Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)
Т! о к т я б р я г §47 г. ж т п?21$ К о’ м м у н X г Выступление А. Я. Вышинского по греческому вопросу на заседании первого комитета Генеральной Ассамблеи 6 октября 1947 года*) 4. Защитники антинародных блоков Я должен остановиться на речи г-на Спа йка, который приложил все свое ораторское искусство к тому, чтобы обвинить Юго славию, Болгарию и Албанию во всех смерт ных грехах, с одной стороны, и чтобы изо бразить правительство Цалдариса в виде тихого ангела мира — с другой. Очевидно, ^ для того, чтобы легче было справиться “со своими противниками, г-н Спаак развер тывает спор вокруг таких вопросов, которые при любом на них ответе имеют малое от ношение к основному вопросу, стоящему перед комитетом. Так, г-н Сиаак пускается в рассуждения о том, является ли грече ское правительство законным или незакон ным, и изощряется в доказательствах, что греческое правительство законное, хотя и признает вместе с тем, что существует тен денция рассматривать греческое правитель ство незаконным и что эта тенденция с каждым днем находит все большее распро странение. Это верно. Все больше и больше стано вится здравомыслящих людей, признающих, что правительство Софулиса—Цалдариса действительно является незаконным. Жаль, что . Спаак не попытался проанализировать причины такой, все распространяющейся тенденции — считать правительство Софу лиса—Цалдариса незаконным — и не дал ответа на вопрос также о том, чем об’яс- ияется, что эта тенденция, как он выра зился, становится все более распространен ной. Между тем, это, безусловно, имеет свои и достаточно веские основания’. Но не будем задерживаться на этом вопросе, по скольку, как известно, правительство Со фулиса—Цалдариса, неся свою ответствен ность за гражданскую войну в Греции, не играет, однако, решающей роли в греческом вопросе, не является решающим фактором в этом деле, и потому нет необходимости тратить на разговоры о греческом прави тельстве много времени. Г-н Спаак затронул вопрос о статье 2-й, пункте 7-м У става ООН, доказывая, что Организация Об’единенных Наций и ее члены не имеют права вмешиваться во внутренние дела какого-либо государства и даже критиковать его политику. Но почему же, в таком случае, г-н Спаак проявляет такую непоследовательность, когда прихо дится говорить, например, об американском или британском вмешательстве в греческие дела и о британских войсках в Греции? Правда г-н Спаак посвятил этому несколь ко слов, но он сделал это так мягко и осторожно, почти извиняясь за свою дер зость, едва прошептав слева о некоторой неотрицаемой степени американского вме шательства во внутреннюю политику Гре ции и тут же добавив, что он далек от то го, чтобы утверждать, что это заслуживает похвалы, но уверен, что эти замечания не вызовут упреков ни правительства США, ни правительства Великобритании. Можно успо коить Г-На Спаака на этот счет. Его «неко торая неотрицаемая степень» критики и его примерное поведение в этом вопросе могут разве вызвать только полное одобрение и похвалу со стороны упомянутых им высоких покровителей. Ведь все, что сказал г-н Спаак, не оставляет сомнения, что он одобряет вмешательство американцев и анг. личан во внутренние дела Греции, доказыГ вая к тому же, что это не противоречит принципам Устава ООН. Но как быть все.таки со статьей 2-й, пунк том 7-м, о котором так красноречиво распи нается г-н Спаак? Впрочем у г-на Спаака на этот вопрос ответ готов Ведь каждое правительство может просить другое пра вительство помочь ему в поддержании мира и порядка. Это верно, но для таких случаев в конституциях государств тоже установ лен определенный порядок. Он установлен и в конституции Эллинского государства у рт 1911 года, и это подтверждено Эллин ской конституцией 1927 года, где соответ ственно в статьях 99 и 113 устанавливает. ся, что «иностранные армии не могут до пускаться на службу в Эллинском государ стве и не могут пребывать на греческой территории или проходить через нее иначе, как в силу закона». Поскольку такого за кона в Греции не издано, пребывание иност ранных войск на территории Греции яв ляется незаконным, как бы ни сочувствовал этому делу г-н Спаак и другие почтенные адвокаты правительства Цалдариса, Кстати, нельзя не подчеркнуть специфи ческий характер британских методов наве дения в Греции порядка, о котором говорил г-н Спаак. Это заслуживало бы специально го внимания, но из-за недостатка времени я вынужден ограничиться только ответом на заявление г.на Спаака о том, что ничто не может позволить заявить о том, что присутствие британских войск в Греции яв ляется причиной гражданской войны. О причине гражданской войны я буду гово рить ниже. В этой связи я хочу сослаться на свидетельство такого авторитетного ма стера сих дел, как Уинстон Черчилль (см. «Лайф» от 23 апреля 1947 года), о чем здесь уже напомнил югославский предста витель, говоря о телеграмме г-на Черчилля генералу Скоби. «Раз поздно ночью в это время, — гово рит по этому поводу У. Черчилль, — я со ставил телеграмму нашему генералу Скоби, который прибыл в Афины с 3 000 человек, чтобы помочь вытеснению немцев, что он не должен считать себя нейтральным в борьбе греческих партий, но. наоборот, дол жен поддерживать премьера Папандреу и нс колебаться стрелять по нападающим коммунистам. Этот приказ был послан око ло двух часов утра 6 декабря (1944 г.). Он поспел как раз во.время. Британские вой ска небольшими подразделениями двину лись вперед и открыли огонь по атакую щим коммунистам...» Вот какой порядок поддерживают в Гре ции британские войска по приказу британ ских премьер-министров и одобряется бель гийским премьер-министром. Пусть ответит теперь каждый добросо вестный и беспристрастный человек, не озна_ чает ли так называемое присутствие бри танских войск в Греции не что иное, как участие этих войск в гражданской войне на стороне цалдаристской клики? Это г-н Спаак называет законной по мощью законному правительству, но это явное, грубое, незаконное вмешательство во внутренние дела Греции. Вот вам г. Спаак защищает принцип помощи всякому «закон- нсму» правительству. , Но как обстояло дело с этим принципом, когда шла борьба законного республикан ского правительства Испании — Кабальеро и Негрина, — поддерживаемого испанским народом, против фашистских мятежных сил генерала Франко? Тогда это действительно законное правительство не только не полу чило никакой поддержки, но тогда усилия ми Лиги Наций, где г-н Спаак играл нема лую роль, был создан пресловутый комитет по невмешательству в испанские дела. Из вестно, что на деле этот комитет превра тился в орган, задачей которого было не мешать Гитлеру и Муссолини вмешиваться во внутренние дела Испании, героически сражавшейся против фашистской военщины во главе с мятежным генералом Франко. История повторяется, хотя и с некоторы ми изменениями. Тот факт, что фашистский мятеж шел против законного правительства, не беспокоил и не волновал героев невме шательства, которое искусно было исполь зовано Гитлером и Муссолини против сил демократии и испанского народа. Теперь хватаются за различные доводы формально- юридического порядка, вроде ссылок на за конность правительства, — что вовсе, одна ко, не означает ни демократичности, ни про грессивности этого правительства, — что бы вновь направить огонь против сил демо кратии, против народа. Теперь напрягаются все силы и призываются на помощь все ад вокаты, чтобы оправдать помощь «законно му» правительству Цалдариса в его борьбе с демократическим движением в Греции, чтобы оправдать антинародные блоки и ко алиции. Таков с божьей помощью поворот, но нужно сказать, что при всем различии под хода к вопросу о праве правительств Испа нии и Греции на помощь со стороны дру гих государств здесь есть нечто общее: это страх перед неукротимым ростом обще, ственных^ сил; ведущим к укреплению подлинной новой демократии. 1пс1е 1 га—вот где источник гнева. 5. Кому мешает государственный суверенитет народов Несколько слов о государственном суве ренитете. После легкого кавалерийского налета, предпринятого Макнейлом против государственного суверенитета, враги го сударственного суверенитета ввели в дело более солидное орудие, роль которого дол жна была сыграть речь г-на Спаака. Идею| государственного суверенитета г. Спаак об. стрелял такими эпитетами, как «политичес кое покрывало», «старая, вышедшая из мо ды идея», «старая реакционная идея». Но артиллерийской атаки все же не получилось, хотя шума и треска было немало. Ни насто ящего «снаряда», ни одной новой мысли г-ну Спааку выпустить не удалось, ибо все, что он говорил, уже до него (и нужно прямо сказать — лучше его) было сказано теми противниками государственного суве ренитета, которые вот уже двадцать лет ■проповедуют эту подозрительную доктрину 'чпод руководством Дюги и других юристов, * вроде Морелле, Жоржа Сселль, Луи Ле- фюр, впоследствии оказавшегося коллабора ционистом, откровенно защищавшим в своем «Курсе международного права» правомер ность интервенции, Политиса, Женз, аме риканца Томаса Финлеттера, откровенна, от стаивающего необходимость организации «сверхгосударства», первым шагом к чему должна быть, по его мнению, отмена госу дарственного суверенитета. Это старые пере певы Лиги Наций ораторы, руководители и основные деятели которой выдвигали при самом зачатии этого мертворожденного мла денца идею «сверхгосударства» или «над- государства». И это имеет свои причины. Развитие ка питализма и, особенно, вступление капита лизма в свою высшую стадию — в эпоху империализма, несет стремление к господ ству и к аннексиям. Но это вызывает рост сопротивления в народах, пробуждающихся к национальному самосознанию. Это сопро тивление легко может вырасти в опасные выступления и другие меры против ино странного капитала. Пробуждающиеся к национальному самосознанию народы стре мятся использовать те средства и способы для своего экономического и политического освобождения, какие сам капитализм им тал в процессе борьбы за свое господство. Выд вигается идея создания единого национнль. ного независимого суверенного государства, которое должно предотвратить экеплоята- цию своего народа капиталистическими *) Продолжение. Начало см. в «Коммуне» ж ЬО октября. пришельцами из чужих стран. Но странам, стремящимся к экономическому господству, к расширению сферы своего экономического и политического влияния, мешает государ ственный суверенитет других стран. Стремление к монополиям не вяжется с такими принципами, как государственный суверенитет, являющийся могучим препят ствием к осуществлению таких стремлений. Отсюда попытки покончить с государст венным суверенитетом. Ученые — юристы, экономисты, дипломаты, политики — сна. ряжаются в поход против идеи государст венного суверенитета, в котором . уже не нуждается развитая капиталистическая си стема, алчущая и жаждущая все новых и новых рынков и господства. Теперь идею государственного суверенитета нужно диск редитировать как «старое политическое пок рывало», как «вышедшую из моды», как «реакционную идею». Все, что сказал здесь по поводу госу дарственного суверенитета г-н Спаак, отве чает требованиям капиталистической систе мы, достигшей такой степени развития, ког да государственный суверенитет других стран оказывается преградой на пути осу ществления экспансионистских планов, ког да он сам стал поперек дороги всяким экс пансиям. Г-н Спаак говорил, что государст венный суверенитет — это реакционная идея. О, да, государственный суверенитет —реакционная идея, ибо он мешает «прог рессивному» движению империализма, шест вующего по миру с широко раскрытой пас тью и с протянутыми далеко вперед хищ ными лапами. Г-н Спаак говорил, что го сударственный суверенитет «вышел из мо ды». Г-н Спаак неточен, эту идею хот??г вывести из моды, так как сильные капита листические страны больше в ней не нуж даются, эти страны нуждаются в обратном: в уничтожении как идеи сувфенитета.. так и самого суверенитета других государств. Государственный суверенитет — знамя независимости и борьбы многих и многих стран против хищнических аппетитов капи талистических монополий. Призыв г-на Спа ака отбросить «все атрибуты национального суверенитета» может служить прекрасной иллюстрацией к только-что сказанному, это в интересах крупных капиталистических мо нополий, мечтающих о мировом господстве. Естественно, г.н Спаак и все, кто с ним, не мо 1 ут согласиться с позицией представите лей тех госуд.-фетв, которые отклоня'от | всякие попытки 'при помощи всевозможных [комиссий и комитетов ограничить государ ственный суверенитет, как это согласна по нужде сделать, например, Греция, от госу дарственного суверенитета которой оста лись действительно рожки да ножки. Когда римляне хотели знать, чьим интересам, кому служит какое-либо дело, они спрашивали: «<ЗиШ ргойевГ?» — «Кому на пользу?». Не ясно ли, что проповедь отрицания го сударственного суверенитета, о чем так старательно хлопочет г-н Спаак, служит не интересам миролюбивых народов, их свобо де, их независимости, их благу,—она слу жит прямо противоположным интересам. Ни одно государство, уважающее свою неза висимость и национальную самостоятель ность, не может согласиться с такой враж дебной его интересам проповедью. 6. Кто действительно угрожает независимости и территориальной целостности Греции Уже никто не оспаривает неспособности и коррупции нынешнего греческого прави тельства. Этого не оспаривают п той или иной форме, или в той или иной степени, даже те, кто поддерживает это правитель ство. Нанависть к этому правительству все более растет в народе. Это должны приз нать даже консервативные круги и отра жающие их мнение органы печати, бьющие тревогу по поводу того, что политика гре ческого правительства и греческой жандар мерии, чрезвычайные законы в Греции, ли шившие народ гражданских свобод, все ухудшающееся экономическое положение в стране об’ясняет рост таких настроении широких народных масс, которые, как это констатирует уже цитированная мною статья «Экономиста», «обращают ^свои взо ры к партизанам, как единственной, надежде против коррупции и тирании правительства»^ Между тем Греция дошла до последней степени отчаяния. Это вынужден конста тировать Поль Портер, бывший глава аме риканской миссии в Греции, в своей статье «Требуется чудо в Греиии», помещенной в журнале «Кольере» 20 сентября 1947 го да. Портер, конечно, дает рецепты в соот ветствии с нынешней американской внешней политикой. Но и он вынужден признать, что положение в Греции характеризуется «глу боким чувством национального отчаяния». Портер требует «чуда» для Греции, но все, что он понимает под чудом, не идет дальше реорганизации греческой администрации и греческого правительства по американско му рецепту. „ Однако, что представляет собой это правительство? Послушаем Портера. «На сколько я мог представить, — пишет Пор- тер? — греческое правительство не имело эффективной политики, за исключением об ращений о предоставлении помощи из-за границы, чтобы удержаться у власти. По моему мнению, оно намерено использовать иностранную помощь для сохранения за со бой навсегда привилегий небольшой банков ской и торговой клики, которая образует невидимую силу Греции». Портер не скрывает, что эта «невидимая сила Греции» — эта клика «полна решимо сти оградить прежде всего свои финансо вые прерогативы любой ценой за счет эко номического здоровья страны», что «члейы этой клики желают сохранить ту систему налогообложения, которая дает им фанта стические выгоды... Они никогда не подума ют о том, чтобы вложить эти прибыли в ДЕ ЛО восстановления их страны». Господин Спаак очень доволен этим «за конным» правительством. А что говорит че ловек, который был послан для того, чтобы помочь этому правительству, — Поль Пор тер, глава американской миссии, но который оказался не в состоянии скрыть того, что увидел там собственными глазами. По словам Портера, эти качества нынеш него греческого правительства умело ис пользовали англичане в своих целях и ин тересах. «Англичане, — пишет Портер, на компетентность которого в таких вопросах можно вполне положиться, — в таких слу чаях всегда пользовались формулой сотруд ничества с местными правящими классами, покупая их поддержку подтверждением их прав эксплоатировать массы и опираясь на них для подавления народа при помощи жандармерии и кнута». Это не мои слова, это не «московская пропаганда». Это пропаганда «Кольерса», американского журнала, напечатавшего в номере от 20 сентября 1947 года статью Поля Портера. Таково положение в Греции, оказавшейся в руках клики банковских и биржевых дель цов, торгующих своей страной, готовых рас продать ее оптом и в розницу тем, кто боль ше заплатит,, — дельцов, стяжавших сеое в Греции народную ненависть, что не могут не признать даже такие официальные лица, как Поль Портер, бывший руководитель американской миссии в Греции. Будут ли это отрицать Цалдарис или Джонсон, или Макнейл, или Спаак? Будут ли они попрежнему делать вид, что дело не во внутриполитическом кризисе, в кризи се, созданном раньше всего греческим пра вительством, не пользующимся доверием греческого народа, а в коварных кознях се верных соседей Греции? Не циничны ли крики Цалдариса и К ° об угрозе политической независимости и т. п. Греции со стороны Югославии, Албании, Болгарии, когда именно руками Цалдари са и К° политическая независимость Греции попрана и поругана. Поругана и попрана во имя интересов той клики банковских н биржевых дельцов, которая поработила г|еческнй народ, повергнутый в бездну ни щеты и беспразия. Если говорить об угрозе политической не зависимости Греции, то разве недостаточно приведенных выше фактов, убедительно до казывающих, что политической независимо сти Греции угрожают внешние силы, грубо вмешивающиеся во внутренние греческие дела в своих экспансионистских целях? * Обратимся теперь к вопросу об угрозе якобы, территориальной целостности Гоеции со стороны Югославии, Болгарии, Албании. Греческое правительство, поддерживаемое правительствами США и Великобритании, пытается утверждать, что югославское и бол гарское правительства поддерживают путем пропаганды и других способов движение, имеющее целью отторжение от Греции Ма кедонии и включение ее в состав Юго славии. Ничего смехотворнее таких утверждений нельзя было бы и придумать, настолько все они шиты белыми нитками и их натянутость и искусственность бросается в глаза. На что опираются эти утверждения? Они опира ются: 1. На несколько цитат из выступлений югославских и болгарских политических де ятелей и на несколько цитат из пары газет; 2. На несколько показаний о каком-то мифическом «эгейском бюро» под руковод ством 20-летнего юноши и о македонской организации (ВМРО). Греческое правительство и большинство комиссии ссылаются на несколько цитат из выступлений вице-председателя югославской национальной ассамблеи Плахова, премьер- министра югославской Македонской респуб лики Колишевского и маршала Тита, я так же на статьи, опубликованные в югослав ских газетах «Борба» и «Нова Македония». Важно отметить, что эти выступления от носятся к октябрю 1946 года и к более ран нему периоду, т.-е. к тому времени, когда Совет министров иностранных дел и Париж ская мирная конференция обсуждали про екты мирных договоров и когда в связи с этим во многих странах дискуссировались различные аспекты территориального и дру гих вопросов, связанных с мирным урегули рованием. Но что же это за выступления? Какие же еретические идеи были высказаны в этих выступлениях? Оказывается, в заявлении Влахова, сделанном для французской прес сы в сентябре 1946 года, было сказано, что македонский народ ожидает своего полного освобождения и политического об’единения, что будет достигнуто под эгидой Македон ской республики в составе Югославии. В другом выступлении Влахов заявил, что «Греция не имеет права на Эгейскую Маке донию ни с какой точки зрения: географиче ской., этнологической, исторической, поли тической или экономической». Подобные же мысли были высказаны Ко- лншевским, а также заместителем главы югославской делегации на Парижской мир ней конференции М. Пьяде и некоторыми другими. В газете «Борба» от 26 августа 1946 года содержалось заявление, что «Юго славия не может оставаться безразличной в отношении уничтожения нашего народа в Греции или в отношении ее прав и требо ваний на самоопределение и присоединение к своим братьям в Югославии». Вот, оказывается, в чем и заключаются эти покушения Югославии на территори альную целостность Греции, покушения против которых американское правительство требует привести в действие 7-ю главу Ус тава ООН, предусматривающую, как извест но, принудительные меры воздействия. Но ведь Устав ООН специально говорит в ст. 1 п. 2 об уважении принципа самоопределения народов, как одной из важных целей орга низации Об’единенных Наций, но ничего плохого в упомянутых выше речах и не со держится. В подкрепление утверждения о наличии покушений Югославии на территориальную целостность Греции греческое правитель ство сослалось также на речь маршала Тито, произнесенную им в Скопле 11 октяб ря 1945 г., и на интервью маршала Тито от 16 октября 1946 г. На этих «доказатель ствах» стоит остановиться, так как они представляют пример свидетельских пока заний, которые в юридической науке назы ваются «рг&рапегЪе 2еи§еп», препариро ванные, т.-е. фальсифицированные, доказа тельства. Так, в речь от 11 октября была вставлена, например, целая фраза: «Мы примем меры к об’единению всех македон цев», которой в подлинной речи нет, так как она не была произнесена. С другой сто роны, из указаний речи выброшена фраза: «Это является одним из наших принципов», и заменена словами, которых тоже не было ь речи: «Мы примем меры». Фальсифицирован и текст интервью мар шала Тито от 16 октября 1946 г.,, изложен ный Цалдарисом в Совете Безопасности 12 декабря. Г-н Цалдарис достиг этой фальсификации при помощи очень простого приема: он из’ял из текста интервью одну фразу и вместо нее подставил другую, ко торой в речи премьер-министра Югославии в действительности не было. Маршал Тито сказал: «Что касается шагов, которые мы предпримем перед организацией Об’единен ных Наций, я не могу сказать, в чем они будут заключаться, но ясно, что мы пред примем определенные шаги». В тексте цитированная в Совете Безопас ности 12 декабря 1946 г. Цалдарисом фра за искажена и превращена в следующую фразу: «Я не могу сказать, какие меры мы примем, но мы, конечно, прЛлем меры, что бы положить конец террору, которому под вергаются в Греции нацменьшинства, осо бенно меньшинства Эгейской Македонии». Фальсификация явная. И вот с такими-то фальсифицированными «доказательствами» в руках большинство комиссии берет на себя смелость заявить, что Югославия разжигает чаяния славо-македонцев в Греции в отно шении автономной Македонии. С такими-то, с позволения сказать, дока зательствами нас здесь призывают, закрыв глаза, утвердить доклад комиссии, напол ненный неоправданными и не основанными ни на каких данных выводами, подавляющая часть которых, и притом по наиболее важ ным вопросам, оказывается фальсифициро ванной и не заслуживающей никакого дове рия Высказывания соответствующих взгля дов и выражение таких желаний и стремле ний не могут сами по себе служить источ ником обвинений в экспансионистских или агрессивных намерениях, тем более, что югославские политические деятели неизмен но подчеркивают свое намерение добиваться справедливого решения македонского вопро са мирным путем при содействии и помощи, в частности, и организации Об’единенных Наций, На указанную выше фальсификацию обра щал внимание в комиссии югославский пред ставитель, и таким образом комиссии этот эпизод хорошо был известен. Однако боль шинство комиссии не придало этому эпизо ду должного значения, не сделало из этого никаких выводов, что, несомненно, доказы вает порочный метод работы большинства комиссии, действовавшей односторонне и пристрастно, не реагируя должным образом на явную подтасовку и фальсификацию важ ных документов. Перехожу к Болгарии. И здесь дело об стоит так же неудовлетворительно, как и в вопросе с Югославией. Угрозы территори альной целостности Греции со стороны Бол гарии 6 членов комиссии усмотрели, на пример. в выступлении болгарского премьер- министра г. Димитрова, соответствующая часть заявления которого, сделанного в ав густе 1945 г., гласит: «Выборы в Пиринскпй Македонии будут проводиться на общих принципах укрепления Отечественного фрон та Болгарии и установления наиболее дру жеских отношений и тесного сотрудниче ства с но^ой Югославией, так как только таким путем можно прнтти к окончательно му разрешению македонского вопроса. Победа Отечественного фронта на выборах. братство и единство Болгарии Отечествен ного фронта и новой Югославской федера ции устранят препятствия на пути к нацио нальному освобождению всей македонской нации». Даже самый придирчивый критик не мог бы усмотреть в этих словах ничего, что в какой бы то ни было мере напоминало экс пансионистские стремления. Тем более, что болгарский представитель заявил в комис сии, что Болгария не имеет никаких агрес сивных планов против Греции и что ма кедонский вопрос никогда яе являлся при-* чиной тех недоразумений, которые возникли между двумя странами после войны. Можно сказать, что если греческим хулителям Болч гарии пришлось оперировать такими «дока зательствами» агрессивности болгарского правительства против Греции, как процити рованный выше документ, то это способно доказать лишь полную необоснованность и вздорность состряпанного против болгарско го правительства обвинения. 7 . Агрессивные планы Цалдарисм и К° Иначе, однако, дело обстоит в отношении самой Греции. Я считаю не лишним на помнить о действительных экспансионист ских планах и агрессивных намерениях именно греческого правительства. Об этом говорилось уже в прошлом году на Па рижской конференции, на которой Цалдарис требовал присоединения к Греции под ви дом исправления границ чуть ли не x/^ болгарской территории. По этому греческо му домогательству болгарская граница должна была бы отстоять всего лишь на 35 километров от Пловдива, второго по своему значению города Болгарии и не более, чем на 95 километров от столицы Болгарии — Софии. И это Цалда рис называл исправлением границ. И это не является агрессией? Но тогда я должен сказать, что у нас совершенно разные поня тия, что—агрессия и что — не агрессия. Требуя этого, так называемого, «исправле ния» границы, греческое правительство Цал дариса жадно протягивает руки к чужой земле. Оно пробует продвинуться к сердцу Болгарии так близко, как ему кажется это только возможным, пользуясь поддержкой кое-каких влиятельных в международных де лах сил. Используя ситуацию на Парижской мирной конференции, оно пробовало—нельзя ли отхватить Эпир от Албании и лежащую за Родопскими горами к северу в глубине Болгарии долину. Не лишне напомнить, что территориальные домогательства греческого правительства в отнршении Болгарии не ог раничивались речами и памфлетами, которых у греков не мало, но приняли вполне кон кретную практическую форму. Ведь дело дошло до рассмотрения этих притязаний г-на Цалдариса и К 0 в Париже в комиссии по политическим и территориальным вопросам по Болгарии. Дело дошло до голосования. Большинство комиссии отклонило цалдари- совские притязания, которые поддержал лишь один Южно.африканский союз при стыдливом воздержании представителей трех стран и в том числе Англии. Достойна внимания, например, речь Цал дариса в Салониках 10 июня 1946 года. «Наши национальные претензии, — заявил Цалдарис, — не ограничиваются террито риями, которые признаются греческой тер риторией в международных актах, а также с исторической и юридической точек зре ния. Наши права на эти территории для всех очевидны. Додеканезы, Северный Эпир и безопасность наших границ не могут час удовлетворять. Имеются другие греческие территории, которые являются явно грече скими. на юге и на севере. Наши претен зии начинаются на севере с тем, чтобы за кончить создание нашего национального го сударства и разрешить проблему простран ства»...» (Цитата взята из газеты: «То фос» от 12 июня—1946 г.). Эти слова о пространстве напоминают нам хорошо из вестные речи искателей этих жизненных про странств, отправленных нашими общими усилиями в такое жизненное пространство, которое не имеет никаких границ, — в за гробную жизнь. На заседании греческого парламента в Афинах 24 июня—1946 г. член греческого парламента г-н Дьякомопулос сказал: «У/ меня также имеется план исправления гра ниц. Я представляю свой проект председа телю с тем, чтобы он был занесен в актив парламента. Наша граница должна начи-* наться у впадения реки Исми в Адриати ческое море, итти по вершине Шарпланин-- ских гор и включать реки Вардар и Орвилу, на западе. Затем Гранина должна прохо дить по реке Струма до железнодорожного узла Катериново; отсюда она должна сле довать по вершине горы Скомиок в направ лении Троянского перевала и высоты 1 573 Балканского горного хребта. Она должна итти по этому хребту до Черного моря в районе селений Аэтос, Пиртос и Анхилаое»* (протокол 21 заседания комиссии, стр. 4). Не угодно ли большинству комиссий дать оценку этим сумасбродным экспансио нистским планам Греции, вместо того, что бы, стыдливо умалчивая о таких фактах* пред’являть необдуманные и необоснован ные обвинения не к Греции, а к ее север ным соседям? А греческая печать? Она, естественно, нй отстает от Цалдариса и К°, чему можно было бы привести многочисленные приме ры. Надо напомнить также, что во время Парижской конференции в июне 1946 года Цалдарис предложил югославским делега там Беблеру и Вильфану разделить Алба нию между Грецией и Югославией. Вот явное доказательство непрекращающихся интриг греческого правительства про гид Югославии, Болгарии и Албании, интриг,; которые действительно представляют угро зу территориальной целостности северных соседей Греции. Не случайно, очевидно, в речи американ ского делегата г. Джонсона не нашлось ни одного слова в доказательство наличия этой изобретенной для специальных целей угрозы со стороны Югославии и Болгарии территориальной неприкосновенности Гре ции. И»это понятно- перед лицом подтасо вок, передержек и фальсификации, какими* как мы видели выше, изобилуют греческие материалы, трудно защищать позицию, за нятую в этом вопросе американской делега цией. Американский делегат предпочитает поэтому помолчать. ^ 8. Вымогательство ложных показаний Нельзя не остановиться особо также на свидетелях, на показаниях которых 6 чле нов комиссии пытались обосновать свои выводы и умозаключения Эти члены ко миссии, поддерживая обвинения против Югославии и Болгарии в угрозе террито риальной целостности Греции, ссылаются на показания некоторых свидетелей. Возникает серьезный вопрос о том, что это за свидетели, насколько достоверны показа ния этих свидетелей. Среди этих свидете лей были такие, как, например. Велианидис, о личности которого можно составить пред ставление хотя бы по такому факту, что Велианидис не мог назвать года своего рож дения. В связи с этим, а также ввиду того, что личность этого свидетеля вызывала вообще сомнения, комиссия признала необ ходимым произвести проверку личности этого свидетеля. Однако такой проверки сделано не было. Между тем, показание этого Велианидиса фигурирует в числе до казательств о македонской организации НОФ. Другим свидетелем выступил по этому вопросу Валтадорос, который заявил, что он был участником македонского движения, имея инструкции сражаться за об’единение Македонии в единое целое и присоединение* ее к Югославскому государству. Но цока, зания его были сбивчивыми в наиболее важной части, а именно в вопросе о связях югославского правительства с организацией НОФ (национально-освобо дительного фронта). Но этот сви детель был приговорен греческими властя ми к смерти и, как показали 2 других сви детеля — Зервас и Пецас, подвергался из биениям и пыткам и дал ложные показа ния, чтобы спасти себе жизнь. Сам Валта. дорос признал, что он подвергся избиениям, когда был схвачен Iреческой " полицией. Свидетель Цауссис сначала давал показания против НОФ, но затем признался, что он об этой организации узнал в последнее вре мя от другого свидетеля — Цетероклиса, который, будучи трижды допрошен, дал совершенно противоречивые показания. Не которые другие свидетели, выставленные греческим правительством. — Пататукас, Мансуракис и другие, как они сами показа ли, вообще ничего не знали по македонско му вопросу. Показания свидетелей относительно НОФ (Национально - освободительный фронт) вообще отличаются крайней путаницей. Они часто смешивали НОФ с комитетом бе. женчев, который был создан в Битоле с целью оказания помощи греческим бежен- пам , число которых превышает в Югославии 20 тысяч. Свидетель Атанасов, дававший показания на 71-м заседании комиссии, пока зал, что ему ничего не известно о сущест вовании в Югославии НОФ. он лишь ска зал, что НОФ был организован в 1943 году в Греции для борьбы против немецких ок купантов. В материалах комиссии фигурировали также ссылки на аитигреческую деятел >- ность так называемого Эгейского бюро, но вызванные в комиссию гю этому вопросу некоторые свидетели отрицали существова ние этого Эгейского бюро. Например, вы званный по предложению греческого прави тельства в качестве свидетеля Караньев- екий, якобы бывший главой Эгейского бюро ’ в Скопле, заявил что он не только никог да не был главой этого бюро, но что он никогда и не слышал об этом бюпо. Этому Караньевскому не больше 20 лет. На вопрос , слышал ли Атанасов о существовании в Битоле Эгейского бюро, он заявил: «Нет, я ничего не слышал об этой организации. Я только слышал об экономическом комитете, но никогда не слышал об Эгейском бюро*' (протокол 71-го заседания, стр. 5 и 5а). Можно с полной уверенностью сказать,' что на территории Югославии никакого Эгейского бюро или какой-либо иной орга низации по руководству автономистским македонским движением не было. Нет ни заслуживающих доверия свидетелей, ни документов, которые дали бы основание для подобных утверждений. Показания не-' которых свидетелей были до такой степени подозрительными, что заставили даже, как это было со свидетелем Бобцис, председа- теля комиссии г. Уррутиа (Колумбия) сде-< лать такое заявление: «Совершенно беспо лезно слушать его. Мы все это знаем, и это для нас совершенно очевидно. Сначала свидетель сделал одно показание, затем, он делает совершенно другое показание. *Не^ которые делегаты считают, что он допу скает лжесвидетельство. Другие делегаты говорят, что они совершенно не заинтересо. ваны в нем, так как его показания не имеют никакор ценности». (Протокол 57-го заседания, страница 12). Но эти показания вошли в материалы и ими руководствуются те, которые говорят «доказано» не вдаваясь в то, чем доказано и кем доказано. Бобци_ сами? Этот Бобцис тоже был ранее приговорен греческими властями к смертной казни и, очевидно, выступая перед комиссией, тоже спасал свою жизнь. Совершенно бесспорно другое, — это то* что в Югославии в период немецкой окку пации. открыто, а после разгрома немцев подпольно действовала фашистски органи зация ВМРО. На судебном процессе в Скоп ле в феврале 1947 года было установлено, что эту фашистскую автономистскую маке донскую организацию ВМРО возглавлял сотрудник Павелича Ванчо Михайлов. На процессе в Скопле было также установлен но, что ВМРО поддерживала связь с реак-! ционными кругами в Греции. Свидетель Тренчев, осужденный по делу ВМРО, на 71 заседании комиссии в Белграде, допрошен.* ный по предложению американского де легата, показал: «ВМРО была создана в 1941 году. Ее руководителем был Ванчо Михайлов... Среди других руководителей этой организации был Коста Терзиев, ко торый и предложил мне создать отряды и установить контакт с армией в Греции и оппозицией в Болгарии... Эти отряды направ-- лялись в Югославию и. сражаясь против существующего режима в Югославии, ста вили своей целью создать автономную Ма-> кедонию под эгидой англичан и амери. канцев». Все это служит лишним доказательством нелепости утверждений, что Югославия якобы поддерживает и тем более разжигает автономистское македонское движение. Та кое утверждение должно быть отброшено как не выдерживающее никакой критики Со свидетелями , у комиссии вообще дело обстоит неблагополучно Многие из высту павших здесь уже обращали на это внима-' ние. Нет поэтому нужды повторяться. Сош. люсь лишь на такой поразительный пример лжесвидетельства, как показание Контопа- носа, выставленного греческим правитель, ством. Греческий свидетель Контопанос- Аннивае в своем письменном показании под присягой заявил что строившаяся югослав ской молодежью при участии греческих бе. жениев железная дорога Брчко — Бановичи «проходила по Далматинскому побережью в направлении албанской границы». (Грече ская Белая книга, стр. 61 английского гек-- ста). (Окончание на 4-й стр,-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz