Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

18 ОКТЯБРЯ 1947 г.. № 204 (82181 К О М М У Н * 5 Дискуссия по докладу'Экономического и Социального Совета НЬЮ-ЙОРК, 10 октября (спец. корр. ТАСС). - В комитете № 2 (по экономиче­ ским и финансовым вопросам) продолжает, ся общая дискуссия. Большинство выступ, лений не затрагивает принципиальные воп­ росы, имеющие важное значение для эконо­ мики многих стран мира. Зато нет недо­ статка в попытках выгородить американ­ ское вмешательство в дела некоторых стран ф, под видом «помощи», так например, турец­ кий делегат в своей речи пытался убедить комитет в том, что американские военные миссии и вооружение, отправляемые из США в Турцию, принимаются ее населением «с благодарностью» и что превращение Турции в американскую военную базу «не угрожает •е политической независимости». Старательно обошел вопрос об американ­ ской экономической интервенции в ряде стран американский делегат Торп. В своем выступлении он ни словом не обмолвился по поводу выдвинутых в ходе дискуссий справедливых обвинений в том, что, пытаясь проводить свои односторонние экономиче­ ские комбинации в Западной Европе, США действуют в обход Организации Об’единен. ных Наций и в нарушение принципов ее Устава. Торп защищал так называемый «план Маршалла» и уверял членов комите­ та в том, что «американская помощь», ока­ зываемая некоторым странам, якобы предо­ ставляется бескорыстно. Американский де­ легат признал, что правительство США от­ дает экономическому восстановлению Гер­ мании предпочтение перед восстановлением других европейских стран. Он мотивировал это тем, что повышение уровня германского производства необходимо для экономиче ского восстановления всей Европы. Торп отказался ответить на югославское требова­ ние о возвращении правительству Югослав­ ской Республики принадлежавшего ему зо­ лота, переданного в свое время на хранение в США. По словам Торпа этот вопрос «не стоит на повестке дня». Делегаты Латино-Американских стран и стран Ближнего Востока касались в своих выступлениях работы региональных экономи­ ческих органов ООН. За развитие экономического сотрудничества на началах равноправия и взаимного уважения национальных интересов Машина голосования снова пущена вход Как в Политическом комитете было принято решение по греческому вопросу На сегодняшнем заседании комитета с большой речью от имени советской делега­ ции выступил А. Арутюнян. Советский деле­ гат привел многочисленные факты свиде­ тельствующие о том, что внешняя экономи­ ческая политика США направлена на вос­ становление экономического потенциала двух основных источников агрессии в неда­ леком прошлом — Германии и Японии, на закрепление экономической отсталости коло­ ниальных и зависимых стран и их подчине­ ние интересам империалистических монопо­ лий. Касаясь вопроса об экономической комис­ сии для Азии и Дальнего Востока, советский делегат указал, что угнетенные народы этих районов вели и ведут национально-освобо­ дительную борьбу против колониальных держав за свою политическую независимость и самостоятельное экономическое развитие. «Прошло почти два года после окончания войны на Дальнем Востоке, — сказал он, — однако разоренные войной страны Азии и Дальнего Востока не получили необходимого содействия в восстановлении их экономики. Мало того, Голландия при поддержке неко­ торых великих держав ведет войну против Индонезийской республики. Реакционные силы лихорадочно работают над восстанов­ лением промышленной мощи Японии. На Дальнем Востоке происходит то же, что и в Европе, где по плану Маршалла хотят восстановить военно-промышленный потен­ циал Германии». Идея восстановления промышленности Японии, продолжал А. Арутюнян, в амери­ канском плане означает восстановление под американским руководством экономической базы империализма на Дальнем Востоке. Свободолюбивые народы Азии и Дальнего Востока не могут примириться с таким поло­ жением и хотят взять в собственные руки дело восстановления и развития своей эко­ номики, ожидая при этом должного содей­ ствия со стороны Организации Соединенных Наций. Советский делегат указал, что оставление многих стран Азии вне рамок экономической комиссии для Азии и Дальнего Востока, так же как и решение совета о том, что несамо­ управляющиеся территории могут сотрудни­ чать с этой комиссией только через ее чле­ нов, «ответственных за международные от­ ношения этих территорий», противоречит ин­ тересам народов Азии. В связи с этим советский делегат предло­ жил резолюцию, предусматривающую вклю­ чение в состав этой комиссии всех невошед­ ших в нее стран Азии и Дальнего Восто­ ка—членов ООН, не входящих в какую-ли­ бо из существующих региональных эконо­ мических комиссий. Резолюция предусматривает также, что вопрос о привлечении для консультации не­ самоуправляющихся территорий Азии и Дальнего Востока будет решаться комис­ сией на основании заявлений этих терри­ торий. Советский делегат критиковал далее реше­ ние Экономического и Социального Совета, позволяющее нарушать установленный поря­ док возможных внешних экономических связей Германии. «Существует определенный согласованный между союзными государст­ вами механизм управления Германией, — сказал он. — Этот порядок предусматривает, что внешние связи Германии устанавливают­ ся и определяются контрольным советом Германии,<а не сепаратно оккупационными властями отдельных зон». Несмотря на это, Совет п}Йшял решение, на основе которого экономическая комиссия для Европы начала устанавливать самостоятельные связи с главнокомандующими отдельных зон окку­ пации Германии. Такая линия фактически способствует расчленению Германии, она не направлена на то, чтобы рассматривать Гер­ манию, как единое экономическое целое. «Делегация Советского Союза, — продол­ жал советский делегат, — возражает против решения Экономического и Социального Со­ вета, санкционирующего незаконное устано­ вление непосредственных взаимоотношений экономической комиссии для Европы с командующими отдельных зон оккупации Германии, поскольку это решение противо­ речит Соглашению о контрольном механиз­ ме и решению Берлинской Конференции о Германии, как о едином экономическом це­ лом. Эта комиссия может иметь связь толь­ ко с союзным контрольным советом в Гер­ мании, как единственным верховным орга­ ном, имеющим полномочия вести внешние политические дела Германии». Американское и британское правительства в нарушение берлинского решения о Герма­ нии сепаратно от СССР и частично от Фран­ ции решают ряд экономических вопросов, затрагивающих Германию в целом. Амери­ канское правительство, используя финансо­ вые затруднения Великобритании, все боль­ ше забирает в свои руки руководство эконо­ микой и в британской зоне оккупации. Американское правительство превращает Рур в базу осуществления своих планов в Европе в ущерб интересам миролюбивых на­ родов, в ущерб интересам самого герман­ ского народа. Касаясь заявления Торпа о том, что аме­ риканская программа неограниченного вос­ становления германской промышленности «не должна вызывать опасений», советский делегат сказал: «Возможно кое-кого не бес­ покоит возрождение военно-промышленного потенциала Германии. Но народы Европы, испытавшйе на себе, что означает возрож­ дение германского потенциала, не могут допустить этого». «Экономический и Социальный Совет и Экономическая ко­ миссия для Европы не должны содей-, ствовать такой политике. Советский Союз, как одна из четырех держав, представленных в Союзном Контрольном Совете, не может признать решений Эконо­ мического и Социального Совета, которые фактически поддерживают односторонние действия оккупационных властей отдель­ ных зон в тех вопросах, которые должны быть разрешены совместно четырьмя дер­ жавами — СССР, США, Англией и Фран­ цией». Переходя к вопросу о послевоенной эконо­ мической помощи странам, пострадавшим от войны — Арутюнян указал, что решение Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1946 года о том, что эта помощь не должна ис­ пользоваться в качестве политического ору­ жия, не выполнено. Из явно политических соображений было отказано в помощи Поль, ше, Югославии и Венгрии. Обещанную «по­ мощь» получают лишь те, кто соглашается на унизительные и неприемлемые для суверен­ ного государства условия. Даже в отноше­ нии Великобритании американский заем был обусловлен такими политическими и экономи­ ческими условиями, что один из деятелей английской консервативной партии Обри Джонс заявил, что «восстановление страны (Великобритании) зависит от отказа от по­ литики, которую в течение последних лет нам навязывает Америка». Советский делегат указал далее, что от­ ношение правительства СССР к «плану Маршалла» и к мероприятиям, которые про­ водят правительства Англии, Франции и не­ которых других стран в связи с «этим пла­ ном», с исчерпывающей ясностью изложено в заявлении Министра Иностранных Дел СССР В. М. Молотова в Париже 2 июля и в речи А. Я.Вышинского на заседании Ге­ неральной Ассамблеи 18 сентября с. г. Отвечая на заявления некоторых делега­ тов о том, что программа Маршалла не но­ сит политического характера, советский де­ легат привел содержание американских га­ зет, показывающее, что политический харак­ тер этого «плана» признают многие амери­ канские деятели. «Американские кредиторы,—сказал далее Арутюнян, — рассматривают Европу как захудалую фирму, которая стоит перед банкротством. Предоставляя некоторым странам кредиты, они требуют от них сотрудничества, которое по существу не имеет ничего общего с под­ линным сотрудничеством равноправных госу­ дарств. Они требуют контроля над использо­ ванием кредитов, права диктовать условия экономического развития, регулировать внеш нюю торговлю и т. д., не говоря уже о по­ литических требованиях в отношении при­ знания «мирового руководства» со стороны Соединенных Штатов». Советский делегат указал, что европейские страны пока еще не получили никакой помощи на основе «плана Маршалла». Не ясно даже, есть ли какие перспективы на эту помощь, однако, план Маршалла уже показал себя, как вредный для дела мира политический маневр. Отметив давление, которое оказывалось американским правительством на составление пресловутого «плана 16» в Париже, совет­ ский делегат указал, что американский пред­ ставитель продиктовал им ряд условий, пре­ дусматривающих снижение тарифных барье­ ров, уничтожение таможенных границ, про­ ведение денежной реформы. «Эти условия,_ сказал он,—направлены на то, чтобы создать в Западной Европе больше возможностей для проникновения американских товаров и ка­ питалов в эти районы, а вместе с тем и для усиления американского политического влияния в ущерб национальным интересам европейских стран». Советский делегат указал, что проникно­ вение крупного американского капитала в страны Западной Европы имеет в качестве одной из целей сколотить с помощью Ан­ глии и Франции блок, враждебный Совет­ скому Союзу и другим демократическим го­ сударствам Европы. Такая политика, наряду с разжиганием новой войны, является весьма вредной для дела экономического развития Европы и всего мира. Все, кто хотят дей­ ствительного экономического сотрудниче­ ства между народами, должны осудить та­ кую политику. «Доктрина Трумэна» и «план Маршалла», являющийся конкретным вопло­ щением этой доктрины, ухудшили возмож­ ности экономического сотрудничества ме­ жду странами мира. Советское Правительство в заявлении Ми­ нистра Иностранных Дел СССР В. М. Моло­ това 2 июля с. г. в Париже предупредило ^ вредных и опасных последствиях такой по­ литики. Советский Союз является последо­ вательным сторонником экономического со­ трудничества народов мира, сторонником такого сотрудничества, которое основа­ но на равноправии, на учете взаимных интересов и уважении суверенитета стран. Министр Иностранных Дел СССР В. М. Молотов на совещании трех министров иностранных дел в Париже сказал: «Советский Союз стоит за всемерное развитие экономического сотрудничества между европейскими и другими странами на здоровых началах равноправия и взаим­ ного уважения национальных интересов и сам неизменно содействовал и будет содей­ ствовать этому путем расширения торговли с другими государствами». НЬЮ-ЙОРК, 11 октября (спец. корр. ТАСС). —Острая политическая борьба, раз­ горевшаяся в Политическом комитете Ге­ неральной Ассамблеи вокруг принятия ре­ золюции по греческому вопросу, показала со всей очевидностью, что попытки амери­ канской делегации грубо навязать ООН угодное ей решение встречают большое сопротивление. Твердая высокопринципиальная линия со­ ветской делегации, стоящей на страже принципов международного сотрудничества и разоблачающей попытки превращения ООН в инструмент американской внешней политики, находит широкие отклики у мировой общественности и оказывает свое влияние на позицию целого ряда делега­ ций. Все это вызывает определенную трево­ гу в лагере тех, кто накануне второй сес­ сии Генеральной Ассамблеи бахвалился, предвещая, что американская делегация бу­ дет играть на этой сессии ведущую роль. Особенно усилилась нервозность в этом лагере после вчерашнего заседания Поли­ тического комитета, когда половина деле­ гаций отказалась поддержать американские обвинения, выдвинутые по адресу северных соседей Греции. Газета «Нью-Йорк тайме» опубликовала отчет о вчерашнем заседании Политического комитета под заголовком: «Орган ООН — против предложения опу­ стить обвинения против балканских стран. Но голосование 29 против 6 при 16 воздер­ жавшихся и 6 отсутствующих может озна­ чать, что резолюция США провалится поз­ же». В этой обстановке определенными круга. ми были приложены все» усилия к тому,- чтобы, сегодня, на четвертый день обсуж­ дения американского проекта резолюции, добиться любой ценой его принятия. Для этой цели вновь была подготовлена к дей­ ствию пресловутая машина голосования. Известно, что большинство делегаций представляющее страны, зависящие от США, не решается голосовать против аме­ риканских предложений и автоматически поддерживает их. С другой стороны, для того, чтобы завуалировать американские предложения и создать впечатление «уступ­ чивости», в ход был пущен нехитрый трюк: на сцену были выдвинуты так называемые «поправки» французской и английской де­ легаций, которые, не меняя существа аме­ риканского проекта резолюции, создавали видимость компромисса, на котором на­ стаивали многие делегации. Главная ставка была сделана на «поправ­ ку», внесенную Макнейлом от имени анг. лийской делегации. Она гласит: «Принимая к сведению доклад комиссии по обследова­ нию, большинство членов которой пришло к заключению о том, что Албания, Болга­ рия и Югославия оказывали помощь и под­ держку партизанам, воевавшим против гре. ческого правительства, Генеральная Ас­ самблея предлагает Албании, Болгарии и Югославии воздерживаться от каких бы то ни было актов помощи и содействия ука занным партизанам». Французский делегат Дельбос снял свою аналогичную этой поправку и призвал де­ легатов голосовать за английское предло­ жение. Он выразил надежду, что делега­ ция США также присоединится к этой пои правке, поскольку, по его словам, она мо­ жет получить «достаточное большинство голосов». Доказывая, что в резолюции не. обходимо указать, что Албания, Болгария и Югославия, якобы, помогали греческим партизанам, он сказал: «Нам сдается, что Югославия, Болгария и Албания принима­ ли какое-то участие, оказывали какое-то содействие греческим партизанам, ибо без этого содейств-я греческие партизаны не могли бы, очевидно, переходить через гра­ ницу». Британский делегат Макнейл, со своей стороны, настаивал на принятии английской «поправки». Возражая польскому делегату, который на одном из предыдущих заседав ний говорил, что при решении столь важ­ ных вопросов, как греческий, необходимо добиваться единогласия, Макнейл сказал: «Я пессимистически отношусь к возможно, сти установить единогласие. Если в коми-' тете нет сотрудничества всех, мы должны постараться собрать возможное большин­ ство голосов». Макнейл призывал делега­ тов показать себя «политическими реали­ стами». Американский делегат Джонсон побла^ годарил Дельбоса и Макнейла за их крас­ норечие и сказал, что американская делегат ция будет голосовать за англо-француз. скую поправку. Он заявил, что большин­ ство членов комиссии якобы . уверено в виновности Югославии, Болгарии и Алба -1 нии. Далее выступил глава советской деле­ гации А. Я. Вышинский. Речь А. Я И Ы Ш И Н С Е О Г О Напомнив о том, что Советский Союз не примет никакого участия в работе созда­ ваемой комиссии и что место, оставленное вчера для СССР в этой комиссии, не будет занято, А. Я. Вышинский перешел к вопросу об американских обвинениях, пред’явлен- ных Югославии, Болгарии и Албании, и о том, как эти обвинения интерпретируют английская и французская поправки. — Налицо необычное стремление англо- франко-американского блока в этом воп­ росе осчастливить Югославию, Болгарию и Албанию забвением прошлого, — тем, что они интересуются только будущим, таким будущим, которое дало бы им все удоб­ ства для осуществления важнейшей части американской резолюции, заключающейся в учреждении комиссии, той комиссии, ко­ торую американские газеты уже сейчас от­ кровенно называют «сторожевым псом на Балканах». Очень меткое выражение. Что касается существа дела, то я думаю, что оно обстоит не совсем так, как это пытаются здесь представить. Джонсон (США) заявляет, что большинство членов комиссии уверено в том, что Югославия, Болгария и Албания виновны во всех гре­ хах, которые им здесь приписывались. Но я бы поставил такой вопрос уверен ли сам Джонсон в том, что Югославия, Албания и Болгария виновны в этих грехах? Я на этот вопрос отвечаю прямо—он не уверен в этом, так как он сейчас уже без всяких условий,—я подчеркиваю это,—без всяких условий поспешил отказаться от своих прежних обвинений, опираясь на помощь Макнейла. В самом деле, перед нашими глазами в течение двух недель оскорбительно маячи­ ла американская резолюция № 191, в кото­ рой было сказано точно и ясно, что амери­ канская делегация предлагает Генеральной Ассамблее считать установленным, что Албания, Болгария и Югославия в наруше­ ние принципов Устава Организации Об’еди­ ненных Наций оказывали помощь и под­ держку партизанам, ведущим борьбу про­ тив греческого правительства. Разве это сказано не ясно, разве остается какое-ни­ будь сомнение в направлении мысли обви­ нителя? Тут прямо и отчетливо сказано, что американская делегация считает уста­ новленной вину Югославии, Албании и Бол­ гарии. А что мы видим сейчас? Мы видим, что американская делегация уже не счи­ тает эту вину установленной. Это большин­ ство комиссии по обследованию считает вину установленной, а американская деле­ гация уже не берет на себя ответствен­ ность за выводы комиссии. Об этом, как говорится, ни гу.гу, ни одного звука. Разве это не факт? Зачем же нам играть в кошки и мышки, в эту детскую игру, когда все становятся в один круг и один старается поймать другого, тогда как остальные ме. шают этому? Но в этой игре бывает так, что кошка сама попадается в ловушку. Я думаю, что сейчас такая опасность угро­ жает Джонсону, который старался поймать эту югославо-болгаро-албанскую мышку. У этой кошки мягкие лапки, но острые зубки, она опасается проигрыша в своей игре и потому стала столь доброй, что готова проявить максимум гуманности по отноше­ нию к непойманной мышке. (Смех, веселое оживление в зале). В самом деле, выступая в прениях, я указывал, что здесь идет торг, что пускаются в ход всякие рычаги нажи­ ма, что тут угрожают, стращают, нажимают, наседают,—заставляют Югославию, Болга­ рию и Албаншр признаться в том, чего нет в действительности, обещая за это мило­ сердие божие. Амнистию готовы дать, толь­ ко пообещайте, что вы будете добрыми паиньками, будете, как в детском саду, слушаться своей гувернантки, то очень строгой, то очень милой и ласковой, но неотступно следящей за каждым вашим ша­ гом. Нас уговаривают—согласитесь, прими­ те такой порядок, и все будет в порядке, «и овцы будут целы, и волки—именно вол­ ки—будут сыты». (Веселое оживление в зале). Итак, в первой фазе этой американской игры делегация США утверждала, что Югославия, Болгария и Албания соверши­ ли преступление против Греции. На второй фазе начался торг—Югославию. Болгарию и Албанию заставляли согласиться на ко­ миссию, обещая взамен амнистию. Я еще раз подчеркиваю, что главным здесь являет­ ся вопрос о создании комиссии: будет комиссия,—дело будет в шляпе, в амери­ канской шляпе, а не в английской, конеч­ но, поскольку англичане ужр надевают шляпу, говорят «гуд бай» и торопятся из Греции домой, а американцы с своей шля­ пой как раз собираются расположиться в Греции, как дома, и поэтому говорят: «Со­ гласитесь на комиссию, которая нам нуж­ на по тем или иным соображениям». (Весе, лое оживление в зале). И вот—третья стадия. К вей мы пришли вчера, когда комитет в поспешном, прямо- таки пожарном, порядке провел какое-то кустарное голосование по колумбийской поправке, которую предварительно пыта­ лись обезглавить. Голосование это было не совсем ясно даже для самого колумбий­ ского делегата, который махнул рукой и сказал: «Делайте, что хотите, только ско­ рее голосуйте, потому что мигрень начи­ нается». (Смех). После такого замечатель­ ного сеанса одновременной молниеносной игры в голосование выяснились результа­ ты, весьма неприятные для американской делегации. Оказалось, что удалось на­ скрести только 29 голосов в поддержку американских обвинений. И вот начинается третья фаза, которая идет сейчас с анонсом великодушия, гуманности и взглядов . в будущее. (Веселое оживление в зале). Это—игра. Но нам говорят — большинство уже с нами. Но, позвольте, вб-первых, эти 29 голосов рассматриваются как больший» ство лишь потому, что первый комитет ру­ ководствуется процедурным правилом, не принимающим в расчет воздерживающихся от участия в голосовании. Это правило оспаривается сейчас в шестом комитете, где обсуждаются правила процедуры. Но пусть вы даже формально правы, — разве можно с легким сердцем сбросить со счета 16 воздержавшихся от участия в голосова­ нии делегаций? Ведь это представители 16 государств. Их нельзя сбросить со счетов, как это делает бухгалтер, который подво­ дит сальдо,—отщелкал 29 косточек и ду­ мает, что сальдо—в его пользу. Но нельзя же забывать, что другие 28 делегаций не поддерживают американские обвинения, воздерживаясь от участия в голосовании или вовсе не принимая участия в голосова­ нии. Если г-н Джонссн считает результаты вчерашнего голосования победой, то я могу лишь поздравить его с этой победой, ибо это пиррова победа. Правильно заявила га^ зета «Нью-Йорк геральд трибюн», что это — победа на бумаге. Я не знаю, понятно, что получится сегодня. Вполне возможно, что американской делегации удастся увели­ чить количество голосов, которые будут поданы за ее резолюцию. Я готов Допу­ стить и такие метаморфозы. Все мбжет случиться, все может перевернуться, ибо существуют могущественные рычаги, напо.' добие рычага Архимеда, которые способны перевернуть, если не весь мир, то, по край­ ней мере, добрую половину этого мира.' (Смех, оживление в зале). Но если гово^ рить о результатах вчерашнего голосова­ ния, то следует иметь в виду, что тут о большинстве можно говорить лишь в бух­ галтерском формальном смысле этого сло^ ва. Мы же интересуемся морально.полити^ четким отношением государств и народов к тому, что здесь происходит. Поэтому, нельзя согласиться с заявлением г-на Джонсона о том, что большинство делега­ ций не то готовы, не то обещали ему под. держать американские обвинения против Югославии, Албании и Болгарии. Второй вопрос. Если Джонсон попреж.^ нему убежден в том, что Болгария, Алба­ ния и Югославия действительно виноваты, то почему теперь он уже не пред’являет им своего условия—дать согласие на со.' трудничество с комиссией в обмен на смяг­ чение американской формулировки обвине.' ния ? Представителей Болгарии и Албании прошлый раз подвергали строгому допросу на этот счет. Теперь о них забыли. Их ни о чем не спрашивают. Американская (Окончание см. на 4-й стр.) Колхозам— правильные севообороты В постановлении правительства от 21 июня 1945 года «0 мерах по улучшению дела введения и освоения севооборотов в колхозах» дается указание: а) в колхозах центрально-черноземных областей ввести преимущественно 7—8— 9- и 10-польные севообороты с 1—2 по­ лями черного пара, до 2 полей многолетних трав и 4—6 полями зерновых, технических и других культур; б) в свеклосеющих колхозах ввести преимущественно 7—8—9-я 10-польные севообороты с 1—2 полями многолетних трав, до двух полей пропашных культур, включая сахарную свеклу, 3—4 полями зерновых и других культур. В соответствии с этим указанием для колхозов области рекомендуются в каче­ стве примерных следующие севообороты. а) 10-польные— с двумя полями трав, двумя полями черных паров, одним пропаш­ ным полем ж 5 полями зерновых культур. Два варианта этой схемы предусматривают в первом случае следование пропашных культур по обороту пласта, во втором — после озимых. Такие севообороты могут найти большое применение, прежде всего, в южных и юго-восточных районах обла­ сти, где почвы сильно распылены и часты засухи. Двухлетнее пребывание в севообо­ роте травосмесей злако-бобовых многолет­ них трав будет положительно сказываться на повышении структурности почвы и, следовательно, улучшении ее плодородия. Могут они вводиться и в колхозах остальной части области; *) Окончание. Начало см. в «Коммуне» |м 14 октября. Д . ГОМОЗОВ, главный агроном областного управления сельского хозяйства б) 9-польные —с одним полем многолет­ них трав, двумя полями черного пара, од* ним пропашным полем и 5 полями зерно вых культур. Такие севообороты, прежде всего, найдут себе применение в колхозах, имеющих богатые черноземные почвы; в) 8-польные —с одним—двумя полями многолетних трав, одним—двумя полями черных паров, одним пропашным полем и 3— 4 полями зерновых культур. В органи­ зационно крепких и малоземельных колхо­ зах северной части области в варианте 8-польного севооборота с двумя парами воз­ можно применение на части или в делом поле занятого удобренного пара; г) 7-псльные —с одним полем многолет­ них трав, одним полем черного пара, одним пропашным полем и четырьмя полями зер­ новых культур; д) 11-польные— с двумя полями много* летних трав, двумя черными парами, двумя пропашными полями и 5 полями зерповых культур. Такие севообороты могут найти применение в крупных свеклосеюших кол­ хозах, близко расположенных от пуактов сдачи свеклы. Наряду с полевыми севооборотами в колхозах, как правило, должны вводиться кормовые севообороты. В колхозах нашей области могут применяться 7 и 8-польные кормовые севооборотыс 3— 4 полями много­ летних трав на сено и на выпас, одним полем корнеплодов д силосных ку л ь ту р , одним полем однолетних трав и двумя но­ лями зерновых культур. В колхозах, имеющих развитое товарное свиноводство, необходимо вводить пастбищ­ ные севообороты (зеленый конвейер). Соотношение полевого и кормового сево­ оборота должно определяться потребностью кормов для животноводства с учетом нали­ чия естественных кормовых угодий и мера­ ми повышения их продуктивности. Применение таких или подобных сево­ оборотов не должно носить шаблонный ха­ рактер, а строго отвечать плановому зада­ нию для того или другого колхоза, его при­ родным и хозяйственным условиям. * * ■— Наряду с введением севооборотов в кол- хозах надо тщательно разрабатывать и планы их освоения, имея в виду при этом сказанное в постановлении правительства от 21 нюня 1945 года: «В колхозах, еще не сеявшпх многолет­ них трав, допустить в целях быстрейшего наведения порядка .в использовании их земель, введение севооборотов с посевом трав на частях полей, дли без многолетних трав, при этом нарезать такое число по­ лей, которое обеспечивало бы каждому колхозу в дальнейшем переход к правиль­ ным севооборотам с травосеянием, без ломки границ нарезанных нолей». Посев много­ летних трав на части полей даст возмож­ ность в переходные годы сохранить высо­ кий уровень посева зерновых культур. Размещать культуры в севообороте, у которого поля, отведенные под травы, не могут быть ими запо.шеиы, можно при­ мерно так; , ПРИНЯТОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ПОЛЕЙ тш п р и п п а н ы р п п п р й ПРИ ПОЛНОМ ОСВОЕНИИ ЧЕРЕДОВАНИЕ ПОЛЕЙ СЕВООБОРОТА В ПЕРЕХОДНЫЕ ГОДЫ В Д ЕС Я ТИ П О Л Ь Н О М СЕВООБОРОТЕ 1. Травы 2. Травы 3. Яровая пшеница 4. Яровые зерновые 5. Пар черный 6. Озимые 7. Пропашные 8. Яровые зерновые 9. Пар черный 10. Озимые с подсевом трав Травы и яровые зерновые Травы и пар черный Яровая пшеница и озимые Яровые зерновые Пар черный Озимые Пропашные Яровые зерновые ф Пар черный Озимые с подсевом трав (на части поля). 1. Травы 2. Травы 3. Яровая пшеница 4. Пропашные 5. Яровые зерновые 6. Пар черный 7. Озимые В В О С Ь ^ " П О Л Ь Н О М СЕВООБОРОТЕ Травы и пар черный 8. Яровые зерновые с подсевом трав 1. Травы 2. Яровая пшеница 3. Пропашные 4. Яровые зерновые 5. Пар черный 6. Озимые 7. Яровые зерновые с подсевом трав Размер части поля, занимаемой под тра­ вы по годам, будет определяться, прежде всего, государственным плановым задани­ ем и затем наличием семян многолетних трав. В связи с расширением травосеяния возникает ряд очень важных вопросов, та­ ких. как районирование трав, место и спо­ собы их подсева. Данные научно-исследо­ вательских учреждений и ироизводствен- I ного опыта говорят о том, что Травы и озимые Яровая пшеница Ярсвые зерновые Пар черный Озимые Пропашные Яровые зерновые (с подсевом трав на ча­ сти поля). В С ЕМ И П О Л Ь Н О М СЕВООБОРОТЕ Травы и яровые зерновые Травы и пар черный Яровая пшеница и озимые Пропашные Яровые зерновые Пар черный Озимые с подсевом многолетних трав на части поля. ласти (Водопьяновский, Липецкий, Борин ский, Хлевенский, Грязинский районы) в качестве травосмесей лучше всего приме­ нять в нолевых севооберотах клевер крас­ ный с тимофеевкой. В остальной части этой зоны лучше применять в полевых севооборотах травосмеси клевера с пыреем американским и люцерны с пыреем аме­ риканским; в степной южной части области в поле­ вых севооборотах наиболее распространен * ' 4 с 1 1 1 в северной части лесо*степной зоны об- - ной травосмесью будет люцерна с пыреем американским, а также эспарцет с житня­ ком, особенно на меловых почвах; в кормовых севооборотах по всей обла­ сти будет применяться трехчленная травосмесь из люцерны, костра и пырея американского. Вопрос о месте и способах подсева трав подлежит дальнейшему изучению и совер­ шенствованию. Пока же можно считать наиболее лучшим и желательным посев многолетних трав ближе к чистым парам, т.-е. под покров озимых, главным образом пшеницы. Этот способ оправдывает себя, если он применяется во-время, а не по просохшей почве, с соблюдением равномер­ ности и требуемой густоты посева. Во-вторых, вполне возможен и допустим подсев многолетних трав под яровые куль­ туры. В годы же перехода к правильным севооборотам, ® целях более форсированно­ го размножения семян, можно и нужно при­ менять широкорядные беспокровпые по­ севы люцерны. При планировании освоения севооборо­ тов особо внимательно надо составлять план перехода по. годам, кладя в основу принятое чередование на переходные годы и размещая государственное плановое за­ дание по посевным площадям. При этом нельзя допускать размещения более Двух лет подряд зерновых культур по зерновым культурам, возврата на то же место подсолнечника ранее 6 лет; нельзя использовать под чистый нар пласта или оборота пласта полей, вышедших из про­ пашных или бобовых культур. Посевы яровой пшеницы следует размещать но пласту многолетних трав, по сахарной свекле и по удобренным озимым. Посевы сахарной свеклы, подсолнечника и карто­ феля необходимо размещать после озимых и обороту пласта многолетних

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz