Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

' 29 Н о я б р я 1947 г., №236 (5250). К О М М У Н А 4' '- Собщение Чрезвычайной Государственой Комиси по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников О б у б и й с т в е нем ц ам и с о в е т с к и х в о е н н о п л е н н ы х в к р е п о с т и Д е м б л и н (И в а н - Г о р о д ) и в н е к о т о р ы х д р у г и х н е м е ц к и х л а г е р я х н а т е р р и т о р и и П о л ьш и I (Окончание. Начало см. на 2-й стр). По указанию комиссии в ноткольк их мес- стах насыпи перед крепостью были раско­ паны большие ямы, в которых обнаружено огромное количество трупов военноплен­ ных. Трупы свалены в ров в несколько #5лоев навалом; вследствие давности захо­ ронения они превратились в скелеты. Су­ дебно-медицинская экспертная комиссия в составе: главного судебно-медицинского экс­ перта МВС СССР полковника медицинской службы профессора Авдеева М. И., помет ника начальника судебно-медицинской ла­ боратории Северной группы войск майора медицинской службы Алексеева Н. М., вра- ча-специалиста патолого-анатомической ла­ боратории Северной группы войск старше­ го лейтенанта медицинской службы Давы­ денко С. И. и эксперта-крнминалиста лабо­ ратории МВС СССР старшего лейтенанта Герасимова Н. И. эксгумировала и исследо­ вала часть трупов, произвела обследование раскопанных ям и определила плотность захоронения в разных местах бывшего рва в 13—20 трупов на один кв. метр. Общее число советских военнопленных, замучен­ ных немцами в Демблинском лагере и за­ хороненных перед крепостью, определено судебно-медицинскими экспертами в 69 700 человек- Комиссией были вскрыты также моги­ лы замученных немцами советских военно­ пленных на территории форта «Болонья», на Старом военном кладбище, на Новом военном кладбище, на территории форта- склада- Судебно-медицинские эксперты оп­ ределили, что в этих могилах захоронено не менее 3 280 трупов советских военно­ пленных, а всего во всех обнаруженных на территории Д смоленского лагеря моги­ лах захоропено около 73 тысяч трупов со­ ветских военнопленных. Комиссия, принимая во внимание пока­ зания свидетелей и то обстоятельство, что захоронение трупов замученных немцами советских военнопленных производилось также близ деревни Млынки, у железно­ дорожных путей, у станции Демблин и в других местах, считает, что в лагере Демб­ лин в течение 1941—1942 годов немцы путем голода, холода, истязаний, расстре­ лов и отравлений зверски истребили не менее 80 тысяч советских военнопленных. V I . н е м е ц к и е ф о т о с н и м к и Специальная комиссия рассмотрела пред­ ставленные свидетелями немецкие фото­ снимки. Фотограф Уклеевский Януш, работавший в фотографии Злотиидкой в гор. Демблин©, представил 65 снимков- В своем показа­ нии он сообщил, что немцы приносили в фотографию ленты пленок для проявления и печатания. Больше г.сего снимков при ­ носил немецкий унтер-офицер Цаубица, который говорил, что он посылает снимки своей жене в Германию, чтобы показать, сколько они убивают советских военно­ пленных. Приносил снимки также пядовой немецкий солдат Больмор и другие. Цауби- па предупреждал свидетеля под страхом строжайшего наказания, чтобы о снимках од никому не рассказывал. 8 снимков были представлены свидете­ лем Марчаком Вольдемаром. Снимки сдела­ ны его братом Клеменсом, работавшим в фотографии дяди. Снимки приносил в фото­ графию немецкий офицер, Фамилию кото­ рого свидетель не знает. Па одном из снимков изображен момент, когда немцы сталкивают еще живого советского военно­ пленного в могилу для захоронения- На всех пред'явленных- немецких Фото­ снимках изображены картины мучительно­ го пребывания советских военнопленных в лагере Демблин, торы трупов погибших за­ ключенных, перевозка раздетых догола трупов на повозках и железнодорожных платформах, расстрелы заключенных п т. д. На многих снимках фигурируют немецкие палачи-охранники в лагере Демблин. Фотоснимки были пред’явлены ряду сви­ детелей, в том, числе Туркевичу Казимиру, Бжесинской Ядвиге, Пажичеку Станисла­ ву, Ярославскому Брониславу, Песка Пет­ ру и другим. Все они подтвердили, что изображения на снимках в точности соот­ ветствуют тому, что происходило в лагере, и свидетельствуют о злодеяниях немцев. Таким образом, сами гитлеровцы в этих фотоснимках разоблачили себя как убпйп и палачей советских военнопленных в «фронтшталаге № 307» крепости Демб­ лин...» Советская и польская комиссии с участием Седлецкой окружной комиссии но расследованию немецких злодеяний в со­ ставе: председателя Седлецкого окружного суда Здислава Лукашкевича, прокурора Седлецкого окружного суда Георгия Маце- евского и судебно-медицинского эксперта доктора Мечислава Пиотровского произве­ ли также расследование преступлений гит­ леровцев над советскими военнопленными в бывших немецких лагерях в районе го­ рода Седлеца: 1) в «шталаге № 316» близ дер. Сухо- жебры; 2) в «шталаге № 333» в деревне 0»ст- рувек-Венгрувский 3) в самом городе Седлеце. На основании материалов расследования, раскопок мест захоронения, опроса свиде­ телей установлено, что немцы в период с осени 1941 года по осень 1942 года за­ мучили и истребили в этих лагерях около 52 тысяч советских военнопленных Чрезвычайная Государственная Комиссия устанавливает, что в четырех бывших не­ мецких лагерях: в «фронтшталаге № 307» в Демблине (бывшем Иван-Городе), в «шта­ лаге N° 316» в Сухожебрах, в «шталаге N 333» в деревне Острувек-Венгрувский и в городе Седлеце немецкие захватчики за­ мучили и истребили в течение 1941— 1942 г. более 132 тысяч советских воен­ нопленных. К с у р о в о м у о т в е т у н е м е ц к о -ф а ш и с т с к и х п р е с т у п н и к о в Чрезвычайная Государственная Комис­ сия считает виновниками преступлений, совершенных над советскими военноплен­ ными в вышеупомянутых лагерях, следую­ щих немецко-фашистских захватчиков: коменданта Демблинской крепости до нояб­ ря 1941 г- капитана Райс, коменданта Демблинской крепости с ноября 1941 г. до весны 1943 г. майора Ляш, заместителя коменданта крепости майора Хоенбергер, помощника коменданта по хозяйственной части капитана Штифенхофер, шефа адвер- бюро капитана Крах, его помощника, ве­ давшего агентурной работой, обер-лейте- яанта Клаузе, помощника Краха капитана Руйп, помощника Краха каштана Майер, старшего врача обер-лейтенанта Хайнбер- гер, оберцальмейстера обер-лейтенанта Больц, оберцальмейстера лейтенанта Форд- смайер, лейтенанта Нисслер, заведующего офицерской столовой старшего лейтенанта Тандгофер, капитана Вернер, капитана Цинке, старшего лейтенанта ГРот, лейте­ нанта Гайгер, обер-лейтенанта Шмаус, на­ чальника пекарни вахмистра Линке, ко­ менданта «шталага N 316» до сентября 1941 г. майора Рохель, коменданта лагеря (сменившего Рохеля) майора Ваховского, начальника полиции и СС в г. Седлеце Дубе, коменданта лагерей (в конце 1941 г.) подполковника Язен, помощника комендан­ та майора Шплетшуссер, штурмщарфюрера Ройтер, начальника охраны лагерей коман­ дира пехотного батальона капитана Зом­ мер, начальника охраны лагерей команди­ ра «гайдбатальона» капитана Айт, пере­ водчика Ланге Вилли, капитана Крун, обер- лейтенанта Эриха Крепе, лейтенанта Фукс, фельдфебеля Герлех. Все они должны быть преданы суровому суду за совершенные преступления над советскими военнопленными. С у д е б н ы й п р о ц е с с п о д е л у о з в е р с т в а х н е м е ц к о -ф а ш и с т с к и х з а х в а т ч и к о в н а т е р р и т о р и и У к р а и н ы ПОЛТАВА’, 27 ноября (ТАСС). — В то г ный трибунал ведет допрос свидетелей. Первыми суду давали показания в качест­ ве свидетелей бившие военнослужащие не­ мецкой армии Эшонфельдер, Яппсен, Мюлль и Шредер. Ош подтвердили и до­ полнили данные о расстрелах мирных со­ ветских граждан, о сожжении населенных пунктов и других преступлениях, совер­ шенных Беккером, Шарто-вым и другими обвиняемыми по настоящему дату. Затем показания давала свидетельница Е- Я. Сер- бинова — врач больницы с. Колоитаевка, Харьковской области. Она рассказала су­ ду потрясающие факты издевательств и зверских расправ эсэсовских головорезов над беззащитным населением. Свидетель Бондаренко — бывший уча­ стник партизанского движения. Он вспо­ минает чудовищные злодеяния, совершен­ ные бывшим комендантом главной полевой комендатуры Днепропетровска Шартовым. С напряженным вниманием слушают присутствующие в зале суда рассказ Бон­ даренко о расстреле подчиненными Шарто- ва группы советских людей- — Я был арестован вместе с подполь­ ной группой п частью партизанского от­ ряда. Днем 27 сентября 1943 го’щ нас. 28 человек, погрузили на автомашины и вывезли за Днепропетровск, к противотан­ ковому рву. Я вместе с тремя товарищами подошел к яме. Когда раздался выстрел, я свалился в ров. Меня тяжела ранили. Придя в себя, я выбрался вечером пз ямы. Одним за другим проходят перед судом свидетели, п все они приводят мно­ гочисленные факты зверских убийств со­ ветских людей, сожжеппя населенных пунктов, грабежей и других преступлений, совершенных обвиняемыми, сидящими на скамье подсудимых. Лондонской сесси Совета Министров О подготовке германского мирного Иностранных Дел договора ЛОНДОН, 27 ноября (спец. корр. ТАСС).—На сегодняшнем заседании Совета Министров Иностранных Дед председатель­ ствовал Д. Маршалл. Министры приступили к обсуждению пункта повестки дня, кото­ рый гласит: «Подготовка германского мир­ ного договора. Границы. Процедура». В ы с т у п л е н и е Ж . Б и д о Точку зрения французской делегации из­ ложил Бидо. Он сказал, что ограничится за­ мечаниями о границах Германии, поскольку французская делегация считает, что подго­ товка германского мирного договора должна быть начата с изучения именно этого вопро­ са. Бидо отметил, что французская делега­ ция позднее вернется к вопросу о процеду­ ре подготовки мирного договора. Далее Бидо сказал, что французская деле­ гация еще на Московской сессии Совета Министров Иностранных Дел изложила свое мнение о будущих германских границах. По мнению французской делегации, сейчас нас­ тало время приблизиться к разрешению это­ го вопроса. — Что касается восточной границы Гер­ мании, то,—продолжал Бидо,—точка зрения французского правительства по этому воп­ росу известна. В связи с административны­ ми изменениями на востоке, произведенны- ли согласно решению Потсдамской конфе­ ренции, а также в связи с тем, что массовое перемещение населения уже осуществлено, трудно себе представить, чтобы можно было вернуться к прошлому. Однако французское правительство считает необходимым, чтобы при любых дальнейших изменениях границ массовое перемещение германского населе­ ния больше не производилось. Перейдя к вопросу о Сааре, Бидо выска­ зался за политическое отделение этого рай­ она от Германии и за экономическое при­ соединение его к Франции. По заявлению Бидо, выборы, произведеные недавно в Са­ арской области, подтвердили желание са­ арского населения достигнуть такого реше­ ния вопроса. В этом же духе, замечает Би­ до, высказалась и саарская ассамблея, изб­ ранная дли того, чтобы выразить свое мне­ ние о принципах, принятых французским правительством. ) Что касается проблем Рурской и Рейн­ ской областей, то французская делегация считает необходимым рассмотреть их в свя­ зи с вопросами, касающимися обеспечения всеобщей безопасности. Внесенные французским правительством предложения о некоторых второстепенных изменениях франко-германской границы Би­ то рекомендовал передать на рассмотрение Заместителям Министров. Он высказался за то, чтобы уже на нынешний день было при­ нято решение об изменениях границ Герма­ нии с Бельгией, Чехословакией, Люксембур­ гом и Голландией. Бидо повторил уже приводившиеся им на Московской сессии Совета Министров рас­ суждения о «перенаселенности Германии» и о том, что в таком увеличении плотности германского населения французская делега­ ция усматривает опасность для непосредст­ венных соседей Германии, а также для все­ общего мира. Формулируя предложения французской делегации, Бидо свел их к следующим че­ тырем пунктам: 1) Территориальные требо­ вания соседей Германии должны быть пере­ даны для уточнения экспертам; требования, требующие более тщательного рассмотре­ ния, должны быть переданы Заместителям Министров с тем, чтобы последние предста­ вили свой доклад об этих требованиях сле­ дующей сессии Совета Министров; 2) Даль­ нейшие перемещения германского населения должны быть приостановлены, что же ка­ сается переселения, производимого на основе Потсдамских решений, то в той части, в какой оно еще не осуществлено, это пересе­ ление может быть прекращено с согласия заинтересованных правительств; 3) Оконча­ тельное поселение перемещенных лиц на германской территории не должно быть допущено, их возвращение на родину или поселение вне пределов Германии должно быть ускорено; 4) Должна быть организова­ на по согласованию с Международной орга­ низацией по делам беженцев и перемещен­ ных лиц эмиграция германского населения. В ы с т у п л е н и е 9 . Б е в и н а По мнению британской делегации, сказал Бевин, прежде чем будет заключен мирный договор, должно быть создано германское правительство, способное выполнить обяза­ тельства, зафиксированные в Потсдамском соглашении. Во время Московской сессии британская делегация уже указывала, на ка­ кие стадии, по ее мнению, следовало бы раз­ делить работу по созданию германского пра­ вительства. Прежде всего, по мнению бри­ танской делегации, следует установить ха­ рактер германского правительства, решить, какими методами оно будет избрано и какой властью будет обладать. Если эти факторы не будут совершенна яс­ но определены, сказал Бевин, то мы рискуем создать в Германии марионеточное прави­ тельство. Британская делегация хотела бы также знать, какого рода контроль будет установлен над деятельностью германского правительства. Необходимо обеспечить в Германии сво­ боду передвижения, свободу слова, органи­ зовать выборы на правильных началах и соз­ дать консультативный аппарат, который мог бы излагать мнение германского населения по вопросам выработки конституции, кон­ сультируя союзные державы. Мы против та­ кой централизации германской власти, ко­ торая могла бы в очень короткое время при­ вести к диктатуре в Германии. Это угрожа­ ло бы безопасности всех наших стран, ко­ торые и так уже должны были вынести испытания двух войн. Бевин утверждал, что предложения, вне­ сенные британской делегацией на Москов­ ской сессии Совета Министров по вопросу о создании германского правительства, яв­ ляются наилучшими. Он сказал, что британ­ ская делегация попрежнему придерживает­ ся этих предложений. Создание определен­ ного политического строя в Германии, по мнению британской делегации, повлечет за собой и восстановление экономики, которая приноровится к вновь созданным политиче­ ским условиям. Перейдя к вопросу о плотности населения Германии, поставленному французской де­ легацией, Бевин подчеркнул, что значитель­ ным вкладом в разрешение этого вопроса явилось бы предоставление немцам свободы передвижения по всей Германии. Бевин напомнил, что во время Москов­ ской сессии британская делегация предло­ жила назначить немецкую комиссию по перераспределению в пределах Германии бе­ женцев и переселенцев и предоставить та­ кой комиссии свободу передвижения, воз­ ложив на нее выполнение ее собственных рекомендаций с тем, чтобы не нарушались права правительств земель. Комиссия долж­ на действовать под наблюдением Контроль- него Совета. Британская делегация про­ должает считать, что создание такой ко­ миссии явилось бы большим шагом вперед в разрешении вопроса о правильном расселе­ нии немцев в пределах новых германских границ. Бевин напомнил также, что британская делегация в Москве предлагала создать ко­ миссию для изучения вопроса о будущих германских границах. Эта комиссия выслу­ шала бы взгляду заинтересованных прави­ тельств и представила бы свои рекоменда­ ции Совету Министров Иностранных Дел. Он предложил немедленно создать такую комиссию. Бевин подтвердил неизменность позиции британской делегации в вопросе о Сааре, дав тем самым понять, что он одобряет предложение французской делегации об отделении Саара от Германии. Что же ка­ сается территориальных претензий к Герма­ нии со стороны других соседей Германии, то они, по мнению британской делегации, должны быть переданы на изучение экспер­ тов с тем, чтобы в дальнейшем их рассмот­ рела мирная конференция. Характерно, что Бевин ничего не сказал прямо о польско-германской границе. Од­ нако, включив Польшу в число стран, тер­ риториальные претензии которых к Герма­ нии подлежат рассмотрению предлагаемой им комиссии, Бевин тем самым показал свое стремление уклониться от выполнения Пот­ сдамского решения по этому вопросу. Меж­ ду тем, британское правительство, как из­ вестно, не только участвовало в принятии Потсдамского решения о польско-герман­ ской границе, но, кроме того, особым пись­ мом к польскому правительству еще в 1944 году заявило, что оно будет поддер­ живать ту самую линию польско-герман­ ской границы, которая и была установлена в Потсдаме. Сам Бевин, выступая в пала­ те общин 4 июня 1947 г., сказал: «Это письмо подтверждало, что в вопросе о за­ падных границах Польши правительство Его Королевского Величества считает, что Польша должна иметь право расширить сбою территорию до линии Одера, включая порт Штеттин...»: Отметив, что при том положении, которое имеется в Германии, перед союзниками по существу стоит задача создания нового го­ сударства, Бевин указал, что германская проблема должна рассматриваться по ста­ диям. Вопросы политические, экономиче­ ские, вопросы собственности и другие должны разрешаться в последовательном порядке. «Не следует разрешать все вопросы сразу сразмаху, — сказал Бевин. — Эти вопросы следует решать один за другим». В ы с т у п л е н и е В . М . М о л о т о в а Советская делегация, заявил Молотов, считает вопрос о границах Германии одним из важных вопросов мирного договора с Германией. Известно, что решениями Пот­ сдамской конференции были определены лишь восточные границы Германии. К этому решению глав трех правительств — США, Великобритании и Советского Союза — впоследствии присоединилась Франция. Вопрос о границах Германии с другими государствами, кроме Польши, не рассмат­ ривался Потсдамской конференцией. По этому вопросу не было принято решений и Советом Министров Иностранных Дел. Между тем, Совет имеет заявления сосед­ них Германии союзных государств, содер­ жащие территориальные претензии к Гер­ мании, а именно — со стороны Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга и Чехо­ словакии. Советская делегация понимает стремление французской делегации поставить перед настоящей сессией Совета вопрос о грани­ цах. Этот вопрос должен быть внимательно рассмотрен Советом. Но эта проблема свя­ зана с рядом других важных проблем, отно­ сящихся к германскому догозору. Мы должны рассмотреть эти вопросы, когда займемся отдельными частями проекта мир­ ного договора. Когда мы говорим о Германии, мы имеем в виду, как это очевидно, ту территорию, на которую распространяется юрисдикция Контрольного Совета в Германии. Следова­ тельно, никакой неясности в этом отноше­ нии не имеется, если даже сегодня мы не решим всех вопросов, относящихся к воп­ росу о границах с Германией. Советская делегация разделяет мнение британской делегации, что подготовка мир­ ного договора с Германией делает необхо­ димым решение вопроса о создании обще- германского правительства. При этом мы должны ясно сказать, стоим ли мы за един­ ство демократической Германии или за лик­ видацию единого общегерманского государ­ ства. Что касается Советского Союза, то мне остается вновь сказать: надо твердо ре­ шить, что единство демократической Гер­ мании необходимо. Отсутствие ясного от­ вета по этому вопросу могут понять тоже как ответ, но только в другом смысле, — в смысле отрицания единства германского государства. Отсутствие ясного ответа по этому воп­ росу поможет только германским реванши­ стам из лагеря германских милитаристов, которые хотели бы взять в свои руки идею единства Германии и использовать ее для того, чтобы восстановить старую агрессив­ ную Германию, чего мы решили не допу­ стить, когда принимали решения в Ялте и в Потсдаме. Мы должны помочь тем герман­ ским демократам, которые стремятся к соз­ данию миролюбивой демократической Гер­ мании, об’единяющей германский народ в едином государстве. Теперь разрешите перейти к тому, что советская делегация считает наиболее важ­ ным и неотложным. Прошло два с половиной года со времени капитуляции Германии и окончания войны в Европе. Прошло уже больше двух лет сс времени капитуляции Японии и оконча­ ния второй мировой войны. Несмотря на это, до сих пор не начата подготовка ни мирного договора с Германи­ ей, ни мирного договора с Японией. Между тем, установление прочного всеобщего мира невозможно без того, чтобы было осу­ ществлено мирное урегулирование как для Германии, так и для Японии. Руководствуясь ранее принятыми совме­ стными решениями наших правительств, Со­ вет Министров Иностранных Дел должен признать неотложность, поскольку это ка­ сается Европы, необходимости приступить к подготовке мирного договора с Германией и рассмотреть при этом как вопросы, относя­ щиеся к процедуре подготовки мирного договора с Германией, так и основные воп­ росы самого мирного договора. Советская делегация предлагает, чтобы Совет Министров Иностранных Дел в пер­ вую очередь рассмотрел следующие основ­ ные вопросы, относящиеся к подготовке мирного договора с Германией: А) об об­ разовании общегерманского демократиче­ ского правительства; Б) о мирной конфе­ ренции для рассмотрения проекта мирного договора с Германией; В) об основных ди­ рективах для выработки мирного договора. Ь ы с т у п л е п и е Д. Маршалл начал свое выступление с напоминания о том, что на Московской сессии Совета Министров американская делегация предложила создать особую ко­ миссию для рассмотрения вопроса о поль­ ско-германской границе. Маршалл заявил, что сейчас американская делегация предла­ гает поручить этой же комиссии изучение предложений, связанных с границами Гер­ мании. Американская делегация поддерживает требование французской делегации об эко­ номическом об’единенйи Саара с Фоанцией. Что касается политического статута Саара, то по мнению американской делегации, он дол­ жен основываться на принципах политической автономии и местного самоуправления. Вернувшись к вопросу о польско-гер­ манской границе, Маршалл сослался на ре­ шения Потсдамской конференции. При этом он оспаривал ту общеизвестную истину, что правительства четырех держав взяли на себя определенные обязательства в от­ ношении западной границы Польши. Мар­ шалл призывал «иметь в виду важность польско-германской границы с течки зре­ ния экономической и политической стабиль­ ности Европы вообще», не расшифровывая этого туманного выражения. — Никакая граница не сможет полностью удовлетворить все желания соответствую­ щих народов, — продолжал Маршалл. — Польша вправе ожидать компенсации за ущерб, понесенный ею во время войны, но нужно стараться провести такую границу, которая свела бы к минимуму всякие по­ следующие требования об изменении этой границы. Кроме того; Маршалл сказал, что на территории, принадлежавшей Германии и находящейся ныне под управлением Поль­ ши, имеются ресурсы, важные не только для одной страны, но и для экономики Ев­ ропы. Перейдя к территориальным требованиям ряда государств—соседей Германии, Мар­ шалл сказал, что американская делегация рекомендует создать две пограничные ко­ миссии из представителей четырех держав и из представителей заинтересованных го­ сударств. Эти комиссии должны были бы работать по директивам Заместителей Ми­ нистров и обладать достаточным авторите­ том, чтобы изучать все предложения к вопросу о будущих германских границах и представить свои рекомендации Совету Ми­ нистров Иностранных Дел. — Американская делегация не готова к детальному обсуждению предложений, вне­ сенных британской делегацией, — сказал Маршалл, — она также не готова к де­ тальному обсуждению предложений совет­ ской делегации. Сделав такую оговорку, Маршалл, одна­ ко, высказал в предварительном порядке «ряд замечаний по поводу советских пред­ ложений». Он заявил, что американская делегация считает возможным принять пер­ вый пункт этих предложений, в котором признается необходимость безотлагательно­ го образования общегерманского демокра­ тического правительства в соответствии ц решениями Потсдамской конференции. По мнению американской делегации, было бь! нетрудно притти к соглашению и по вто­ рому пункту советских предложений о том, чтобы предоставить правительству Герма­ нии возможность изложить на мирной кон­ ференции свое мнение в отношении мирно­ го договора. Американская делегация со­ гласна и с третьим пунктом советских предложений о том, что мирный договор должен быть подписан германским прави­ тельством и представлен им на ратифика­ цию германского парламента. Что касает. ся четвертого пункта советских предложе­ ний — о составе мирной конференции, то Маршалл заявил, что этот пункт «требует уточнения и анализа», поскольку по дан­ ному вопросу советская точка зрения рас­ ходится с точкой зрения США относитель­ но того, какие государства следует при­ гласить на конференцию. Как известно, на Московской сессии Совета Министров американская делегация предлагала пригласить на мирную конфч. В связи с этим советская делегация вно­ сит следующее предложение: 1) признать безотлагательным образование общегерман- окосо демократического правительства в соответствии с решениями Потсдамской конференции; 2) установить, что на мирной конференции правительству Германии бу­ дет предоставлена возможность изложить свое мнение в отношении мирного договора. 3) мирный договор должен быть подписан германским правительством и представлен на ратификацию германского парламента. 4) мирная конференция будет состоять из представителей Великобритании. Советского Союза, США, Франции, Китая и представи­ телей союзных соседних с Германий госу­ дарств, а также союзных государств, кото­ рые участвовали своими вооруженными си­ лами в общей борьбе против Германии, а именно: Албании, Австралии, Бельгии, Бе­ лорусской Советской Социалистической Республики, Бразилии, Канады, Чехосло­ вакии, Дании, Греции, Индии, Люксембур­ га, Нидерландов, Новой Зеландии, Норве­ гии, Польши, Украинской Советской Со­ циалистической Республики, Южно.Афри. канского Союза и Югославии; 5) в основу мирного договора Германии положить ре. шения Ялтинской и Потсдамской конфе­ ренций. Д . М а р ш а л л а ренцию все государства, об’явившие вой­ ну Германии. Принятие такого предложе­ ния привело бы к тому, что в число при­ глашенных попали бы и такие, которые в течение всей войны соблюдали формально нейтралитет, фактически помогали Герма­ нии и об’явили ей войну за несколько не­ дель, т. е. перед самой капитуляцией Геома. нии Видимо, делегация США собирается а дальше настаивать на этом предложении. По поводу пятого пункта советских предложений—относительно того, что в основу мирного договора с Германией долж­ ны быть положены решенйя Ялтинской и Потсдамской конференций, Маршалл ни­ чего не сказал. В заключение Маршалл повторил, что создание германского правительства яв­ ляется срочным делом. * * * Заслушав заявления других делегатов, Бидо в раздраженной форме заметил, что, по его мнению, Министры отклоняются от повестки дня. Он дал понять, что француз­ ская делегация считает целесообразным решить прежде всего вопрос о германских границах. Маршалл снова поставил вопрос о создании одной или нескольких комиссий по вопросам германской границы. Молотов заметил: — Мне* кажется, что мы обсуждаем не вопрос о создании той или иной комиссии, а вопрос о подготовке германского мирного договора. Нельзя све­ сти это дело к созданию комиссии по ка­ кому-либо одному вопросу. Я не отрицаю права британской делегации вносить пред­ ложение о создании той или иной комиссии, но за нами остается право высказать свое мнение по поводу такого предложения. Бидо говорил, что его интересует в дан­ ный момент только один из вопросов, свя­ занных с подготовкой мирного договора. Это, конечно, его право—интересоваться тем или иным отдельным вопросом подготовки мирного договора, но за нами остается пра­ во интересоваться не только этим вопро­ сом. Молотов с удовлетворением отметил, что американская делегация поддержала ряд пунктов советского предложения, по край­ ней мере в предварительном порядке. Это лишний раз говорит за то, что те предло­ жения, которые были здесь сделаны, в частности советской делегацией, а также британской делегацией, должны быть изу­ чены. Я полагаю, что нам следует занять­ ся изучением внесенных предложений, а также тех предложений, которые еще мо­ гут быть внесены по вопросу о подготовке германского мирного договора. Бевин снова вернулся к своему предло­ жению о создании комиссии для изучения германской границы. Он заметил, что такая комиссия, по мнению британской делега­ ции, облегчила бы работу Совета Мини­ стров Иностранных Дел. На этом основа­ нии он настаивал на* немедленном создании подобной комиссии. Молотов вновь указал, что все четыре делегации, изложившие свою точку зрения по вопросу 'о германских границах, счита­ ют этот вопрос весьма важным. В частно­ сти, такого мнения придерживается совет­ ская делегация. Однако все делегации, кроме одной, высказались не только по во­ просу о границах и даже, главным образом, не по вопросу о границах. Очевидно, что по крайней мере три делегации признают наличие других не менее важных вопросов при подготовке германского Мирного до­ говора. Это не означает, что указанные три делегации не хотят рассматривать те или иные, еще не решенные вопросы. Но сейчас необходимо изучить все предложе­ ния, которые { ж е были сделаны и которые еще могут быть внесены. Только тогда обмен мнениями будет плодотворным. Об­ суждение вопроса о создании комиссии по внесенным предложениям о границах Гер­ мании советская делегация считает прежде­ временным. Продолжение общей дискуссии по во­ просу о подготовке германского мирного договора перенесено на следующее засе­ дание. ЗАСЕДАНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ПО АВСТРИЙСКОМУ ДОГОВОРУ ЛОНДОН, 27 ноября (ТАСС). — Сегодня состоялось первое заседание Заместителей Министров Иностранных Дел по австрий­ скому договору. Работа Заместителей нача­ лась рассмотрением предложений по статье 35-й австрийского договора — о германских активах в Австрии, в частности предложе­ ния французской делегации, представленно­ го 8 октября в период работы комиссии по австрийскому договору в Вене, которое еще на рассматривалось. В начале заседания Заместители согласо­ вали порядок своей работы. Следующее заседание Заместителей состоится завтра. ЗАКОНОПРОЕКТ МАРКАНТОНИО О ПОМОЩИ ЕВРОПЕЙСКИМ СТРАНАМ ВАШИНГТОН, 26 ноября (ТАСС). - Член палаты представителей от рабочей партии штата Нью-Йорк Маркантонио внес в палату законопроект, являющийся контр­ предложением к программе Трумэна. Этот законопроект предусматривает ассигнование полутора миллиардов долларов на экономи­ ческую помощь Европе, отказ от усиления «реакционных сил в Германии» и создание Советом Безопасности Организации Соеди­ ненных Наций административного органа для осуществления намеченной помощи. Внося свой законопроект, Маркантонио сделал следующее заявление: «Американ­ ский народ не желает, чтобы его средства были израсходованы на поддержание в Ев. ропе экономической системы, основанной на крупных капиталистических трестах и фео­ дальном сельском хозяйстве». Далее Мао- кантонио заявил, что стоящее на рассмотое- нии конгресса предложение о так называе­ мой «чрезвычайной помощи» Европе имеет целью использование американских денег для укрепления систем, нежелательных алл народов Европы. Для того, чтобы гаранти­ ровать такое положение, при котором аме­ риканская помощь будет действительно оказываться самому народу, когда эта помощь «не превратится в оружие в руках людей, олицетворяющих пережитки фашиз­ ма и являющихся тайными фашистами, я предлагаю, — заявил Маркантонио,—чтобы эта помощь производилась под наблюдением Организации Об’единенных Надий».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz