Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)
К О М М У Н А И НОЯБРЯ 1947 г., № 225 (5239) О д н о с т о р о н н и й п о д х о д к п р и е м у н о в ы х ч л е н о в в ООН (Окончание). — Почему в случае с Италией эта воз. можность перерастает не только в обяза тельство, но и в осуществление, а в слу чае с Болгарией она продолжает оставать ся «возможностью»? Мораль первобытных племен, живших в Австралии, гласила: «Если я украду чужую жену-^это добро, но если у меня украдут мою жену — это зло». Эту мораль по наследству отстаивает и Эватт. Все, что идет на пользу СЩА и Англии, разумно, справедливо, заслуживает поддержки. Все, что скрепляет сотрудниче. ство, дружбу народов Восточной Европы,— это зло, ибо ему чудится, что здесь нару шаются права какого-то законного вла дельца, защитником интересов которого он выступает в комитете. Мануильский показал, как применяются такие «принципы» морали и права на конк ретных примерах. Небольшой миролюбивой Монгольской Народной Республике, участ вовавшей в борьбе с фашизмом, отказывают в приеме в ООН, потому чт-о она имеет до говор о дружбе и взаимопомощи с СССР. В то же время настаивают на приеме в ООН Трансиордании. — Но знают ли присутствующие здесь, что «независимость» Трансиордании триж ды провозглашалась английским правитель ством — в сентябре 1922 года, в феврале 1928 года и, наконец, весной 1946 года?— спросил Мануильский. — Уже сам факт троекратного провозглашения неза висимости этого государства способен по родить сомнения в этой «независимости». Джон Филби, лично участвовавший в про. возглашении «независимости» Трансиорда нии, писал: «Независимость трансиорданско го правительства была формально призна на с такими точными оговорками британ. ского надзора и контроля, что вся види мость действительной независимости была эффективной маскировкой». Бевин 17 янва ря 1946 года заявил, что британское пра вительство «намерено предпринять в бли жайшем будущем шаги с целью преврадх*- ,иия этой территории в суверенное незави симое государство». Но ведь Трансиорда нию уже дважды провозглашали незави симой. Зачем же это делать в третий раз? Факты показывают, однако, что- и после этой декларации Бенина дело с независи мостью Трансиордании обстоит плохо. Сог. ласно договору с Трансиорданией, Англия имеет право не только держать свои войска там, где они находились до этого, но и в других новых пунктах, если ей это понадо бится. Англия посылает в эту страну своих советников, экспертов, сохраняет экономи. ческие льготы и привилегии, фактически сохраняющие ее владычество над Трансиор данией. Возражая уругвайскому делегату, выдви нувшему в качестве «доказательства» неза висимости Трансиордании тот факт, что эта страна... имеет свои границы, и заявившему, чтс ему неясно, является ли БССР государ ством или провинцией, Мануильский ска зал: — Маньчжоу-Го тоже имела свои грани цы. Имеют границы и колонии и даже шта ты Северной Америки, но эти колонии и штаты никто не считает суверенными госу дарствами. Уругвайская концепция сувере нитета многбе об’ясняет во взаимоотноше ниях Уругвая с США. Если представитель Уругвая позволил себе сказать, что ему не ясно, является ли БССР государством или провинцией, то нам, советским людям, со. вершенно ясно, что Уругвай является не са. мосгоятельным суверенным государством, а скорее 49-м штатом США. Мануильский добавил, что вокруг Транс иордании плетется сложная сеть интриг. По планам английских реакционных кру гов, под скипетром эмира Абдуллы должна вырасти так называемая Великая Сирия— оплот феодализма среди арабских народов н оплот английской экспансии на Ближнем Востоке. Вовлечение Трансиордании в ООН создало бы легальное прикрытие для осу ществления этих отнюдь не миролюбивых планов. • . краинский делегат высказался также против приема в ООН Ирландии и Порту галии. Он напомнил, что Ирландия во время войны против стран оси закрыла свои порты для англо-американских вооружен ных сил, мешая их борьбе против немецких подводных лодок, что она причинила нема ло хлопот союзным державам, находившим ся в течение всей войны под страхом вы садки немецких десантов в Ирландии. Он напомнил также, что Португалия во время войны являлась перевалочным пунктом для снабжения немецкой армии стратегическим Чили сырьем и нефтью. За время войны порту гальский экспорт в Германию вырос в 19 раз. Германия получала отсюда вольфрам, производство которого в Португалии уде сятерилось, и олово, производство которого выросло в три раза. Мануильский огласил официальные доку менты, захваченные советскими войсками в германском министерстве иностранных дел после взятия Берлина, показывающие, в ка ком лагере находилась Португалия во вре мя войны. Так, немецкий посол в Испании Шторер писал на основании беседы с мини, стром иностранных дел франкистского пра вительства Серрано Суньером: «К амери канцам он (речь идет о Салазаре) чувствует исключительную антипатию...» Гордясь ста рой португальской культурой, Салазар ожив ленно поддержал испанского министра ино странных дел, который, ссылаясь на одного английского писателя, охарактеризовал американцев, как «народ, достигший сразу после стадии варварства стадии декаданса». Тот же Шторер доносил в Берлин: «В Испа нии не сомневаются в дружественной по отношению к странам оси позиции порту гальского премьер-министра и военного ми нистра Салазара». Мануильский огласил также отрывок из меморандума Шторера, посланного в августе 1940 года и опубли кованного в Белой книге американского правительства в августе 1946 года. В этом меморандуме указывалось, что в случае высадки английских войск в португальских портах Салазар согласен на вступление в Португалию испанских войск для оказания помощи против Англии. — Когда это правительство выдвигают в качестве будущего члена ООН и при этом всячески восхваляют его, как это сделал, например, бразильский делегат, то позволи тельно спросить, известны ли защитникам Португалии эти документы или нет? — «просил Мануильский. — Или действитель но наступили времена, когда документы о поддержке фашистских агрессоров яв ляются пропускным билетом для приема в ООН, в то время как перед государствами,' борющимися против поднимающего голову фашизма, захлопываются двери? Мануильский подчеркнул в заключение, что необходимо учесть и политические пос ледствия того шага, каким яеился бы прием в ООН Португалии. — Это лестница, по которой завтра бу дет взбираться в ООН франкистская Испа ния, а'блудословы лжеуниверсализма будут лезть из кожи вон, чтобы на американских или английских помочах протащить ее на верх. Этого не может допустить совесть на родов. Поэтому делегация УССР будет поддерживать предложение польской деле гации. Делегат Эквадора высказался за так на зываемый принцип «универсальности» ООН. Он поддержал шведский проект резолю ции. Делегат Польши Ланге призывал Поли тический комитет принять постановление, которое соответствовало бы Уставу ООН. Он напомнил, что в польском проекте резо люции отмечается невозможность поставить на голосование предложения, трактующие вопрос о принятии в ООН тех государств, по заявлениям которых не получены реко мендации Совета Безопасности. Вместе с тем польская делегация предлагает обра титься к постоянным членам Совета Безо пасности с просьбой провести совместную консультацию по вопросу о принятии в ООН государств, подавших заявления. Особо следует отметить выступление фи липпинского делегата Ромуло. В ходе ди скуссии один из членов филиппинской де легации выступил с предложением прекра тить обсуждение вопроса о приеме новых членов в ООН и снять его с повестки дня, поскольку Устав ООН не дает возможности Генеральной Ассамблее принять какое-либо государство в ООН без рекомендации Со вета Безопасности. Как здесь стало изве стно, такое положение вызвало определен ное недовольство в американских кругах, определяющих политическую линию Филип пин. Вчера Ромуло отрекся от позиции представителя своей собственной делега ции. Однако его вчерашнее выступление, видимо, было признано кое-кем недоста точным, и сегодня он снова в категориче ской форме заявил, что филиппинская деле гация отказывается от внесенного ею пред ложения. Можно ли представить себе более яркую иллюстрацию к вопросу о «независи мости» филиппинской делегации? Представитель Чили выступил в под держку совместного проекта резолюции, предложенного Аргентиной, Бразилией и консультации по вопросу о приеме новых членов и кто не желает такой консульта ции. Представитель США выразил здесь го товность отказаться от «вето» в Совете Бе зопасности при рассмотрении заявлений о приеме в ООН, но это было ничего не зна чащей декларацией. Как показал опыт, аме. риканские предложения часто получают большинство голосов в Совете Безопаснос ти, так как при рассмотрении важных воп росов Соединенные Штаты встречают под держку других государств, прислушиваю щихся к их желаниям и следующих за ни ми. Повидимому, американское предложе ние рассчитано на очень наивных людей, на таких людей, которые обращают внимание лишь на внешнюю сторону. Всякий понимает, что случилось бы, если бы Советский Союз последовал примеру де легации США и отказался от применения правила единогласия великих держав в Совете Безопасности при рассмотрении за явлений о приеме в ООН. В таком случае в ООН были бы приняты Португалия, Ир ландия, Трансиордания, но зато не были бы приняты Болгария, Албания, Венгрия и дру гие страны, по отношению к которым аме риканская делегация и поддерживающие ее делегации проводят дискриминацию. Этого советская делегация не может допустить. Что касается тех стран, с которыми зак лючены мирные договоры, то советская де. легация обращает внимание Политического комитета, что вопрос об их приеме является единым и неделимым вопросом. Любое ре шение должно касаться всех пяти стран, с которыми были заключены мирные догово ры, поскольку все они находятся в одина ковом положении. На Потсдамской конфе ренции и в заключенных мирных договорах союзники взяли одинаковые обязательства поддержать заявления этих стран о вступле нии в ООН. Теперь Соединенные Штаты и Великобритания отступают от взятых обязательств, нарушают -эти обязательства. Впрочем, они делают это не впервые. Здесь указывалось, что при рассмотрении заявлений о приеме в ООН Италия должна быть выделена из числа государств, с ко торыми были заключены мирные договоры. Неизвестно, на каком основании следует сделать такое исключение для Италии. Го ворят об итальянской культуре, об италь янской истории. Советский народ, несомнен но, знаком с богатством итальянской куль туры. Он знает итальянскую историю, и при том не только историю седой старины, но и современную историю. Итальянские фашист ские войска находились на советской тер ритории вместе с германскими полчищами и нанесли большой ущерб Советскому Союзу. Можно было бы сказать кое-что и о ны нешних делах в Италии. Но советское пра вительство готово поддержать заявление Италии о вступлении в ООН при условии, чтс в организацию будут допущены все дру гие страны, которые находятся в одинако вом с нею положении. О том, чтобы сде лать исключение для Италии, не может быть и речи. Нас не удивили заявления греческого де легата, который, говоря об Албании, расска зал здесь еще несколько греческих сказок. Греческий делегат заявил, что Албания не заслуживает быть принятой в ООН, так как она воевала на стороне фашистской оси. Но греческая делегация отлично знает, что на стороне фашистской оси сражался не албанский народ, а воевали албанские квис. линги. Албанский народ расправился с этими квкслингами. Что сказали бы, если бы греческий критерий был выдвинут в свое Бремя, например, по отношению к Франции? Ведь и там в годы оккупации существова ло квислинговское правительство, вербо вавшее добровольцев на советско-герман ский фронт. Но никто не подхокил с таким мерилом к Франции. Всем было ясно, что не Франция, а лишь французские квислинги находились на стороне оси. Почему же сей час хотят применить подобное мерило к Албании? Против Греции воевал не албан ский народ, а воевали албанские квислин ги. Заявление греческого делегата являет ся сплошным вымыслом. Албанский народ имеет большие заслуги в обшей борьбе на стсфане Соединенных Наций. Этот факт получил общее признание. В мирном дого воре с Италией предусмотрены репарации в пользу Албании. Разве репарации могут быть предусмотрены для вражеской Страны? Вот почему смехотворны греческие заявле ния о том, что Албания должна рассматри ваться как вражеская страна. Главный итог дискуссии сводится к тому, что аргентинская делегация должна снять свои предложения, противоречащие Уставу ООН. Подавляющее большинство делегаций понимает, что путь, на который толкает нгшу организацию аргентинская делегация, — опасный путь. Если мы будем нарушать Устав — да к тому же систематически, к чему стремятся делегации некоторых стран, — то лучше разложить костер и сжечь Устав, а заодно расписаться в том, что мы не способны к выполнению Устава. Необос нованными являются и австралийские пред ложения, которые советская делегация предлагает отклонить. Речь А.А. Громыко На сегодняшнем заседании вторично взял слово по вопросу о приеме новых членов в ООН советский делегат А.А. Громыко. Он заявил, что хочет сделать некоторые до полнительные замечания по поводу высту плений ряда ораторов. Громыко отметил, что в ходе дискуссии фактически обсуждались два вопроса: во-первых, о порядке рассмотрения заявле ний о приеме в члены ООН, во-вторых, о конкретных заявлениях ряда стран, выра зивших желание вступить в ООН. При этом обнаружилось, что подавляющее большин ство Политического комитета не разделяет точки зрения аргентинской делегации и не поддерживает предложенные ею проекты резолюции. В самом деле, спросил Громыко, что предлагает аргентинская делегация? Она предлагает ни больше, ни меньше, как сломать Устав ООН и вынести решение, что Генеральная Ассамблея должна прини мать постановления о приеме новых чле нов, независимо от того, имеется ли в каждом отдельном случае рекомендация Совета Безопасности или нет. Аргентинские предложения поддержали делегаты Чили. Бразилии и—никто не знает почему—деле гат Ирака. Все остальные выступившие в Политическом комитете делегаты сошлись на том, что аргентинские предложения на ходятся в вопиющем противоречии с Уста вом ООН. Отсюда аргентинской делегации следова ло бы сделать тот вывод, что, поскольку большинство Политического комитета выс казывается против внесенных ею проектов ей следовало бы снять эти проекты, как противоречащие Уставу. В совместном пред ложении делегаций Аргентины, Чили и Бра зилии нарушение Устава несколько завуали ровано, но нет никаких сомнений, что и это предложение расходится с Уставом. В ходе прений некоторые ораторы указы вали, что Генеральная Ассамблея может рассматривать заявления о приеме новых членов даже при отсутствии соответствую щей рекомендации Совета Безопасности. Но никто не мог привести документа в под тверждение такой точки зрения. Напротив, все приводившиеся здесь документы кон ференций в Думбартон-Оксе и Сан-Францис, ко говорили об обратном. В Думбартон-Ок се, где вырабатывался порядок приема но вых членов в ООН, никому и в голову не приходило, что какое-либо государство мо. жет быть принято в нашу организацию при отсутствии рекомендации Совета Безопас ности. Конференция в Сан-Франциско под твердила тот порядок, который был вырабо тан в Думбартон-Оксе. Мы слышали здесь заявление представи теля Великобритании — одной из держав, являющихся постоянными членами Совета Безопасности. Представитель Великобрита нии отнесся отрицательно к пожеланию, высказанному делегатами Канады и Поль ши относительно желательности консульта. ции постоянных членов Совета Безопасно сти по вопросу о приеме новых членов в ООН. Другие постоянные члены Совета Бе зопасности отнеслись положительно- к тако му предложению. Что касается позиции со ветской делегации, то она не возражает про тив того, чтобы постоянные' члены Совета Безопасности консультировались по этому вопросу. Из уст представителя Великобрита нии было тем более странно услышать ■возра жения против предложения о консультации постоянных членов Совета Безопасности, что именно британские представители посто янно упрекают советских делегатов в «не уступчивости». После этою казалось бы, что именно британской делегации следовало согласиться с внесенным предложением. Было бы также интересно услышать по это му поводу еще мнение делегации Китая, чтобы знать, кто готов принять участие в Американский делегат подает команду Когда дело приближалось к голосованию, американский делегат Стивенсон выступил вновь с речью, которую нельзя было рас сматривать иначе, как определенную коман. ду делегациям, зависящим от США, — как следует им голосовать. Стивенсон заявил, что он не возражает против принятия той части польской резо люции, в которой речь идет о проведении консультаций постоянных членов Совета Безопасности по вопросу о приеме новых членов в ООН. Впрочем, американский де легат тут же предупредил, что он «сомне вается в успехе таких консультаций», если советская делегация не откажется от при менения принципа единогласия при реше- нии вопроса о приеме новых членов. Далее Стивенсон сказал, что он возра жает против аргентинско-бразильско-чилий ского предложения и что американская де легация поддерживает австралийские пред ложения по поводу приема в ООН Порту галии, Ирландии Трансиордании, Италии и Финляндии. Со своей стороны американская делегация предлагает вынести аналогичное решение в отношении приема Австрии. Аме риканский делегат не утруждал себя аргу ментами в защиту своих предложений, ви димо рассчитывая на то, что послушное Соединенным Штатам большинство все равно проголосует за угодные им проекты. В то же время Стивенсон обрушился с обвинениями на Румынию, Болгарию, Венг рию, Албанию и МИР. Он утверждал, что эти страны «не подходят для приема в ООН». Особенно пространно оь говорил по поводу внутренних дел Румынии, положе ние в которой не нравится американскому правительству. Он выражал свое недоволь. ство тем, что в Румынии у власти стоит правительство, в котором ответственные посты занимают коммунисты, и что оппози ционные партии в Румынии не играют зна чительной роли. Стивенсон выдвинул кле ветнические обвинения по адресу демокра тического правительства Румынии. В заключение своей речи Стивенсон пря мо продиктовал дальнейший порядок рас смотрения данного вопроса: «Следует рас смотреть австралийские резолюции одну за другой и принять их каждую в отдель ности. Затем принять американское предло жение по поводу Австрии. Во всех этих проектах учтен дух. которым проникнуто и аргентинско-бразильско-чнлийское предло жение. Затем следует рассмотреть предло жения вроде бельгийского», — заявил Сти венсон. Делегат Сальвадора тут же сказал, что «аргентинско-бразильско-чилийское и ав стралийские предложения очень похожи». Делегат Канады заявил, что он не может поддержать аргентинское и шведское пред ложения. В то же время он сообщил, что канадская делегация воздержится при го лосовании предложений об обращении к Совету Безопасности с просьбой о пересмот ре вопроса о приеме новых членов, посколь. ку в прошлом году уже было принято ана логичное решение. Делегатка Индии Пандит повторила, что, по мнению индийской делегации, Генераль ная Ассамблея вправе решать вопрос о при еме новых членов только при наличии ре комендации Совета Безопасности. «Гене ральная Ассамблея поступила бы неправиль но, если бы сейчас решила предложить Со вету Безопасности пересмотреть этот воп рос,—сказала Пандит.—Поэтому мы можем голосовать лишь за польское предложение». Делегат Китая Веллингтон Ку напомнил, что в прошлом году консультации постоян ных членов Совета Безопасности по воп росу о приеме новых членов не дали ре. зультата. Однако он сказал, что китайская делегация готова принять предложение о проведении подобной консультации. Ки тайский делегат неожиданно поднял не от носящийся к обсуждаемому пункту по вестки дня вопрос о... границах между Маньчжурией и МНР. Он заявил, что «ни какие границы не могут быть признаны, ес ли они оспариваются законным правитель ством». Делегат Аргентины Арсе, убедившись в том, что грубые, топорные аргентинские предложения не встретили поддержки в ко митете, был вынужден снять свои предло жения. И.скова поднялись руки... Комитет перешел к голосованию посту пивших предложений. Первым голосовался польский проект резолюции, содержащий два параграфа. Один из них предусматри вал отказ от голосования всех других про ектов резолюций по «опросу о приеме новых членов ООН. Второй парагрзф польского проекта содержал рекомендацию постоян ным членам Совета Безопасности—провести взаимные консультации, чтобы достигнуть соглашения по поводу заявлений, получен ных от ряда государств, из’явивших желание вступить в ООН. Второй параграф польс кою проекта, против которого было трудно возражать, был принят 26 голосами против 13 голосов при 16 воздержавшихся. Была также принята преамбула (вступительная часть) польского проекта. Однако наиболее существенный первый параграф этого про екта был отклонен 43 голосами. За него голосовали 8 делегаций, воздержались от голосования 3 делегации. Шведский проект резолюции, содержавший просьбы к Совету Безопасности пересмотреть все заявления о желании вступить в ООН, поступившие от 11 государств, был отклонен 26 голосами; за этот проект голосовало 18 делегаций, воздержалось 14 делегаций. Было принято бельгийское предложение об обращении к Международному суду с просьбой обсу дить вопрос, связанный с применением пра вила единогласия великих держав в Совете Безопасности при . рассмотрении заявлений о приеме новых членов. Затем комитет принял большинством го лосов 5 проектов резолюций, предложенных делегацией Австралии. Делегации Арген тины, Бразилии и Чили сняли свой сов местный проект в пользу австралийских предложений. Австралийские проекты ка сались принятия в ООН Эйре, Португалии, Трансиордании, Италии, Финляндии. Каж. Дый из этих проектов содержал обращение к Совету Безопасности с требованием пе ресмотреть заявление соответствующей страны о вступлении в ООН. Как известно, согласно Уставу ООН, Совет Безопасности дает рекомендации по поступившим за явлениям о приеме в члены ООН, кото рые рассматриваются потом Генеральной Ассамблеей. В этом свете австралийские предложения представляют известную по пытку давления на Совет Безопасности. Тем не менее они были приняты большинством голосов. Помимо СССР и других славянских стран, против всех 5 австралийских проектов голосовала Индия. При голосовании про ектов резолюций, касавшихся заявлений Пор тугалии, Италии и Финляндии, против них голосовала также Эфиопия. При проведен ных многочисленных голосованиях (проек ты резолюций голосовались по параграфам) количество воздержавшихся колебалось от 1 до 19. В заключение был принят американский проект резолюции, касавшийся приема в ООН Австрии, содержание которого совпа дало с. австралийскими предложениями. За этот проект голосовали 43 делегации во гла ве с делегациями США и Великобритании. Против него голосовали делегации СССР, Украины, Белоруссии, Югославии, Польши! Чехословакии, Индии, Эфиопии. Воздержа лись от голосования 3 делегации. Принятие советских предложений по вопросу о Палестине АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТ ВА НЬЮ-ЙОРК, 10 ноября (спец. корр. ТАСС). — Сегодня первый подкомитет спе циального комитета по палестинскому воп росу единодушно одобрил принятые на со вещании представителей СССР, США, Ка нады и Гватемалы совместные предложе ния по палестинскому вопросу. Как известно, советская делегация внес ла 3 ноября свои предложения по этому вопросу. Свои проекты резолюций внесли делегации Канады и Гватемалы. Имелись также предложения от 31 октября. В связи с этим подкомитет обратился к деле гациям этих стран с просьбой разработать совместные предложения и внести их на об суждение подкомитета. В результате состоявшегося обсуждения представители США, Канады и Гватемалы приняли за основу следующие предложения СССР: 1. Мандат на Палестину будет прекращен 1 мая 1948 года, и вооруженные силы стра ны — держателя мандата будут выведены из Палестины к этому дню. 2. В период между 1 мая и 1 июля 1948 года в Палестине будут созданы неза висимые арабское и еврейское государства. День провозглашения этих государств бу дет рекомендован комиссией и утвержден Советом Безопасности. 3. Генеральная Ассамблея создаст комис сию из 3—5 членов, представляющих ма лые страны. 4. Задачей комиссии будет осуществле ние функций, предусмотренных в советских предложениях от 3 ноября и в рекоменда циях, принятых большинством специального комитета, и в других предложениях. 5. Комиссия будет помогать стрлг& мандатарию Великобритании в осуществлю нии ее функций до прекращения ее манда* та. 6. Комиссия будет нести ответственности за управление Палестиной в период между; прекращением мандата и созданием двух независимых государств. 7. Комиссия будет действовать под ру* кеводством Совета Безопасности и по его! указаниям. Она будет руководствоваться в свое$ деятельности рекомендациями Гене ральной Ассамблеи и такими специальными инструкциями, которые будет, издавать Со* вет Безопасности в осуществление этих ре* комендаций. Английский делегат Мартин заявил, что эти предложения представляют интерес ^гя правительства Великобратании, но что он не может заявить о своем отношении к ним, пока он не снесется со своим правительст вом. Представитель еврейского агентства Шер- ток выразил пожелание, чтобы комиссия как можно скорее приступила к работе. Касаясь функций этой комиссии, Шерток выразил надежду на то, что она будет также руководствоваться рекомендациями, приня тыми большинством специального комитета . по палестинскому вопросу, и обратит особое внимание на вопросы иммиграции в пере ходный период, а также на устранение су ществующих в настоящее время в Пале стине расовых дискриминационных законов в отношении землевладения. Одобренные подкомитетом предложения будут завтра обсуждаться в комитете по палестинскому вопросу. Приговор по делу Маниу и его сообщников БУХАРЕСТ, 11 ноября (ТАСС). — Се годня военный трибунал 2-го района города Бухареста вынес приговор по делу участни ков антигосударственного заговора — быв ших руководителей национал-царанистской партии. Подсудимые Юлиу Маниу, Ион Михала- ке, Григоре Никулеску-Бузешть и Алексан. дру Крецяну приговорены к пожизненной каторге. Однако первым двум (Маниу и Мнхалаке) подсудимым ввиду их преклон ного возраста пожизненная каторга замене на на основе закона пожизненным строгим тюремным заключением. Подсудимый Вик тор Радулеску-Погоняну приговорен к 25 годам, Григоре Гафенку—к 20 годам, Кон стантин Вишояну—к 15 годам каторжных работ. Подсудимые Камил Деметреску—к 15 годам, Илие Лазэр—к 12 годам, Василе Сердич и Раду Никулеску-Бузешть—к 10 годам, Штефан Стойка—к 8 годам, Николае Кграндино—к 6 годам, Флорин Ройю и Николае Пенеску — к 5 годам, Эмиль Опришану— к 3 годам сурового тюремного заключения, Эмиль Лазареску и Ион Мочони-Стырча — к 2 годам исправитель ной тюрьмы, Думитру Статеску—к 1 году тюрьмы. Все обвиняемые, за исключением Лаза реску, Мочони-Стырча и Статеску, пригово рены, кроме того, к различным срокам ли шения гражданских прав. Имущество всех подсудимых, кроме Опришану, Лазареску, Мочони-Стырча, Стойка и Статеску, кон фискуется. П Р И ГО В О Р Т И С О И Е ГО С О О Б Щ Н И К А М ПРАГА, И ноября (ТАСС). — Сегодня национальный суд в Братиславе вынес при говор по делу предателя словацкого народа бывшего премьер-министра марионеточного словацкого правительства Стефана Тисо и его сообщников. Все обвиняемые были приз наны виновными в государственной измене и в активном сотрудничестве с гитлеровца ми. Бывший министр национальной обороны Гашек приговорен к смертной казни, быв ший премьер-министр Стефан Тисо—к 30 го дам каторжных работ, министры — Мед- рицкий—к 7 годам, Пружинский и Кочиш— к 6, Стано—к 4, Сивак—к 3, ЛёДнар—к 4 и Фритц—к 2 годам тюремного заключ^ния- Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й П Е РЕ ВО РО Т В С И А М Е НЬЮ-ЙОРК, 10 ноября (ТАСС). — По сообщениям американских телеграфных агентств, полученных из Бангкока, 9 ноября в Сиаме произошел государственный пере ворот. Группа офицеров бывшей марионе точной армии, созданной японцами в Сиаме во время войны, захватила, как сообщает Юнайтед пресс, правительственные здания и об'явила о низложении правительства, ко торое состояло из представителей народной партии, возглавлявшей борьбу против япон ских оккупационных войск. Во главе переворота стоит фельдмаршал Бкпул Сонгграм, который занимал пост премьер-министра Сиама во время японской оккупации. РАДИОФИКАЦИЯ СЕЛ Работники Лпскинского радиоузла ведут работу по радиофикации сел. Летом этого года была построена линия протяжением в 7 километров в село Песковатку. В 60 ломах колхозников сельхозартели «Волна революции» установлены репродукторы. Недавно закончена постройка второй линии протяжением в 8 километров через реку Дон в села Залужное н Лиски. Кол хозники сельхозартелей «Коммунар» и «Путь Ленина» имеют возможность слу шать радиопередачи. Большую помощь в радиофикаций сел оказывает Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета РСФСР А. К. Лысенко. Н А О Ч Е Р Е Д Н О Й С Р Е Д Е В Р Е Д А К Ц И И « К О М М У Н Ы » 12 ноября в клубе журналистовсостоя лась очередная среда, которой продол жены встречи журналистовВоронежа со знатными людьми области. Гостем журналистовпа этот раз былмо сковский писатель К. Я. Горбунов, долгое время работавший под непосредственный руководством А. М. Горького в редакциях московских литературныхжурналов. К. Я. Горбунов поделилсясвоими воспоминаниями овеликом писателе и крупном обществен ном деятеле нашей страныА. М. Горьком, уделив основное внимание работе Горько го с начинающими авторами. На очередной среде присутствова ли работники областной газеты, заводских многотиражек,студенты университета, ра бочие воронежских заводов. В Г О Р П А Р Т К А Б И Н Е Т Е Сегодня, 14 ноября, в 19 час. — очеред ная лекция из цикла лекций по экономиче ским вопросам: «Социалистическое плани рование — закон развития советской эко номики». Читает тов. Замятнин. Вход по абонементам. И. о. ответ, редактора А. П. ШАПОШНИК. ПРОГРАММА ПЕРЕДАЧ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛРАДИОКОМИ ГЕТА 14 НОЯБРЯ, ПЯТНИЦА 7.35 — городской выпуск «Последних известий» (для Воронежа), 8.35 — мате риалы из газеты «Коммуна», 18.00 — об ластной выпуск «Последних известий», посвященный выдвижению кандидатов в депутаты местных Советов, 18.15,— кон церт «Новые пластинки», 18.30 — переда ча для молодежи «Молодежь выдви гает кандидатов в депутаты местных Со ветов», 18.45 — статья секретаря Облис полкома тов. Малютина «Об организаци онной подготовке к выборам». СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ И КИНО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДРАМАТИЧЕ СКИЙ ТЕАТР. - «Глубокие корни». На чало в 20 часов. ТЕАТР МУЗКОМЕДИИ. — «Вольный ветер». Начало в 20 часов. КИНОТЕАТР «СПАРТАК». — Художественный фильм «Подвиг разведчика». На чало в 12, 14, 16, 18, 20 и 22 часа. КИНОТЕАТР «ПРОЛЕТАРИЙ». _ Новый художественный фильм «Воспитание чувстз». Начало в 12, 14, 16, 18, 20 и 22 часа. илг . : г * Воронеж, проспект Революции, 51 ТЕЛЕФОНЫ: ответ, редактора-1.36, зам. редактора - 7.10, ответ, секретаря - 7-06, ОТДЕЛЫ РЕДАКГ ЛИ: партийной жизни, пропаганлы-7.02, промышленно-транспоот ного, областной и городской информации— 9.52, сельскохозяйственного — 80, культур ы и быта и отдела писем — 7-09, ночной редакции — 4-15, прямой междугородш * — 40, издательства — 1.55. Р Р * ДЕ 132:2. Воронеж, тип. изд-ва «Коммуна». Заказ № 3914-1947 г. Тираж 70 000 экз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz