Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)
17 ОКТЯБРЯ 1947 г., № 205 (5219) • К о м м у н а ’ В комитетах Генеральной Яссамблеи Колонизаторы терпят поражение НЬЮ-ЙОРК, 12 октября (спец. корр. ТАСС). — В комитете № 4 (по опеке) 4чера закончилось обсуждение доклада и резолюции, представленных специальным комитетом по несамоуаравляющимся тер риториям. Комитет обсудил 5 отдельных резолю ций, касающихся несамоуправляющихся Д территорий: 1) О представлении более полной инфор мации об этих территориях, отвечающей существующему там в данный момент по ложению; 2) О дополнительной документации, ко торой может пользоваться генеральный секретарь; 3) О представлении информации об участии местного населения в работе мест- '.чных органов управления; 4) О сотрудничестве специализированных учреждений ООН; 5) О создании постоянного комитета для изучения информации о несамоуправляю щихся территориях. Первая и четвертая резолюции были утверждены без обсуждения в том виде, в каком они были представлены специаль ным комитетом. Однако по остальным трем резолюциям в комитете развернулась дли тельная дискуссия, показавшая банкрот ство колонизаторской политики. В ходе этой дискуссии стало предельно ясным, что колониальные державы во что бы то ни стало хотели обеспечить себе свободу рук в отношении управляемых ими территорий. Они пытались всеми силами противостоять любому предложению, которое в какой-то мере позволило бы бросить свет на их ко лониальную политику. Яростные атаки колонизаторов вызвала поправка советской делегации к пункту 6 второй резолюции о представлении коло ниальными державами сравнительных дан- у ных об условиях жизни народов колоний и метрополии. Представители Англии, США, Франции и других стран упорно настаивали на том, что такое сравнение не должно производиться между условиями колоний и метрополии. При этом американский деле гат Сэйр прибег к методу давления на дру гие делегации. Он заявил, что, если не бу дет принят пункт шестой в такой редакции, в какой он представлен специальным коми тетом, США будут голосовать против всей резолюции. Тем не менее, советская поправка к пункту 6 второй резолюции была поддер жана представителями Ирака, Индии, Ки тая и других стран и утверждена больший \ ством голосов членов комитета. Представители колониальных держав потерпели второе поражение, к<?гда они выступили против поправки, внесенной со ветской делегацией к третьей резолюции, требующей от стран, владеющих колония ми, обязательного представления не только социально-экономической, но и политиче ской информации. И в данном случае деле гаты колониальных держав повторили те же избитые аргументы, якобы принятие этой советской поправки противоречит Уставу ООН, нарушает суверенитет госу дарств и т. д. Но не трудно было видеть за этими демагогическими заявлениями желание колонизаторов скрыть от мировой общественности политическое бесправие колониальных народов. На это обстоятель ство указали многие делегации, в том чис ле представители Советского Союза, БССР, Колумбии. Ирака, Индии и других стран. Представитель СССР Штейн отвел аргу ментацию колонизаторов относительно противоречия советской поправки с Уста вом ООН. Анализируя статью 73-ю Уста ва, он доказал, что эта статья, налагающая обязательства на государства, владеющие несамоуправляющимися территориями, тре бует представления политической информа ции о том, как обязательства выполняются. «Если вы, — заявил Штейн, — как здесь утверждалось выполняете обязательства статьи 73-й, то вам нечего опасаться пред ставления информации. Если вы отказывае тесь от представления этой информации, значит вы не хотите, чтобы ООН узнала о невыполнении вами обязательств статьи 73-й». Советская поправка, обязывающая ко лониальные державы представить в ООН политическую информацию, также принята большинством голосов членов комитета. Наконец, третье поражение, понесенное колониальными державами в течение двух дневного обсуждения резолюции, связано с их выступлениями против создания спе циального комитета ООН для изучения всей представляемой информации о неса управляющихся территориях. Из семи вы ступлений по этой резолюции пять при надлежали представителям колониальных держав—Бельгии, Франции, США, Вели кобритании и Голландии. Все они, как и в своих предыдущих выступлениях, повто ряли, что ООН якобы не может вмешивать ся в их колониальные дела. Не будучи в силах привести какие-либо аргументы по существу этого вопроса, они прибегли к демагогии, выставляя себя в роли «за щитников» правил и принципов Устава ООН. Представитель Великобритании ли цемерно воскликнул: «Я напуган попытка ми некоторых стран переделать Устав». Но это лицемерие и эта демагогия колониза торов никого не могли ввести в заблужде ние. Большинством голосов комитет по опеке утвердил и резолюцию, предусматриваю щую создание специального комитета для изучения информации о несамоуправляю щихся территориях. Обсуждение палестинского вопроса В комитете по палестинскому вопросу в общей дискуссии в последние дни приняли участие делегаты Польши, Египта, Пакиста на, Чехословакии, Колумбии, Сальвадора, Швеции, Гватемалы, Индии, США, Китая, Сирии и ,Ирана. Польский делегат критиковал позицию английского правительства как туманную и подчеркнул, что прекращение британско го мандата и вывод британских войск яв ляются предварительным условием любо го решения палестинского вопроса. Отме тив трудности, связанные с этой пробле мой, польский делегат заявил, что к сожа лению, реальная обстановка не дает возможности в настоящий момент создать двунациональное демократическое пале- стинское государство. Поэтому польская делегация предлагает сосредоточить внимание на рассмотрении рекомендации большинства членов специальной ко миссии о создании двух государств—араб ского и еврейского. Она придает большое значение предложению о создании эконо мического союза между этими двумя госу дарствами, так как экономическое единство и устранение иностранного влияния могут послужить основой для будущего сближе ния арабов и евреев, что должно привести к образованию двунационального демокра тического государства. Аналогичную позицию заняла делегация Чехословакии. Представители Пакистана, Египта и Сирии критиковали доклад спе циальной комиссии и высказались против раздела Палестины на два государства. Они настаивают на создании арабского го сударства на территории всей Палестины. Делегация Сальвадора внесла предложение пригласить еврейское агентство и Высший арабский комитет выделить представите лей, которые собрались бы под эгидой ООН с целью попытаться найти основу для об щего согласия в отношении будущего Палестины. Представитель Швеции выска зался за раздел Палестины на 2 государст ва и введение регламентированной ев рейской иммиграции в Палестину. Он предложил возложить на Совет Безопасно сти ответственность за осуществление ре шений Генеральной Ассамблеи по Пале стине. / Делегат Гватемалы, высказавшись в ■'-Пользу рекомендации большинства членов комиссии, предложил дополнительно пре дусмотреть, что в Палестине будет уста новлена временная администрация Органи зации Об’диненных Наций до сентября 1948 г., причем ее должны возглавлять представители трех стран, не являющихся постоянными членами Совета Безопасности. Предложение Гватемалы также предусмат ривает создание «Международной военной полиции», формируемой из представителей стран, не являющихся постоянными члена ми Совета Безопасности, но финансируе мой и снаряжаемой государствами, являю щимися постоянными членами Совета Безо пасности На сегодняшнем заседании с заявлением выступил представитель США Джонсон. Касаясь доклада специальной комиссии, он заявил, что США «поддерживают основ ные принципы единогласных рекоменда ций и предложенный большинством план, касающийся раздела и^иммиграции». Одна ко делегация США считает необходимым внести ряд поправок и изменений в этот план, в частности, поправку географическо го порядка, например, город Ясса должен быть включен в состав арабского государ ства. Весьма двусмысленную позицию за няла американская делегация в вопросе о методах осуществления решения ООН. В самом начале своей речи Джонсон заявил, что «Генеральная Ассамблея взяла на се бя ответственность за дачу рекомендаций Англии». Далее он подчеркнул, что Ге неральная Ассамблея, включив палестинский вопрос в повестку дня, не взяла на себя ответственности за управление Палестиной в переходный период, связанный с пре доставлением ей независимости. Американ ский делегат не сказал ни слова о британ ском мандате над Палестиной. Джонсон заявил о готовности США учавствовать в «практически осуществимом» политическом урегулировании палестинского вопроса и высказался за создание в Палестине специ альных международных полицейских сил на «добровольных началах». В заключение Джонсон предложил соз дать подкомитет для «выработки деталей» программы, основанной на рекомендациях доклада!, представленного большинством членов специальной комиссии. В журналистских кругах, комментируя заявление Джонсона, высказывают предпо ложение, что американская делегация стре мится создать такие условия в Палестине, при которых Соединенным Штатам была бы обеспечена там руководящая роль с учетом американских нефтяных интересов на Ближ нем Востоке. Глава индийской делегации Пандит выс казалась против плана раздела Палестины и предложила создать арабское государст во. в котором евреи будут пользоваться правами автономии в тех районах, где они находятся в большинстве. Китайский делегат говорил о необходимо сти «продолжать переговоры и прими рение». С критикой позиции США выступил Эль-Хури (Сирия), заявивший, что в опре делении своего отношения к палестинской проблеме США руководствуются эгоисти ческими политическими и экономическими соображениями и желанием закрепиться на Среднем Востоке. Эль-Хури категорически отверг рекомендацию о разделе Палестины и доказывал права арабов на всю Палести ну. Он заявил, что арабы «не намерены ка питулировать перед внешним давлением» Сирийский делегат далее критиковал пред ложения о создании международных поли цейских сил для Палестины. В заключение он предложил обратиться в международный суд для выяснения вопроса о «законности мандата над Палестиной, в частности, в отношении условий создания еврейского на ционального государства». НЬЮ-ЙОРК, 13 октября (спец. корр. ТАСС). — В Комитете по палестинскому вопросу сегодня продолжались общие прения. С изложением позиции Советского Союза по этому вопросу выступил совет ский делегат С. Царапкин. многих сотен тысяч как евреев, так и арабов, живущих в Палестине, праве как арабов, так и евреев Палестины свободно и мирно жить в своем собственном государстве. При этом мы не должны забывать того, что в последнюю войну еврейский народ пре терпел исключительные бедствия и стра линия. На территориях, где господствовали гитлеровцы, евреи, как известно, под верглись почти полному физическому ист-, реблению. Около половины еврейского на селения Европы было уничтожено. Огром ное количество еврейского населения Ев ропы оказалось лишенным своей родины, йрова и средств существования. Необхо димо позаботиться о нуждах народа, пе ренесшего подобные страдания. Вместе с тем, необходимо указать на то, что ни одно государство в Западной Европе не оказа лось в состоянии предоставить должную помощь еврейскому народу4 в защите его правки самого этого существования от на силий со стороны гитлеровцев и их союз ников. Все это об’ясняет стремление евреев к созданию своего государства, и было бы несправедливо отрицать право еврейского народа на осуществление такого стремле ния. Вопрос о создании еврейского государ ства—это вполне созревшая и настоятельная проблема. Нельзя уйти от решения этой проблемы, как бы ни пытались запутать ее или утопить в Море ссылок на исторические события, уходящие в глубь веков и даже тысячелетий. Принимая во внимание все вышеизложенное, следует специально подчеркнуть, что еврейский на род так же, как и другие народы, имеет право на то, чтобы его судьба, безопасность и благосостояние не зависели от милости и доброй воли того Т1ли иного государства. мы можем помочь в этом еврейскому народу, действуя в соответствии с принци пами Устава ООН, в которых предусматри вается обеспечение права каждого народа на самоопределение, на независимость. Если мы очистим обсуждаемый нами вопрос от чрезмерных нагромождений исто рического и формально-юридического ха рактера, выдвинутых здесь рядом орато ров, и подойдем к рассмотрению данного вопроса на широкой политической основе то советская делегация в этом уверена,’ что палестинская проблем^ будет разре шена. Как известно, причины постановки палестинского вопроса на Генеральной Ас самблее заключаются в том, что установ ленная в 1922 году мандатная система уп равления Палестиной не выдержала экза мена. По заявлению самого британского правительства, мандат в отношении Пале стины оказался неосуществимым на прак тике. Вполне поэтому понятно, что резуль татом неудачи мандатного управления в Па лестине явились те осложнения в отноше ниях между арабами и евреями и те крова вые события, которые привели к необхо димоста передачи палестинского вопроса НацРийСМ0ТРеНИе ° РГаНИЗаЦИИ Об’единенных Не останавливаясь более подробно на со бытиях в Палестине, о которых здесь уже достаточно много говорилось, перехожу к докладу, представленному .специальным ко митетом. Советская делегация с удовлет- ворением отмечает, что оба варианта пале стинской П|)бблёмы, которые предлагаются как большинством специального комитета так и его меньшинством; находятся в соот.! ветствии^ с предложениями, изложенными советской делегацией на чрезвычайной сес сии Ассамблеи. Следует отметать, что коми тет проделал большую и полезную работу результаты которой помогут нам здесь наити наиболее правильное решение пале стинской проблемы. Советская делегация согласна с теми ре комендациями, которые единогласно приняты специальным комитетом. Наиболее важные из этих рекомендаций изложены в первом и втором пунктах, где говорится, что ман дат на Палестину должен быть прекращен как можно скорее и что Палестине должна тытЕ. предоставлена в самый кратчайший срок независимость. Относительно рекомен даций, изложенных в главах V I и V II до клада, в которых сформулированы сообра жения и предложения о будущем устрой стве Палестины, советская делегация счи тает необходимым заявить следующее: до клад специального комитета содержит две рекомендации: 1. Рекомендация, принятая большинством, предлагающим раздел Палестины на два самостоятельных государства—арабское и евпейе{$Ье, и 2. Рекомендация меньшинства, в которой предлагается создание в Палестине едино. го арабско-еврейского государства на фе деративных началах. Конечно, предлагаемый меньшинством спе циального комитета план имеет свои пре имущества и достоинства, поскольку он ис ходит из идеи создания в Палестине едино го арабско-еврейского государства. Однако в настоящих условиях, когда ис портившиеся уже ранее отношения между арабами и евреями достигли такой степе ни напряжения, что стало невозможным примирение их взглядов на вопрос о том как должна быть разрешена палестинская проблема, план меньшинства практически, пивидимому, не может быть осуществлен В силу этого нам приходится остановить ся на плане, предлагаемом большинством комитета, т. е. на плане, предусматриваю щем раздел Палестины на 2 самостоятель ных государства—арабское и еврейское, как на плане' наиболее осуществимом в данных условиях. Здесь я хотел бы сказать несколько слов относительно экономического единства Па лестины. Рекомендация о палестинском эко номическом союзе с точки зрения советской делегации заслуживает внимания. Нам пред ставляется, что экономическое единство Палестины не только будет отвечать инте ресам народного хозяйства Палестины в це лом, но и явится средством сближения обо их народов, населяющих Палестину, и тем самым сможет подготовить в будущем бо лее тесные политические отношения между ними. Не касаясь в данный момент деталей осуществления экономического единства Палестины, советская делегация привет ствует самую постановку вопроса и считает что именно в этом направлении можно най ти удовлетворительное решение. Поддерживая в принципе рекомендации, представленные большинством специально го комитета, требуется, однако, отметить, что они содержат в себе ряд предложений и оценок, которые не могут быть приняты нами до тщательного анализа и без внесе ния в них соответствующих поправок. Такие серьезные вопросы, как вопрос о линии границ между обоими государствами или о мероприятиях на переходный период после аннулирования британского мандата на Па лестину, как вопрос о статуте города Иеру салима и ряд других более или менее важ ных вопросов требуют своего дальнейшего и тщательного рассмотрения. Следует отметить, что вопрос о границах между обоими государствами специальный комитет по мнению советской делегации, возможно, ввиду недостатка времени, не доработал, ибо предлагаемое им разделение Палестины на ряд отдельных районов, сое диняющихся между собой в нескольких точках, путем узких коридоров, нельзя признать удоветворительным решением воп роса. Советская делегация считает, что раз работка конкретного плана проведения гра- ницы и национального размежевания Па лестины должна быть продолжена специ альным комитетом с целью устранить, на сколько это окажется возможным, имею щиеся недостатки. Если Ассамблея примет решение о разде ле Палестины на два государства, то воз никнет ряд сложных вопросов, связанных как с прекращением мандата Англии на Палестину, так и с самим планом раздела Палестины. Возникнет, прежде всего, воп рос о том, на каких основах должно быть построено управлецие Палестины в переходный период. Все сознают, что пере ходный период от нынешнего состояния мандатного управления Палестиной до на чала существования двух самостоятельных государств имеет огромное значение как с, точки зрения сохранения мира в Палести не, так и с точки зрения дальнейшей судь бы обоих государств. Поэтому советская делегация считает, что одновременно с отменой мандата необходимо принять решение об уп равляющей в переходный период власти, ответственной перед Организацией Об’еди- ненных Наций, и разработать в связи с этим соответствующие мероприятия. Если на этой сессии Генеральная Ассамб лея решит вопрос о создании арабского и ев рейского государства, это будет большим ша гом вперед в разрешении всего палестин ского вопроса. Таковы те общие принципи альные положения, которые советская де легация считает необходимым изложить сейчас, оставляя, естественно, за собой пра во высказываться в дальнейшем по отдель ным конкретным вопросам. Выступившие затем представители Па кистана и Египта вновь высказались против раздела Палестины на два государства и настаивали на создании арабского государ ства на территории всей Палестины. Что показало обсуждение греческого вопроса МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОБЕДА СОВЕТСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ В КОМИТЕТЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ НЬЮ-ЙОРК, 13 октября (спец. корр. ТАСС).— Сегодня Политический комитет закончил рассмотрение греческого вопроса, длившееся почти три недели. Обсуждение этого вопроса, как известно, проходило в обстановке острой политической борьбы. С одной стороны, англо-американский блок всеми силами стремился навязать комитету решение, содержащее необоснованные обви нения против Болгарии, Югославии и Алба нии, решение, которое помогло бы при крыть грубое вмешательство США и Вели кобритании в греческие дела. С другой сто роны. делегации ряда стран во главе с деле гацией СССР боролись против этих нео боснованных обвинений и разоблачали про иски империалистов на Балканах. Эта упорная борьба завершилась сегодня бесспорной морально-политической победой советской делегации, невзирая на то, что американцы добились формального отклоне ния предложенной ею резолюции. Весьма характерно при этом, что в ходе голосова ния по советской резолюции от 17 до 38 делегаций отказывались поддержать пози цию США. В ходе сегодняшнего заседания советская делегация, поддержанная представителями ряда других стран, еще раз разоблачила подлинных нарушителей мира и безопасно сти на Балканах, выступая в роли последо вательного защитника суверенитета малых стран и народов. Заседание открылось выступлением гла вы советской делега 1 ^ии А. Я. Вышинского. Он представил убедительное обоснование советского проекта резолюции, требующего прекращения англо-американского вмеша тельства в греческие дела, вывода англий ских войск из Греции и создания специаль ной комиссии ООН, которая обеспечила бы путем надзора использование предостав ляемой Греции иностранной экономической помощи только в интересах греческого на рода. Выступление А. Я . Вышинского Выступление С. Царапкина Отметив, что по вопросу о Палестине уже высказались представитель арабского высшего комитета и представитель еврей ского агентства для Палестины и что со общения эти}/1 представителей и ряда деле гатов были насыщены историческими ссылками, параллелями, юридическими обос нованиями и т. п„ Царапкин заявил: «За слушанные нами исторические и правовые исследования как арабского, так и еврей ского представителей содержат в себе ряд положений, которые могут быть исполь зованы как в защиту арабских взглядов, так и в защиту еврейских взглядов. Но, конечно, не эти исторические и правозые исследования могут и должны быть решаю щими в данном вопросе, они могут играть лишь вспомогательную роль. Дело в том, что у нас здесь не академический спор от носительно того, сколь долго евреи или арабы пребывали в Палестине, или относи тельно того, какой из этих народов и в течение какого периода времени занимал преобладающее положение в этой стране. Суть вопроса сейчас заключается в дру гом: речь идет о праве на самоопределение — В своих неоднократных выступлениях по греческому вопросу в Политическом ко митете и еще до того—в Совете Безопасно сти представители Советского Союза указы вали на совершенную необоснованность об винений, возводимых на Югославию, Болга рию и Албанию, — заявил Вышинский.— Как все должны помнить, мы говорили, что для таких обвинений нет‘ обоснований, что внимательное и об’ективное изучение фактов, которыми пытаются обосновать эти обвинения, не может не привести в конечном итоге к полному опровержению этих нео боснованных, искусственных и несправедли вых обвинений, к полной реабилитации Югославии, Болгарин и Албании. Делегация США начала все это дело е очень громким шумом. Стоит только вспом нить, что греческий вопрос появился на по вестке дня Генеральной Ассамблеи под громким и острым заглавием: «Об угрозе политической независимости и территори альной целостности Греции». Между тем, на протяжении всех дебатов в Политиче ском комитете меньше всего говорилось или, вернее, вовсе не говорилось об угрозе по литической независимости и территориаль ной целостности Греции со стороны ее трех северных соседей. Таким образом, об винение, выдвинутое с таким шумом, оказа лось блефом, мыльным пузырем, не в меру раздутым Соединенными Штатами. Все дело свелось, в конечном счете, к нескольким пограничным инцидентам, при. том надо сказать со всей отчетливостью и ответственностью, что сообщения об этих инцидентах настолько сомнительны, что са ми господа американцы и господа британ. цы предпочитают о них помолчать. По крайней мере, ни об Ангистон-Липа, ни о Кука-Палайон-Триетнос никто из них впо следствии уже не заикался. Не делалось ни малейших попыток выступить в защиту и других первоначальных обвинений по пово ду пограничных инцидентов Господа «об винители» вообще не дали себе труда ска зать хоть что-нибудь по поводу других инцидентов. Поэтому мы имеем полное пра во сказать, что выдвинутым обвинениям— грош цена,, что они лишены всяких основа ний и явно необ’ективны и пристрастны. Советская делегация требовала и требует честного и об’ективного подхода к греческо му вопросу. Мы требовали и продолжаем требовать об’ективного отношения к фактам и не сомневаемся в том, что, в конце кон цов, истина восторжествует. Мы придавали и придаем этому вопросу столь большое значение еще и потому, что, отбрасывая искусственные и несправедливые обвинения, мы расчищаем путь укреплению мира на Балканах. Напротив, те, кто прибегают к искусственным обвинениям или хотя бы в косвенной форме их поддерживают, созда ют новые препятствия делу установления мира и добрососедских отношений между четырьмя балканскими странами. Советская делегация видела поэтому свою задачу в Политическом комитете раньше всего в установлении фактов, в устранении всего того искусственного и наносного, что извращало эти факты и не помогало добро совестному и об’ективному отношению к фактам, Мы должны признать, к сожале нию, что эту задачу нам удалось разре шить только наполовину. Если подвести итоги всему тому, что произошло в Политическом комитете за ис текшее время, то можно с некоторым удов летворением констатировать крушение по пыток некоторых делегаций, во главе с де легациями США и Великобритании, дискре дитировать Югославию, Болгарию’ и Алба нию пред’явлением им обвинений, от кото рых эти делегации должны были, в конце концов, отказаться. Это—несомненное доказательство провала той кампании, которую США и Великобри тания вели с упорством и энергией, достой ными лучшего применения. Мы констатиру ем в качестве итога работы Политического комитета—провал попыток навязать Юго славии, Болгарии и Албании незаслужен ные, несправедливые, фальсифицированные обвинения. 1 от факт, что США оказались бессильны ми в проведении своего плана, направленно го против Югославии, Болгарии, Албании, и что они вынуждены были прибегнуть к та ким маневрам, которые имели мало общего с первоначальными обвинениями,—этот факт имел своей целью прикрыть совершенно оче видное отступление от занятых ранее пози ций. Разве этот факт не говорит сам за себя? Да, он говорит сам за себя. Он говорит о провале той кампании ожесточенной травли северных соседей Греции, которая велась англо-американским блоком с упорством -и с помощью применения грубого произвола на протяжении многих месяцев. Поведение американской и британской Делегаций на предыдущем заседании не оставляет ника кого сомнения в правильности сделанного мною сейчас вывода. Подводя итоги происходившим дебатам, советская делегация считает, что она впра ве утверждать о полной неудаче искус ственно состряпанной кампании против Юго славии, Болгарии и Албании, преследующей, как теперь особенно ясно, одну единствен ную цель отвлечь внимание общественно сти всего мира от плохо прикрытого вмеша тельства со стороны США и Великобритании во внутренние греческие дела и их попыток превратить Грецию в базу, в опорный пункт, плацдарм для осуществления планов не имеющих ничего общего с обеспечением сотрудничества, мира и безопасности наро дов. Мы констатировали это и На последнем заседании. Нам нет необходимости повто ряться, но мы не можем не отметать того саморазоблачения американских планов, ко торое произошло на глазах у всего мира когда Джонсон, Макнейл и Дельбос по предварительному сговору между собой из менили первоначальную американскую ре золюцию принятием англо-французской поправки. Отказавшись, таким образом от своих первоначальных обвинений и перенеся всю ответственность на комиссию по рас следованию, большинство комитета уклони лось от того, чтобы взять На себя какую ы то ни было политическую ответствен ность за совершенное. Я должен подчеркнуть и сегодня, что изменение американской резолюции англо французской поправкой было произведено вопреки, ранее сделанному Джонсоном заяв лению о том, что американское правитель ство было бы согласно принять предложен ную поправку лишь при том условии, если Югославия, Болгария и Албания заявят о своем согласии на учреждение проектиру емой комиссии и о своей готовности сотруд ничать с этой комиссией. Югославия, Бол. гария и Албания не дали такого согласия Они поступили, с нашей точки зрения, со вершенно правильно, в полном соответ ствии со своим государственным достоин ством и суверенитетам. Как мы понимаем, условия, которые были здесь так угрожающе громко произнесены представителем США, были отброшены Югославией, Болгарией и Албанией. И эти условия были немедленно забыты амери канской делегацией и представителями тех стран, которые ее в этом деле здесь под держивали. Таким образом, отказ от ранее выдвину тых обвинений против Югославии, Болга рии и Албании осуществился очень быстро, несмотря на то, что правительства этих трех стран отвергли поставленные им усло вия. Вместо первоначально предложенной резолюции, устанавливающей, что Югосла вия, Болгария и Албания нарушили принци п у Устава Организации Об’единенных На ции, якобы, оказывая помощь и поддержку партизанам, ведущим борьбу против гре ческого правительства, англо-американский блок ограничился простой констатацией тех выводов, к которым пришло в комиссии по расследованию большинство членов этой комиссии (я говорю—очень сомнительное большинство). Это, конечно, означало не только отказ от первоначальных обвинений, но и уклонение от принятия на себя какой- либо ответственности за подобные обвине ния. Голосовавшие за это решение члены комитета поистине умыли руки в этом по зорном деле, отсылая ищущих правду от Чонтия к Пилату. Таким образом, нельзя оспаривать пров"- Л| англо-американских планов обвинить * дискриминировать правительства Югосла вии, Болгарии и Албании в этом, так назы ваемом греческом вопросе. Попытка такого рода несправедливой дискриминации сорва на. Как мы с удовлетворением должны от метить, эта попытка сорвана благодаря тому, что значительное число делегаций отказа лось играть роль послушного орудия в ру ках той группы стран, которая под руковод ством США пытается — и в некоторых случаях, к сожалению, небезуспешно — диктовать Организации Об’единенных На ций такое направление ее деятельности и такие решения, какие угодны США и ка кие противоречат подлинным целям и прин ципам Организаций. Мы видели по результатам голосования, проведенного на прошлом заседании, что кроме 6 славянск*х стран, которые вели борьбу против выдвигавшихся несправедли вых обвинений, значительное количество делегаций отказалось поддерживать обви нителей. В отдельных случаях число таких делегаций, находившихся в оппозиции к американским предложениям, составляло почти половину всех представленных здесь стран. Это, конечно,, поражение для Сое диненных Штатов, которые обладают в Ор ганизации Об’единенных Наций и во всех ее органах большинством голосов, посколь ку есть страны, которые осуществляют по литику, диктуемую им США. Если говорить о победе англо-американского блока, в ре зультате получения им механического боль шинства при голосовании, то это была пи ррова победа. Тут уместно вспомнить воск лицание древнеримского императора: «Вар, Вар, отдай мне мои легионы». Советская делегация руководствуется сознанием важности рассматриваемого воп роса и необходимости установления подлин ных причин создавшегося в Греции положе ния, оказывающего свое тлетворное влия ние и на внешнеполитические отношения^ между Грецией и другими странами. Совет-’' скал делегация вела и будет продолжать вести борьбу за устранение всех действи тельных причин создавшегося в Греции по ложения, угрожающего делу мира и безопас ности народов. Греческий вопрос продолжа ет тревожить общественность демократиче ских миролюбивых стран. Миролюбивые на роды не могут примириться с любой попыт кой скрыть подлинный источник зла и бед ствий, обрушившийся на греческий народ и угрожающий покою и безопасности трех пограничных с Грецией государств, а так же безопасности всего мира. Только уст ранив этот настоящий источник зла, можно- обеспечить покой на греческих границах и ликвидировать внешнеполитические ослож нения, угрожающие мирному сотрудничест ву на Балканах. Советская делегация представила Поли тическому комитету,—а еще раньше Совету Безопасности,—достаточно фактов, подт верждающих, что ответственность за инци денты, имевшие место на северных грани цах Греции, должна быть возложена на греческие власти. Из материалов комиссии Совета Безопасности, проводившей рассле дование в связи с инцидентами на греческих границах, нетрудно убедиться, при сколько- нибудь об’ективном подходе к делу, в на личии связей между этими инцидентами и той враждебной политикой, которая про водится нынешним греческим .правительст вом по отношению к соседним с Грецией странам. Мы указывали на эти факты. Мы не можем, конечно, повторять эти заявления вновь, вновь и вновь. Имеющие уши, да слышат, имеющие очи, да видят. Мы приводили здесь многочисленные сви детельства,4в том числе свидетельства лю дей, которых никак нельзя заподозрить в пристрастии в этом деле в пользу Югосла вии, Болгарии и Албании. Мы указывали на свидетельства людей, столь компетентных в нынешних греческих делах, как некото рые представители самого американского правительства. В этих свидетельствах кон статируется банкротство нынешнего гречес кого правительства, оказавшегося не в сос тоянии скрыть той роли, которую сыграло иностранное вмешательство во внутренние греческие дела. Я приводил, в частности, авторитетное свидетельство о том, что иностранная помощь была использована гре ческим правительством для сохранения за собой навсегда привилегий небольшой бан ковской и торговой клики, образующей не видимую силу в Греции, клики, вся дея тельность которой «была продиктована ре шимостью ограничить финансовые преро гативы любой ценой за счет экономиче ского здоровья страны. Теперь ни для кого не секрет, что имен.' но банковская и торговая клика несет от ветственность за внутреннее положение в Греции, как несут эту ответственность и правительства держав, являющихся глав ной движущей силой во всей греческой по литике. Мы считаем, нужным вновь обра тить внимание мировой общественности на коррупцию и тиранию, утвердившиеся в настоящее время в Греции при поддержке США и Великобритании. Эти державы да ли возможность правящей греческой клике эксНлоатировать массы, подавляя народ при помощи жандармерии, греческой полиции, опирающейся на вооруженные силы неко торых иностранных государств. Вот почему Советское правительство нас таивало и продолжает настаивать на выво де из Греции английских войск Советское правительство считает, что это является обязательной и необходимой предпосылкой для восстановления в Греции порядка я общественного спокойствия, что это являет ся также важнейшим условием установле ния нормальных отношений между Грецией и соседними с ней государствами. Вот почему Советское правительство про должает настаивать на отозвании из Гре* ции всевозможных англо-американских во* енных и гражданских инструкторов и так называемых «экспертов». Это также являет ся важным условием для успешного решения задачи нормализации внутриполитического и внешнеполитического положения в Греции. В этой связи Советское правительство считает важным обеспечить, чтобы те сред* ства, которые направляются правительст вом США в Грецию под предлогом оказа ния ей экономической помощи, были бы действительно использованы по своему пря мому назначению. Эти средства должны использоваться именно для экономической помощи, а не для строительства военных баз и подготовки жанда'рмских отрядов и корпусов для подавления партизан. В этих целях Советское правительство предлагает создать специальную комиссию с функци ями надзора для обеспечения использования получаемой помощи только в интересах греческого народа. (Продолжение ■« 4-й е ц 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz