Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)
4 К О М М У Н А 4 НОЯБРЯ 1947 г., № 219 (5233). Б о р ь б а в о к р у г в о п р о с а о в ы д а ч е в о е н н ы х п р е с т у п н и к о в Англо-американский блок навязал Генеральной Ассамблее решение, противоречащее международным соглашениям НЬЮ-ЙОРК, 31 октября (спец, корр ТАСС). — Сегодня пленум Генеральной Ас самблеи приступил к рассмотрению подго товленных комитетами проектов решений по ряду пунктов повестки дня. В центре внима ния сегодня находился вопрос о выдаче во енных преступников, предателей и Квислин гов странам, где они совершили свои престу пления. Этот вопрос был внесен в повестку дня Генеральной Ассамблеи по требованию Юго славии. В проекте резолюции, представлен ном югославской делегацией, было отмече но, что некоторые правительства не выпол няют резолюции Генеральной Ассамблеи от 13 февраля 1946 года о выдаче и наказании военных преступников. Югославская делега ция предлагала ы»вь подтвердить принци пы, указанные в резолюции, и предложить правительствам стран—членов ООН принять немедленные меры для задержания военных преступников и выдаче их для предания су ду и наказания по законам тех стран, где они совершили преступления. Далее юго. славская делегация предлагала генерально му секретарю ООН затребовать от членов ООН информацию относительно выполнения этих рекомендаций и представить доклад по этому вопросу третьей сессии Генеральной Ассамблеи Приняв предложения югославской делега ции, Генеральная Ассамблея способствовала бы выполнению важнейших международных обязательств, однако делегации США и Великобритании воспротивились принятию этих предложений. Делегация Великобрита нии внесла контрпроект резолюции, который не только не обеспечивает выдачу и наказа ние военных преступников, но и способст вует их укрывательству от правосудия. В противовес югославскому проекту, британ ская делегация предложила отметить про гресс в деле выдачи и наказания военных преступников и установить новую процеду ру, согласно которой правительства стран, где были совершены преступления, должны заново подать заявления о выдаче военных преступников и представить исчерпывающие юридические доказательства совершенных преступлений. Члены Юридического комитета 35 голоса ми против 7 при 5 воздержавшихся одобри ли британский проект резолюции, который комитет и представил на рассмотрение пле нарного заседания Генеральной Ассамблеи. Выступивший сегодня нз пленуме Гене ральной Ассамблеи глаза югославской деле гации Симич привел доказательства грубей ших нарушений известных международных соглашений о выдаче военных преступников. Он заявил, что Югославия требовала в,ыдать ей 2 104 преступника, совершивших чудовищ ные злодеяния против югославского народа. Однако, ей выдано лишь 125 преступников. Странным и необ’яснимым покровительством союзных оккупационных властей пользуют ся, в частности, итальянские фашисты, пре дававшие огню и мечу мирные югославские селения. В одном лишь списке «А», передан ном Югославией союзным оккупационным властям, значилось 959 таких преступников. Из них ни один не был выдан югославским властям. Ни один военный преступник не был выдан Эфиопии. Симич решительно высказался против про екта резолюции, представленного большинст вом Юридического комитета, поскольку он не только не способствует выдаче военных преступников., но, наоборот, затрудняет ее. Он настаивал на принятии югославского проекта резолюции. Польский делегат Ланге, выступивший с поддержкой югославского проекта резолю ции, привел вопиющий пример, показываю щий, до какой степени цинизма дошли те, кто берет военных преступников под защи ту. Некий Деринг, работавший в Освенцим ском лагере уничтожения и лично отбираз. шйй жертвы для умерщвления, бежал на за пад и оказался в английской зоне оккупации Германии. Там он присоединился к одной из так называемых «беженских» польских орга низаций и стал фигурировать в качестве по литического беженца., претендующего на право убежища. Деринг имеет наглость бра вировать тем, что он якобы отправлял в га зовые камеры лишь евреев, не трогая поля ков. Невзирая на требования польского пра вительства, этот злодей до сих пор не вы дан суду. Представитель США Фей в пространной речи жаловался, что представители славян ских стран якобы несправедливо обвиняют американские и британские власти и всяче ски силился представить дело таким обра зом, будто бы американские власти делают все, чтобы покарать военных преступни ков. Не будучи в состоянии опровергнуть фактов, приведенных югославской делегаци ей., он заявил, что американские власти не выдали Югославии преступников — италь янских фашистов якобы потому, что они., не знаю^г их адресов. «Мы всегда готовы проводить расследования, но не можем де. лать невозможное», — сказал Фей. Американский делегат выступил против принятия югославской резолюции. Он пы. тался представить дело таким образом, буд то бы кто-то хочет добиться, чтобы союзные оккупационные власти под видом военных преступников выдавали беженцев, не же лающих вернуться на родину. Подобные рассуждения понадобились ему, видимо, для того, чтобы попытаться отвлечь внимание от общеизвестных фактов, когда в лагерях для перемещенных лиц скрывают изменни ков, совершивших военные преступления. Американский делегат защищал проект резолюции, предлагаемый большинством Юридического комитета. Выступивший на вечернем заседании деле гат Сальвадора заявил: «Прешло два года после окончания войны, и наши умы долж ны были приспособиться к новым условиям. Страсти улеглись». Делегат Сальвадора требовал... «конституционных гарантий» для обвиняемых в военных преступлениях. Он предложил внести небольшую терминологи ческую поправку в проект резолюции, под готовленный большинством Юридического комитета- но позднее снял ее Представитель украинской делегации Ко валенко, отвечая представителю США, ска зал: «Да, мы обвиняем американские и ан глийские власти в том, что они не выполня ют решений о выдаче военных преступни ков. Но наши обвинения не голословны — мы приводим факты и документы». Подроб но изложив историю вопроса, Коваленко подчеркнул, что выдача и наказание пре ступников не только обеспечивают расплату за поступления, совершенные во время про- ю.::;;'! войны, но и являются мерой, предот- » алзюшей новую войну, поскольку воен ные преступники, служившие Гитлеру, мо гут быть использованы для разжигания но вых военных авантюр. Однако многие зако ренелые военные преступники, предатели и квнелинги по вине США и Великобритании до сих пор остаются безнаказанными. От нас требуют новых и новых юридиче. ских доказательств виновности военных пре ступников, сказал Коваленко. Но разве недостаточно, к примеру, таких фактов. Сте пан Бандера был агентом в германской раз ведке с 1939 года. В материалах Нюрнберг ского процесса есть неоспоримые доказа тельства, что его бандитская организация входила в состав гестапо на правах особого отдела и что сам он был непосредственно связан с Гитлером. Банды Бандеры зверски истребляли мирное население в западных областях Украины. И вот теперь этот палач нашел приют в американской оккупационной зоне. Он создал там не без помощи амери- -канской военной администрации враждебные Советскому Союзу организации, ставящие целью свержение существующего строя в УССР. В январе американские оккупацион ные власти с большим шумом предприняли в Мюнхене «розыски» Бандеры, но эти ро зыски были организованы так, чтобы дать возможность преступнику скрыться. Другой военный преступник Мельник, состоявший с 1938 года агентом немецкой разведки под кличкой «консул» и организовавший в пери од оккупации карательные отряды, истреб лявшие мирных жителей на Украине, также находится под покровительством американ ских властей. Он руководит в Мюнхене фа шистской организацией, располагающей шко лой и подразделениями, размещенными в раз личных городах, и готовящей кадры дивер сантов против УССР. Об этой деятельности Мельника хорошо знают американские вла сти, однако он до сих пор не выдан и поль зуется правом убежища как... политический эмигрант. Касаясь разглагольствований сальвадор ского представителя о необходимости «кон ституционных гарантий» для военных пре ступников, представитель УССР сказал: «Позволительно спросить, был ли когда-ли бо делегат Сальвадора на территории, г;и орудовали военные преступники? Видел ли он разрушенные села? Бывал ли он в лаге рях, где истребляли мирных граждан? Он говорит о «конституционных гарантиях» для тех, кто обвиняется в военных преступлени ях. Но предоставляет ли конституция какой- либо страны право убежища людям, активно участвовавшим в расстрелах сотен и тысяч мирных жителей?» Коваленко заявил, что делегация УССР в Юридическом комитете приводила большое количество фактов, свидетельствовавших, что значительная часть военных преступни ков укрылась в лагерях для перемещенных лиц, заняла там руководящие посты и не без ведома военных властей Великобритании и США установила систему террора по отно шению к людям, желающим вериться на родину. Однако представители США и Ве ликобритании, требовавшие вначале пред ставления таких фактов, потом вдруг изме нили позицию и заявили: «Не нужно фак тов, не нужно примеров, мы не можем раз бираться во всех этих фактах». Представитель УССР напомнил, что в прошлом году предложение о посылке ко миссии для проверки положения в лагерях перемещенных лиц было отвергнуто по на стоянию делегаций США и Велико британии. В этом году но настоянию тех же делегаций было отвергнуто предложение о подробном разборе фактов, представленных Юридическому комитету представителями ряда государств. «Судите сами, господа, где правда и где покровительство военным пре ступникам»,—сказал представитель Украины. В заключение украинский делегат выска зался за резолюцию, представленную деле гацией Югославии. Представитель белорусской делегации Дечко напомнил, что принятая по предло жению правительства БССР резолюция на первой сессии Генеральной Ассамблеи о вы даче и наказании военных преступников на шла горячий отклик у демократической об щественности всего мира. Он указал далее, что эта резолюция до сих пор не выполнена, и привел большое количество фактов, пока зывающих, что военные преступники, орудо вавшие в годы немецкой оккупации на тер ритории БССР, остаются на свободе и про должают свою подрывную деятельность. Центром этой деятельности является так называемый «Белорусский национальный ко митет», находящийся в Мюнхене и возглав ляемый военными преступниками К-лотко, Левковичем и Епифаненко, которые служи ли в немецкой полиции в Бобруйске и про водили расправы над мирным населением. В городе Регенсбурге (американская зона ок купации) действует возглавляемый военным преступником Виницким «Белорусский коми тет», в состав которого входит значительное количество лиц, совершивших преступления против белорусского народа. Дечко огласил фамилии и адреса целого ряда военных преступников, укрывавшихся на территории американской и английской оккупационных зон. «В юридическом коми тете, —. сказал он, — указывали на необхо димость различать два понятия— «военный преступник» и «политический противник». Но мы знаем, что под маской «политических противников» хотят скрыть военных пре ступников». От имени белорусской делега ции Дечко настаивал на отклонении проекта резолюции, представленного большинством Юридического комитета. Он предложил при нять проект, предложенный югославской де легацией. Делегат Великобритании Макнейл всяче ски пытался ослабить впечатление, произве денное на аудиторию глубоко обоснованны ми выступлениями делегатов Югославии, Польши. Украины, Белоруссии. Заявив, что в речах этих делегатов «проявились стра сти», Макнейл сказал, что его правительст во относится с сочувствием к странам, по страдавшим от зверств, которые чинились военными преступниками, но тут же добавил, что «необходимо сохранять чувство равно весия». Поскольку Макнейл не мог опровер гнуть бесспорные вопиющие факты укрыва тельства военных преступников, приводив шиеся делегатами, он попросил извинить его за то, что он, Макнейл, не может касаться этих фактов, поскольку... его зарзнее о них не предупредили. В этой связи следует от метить, что тот же прием английская деле гация использовала и в пошлом году, ут верждая, будто бы она не знакома с факта ми. Но вот прошел целый год, а преступни ки, о которых говорилось и тогда и теперь, продолжают пользоваться гостеприимством английских властей... Макнейл подтвердил, что английские вла сти 1 ноября освобождают из заключения людей, подозреваемых в военных преступле ниях «Мы не можем содержать их бесконеч но», — сказал он. Признав, что английское правительство «допускало и может допу стить ошибки» в рассматриваемом вопросе, британский делегат заметил: «Я не вижу, почему Генеральная Ассамблея должна все время заниматься этим вопросом». В заключение Макнейл сказал, что «дис куссия не выявила ничего нового и не про двинула дела вперед», и предложил поско рее закончить прения. Поблагодарив деле гата Сальвадора за его выступление, Мак нейл предложил отвергнуть югославский проект резолюции. С поддержкой проекта резолюции, пред ставленного большинством комитета, высту пили делегаты Колумбии и Египта. Делегат СССР К. К- Родионов напомнил о том, что декларация трех держав от 30 октября 1943 года предупреждала военных преступников, что «они будут отправлены обратно в места их преступлений и будут судимы народами, над которыми они совер шали насилия». Эта декларация обещала на родам, пострадавшим от чудовищных зло деяний извергов и палачей, что военные преступники будут судимы и наказаны суда ми, согласно законам тех стран, где они со вершили свои преступления. Но прошло свыше двух лет после окончания войны, а военные преступники продолжают укрывать ся от правосудия. Первая сессия Генераль ной Ассамблеи ООН приняла решения, под тверждающие необходимость выдачи воен ных преступников тем странам, где они со вершили преступления, и признающие сроч ность этой задачи. Однако неопровержимые факты говорят, что положение с .выдачей военных преступников не улучшилось и по сле принятия этих решений. Требования правительств Советского Сою за, Украинской ССР и Белорусской ССР, обращенные к английским и американским властям по вопросу о выдаче военных пре ступников, не удовлетворялись. В качестве мотива отказа в выдаче военных преступни ков обычно приводилась ссылка на недоста точность улик и доказательств виновности того или другого преступника. Но кто дол жен констатировать, что имеющиеся доказа тельства достаточны для предания суду, а затем для осуждения и наказания преступ ников? Конечно, органы прокуратуры и суда тех стран, на территории которых были со вершены преступления. Это вытекает со всей очевидностью из декларации трех дер жав от 30 октября 1943 года. Между тем, продолжал Родионов, до сих пор английские и американские власти брали на себя проверку виновности или неви новности преступников, т. е. присваивали се бе функции прокурорского и судебного над зора, выражая тем самым ничем необосно ванное недоверие следственным и судебным органам суверенных государств. Подобная практика нашла свое отражение и в англий ском проекте резолюции, принятой Юриди ческим комитетом. В этом проекте, предста вленном сейчас на утверждение Ассамблеи, английским и американским властям фактиче ски предоставляется право отказывать в вы даче военных преступников под предлогом недостаточности улик и доказательств их вины. Все это может лишь создать новые препятствия в выдаче и наказании военных преступников. Военные преступники оста нутся безнаказанно на свободе и будут го товы выполнять в качестве наемников и ландскнехтов любые поручения тех, кто ук рывает их от передачи в руки правосудия. Английские и американские власти не о/раничились введением мер, препятствую щих выдаче военных преступников. Они пешли дальше, односторонне подготовив освобождение тех военных преступников, которые находятся у них под арестом. Союзные военные миссии в Германии полу чили письмо британских военных властей за подписью бригадира Картью от 17 июля этого года. В письме говорится: «Британ ское правительство дало указание, что все военные преступники, объявленные союзными правительствами и находящиеся под аре стом в английской зоне, будут освобождены из-под ареста 1 октября в том случае, если они до этого числа не будут переданы со. ответствующим союзным правительствам». Командующий войсками США в Германии ге нерал Клей тоже заявил на заседании Конт рольного Совета, что все требования о вы даче лиц, обвиняемых в военных преступле ниях или в предательстве, надлежит пред ставить до 1 ноября 1947 года военному ко мандованию США, а все данные, подтверж дающие виновность этих лиц,—до 31 декаб ря 1947 года. Генерал Клей заявил также, что после указанных сроков вопросы о выда че военных преступников и предателей, как общее правило, рассматриваться не будут. Этими заявлениями односторонне установ лен предельный срок для пред’явления тре бований о выдаче военных преступников. Подобные действия правительств Великобри тании и США противоречат не только обя зательствам, принятым на себя этими прави тельствами, но и решениям Генеральной Ас самблеи ООН. Советскому правительству неоднократно приходилось опротестовывать все эти неправомерные действия английских и американских властей. Вот почему, заявил Родионов, предложе ния, внесенные югославской делегацией, яв ляются правильными и справедливыми. Юридический комитет не принял этих пред ложений. Больше того, большинство делега ций в Юридическом комитете не захотело даже обсуждать данный вопрос по сущест ву, сославшись на то, что вопрос о выдаче военных преступников—это вопрос полити- * * Выступивший далее югославский делегат Беблер дал достойный отпор тем делега там, которые, подняв казуистическую возню, пытались представить дело таким образом, будто бы до сих пор не ясно значение терми на «военный преступник». Беблер напомнил, что еще 30 лет тому назад в Гаагской кон векции было дано определение военных преступлений. Указав, что работавшая в Лондоне с 1944 по 1947 год союзная комис сия по военным 'преступлениям составила списки тысяч военных преступников, он заявил: «Мы требуем выдачи лишь тех пре ступников, которые зарегистрированы этой комиссией. Вина каждого из них до кументально установлена. Пусть же не жалуются, что нет юридических доказа тельств». Беблер подчеркнул, что речь идет не о малоизвестных, второстепенных личностях, а о крупных военных преступ никах, в частности об известных генералах итало.фашистской армии, чинивших неслы ханные зверства в Югославии. Однако до сих пор ни один из них не выдан югослав- ческий и что Юридический комитет такими вопросами не занимается. Представители СССР, УССР, БССР и Югославии привели в комитете ряд вопию щих фактов, свидетельствующих об отказе от выдачи преступников, назвали имена преступников и перечислили их преступле ния. Однако большинство Юридического ко митета прошло мимо этих фактов, сослав шись на то, что комитет — не судебный ор ган и не может заниматься разбором и про веркой отдельных фактов. Некоторые де легаты в Юридическом комитете предлагали вместо этого сосредоточить внимание коми тета на определении того, кого считать во енным преступником, предателем, Квислин гом. Но, разумеется, в повторном определе нии понятий «предатель» и «квислинг» нет необходимости, ибо во всех мирных дого ворах, подписанных об’единенными нациями после второй мировой войны, содержится точное определение этих понятий. В этих договорах прямо сказано, что лица, обвиня емые в нарушении законов своей страны, измене или сотрудничестве с врагом во время войны, тоже относятся к категории военных преступников и подлежат выдаче для суда над ними. Родионов привел ряд фактов, свидетель ствующих о том, что многие из невыданных преступников скрываются в лагерях для пе ремещенных лиц, где они являются основ ными организаторами различных так назы ваемых «комитетов» и «центров», занимаю щихся враждебной деятельностью, направ ленной против СССР. Несмотря на решение Генеральной Ассамблеи, принятое в декабре прошлого года, в лагерях для перемещен ных лиц не приняты меры для тщательной фильтрации с целью обнаружения всех пре ступников войны и очищения этих лагерей ог лиц или групп, которые применяют меры принуждения в отношении тех, кто желает возвратиться на родину. В результате этой враждебной деятельности военных преступ ников и предателей до настоящего времени в зонах, находящихся под контролем анг лийского и американского командования, и на территории других иностранных госу дарств находится около четырехсот тысяч советских граждан, угнанных в рабство гит леровскими войсками. В значительной мере это об’ясняется тем, что во главе лагерей перемещенных лиц нередко стоят крупные военные преступники—предатели, активно сотрудничавшие с врагом и продолжающие вести враждебную пропаганду против демо кратических стран. Так, например комендант лагеря «Гайдану» (в английской зоне) Дроз- довский принимал участие в зверских прес туплениях в Львовском лагере (Яновском), где было замучено до 200 тысяч человек. Родионов привел ряд других аналогичных примеров. Отвечая делегату США, делавшему упор на то, что за истекшие 2 года амери канские власти выдали некоторое коли чество военных преступников, Родионов заявил, что сейчас речь идет не об этом, а о тех тысячах военных преступников, которых некоторые страны, в том числе США, попрежнему отказываются выда вать вопреки требованиям заинтересован, ных государств. Родионов показал также необоснованность аргументации английско го делегата Макнейла, утверждавшего, будто бы приведенные факты, касающиеся невыдачи военных преступников, являются «новыми» и «неизвестными» для англий ской делегации. Он напомнил, что эти же самые факты, как и многие другие, при водились в переписке между советским и английским правительствами по этому вопросу. Эти факты приводились также на сессии Генеральной Ассамблеи в декаб ре 1946 года. Проект резолюции, представленный югославской делегацией, сказал Родионов, предлагает Генеральной Ассамблее выра зить сожаление по поводу невыполнения правительствами некоторых государств ре шения первой сессии Ассамблеи о выдаче военных преступников. Английский же проект, принятый большинством голосов в комитете, по сути дела предлагает Ас самблее отметить прогресс, якобы достиг нутый в отношении выдачи военных пре ступников, хотя ряд делегатов приводил факты, свидетельствующие, что никакого прогресса в этом деле не достигнуто. При. нятие подобной резолюции означало бы из вращение подлинного положения. В заклю чение Родионов сказал, что советская де. легация будет голосовать против проекта резолюции, предложенного Юридическим комитетом. Делегация СССР считает, что должен быть принят проект резолюции, предложенный делегацией Югославии, так как эта резолюция соответствует сущест вующим международным соглашениям, а также резолюциям Генеральной Ассамблеи, принятым в феврале и декабре 1946 года. ским властям. Он напомнил также, что Югославии все еще не выданы и такие крупнейшие квислинги, как Павелич. Беблер огласил полученное от югослав ского правительства сообщение о знамена тельном событии, происшедшем на-днях в Греции. Здесь укрывается большое количе ство военных преступников-четников. Не давно 400 четников записались во фран цузский иностранный легион. За ними при был пароход. Но в последнюю минуту’ офицеры не пустили четников на этот паро. ход, заявив им: «В Нью-Йорке решено по слать комиссию в Грецию. Поэтому вы дол жны остаться здесь». Для чего четники оставлены в Греции?— спросил Беблер. Какая конкретная задача будет поставлена перед ними в связи с посылкой балканской комиссии ООН в Гре цию? Это пока не ясно, но во всех подоб-' кых историях явственно чувствуется дей ствие темной силы, которая пытается ис пользовать эти темные элементы для реше ния новых темных задач. «Украинская делегация с большим тер пением следила за тем, как вы ведете де баты. Когда на трибуну поднимается пред ставитель славянской страны, вы требуете ограничения прений, и немедленно раз дается стук вашего молотка. Украинская делегация протестует против такого веде ния собрания, противоречащего правилам процедуры». Вышинский, со своей стороны, указал на нарушение председателем установленного порядка ведения собрания. «Я выступаю по запросу, прения по которому не законче ны, — сказал он, — и получил слово не в порядке любезности председателя — я не принимаю такой любезности, а по праву,; установленному правилами процедуры. Ува жать эти правила должны не только члены Ассамблеи, но и ее председатель». Попытка председателя помешать делега там высказаться по важнейшему вопросу потерпела крах. Аранья не смог возразить Вышинскому, и глава советской делегации начал свое выступление. В ы с т у п л е н и е А . Я . В ы ш и н с к о г о Грубое нарушение правил процедуры председателем Генеральной Ассамблеи В ходе заседания председательствующий Аранья (Бразилия) вдруг об’явил, что он, как председатель, решает ограничить пре ния. Давая слово Беблеру, Аранья сказал, что этим он якобы проявляет свое «либе ральное» отношение к югославской делега ции и что впредь он не допустит, чтобы от одной делегации по одному вопросу выступали два оратора. Это заявление не могло не вызвать удивления, поскольку правила процедуры не предусматривают такого ограничения. После повторного выступления делегата Сальвадора слово взял глава советской де легации А. Я. Вышинский. Однако, когда Вышинский поднялся на трибуну, Аранья вновь заявил, что он не будет предостав лять слово двум ораторам от одноц делегации и делает исключение лишь для Вышинского. Это заявление вызвало протест со стороны украинской делегации. Мануильский, под нявшись на трибуну, заявил, обращаясь к председателю: Я не намерен повторять то, что уже было сказано моим коллегой Родионовым, но я хотел бы уточнить некоторые вопросы, приобретающие значительный интерес, осо бенно в связи с тем, что мы услышали здесь от Макнейла. Макнейл здесь сказал, что он понимает чувства и переживания представителей стран, требующих выдачи военных преступ ников, совершавших свои злодеяния на территории этих стран. Но эти добрые сло ва отнюдь не открыли Макнейлу путь к добрым делам. Дело не в том, что представители стран, пострадавших от злодеяний военных пре ступников, испытывают и выражают закон ное негодование. Мы боремся за выполне ние этих обязательств не потому, что в наших сердцах кипит негодование и мы теряем равновесие, которого хватило бы не на одного Макнейла. Мы полностью сохра няем равновесие и в этом отношении можем поспорить с Макнейлом. Мы боремся за последовательное соблюдение междуна родных соглашений о выдаче и наказании военных преступников потому, что этого требуют обязательства, взятые на себя союзниками перед лицом всего мира и пе ред гекатомбами жертв, принесенных в войне против фашизма. Разве то, что сказал здесь Макнейл, говорит о выполнении английским прави тельством этих обязательств? Разве можно считать нормальным такой порядок, когда, к примеру, английский бригадир Картью самовольным актом решает освободить из- под ареста после 1 октября всех военных преступников, находящихся под арестом в британской зоне, если они до эюго числа не будут переданы соответствующим пра вительствам? Разве не ясно, что ни англий ский бригадир Картью, ни даже целая Ге неральная Ассамблея таких бригадиров не вправе издавать подобных приказов, ломаю щих торжественно принятые на себя анг лийским правительством обязательства? И разве ваше правительство, г-н Макнейл, не могло отменить такое незаконное распоря жение, изданное вашим бригадиром еще 17 июля? Вы здесь говорите, что мы вас непра вильно понимаем, и что вы выполняете и впредь будете выполнять решения о выда че и наказании военных преступников. Но разве эти заявления соответствуют тому, что происходит в действительности? Такие заявления представляют собою пустые слова, грубо противоречащие фактам. По ставьте бригадира Картью на место, наве дите порядок в собственном доме. Без это. го не может быть и речи о подлинном вы полнении международных соглашений о вы даче и наказании военных преступников. Вы заявляете теперь, что будете продол жать расследования по делам военных пре ступников и будете выдавать их, если приз наете это нужным. Но такое заявление само по себе говорит о новом вопиющем нарушении указанных соглашений. Эти сог лашения отнюдь не предоставляют госу дарствам, под контролем которых нахо дятся территории, где укрылись военные преступники, права решать — выдавать или не выдавать этих преступников госу дарствам, на территории которых они совер шили свои чудовищные преступления. В международных соглашениях не сказано, что требования о выдаче военных преступ ников должны удовлетворяться лишь с согласия тех государств, в руках которых они находятся. Союзные державы торжественно обяза лись в своей декларации от 30 октября 1943 года найти военных преступников да же на краю света и отправить этих пре ступников обратно в места их преступлений, чтобы народы, над которыми они совершают насилия, судили их. Это торжественное обязательство нарушается. Больше того, теперь хотят это нарушение закрепить и увековечить. Сейчас пытаются укрыть преступников под маской политических «оппонентов», как сказал здесь представитель Сальвадора. Говорят, будто бы мы требуем выдачи та ких «оппонентов», а не военных преступни ков. Но вы прекрасно знаете, о ком идет речь, выдачи кого мы требуем. Здесь уже называли много имен. Вы сомневаетесь, что это преступники? Мы требовали выдачи ор ганизаторов дивизии СС «Галичина» Кубш- товича и Кирмановича. Эта дивизия входила в состав гитлеровской армии. Она совершила неслыханные зверства. Ее организаторов проклинают матери, потерявшие сыновей, дети, оставшиеся без родителей. Разве эго. * Яркая речь Вышинского была выслушана с большим вниманием. Заключительные его слова были покрыты аплодисментами части делегатов и публики, присутствовавшей в зале. Как уже бывало не раз, оппоненты советской делегации, не будучи в силах возразить на доводы Вышинского, предпоч ли отмолчаться и форсировать голосование. Большинством голосов проект резолю ции, представленный Юридическим комите том, был принят. Против него голосовали делегации СССР, Украины, Югославии Польши, Чехославии, Белоруссии и Эфиэ. пии. 6 делегаций воздержались от участия го мало, чтобы назвать Кубштовича и Кир, мановича военными преступниками? Мы тре бовали выдачи гитлеровского наймита Омельченко, который в 1943 году возглав. лял карательные экспедиции, предававшие огню и мечу мирные села Украины и Бело.) руссии за то, что. крестьяне отказывались давать хлеб гитлеровской армии.* Разве этого мало, чтобы назвать Омельченко военным преступником? Но Омельченко, как и многие другие пре ступники, жив, здоров и гуляет на свободе.: Раньше он жил на хлебах ЮННРА,теперь его кормят другие его покровители. Но он агент гитлеровской разведки, военный пре ступник. Вы должны выдать его, чтобы народ судил его. К этому вас обязывает декларация союзных держав, под которой стоит подпись и британского правительства.. Но вы не хотите это сделать и вы этого не сделаете. Советская делегация не может не прив лечь внимания Генеральной Ассамблеи к фактам систематических нарушений США и Великобританией международных согла шений о выдаче и наказании военных пре ступников, хотя мы и не питаем надежд на то, что здесь будет принята резолюция, которая способствовала бы ликвидации этих нарушений. Известно, что здесь в силу определенных обстоятельств сложился та кой порядок, при котором любое предложе ние, исходящее от меньшинства, откло. няется даже в том случае, если всем оче видна важность этого предложения. С дру гой стороны, любое предложение, исходя щее от большинства, возглавляемого делега циями США и Великобритании, рассматри вается как благо и автоматически прини мается. Это обстоятельство нас нисколько не смущает и не останавливает в борьбе за справедливость, за право меньшинства отстаивать свою правоту, бороться за правду. Большинство Юридического комитета предлагает в английской резолюции «принять во внимание все сделанное». Но ведь в действительности для выдачи и наказания военных преступников ничего не сделано. Эта фраза явно не соответствует действи тельности. Международные соглашения о выдаче и наказании военных преступников американскими и английскими властями не выполняются и об этом надо прямо сказать. Этого, конечно, в английской резолюции нет. Большинство Юридического комитета вносит проект резолюции, в котором, вопре ки существующим международным согла шениям, законам и решениям, предлагается странам, требующим выдачи военных пре ступников, предоставлять исчерпывающие доказательства их вины. Начинается сви стопляска по поводу юридических терминов рпта ^асге и т. п. Вы говорите, что вам не известно, кто именно является военным преступником, что вам не ясно, кого надо зачислять в кате горию лиц, совершивших военные престу пления? Прочтите Устав Международного военного трибунала, разработанный при участии ваших представителей в Лондоне почти два года тому назад. Там ясно ска зано, кто такие военные преступники. Что же касается юридических доказа тельств вины этих преступников, то мы не обязаны представлять вам исчерпываю щих доказательств. Мы должны указать только основные факты, где был и что де лал тот, чьи руки обагрены кровью невин ных жертв, пролитой в годы войны. В соответствии с существующими междуна родными соглашениями' законами и реше ниями мы говорим вам — извольте выдать нам этих преступников, и наш суд сам рас. судит и определит степень виновности каждого из них, определит кару, которук) си должен понести. Судить их должен наш суд, а не вы, держащие в руках преступ ников, которых вы не хотите выдавать, прикрываясь юридической казуистикой и крючкотворством. Но речь сейчас должна итти не о крючкотворстве, разводимом при казными крысами, а о выполнении между народных обязательств. Проект резолюции, представленный боль шинством комитета, содержит в своем наз вании упоминание о выдаче военных пре ступников. Но в действительности это проект резолюции не о выдаче, а о невыдаче военных преступников. Мы голосуем про. тив такой резолюции, которую хочет про тащить при помощи механического голо сования большинство Юридического коми тета, представившее этот проект. в голосовании; две делегации отсутствова ли. Вслед за тем была поставлена на голо сование и отклонена резолюция, представ ленная югославской делегацией. За эту резолюцию голосовали те же 7 делегаций: СССР, Украины, Югославии, Польши, Че. хословакии, Белоруссии и Эфиопии. Таким образом, результаты голосования еще раз красноречиво показали, куда ведут Организа цию Об’единенных Наций лидеры англо. американского блока, не • постеснявшиеся навязать сегодня Генеральной Ассамблее скандальное решение, способствующее ук рывательству военных преступников. Зам. ответ, редактора Ф. Ф. ШАТАЛОВ. ю»>тямапмиявт «»1 т шиимиими шш СЕГОДНЯ В ТЕАТРЕ И КИНО Госдрамтеатр — «Глубокие корни». Начало в 20 час. Кинотеатр «Спартак»—Новый художественный фильм «Подвиг разведчика». Нача ло сеансов: дневных — в 12 и 14 часов, вечерних — в 16, 18, 20 и 22 часа. Обком профсоюза рабочих хлебо пекарной промышленности с глубокой скорбью извещает о смерти члена президиума обкома союза УСАЧЕВА Константина Львовича и выражает свое соболезнование семье покойного. Дирекция, парторганизация и мест ком воронежского треста «Росгла'В- хлеб» с глубокой скорбью из ещают о преждевременней смерти зам. управ ляющего трестом УСАЧЕВА Константина Львовича и выражают глубокое соболезнование семье покойного. АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: г. Воронеж, проспект Революции, 51 ТЕЛЕФОНЫ: ответ, редактора—1-36, зам. редактора — 7-10, ответ. секретаря — 7-06, ОТДЕЛЫ РЕДАКЦИИ: партийной жизни,пропаганды—7-02, пр мышление. 1 ра нпорт. _____________________________ ного, областной и городской информации —9,52, сельскохозяйственного — 80, культурыи быта и отдела писем — 7-09, ночной редакции — 4-15, прямой междугородный — 40, издательства — 1.55. Д Е 13253. ’ *- — Воронеж, тип. изд-ва «Коммуна** Г Заказ № 3836-1947 г. Тираж 70 000 эна*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz