Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)
14 ОКТЯБРЯ 1947 г., № 203 (2517) К О М М У Н А ' СССР на страже суверенитета народов Дальнейшее разоблачение грубых американских манегров в Политическом комитете Генеральной Ассамблеи НЬЮ-ЙОРК, 9 октября (спец. корр. ТАСС). —Как сообщалось, на вчерашнем заседании Политического комитета Гене ральной Ассамблеи американской делегации удалось при помощи грубого нарушения принципов и правил процедуры ООН прота щить ряд пунктов угодного им решения по греческому вопросу. В частности, боль шинством голосов, несмотря на возраже ния делегации СССР и ряда других деле гаций, было постановлено создать особую комиссию для наблюдения за выполнением решения Генеральной Ассамблеи Югосла вией, Болгарией, Албанией и Грецией. Аме риканским экспансионистским кругам такая комиссия нужна как прикрытие для усиле ния вмешательства в балканские дела. Нажим, произведенный, американцами на •стальные делегации при принятии этого решения, вызвал столь явное недовольст во и возмущение у ряда делегаций, что се годня даже американская печать вынужде на была сказать об этом. Так, газета «Нью-Йорк уорлд телеграмм» указывает, что победа не была столь решительной, как этого хотели бы Соединенные Штаты, и отмечает, что США «оказали нажим на Генеральную Ассамблею с тем, чтобы она вынесла решение о виновности Югославии, Албании и Болгарии в агрессии». Газета подчеркивает, что большое число членов Политического комитета выражало неже лание поддержать это обвинение. Сегодняшнее заседание Политического комитета, на котором предполагалось ут вердить состав особой комиссии и проголо совать вступительную часть американской резолюции, содержащую обвинение по ад ресу северных соседей Греции, приняло не ожиданный для. американской делегации оборот. Оно принесло ей новое морально- политическое поражение, показав еще раз, что в отношениях между равноправными, суверенными державами методы односторон них решений и диктата обречены на неиз бежный провал. Советская делегация, сто ящая на страже принципов международного сотрудничества, не позволила использовать марку Организации Об’единенных Наций для прикрытия политических спекуляций. Заявление советской делегации В начале заседания глава советской де легации А. Я. Вышинский огласил заявле ние о позиции делегации СССР в вопросе о создании предложенной американцами комиссии. «Советская делегация вчера возражала против ^учреждения той комиссии, состав которой сегодня должен быть обсужден,— сказал Вышинский.—В предыдущих своих выступлениях советская делегация доста точно отчетливо обрисовала свое отноше ние к этому предложению и мотивы, кото рыми она руководствовалась. Но для того, чтобы здесь не было никакой неясности, я должен к сказанному добавить следую щее. Комиссия, как это было установлено вчера, получает функции и полномочия, не совместимые с суверенным равенством, ус тановленным Уставом Организации Об’еди ненных Наций, и вследствие этого проти воречит принципам, лежащим в основе на шей Организации. Она противоречит тем са мым и принципу государственного сувере нитета Югославии, Болгарии и Албании. В силу этих глубоко принципиальных со ображений советская делегация не может положительно отнестись к учреждению такой комиссии, а следовательно, и к учас тию в формировании такой комиссии. Вчера советская делегация указывала, что сам порядок принятия решения о соз дании этой комиссии, предложенный аме риканской делегацией, носит характер совершенно беспрецедентного торга, сделки. Конечно, советская делегация знает, что на международных конференциях возможны и необходимы соглашения, но нельзя смеши вать соглашение со сделкой, с торгом, тем более—со сделкой, торгом, осуществленны ми под нажимом, под угрозой. Между тем, принятие американского предложения было проведено именно такими методами. Советская делегация считает, что приня тое вчера решение выгораживает действи тельных виновников создавшегося в Гре ции положения, а также того положения, которое создалось в отношениях между Грецией, с одной стороны, и с Югославией, Болгарией и Албанией—с другой. Советская делегация считает далее, что поправка, которая была предложена фран цузской делегацией, не представляет ника- кого улучшения американского предложе ния. Французская поправка, по существу, повторяет в завуалированном виде амери канскую резолюцию. Таким образом, создание комиссии, кото рая располагала бы теми функциями, какие вчера были ей предоставлены, и которая решала бы те задачи, какие вчера были для нее намечены. резко противоречит принципам Организации Об’единенных На ций. Советская делегация не может согла ситься с учреждением такой комиссии. По этому она от имени советского правитель ства заявляет, что не примет участия в этой комиссии, не примет участия и е выбо рах комиссии. Советская делегация заяв ляет о своем резко отрицательном отноше нии как к самой комиссии, так и к процеду ре ее формирования. Выступивший далее югославский делегат Беблер поблагодарил советскую делегацию за отказ от сотрудничества в создании бал канской комиссии, задачи которой, опреде ленные на вчерашнем заседании, *носят враждебный Югославии характер. Беблер подчеркнул, что в принятом вчера решении даже не упомянуты державы, виновные в подлинном вмешательстве в греческие дела. Он указал, что комиссии предполагается предоставить право расследования на Юго славской территории. «Моя страна суверен но—сказал Беблер,—и мы зна^м, как на до соблюдать международные обязательст ва без чьей-либо указки. Мы хотели бы, чтобы и другие соблюдали эти обязательст ва так же, как соблюдаем их мы». Отметив, что дружеский шаг СССР, от казывающегося участвовать в балканской комиссии, продиктован духом великой со ветской демократии, уважающей суверен ность народов, Беблер призвал всех членов комитета последовать примеру советской делегации. Польский делегат Ланге от имени сво его правительства заявил, что Польша также не может согласиться на участие в балканской комиссии (кандидатура Поль ши в состав, этой комиссии была предложе на вчера американской делегацией). Он указал, что вчерашние решения были при няты комитетом под грубым нажимом аме риканской делегации, которая не пожелала искать какого-либо компромиссного реше ния. Польский делегат напомнил, что ком промиссное предложение колумбийской де легации осталось незамеченным, что пред ложение египетской делегации о создании подкомитета для выработки согласованного решения даже не голосовалось, что пред ставитель Швеции был вынужден снять свой проект резолюции. Поскольку комитету на вязали американские предложения, «не было искренней попытки достигнуть согласия,— сказал польский делегат,—была попытка использовать ООН в целях, противоречащих задачам Организации». Чехословацкий делегат Славик заявил, о том, что он не примет участия в выборах комиссии, созданной при помощи методов, нарушающих принципы ООН* «Если бы’ здесь хотели достигнуть единодушного ре шения, то были бы обсуждены все четыре проекта резолюции, были бы одобрены и проголосованы приемлемые для всех пунк ты,—сказал чехословацкий делегат.—Меж ду тем, на голосование была поставлена только одна — американская — резолюция. Да и та обезглавленная. На голосование до сих пор не поставлена первая часть этой резолюции, которая вызывает серьез ные возражения членов комитета». # Белорусская и украинская делегации, со своей стороны, отказались участвовать в выборах балканской комиссии, подчеркнув, что эта комиссия создается не в целях мир ного урегулирования греческого вопроса, а в целях, не имеющих ничего общего с де лом мира и безопасности народов. Беспомощные самооправдания нарушителей принципов ООН Все эти выступления, убедительно по казывающие подоплеку создания так на зываемой балканской комиссии и разобла чившие неприглядные маневры нарушите лей принципов ООН, произвели большое впечатление на многих членов комитета. С другой стороны, они вызвали явное смяте ние среди тех, кто столь грубо пытался командовать на вчерашнем заседании. Делегаты США и Великобритании не на шли слов для возражений. Вместо них на за щиту подмоченного престижа американской делегации ринулись французский делегат Дельбос и бельгийский делегат Спаак, кото рые в последнее*время все чаще берут на се бя адвокатские функции в отношении англо- американского блока. Однако ни Дельбосу, ни Спааку не удалось сколько-нибудь су щественно обосновать и оправдать произве денные вчера грубые нарушения правил и принципов ООН. Дельбос выразил сожа ление, что его «усилия к примирению» не достаточно оценены. Он безуспешно пытал ся доказать, будто бы предложенная фран цузской делегацией поправка к американс кой резолюции меняет характер этой резо люции и снимает содержавшиеся в ней об винения по адресу северных соседей Греции. Столь же беспомощным было выступле ние Спаака, который вопреки логике пы тался доказать, что навязанная вчера ко митету процедура носила... примирительный характер. Он сетовал на то, что делегации СССР, Польши, Югославии, Чехословакии и другие не вносили вчера поправок к тем пунктам американской резолюции, которые ставились на голосование. Спаак с энерги ей, достойной лучшего применения, старал ся доказать, что он действует вполне са мостоятельно и не выполняет ничьих при казов. Увидев, что вчерашние неблаговидные маневры нарушителей принципов ООН пол ностью разоблачены, председательствую щий Беш (Люксембург), который вчера столь охотно исполнял желания американ ской делегации, сегодня забил отбой. — Мне не была симпатична вчерашняя процедура,—заявил он. — Но я должен был сдаться, подчиняясь воле делегации. Ведь вы большинством голосов решили вчера принять предложение Спаака. Это было ваше решение, и я ему подчинился, поэтому моя совесть чиста... Заговорили молчавшие В этой обстановке заговорили те деле гаты, которые вчера, подчиняясь грубому нажиму, не решались открыто выступать против американского диктата. Делегат Венецуэлы заявил на сегодняш нем заседании, что «та форма, которую приобрело обсуждение- проекта решения,— нежелательная форма». Он подчеркнул, что делегаты вынуждены были вчера голо совать за пункты американской резолюции, определяющие функции балканской комис сии «не вдаваясь в существо». — Перед нами остаются советский и кубинский проекты резолюции, — сказал делегат Венепу-щы, - я не знаю, в какой мере содержание уже принятых американ ских предложений исключает обсуждение других функций, которые следовало бы возложить на балканскую комиссию. Я хо тел бы, чтобы было осуществлено доста точно обширное обсуждение рассматривае мого решения. Более определенным было выступление колумбийского делегата Лопеса. Я должен, заметил он, выразить иную точку зрения, нежели ту, которую так красноречиво за щищает Спаак. Я люблю придерживаться существующих принципов и правил нашей Организации, ибо они гарантируют защиту прав малых наций. Поэтому я всегда аа строгое соблюдение правил. Подчеркнув, что вчера были нарушены правила процеду ры, колумбийский делегат продолжал: — Мощная держава имеет достаточно голосов, чтобы выдвинуть и обсудить любое предложение и без нарушения установлен ных правил процедуры. Лопес заявил, что он хочет огласить до полнительное предложение, которое, по его мнению, способствовало бы сближению то чек зрения делегаций в греческом вопросе. Председательствующий возразил, что сей час должен обсуждаться только вопрос о составе балканской комиссии и предложил Лопесу представить свое предложение в письменном виде. Однако колумбийский делегат запротестовал, и председатель ствующий разрешил ему огласить свой проект. Выступление А. В ходе прений снова взял слово А. Я. Вышинский. — Уместно поставить вопрос, — сказал он, — о том, что сейчас происходит. Вчера мы указывали, что все методы, которые здесь применялись, противоречат правилам процедуры. Наши противники сначала пыта лись оспаривать это утверждение, но потом согласились с тем, что, действительно, эти методы противоречат установленным прави лам. Спаак признал вчера, что применяв шиеся методы не были обычными и не соот ветствовали тому, что записано в правилах процедуры. Но отсюда Спаак сделал вы вод, что порядок, установленный правила ми процедуры, не является наилучшим и, следовательно, может быть нарушен со спо койной совестью... Сегодня мы видим наглядно, насколько новый способ, который был изобретен бель гийским делегатом Спааком и применен вчера, лучше или хуже установленного пра вилами процедуры. Об этом можно судить по тому, что происходит сейчас. Если бы вчера был применен действительно здоро вый, хороший способ голосования, то не произошло бы того, что происходит здесь сегодня. Выступление колумбийского деле гата Лопеса показало, что порядок, нашед ший применение вчера, приводит ряд де легатов к большое недоумение, ставит их в тупик. Разве это свидетельствует о том, что этот порядок был хорошим? Вчера меньшинство этого комитета защи щало свое право меньшинства, предусмот ренное всеми демократическими конститу циями и обычаями. Мы говорили вчера до статочно ясно, что примененная вчера про цедура голосования , была плохой, неразум ной и, кроме того, ' незаконной. Мы имеем право сделать из нашей позиции все выво ды. Спаак здесь трагически восклицает: «Почему вы вчера не вносили никаких по правок к американскому проекту резолю ции?» Я не знаю, сказано ли это в шутку или всерьез. Разве Спаак не знает, что если предложение в принципе неприемлемо, то к нему невозможно делать поправки? Если кто-нибудь не согласен в принципе с ка ким-либо предложением, то он не может вносить к нему частных поправок. Отвергая вашу резолюцию в принципе, мы не хотим прикрывать ее, надеть на нее другую шл.члу с модными американскими перьями, или обуть ее в другие ботинки, — мы вообще предпочитаем уложить вашу резолюцию в гроб. Всякий иной подход свидетельство вал бы о непоследовательности, бесприн ципности. Мы знаем много героев бесприн ципности, но советские люди к этой кате- юрии не относятся. Очевидно, Спаак рас считывает на простоватых слушателей, ког да говорит о том, что мы должны были вно сить свои поправки к американскому проек ту резолюции. Спааку нужны эги утверждения для того, чтобы обвинить нас в отказе сотрудничать. Это очень дешево и никого не может уое- дить. Даже те, которые только что вышли из младенческого возраста, не поверят Спааку. Нам говорят, что вчерашнее решение можно было улучшить. Мы и старались его улучшить, предлагая свою соОственную резолюцию, но ее не приняли. Вы хотите, чтобы мы улучшили вашу плохую резолю цию, а мы говорим: потрудитесь улучшить ее сами. Мы подождем, удастся ли вам эта классическая операция или нет. Думаю, что она вам все равно не удастся. Во вся ком случае, в этой классической операции мы не намерены участвовать в роли модных парижских хирургов. Нелепо утверждать, что советская деле гация выступает против сотрудничества. Советская делегация выступает за между народное сотрудничество, но лишь за та- кое сотрудничество, которое опирается нп действительно разумную основу взаимно!о уважения и соглашения между государ ствами. Мы хотим, чтобы международное сотрудничество строилось на основах взаи мопонимания, взаимного уважения интере сов, мнений, убеждений, но, когда нам го ворят: извольте сотрудничать с нами на основе продиктованного вам проекта, к тому же предварительно обезглавленного, то тут нас берет оторопь. Поневоле спрашиваешь, что здесь происходит? Где мы находимся? Куда мы попали? Вчера была принята часть американской резолюции без начала и без конца, лишен ная не только головы и того, что обыкновен но в голове содержится, но и хвоста. Все это было отсечено. Нам была предложена резо люция, которая была предварительно чет вертована. И это теперь преподносится, как пример решения вопроса в порядке сотруд ничества. Поистине, у нас разное понима ние, что сотрудничество, а что диктат и командование. Советская делегация считает нужным повторить то, о чем она здесь уже неодно кратно заявляла: мы считаем, что ни Юго славия, ни Албания, ни Болгария не повин ны в каких-либо пограничных инцидентах. Мы цитировали здесь выводы комиссии Со вета Безопасности, — той комиссии, на ко торую здесь так часто ссылаются: даже в этих выводах констатируется, что не было представлено убедительных доказательств виновности северных соседей Греции в по граничных инцидентах. В материалах комис сии) записано, что из 198 пограничных инци дентов, о которых было заявлено греческим правительством, только 12 инцидентов было связано, по утверждению самого греческого правительства, с переходом греческих пар тизан через линию границы. Мы не склонны верить этой комиссии, но мы хотим вам верить, что вы находите воз можным ей верить. В таком случае вам следует верить и этим, приведенным мною, фактам из доклада комиссия. Можно что- В колумбийском проекте резолюции под черкивается, что «беспорядки на северной границе Греции, на которые все ссылаются, являются лишь частью или аспектом более серьезной международной ситуации. Все другие аспекты не были ни рассмотрены, ни обсуждены в комитете». В проекте резо люции указывается, что рекомендации Ге неральной Ассамблеи могут быть эффектив но проведены в жизнь лишь «при сотруд ничестве Греции и США — с одной сторо ны, Болгарии. Албании, Югославии и СССР — с другой стороны». В проекте ре золюции содержится просьба к правитель ствам СССР, США, Великобритании и Фран ции совместно рассмотреть вопрос о поло жении в Греции. Я . Вышинского либо принять большинством голосов, МОЖНО призвать нас к порядку, можно, наконец, принять еще какие-нибудь меры, которые будут к лицу вашему большинству. Но фак ты остаются фактами. Факты. не знают ни стен, ни окон, ни дверей. Факты облетят весь мир, и вам придется нести ответствен ность перед своими народами за все то, что здесь происходит. Если факты приносятся в жертву полити ческим тенденциям, если на неугодные фак ты просто закрывают глаза, то позвольте же нам определить свое отношение к этим по литическим тенденциям и ко всему, что из них вытекает. „ Я должен остановиться на выступлении французского делегата. Он оспаривал мое утверждение, что французская поправка ничем не отличается от американского про екта резолюции. В действительности дело обстоит именно так. Чем отличается фран цузская поправка от американского проек та? Разве только тем, что американский проект резолюции прямее, откровеннее. Французская поправка говорит то же, что и американский проект, хотя и говорит это в затушеванной, завуалированной форме. По существу, если вы возьмете французскую поправку и сравните ее с соответствующими пунктами американского проекта даже под сильным микроскопо.,., то вы не найдете никакой разницы. В соответствующем пункте американского проекта резолюции содержится призыв к Албании, Болгарии и Югославии «прекра тить оказание дальнейшей помощи или под держки любого рода». Если к перечислен ным странам обращались с призывом пре кратить оказывать содействие, то, следова тельно, такое содействие сейчас оказывает ся. Вот о чем говорит соответствующий пункт американской резолюции. А что гово рит французская поправка? Она предлагает заменить соответствую щий пункт американского проекта следую щей редакцией: «Поскольку комиссия по расследованию, посланная Советом Безопасности, большим' сгвом голосов установила, что Болгария, Албания и Югославия сказывают помощь партизанам, борющимся против греческого правительства, — Албания, Югославия и Болгария призываются не делать ничего, что могло бы явиться оказанием помощи упомянутым партизанам». Какая же здесь разница? Никакой разни цы между обеими формулировками нет. К Французской поправке в сравнении с аме риканской резолюцией вполне применима русская пословица: «Тех же щей, да пожи же влей». Все, что происходит в этой комиссии, свидетельствует о ненормальных условиях работы. Еще вчера британский делегат Макнейл предложил смягчить ту часть резолюции, которая содержит обвинения г.ротив Югославии, Албании и Болгарии, а сегодня Макнейл распространил уже дру гой проект, которым анн у оует свое вче рашнее предложение. Так , поворот, кото рый проделали за одни сутки предложения британской делегации. То, что было офици ально предложено вчера, сегодня отменяет ся росчерком пера. Разве это нормально? Разве можно так вести работу, если каж дые пять минут будут предлагаться проти воречивые резолюции? Наконец, новая резолюция Макнейла — нс что иное, как пересказ обвинительной части резолюции США. Чем же вызвано та кое изменение в худшую для Югославии, Болгарии и Албании сторону? Не это ли пример «сотрудничества»? Советская деле гация еще раз повторяет, что не может со гласиться с применяемыми здесь методами и будет бороться против всего, что подры вает Устав и его принципы. В ходе дальнейшего обсуждения делегат Панамы поставил вопрос о прекращении заседания. Заявив, что он поддерживает предложение колумбийской делегации, представитель Панамы сказал: «Мы долж ны принять решение, которое явилось бы гарантией мира на Балканах. В создавшейся сейчас натянутой атмосфере такое решение принять трудно. Поэтому следует отложить решение вопроса с тем, чтобы найти воз можность к примирению противоположных точек зрения». Это предложение поддержал и кубинский делегат. Однако против такого предложения выступил все время молчавший английский делегат 'Макнейл. Он откровенно заявил: — Мы дискредитировали бы ‘ Себя, если бы закрыли сегодняшнее заседание, не ре шив вопроса о составе балканской комис сии. Этот вопрос должен быть решен обя зательно сегодня. Предложение панамской делегации было отклонено сравнительно небольшим числом голосов: против этого предложения голосо вали 25 делегаций, за него высказались 15 делегаций и 12 делегаций воздержались от голосования. Выступившие затем Спаак и американский делегат Джонсон требовали, чтобы комитет решил вопрос о составе «балканской комис сии». Джонсон заявил, что ввиду отказа Советского Союза от участия в комиссии, его предложение о включении в комиссию пяти постоянных членов Совета Безо пасное ги отпадает. Однако он тут же до бавил. что не видит, почему бы в комиссию не включить одного-двух, трех или четырех постоянных членов Совета Безопасности. Было ясно, что Джонсон этим заявлением прокладывал себе и своим единомышленни кам путь для дальнейших махинаций в фор мировании комиссии, дабы сохранить за США в этой комиссии желательное амери канским заправилам влияние. Завтра комитет продолжит рассмотрение внесенных проектов резолюции по грече скому вопросу. Письмо6. М. Мол товаД. Маошаллу о вопросу о Коре 9 октября Министр Иностранных Дел Союза ССР В. М. Молотов направил Госу дарственному Секретарю США Д. Маршал лу следу-ющее письмо: «Позиция, занятая делегацией Соеди ненных Штатов Америки в Совместной со ветско-американской комиссии в Сеуле, свидетельствует о том, что делегация США не желает продолжать работу Совместной комиссии с целью достижения, на основе точного соблюдения Московского соглаше ния о Корее, согласованных решений по вопросам, связанным с созданием Времен ного Корейского Демократического Прави тельства. В нарушение Московского соглашения о Корее и договоренности, достигнутой меж ду Правительствами СССР и США. в мае 1947 г. об условиях возобновления рабо ты Совместной комиссии, делегация США настаивает на том, чтобы в формировании Корейского пра®ительства принимали уча стие не только Демократические партии и группы Северной и Южной Кореи, которые подписали декларацию о поддержке целей Московского соглашения и лойяльно вы полняют условия этой декларации, но и та кие реакционные группы, которые, подпи сав эту декларацию, ведут борьбу против Московского соглашения и продолжают со стоять в так называемом «Комитете борьбу против опеки», что противоречит указан ной выше договоренности между Правитель ствами СССР и США. Советская делегация, последовательно отстаивающая принципы Московского соглашения, разумеется, не может согласиться с этим. Позиция делегации США сделала невоз можным образование Временного Корейского Демократического Правительства в соот ветствии с Московским соглашением, что тормозит восстановление Кореи как еди ного демократического государства. Ввиду создавшегося положения Прави тельство СССР поручило Советской делега ции внести в Совместную комиссию в Сеу ле новое предложение, а именно: предоста вить возможность корейцам сформировать правительство самим, без помощи и уча стия со стороны Соединенных Штатов Аме рики и Советского Союза, при условии вы вода американских и советских войск из Кореи. Если правительство США согласно с предложением о выводе из Кореи зеех иностранных войск в начале 1948 года, то советские войска будут готовы поки нуть Корею одновременно с американскими (войсками. Несмотря на то, что это предложение было внесено Советской делегацией на за седании Совместной комиссии еще 26 сен тября, делегация США, к сожалению, до сих пор не дала на него ответа, что не мо жет не тормозить решение корейского во проса. Что касается рассмотрения корейского ©опроса на сессии Генеральной Ассамблеи Организации Соединенных Наций, ка к это предложено в письме г-на Ловетта от 17 сентября, то. ка к Вам известно, позиция Советского Правительства по данному во просу уже изложена Советской делегацией на Генеральной Ассамблее. Копии этого письма направляются мною правительствам Великобританпи п Китая». (ТАСС). Протест Советского Правительства правительству Чили Министерством Иностранных Дел СССР было получено сообщение из Сант-Яго о том, что в ночь на 10 октября здание Со ветского Посольства в Сант-Яго (столица Чили) было обстреляно из пулемета с про ходившей мимо здания посольства автома шины. В связи с этим 11 октября заместитель министра иностранных дел СССР Я. А. Ма лик "вызвал к себе посла Чили в СССР г-на Крус Окампо и по поручению Прави тельства СССР заявил протест Правитель ству Чили против возмутительного посяга тельства на неприкосновенность диплома тического представительства СССР в Чили, указав при этом, что это могло произойти лишь в результате разнузданной враждеб ной Советскому Союзу кампании, ведущей ся в Чили и не встречающей отпора со стороны чилийских властей. Я. А. Малик заявил, что Советское Пра вительство настаивает на срочном рассле довании и на строгом наказании виновных. Г-н Крус Окампо, выразив сожаление ио поводу случившегося в Сант-Яго, заверил Я. А. Малика в том, что заявление Совет ского Правительства немедленно будет до ведено им до сведения Правительства Чи ли. (ТАСС). Обстрел здания советского посольства в Сант-Яго САНТ ЯГО, 10 октября (ТАСС). — В ночь на 10 октября по зданию советского посольства в Сант-Яго (столица Чили) бы ла произведена стрельба из пулемета с проходившей мимо здания посольства авто машины. В окнах одной из комнат посоль ства впоследствии было обнаружено 12 пробоин. 8 пуль, пробив окна, застряли в противоположных стенах комнаты, а 4 п у ли были подобраны в комнате на полу. Утром 10 октября посол СССР в Чили т. Жуков посетил министра иностранных дел Чили Вергара и потребовал тщательно го расследования этого преступного акта й ' наказания виновных. Вергар в ответ на представление посла заявил, что прави тельству Чили приняло необходимые меры к расследованию и просил посла принять от чилийского правительства глубокие из винения и сожаление по поводу случив шегося. В тот же день в посольство прибыл на чальник протокола министерства иност ранных дел и от имени Чилийского прави тельства и министра иностранных дел еще раз повторил глубокие извинения. Высыпна югославских дипломатов из Чили НЬЮ-ЙОРК, 10 октября (ТАСС). — По сообщениям агентства Ассошиэйтед пресс и Юнайтед пресс из Сант-Яго (Чили), пра вительство Чили об’явило о высылке из страны югославского поверенного в делах Цунк) и. приехавшего в Чили секретаря югославской миссии в Буэнос-Айресе Яка- шу якобы потому, что они занимаются «коммунистической агитацией». Свой бесцеремонный, противоречащий всем международным законам, акт чилий ское правительство пытается оправдать не лепым утверждением о том. будто-бы наз ванные югославские дипломатические пред ставители были «международными комму нистическими агентами». В заявлении чилийского правительства голословно утверждается, что якобы юго славские дипломаты преследовали цель «организации забастовок», «усиления и координации кампании, ведущейся против Соединенных Штатов», «покушались на независимость страны». В осведомленных журналистских кругах считают, что ука занные действия чилийского правительства предприняты в угоду реакционным кругам США, которые, как известно, давно уже ведут оголтелую кампанию по поводу, «коммунистической опасности». Югославия порвала дипломатические отношения с Чили БЕЛГРАД, 11 октября (ТАСС). — Сегод ня в печати опубликовано коммюнике мини стерства иностранных дел Югославии о раз рыве дипломатических отношений Югосла вии с Чили. В коммюнике говорится: «Правительство республики Чили, грубо нарушая элементарные принципы междуна. родных отношений, 8 октября 1947 г. изгнало с территории Чили служащего югославского посольства в Сант-Яго Андрея Цуню и се кретаря югославского посольства в ‘ Буэнос Айресе Далибора Якашу. В оправдание сво их действий правительство Чили привело со вершенно необоснованные причины и фанта стическую клевету против правительства Фе деративной Народной Республики Югосла вии. Ввиду того, что югославское правитель ство не дало никакого повода для такого по ступка со стороны чилийского правительства, становится ясным, что все это является ре зультатом умышленной кампании, проводи мой не в интересах Чили и чилийского на рода, а в интересах экспансионистских тен денций известных сил, все более вмешиваю щихся в дела внутренней и внешней политики Чили. Этот шаг чилийско го правительства сделан в период острых и клеветнических выпадов против Федеративной Народной Республики Югославии, инициатором кото рых являются все те же силы, стремящиеся нарушить дружественное сотрудничество между народами и с этой целью использу ющие правительство Чили. Такие поступки ясно говорят о том, что здесь идет речь о враждебном отношении чилийского правительства к Федеративной Народной Республике Югославии. Поэтому правительство Федеративной На родной Республики, Югославии, считая, что в дальнейшем нет надобности поддерживать дипломатические отношения с правитель ством, которое не определяет самостоятель но своих отношений с другими государства ми, решило порвать дипломатические отно шения с правительством республики Чили». П О М О Щ Ь С О В Е Т С КО ГО С ОЮ ЗА Е Г И П Т У В БОРЬБЕ С Э П И Д Е М И Е Й Х О Л Е Р Ы КАИР, 11 октября (ТАСС). — Вчера сюда прибыл советский самолет, доставивши^ противохолерную вакцину, являющуюся бесплатной помощью Советского Правитель етва Египту в борьбе с эпидемией холеры. На аэродроме самолет встречали: замести тель министра здравоохранения Назиф-Бей и другие представители Министерства здраво охранения, представители Советской миссии в Египте, представители египетской прессы и другие. Назиф-Бей выразил горячую бла годарность Советскому ‘ Правительству за оказанную помощь. З А К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н О Е З А С Е Д А Н И Е К О М И С С И И ПО А В С Т Р И Й С К О М У Д О ГО В О Р У ВЕНА, 12 октября (ТАСС). — Вчера со стоялось заключительное, 85-е, заседание комиссии по австрийскому договору, На заседании был утвержден и подписан всеми делегациями доклад комиссии Совету Министров Иностранных Дел,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz