Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

17 ОКТЯБРЯ 1947 г., № 205 (5219) • К о м м у н а ’ В комитетах Генеральной Яссамблеи Колонизаторы терпят поражение НЬЮ-ЙОРК, 12 октября (спец. корр. ТАСС). — В комитете № 4 (по опеке) 4чера закончилось обсуждение доклада и резолюции, представленных специальным комитетом по несамоуаравляющимся тер­ риториям. Комитет обсудил 5 отдельных резолю­ ций, касающихся несамоуправляющихся Д территорий: 1) О представлении более полной инфор­ мации об этих территориях, отвечающей существующему там в данный момент по­ ложению; 2) О дополнительной документации, ко­ торой может пользоваться генеральный секретарь; 3) О представлении информации об участии местного населения в работе мест- '.чных органов управления; 4) О сотрудничестве специализированных учреждений ООН; 5) О создании постоянного комитета для изучения информации о несамоуправляю­ щихся территориях. Первая и четвертая резолюции были утверждены без обсуждения в том виде, в каком они были представлены специаль­ ным комитетом. Однако по остальным трем резолюциям в комитете развернулась дли­ тельная дискуссия, показавшая банкрот­ ство колонизаторской политики. В ходе этой дискуссии стало предельно ясным, что колониальные державы во что бы то ни стало хотели обеспечить себе свободу рук в отношении управляемых ими территорий. Они пытались всеми силами противостоять любому предложению, которое в какой-то мере позволило бы бросить свет на их ко­ лониальную политику. Яростные атаки колонизаторов вызвала поправка советской делегации к пункту 6 второй резолюции о представлении коло­ ниальными державами сравнительных дан- у ных об условиях жизни народов колоний и метрополии. Представители Англии, США, Франции и других стран упорно настаивали на том, что такое сравнение не должно производиться между условиями колоний и метрополии. При этом американский деле­ гат Сэйр прибег к методу давления на дру­ гие делегации. Он заявил, что, если не бу­ дет принят пункт шестой в такой редакции, в какой он представлен специальным коми­ тетом, США будут голосовать против всей резолюции. Тем не менее, советская поправка к пункту 6 второй резолюции была поддер­ жана представителями Ирака, Индии, Ки­ тая и других стран и утверждена больший \ ством голосов членов комитета. Представители колониальных держав потерпели второе поражение, к<?гда они выступили против поправки, внесенной со­ ветской делегацией к третьей резолюции, требующей от стран, владеющих колония­ ми, обязательного представления не только социально-экономической, но и политиче­ ской информации. И в данном случае деле­ гаты колониальных держав повторили те же избитые аргументы, якобы принятие этой советской поправки противоречит Уставу ООН, нарушает суверенитет госу­ дарств и т. д. Но не трудно было видеть за этими демагогическими заявлениями желание колонизаторов скрыть от мировой общественности политическое бесправие колониальных народов. На это обстоятель­ ство указали многие делегации, в том чис­ ле представители Советского Союза, БССР, Колумбии. Ирака, Индии и других стран. Представитель СССР Штейн отвел аргу­ ментацию колонизаторов относительно противоречия советской поправки с Уста­ вом ООН. Анализируя статью 73-ю Уста­ ва, он доказал, что эта статья, налагающая обязательства на государства, владеющие несамоуправляющимися территориями, тре­ бует представления политической информа­ ции о том, как обязательства выполняются. «Если вы, — заявил Штейн, — как здесь утверждалось выполняете обязательства статьи 73-й, то вам нечего опасаться пред­ ставления информации. Если вы отказывае­ тесь от представления этой информации, значит вы не хотите, чтобы ООН узнала о невыполнении вами обязательств статьи 73-й». Советская поправка, обязывающая ко­ лониальные державы представить в ООН политическую информацию, также принята большинством голосов членов комитета. Наконец, третье поражение, понесенное колониальными державами в течение двух­ дневного обсуждения резолюции, связано с их выступлениями против создания спе­ циального комитета ООН для изучения всей представляемой информации о неса управляющихся территориях. Из семи вы ступлений по этой резолюции пять при надлежали представителям колониальных держав—Бельгии, Франции, США, Вели­ кобритании и Голландии. Все они, как и в своих предыдущих выступлениях, повто­ ряли, что ООН якобы не может вмешивать­ ся в их колониальные дела. Не будучи в силах привести какие-либо аргументы по существу этого вопроса, они прибегли к демагогии, выставляя себя в роли «за­ щитников» правил и принципов Устава ООН. Представитель Великобритании ли­ цемерно воскликнул: «Я напуган попытка­ ми некоторых стран переделать Устав». Но это лицемерие и эта демагогия колониза­ торов никого не могли ввести в заблужде­ ние. Большинством голосов комитет по опеке утвердил и резолюцию, предусматриваю­ щую создание специального комитета для изучения информации о несамоуправляю­ щихся территориях. Обсуждение палестинского вопроса В комитете по палестинскому вопросу в общей дискуссии в последние дни приняли участие делегаты Польши, Египта, Пакиста­ на, Чехословакии, Колумбии, Сальвадора, Швеции, Гватемалы, Индии, США, Китая, Сирии и ,Ирана. Польский делегат критиковал позицию английского правительства как туманную и подчеркнул, что прекращение британско­ го мандата и вывод британских войск яв­ ляются предварительным условием любо­ го решения палестинского вопроса. Отме­ тив трудности, связанные с этой пробле­ мой, польский делегат заявил, что к сожа­ лению, реальная обстановка не дает возможности в настоящий момент создать двунациональное демократическое пале- стинское государство. Поэтому польская делегация предлагает сосредоточить внимание на рассмотрении рекомендации большинства членов специальной ко­ миссии о создании двух государств—араб­ ского и еврейского. Она придает большое значение предложению о создании эконо­ мического союза между этими двумя госу­ дарствами, так как экономическое единство и устранение иностранного влияния могут послужить основой для будущего сближе­ ния арабов и евреев, что должно привести к образованию двунационального демокра­ тического государства. Аналогичную позицию заняла делегация Чехословакии. Представители Пакистана, Египта и Сирии критиковали доклад спе­ циальной комиссии и высказались против раздела Палестины на два государства. Они настаивают на создании арабского го­ сударства на территории всей Палестины. Делегация Сальвадора внесла предложение пригласить еврейское агентство и Высший арабский комитет выделить представите­ лей, которые собрались бы под эгидой ООН с целью попытаться найти основу для об­ щего согласия в отношении будущего Палестины. Представитель Швеции выска­ зался за раздел Палестины на 2 государст­ ва и введение регламентированной ев­ рейской иммиграции в Палестину. Он предложил возложить на Совет Безопасно­ сти ответственность за осуществление ре­ шений Генеральной Ассамблеи по Пале­ стине. / Делегат Гватемалы, высказавшись в ■'-Пользу рекомендации большинства членов комиссии, предложил дополнительно пре­ дусмотреть, что в Палестине будет уста­ новлена временная администрация Органи­ зации Об’диненных Наций до сентября 1948 г., причем ее должны возглавлять представители трех стран, не являющихся постоянными членами Совета Безопасности. Предложение Гватемалы также предусмат­ ривает создание «Международной военной полиции», формируемой из представителей стран, не являющихся постоянными члена­ ми Совета Безопасности, но финансируе­ мой и снаряжаемой государствами, являю­ щимися постоянными членами Совета Безо­ пасности На сегодняшнем заседании с заявлением выступил представитель США Джонсон. Касаясь доклада специальной комиссии, он заявил, что США «поддерживают основ­ ные принципы единогласных рекоменда­ ций и предложенный большинством план, касающийся раздела и^иммиграции». Одна­ ко делегация США считает необходимым внести ряд поправок и изменений в этот план, в частности, поправку географическо­ го порядка, например, город Ясса должен быть включен в состав арабского государ­ ства. Весьма двусмысленную позицию за­ няла американская делегация в вопросе о методах осуществления решения ООН. В самом начале своей речи Джонсон заявил, что «Генеральная Ассамблея взяла на се­ бя ответственность за дачу рекомендаций Англии». Далее он подчеркнул, что Ге­ неральная Ассамблея, включив палестинский вопрос в повестку дня, не взяла на себя ответственности за управление Палестиной в переходный период, связанный с пре­ доставлением ей независимости. Американ­ ский делегат не сказал ни слова о британ­ ском мандате над Палестиной. Джонсон заявил о готовности США учавствовать в «практически осуществимом» политическом урегулировании палестинского вопроса и высказался за создание в Палестине специ­ альных международных полицейских сил на «добровольных началах». В заключение Джонсон предложил соз­ дать подкомитет для «выработки деталей» программы, основанной на рекомендациях доклада!, представленного большинством членов специальной комиссии. В журналистских кругах, комментируя заявление Джонсона, высказывают предпо­ ложение, что американская делегация стре­ мится создать такие условия в Палестине, при которых Соединенным Штатам была бы обеспечена там руководящая роль с учетом американских нефтяных интересов на Ближ­ нем Востоке. Глава индийской делегации Пандит выс­ казалась против плана раздела Палестины и предложила создать арабское государст­ во. в котором евреи будут пользоваться правами автономии в тех районах, где они находятся в большинстве. Китайский делегат говорил о необходимо­ сти «продолжать переговоры и прими­ рение». С критикой позиции США выступил Эль-Хури (Сирия), заявивший, что в опре­ делении своего отношения к палестинской проблеме США руководствуются эгоисти­ ческими политическими и экономическими соображениями и желанием закрепиться на Среднем Востоке. Эль-Хури категорически отверг рекомендацию о разделе Палестины и доказывал права арабов на всю Палести­ ну. Он заявил, что арабы «не намерены ка­ питулировать перед внешним давлением» Сирийский делегат далее критиковал пред­ ложения о создании международных поли­ цейских сил для Палестины. В заключение он предложил обратиться в международный суд для выяснения вопроса о «законности мандата над Палестиной, в частности, в отношении условий создания еврейского на­ ционального государства». НЬЮ-ЙОРК, 13 октября (спец. корр. ТАСС). — В Комитете по палестинскому вопросу сегодня продолжались общие прения. С изложением позиции Советского Союза по этому вопросу выступил совет­ ский делегат С. Царапкин. многих сотен тысяч как евреев, так и арабов, живущих в Палестине, праве как арабов, так и евреев Палестины свободно и мирно жить в своем собственном государстве. При этом мы не должны забывать того, что в последнюю войну еврейский народ пре­ терпел исключительные бедствия и стра линия. На территориях, где господствовали гитлеровцы, евреи, как известно, под­ верглись почти полному физическому ист-, реблению. Около половины еврейского на селения Европы было уничтожено. Огром­ ное количество еврейского населения Ев­ ропы оказалось лишенным своей родины, йрова и средств существования. Необхо­ димо позаботиться о нуждах народа, пе­ ренесшего подобные страдания. Вместе с тем, необходимо указать на то, что ни одно государство в Западной Европе не оказа­ лось в состоянии предоставить должную помощь еврейскому народу4 в защите его правки самого этого существования от на­ силий со стороны гитлеровцев и их союз­ ников. Все это об’ясняет стремление евреев к созданию своего государства, и было бы несправедливо отрицать право еврейского народа на осуществление такого стремле­ ния. Вопрос о создании еврейского государ­ ства—это вполне созревшая и настоятельная проблема. Нельзя уйти от решения этой проблемы, как бы ни пытались запутать ее или утопить в Море ссылок на исторические события, уходящие в глубь веков и даже тысячелетий. Принимая во внимание все вышеизложенное, следует специально подчеркнуть, что еврейский на­ род так же, как и другие народы, имеет право на то, чтобы его судьба, безопасность и благосостояние не зависели от милости и доброй воли того Т1ли иного государства. мы можем помочь в этом еврейскому народу, действуя в соответствии с принци­ пами Устава ООН, в которых предусматри­ вается обеспечение права каждого народа на самоопределение, на независимость. Если мы очистим обсуждаемый нами вопрос от чрезмерных нагромождений исто­ рического и формально-юридического ха­ рактера, выдвинутых здесь рядом орато­ ров, и подойдем к рассмотрению данного вопроса на широкой политической основе то советская делегация в этом уверена,’ что палестинская проблем^ будет разре­ шена. Как известно, причины постановки палестинского вопроса на Генеральной Ас­ самблее заключаются в том, что установ­ ленная в 1922 году мандатная система уп­ равления Палестиной не выдержала экза­ мена. По заявлению самого британского правительства, мандат в отношении Пале­ стины оказался неосуществимым на прак­ тике. Вполне поэтому понятно, что резуль­ татом неудачи мандатного управления в Па­ лестине явились те осложнения в отноше­ ниях между арабами и евреями и те крова­ вые события, которые привели к необхо димоста передачи палестинского вопроса НацРийСМ0ТРеНИе ° РГаНИЗаЦИИ Об’единенных Не останавливаясь более подробно на со­ бытиях в Палестине, о которых здесь уже достаточно много говорилось, перехожу к докладу, представленному .специальным ко­ митетом. Советская делегация с удовлет- ворением отмечает, что оба варианта пале­ стинской П|)бблёмы, которые предлагаются как большинством специального комитета так и его меньшинством; находятся в соот.! ветствии^ с предложениями, изложенными советской делегацией на чрезвычайной сес­ сии Ассамблеи. Следует отметать, что коми­ тет проделал большую и полезную работу результаты которой помогут нам здесь наити наиболее правильное решение пале­ стинской проблемы. Советская делегация согласна с теми ре­ комендациями, которые единогласно приняты специальным комитетом. Наиболее важные из этих рекомендаций изложены в первом и втором пунктах, где говорится, что ман­ дат на Палестину должен быть прекращен как можно скорее и что Палестине должна тытЕ. предоставлена в самый кратчайший срок независимость. Относительно рекомен­ даций, изложенных в главах V I и V II до­ клада, в которых сформулированы сообра­ жения и предложения о будущем устрой­ стве Палестины, советская делегация счи­ тает необходимым заявить следующее: до­ клад специального комитета содержит две рекомендации: 1. Рекомендация, принятая большинством, предлагающим раздел Палестины на два самостоятельных государства—арабское и евпейе{$Ье, и 2. Рекомендация меньшинства, в которой предлагается создание в Палестине едино. го арабско-еврейского государства на фе­ деративных началах. Конечно, предлагаемый меньшинством спе­ циального комитета план имеет свои пре­ имущества и достоинства, поскольку он ис­ ходит из идеи создания в Палестине едино го арабско-еврейского государства. Однако в настоящих условиях, когда ис портившиеся уже ранее отношения между арабами и евреями достигли такой степе­ ни напряжения, что стало невозможным примирение их взглядов на вопрос о том как должна быть разрешена палестинская проблема, план меньшинства практически, пивидимому, не может быть осуществлен В силу этого нам приходится остановить­ ся на плане, предлагаемом большинством комитета, т. е. на плане, предусматриваю­ щем раздел Палестины на 2 самостоятель­ ных государства—арабское и еврейское, как на плане' наиболее осуществимом в данных условиях. Здесь я хотел бы сказать несколько слов относительно экономического единства Па­ лестины. Рекомендация о палестинском эко­ номическом союзе с точки зрения советской делегации заслуживает внимания. Нам пред­ ставляется, что экономическое единство Палестины не только будет отвечать инте­ ресам народного хозяйства Палестины в це лом, но и явится средством сближения обо­ их народов, населяющих Палестину, и тем самым сможет подготовить в будущем бо лее тесные политические отношения между ними. Не касаясь в данный момент деталей осуществления экономического единства Палестины, советская делегация привет ствует самую постановку вопроса и считает что именно в этом направлении можно най­ ти удовлетворительное решение. Поддерживая в принципе рекомендации, представленные большинством специально­ го комитета, требуется, однако, отметить, что они содержат в себе ряд предложений и оценок, которые не могут быть приняты нами до тщательного анализа и без внесе­ ния в них соответствующих поправок. Такие серьезные вопросы, как вопрос о линии границ между обоими государствами или о мероприятиях на переходный период после аннулирования британского мандата на Па лестину, как вопрос о статуте города Иеру­ салима и ряд других более или менее важ ных вопросов требуют своего дальнейшего и тщательного рассмотрения. Следует отметить, что вопрос о границах между обоими государствами специальный комитет по мнению советской делегации, возможно, ввиду недостатка времени, не­ доработал, ибо предлагаемое им разделение Палестины на ряд отдельных районов, сое­ диняющихся между собой в нескольких точках, путем узких коридоров, нельзя признать удоветворительным решением воп­ роса. Советская делегация считает, что раз­ работка конкретного плана проведения гра- ницы и национального размежевания Па­ лестины должна быть продолжена специ­ альным комитетом с целью устранить, на­ сколько это окажется возможным, имею­ щиеся недостатки. Если Ассамблея примет решение о разде­ ле Палестины на два государства, то воз­ никнет ряд сложных вопросов, связанных как с прекращением мандата Англии на Палестину, так и с самим планом раздела Палестины. Возникнет, прежде всего, воп­ рос о том, на каких основах должно быть построено управлецие Палестины в переходный период. Все сознают, что пере­ ходный период от нынешнего состояния мандатного управления Палестиной до на­ чала существования двух самостоятельных государств имеет огромное значение как с, точки зрения сохранения мира в Палести­ не, так и с точки зрения дальнейшей судь­ бы обоих государств. Поэтому советская делегация считает, что одновременно с отменой мандата необходимо принять решение об уп­ равляющей в переходный период власти, ответственной перед Организацией Об’еди- ненных Наций, и разработать в связи с этим соответствующие мероприятия. Если на этой сессии Генеральная Ассамб­ лея решит вопрос о создании арабского и ев­ рейского государства, это будет большим ша­ гом вперед в разрешении всего палестин­ ского вопроса. Таковы те общие принципи­ альные положения, которые советская де­ легация считает необходимым изложить сейчас, оставляя, естественно, за собой пра­ во высказываться в дальнейшем по отдель­ ным конкретным вопросам. Выступившие затем представители Па­ кистана и Египта вновь высказались против раздела Палестины на два государства и настаивали на создании арабского государ­ ства на территории всей Палестины. Что показало обсуждение греческого вопроса МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОБЕДА СОВЕТСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ В КОМИТЕТЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ НЬЮ-ЙОРК, 13 октября (спец. корр. ТАСС).— Сегодня Политический комитет закончил рассмотрение греческого вопроса, длившееся почти три недели. Обсуждение этого вопроса, как известно, проходило в обстановке острой политической борьбы. С одной стороны, англо-американский блок всеми силами стремился навязать комитету решение, содержащее необоснованные обви­ нения против Болгарии, Югославии и Алба­ нии, решение, которое помогло бы при­ крыть грубое вмешательство США и Вели­ кобритании в греческие дела. С другой сто­ роны. делегации ряда стран во главе с деле­ гацией СССР боролись против этих нео­ боснованных обвинений и разоблачали про­ иски империалистов на Балканах. Эта упорная борьба завершилась сегодня бесспорной морально-политической победой советской делегации, невзирая на то, что американцы добились формального отклоне­ ния предложенной ею резолюции. Весьма характерно при этом, что в ходе голосова­ ния по советской резолюции от 17 до 38 делегаций отказывались поддержать пози­ цию США. В ходе сегодняшнего заседания советская делегация, поддержанная представителями ряда других стран, еще раз разоблачила подлинных нарушителей мира и безопасно­ сти на Балканах, выступая в роли последо­ вательного защитника суверенитета малых стран и народов. Заседание открылось выступлением гла­ вы советской делега 1 ^ии А. Я. Вышинского. Он представил убедительное обоснование советского проекта резолюции, требующего прекращения англо-американского вмеша­ тельства в греческие дела, вывода англий­ ских войск из Греции и создания специаль­ ной комиссии ООН, которая обеспечила бы путем надзора использование предостав­ ляемой Греции иностранной экономической помощи только в интересах греческого на­ рода. Выступление А. Я . Вышинского Выступление С. Царапкина Отметив, что по вопросу о Палестине уже высказались представитель арабского высшего комитета и представитель еврей­ ского агентства для Палестины и что со­ общения эти}/1 представителей и ряда деле­ гатов были насыщены историческими ссылками, параллелями, юридическими обос­ нованиями и т. п„ Царапкин заявил: «За­ слушанные нами исторические и правовые исследования как арабского, так и еврей­ ского представителей содержат в себе ряд положений, которые могут быть исполь­ зованы как в защиту арабских взглядов, так и в защиту еврейских взглядов. Но, конечно, не эти исторические и правозые исследования могут и должны быть решаю­ щими в данном вопросе, они могут играть лишь вспомогательную роль. Дело в том, что у нас здесь не академический спор от­ носительно того, сколь долго евреи или арабы пребывали в Палестине, или относи­ тельно того, какой из этих народов и в течение какого периода времени занимал преобладающее положение в этой стране. Суть вопроса сейчас заключается в дру­ гом: речь идет о праве на самоопределение — В своих неоднократных выступлениях по греческому вопросу в Политическом ко­ митете и еще до того—в Совете Безопасно­ сти представители Советского Союза указы­ вали на совершенную необоснованность об­ винений, возводимых на Югославию, Болга­ рию и Албанию, — заявил Вышинский.— Как все должны помнить, мы говорили, что для таких обвинений нет‘ обоснований, что внимательное и об’ективное изучение фактов, которыми пытаются обосновать эти обвинения, не может не привести в конечном итоге к полному опровержению этих нео­ боснованных, искусственных и несправедли­ вых обвинений, к полной реабилитации Югославии, Болгарин и Албании. Делегация США начала все это дело е очень громким шумом. Стоит только вспом­ нить, что греческий вопрос появился на по­ вестке дня Генеральной Ассамблеи под громким и острым заглавием: «Об угрозе политической независимости и территори­ альной целостности Греции». Между тем, на протяжении всех дебатов в Политиче­ ском комитете меньше всего говорилось или, вернее, вовсе не говорилось об угрозе по­ литической независимости и территориаль­ ной целостности Греции со стороны ее трех северных соседей. Таким образом, об­ винение, выдвинутое с таким шумом, оказа­ лось блефом, мыльным пузырем, не в меру раздутым Соединенными Штатами. Все дело свелось, в конечном счете, к нескольким пограничным инцидентам, при. том надо сказать со всей отчетливостью и ответственностью, что сообщения об этих инцидентах настолько сомнительны, что са­ ми господа американцы и господа британ. цы предпочитают о них помолчать. По крайней мере, ни об Ангистон-Липа, ни о Кука-Палайон-Триетнос никто из них впо­ следствии уже не заикался. Не делалось ни малейших попыток выступить в защиту и других первоначальных обвинений по пово­ ду пограничных инцидентов Господа «об­ винители» вообще не дали себе труда ска­ зать хоть что-нибудь по поводу других инцидентов. Поэтому мы имеем полное пра­ во сказать, что выдвинутым обвинениям— грош цена,, что они лишены всяких основа­ ний и явно необ’ективны и пристрастны. Советская делегация требовала и требует честного и об’ективного подхода к греческо­ му вопросу. Мы требовали и продолжаем требовать об’ективного отношения к фактам и не сомневаемся в том, что, в конце кон­ цов, истина восторжествует. Мы придавали и придаем этому вопросу столь большое значение еще и потому, что, отбрасывая искусственные и несправедливые обвинения, мы расчищаем путь укреплению мира на Балканах. Напротив, те, кто прибегают к искусственным обвинениям или хотя бы в косвенной форме их поддерживают, созда­ ют новые препятствия делу установления мира и добрососедских отношений между четырьмя балканскими странами. Советская делегация видела поэтому свою задачу в Политическом комитете раньше всего в установлении фактов, в устранении всего того искусственного и наносного, что извращало эти факты и не помогало добро­ совестному и об’ективному отношению к фактам, Мы должны признать, к сожале­ нию, что эту задачу нам удалось разре­ шить только наполовину. Если подвести итоги всему тому, что произошло в Политическом комитете за ис­ текшее время, то можно с некоторым удов­ летворением констатировать крушение по­ пыток некоторых делегаций, во главе с де­ легациями США и Великобритании, дискре­ дитировать Югославию, Болгарию’ и Алба­ нию пред’явлением им обвинений, от кото­ рых эти делегации должны были, в конце концов, отказаться. Это—несомненное доказательство провала той кампании, которую США и Великобри­ тания вели с упорством и энергией, достой­ ными лучшего применения. Мы констатиру­ ем в качестве итога работы Политического комитета—провал попыток навязать Юго­ славии, Болгарии и Албании незаслужен­ ные, несправедливые, фальсифицированные обвинения. 1 от факт, что США оказались бессильны­ ми в проведении своего плана, направленно­ го против Югославии, Болгарии, Албании, и что они вынуждены были прибегнуть к та­ ким маневрам, которые имели мало общего с первоначальными обвинениями,—этот факт имел своей целью прикрыть совершенно оче­ видное отступление от занятых ранее пози­ ций. Разве этот факт не говорит сам за себя? Да, он говорит сам за себя. Он говорит о провале той кампании ожесточенной травли северных соседей Греции, которая велась англо-американским блоком с упорством -и с помощью применения грубого произвола на протяжении многих месяцев. Поведение американской и британской Делегаций на предыдущем заседании не оставляет ника­ кого сомнения в правильности сделанного мною сейчас вывода. Подводя итоги происходившим дебатам, советская делегация считает, что она впра­ ве утверждать о полной неудаче искус­ ственно состряпанной кампании против Юго­ славии, Болгарии и Албании, преследующей, как теперь особенно ясно, одну единствен­ ную цель отвлечь внимание общественно­ сти всего мира от плохо прикрытого вмеша­ тельства со стороны США и Великобритании во внутренние греческие дела и их попыток превратить Грецию в базу, в опорный пункт, плацдарм для осуществления планов не имеющих ничего общего с обеспечением сотрудничества, мира и безопасности наро­ дов. Мы констатировали это и На последнем заседании. Нам нет необходимости повто­ ряться, но мы не можем не отметать того саморазоблачения американских планов, ко­ торое произошло на глазах у всего мира когда Джонсон, Макнейл и Дельбос по предварительному сговору между собой из­ менили первоначальную американскую ре­ золюцию принятием англо-французской поправки. Отказавшись, таким образом от своих первоначальных обвинений и перенеся всю ответственность на комиссию по рас­ следованию, большинство комитета уклони лось от того, чтобы взять На себя какую ы то ни было политическую ответствен­ ность за совершенное. Я должен подчеркнуть и сегодня, что изменение американской резолюции англо­ французской поправкой было произведено вопреки, ранее сделанному Джонсоном заяв­ лению о том, что американское правитель­ ство было бы согласно принять предложен­ ную поправку лишь при том условии, если Югославия, Болгария и Албания заявят о своем согласии на учреждение проектиру­ емой комиссии и о своей готовности сотруд­ ничать с этой комиссией. Югославия, Бол. гария и Албания не дали такого согласия Они поступили, с нашей точки зрения, со­ вершенно правильно, в полном соответ­ ствии со своим государственным достоин­ ством и суверенитетам. Как мы понимаем, условия, которые были здесь так угрожающе громко произнесены представителем США, были отброшены Югославией, Болгарией и Албанией. И эти условия были немедленно забыты амери­ канской делегацией и представителями тех стран, которые ее в этом деле здесь под­ держивали. Таким образом, отказ от ранее выдвину­ тых обвинений против Югославии, Болга­ рии и Албании осуществился очень быстро, несмотря на то, что правительства этих трех стран отвергли поставленные им усло­ вия. Вместо первоначально предложенной резолюции, устанавливающей, что Югосла­ вия, Болгария и Албания нарушили принци­ п у Устава Организации Об’единенных На­ ции, якобы, оказывая помощь и поддержку партизанам, ведущим борьбу против гре­ ческого правительства, англо-американский блок ограничился простой констатацией тех выводов, к которым пришло в комиссии по расследованию большинство членов этой комиссии (я говорю—очень сомнительное большинство). Это, конечно, означало не только отказ от первоначальных обвинений, но и уклонение от принятия на себя какой- либо ответственности за подобные обвине­ ния. Голосовавшие за это решение члены комитета поистине умыли руки в этом по­ зорном деле, отсылая ищущих правду от Чонтия к Пилату. Таким образом, нельзя оспаривать пров"- Л| англо-американских планов обвинить * дискриминировать правительства Югосла­ вии, Болгарии и Албании в этом, так назы­ ваемом греческом вопросе. Попытка такого рода несправедливой дискриминации сорва­ на. Как мы с удовлетворением должны от­ метить, эта попытка сорвана благодаря тому, что значительное число делегаций отказа­ лось играть роль послушного орудия в ру­ ках той группы стран, которая под руковод­ ством США пытается — и в некоторых случаях, к сожалению, небезуспешно — диктовать Организации Об’единенных На­ ций такое направление ее деятельности и такие решения, какие угодны США и ка­ кие противоречат подлинным целям и прин­ ципам Организаций. Мы видели по результатам голосования, проведенного на прошлом заседании, что кроме 6 славянск*х стран, которые вели борьбу против выдвигавшихся несправедли­ вых обвинений, значительное количество делегаций отказалось поддерживать обви­ нителей. В отдельных случаях число таких делегаций, находившихся в оппозиции к американским предложениям, составляло почти половину всех представленных здесь стран. Это, конечно,, поражение для Сое­ диненных Штатов, которые обладают в Ор­ ганизации Об’единенных Наций и во всех ее органах большинством голосов, посколь­ ку есть страны, которые осуществляют по­ литику, диктуемую им США. Если говорить о победе англо-американского блока, в ре­ зультате получения им механического боль­ шинства при голосовании, то это была пи­ ррова победа. Тут уместно вспомнить воск­ лицание древнеримского императора: «Вар, Вар, отдай мне мои легионы». Советская делегация руководствуется сознанием важности рассматриваемого воп­ роса и необходимости установления подлин­ ных причин создавшегося в Греции положе­ ния, оказывающего свое тлетворное влия­ ние и на внешнеполитические отношения^ между Грецией и другими странами. Совет-’' скал делегация вела и будет продолжать вести борьбу за устранение всех действи­ тельных причин создавшегося в Греции по­ ложения, угрожающего делу мира и безопас­ ности народов. Греческий вопрос продолжа­ ет тревожить общественность демократиче­ ских миролюбивых стран. Миролюбивые на­ роды не могут примириться с любой попыт­ кой скрыть подлинный источник зла и бед­ ствий, обрушившийся на греческий народ и угрожающий покою и безопасности трех пограничных с Грецией государств, а так­ же безопасности всего мира. Только уст­ ранив этот настоящий источник зла, можно- обеспечить покой на греческих границах и ликвидировать внешнеполитические ослож­ нения, угрожающие мирному сотрудничест­ ву на Балканах. Советская делегация представила Поли­ тическому комитету,—а еще раньше Совету Безопасности,—достаточно фактов, подт­ верждающих, что ответственность за инци­ денты, имевшие место на северных грани­ цах Греции, должна быть возложена на греческие власти. Из материалов комиссии Совета Безопасности, проводившей рассле­ дование в связи с инцидентами на греческих границах, нетрудно убедиться, при сколько- нибудь об’ективном подходе к делу, в на­ личии связей между этими инцидентами и той враждебной политикой, которая про­ водится нынешним греческим .правительст­ вом по отношению к соседним с Грецией странам. Мы указывали на эти факты. Мы не можем, конечно, повторять эти заявления вновь, вновь и вновь. Имеющие уши, да слышат, имеющие очи, да видят. Мы приводили здесь многочисленные сви­ детельства,4в том числе свидетельства лю­ дей, которых никак нельзя заподозрить в пристрастии в этом деле в пользу Югосла­ вии, Болгарии и Албании. Мы указывали на свидетельства людей, столь компетентных в нынешних греческих делах, как некото­ рые представители самого американского правительства. В этих свидетельствах кон­ статируется банкротство нынешнего гречес­ кого правительства, оказавшегося не в сос­ тоянии скрыть той роли, которую сыграло иностранное вмешательство во внутренние греческие дела. Я приводил, в частности, авторитетное свидетельство о том, что иностранная помощь была использована гре­ ческим правительством для сохранения за собой навсегда привилегий небольшой бан­ ковской и торговой клики, образующей не­ видимую силу в Греции, клики, вся дея­ тельность которой «была продиктована ре­ шимостью ограничить финансовые преро­ гативы любой ценой за счет экономиче­ ского здоровья страны. Теперь ни для кого не секрет, что имен.' но банковская и торговая клика несет от­ ветственность за внутреннее положение в Греции, как несут эту ответственность и правительства держав, являющихся глав­ ной движущей силой во всей греческой по­ литике. Мы считаем, нужным вновь обра­ тить внимание мировой общественности на коррупцию и тиранию, утвердившиеся в настоящее время в Греции при поддержке США и Великобритании. Эти державы да­ ли возможность правящей греческой клике эксНлоатировать массы, подавляя народ при помощи жандармерии, греческой полиции, опирающейся на вооруженные силы неко­ торых иностранных государств. Вот почему Советское правительство нас­ таивало и продолжает настаивать на выво­ де из Греции английских войск Советское правительство считает, что это является обязательной и необходимой предпосылкой для восстановления в Греции порядка я общественного спокойствия, что это являет­ ся также важнейшим условием установле­ ния нормальных отношений между Грецией и соседними с ней государствами. Вот почему Советское правительство про­ должает настаивать на отозвании из Гре* ции всевозможных англо-американских во* енных и гражданских инструкторов и так называемых «экспертов». Это также являет­ ся важным условием для успешного решения задачи нормализации внутриполитического и внешнеполитического положения в Греции. В этой связи Советское правительство считает важным обеспечить, чтобы те сред* ства, которые направляются правительст­ вом США в Грецию под предлогом оказа­ ния ей экономической помощи, были бы действительно использованы по своему пря­ мому назначению. Эти средства должны использоваться именно для экономической помощи, а не для строительства военных баз и подготовки жанда'рмских отрядов и корпусов для подавления партизан. В этих целях Советское правительство предлагает создать специальную комиссию с функци­ ями надзора для обеспечения использования получаемой помощи только в интересах греческого народа. (Продолжение ■« 4-й е ц 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz