Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)
9 К О М М У Н А 2-1 ОКТЯБРЯ 1947 г. № 210 (5224). . — ■ ■' 11 1 1 .................................................— " А. Ж д а н о в О международном положении (Продолжение. Начало см. на 1-й стр .). Наиболее злобные, потерявшие равнове сие империалистические политики вслед за Черчиллем стали выдвигать планы скорей шего осуществления превентивней войны против СССР, открыто призывая использо вать против советских людей временную американскую монополию на атомное ору жие. Поджигатели новой войны пытаются запугать и шантажировать не только СССР, Происшедшие коренные изменения в международной обстановке и в положении отдельных стран в итоге войны изменили всю политическую картину мира. Созда лась новая расстановка политических сил. Чем больший период отделяет нас от окон чания войны, тем резче выделяются два основных направления в послевоенной международной политике, соответствующие разделению политических сил, действую щих на мировой арене, на два основных лагеря — лагерь империалистический л антидемократический, с одной стороны, и лагерь антиимпериалистический и демокра тический, с другой стороны. Основной ве дущей силой империалистического лагеря являются США. В союзе с США находятся Англия и Франция, причем наличие лейбо ристского правительства Эттли— Бенина в Англии и социалистического правительства Рамадье во Франции не препятствует Анг лии и Франции во всех основных во просах итти в русле империалистической политики США в качестве их сателлитов. Империалистический лагерь поддерживают также такие колониальные государства, как Бельгия и Голландия, страны с реак ционными антидемократическими режима ми, как Турция и Греция, страны, зави симые политически и экономически от США, как страны Ближнего Востока, Южной Америки, Китай. Основной целью империалистического лагеря является укрепление империализма, подготовка новой империалистической вой ны, борьба с социализмом и демократией и повсеместная поддержка реакционных и антидемократических профашистских режи мов и движений. В решении этих задач империалистиче ский лагерь готов опереться на реакцион ные и антидемократические силы во всех странах и поддержать вчерашних военных противников против своих военных союз ников. Антиимпериалистические п антифаши стские силы составляют другой лагерь. Основой этого лагеря, является СССР и страны новой демократии. В пего входят также такие, порвавшие с империализмом и прочно вставшие на путь демократиче ского развития страны, как Румыния, Венгрия, Финляндия. К антиимпериалисти ческому лагерю примыкают Индонезия, Вьет-Нам, ему сочувствуют Индия, Египет, Сирия. Антиимпериалистический лагерь опирается на рабочее и демократическое* движение во всех странах, на братские коммунистические партии во всех стра нах, на борцов национально-освободитель ного движения в колониальных и зависи мых странах, на поддержку всех прогрес сивных демократических сил, имеющихся в какдой стране. Целью этого лагеря яв ляется борьба против угрозы новых войн и империалистической экспансии, укреп ление демократии и искоренение остатков фашизма. Окончание второй мировой войны вы двинуло перед всеми свободолюбивыми народами важнейшую задачу обеспечения прочного демократического мира, закреп ляющего победу над фашизмом. В решении этой основной задачи послевоенного перио да Советскому Союзу и его внешней поли тике принадлежит ведущая роль. Это вы текает из существа советского социали стического государства, глубоко чуждого всяким агрессивным экеплоататорским по буждениям и заинтересованного в создании наиболее благоприятных условий для осу ществления строительства коммунистиче ского общества. Одним из таких условий является внешний мир. Как носитель но вой, более высокой общественной системы, Советский Союз в своей внешней политике отражает чаяния всего передового челове чества, которое стремится к длительному миру и не может быть заинтересовано в новой войне, являющейся порождением ка питализма. Советский Союз — верный поборник свободы и независимости для всех народов, враг национального и расо вого угнетения, колониальной эксплоата- дии в любых формах. Изменившееся в ре зультате второй мировой войны общее соотношение сил между миром капитализ ма и миром социализма еще более повы сило значеиие внешней политики Советско го государства и расширило масштабы е п вненшеполитической активности. Вокруг задачи обеспечения справедли вого демократического мира об’единилпсь все силы антиимпериалистического и анти фашистского лагеря. На этой почве вырос ло и окрепло дружественное сотрудниче ство СССР и демократических стран во всех вопросах внешней политики. Эти страны и в первую, очередь страны но и другие страны и, в частности, Китай и Индию, клеветнически изображая СССР как возможного агрессора, а себя выдвигая в качестве «друзей» Китая и Индии и «спасителей» от коммунистической опас ности, призванных «помочь» слабейшим. Таким путем достигается задача удержания Индии и Китая в повиновении империализ му и их дальнейшего политического и эко номического закабаления. II. новой демократии — Югославия, Польша, Чехословакия, Албания, сыгравшие боль шую роль в освободительной вой не против фашизма, а также Болгария, Румыния, Венгрия, отчасти Финляндия, присоединившиеся к антифашистскому фронту, в послевоенный период явились стойкими борцами за мир, за демократию, за свою своооду и независимость против всех попыток со стороны США и Англии повернуть их развитие вспять и втянуть их снова в империалистическое ярмо. Успехи и рост международного престижа демократического лагеря пришлись не по душе империалистам. Уже в ходе второй мировой войны в Англии и США неуклон но возрастала активность реакционных сил, стремившихся сорвать согласованные действия союзных держав, затянуть воину, обескровить СССР и спасти фашистских агрессоров от полного разгрома. Саботиро вание второго фропта англо-саксонскими империалистами во главе с Черчиллем яв но отражало эту тенденцию, являвшуюся по существу продолжением «мюнхенской» политики в новой изменившейся обстанов ке. Но пока шла война, реакционны» круги Англии и США не осмеливались вы ступать против Советского Союза п демо кратических стран с открытым забралом, хорошо понимая, что симпатии народных масс во всем мире безраздельно на Их стороне. Но уже в последние месяцы, предшествующие окончанию войны, поло жение начало меняться. Уже в ходе пере говоров на Берлинской конференции трех держав в июле 1945 года англо-американ ские империалисты показали свое неже лание считаться с законными интересами Советского Союза и демократических стран. Внешняя политика Советского Союза и демократических стран за истеките два года есть политика борьбы за последова тельное осуществление демократических принципов послевоенного мира. Государ ства антиимпериалистического лагеря яви лись верными и последовательными побор никами в осуществлении этих принципов, пи на поту от них не уклоняясь. Поэтому главной задачей внешней политики демо кратических государств после войны яви лась борьба за демократический мир, за ликвидацию остатков фашизма и недопу щение возрождения фашистской империа листической агрессии, за утверждение принципа равноправия народов и уважение их суверенитета, за всеобщее сокращение вооружений вообще и запрещение наиоо- лее разрушительных видов оружия, пред назначенных для массового уничтожения мирного населения. При разрешении всех этих задач советская дипломатия и дипло матия демократических государств натолк нулись на сопротивление англо-американ ской дипломатии, неуклонно п последова тельно проводящей после войны линию на отказ от провозглашенных во время войны союзниками общих принципов построения послевоенного мира и на замену этой по литики мира и укрепления демократии новой политикой, направленной на срыв всеобщего мира, на защиту фашистских элементов, на преследование демократии во всех странах. Огромное значение имеет совместная деятельность дипломатии СССР и демокра тических государств, направленная на раз решение проблемы сокращения вооружений и запрещения особо разрушительного вида оружия — атомных бомб. По инициативе Советского Союза в Ор ганизацию Об’единеиных Паипй было вне сено предложение о всеобщем сокращении вооружений и о признании первоочеред ной задачей запрещения производства и использования атомной энергии в военных целях. Это предложение Советского прави тельства. встретило ожесточенное сопро тивление со стороны США и Англии Бее усилия империалистических кругов были направлены на саботировали» этого реше ния, что выразилось в бесконечных и бес плодных выдвижениях всякого рода про волочек и барьеров с целью воспрепят ствовать принятию каких-либо эффектив ных практических мер. Деятельность де легатов СССР и демократических стрчн в органах Организации Соединенных На ций носит характер систематической по вседневной упорной борьбы за демократи ческие основы международного сотрудни чества, за разоблачение интриг империали стических заговорщиков против мира и безопасности народов. Это особенно наглядно проявляется, на пример, в обсуждении ситуации на север ных границах Греции. Советский Союз вместе с Польшей решительно выступили I против использования Совета Безопасно сти для дискредитации Югославии, Болга рии, Албании, лживо обвиняемых импе риалистами в агрессивных актах против Греции. Советская внешняя политика исходит из факта сосуществования на длительный период двух систем— капитализма и социа лизма. Из этого вытекает возможность сотрудничества между СССР и странами других систем при условии соблюдения принципа взаимности и выполнения взя тых на себя обязательств. Известно, что СССР всегда был и остается верным при нятым на себя обязательствам. Советский Союз показал свою волю и желание к сотрудничеству. Совершенно противоположную политику проводят в Организации Соединенных На ций Англия и Америка, которые делают все для того, чтобы отказаться от ранее принятых на себя обязательств и развя зать руки для проведения новой политики, рассчитанной не на сотрудничество наро дов, а на натравливание их друг на друга, на нарушение прав и интересов демокра тических народов, на изоляцию СССР. Советская политика придерживается кур са поддержки лойяльно добрососедских от ношений со всеми теми государствами, которые проявляют желание к сотрудни честву. По отношению же к тем странам, которые являются подлинными друзьями и союзниками Советского Союза, он всегда вел, ведет и будет вести себя как верный друг и союзник. Советская внешняя поли- Переход американского империализма к агрессивному, откровенно экспансионист скому курсу после скончания второй миро вой войны нашел свой выражение как во внешней, так и во внутренней политике США. Активная поддержка реакционных антидемократических сил во всем мире, срыв Потсдамских 'решений, направленных на демократизацию и демилитаризацию Германии, покровительство японским реакционерам, расширение военных при готовлений, накопление запасов атомных бомб,— все это сопровождается наступле нием на элементарные демократические права трудящихся внутри США. Несмотря на то, что США были сравни тельно мало затронуты войной, подав ляющее большинство американцев не хочет повторения войны и связанных с нею жертв и ограничений. Это побуждает монополистический капитал и его при служников в правящих кругах США изыс кивать чрезвычайные средства для того, чтобы сломить оппозицию агрессивному экспансионистскому курсу внутри страны и развязать себе руки для дальнейшего осуществления этой опасной политики. По поход против коммунизма, провоз глашенный американскими правящими кругами, опирающимися на капиталисти ческие монополии, с логической неизбеж ностью приводит к посягательствам на жизненные права и интересы американских трудящихся, к внутренней фашизации по литической жизни США. к распростране нию самых диких, человеконенавистничес ких «теорий» и представлений. Мечтая о подготовке новой, третьей мировой войны, амегоиканекие экспансионистские круги кровно заинтересованы в том, чтобы заду шить всякое возможное сопротивление внешним авантюрам внутри страны, чтобы отравить ядом шовинизма и милитаризма политически отсталые и малокультурные массы рядовых американцев, чтобы «обол ванить» американского обывателя при помо щи разнообразных средств антисоветской, антикоммунистической пропаганды по средством кино, радио, церкви и печати. Экспансионистская внешняя политика, вдохновляемая и проводимая американской реакцией, предусматривает одновременную активность по всем направлениям: 1) военио-стратегические мероприятия. 2) экономическая экспагт»пя ц 3) идеологическая борьба.. Реализация военно-стратегических пла нов будущих агрессий связана со стремле нием максимально использовать необы чайно возросший к копну в то р о й мировой войны военно-производетветгпый аппарат США. Американский империализм проводит последовател' ную политику милитаризации страны. Расходы США на армию п фляг превышают 11 миллиардов долларе* в год. На содержание вооруженных сил США в 1947— 1948 годах ассигновано 35 проп. бюджета. тттп в 11 раз больше, чем в 1937— 1938 годах. Если в начале второй мировой войны армия США стояла на 17-м месте среди армий капиталистических стран, то в настоящее время она занимает среди япх первое место. Наряду с накоплением атом ных бомб, американские стратеги не стес няясь говорят о том, что в США происхо дит подготовка бактериологического оружия. Военно-стратегический план США пре дусматривает создание в мирное время мно гочисленных баз и плацдармов, значитель но удаленных от- американского континен та и предназначаемых для использования в агрессивных целях против СССР и стран новой демократии. Американские военно- воздушные и воешю-морские базы сущест вуют пли вновь создаются на Аляске, в Японии, в Италии, в Южной Корее, в Ки тае, в Египте, в Иране, в Турции, в Гре ции, в Австрии и в Западной Германии. Американская вдеппая миссия действует в тика рассчитана на дальнейшее расширение дружественной помощи Советского Союза этим странам. Отстаивая дело мира, советская внеш няя политика отвергает принцип месги но отношению к побежденным народам. Как известно, СССР стент за образова ние единой миролюбивой демилитаризо ванной демократической Германии. Форму лируя советскую политику в отношении Германии, товарищ Сталин указывал, что «говоря коротко, политика Советского Союза в германском вопросе сводится к демилитаризации и демократизации Герма нии... Демилитаризация и демократизация Германии представляет одно из самых важ ных условий установления прочного дли тельного мира». Однако эта политика Со ветского государства в отношении Герма нии наталкивается на бешеное сопротив ление империалистических кругов США и Англии. Происходившая в Москве в марте-апреле 1947 года сессия Совета Министров ино странных Дел показала, что США, Англия и Франция готовы итти не только на срыв демократнзацпп и демилитаризации Герма нии, но даже на ликвидацию Германии как единого государства, па се расчленение и сепаратное разрешение вопроса о мире. Проведение этой политики происходит ныне в новой обстановке, когда Америка порвала со старым курсом Рузвельта и переходит к новой политике — к полити ке подготовки новых военных авантюр. Афганистане и даже в Непале. Идут ли хорадочные приготовления для использова ния Арктики в целях военной агрессии. Несмотря на то, что война давно закон чилась, продолжает существовать военный союз между Англией и США и даже об’еди- ненный англо-американский штаб воору женных сил. Под флагом соглашения о стандартизации вооружения Соединенные Штаты распространили свой контроль над вооруженными силами и военными плана ми других стран, в первую очередь Ан глии н Канады. Под флагом совместной обороны Западного полушария идет вклю чение стран Латинской Америки в орбиту военио-экспаноионистеких планов США. Правительство США об’явлло своей офици альной задачей содействовать модерниза ции турецкой армии. Армия реакционного Гоминдана обучается американскими ин структорами и вооружается американской техникой. Военщина становится активной политической силой в США, поставляя в большом масштабе Государственных деяте лей и дипломатов, проводящих агрессиз" ный милитаристский курс во всей полити ке страны. Экономическая экспансия США является важным дополнением к осуществлению стратегического плана. Американский им периализм стремится, как ростовщик, ис пользовать послевоенные трудности евро пейских стран, в частности нехватку сырья, топлива и продовольствия в спра- аах-союзниках, наиболее пострадавших в войне, для того, чтобы продиктовать им свои кабальные условия помощи. В пред видении предстоящего экономического кри зиса США торопятся найти новые моно польные сферы приложения капиталов и сбыта товаров. Экономическая «помощь» США преследует широкую цель закабале ния Европы американским капиталом. Чем более тяжелым является хозяйственное по ложение той или иной страны, тем белее жестокие условия ей стремятся продикто вать американские монополии. По экономический контроль втечет за собой и политическое подчинение амери канскому империализму. Таким образом, расширение монопольных сфер сбыта аме риканских товаров сочетается у США с приобретением новых плацдармов для борьбы против новых демократических сил Европы. Американские монополии, «спа сая» ту или иную страну от голода и раз рухи, претендуют на лишение ее всякой самостоятельности. Американская «по мощь» почти автоматически влечет за со бой изменение политического курса той страны, на которую эта «немощь» распро страняется: к власти приходят партия и лица, готовые по директивам из Вашинг тона осуществлять желательную для США программу во внутренней и внешней поли тике (Ф,ранция, Италия и т. п.). Наконец, стремление к мировому господ ству и антидемократическому курсу США включает в себя идеологическую борьбу. Основная задача идеологической части аме риканского стратегического плана состоит в том, чтобы шантажировать общественное мнение, распространяя клевету о мнимой агрессивности Советского Союза и стран новой демократии', п таким образом пред- с т з е п т ь англо-саксонский блок в роли обо роняющейся стороны II снять с пего отвзт- ственнэсть за подготовку новой войны. За годы второй мировой войны популярность Советского Союза выросла за рубежом в огромной степени. Своей самоотверженной героической борьбой против империализма Советский Союз снискал к себе любовь и уважение трудящихся людей во всех стра нах. Перед всем миром наглядно продемон стрирована военно-экономическая мощь со циалистического государства, нерушимая сила морально-политического единства со ветского общества. Реакционные круги США и Англин озабочены тем, как бы рас сеять это неизгладимое впечатление, про изводимое социалистическим стропы на ра бочих и трудящихся всего мира. Поджига тели войны прекрасно отдают себе отчет в том, что для того, чтобы иметь возможность послать своих солдат сражаться против Со ветского Союза, нужна длительная идеоло гическая подготовка. В идеологической борьбе против СССР американские империалисты, не разбираясь в политических вопросах н демонстрируя свое невежество, выделяют прежде всего идею о том, чтобы изобразить Советский Союз как силу якобы антидемократиче скую, тоталитарную, а США и Англию и весь капиталистический мир как демокра тию. Эта платформа идеологической борь бы — защита буржуазной лжедемократии и обвинение коммунизма в тоталитариз ме — об’единяет всех без исключения врагов рабочего класса, начиная от капи талистических магнатов и кончая лидера ми правых социалистов, которые с вели чайшей готовностью подхватывают любую клевету на ССОР, подсказанную их импе риалистическими хозяевами. Стержнем этой мошеннической пропаганды является утвер ждение о том, что признаком истинной демократии служит якобы многопартий ность и наличие организованного в оппо зицию меньшинства. На этом основании английские лейбористы, не жалеющие сил для борьбы против коммунизма, хотели бы обнаружить антагонистические классы и соответствующую борьбу партий в СССР. Невежды в политике, —- они никак не мо гут понять, что в СССР уже давно нет ка питалистов и помещиков, нет антагонисти ческих классов и нет в виду этого множе ственности партий. Они хотели бы иметь в СССР милые их сердцу буржуазные, в том числе нсевдосоциалистическпе партии, как империалистическую агентуру. Но, к их прискорбию, история обрекла эти эксплоа- таторские буржуазные партии на исчезно вение. Не жалея слои для возведения клеветы против советского режима, лейбористы и другие адвокаты буржуазной демократии в то же время находят вполне нормальным кровавую диктатуру фашистского мень шинства над народом в Греции и Турции, закрывают глаза на многие вопиющие на рушения норм даже формальной демокра тии в буржуазных странах, замалчивают национальный и расовый гнет, коррупцию, бесцеремонную узурпацию демократических прав в США, Одним из направлений идеологической «кампании», сопутствующей планам по рабощения Европы, является нападение на принцип национального суверенитета, при зыв к отказу от суверенных нрав народов и противопоставление им идей «всемирного правительства». Смысл этой кампании со стоит в том, чтобы приукрасить безудерж ную экспансию американского империализ ма, бесцеремонно нарушающего суверенные права народов, выставить США в роли по борника общечеловеческих законов, а тех, кто сопротивляется американскому проии кнбвению, представить сторонниками от жившего «эгоистического» национализма. Подхваченная буржуазными интеллигента ми из числа фантазеров и пацифистов идея «всемирного правительства» использует ся не только как средство давления в целях идейного разоружения народов, от стаивающих свою независимость от посяга тельств со стороны американского импери ализма, но и как лозунг, специально про тивопоставляемый Советскому Союзу, кото рый неустанно и последовательно отстаи вает принцип действительного равноправия и ограждения суверенных прав всех паро дов, больших и малых. В нынешних усло виях империалистические страны, как США, Англия и близкие к ним государства, становятся опасными воагами националь ной независимости и самоопределения на родов, а Советский Союз и страны новой демократии — надежной оперой в защите равноправия и национального самоопреде ления народов. Весьма характерно, что в реализации идеологического плана, выдвинутого аме риканским империализмом, участвуют в тесном содружестве и американские воен но-политические разведчики типа Булли те, и желтые профсоюзные лидеры типа Грина, и французские социалисты во гла ве с матерым апологетом капитализма Блю мом, немецкий социал-демократ Шумахер и лейбористские лидеры тина Бевина. Конкретным выражением экспансионист ских устремлений в США в настоящих условиях является «доктрина Трумэна» и «план Маршалла»- По существу оба эти документа представляют собой выражение единой политики, хотя они различаются по форме преподнесения в обоих документах одной и той же американской претензии на порабощение Европы. Основными чертами «доктрины Трумэна» в отношении к Европе является следую щее: 1) создание американских баз в Восточ ной части Средиземноморского бассейна о целью утверждения в этой зоне американ ского государства; . 2) демонстративная поддержка реакцион ных режимов в Греции и Турции в качест ве бастионов американского империализма против новой демократии на Балканах, (оказание военной и технической помощи Греции и Турции, предоставление займов). 3) непрерывный нажим на государства новой демократии, выражающийся в фаль шивых обвинениях в тоталитаризме и в стремлении к экспансии, в атаках на осно вы нового демократическою режима., в постоянном вмешательстве во внутренние дела этих государств, в поддержке всех антигосударственных, антидемократиче ских элсмептов внутри стран, в демонстра- I тивном прекращении экономических связей с этими странами, направленном на созда ние экономических трудностей, на задержку развития экономики этих стран, на срыв их индустриализации и т. д. «Доктрина Трумэна», которая рассчитана на предоставление американской помощи всем реакционным режимам, активно выступающим против демократических народов, носит откровенно агрессивный характер. Ее опубликование вызвало неко торое смущение даже в кругах привыкших ко всему американских капиталистов. Прогрессивные общественные элементы США и в других странах заявляли реши тельный протест против вызывающего * откровенно империалистического характе ра выступления Трумэна. Неблагоприятный прием, который встре тила «доктрина Трумэна», вызвал необхо димость появления «плана Маршалла» — более завуалированной попытки проведе ния той же самой экспансионистской по литики. Существо туманных, нарочито завуалиро- рованнргх формулировок «плана Маршал ла» состоит в том, чтобы сколотить блок го сударств, связанных обязательствами в отношепии США, и предоставить американ ские кредиты как плату за отказ европей ских государств от экономической, а затем от политической самостоятельности. При этом основой «плана Маршалла» является восстановление контролируемых амери канскими монополиями промышленных районов Западной Германии- «План Маршалла», как выяснилось из последующих совещаний и выступлений американских деятелей, состоит в том, чтобы предоставить помощь в первую очередь не обнищавшим странам-побе- дителышнам, союзницам Америки в борьбе против Германии, а германским капитали стам с тем, чтобы, подчинив себе основные источники добычи угля и металла для нужд Европы и Германии, поставить госу дарства, нуждающиеся в угле и металле, в зависимость от восстанавливаемой эконо мической мощи Германии. Несмотря на то, что «план Маршалла» предусматривает окончательное низведение Англии, как и Франции, на положение второстепенной державы, лейбористское правительство Эттли в Англии и социали стическое правительство Рамадье во Фран ции ухватились за «план Маршалла», как за якорь спасения. Известно, что Англия уже израсходовала в основном предостав ленный ей в 1946 году американский за ем на сумму в 3 750 млн. долларов . Из вестно далее, что кабальные условия это го займа связали Англию по рукам й по но гам. Уже попав в петлю финансовой зави симости от США, лейбористское правитель ство Англии усмотрело для себя един ственный выход в получении новых зай мов. Поэтому оно встретило «план Мар шалла» как выход из создавшегося эконо мического тупика, как шанс на получение новых кредитов. Английские политики, кроме того, рассчитывали воспользоваться созданием бло.ка западно-европейских стран— должников США, чтобы попытать ся внутри этого блока сыграть роль глав ного американского приказчика, которому, быть может, удастся поживиться за счет слабых стран. Английская буржуазия мечтала, используя «план Маршалла», оказывая услуги американским монополи ям и подчиняясь их контролю, вернуть се бе утраченные позиции в ряде стран и, п частности, восстановить свои позиции в балканско-дунайском районе. Чтобы придать большую внешнюю «оо’~ ектныгостъ» американским предложениям, было решено привлечь в числе инициаторов подготовки к реализации «плана Маршал ла» также Францию, уже наполовину по жертвовавшую своим суверенитетом в пользу США, поскольку предоставленный Соединенными Штатами Америки в мае 1947 года кредит Франции был обусловлен удалением коммунистов из состава фран цузского правительства. По указанию Вашингтона правитель ства Англии и Франции предложили Со ветскому Союзу принять участие в обсуж дении предложений Маршалла. Такой шаг должен был замаскировать враждебный СССР характер этих предложений. Расчет заключался в том, что поскольку было хо рошо известно предварительно, что СССР откажется от обсуждения предложений об американской помощи на условиях, выдви нутых Маршаллом.— можно будет взвалить на него ответственность за «нежелание» содействовать экономическому восстановле нию Европы» и тем самым восстановить против СССР европейские страны, которые нуждаются в реальной помощи. Если же Советский Союз примет участие в пере говорах, тогда легче будет заманить в ло вушку «экономического восстановления Европы при помощи Америки» страны восточной и юго-восточной Европы. В та время как план Трумэна ставил ставку на террористическое запугивание этих стран, «план Маршалла» был рассчитан на то, чтобы прощупать их стойкость в экономи ческом отношении, попробовать соблазнить эти страны, а затем связать их долларо вой «помошью». «План Маршалла» был призван в дан ном случае содействовать осуществлению одной из важнейших задач общеамерикан- ской программы — ресгавюпповлть власть империализма в странах новой демократии п заставить их отказаться от тесного эко номического и политического сотрудниче ства с Советским Союзом. (Окснчакмз см. на 3-й стр.). Н о в а я р а с с т а н о в к а п о л и т и ч е с к и х с и л п о с л е в о й н ы и о б р а з о в а н и е д в у х л а г е р е й — л а г е р я и м п е р и а л и с т и ч е с к о г о и а н т и д е м о к р а т и ч е с к о г о , с о д н о й с т о р о н ы , и л а г е р я а н т и и м п е р и а л и с т и ч е с к о г о и д е м о к р а т и ч е с к о г о — с д р у г о й III. А м е р и к а н с к и й п л а н з а к а б а л е н и я Е в р о п ы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz