Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)
25 ОКТЯБРЯ 1947 г., № 211 (5225). К О М М У Н ж ттшт /-Гч, Выступление тов. Вышинского Я. Я. по греческому вопросу в Генеральной Ассамблее 2 0 о кт я б р я 194Г года 1 . К и с т о р и и г р е ч е с к о г о в о п р о с а «Генеральной Ассамблее, — сказал А. Я. Вышинский, — предстоит обсудить внесен ный в повестку дня вопрос об угрозе поли тической независимости и территориальной целостности Греции. Советская делегация не может согласить ся с предложениями, внесенными на ваше рассмотрение от имени большинства перво го комитета. Советская делегация считает эти предложения неправильными, лишенны ми всякого основания и в силу этого совер шенно непригодными для целей урегулиро вания греческого вопроса и устранения тех ненормальных явлений, какие наблюдаются в отношениях между Грецией, с одной сто роны, и Югославией, Болгарией _и Алба нией — с другой». Напомнив о том, что Советское прави тельство неоднократно привлекало внимание Совета Министров Иностранных Дел и Со вета Безопасности к греческому вопросу, А. Я. Вышинский заявил далее: «Ставя в январе 1946 г. перед Советом Безопасности вопрос о положении в Греции, Советское правительство исходило из четы рех основных положений, центральное место в которых занимали соображения, относя щиеся к пребыванию в Греции британских войск. В советском меморандуме указыва лось на то, что пребывание в Греции бри танских войск не вызывается необходи мостью, что на деле оно превратилось в средство давления на внутриполитическое положение в Греции и что это обстоятель ство нередко используется греческими реак ционными элементами против демократиче ских сил страны. Отсюда следовало заклю чение о необходимости вывода британских войск из Греции, что, несомненно, внесло бы в греческую жизнь необходимое успо коение и пооядок. Нам говорят, что английские войска оста лись в Греции для наведения порядка. Но, ведь, вот уже два года, как англичане на водят в Греции порядок, а порядка все нет. Наведение порядка в Греции — это внут реннее дело греков. Сам греческий народ, прославленный демо кратическими традициями героической Эл лады, в силах справиться со своими внутрен ними делами бёз помощи иноземных войск. I реческий народ не просит такой помощи. О такой помощи взывает греческое прави тельство, чтобы удержаться у власти про тив воли народа. Это подтверждает весь ход событий в Греции за эти два с лиш ним года и до нынешних дней». 5 . П р е д а т е л и , у г о л о в н ы е п р е с т у п н и к и , п р о в о к а т о р ы в к а ч е с т в е с в и д е т е л е й о б в и н е н и я 2 . Ф а л ь с и ф и к а ц и я г р е ч е с к и х в ы б о р о в «Представители правительства Цалдари- са—Софулиса хотят уверить,—продолжал А. Я. Вышинский,—что оно—представитель ное правительство, облеченное доверием греческого народа,—ссылаются на апрельские выборы 1946 г., в результате которых Цал- дарис и компания пришли к власти. Но разве нынешний премьер-министр Со- фулис не заявлял накануне этих выборов в марте прошлого года, что «согласно инфор мации, полученной со всех концов Греции, никто, за исключением монархистов, не пользовался свободой выдвижения кандида тов и свободой выражения мнения»? Разве тогдашние заместители премьер-министра Кафандарис и Цудерос ушли в отставку не потому, что не могли примириться с выбор ной вакханалией, причем Кафандарис зая вил, что «мы быстро катимся к тому, что превращаем выборы в пародию, что создает громадную опасность»? Это заявление было сделано публично и кем? Тогдашним премьер-министром Греции и нынешним премьер-министром Греции Со- фулисом и его двумя заместителями — Ка- фандарисом и Цудеросом. Тогдашний министр внутренних дел Хави- нис говорил о выборах в Эпире, что они «представляли собой не что иное, как на значение кандидатов Зерваса при помощи насилия и террора». Разве Софулис не заявил, как об этом было опубликовано в газете «Эстия» 7 сен тября 1946 года, т. е. спустя неделю после этой кукольной комедии с плебисцитом, что «только люди с нечистой совестью могут говорить о плебисците, поскольку в Греции был не плебисцит, а подготовленная заранее махинация»? Тов. Вышинский приводит многочислен ные данные, неопровержимо показывающие грубую фальсификацию выборов в Греции в 1946 году. Далее, касаясь истории этих «выборов», он отмечает, что, «по сообщению министер ства внутренних дел Греции, из 2.211 ты сяч избирателей участвовало в голосовании 1.117 тысяч и воздержалось 1 миллион 94 тысячи избирателей. Вот итог наведения в Греции порядка ан глийскими военными властями. Опыт таких «демократических» выборов в Греции под надзором иностранных войск вдохновляет теперь г. Маршалла в отно шении Кореи. Как видно из письма г. Остина на имя г-на Ли относительно Кореи, правительство США предлагает вывести американские войска из Кореи после выборов в Корее и сформирования корейского национального правительства. Иначе говоря, выборы в Корее американское правительство намерено провести по греческому образцу, под при крытием своих вооруженных сил. Поистине дурные примеры заразительны...» Возвращаясь к истории греческого вопро са, товарищ Вышинский напоминает, что в 1946 году в Совете Безопасности Бевин сделал следующее заявление: «Что касается Греции,—говорится в этом документе, воспроизводящем заявление г-на Бевина,—как только мы выполним наши обязательства, которые мы приняли на себя по отношению к греческому правительству, наши войска будут отведены, и мы не бу дем создавать угрозы или беспокойства для какой-либо другой нации». Хотя и не было раз’яснено, в чем именно 'заключаются эти обязательства, советская делегация ввиду этого заявления об’явила со своей стороны, что, руководствуясь стремлением к сотрудничеству, она соглас на, чтобы обсуждение греческого вопроса завершилось заявлением председателя, без какой-либо формальной резолюции. Совет ская делегация'считала возможным согла ситься с тем, чтобы все дело ограничилось не формальным заявлением председателя Совета Безопасности — тогда председа тельствовал австралийский делегат г-н Мэйкин—и чтобы в этом заявлении было сказано, что, ввиду обещания британского правительств?! вывести из Греции свои войска в возможно короткий срок, считать этот вопрос на данном заседании исчерпан ным. Примерно в этом духе и было закон чено в то время рассмотрение греческого вопроса. 3 . Т е р р о р и с т и ч е с к и й р е ж и м и и н о с т р а н н ы е в о й с к а в Г р е ц и и ' «с тех пор прошло больше года, — ука зал далее товарищ Вышинский. — Британ ские войска все еще остаются в Греции. К ним прибавились еще американские во енные и прочие инструкторы и эксперты. Дела в Греции не только не улучшились, но еще более ухудшились. Гражданская война в разгаре». В подтверждение своих слов А. Я. Вышинский привел письмо цент рального правления «Греческой националь ной солидарности», присланное в секрета риат ООН в августе этого года и свиде тельствующее о неподдающихся описанию ужасах, творящихся в Греции при нынеш нем политическом режиме. «Внешнеполитическое положение Грё- ции, — говорит тов. Вышинский, — все бо лее и более запутывается, и надо прямо сказать, что главная ответственность за это ложится на США и Великобританию, яв ляющиеся главными факторами греческой политики. Нам вновь приходится по ини циативе американского правительства Зани маться этим вопросом, но уже.в ином пла не, представляющем, к сожалению, все это греческое дело в совершенно перевернутом, извращенном виде. Советская делегация не выполнила бы своего долга перед Органи зацией Об’единенных Наций и всем миром, если бы не обратила внимание именно на эту сторону дела. Несмотря на обещания британского пра вительства вывести из Греции свои войска, как только Великобритания выполнит свои обязательства, эти войска до сих пор остаются в Греции, а ссылка на обязатель ства Великобритании перед Грецией оказы вается лишь бронзовым векселем, который векселедатель не собирался и не собирает ся оплачивать. Тем временем поход против демократических сил в Греции усилился. Положение внутри страны достигло крайне го напряжения». Сказав, что курс британской политики в Греций направлен на разгром демократиче ского движения, А. Я. Вышинский остано вился на ^позиции в греческом вопросе ряда делегаций, в частности норвежской,- фран цузской, бельгийской, признававших, что причиной нынешнего положения в Греции является американское вмешательство в ее внутренние дела. 4 . П о д т а с о в к а ф а к т о в и „ п о д в и г и " а н г л о - ф р а н к о - а м е р и к а н с к о г о б л о к а «Однако американская и британская деле гации, — говорит тов. Вышинский, — сде лали все для того, чтобы придать грече скому вопросу совершенно превратный ха рактер и представить его здесь в совершен но извращенное виде. Это стало особенно ясным в свете всего того, что. произошло в первом комитете при обсуждении греческо го вопроса и что не может не убедить каж дого беспристрастного человека в искусст венности и фальсификации всей этой затеи. Мы утверждаем, и для доказательства это го вовсе не требуется больших усилий, что вся эта затея с постановкой на Генеральной Ассамблее греческого вопроса по обвинению Югославии, Болгарии и Албании в том, что они якобы угрожают политической незави симости и территориальной целостности Гре ции, является кукольной комедией, плохо состряпанной политической буффонадой. Все то, что мы наблюдали в первом коми тете при рассмотрении греческого вопро са, — приводившиеся американской деле гацией аргументы, соображения, доказа тельства против Югославии. Болгарии и Албании, подозрительная история с заменой американской делегацией одной формули ровки другой, затеянный представителями .США в первом комитете торг с представи- и Албании, приемы на- телями Югославии, Болгарии со^ршенно непозволительные жима и давления на указанные три страны чтобы получить лучшее обоснование для контрольной комиссии, всевозможные ма невры, к которым прибег американский де легат, чтобы добиться своей главной цели: учреждения контрольной комиссии, — все это вскрыло настоящую подоплеку всего •.этого дела, вскрыло подлинные цели, кото рые преследовало и преследует правитель ство США ^постановкой в данное время на 1енеральной Ассамблее греческого вопроса. Зтя цель заключается, повидимому, в том чтобы, политически атаковав Югославию,’ Болгарию и Албанию и обвинив их в нару шении норм международного права и в уг розе политической независимости и терри ториальной целостности Греции, оправдать свою интервенцию в греческие дела, еще сильнее укрепить основу для такой интер венции, реабилитировать в глазах мирового общественного мнения ту «помощь», кото рую США оказывают Греции, превращая ее под видом этой помощи в свою базу. Далее тсв. Вышинский приводит факты, показы вающие всю искусственность и несправед ливость надуманных и пред’явленных Юго славии, Болгарии и Албании обвинений. «Генеральная Ассамблея должна знать,— отмечает А. Я- Вышинский, — что в комис сию и вспомогательную группу была пред ставлена греческим правительством «Белая книга», в которой были собраны показания под присягой 60 свидетелей. Из этих 60 свидетелей комиссия заслушала 26 свидете лей. Что это за свидетели? Оказывается, что из этих свидетелей 10 человек (39 процентов) установлены как лжесвидетели, которые были разоблачены в процессе расследования своими собственны ми противоречиями и лживыми показаниями; часть из них призналась в получении от гре ческих властей денег в уплату за лживые по казания (например, свидетель Зафирис); часть, вроде Бобциса, которого, по предло жению колумбийского делегата г-на Урру- тия, комиссия отказалась выслушивать, нес. ла околесицу, противоречащую явным и хорошо известным фактам; или Велианиди. са, оказавшегося столь подозрительным, что комиссия решила специально проверить его личность. 6 человек (23 процента) — уголовные преступники и провокаторы. Таковы: Вла- хос, убивший бывшего министра Зевгоса, Партулас, Кауссис и Сидиропулос — его соучастники; причем Сидиропулос в опуб ликованном в греческой прессе письме при знал, что получил от греческих властей деньги за ложные показания против Юго славии, Болгарии и Албании; Контопанос, разоблаченный как провокатор своим род ным братом; Гологанов, бывший при нем цах председателем военного суда и осуж денный болгарским судом к смерти за измену. 5 человек (16 процентов) — это лица, приговоренные к смертной казни или нахо дившиеся в момент их допроса под угрозой смертной казни, или давшие свои показания после избиения и пыток, которым они под вергались. Это — Валтадорос, Патис, За- хос, Икономов, Сербаков». «С другой стороны, — продолжал А. Я. Вышинский,—комиссия заслушала больше ЮС свидетелей, которых сама комиссия отобрала в тюрьмах и концлагерях среди политических и общественных деятелей, брошенных сюда греческим правительством, и среди простого народа. Все эти свидетели не только опровергли греческие обвинения, но сами выступили грозными обвинителями греческих властей в провокациях на гра ницах, в преследованиях деятелей демокра тического движения и национальных мень шинств, в укрывательстве и поддержке во енных преступников ч иных предателей, бе жавших в Грецию из Югославии, Болга рии и Албании. Среди этих свидетелей мы видели крупных представителей греческих политических партий и организаций, как генерала Грегориадиаа — руководителя партии левых либералов; Папаригаса — председателя греческой Всеобщей конфе дерации профсоюзов; генерала Бакирджиса; Петцимецаса Геркулеса — председателя Всегреческой федерации демократических ассоциаций. Все эти люди указывали (а они ничем не опорочены и их моральные качества не под лежат никакому сомнению,их политическая честность доказана их мужеством и непрек лонностью в борьбе с фашизмом и с про должающимся на территории Греции фа шистско-монархическим террором), что ни Югославия, ни Албания, ни Болгария не повинны в тех преступлениях, которые им приписываются, что ответственность за это лежит на греческом правительстве, с кото рым не может помириться греческий народ, борющийся с оружием в руках против это го правительства, что вся ответственность лежит на английском правительстве. Г-н Макнейл говорил, что он не знает, сколько в Греции английских дивизий. Во всяком случае их достаточно, чтобы они могли Активно участвовать в подавлении демократических сил, кровью которых за лита сейчас земля Греции». «Между тем, — подчеркнул глава совет ской делегации, — именно показания лю дей, вынутых из петли, полумертвецов, пытками и мучениями доведенных до того, что они говорили все, что от них требовали мента, свидетельствующих об эюспаисио- нистских устремлениях греческих реакцио. неров. «Надуманность и искусственность обви- их мучители, — именно эти показания и бы- нений Югославии, Болгарии и Албании в ли положены в основу выводов больший ства комиссии и вспомогательной группы, и эти выводы были представлены первому комитету в виде обвинительного акта про тив Югославии, Болгарии и Албании. Не удивительно, что при всей предвзято сти, с которой подходили к этому делу неко торые делегации, все это не могло не про извести своего впечатления на многих деле гатов. Не случайно, что представители этих делегаций отказались поддерживать грече ские и англо-американские обвинения против правительств Югославии, Болгарии, Алба нии» Тов. Вышинский затем заявил: «Когда в первом комитете шла речь об этих свиде телях, на показаниях которых основыва ются все эти чудовищные обвинения, мы говорили: «Названные вами свидетели не заслуживают доверия». То, что большин ство таких свидетелей или, во всяком случае, часть таких свидетелей, на показа ниях которых строятся эти обвинения, не заслуживают доверия, ■признавали и другие делегаты, и даже г-н Спаак. Мы предлагали нашим противникам назвать хотя бы деся ток-другой свидетелей, которые были бы безупречны или, по крайней мере, свобод ны от таких тяжких подозрений в бесчест ном отношении к своим свидетельским обя занностям, как большинство свидетелей, представленных греческим правительством Нс мы не услышали не только десятка, но и одного имени таких свидетелей, несмот ря на то, что мы этого требовали неодно кратно». «Что же получилось?—спрзшивает тов Вышинский и отвечает: — Большинство ко. миссии, некритически, необ’ективно и при. страстно относясь к греческим «доказа тельствам», просто поверило.тому вздору, который мололи эти подставные лжесвиде тели. Большинство первого комитета, в свою очередь, поверило тому, что нашло себе место в так называемых «выводах» большинства комиссии. Теперь большинство первого комитета предлагает Генеральной Ассамблее, не погружаясь в туман дета лей, поверить ему, первому комитету! И это называется разбором дела? Впору вспом нить великого Цицерона и его бичующие слова: О Строга, о тогез! О времена, о нравы! Так обстоит дело с этими свидетелями обвинения. Советская делегация, как и ряд других делегаций, возражавшая против американских обвинений и американской резолюции, построенной на этих обвине ниях, предлагала отбросить эти обвинения, как неоправданные фактическими данными, как недоброкачественные и, следовательно, недостойные того, чтобы их поддержи вать вопреки фактам, противоречащим этим обвинениям. С другой стороны, первый ко митет имел перед собой безупречные пока зания представителей различных демокра тических партий Греции, показания грече ских патриотов, лучших представителей греческого народа, сохранивших твердость духа и мужество, даже находясь в грече ских застенках, в концлагерях и тюрьмах, и представивших неопровержимые доказа тельства виновности греческих властей и в пограничных инцидентах, и в засылке на территории Югославии, Болгарии, Албании своих агентов и агентов реакционных по литических противников правительств Юго славии, Болгарии, Албании. Советская де легация, опираясь на эти доказательства, настаивала на соответствующей квалифика. ции поведения греческих властей. Это не было принято большинством первого коми тета, несмотря на все авторитетные дока зательства справедливости и обоснованно сти позиции советской делегации. Мы апеллируем теперь по этому вопросу к Генеральной Ассамблее. Если и здесь мы не встретим необходимой поддержки, наш голос в защиту правды и справедливости не умолкнет. Наш голос против фальси фицированных и искусственных обвинений услышит весь мир и найдет живой отклик в сердцах миллионов простых людей всего мира. Правду нельзя скрыть никакими ис кусственными резолюциями и никаким большинством голосов. Она устоит против в^ких извращений и победит». 6 . П о д д е л к а д о к у м е н т о в «Помимо свидетельских показаний,—го ворит А. Я. Вышинский, — против прави тельства Югославии и Болгарии были мо билизованы и другие доказательства. Была, например, выдумана военная школа для ш’ртизан в лагерях Булкес и Рубиг По по воду этого лагеря были собраны некоторые свидетельские показания — преимуществен но из числа тех, о которых мы уже гово рили выше и которые уже не заслуживают того, чтобы на них останавливаться и дальше». Тов. Вышинский, касаясь некоторых «до кументов», представленных большинством комиссии в качестве «доказательств» на личия военной школы в Булкеее, показы вает, что они являются подложными. Затем глава советской делегации перехо дит к вопросу об угрозе территориальной целостности Греции. «Для доказательства такой угрозы со стороны Югославии, Бол гарии и Албании, — говорит А. Я. Вышин ский, — было приведено обвинителями не сколько цитат, содержащих в себе выека- зывания отдельных политических деятелей относительно об’единения всего македон ского народа под эгидой Югославии, и было приведено также интервью маршала Тито по данному вопросу. Обвинение в угрозе территориальной целостности Греции носит прямо-таки смехо творный характер. В первом комитете бы ло доказано, что приписанные греческим правительством и, . в частности, Цалдари- сом, маршалу Тито слова в его интервью от 16 октября были сфальсифицированы, что в действительности маршал Тито не говорил того, что ему приписал Цалдарис, не остановившийся перед тем, чтобы из текста этого интервью маршала Тито из’ять одну фразу и подставить вместо нее дру гую, придающую интервью совершенно иной смысл, именно тот, который нужен был Цалдарису для его обвинительных целей. Насколько было необоснованно это об винение, видно из того, что даже больший, ство комиссии признало, что ничего, кроме цитат из выступлений отдельных лиц и из прессы, нельзя было привести в подтвер ждение этого вздорного обвинения. Боль шинство комиссии не решилось утверж дать, что югославское и болгарское прави тельства действительно направляли маке донское движение, и должно было ограни читься ссылкой на статью в коммунисти ческой газете «Работническо дело», кото рая приветствовала создание Македонской республики в рамках Югославской Федера ции. Зато было установлено, что в Югосла вии во время немецкой оккупации дей ствовала македонская националистическая организация, которая после ликвидации не мецкой оккупации перешла на нелегальное положение и вела борьбу против югослав ского правительства. На судебном процес се в Скопле в феврале 1947 года было уста новлено, что эту фашистскую автономист скую македонскую организацию возглав лял сотрудник Павелича Ванчо Михайлов, что эта организация поддерживала связи с реакционными кругами в Греции, что из Греции направлялись в Югославию отряды этих македонских фашистов сражаться про тив югославского правительства Народного фронта с тем, чтобы, как показал свидетель Тренчев, создать автономную Македонию под эгидой англичан и американцев. Зато было установлено, что в Греции свиреп ствовал террор в отношении славо.маке- донского меньшинства, которое тысячами должно было бежать в Югославию, в Албанию или Болгарию, спасаясь от ожи давшей их в Греции гибели. Даже боль шинство комиссии должно было подтвер дить, что именно этот террористический режим в Греции привел к беспорядкам и недовольству со стороны славянского мень шинства в Греческой Македонии, создав благоприятную почву для сепаратистских движений. Таким образом, от всех этих обвинений в посягательстве на территориальную це лостность Греции со стороны Югославии и Болгарии не остается и следа. Комиссия, однако, не поинтересовалась бесспорным фактом греческих притязаний на болгарскую и албанскую земли. Терри ториальные домогательства правительства Цалдариса в отношении Болгарии не огра ничивались речами и памфлетами, кото рых у греков немало, но приняли совер шенно практическую форму, когда Цалда рис потребовал на Парижской конферен ции, под видом исправления границ, при соединения к Греции чуть ли не одной четверти болгарской территории». В качестве убедительного и неопровер жимого доказательства тов. Вышинский приводит речь Цалдариса в Салониках 10 июня 1946 года и ссылается на заявле ния некоторых членов греческого парла. попытках расчленить Грецию и оторвать от нее часть территории настолько очевид. ны, — говорит А. Я. Вышинской, — что на всем протяжении заседаний первого ко митета об этом обвинении как будто было забыто, и ни американская делегация, ни даже представители правительства Цалда риса не решились настаивать или поддер живать это вздорное обвинение. Вы не найдете уже этого обвинения в рекомен дованной первым комитетом резолюции. Так рухнул и этот карточный домик англо- греко-американских обвинений—вздорных, нелепых и несправедливых». 7 . П р о в а л а н г л о - а м е р и к а н с к и х о б в и н е н и й . С Ш А з а м е т а ю т с л е д ы «Удивительно ли, —■ заявляет тов. Вы шинский, — что при всех этих обстоятель ствах, перед лицом многочисленных лжесви детелей, подтасовок, фальсификаций доку ментов, грубых натяжек и извращений, лож ных и не опирающихся на соответствующие данные обобщений и преувеличений, перед лицом всех этих так называемых обвинений, шитых белыми нитками, многие делегаты даже из тех, кто безропотно следовал за американской делегацией, должны были в нерешительности остановиться и отказать ся от поддержки формулировок, предло женных американской, английской и грече ской делегациями». Приведя ряд заявлений делегатов, тов. Вышинский продолжал: «Разве это не сви детельствовало о полном провале обвине ний, пред’явленных Югославии, Болгарии и Албании? Это очень быстро почувствовали англо-американские обвинители, которые поторопились условно принять французскую поправку, ухватившись за нее, как за якорь спасения, от такого морального поражения, которое их ожидало при дальнейшем упор стве. В самом деле, Хершел Джонсон, пред’являя от имени правительства США свою обвинительную формулировку, как она изложена в документе № 191, предупредил, что большинство членов комиссии уверено в виновности Югославии, Болгарии и Алба нии, но что американское правительство готово снять это свое обвинение и принять французскую поправку, если правительства Югославии, Болгарии и Албании заявят, что они готовы сотрудничать с комиссией, на которую будет возложен контроль за вы полнением тремя странами решений Гене ральной Ассамблеи. Было ясно с самого начала, что это заявление — маневр, трюк, что это попытки нажать на указанные выше три правительства, чтобы вынудить их со гласие на учреждение пограничной комиссии, на которую американское и английское пра вительства, повидимому, возлагают все на дежды. С самого начала было ясно, что первоначальные обвинения, пред’явленные американской резолюцией, в которой пред лагалось Генеральной Ассамблее признать установленным нарушение Югославией, Бол гарией и Албанией норм международного права, выразившееся в содействии грече ским партизанам в их борьбе против режима Цалдариса, было не чем иным как запро сом, рассчитанным, с одной стороны, на за пугивание, и, с другой стороны, на торг, что бы потом сбавить тон и, уступив в вопросе об обвинении трех правительств, привлечь на свою сторону ту часть делегатов, кото рые возражали против этих обвинений, но считали возможным учреждение комиссии, предложенной англо-американцами. Что это был торг — средство нажима и давления,— видно ^по поведению английской делегации. Макнейл только накануне предложил резо люцию (Документ № А/С—1/207), которая не содержала в себе никаких обвинений Югославии, Болгарии и Албании, но просто ссылалась в этом отношении на мнение большинства комиссии. Он предлагал эту свою поправку вместо обвинительных пунк тов американской резолюции, если Юго славия, Болгария и Албания примут условия, продиктованные Джонсоном. Но на следую щий день, даже не получив ответа от Болгарии и Албании, Макнейл заменил свою первоначальную резолюцию другой, более жесткой, не постеснявшись вступить в противоречия с самим собой. Советская делегация указывала в первом комитете на то, что этот торг недопустим, что недопустимо пускать в ход всякие ры чаги нажима, угрожать, стращать, насе дать, домогаясь от Югославии, Болгарии и Албании признания в том, чего нет в дей ствительности, признания в совершении того, что они не совершали, обещая .за это более мягкую, я бы сказал, более трусли- вую, резолюцию, лишь бы протащить как- нибудь комиссию. Необходимо тут же ска зать, что все это сопровождалось явным нарушением всех установленных правил про цедуры. Достаточно сказать, что американ ская резолюция голосовалась в совершенно необычном порядке: сначала голосовалось не начало этой резолюции, а вырванные из середины этой резолюции пункты, затем го лосовался конец резолюции и уже после этого проголосовали начало резолюции. Все это проделывалось совершенно беспардон ным, грубым образом на глазах у всех в прямое нарушение Устава и правил голосо вания, причем это нарушение никто из большинства комиссии, голосовавшего аме риканскую резолюцию таким галопом, и не думал отрицать. Тот же Спаак, не стес няясь, заявил, что примененный способ го лосования действительно не предусмотрен правилами процедуры и даже находится в противоречии с ними. Этот способ, действи тельно, как выразился Спаак, ненормаль ный. Но что поделаешь? Нормальным по рядком, признавались представители боль шинства, в данном случае трудно было до биться необходимой цели. Пусть в таком случае действует ненормальный способ го лосования! Таким образом, всеми неправдами амери канской делегации удалось наскрести боль шинство голосов, причем отдельные пунк ты американской резолюции, уже в значи тельной степени обезвреженные француз ской поправкой, принимались при 6—8 де легациях, голосовавших против, и при зна чительном числе воздержавшихся, дохо дившем до 10—15 делегаций. Нельзя тут же не отметить, что при дальнейших голо сованиях других резолюций число воздер жавшихся доходило до 26 делегаций при ® 8 делегациях, голосовавших за эти резо люции, а при голосовании проекта резолю ции СССР, некоторые пункты этой резолю ции отклонялись незначительным большин ством 17 против 11 — при 25—27 воздер жавшихся делегациях. Ведь это только при такой уродливой процедуре, когда не считаются с мнением присутствующих, когда получается такая картина, при которой голосуют против 11, воздерживаются 27, итого 38, и тем не ме нее, резолюция считается принятой потому, что за нее подано 17 голосов. Третий раздел советской резолюции о выводе из Греции иностранных войск был отклонен 33 голосами против 8 при 16 воз державшихся, т. е. менее чем %/$ всего ко митета. Таким образом, значительное число деле гаций отказалось поддержать американски - предложения. Разве эти бесспорные факты не являются свидетельством крупного мо рально-политического поражения англо американского блока, вынужденного прд ударами критики со стороны многих деле гаций отступить со своих первоначальны: обвинительных позиций и удовольствоваться такой резолюцией, в которой от греко-анг ло-американских обвинений не осталось и следа? Начав с громкого обвинения в угрозе политической независимости и территори- ^ьной целостности Греции, делегации США, Великобритании и Греции должны были удовлетвориться резолюцией, в кото рой даже не решились высказать свое мне ние, но ограничились ссылкой на мнение большинства комиссии по расследованию. я>то, оказывается, комиссия по расследова нию пришла к выводу, что Югославия, Бол гария и Албания оказывали содействие и поддержку партизанам, сражавшимся про тив греческого правительства. Большинство же первого комитета не сказало своего мне ния, оно умыло руки в этом деле, отослав ищущих правды от Понтия к Пилату. Таким образом, обвинение, выдвинутое англо-американским блоком с таким шумом, оказалось блефом, мыльным пузырем, не в меру и без всяких к тому оснований раз дутым обвинителями во главе с США. Если задача комиссии по расследованию, отправленной в свое время Советом Безо пасности на греческие границы, должна была свестись, в конечном счете к тому что изложено в резолюции США, то можно сказать с полным основанием: гора родила мышь. Ради этого, конечно, не стоило бы создавать такой комиссии. Но комис сия все же была создана, и сейчас, не смотря на провал всей работы этой комис сии в части, касающейся состряпанных обвинений против Югославии,. Болгарии и Албании, выносится новое решение об обра зовании другой комиссии с более широки ми полномочиями, дающими ей возмож ность контролировать деятельность юго славского, болгарского и албанского пра вительств, чтобы она имела вошожноеть вмешиваться в их внутренние дела и при том столь же недобросовестн > подходя к своему делу, как это делала первая ко миссия. С такой комиссией, которая по сво им функциям находится в резком противо речии с принципом нашего Устава о суве ренном равенстве народов, согласиться нельзя. Вот почему советская делегация голосовала против такой комиссии». 8 . У ч р е ж д е н и е к о м и с с и и - — г р у б о е н а р у ш е н и е в а ж н е й ш е г о п р и н ц и п а У с т а в а о с у в е р е н н ы х п р а в а х н а р о д о в Греческий вопрос тревожит общестзен- «Советская делегация,—отмечает далее Вышинский, — подробно изложила по это. му поводу свою точку зрения. Советская делегация указывала на то, что для учреж дения такой комиссии нет оснований, ибо дс казано, что основной источник неудов летворительного состояния внешнеполити ческого положения Греции нужно иск^ь в состоянии внутренних дел Греции, для чего отнюдь не нужно назначать комиссию с функциями, которые определены были ре шением первого комитета. Советская деле гация указывала далее на то, что учрежде ние комиссии с такими функциями не соот ветствует принципам Устава Организации Об’единенных Наций и, в первую очередь, принципу суверенного равенства народов, ■^та комиссия не улучшит, а ухудшит по ложение. Она бессильна будет облегчить дело, — наоборот, ее деятельность внесет еще больше недовольства и осложнений в балканские дела. Поэтому СССР против указанной комиссии. Руководствуясь созна нием важности рассматриваемого вопроса и необходимости установления подлинных при чин создавшегося в Греции положения, ока зывающего свое тлетворное влияние и на внешнеполитические отношения между Гре цией и другими странами, советская деле гация сделала немало усилий, чтобы вскрыть подлинные причины создавшегося в отношениях между четырьмя балканскими государствами неудовлетворительного и тревожного положения. рсеть демократических миролюбивых стран. 1 т.юлюбивые народы не могут примериться с попытками скрыть подлинный источник зла и бедствий, обрушившихся на греческий народ и угрожающих покою и безопасности пограничных с Грецией государств, д также безопасности всего мира». «Поддержка со стороны американского и британского правительств нынешнего гое -1 ческого правительства, служащего инте рееам реакционных греческих кругов — указывает тов. Вышинский, — является главной причиной переживаемого Грецией политического и экономического недуга. ■ее эти факты не оставляют сомнения в том, что вся вина и ответственность за различные происшествия и события в отно шениях между Югославией, Болгарией и Албанией, с одной стороны, и Грецией _ с Другой, должны лежать на греческом пра-; вительстве и на тех иностранных госуГ дарствах, которые своим вмешательством во внутренние греческие‘ дела, своей под держкои реакционных антидемократических сил внутри Греции увеличивают многочис ленные затруднения и ненормальности в виде столкновений и осложнений, создаю щих напряженную обстановку в этой ча сти Европы». (Окончание см. на 4-й стр ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz