Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

5 ДЕКАБРЯ 1947 г., № 240 (5254) 4 К О М М У Н А ' 8 ! Советский социалистический демократизм Великая Октябрьская социалистическая революция положила конец существованию в нашей стране эксплоататорско!го буржуаз­ но-помещичьего государства. Она открыла эпоху советского социалистического демо­ кратизма — демократизма нового, высшего типа. Сталинская Конституция, в которой за­ писаны итоги великих завоеваний нашего народа, отразила огромные преимущества социалистического строя и советского де­ мократизма. В чем сущность советского, социалисти­ ческого демократизма, в чем ©го принципи­ альные отличия от демократизма буржуаз­ ного? Советский социалистический демократизм —- это полная широкая демократия для трудящегося народа, освобожденного от ига эксплоаталии п являющегося хозяином сво­ ей страны. «Союз Советских Социалистических Рес­ публик — гласит статья I Конституции СССР — есть социалистическое государст­ во рабочих и крестьян». В результате побе­ ды социализма в нашей стране были лик­ видированы эксплоатато|рские классы и ^стались лишь освобожденные от социаль­ ного п экономического гнета дружествен­ ные классы рабочих и крестьян. Буржуазный демократизм отражает и за­ крепляет в законодательном порядке экс- плоатацию, принадлежность государственно­ го руководства обществом меньшинству, классу собственников. Буржуазные государ­ ства являются «диктатурой эксплоатирую- Щего меньшинства над экеплоатируемым большинством» (Сталин). Рабочие, крестьяне, трудящаяся интелли­ генция в капиталистически# странах от­ странены от действительного участия в государственных делах. Им предоставляет­ ся право, говоря словами Маркса, раз в не­ сколько лет, путем участия в выборах, оп­ ределять, кто из господствующих классов будет представлять и подавлять их в пар­ ламенте. Советский демократизм утверждает со­ циалистические порядки, закрепляет госу­ дарственное руководство обществом за вы­ разителем интересов народных масс, самым передовым классом — рабочим классом и тем самым обеспечивает полновластие тру­ дящихся. «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в липе Со­ ветов депутатов трудящихся» — гласит статья 3 Конституции СССР. Социализм и подлинная демократия неот­ делимы друг от друга. Социалистическая собственность на орудия и средства иройз- водства; ликвидация эксплоатацаи и экс- илоататорских классов; ликвидация нище­ ты большинства и роскоши меньшинства; труд, как обязанность и долг чести каждого работоспособного гражданина; право на труд; право на отдых; право на образование и т. д.— эти устои социализма определяют сущность советского демократизма, как де­ мократизма, всесторонне гарантирующего полновластие трудящегося народа. Консти­ туция СССР обеспечивает все условия и материальные средства, позволяющие тру­ дящимся осуществлять на деле свое пол­ новластие- Конституции буржуазных государств нередко в весьма торжественной форме про­ возглашают суверенитет, т. е- верховенство, полновластие народа. Но когда общество разделено на антагонистические классы, когда большинство народа изнывает под яр-'ГШеНИем избирательных прав, отстраняются от выборов. Выборы во все органы власти у мом эксплоатации и отстранено от факти­ ческого участия в государственных делах, торжественные заявления о суверенитете народа лишь подчеркивают фальш и лице­ мерие буржуазного демократизму. Сама си­ стема государственного управления в стра­ нах капитализма такова, что трудящиеся не в состоянии направлять и контролировать внутреннюю и внешнюю политику государ­ ства. Парламент, конгресс и другие «орга­ ны народного представительства» являются органами представительства эшшататор- ских классов. В капиталистических странах подлипши власть сосредоточена в руках капиталисти­ ческих монополий. Парламент лишь штам­ пует законы, выгодные правящему классу. На местах власть осуществляют органы, назначаемые сверху п независимые от на­ рода. Сама избирательная система в капитали­ стических странах построена так, что широ­ кие слои населения теми или иными спо­ собами устраняются от участия в выборах.. В 13 штатах США лишены избирательных прав бедняки, получающие пособия, в 8 штатах не допускаются к голосованию про­ живающие там индейцы, в 7 штатах введен специальный избирательный налог, и лица, не могущие его уплатить, исключаются из числа избирателей. В 1942 году в 7 шта­ тах США были лишены избирательных прав 11 миллионов человек либо по причине неграмотности, либо ввиду неуплаты изби­ рательного налога. В ряде капиталистиче­ ских стран лишены избирательных прав женщины и военнослужащие. Для буржуазного демократизма особенно характерна дискриминация по расовому или национальному признаку. В конституции США указывается: «право граждан Соеди­ ненных Штатов на участие в выборах не будет отрицаться или ограничиваться Сое­ диненными Штатами или отдельными шта­ тами под предлогом расы, цвета кожц или прежнего рабского состояния». На самом же деле многочисленное негритянское насе­ ление фактически отстранено от выборов. В недавно вышедшей книге двух американ­ ских авторов Огг и Рей указывается, что из 100 взрослых негров заносится в списки избирателей не более 10, а участвует в вы­ борах ие более одного. Британская империя дает но менее кра­ сочные картины расовой дискриминации. В частности, в Южно-Африканском союзе цветное население, составляющее большин­ ство жителей, лишено избирательных прав. Лишь небольшая часть негров и индийцев пользуется правом голосовать, но... и то только за белых кандидатов. Советский социалистический демократизм представляет полную противоположность этому урезанному и фальшивому демокра­ тизму буржуазных стран. Советский изби­ рательный закон на деле обеспечивает все­ общность избирательного права и равен­ ство всех граждан. Только личные способ­ ности и личный труд гражданина СССР определяют его положение в обществе. Са­ ма система органов власти и управления в советском государстве такова, что обеспе­ чивает решающее, постоянное и непремен­ ное участие трудящихся в государствен­ ных делах. «Политическую основу СССР— гласит статья 2 Конституции—составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения вла­ сти помещиков и капиталистов и завоева-’ иия диктатуры пролетариата». Вся госу­ дарственная вл?,тгь сосредоточена в руках Советов, об’единяющих и представляющих весь наш народ. Все Советы, начиная от Верховного Совета СССР и кончая сель­ скими Советами, избираются трудящимися из среды трудящихся. В наших органах власти нет и не может быть людей, проводящих антинародную политику. Депутаты местных и Верховных Советов — это верные слуги народа, подот­ четные и подконтрольные ему. Передовые рабочие и работницы, колхозники и колхоз­ ницы, интеллигенты, славные воины Совет­ ской Армии— лучшие сыны трудящегося народа — вот кто избирается у нас депута­ тами. Советское правительство подотчетно и подконтрольно народу в лице Верховного Совета СССР. В буржуазных же странах «при самых демократических порядках в условиях капитализма правительства ста­ вятся не народом, а Ротшильдами и Стин- нееами, Рокфеллерами и Морганами» (Сталин). Советская избирательная- система обес­ печивает подлинное волеиз’явление трудя­ щегося народа. В нашей стране право из­ бирать во все органы власти предоставляет­ ся действительно всем гражданам, достиг­ шим 18-летнего возраста, независимо от по­ ла, расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза оседлости, социаль­ ного происхождения, имущественного поло­ жения и прошлой деятельности. Лишь ума­ лишенные и лица, осужденные судом с ди­ нас прямые п равные, при тайном голоса ватага. Все это делает налгу избирательную оистому самой демократической в мире. Советский социалистический демократизм обеспечил подлинное равноправие рас и наций, населяющих нашу страну. Государ­ ственное устройство СССР, базирующееся на принципах суверенитета и равноправия на­ ций и рас, добровольности их об'единения и братской взаимопомощи, являет всему миру образец построения многонациональ­ ного государства. Великие права и свободы, закрепленные и гарантированные Сталинской Конститу­ цией за всеми гражданами СССР,— красно­ речивое доказательство преимуществ совет­ ской социалистической демократии. Буржуазный демократизм предоставляет известные элементарные права гражданам, но эти права носят формальный характер. «Буржуазные конституции обычно ограни­ чиваются фиксированием формальных нрав граждан, не заботясь об условиях осущест­ вления этих прав,о возможности их осуще­ ствления, о средствах их осуществления. Говорят о равенстве граждан, но забывают, чго не может быть действительного равен­ ства между хозяином и рабочим, между помещиком и крестьянином, если у первых имеется богатство и политический вес в об­ ществе, а вторые лишены и тл*0 и другого, если первые являются эксплоататорамп, а вторые эгушлоатируемымп» (Сталин). Общественное устройство СССР, социали­ стическая система хозяйства, социалистиче­ ская собственность на орудия и средства производства являются гранитным фунда­ ментом великих прав и свобод советских граждан. В нашей стране закон гаранти­ рует, например, свободу печати гражданам СССР. Эта свобода обеспечивается фактом принадлежности государству типографий, запасов бумаги, средств связи и других ма­ териальных ресурсов, которые государство предоставляет в распоряжение обществен­ ных организаций трудящихся. Буржуазные конституции также провоз­ глашают свободу печати. Но в условиях ка­ питализма эта «свобода» на даче превра­ щается в привилегию правящего класса, в свободу для богатых. Трудящиеся не могут использовать эту свободу, так как все ти­ пографии, издательства, запасы бумаги, те­ леграфные агентства и т. и. принадлежат капиталистам. Товарищ Вышинский в сво­ их блестящих выступлениях в организации Об’единеняьгх Наций показал, чем является пресловутая «свобода печати» в США, ког­ да газеты и журналы служат рупором реак­ ционных кругов, ведущих пропаганду но­ вой войны, и по заказу реакционной кли­ ки дезинформируют американский народ. Советский социалистический демокра­ тизм обеспечил гражданам СССР ряд вели­ ких прав, неизвестных ни одной буржуаз­ ной стране. Это — право на труд, на от­ дых, право на образование, на материальное обеспечение трудящихся в старости, а так­ же в случае болезни и потери трудоспособ­ ности. Все эти права гарантированы Сталинской Конституцией и на деле обеспе­ чиваются всей материальной базой социа­ листического государства. Советский социалистический демократизм развязал революционную энергию, инициа­ тиву, творческие способности масс. Ярким свидетельством этому является социалисти­ ческое соревнование, принявшее характер всенародного движения за усиление темпов социалистического строительства, за выпол­ нение пятилетнего плана в 4 года. Социали­ стический строй воспитал у трудящихся со­ знательное отношение к своему труду, «как к делу общественной важности и как к свя­ той обязанности перед Советским государст­ вом» (Молотов). Значительной демонстрацией политиче­ ской зрелости и активности масс являются, в частности, избирательные кампании, вы- (ражающие морально-политическое единство нашего народа, его преданность и любовь к партии Ленина— Сталина, к своей род­ ной, подлинно народной власти. Непобедимость блока Ламмунистов и бес­ партийных, нерушимое единство народа яр­ ко сказались в тем громадном политическом нод’еме, которым сопровождается выдвиже­ ние кандидатов в депутаты местных Сове­ тов. Первым своим кандидатом народ на­ зывает самого дорогого и близкого сердцу чатовека, величайшего гения современно­ сти товарища Сталина, чье имя выражает величие нашей страны. Кандидатами в де­ путаты выдвинуты ближайшие соратники товарища Сталина, руководители партии и правительства. Направляющей и руководящей силой со­ ветского государства является большевист­ ская партия. Руководящая роль ВКП(б) за креплена Сталинской Конституцией. Неиз­ меримо высок авторитет партии Лепина— Сталина, безгранично завоеванное ею дове­ рие народа. Под руководством партии совет­ ский народ одержал всемирно-исторические победы н уверенно идет вперед, к новым успехам в борьбе за коммунизм. В нашей стране партия и народ едины. В этом нахо­ дит свое высшее выражение морально-поли­ тическое единство советского общества. Наш социалистический демократизм-, как исторически прогрессивная форма, цжз - т величайшее международное значение. Ста­ линская Конституция это документ, «сви­ детельствующий о том, что то, что осущест­ влено в СССР, вполне может быть осущест­ влено и в других странах» (Сталии). В успехах Советского Союза, в торжестве социалистического демократизма народы тех стран, где господствует капитализм, наро­ ды колониальных и зависимых стран видят пути своего собственного освобождения. Нет такой страны, где Советский Союз не имел бы многочисленных друзей. «Страны новой демократии — Югославия, Польша, Румы­ ния, Болгария, Чехословакия, Венгрия, Ал­ бания — при поддержке широких масс на­ рода провели смелые демократические пре­ образования... Своими особыми самостоя­ тельными путями эти страны делают шаги к социализму»... (Молотов).«Социализм и демократия непобедимы! Развитие нашей страны свидетельствует о силе и жизненности социализма и демо­ кратии и вдохновляет прогрессивное чел'1 вечество во всем мире на борьбу против ре­ акции за демократию, независимость, мир и свободу. Выборы в местные Советы еще раз про­ демонстрируют великие преимущества со­ ветского социалистического строя. М. КАРЕВА, доктор юридических наук. В В Ц С П С Об участии профсоюзов в выборах в местные Советы Секретариат ВЦСПС предложил централь­ ным комитетам профессиональных союзов усилить помощь профорганизациям в прове­ дении выборов в местные Советы депута­ тов трудящихся и в массовой политической работе среда избирателей на предприятиях, в цехах, на избирательных участках. Эта работа должна быть связана с хозяйственно- политическими задачами, развертыванием социалистического соревнования за выпол­ нение пятилетки в четыре года, за даль­ нейший под’ем сельского хозяйства. Необ­ ходимо знакомить избирателей с хозяйствен­ ными и культурными достижениями их края, области, города, района, села, с за­ дачами местных Советов депутатов трудя­ щихся. Профсоюзным организациям предложено развертывать критику недостатков в рабо­ те местных Советов, что является одним из условий улучшения их деятельности.- Надо способствовать поднятию роли местных Со­ ветов в хозяйственном и культурном строи­ тельстве, укреплении связи с массами. Долг профорганизаций — содействовать тому, чтобы все избиратели выполнили гражданский долг в день выборов. (ТАСС). На Лондонской сессии Совета Министров Иностранных Дел ЛОНДОН, 2 декабря (спец. корр. .тельством Д. Маршалла продолжал обсуж- ТАСС). — На сегодняшнем заседании Совет дать вопрос о процедуре подготовки мирно- Министров Иностранных Дел под председа- |го договора с Германией. О составе и работе постоянных комитетов Совета Министров Широкому обсуждению был подвергнут вопрос о составе постоянных комитетов Со­ вета Министров, которые должны явиться рабочими органами для подготовки проекта мирного договора с Германией. На Москов­ ской сессии Совет Министров решил соз­ дать четыре таких комитета: комитет по политической и конституционной структуре Германии, комитет по территориальным из­ менениям и связанным с этим вопросом, ко­ митет по экономической организации Гер. мании и репарациям, комитет по разоруже­ нию и демилитаризации. Что же касается состава этих комитетов, то по этому воп­ росу соглашения достигнуто не было, при­ чем 1 каждая делегация выступила со своим особым предложением. Советская делегация, исходя из Потсдам­ ских решений, предусматривающих, что подготовка мирного урегулирования для Германии возлагается на страны, подписав­ шие условия капитуляции, т. е- на СССР, США, Великобританию и Францию, внесла на Московской сессии Совета Министров пред­ ложение, чтобы постоянные комитеты состоя, ли из представителей четырех держав —■- членов Совета. К советскому предложению и приближалось предложение французской делегации, которое гласило: «Постоянные комитеты будут состоять из представителей четырех держав— членов Совета. Они будут приглашать союзные государства, заинтере­ сованные в рассматриваемых проблемах, к участию в рассмотрении и обсуждении этих проблем». Совершенно иную позицию заняли еще на Московской сессии Совета Министров де­ легации США и Великобритании. Делегация США рекомендовала, чтобы -комитеты со- стояли из представителей четырех держав— членов Совета и «из удобного числа пред­ ставителей, выделенных из числа союзных государств» соседних с Германией и других, которые участвовали своими вооруженными силами в общей борьбе против Германии. Делегация Великобритании предлагала пой­ ти еще дальше по пути расширения состава участников подготовки проекта мирного До­ говора. Она предлагала, чтобы кроме пред­ ставителей четырех держав в состав коми­ тетов входили представители тех союзных государств, «которые могут пожелать быть представленными в них». Принятие предложений американской и британской делегаций, находящихся в про­ тиворечии с Потсдамским решением, повело бы к тому, что комитеты превратились бы в какое-то подобие предварительных мирных конференций, которые вследствие своей многочисленности были бы совершенно не­ пригодны для деловой работы по составлению проекта мирного договора с Германией. Эти предложения явно преследуют цель—орга­ низовать подготовку мирного договора с Германией таким образом, чтобы определен­ ные державы имели возможность путем подбора того или иного состава комитетов оказывать давление на Совет Министров Иностранных Дел, отвечающий за выработ­ ку мирного договора. ! На сегодняшнем заседании советская де­ легация заявила о своем согласии принять французскую формулировку относительно состава постоянных комитетов Совета Ми­ нистров. Однако Бевин и Маршалл настаивали на своих прежних предложениях. Молотов заявил, что советская делегация считает французское предложение правиль­ ным уже в силу того, что в Совете Минист­ ров установилась определенная оправдав­ шая себя практика, которая состоит в том, что подготовку основных вопросов ведут комитеты, создаваемые из представителей четырех держав. Из этого основного поло­ жения и исходит французское предложе­ ние. С другой стороны, это предложение учитывает весь механизм подготовки мирно­ го договора. — Здесь уже говорилось, — заметил Молотов, — что механизм подготовки мир­ ного договора состоит из двух основных частей—комитетов и подкомитетов. Кроме того, в этот механизм мы включили инфор­ мационно-консультативное совещание, в ко­ тором будут участвовать все государства, за­ интересованные в подготовке мирного дого­ вора, на одинаковых условиях. Таким обра­ зом, этот механизм обеспечивает всем заин­ тересованным государствам возможность быть выслушанными на всех стадиях под­ готовки мирного договора. В то же время этот механизм подготовки мирного договора будет обладать достаточной гибкостью, он, с другой стороны,—не громоздкий и поэто­ му не будет тормозить работу. Для того. ,чтобы подготовка мирного договора не тор­ мозилась, чтобы не было задержек и затяги­ вания работы, мне кажется, мы могли бы согласиться с предложением французской делегации о составе комитета. Молотов отметил, что состав подкомите­ тов следует обсудить особо, поскольку по этому вопросу имеются различные предло­ жения. Так как Маршалл и Бенин продолжали настаивать на своих предложениях, проти­ воречащих Потсдамским решениям и несов­ местимых с быстрой и успешной подготов­ кой проекта мирного договора с Германией, Министры не смогли разрешить вопрос о составе постоянных комитетов... Министры перешли к вопросу о работе постоянных комитетов Совета Министров. По этому разделу процедуры подготовки мирного договора оставалось одно расхож­ дение: британакая, американская и француз­ ская делегации еще на Московской сессии Совета Министров внесли предложение о том, что доклады комитетов должны вклю­ чать предложения, представленные союзны. ми государствами, которые будут участво­ вать в обсуждении. Советская делегация тогда не высказала своего отношения к это­ му предложению. На сегодняшнем заседа­ нии советская делегация, стремясь достиг­ нуть соглашения, присоединилась к этому предложению. 1 Благодаря этому данный пункт полностью согласован. О составе подкомитетов Совета Министров Далее Министры обсудили вопрос о со­ ставе подкомитетов Совета Министров. Ра­ цее было решено, что каждый из четырех постоянных комитетов Совета будет, по ме­ ре необходимости, создавать подкомитеты для изучения специальных вопросов. Совет, кая делегация предлагала, чтобы их состав был аналогичен составу постоянных комите­ тов. Делегаты США, Великобритании ' и Франции настаивали на том, чтобы членство подкомитетов определялось в каждом слу­ чае постоянными комитетами, которые приг­ лашали бы в качестве их членов удобное число союзных государств соседних с Гер­ манией и других союзных государств, уча­ ствовавших своими вооруженными силами в общей борьбе против Германии, включая го­ сударства, наиболее заинтересованные в рас­ сматриваемых вопросах. На сегодняшнем заседании Молотов, на­ помнив о том, что механизм подготовки мирного договора включает комитеты, под­ комитеты и информационно-консультативное совещание, в котором участвуют все буду­ щие участники мирной конференции, поста, вил вопрос, насколько необходимо расши­ рять состав комитетов и подкомитетов. При наличии широкого состава информационно- консультативного совещания советское предложение имеет смысл с деловой точки зрения, — сказал Молотов,—оно дает воз­ можность провести подготовительную рабо­ ту по любому вопросу‘ в подкомитетах, со­ стоящих из представителей четырех держав. Вместе с тем оно дает возможность пригла­ сить представителей других государств представить свое мнение по обсуждаемым вопросам в информационно-консультатив. ном совещании, где все они участвуют. Ввиду возражений со стороны Бенина и Кун де Мюрвилля (Франция) по предложе­ нию Молотова было решено передать этот вопрос на дополнительное рассмотрение со­ вещанию Заместителей Министров. Осоставе информационно-консультативного совещания Оживленную дискуссию вызвал вопрос о составе информационно-консультативного совещания союзных государств. Задачи это­ го совещания должны заключаться в том, чтобы регулярно информировать союзные го­ сударства о работе Совета Министров по подготовке мирного договора и проводить консультацию с представителями союзных государств. Советская делегация в соответствии с решением, единогласно принятым в декабре 1946 года на сессии Совета Министров в Нью-Йорке, предлагала на Московской сес­ сии Совета включить в состав информацион­ но-консультативного совещания представи­ телей четырех держав—членов Совета и союзных соседних с Германией государств или государств, которые своими вооружен­ ными силами участвовали в совместной борьбе против Германии. С другой стороны, американская делега­ ция, которая на Нью-Йоркской сессии сог­ ласилась с таким предложением, в ходе Мо­ сковской сессии неожиданно стала настаи­ вать на включении в состав информационно- консультативного совещания всех госу­ дарств, об’явивших войну Германии. Это оз- качалЬ бы такое расширение состава этого совещания, которое дало бы возможность участия в подготовке мирного договора не только странам, внесшим свой вклад в дело борьбы против общего врага, но и странам, которые во время войны стояли в стороне или даже помогали гитлеровской Германии и только в самый последний момент переш­ ли на сторону союзников. Делегации Великобритании и Франции предлагали в Москве включить в состав этого совещания, кроме стран, указанных з советском предложении, только некоторые другие страны и, по крайней мере, Иран, что является также частичным отступлением от Нью-Йоркского решения. Что касается других союзных держав, то британская и французская делегации предлагали инфор­ мировать их о работе Совета, передавая им документацию Совета относительно подго­ товки договора с тем. что эти государства будут иметь право ставить в письменной форме вопросы по всякой проблеме, рас­ сматриваемой в переданных им документах. На сегодняшнем заседании Маршалл упорно настаивал на принятии американско­ го предложения, внесенного на Московской сессии Совета Министров. Заявив, что делегации Франции и Вели­ кобритании в Москве якобы «оставили свою позицию открытой», он предложил им вы­ сказаться по этому вопросу. Однако Кув де Мюрвилль и Бевин заявили, что они про­ должают придерживаться своего собствен­ ного предложения. Кув де Мюрвилль, в частности, подчерк­ нул, что следует различать, какие государ­ ства играли более важную роль в войне и какие меньше участвовали в ней. — Не все обладают равными правами, — сказал он. — одни приняли большее участие в войне, другие — меньшее. Есть государ­ ства, которые особенно заинтересованы в подготовляемом мирном договоре либо по­ тому, что они вели борьбу против Германия или являются соседями Германии, либо по­ тому, что они были оккупированы Герма­ нией. Молотов обратил внимание Министров на то, что рассматриваемый вопрос, в сущно­ сти говоря, уже был решен на Нью-Йорк­ ской сессии Совета. В Нью-Йорке было ре­ шено поручить Заместителям Министров по Германии заслушать точки зрения прави­ тельств определенных стран, а именно соседних с Германией союзных государств и других союзных государств, участвовав­ ших своими вооруженными силами в общей борьбе против Германии и желающих изло­ жить свои взгляды в отношении германско. | го вопроса. Таким образом, было точно |установлено, какие государства привлекают- | ся для консультаций по вопросу о мирном договоре с Германией. Оставался несогласо­ ванным только вопрос об участии в кон­ сультации Албании. Молотов напомнил, что Министры согла­ совали вопрос о привлечении юконсультации Австралии, Бельгии, Белоруссии, Бразилии, Греции, Дании, Индии, Канады, Люксем­ бурга, Нидерландов, Новой Зеландии, Нор./ вегии,‘ Пакистана, Польши, Украины, Чехо-' Словакии, Югославии, Южно-Африканского Союза. Кроме того, разумеется, в консуль-: тации должны были участвовать пять вели -1 кил держав — СССР, США, Великобрита-’ ния, Франция и Китай. — Я спрашиваю, — сказал Молотов, —■ остается ли в силе это решение или мы хо-< тим это изменить? Если оно остается в си.’ ле, его надо придерживаться, если мы хотим его изменить, было бы желательно знать мотивы, по которым решение должно быть изменено. Молотов напомнил далее, что еще на Московской, как и на настоящей Лондон­ ской, сессии Совет принял пункты 1 , 2 и 3 процедуры, в которых указывается, какие именно государства должны быть привлече­ ны к консультации по мирному договору с Германией. Эти пункты полностью согласова­ ны, кроме пункта об Албании. Тем не ме­ нее, нам предлагается решить вопрос о со­ ставе информационно-консультативного со­ вещания совершенно иначе, нежели мы до­ говорились на Нью-Йоркской сессии и со­ вершенно по-иному, нежели то предусмат­ ривается 1 , 2 и 3 пунктами процедуры, ко­ торые нами согласованы. В чем же дело? Почему мы должны отойти от прежних реше­ ний? Правда, на Нью-йоркской сессии го­ сударственным секретарем США было одно лицо, а теперь государственным секретарем США является другое лйцо. В этом есть разница. Но нам желательно было бы знать в таком случае, какие имеются мотивы по существу для изменения принятых нами ре­ шений. | Молотов указал, что нынешнее американ-’ сксе предложение в корне изменяет ранее принятое решение. Раньше речь шла о том, что в консультации должны участвовать пять великих держав и другие союзные го­ сударства, в общей сложности — 24 госу­ дарства, если включить Албанию, сражав­ шихся против Германии. Теперь же к этим 24 государствам (если считать Алба­ нию) предлагается добавить еще 34 госу­ дарства: Гватемалу, Доминиканскую респуб^ лику, Коста-Рика, Кубу, Никарагуа, Гаити, Панаму, Сальвадор, Гондурас, Мексику, Филиппины, Абиссинию, Ирак, Боливию, Ирак, Италию, Колумбию, Либерию, Румии нию, Болгарию, Венгрию, Парагвай, Перу, Чили, Уругвай, Венецуэлу, Турцию, Египет, Сирию, Ливан, Саудовскую Аравию, Фин­ ляндию, Аргентину, Эквадор. Таким образом, предлагается, чтобы Совет Министров, подготавливая мирный договор с Германией, консультировался не только с теми странами, которые сражались против общего врага, но и с такими государствами^ которые объявили Германии войну за не.; сколько, недель до ее капитуляции и кото­ рые не боролись против нее, а, наоборот, з течение войны нередко помогали ей, как например, Турция. При таком положении голос сражавшихся союзных стран потонет в голосах невоевавших государств. — Ясно, — сказал Молотов, — что нель-' зя игнорировать изложенные здесь фран-- цузской делегацией мотивы, говорящие о том, что не следует все эти государства ва-г лить в одну кучу, ставить их на одну до­ ску, когда подготавливается мирный дого-' вор с Германией. Мы должны признать раз­ ницу между государствами, которые воевав ли против Германии, которые ликвидиро -1 вали германскую агрессию и принесли жерт-* вы, и теми государствами, которые в этой борьбе не участвовали, были в лучшем слу­ чае пассивными наблюдателями, а иногда и прямо помогали Германии в борьбе про­ тив наших народов. В заключение Молотов подчеркнул, что следуёт дорожить уже принятыми решения-* ми и придерживаться их. В соответствии с этим советская делегация предлагает следо-; вать решению, уже принятому на Нью-' Йоркской сессии Созета Министров, а так­ же решению, принятому на текущей сессии и записанному в 1 , 2 и 3 пунктах процедуры,, относящихся к консультации с союзными государствами. Не будучи в состоянии отрицать, что американское предложение противоречит ре­ шению, принятому на Нью-Йоркской сессии Совета Министров, Маршалл попытался" представить дело таким образом, будто бы в этом решении речь шла лишь о том, что­ бы Заместители Министров Иностранных Дел заслушали в Лондоне точки зрения определенных союзных государств, но не указывалось, что эти государства единствен­ ные, которые будут участвовать в обсужде.; ним мирного договора. За неимением сколь­ ко-нибудь существенных аргументов, кото-: рые могли бы быть противопоставлены ар­ гументам советской делегации, Маршалл прибег к голословному выпаду против нее, намекнув, будто бы советская делегация пренебрегает правами малых государств. В то же время Маршалл попытался предста-' вить дело таким образом, что США якобы защищают права малых народов, а в осо­ бенности тех малых стран, которые предо, ставляли им во время войны аэродромы, порты, базы. Представители Франции и Великобрита­ нии на этот раз не поддержали Маршалла, и он остался в одиночестве со своими пред­ ложениями, направленными на искусствен­ ное превращение информационно-консульта­ тивного совещания в такой орган, в котором страны, не принимавшие активно­ го участия в войне, располагали бы боль-: шинством голосов по сравнению с государ­ ствами, сражавшимися против Германии. Кув де Мюрвилль и Бевин заявили, что они продолжают придерживаться своего прежнего предложения. Кув де Мюрвилль отметил при этом, что уже принятые Сове­ том Министров решения предусматривают установление различных категорий госу­ дарств. В первую категорию, согласно 1 и 2 пунктам данного раздела документа о про­ цедуре, входят союзные соседние с Германи­ ей государства и другие союзные государ­ ства, участвовавшие своими вооруженными силами в борьбе против Германии. Ко вто­ рой категории, согласно параграфу 3 , отно­ сятся другие союзные страны, об*явившие войну Германии, и бывшие вражеские госу. дарства, участвовавшие впоследствии в вой­ не против Германии на стороне союзников. Кув де Мюрвилль предложил руководство, веться при создании информационно-кон- 1 сультативного совещания этими положения­ ми. (Окончание см. на 4-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz