркской сессии го сударственным секретарем США было одно лицо, а теперь государственным секретарем США является другое лйцо. В этом есть разница. Но нам желательно было бы знать в таком случае, какие имеются мотивы по существу для изменения принятых нами ре шений. | Молотов указал, что нынешнее американ-’ сксе предложение в корне изменяет ранее принятое решение. Раньше речь шла о том, что в консультации должны участвовать пять великих держав и другие союзные го сударства, в общей сложности — 24 госу дарства, если включить Албанию, сражав шихся против Германии. Теперь же к этим 24 государствам (если считать Алба нию) предлагается добавить еще 34 госу дарства: Гватемалу, Доминиканскую респуб^ лику, Коста-Рика, Кубу, Никарагуа, Гаити, Панаму, Сальвадор, Гондурас, Мексику, Филиппины, Абиссинию, Ирак, Боливию, Ирак, Италию, Колумбию, Либерию, Румии нию, Болгарию, Венгрию, Парагвай, Перу, Чили, Уругвай, Венецуэлу, Турцию, Египет, Сирию, Ливан, Саудовскую Аравию, Фин ляндию, Аргентину, Эквадор. Таким образом, предлагается, чтобы Совет Министров, подготавливая мирный договор с Германией, консультировался не только с теми странами, которые сражались против общего врага, но и с такими государствами^ которые объявили Германии войну за не.; сколько, недель до ее капитуляции и кото рые не боролись против нее, а, наоборот, з течение войны нередко помогали ей, как например, Турция. При таком положении голос сражавшихся союзных стран потонет в голосах невоевавших государств. — Ясно, — сказал Молотов, — что нель-' зя игнорировать изложенные здесь фран-- цузской делегацией мотивы, говорящие о том, что не следует все эти государства ва-г лить в одну кучу, ставить их на одну до ску, когда подготавливается мирный дого-' вор с Германией. Мы должны признать раз ницу между государствами, которые воевав ли против Германии, которые ликвидиро -1 вали германскую агрессию и принесли жерт-* вы, и теми государствами, которые в этой борьбе не участвовали, были в лучшем слу чае пассивными наблюдателями, а иногда и прямо помогали Германии в борьбе про тив наших народов. В заключение Молотов подчеркнул, что следуёт дорожить уже принятыми решения-* ми и придерживаться их. В соответствии с этим советская делегация предлагает следо-; вать решению, уже принятому на Нью-' Йоркской сессии Созета Министров, а так же решению, принятому на текущей сессии и записанному в 1 , 2 и 3 пунктах процедуры,, относящихся к консультации с союзными государствами. Не будучи в состоянии отрицать, что американское предложение противоречит ре шению, принятому на Нью-Йоркской сессии Совета Министров, Маршалл попытался" представить дело таким образом, будто бы в этом решении речь шла лишь о том, что бы Заместители Министров Иностранных Дел заслушали в Лондоне точки зрения определенных союзных государств, но не указывалось, что эти государства единствен ные, которые будут участвовать в обсужде.; ним мирного договора. За неимением сколь ко-нибудь существенных аргументов, кото-: рые могли бы быть противопоставлены ар гументам советской делегации, Маршалл прибег к голословному выпаду против нее, намекнув, будто бы советская делегация пренебрегает правами малых государств. В то же время Маршалл попытался предста-' вить дело таким образом, что США якобы защищают права малых народов, а в осо бенности тех малых стран, которые предо, ставляли им во время войны аэродромы, порты, базы. Представители Франции и Великобрита нии на этот раз не поддержали Маршалла, и он остался в одиночестве со своими пред ложениями, направленными на искусствен ное превращение информационно-консульта тивного совещания в такой орган, в котором страны, не принимавшие активно го участия в войне, располагали бы боль-: шинством голосов по сравнению с государ ствами, сражавшимися против Германии. Кув де Мюрвилль и Бевин заявили, что они продолжают придерживаться своего прежнего предложения. Кув де Мюрвилль отметил при этом, что уже принятые Сове том Министров решения предусматривают установление различных категорий госу дарств. В первую категорию, согласно 1 и 2 пунктам данного раздела документа о про цедуре, входят союзные соседние с Германи ей государства и другие союзные государ ства, участвовавшие своими вооруженными силами в борьбе против Германии. Ко вто рой категории, согласно параграфу 3 , отно сятся другие союзные страны, об*явившие войну Германии, и бывшие вражеские госу. дарства, участвовавшие впоследствии в вой не против Германии на стороне союзников. Кув де Мюрвилль предложил руководство, веться при создании информационно-кон- 1 сультативного совещания этими положения ми. (Окончание см. на 4-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz