Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)
' 29 Н о я б р я 1947 г., №236 (5250). К О М М У Н А 4' '- Собщение Чрезвычайной Государственой Комиси по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников О б у б и й с т в е нем ц ам и с о в е т с к и х в о е н н о п л е н н ы х в к р е п о с т и Д е м б л и н (И в а н - Г о р о д ) и в н е к о т о р ы х д р у г и х н е м е ц к и х л а г е р я х н а т е р р и т о р и и П о л ьш и I (Окончание. Начало см. на 2-й стр). По указанию комиссии в ноткольк их мес- стах насыпи перед крепостью были раско паны большие ямы, в которых обнаружено огромное количество трупов военноплен ных. Трупы свалены в ров в несколько #5лоев навалом; вследствие давности захо ронения они превратились в скелеты. Су дебно-медицинская экспертная комиссия в составе: главного судебно-медицинского экс перта МВС СССР полковника медицинской службы профессора Авдеева М. И., помет ника начальника судебно-медицинской ла боратории Северной группы войск майора медицинской службы Алексеева Н. М., вра- ча-специалиста патолого-анатомической ла боратории Северной группы войск старше го лейтенанта медицинской службы Давы денко С. И. и эксперта-крнминалиста лабо ратории МВС СССР старшего лейтенанта Герасимова Н. И. эксгумировала и исследо вала часть трупов, произвела обследование раскопанных ям и определила плотность захоронения в разных местах бывшего рва в 13—20 трупов на один кв. метр. Общее число советских военнопленных, замучен ных немцами в Демблинском лагере и за хороненных перед крепостью, определено судебно-медицинскими экспертами в 69 700 человек- Комиссией были вскрыты также моги лы замученных немцами советских военно пленных на территории форта «Болонья», на Старом военном кладбище, на Новом военном кладбище, на территории форта- склада- Судебно-медицинские эксперты оп ределили, что в этих могилах захоронено не менее 3 280 трупов советских военно пленных, а всего во всех обнаруженных на территории Д смоленского лагеря моги лах захоропено около 73 тысяч трупов со ветских военнопленных. Комиссия, принимая во внимание пока зания свидетелей и то обстоятельство, что захоронение трупов замученных немцами советских военнопленных производилось также близ деревни Млынки, у железно дорожных путей, у станции Демблин и в других местах, считает, что в лагере Демб лин в течение 1941—1942 годов немцы путем голода, холода, истязаний, расстре лов и отравлений зверски истребили не менее 80 тысяч советских военнопленных. V I . н е м е ц к и е ф о т о с н и м к и Специальная комиссия рассмотрела пред ставленные свидетелями немецкие фото снимки. Фотограф Уклеевский Януш, работавший в фотографии Злотиидкой в гор. Демблин©, представил 65 снимков- В своем показа нии он сообщил, что немцы приносили в фотографию ленты пленок для проявления и печатания. Больше г.сего снимков при носил немецкий унтер-офицер Цаубица, который говорил, что он посылает снимки своей жене в Германию, чтобы показать, сколько они убивают советских военно пленных. Приносил снимки также пядовой немецкий солдат Больмор и другие. Цауби- па предупреждал свидетеля под страхом строжайшего наказания, чтобы о снимках од никому не рассказывал. 8 снимков были представлены свидете лем Марчаком Вольдемаром. Снимки сдела ны его братом Клеменсом, работавшим в фотографии дяди. Снимки приносил в фото графию немецкий офицер, Фамилию кото рого свидетель не знает. Па одном из снимков изображен момент, когда немцы сталкивают еще живого советского военно пленного в могилу для захоронения- На всех пред'явленных- немецких Фото снимках изображены картины мучительно го пребывания советских военнопленных в лагере Демблин, торы трупов погибших за ключенных, перевозка раздетых догола трупов на повозках и железнодорожных платформах, расстрелы заключенных п т. д. На многих снимках фигурируют немецкие палачи-охранники в лагере Демблин. Фотоснимки были пред’явлены ряду сви детелей, в том, числе Туркевичу Казимиру, Бжесинской Ядвиге, Пажичеку Станисла ву, Ярославскому Брониславу, Песка Пет ру и другим. Все они подтвердили, что изображения на снимках в точности соот ветствуют тому, что происходило в лагере, и свидетельствуют о злодеяниях немцев. Таким образом, сами гитлеровцы в этих фотоснимках разоблачили себя как убпйп и палачей советских военнопленных в «фронтшталаге № 307» крепости Демб лин...» Советская и польская комиссии с участием Седлецкой окружной комиссии но расследованию немецких злодеяний в со ставе: председателя Седлецкого окружного суда Здислава Лукашкевича, прокурора Седлецкого окружного суда Георгия Маце- евского и судебно-медицинского эксперта доктора Мечислава Пиотровского произве ли также расследование преступлений гит леровцев над советскими военнопленными в бывших немецких лагерях в районе го рода Седлеца: 1) в «шталаге № 316» близ дер. Сухо- жебры; 2) в «шталаге № 333» в деревне 0»ст- рувек-Венгрувский 3) в самом городе Седлеце. На основании материалов расследования, раскопок мест захоронения, опроса свиде телей установлено, что немцы в период с осени 1941 года по осень 1942 года за мучили и истребили в этих лагерях около 52 тысяч советских военнопленных Чрезвычайная Государственная Комиссия устанавливает, что в четырех бывших не мецких лагерях: в «фронтшталаге № 307» в Демблине (бывшем Иван-Городе), в «шта лаге N° 316» в Сухожебрах, в «шталаге N 333» в деревне Острувек-Венгрувский и в городе Седлеце немецкие захватчики за мучили и истребили в течение 1941— 1942 г. более 132 тысяч советских воен нопленных. К с у р о в о м у о т в е т у н е м е ц к о -ф а ш и с т с к и х п р е с т у п н и к о в Чрезвычайная Государственная Комис сия считает виновниками преступлений, совершенных над советскими военноплен ными в вышеупомянутых лагерях, следую щих немецко-фашистских захватчиков: коменданта Демблинской крепости до нояб ря 1941 г- капитана Райс, коменданта Демблинской крепости с ноября 1941 г. до весны 1943 г. майора Ляш, заместителя коменданта крепости майора Хоенбергер, помощника коменданта по хозяйственной части капитана Штифенхофер, шефа адвер- бюро капитана Крах, его помощника, ве давшего агентурной работой, обер-лейте- яанта Клаузе, помощника Краха капитана Руйп, помощника Краха каштана Майер, старшего врача обер-лейтенанта Хайнбер- гер, оберцальмейстера обер-лейтенанта Больц, оберцальмейстера лейтенанта Форд- смайер, лейтенанта Нисслер, заведующего офицерской столовой старшего лейтенанта Тандгофер, капитана Вернер, капитана Цинке, старшего лейтенанта ГРот, лейте нанта Гайгер, обер-лейтенанта Шмаус, на чальника пекарни вахмистра Линке, ко менданта «шталага N 316» до сентября 1941 г. майора Рохель, коменданта лагеря (сменившего Рохеля) майора Ваховского, начальника полиции и СС в г. Седлеце Дубе, коменданта лагерей (в конце 1941 г.) подполковника Язен, помощника комендан та майора Шплетшуссер, штурмщарфюрера Ройтер, начальника охраны лагерей коман дира пехотного батальона капитана Зом мер, начальника охраны лагерей команди ра «гайдбатальона» капитана Айт, пере водчика Ланге Вилли, капитана Крун, обер- лейтенанта Эриха Крепе, лейтенанта Фукс, фельдфебеля Герлех. Все они должны быть преданы суровому суду за совершенные преступления над советскими военнопленными. С у д е б н ы й п р о ц е с с п о д е л у о з в е р с т в а х н е м е ц к о -ф а ш и с т с к и х з а х в а т ч и к о в н а т е р р и т о р и и У к р а и н ы ПОЛТАВА’, 27 ноября (ТАСС). — В то г ный трибунал ведет допрос свидетелей. Первыми суду давали показания в качест ве свидетелей бившие военнослужащие не мецкой армии Эшонфельдер, Яппсен, Мюлль и Шредер. Ош подтвердили и до полнили данные о расстрелах мирных со ветских граждан, о сожжении населенных пунктов и других преступлениях, совер шенных Беккером, Шарто-вым и другими обвиняемыми по настоящему дату. Затем показания давала свидетельница Е- Я. Сер- бинова — врач больницы с. Колоитаевка, Харьковской области. Она рассказала су ду потрясающие факты издевательств и зверских расправ эсэсовских головорезов над беззащитным населением. Свидетель Бондаренко — бывший уча стник партизанского движения. Он вспо минает чудовищные злодеяния, совершен ные бывшим комендантом главной полевой комендатуры Днепропетровска Шартовым. С напряженным вниманием слушают присутствующие в зале суда рассказ Бон даренко о расстреле подчиненными Шарто- ва группы советских людей- — Я был арестован вместе с подполь ной группой п частью партизанского от ряда. Днем 27 сентября 1943 го’щ нас. 28 человек, погрузили на автомашины и вывезли за Днепропетровск, к противотан ковому рву. Я вместе с тремя товарищами подошел к яме. Когда раздался выстрел, я свалился в ров. Меня тяжела ранили. Придя в себя, я выбрался вечером пз ямы. Одним за другим проходят перед судом свидетели, п все они приводят мно гочисленные факты зверских убийств со ветских людей, сожжеппя населенных пунктов, грабежей и других преступлений, совершенных обвиняемыми, сидящими на скамье подсудимых. Лондонской сесси Совета Министров О подготовке германского мирного Иностранных Дел договора ЛОНДОН, 27 ноября (спец. корр. ТАСС).—На сегодняшнем заседании Совета Министров Иностранных Дед председатель ствовал Д. Маршалл. Министры приступили к обсуждению пункта повестки дня, кото рый гласит: «Подготовка германского мир ного договора. Границы. Процедура». В ы с т у п л е н и е Ж . Б и д о Точку зрения французской делегации из ложил Бидо. Он сказал, что ограничится за мечаниями о границах Германии, поскольку французская делегация считает, что подго товка германского мирного договора должна быть начата с изучения именно этого вопро са. Бидо отметил, что французская делега ция позднее вернется к вопросу о процеду ре подготовки мирного договора. Далее Бидо сказал, что французская деле гация еще на Московской сессии Совета Министров Иностранных Дел изложила свое мнение о будущих германских границах. По мнению французской делегации, сейчас нас тало время приблизиться к разрешению это го вопроса. — Что касается восточной границы Гер мании, то,—продолжал Бидо,—точка зрения французского правительства по этому воп росу известна. В связи с административны ми изменениями на востоке, произведенны- ли согласно решению Потсдамской конфе ренции, а также в связи с тем, что массовое перемещение населения уже осуществлено, трудно себе представить, чтобы можно было вернуться к прошлому. Однако французское правительство считает необходимым, чтобы при любых дальнейших изменениях границ массовое перемещение германского населе ния больше не производилось. Перейдя к вопросу о Сааре, Бидо выска зался за политическое отделение этого рай она от Германии и за экономическое при соединение его к Франции. По заявлению Бидо, выборы, произведеные недавно в Са арской области, подтвердили желание са арского населения достигнуть такого реше ния вопроса. В этом же духе, замечает Би до, высказалась и саарская ассамблея, изб ранная дли того, чтобы выразить свое мне ние о принципах, принятых французским правительством. ) Что касается проблем Рурской и Рейн ской областей, то французская делегация считает необходимым рассмотреть их в свя зи с вопросами, касающимися обеспечения всеобщей безопасности. Внесенные французским правительством предложения о некоторых второстепенных изменениях франко-германской границы Би то рекомендовал передать на рассмотрение Заместителям Министров. Он высказался за то, чтобы уже на нынешний день было при нято решение об изменениях границ Герма нии с Бельгией, Чехословакией, Люксембур гом и Голландией. Бидо повторил уже приводившиеся им на Московской сессии Совета Министров рас суждения о «перенаселенности Германии» и о том, что в таком увеличении плотности германского населения французская делега ция усматривает опасность для непосредст венных соседей Германии, а также для все общего мира. Формулируя предложения французской делегации, Бидо свел их к следующим че тырем пунктам: 1) Территориальные требо вания соседей Германии должны быть пере даны для уточнения экспертам; требования, требующие более тщательного рассмотре ния, должны быть переданы Заместителям Министров с тем, чтобы последние предста вили свой доклад об этих требованиях сле дующей сессии Совета Министров; 2) Даль нейшие перемещения германского населения должны быть приостановлены, что же ка сается переселения, производимого на основе Потсдамских решений, то в той части, в какой оно еще не осуществлено, это пересе ление может быть прекращено с согласия заинтересованных правительств; 3) Оконча тельное поселение перемещенных лиц на германской территории не должно быть допущено, их возвращение на родину или поселение вне пределов Германии должно быть ускорено; 4) Должна быть организова на по согласованию с Международной орга низацией по делам беженцев и перемещен ных лиц эмиграция германского населения. В ы с т у п л е н и е 9 . Б е в и н а По мнению британской делегации, сказал Бевин, прежде чем будет заключен мирный договор, должно быть создано германское правительство, способное выполнить обяза тельства, зафиксированные в Потсдамском соглашении. Во время Московской сессии британская делегация уже указывала, на ка кие стадии, по ее мнению, следовало бы раз делить работу по созданию германского пра вительства. Прежде всего, по мнению бри танской делегации, следует установить ха рактер германского правительства, решить, какими методами оно будет избрано и какой властью будет обладать. Если эти факторы не будут совершенна яс но определены, сказал Бевин, то мы рискуем создать в Германии марионеточное прави тельство. Британская делегация хотела бы также знать, какого рода контроль будет установлен над деятельностью германского правительства. Необходимо обеспечить в Германии сво боду передвижения, свободу слова, органи зовать выборы на правильных началах и соз дать консультативный аппарат, который мог бы излагать мнение германского населения по вопросам выработки конституции, кон сультируя союзные державы. Мы против та кой централизации германской власти, ко торая могла бы в очень короткое время при вести к диктатуре в Германии. Это угрожа ло бы безопасности всех наших стран, ко торые и так уже должны были вынести испытания двух войн. Бевин утверждал, что предложения, вне сенные британской делегацией на Москов ской сессии Совета Министров по вопросу о создании германского правительства, яв ляются наилучшими. Он сказал, что британ ская делегация попрежнему придерживает ся этих предложений. Создание определен ного политического строя в Германии, по мнению британской делегации, повлечет за собой и восстановление экономики, которая приноровится к вновь созданным политиче ским условиям. Перейдя к вопросу о плотности населения Германии, поставленному французской де легацией, Бевин подчеркнул, что значитель ным вкладом в разрешение этого вопроса явилось бы предоставление немцам свободы передвижения по всей Германии. Бевин напомнил, что во время Москов ской сессии британская делегация предло жила назначить немецкую комиссию по перераспределению в пределах Германии бе женцев и переселенцев и предоставить та кой комиссии свободу передвижения, воз ложив на нее выполнение ее собственных рекомендаций с тем, чтобы не нарушались права правительств земель. Комиссия долж на действовать под наблюдением Контроль- него Совета. Британская делегация про должает считать, что создание такой ко миссии явилось бы большим шагом вперед в разрешении вопроса о правильном расселе нии немцев в пределах новых германских границ. Бевин напомнил также, что британская делегация в Москве предлагала создать ко миссию для изучения вопроса о будущих германских границах. Эта комиссия выслу шала бы взгляду заинтересованных прави тельств и представила бы свои рекоменда ции Совету Министров Иностранных Дел. Он предложил немедленно создать такую комиссию. Бевин подтвердил неизменность позиции британской делегации в вопросе о Сааре, дав тем самым понять, что он одобряет предложение французской делегации об отделении Саара от Германии. Что же ка сается территориальных претензий к Герма нии со стороны других соседей Германии, то они, по мнению британской делегации, должны быть переданы на изучение экспер тов с тем, чтобы в дальнейшем их рассмот рела мирная конференция. Характерно, что Бевин ничего не сказал прямо о польско-германской границе. Од нако, включив Польшу в число стран, тер риториальные претензии которых к Герма нии подлежат рассмотрению предлагаемой им комиссии, Бевин тем самым показал свое стремление уклониться от выполнения Пот сдамского решения по этому вопросу. Меж ду тем, британское правительство, как из вестно, не только участвовало в принятии Потсдамского решения о польско-герман ской границе, но, кроме того, особым пись мом к польскому правительству еще в 1944 году заявило, что оно будет поддер живать ту самую линию польско-герман ской границы, которая и была установлена в Потсдаме. Сам Бевин, выступая в пала те общин 4 июня 1947 г., сказал: «Это письмо подтверждало, что в вопросе о за падных границах Польши правительство Его Королевского Величества считает, что Польша должна иметь право расширить сбою территорию до линии Одера, включая порт Штеттин...»: Отметив, что при том положении, которое имеется в Германии, перед союзниками по существу стоит задача создания нового го сударства, Бевин указал, что германская проблема должна рассматриваться по ста диям. Вопросы политические, экономиче ские, вопросы собственности и другие должны разрешаться в последовательном порядке. «Не следует разрешать все вопросы сразу сразмаху, — сказал Бевин. — Эти вопросы следует решать один за другим». В ы с т у п л е н и е В . М . М о л о т о в а Советская делегация, заявил Молотов, считает вопрос о границах Германии одним из важных вопросов мирного договора с Германией. Известно, что решениями Пот сдамской конференции были определены лишь восточные границы Германии. К этому решению глав трех правительств — США, Великобритании и Советского Союза — впоследствии присоединилась Франция. Вопрос о границах Германии с другими государствами, кроме Польши, не рассмат ривался Потсдамской конференцией. По этому вопросу не было принято решений и Советом Министров Иностранных Дел. Между тем, Совет имеет заявления сосед них Германии союзных государств, содер жащие территориальные претензии к Гер мании, а именно — со стороны Франции, Бельгии, Голландии, Люксембурга и Чехо словакии. Советская делегация понимает стремление французской делегации поставить перед настоящей сессией Совета вопрос о грани цах. Этот вопрос должен быть внимательно рассмотрен Советом. Но эта проблема свя зана с рядом других важных проблем, отно сящихся к германскому догозору. Мы должны рассмотреть эти вопросы, когда займемся отдельными частями проекта мир ного договора. Когда мы говорим о Германии, мы имеем в виду, как это очевидно, ту территорию, на которую распространяется юрисдикция Контрольного Совета в Германии. Следова тельно, никакой неясности в этом отноше нии не имеется, если даже сегодня мы не решим всех вопросов, относящихся к воп росу о границах с Германией. Советская делегация разделяет мнение британской делегации, что подготовка мир ного договора с Германией делает необхо димым решение вопроса о создании обще- германского правительства. При этом мы должны ясно сказать, стоим ли мы за един ство демократической Германии или за лик видацию единого общегерманского государ ства. Что касается Советского Союза, то мне остается вновь сказать: надо твердо ре шить, что единство демократической Гер мании необходимо. Отсутствие ясного от вета по этому вопросу могут понять тоже как ответ, но только в другом смысле, — в смысле отрицания единства германского государства. Отсутствие ясного ответа по этому воп росу поможет только германским реванши стам из лагеря германских милитаристов, которые хотели бы взять в свои руки идею единства Германии и использовать ее для того, чтобы восстановить старую агрессив ную Германию, чего мы решили не допу стить, когда принимали решения в Ялте и в Потсдаме. Мы должны помочь тем герман ским демократам, которые стремятся к соз данию миролюбивой демократической Гер мании, об’единяющей германский народ в едином государстве. Теперь разрешите перейти к тому, что советская делегация считает наиболее важ ным и неотложным. Прошло два с половиной года со времени капитуляции Германии и окончания войны в Европе. Прошло уже больше двух лет сс времени капитуляции Японии и оконча ния второй мировой войны. Несмотря на это, до сих пор не начата подготовка ни мирного договора с Германи ей, ни мирного договора с Японией. Между тем, установление прочного всеобщего мира невозможно без того, чтобы было осу ществлено мирное урегулирование как для Германии, так и для Японии. Руководствуясь ранее принятыми совме стными решениями наших правительств, Со вет Министров Иностранных Дел должен признать неотложность, поскольку это ка сается Европы, необходимости приступить к подготовке мирного договора с Германией и рассмотреть при этом как вопросы, относя щиеся к процедуре подготовки мирного договора с Германией, так и основные воп росы самого мирного договора. Советская делегация предлагает, чтобы Совет Министров Иностранных Дел в пер вую очередь рассмотрел следующие основ ные вопросы, относящиеся к подготовке мирного договора с Германией: А) об об разовании общегерманского демократиче ского правительства; Б) о мирной конфе ренции для рассмотрения проекта мирного договора с Германией; В) об основных ди рективах для выработки мирного договора. Ь ы с т у п л е п и е Д. Маршалл начал свое выступление с напоминания о том, что на Московской сессии Совета Министров американская делегация предложила создать особую ко миссию для рассмотрения вопроса о поль ско-германской границе. Маршалл заявил, что сейчас американская делегация предла гает поручить этой же комиссии изучение предложений, связанных с границами Гер мании. Американская делегация поддерживает требование французской делегации об эко номическом об’единенйи Саара с Фоанцией. Что касается политического статута Саара, то по мнению американской делегации, он дол жен основываться на принципах политической автономии и местного самоуправления. Вернувшись к вопросу о польско-гер манской границе, Маршалл сослался на ре шения Потсдамской конференции. При этом он оспаривал ту общеизвестную истину, что правительства четырех держав взяли на себя определенные обязательства в от ношении западной границы Польши. Мар шалл призывал «иметь в виду важность польско-германской границы с течки зре ния экономической и политической стабиль ности Европы вообще», не расшифровывая этого туманного выражения. — Никакая граница не сможет полностью удовлетворить все желания соответствую щих народов, — продолжал Маршалл. — Польша вправе ожидать компенсации за ущерб, понесенный ею во время войны, но нужно стараться провести такую границу, которая свела бы к минимуму всякие по следующие требования об изменении этой границы. Кроме того; Маршалл сказал, что на территории, принадлежавшей Германии и находящейся ныне под управлением Поль ши, имеются ресурсы, важные не только для одной страны, но и для экономики Ев ропы. Перейдя к территориальным требованиям ряда государств—соседей Германии, Мар шалл сказал, что американская делегация рекомендует создать две пограничные ко миссии из представителей четырех держав и из представителей заинтересованных го сударств. Эти комиссии должны были бы работать по директивам Заместителей Ми нистров и обладать достаточным авторите том, чтобы изучать все предложения к вопросу о будущих германских границах и представить свои рекомендации Совету Ми нистров Иностранных Дел. — Американская делегация не готова к детальному обсуждению предложений, вне сенных британской делегацией, — сказал Маршалл, — она также не готова к де тальному обсуждению предложений совет ской делегации. Сделав такую оговорку, Маршалл, одна ко, высказал в предварительном порядке «ряд замечаний по поводу советских пред ложений». Он заявил, что американская делегация считает возможным принять пер вый пункт этих предложений, в котором признается необходимость безотлагательно го образования общегерманского демокра тического правительства в соответствии ц решениями Потсдамской конференции. По мнению американской делегации, было бь! нетрудно притти к соглашению и по вто рому пункту советских предложений о том, чтобы предоставить правительству Герма нии возможность изложить на мирной кон ференции свое мнение в отношении мирно го договора. Американская делегация со гласна и с третьим пунктом советских предложений о том, что мирный договор должен быть подписан германским прави тельством и представлен им на ратифика цию германского парламента. Что касает. ся четвертого пункта советских предложе ний — о составе мирной конференции, то Маршалл заявил, что этот пункт «требует уточнения и анализа», поскольку по дан ному вопросу советская точка зрения рас ходится с точкой зрения США относитель но того, какие государства следует при гласить на конференцию. Как известно, на Московской сессии Совета Министров американская делегация предлагала пригласить на мирную конфч. В связи с этим советская делегация вно сит следующее предложение: 1) признать безотлагательным образование общегерман- окосо демократического правительства в соответствии с решениями Потсдамской конференции; 2) установить, что на мирной конференции правительству Германии бу дет предоставлена возможность изложить свое мнение в отношении мирного договора. 3) мирный договор должен быть подписан германским правительством и представлен на ратификацию германского парламента. 4) мирная конференция будет состоять из представителей Великобритании. Советского Союза, США, Франции, Китая и представи телей союзных соседних с Германий госу дарств, а также союзных государств, кото рые участвовали своими вооруженными си лами в общей борьбе против Германии, а именно: Албании, Австралии, Бельгии, Бе лорусской Советской Социалистической Республики, Бразилии, Канады, Чехосло вакии, Дании, Греции, Индии, Люксембур га, Нидерландов, Новой Зеландии, Норве гии, Польши, Украинской Советской Со циалистической Республики, Южно.Афри. канского Союза и Югославии; 5) в основу мирного договора Германии положить ре. шения Ялтинской и Потсдамской конфе ренций. Д . М а р ш а л л а ренцию все государства, об’явившие вой ну Германии. Принятие такого предложе ния привело бы к тому, что в число при глашенных попали бы и такие, которые в течение всей войны соблюдали формально нейтралитет, фактически помогали Герма нии и об’явили ей войну за несколько не дель, т. е. перед самой капитуляцией Геома. нии Видимо, делегация США собирается а дальше настаивать на этом предложении. По поводу пятого пункта советских предложений—относительно того, что в основу мирного договора с Германией долж ны быть положены решенйя Ялтинской и Потсдамской конференций, Маршалл ни чего не сказал. В заключение Маршалл повторил, что создание германского правительства яв ляется срочным делом. * * * Заслушав заявления других делегатов, Бидо в раздраженной форме заметил, что, по его мнению, Министры отклоняются от повестки дня. Он дал понять, что француз ская делегация считает целесообразным решить прежде всего вопрос о германских границах. Маршалл снова поставил вопрос о создании одной или нескольких комиссий по вопросам германской границы. Молотов заметил: — Мне* кажется, что мы обсуждаем не вопрос о создании той или иной комиссии, а вопрос о подготовке германского мирного договора. Нельзя све сти это дело к созданию комиссии по ка кому-либо одному вопросу. Я не отрицаю права британской делегации вносить пред ложение о создании той или иной комиссии, но за нами остается право высказать свое мнение по поводу такого предложения. Бидо говорил, что его интересует в дан ный момент только один из вопросов, свя занных с подготовкой мирного договора. Это, конечно, его право—интересоваться тем или иным отдельным вопросом подготовки мирного договора, но за нами остается пра во интересоваться не только этим вопро сом. Молотов с удовлетворением отметил, что американская делегация поддержала ряд пунктов советского предложения, по край ней мере в предварительном порядке. Это лишний раз говорит за то, что те предло жения, которые были здесь сделаны, в частности советской делегацией, а также британской делегацией, должны быть изу чены. Я полагаю, что нам следует занять ся изучением внесенных предложений, а также тех предложений, которые еще мо гут быть внесены по вопросу о подготовке германского мирного договора. Бевин снова вернулся к своему предло жению о создании комиссии для изучения германской границы. Он заметил, что такая комиссия, по мнению британской делега ции, облегчила бы работу Совета Мини стров Иностранных Дел. На этом основа нии он настаивал на* немедленном создании подобной комиссии. Молотов вновь указал, что все четыре делегации, изложившие свою точку зрения по вопросу 'о германских границах, счита ют этот вопрос весьма важным. В частно сти, такого мнения придерживается совет ская делегация. Однако все делегации, кроме одной, высказались не только по во просу о границах и даже, главным образом, не по вопросу о границах. Очевидно, что по крайней мере три делегации признают наличие других не менее важных вопросов при подготовке германского Мирного до говора. Это не означает, что указанные три делегации не хотят рассматривать те или иные, еще не решенные вопросы. Но сейчас необходимо изучить все предложе ния, которые { ж е были сделаны и которые еще могут быть внесены. Только тогда обмен мнениями будет плодотворным. Об суждение вопроса о создании комиссии по внесенным предложениям о границах Гер мании советская делегация считает прежде временным. Продолжение общей дискуссии по во просу о подготовке германского мирного договора перенесено на следующее засе дание. ЗАСЕДАНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ПО АВСТРИЙСКОМУ ДОГОВОРУ ЛОНДОН, 27 ноября (ТАСС). — Сегодня состоялось первое заседание Заместителей Министров Иностранных Дел по австрий скому договору. Работа Заместителей нача лась рассмотрением предложений по статье 35-й австрийского договора — о германских активах в Австрии, в частности предложе ния французской делегации, представленно го 8 октября в период работы комиссии по австрийскому договору в Вене, которое еще на рассматривалось. В начале заседания Заместители согласо вали порядок своей работы. Следующее заседание Заместителей состоится завтра. ЗАКОНОПРОЕКТ МАРКАНТОНИО О ПОМОЩИ ЕВРОПЕЙСКИМ СТРАНАМ ВАШИНГТОН, 26 ноября (ТАСС). - Член палаты представителей от рабочей партии штата Нью-Йорк Маркантонио внес в палату законопроект, являющийся контр предложением к программе Трумэна. Этот законопроект предусматривает ассигнование полутора миллиардов долларов на экономи ческую помощь Европе, отказ от усиления «реакционных сил в Германии» и создание Советом Безопасности Организации Соеди ненных Наций административного органа для осуществления намеченной помощи. Внося свой законопроект, Маркантонио сделал следующее заявление: «Американ ский народ не желает, чтобы его средства были израсходованы на поддержание в Ев. ропе экономической системы, основанной на крупных капиталистических трестах и фео дальном сельском хозяйстве». Далее Мао- кантонио заявил, что стоящее на рассмотое- нии конгресса предложение о так называе мой «чрезвычайной помощи» Европе имеет целью использование американских денег для укрепления систем, нежелательных алл народов Европы. Для того, чтобы гаранти ровать такое положение, при котором аме риканская помощь будет действительно оказываться самому народу, когда эта помощь «не превратится в оружие в руках людей, олицетворяющих пережитки фашиз ма и являющихся тайными фашистами, я предлагаю, — заявил Маркантонио,—чтобы эта помощь производилась под наблюдением Организации Об’единенных Надий».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz