Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

1 ОКТЯБРЯ 1947 г., № №4 (5208). К О М М У Н А Против иностранной интервенции в Греции Речь А. А. Громы ко в Политическом комитете Генеральной Ассамблеи 27 сентября 1947 года Греческий вопрос, как известно, имеет длительную историю. Он почти не сходит с повестки дня Организации Об’единенных Наций. Им несколько раз уже занимался Совет Безопасности, посвятивший его оо- суждению почти третью часть своих заседа­ ний. К сожалению, в Совете Безопасности не удалось достигнуть должного его реше­ ния в интересах поддержания международ­ ного мира, по причинам, на которых я оста­ новлюсь ниже. Несмотря на тяжелые лишения, вызван­ ные вражеской оккупацией, многие тысячи греков вели борьбу против врага в парти­ занских отрядах. Народ Греции, в том чис­ ле многие тысячи героев сопротивлении, ставшие в тяжелых условиях оккупации на путь неравной борьбы, вправе были ожидать, что после освобождения Греции ему будет предоставлена возможность организовать внутреннюю политическую и экономическую жизнь страны, в соответствии с его жела­ нием, на демократической основе, ликвиди ровать последствия вражеской оккупации и вывести страну на путь мирной жизни. К сожалению, эти законные ожидания греческого народа не оправдались. Сразу же после освобождения Греции от враже­ ских войск она, с одной стороны, стала оО’- ектом интриг антидемократических сил внут­ ри Греции, видную роль среди который играли люди, сотрудничавшие с врагом и боровшиеся против греческого народа; с другой стороны, она стала оО’ектом грубого шюстранного вмешательства. Вы все помните, как жестоко были подав­ лены попытки греческого народа организо­ вать внутреннюю жизнь страны на демокра­ тических началах и в соответствии с его собственным желанием. Враги демократии и коллаборационисты, опираясь на иностран­ ны^ штыки, приложили все усилия к тому чтобы не допустить установления в стране демократического режима. Английские тан- ■^Рки Расстреливали на улицах Афин грече­ ских демократов только за то, что они тре- боЕали создания в стране демократического режима и призывали к борьбе против тех кто скомпрометировал себя сотрудничеством с врагом, против людей, пытавшихся с са- мого начала задушить греческую демокра­ т и и УСТаН0ВИТЬ в стРане антинародный нотаВг ^ РаТКУЮ хаРактеРистику антинарод­ н о политического режима в Греции тов Й е Г с о и г" П 4 ВРК“ УЛ' "Т° ™ «зывммый д а ' * " 11' 19, 46 Г0ДЗ Нв Т0ЛЬК0 "= УЛУЧШИЛ Уг„« ра"е' "° еще больше г п « » Т ; „ ■ " “ “ «опавшие после плебисцита, привели к еще большему обост­ рению обстановки в стране. Начались же ьтокие преследования профсоюзов и их дея- лен. Руководитель профсоюзов Папаригас иссии Совет Безопасности^,™ Г, |,,ю ш , я я профсоюзного движе- ссилкам ТеьЮ'ТСЯ избиениям' пыткам и шистснн» ТЙРР0|> националистических фа. в Греи ни Л " Д’ безнаказанно орудовавших Р Ции с самого начала ее освобождения сячГг7ёкоНвТ°былВСС б° Лее усиливался Ты­ ны в тюпь1? й расстРеля»ы ИЛИ „осаже- шины и П ; Неп нах°дили пощады ни жен- итого террора, в том числе данные взят, ,е , т 2 Т Г Н“ греческик источников, ов. ромыко указал далее на десятки тысяч арестованных и тысячи убитыми ™И «РПИИХСИ со стороны жаЯ;дарУ„беИр Г ™ а- СКОГО режим™ в СТОрпн" икоа пемократнче- жение Реше богтер8 ПОСЛеднее вРемя поло- “ ЛЬШе ЧИСЛО Убитых и замучен. и, . - всякого суда жандармерией и ппа- ™ бандами, которые попрежнему продол- -ПИИ. Т дН„“ о Г ч Т ВПрВ„Ые1 Т " У" ' вязан^ымИг*ееч^ском™НнИа^^Г^ ЛОВ^ ° Да^ ^ НИ1" “ тается ко=.„™СдВ0Г з а т Г е ю ' о х в Г ч е Г Г районы страны. Она вспыхивала и на Остро' вал, которые, как известно, находятся весь' слав«ойК тр0аТ„ иацЛва" СКОЙ’ 6° ЛГар“ ой « в Греции положение на ' соседние” с“ г ~ * ииеи госудэрс.тва_ на Югославию, выдвинув против них гп ^ п шенно необоснованные обвинения т Р ■греческим " " в Г ” " " ' Ьказь,вают помощь ^граничные икцщ" и™ " " " рОВОЦ“ РУ“ по- что0обв™еЯ„иееЛгпа»Ц" Я ТверД0 кусст'ени "'” ” ' Г°СУДа^ ™“ оЬС™ вне д“ УГ Н ™ " а3— п ом Ги % вне для тото, чтобы всеми силами сохранить жимН0КреННЫН В Греции антинародный ре- о Том чРГ ' Т0Г° ' факты “ ияетельст уют пТГи,™йГ = „ ЯмУГ Г Ц ~ ко идущие планы. Многие из них не скпы- м е в д Г Т е л " ^ "™ ™ ожидают конфликта ду великими державами и, прежде всего, между Советским Союзом и Сое­ диненными Штатами. Они открыто рае. пргстраняют преступную пропаганду о же­ лательности войны между Востоком и За­ падом. Они призывают к войне против сла­ вянских государств, используя клеветниче­ ские и лживые утверждения, взятые из ар­ сенала гитлеровской пропаганды. Вот вам высказывания двух таких поджигателей вой­ ны. Генеральный инспектор армии Спили- отспулос заявил: «Каждый, кто не желает Воевать против славян и их союзников— коммунистов, не может считаться греком» (Газета «Элефтери Эллада» от 6 февраля 1947 г.) Зервас, выступая в г. Веррия, заявил: «Против сил славянства Греция рассчиты- Всчет на помощь англо-саксов». (Газета «Эмброс» и газета «Фос» от 23 марта 1947 г.) Фашистское охвостье вынашивает планы новой войны в тот момент, когда народы, только что пережившие разрушительнейшую из войн, закончившуюся победой Об’единен­ ных Наций над фашистскими государствами, пытаются ликвидировать последствия этой войны и построить прочный мир. Как зидим, к войне между Западом и Востоком призы, вает не просто правая, контролируемая греческими правящими кругами, пресса, но и люди, вроде зловещей фигуры Зерваса, которые играют видную роль в теперешнем греческом режиме. Представители прави­ тельств Югославии, Болгарии и Албании, приглашенные Советом Безопасности к участию в дискуссии по этому вопросу, доказывали с цифрами и фактами в руках, что помощь этих стран греческим партиза­ нам, равно как и пограничные инциденты, которые якобы ими провоцируются, —есть миф. Более того, они фактами доказали, что пограничные инциденты в той мере, в какой сообщения об инцидентах соответ­ ствуют действительности, провоцируются греческой военщиной и греческими властя­ ми, которые и должны нести ответствен­ ность за подобные действия. Несмотря на явную абсурдность утверж. дений греческого правительства и несмотря на явную очевидность виновности грече­ ских властей в провоцировании инцидентов, равно как, несмотря на очевидность моти­ вов, с которыми греческое правительство обратилось с подобными необоснованными обвинениями в Соврт Безопасности, пред­ ставители Соединенных Штатов и Велико­ британии в Совете, при поддержке предста­ вителей некоторых других стран, не сочли возможным принять меры в отношении действительных виновников инцидентов и положить конец необоснованным утверж­ дениям греческого правительства, чего тре­ бовал представитель СССР в Совете. Комиссия Совета Безопасности, создан­ ная Советом Безопасности, проводила рас­ следование инцидентов на протяжении че­ тырех месяцев. Кроме расследования инци­ дентов, она собрала также богатый и раз­ носторонний фактический материал о внут­ реннем положении Греции, правильно счи­ тая, что нельзя рассматривать вопрос об отношениях между Грецией и ее соседями в отрыве от всей сложившейся в Греции обстановки, которая в конечном счете и об’ ясняет испортившиеся отношения между ними. Результаты своей работы комиссия представила в форме доклада Совету Безо­ пасности. Итак, что же нам говорит док­ лад? Многочисленные фактические данные, содержащиеся в докладе, представленные, главным образом, в виде устных и пись­ менных показаний свидетелей, в том числе видных представителей демократических партий и организаций, вскрывают полную несостоятельность утверждений греческого правительства, будто бы за положение, сложившееся в Греции, и, в частности, в ее северных районах, где борьба партизан яв­ ляется наиболее интенсивной, несут ответ­ ственность соседние с Грецией государства. Подавляющее большинство свидетелей, до­ прошенных комиссией, решительно опровер­ гало утверждение греческого правитель­ ства и его представителей, будто Албания, Болгария и Югославия допускают грече­ ских партизан на свои территории, вооружа­ ют их, оказывают им медицинскую помощь и оказывают содействие в их возвращении с территории этих стран на территорию Греции. Все эти обвинения оказались фаль­ шивыми. Подтвердился лишь один факт, ко­ торого никогда не отрицали правительства Болгарии, Югославии и Албании, а именно, что на территории этих стран нашли убежи­ ще десятки тысяч греческих граждан, осо­ бенно македонцев и чамов, в отношении ко­ торых греческие вл^ти проводят политику жестокого преследования и физического истребления. Эти люди нашли убежище на территории соседних стран, спасаясь от произвола греческой жандармерии и банд хнтосов. В докладе комиссии приведены многочисленные данные о беспощадном преследовании этих национальных мень­ шинств греческими властями и бандами, о сжигании целых деревень, об убийствах и пытках, которым подвергаются лица,, при­ надлежащие к этим меньшинствам. Однако, принимая этих беженцев на свои территории, правительства Югославии, Бол­ гарии и Албании поступают так, как посту­ пило бы любое другое правительство при ана­ логичных обстоятельствах. Действуя таким образом, они действуют в полном соответ­ ствии с нормами международного права, с ко­ торыми давно уже считается цивилизован­ ное человечество. Правда, в докладе содер­ жатся заявления и таких свидетелей, кото­ рые давали показания в пользу греческих властей в связи с расследованием погранич­ ных инцидентов. Однако показания таких свидетелей носят сбивчивый и путаный характер. Они полны противоречий и несу­ разностей и являются лживыми с начала и до конца. Некоторые из таких свидетелей отказались перед комиссией от данных ими ранее показаний, заявив, что они были фальшивыми. Такие заявления сделали, нап­ ример, свидетель Гациос и свидетель За- хос. Последний указал, что его прежние показания были даны в результате избие­ ний и угроз. Это не единичные случаи. Среди свидетелей, давших показания в пвльзу греческих властей, было немало лиц, которые были приговорены к смертной казни и были подкуплены греческой жан­ дармерией и полицией обещаниями сохра­ нить им жизнь. И все же некоторые из них не сдержали данного греческим властям слова и дали, в конце концов, правдивые показания о том, как их заставили путем обещаний и избиений дать согласие на по­ казания против Югославии, Болгарии и Ал­ бании. Эти свидетели разоблачили как себя, так и тех, кто их поставлял. Понятно, что ввиду морально-политического облика неко­ торых свидетелей их показания ничего не доказали, а если что-либо и доказали, то как раз обратное. Они доказали, к каким нечистоплотным методам прибегают грече­ ские власти, пытаясь обвинить соседние с Грецией страны в пограничных инцидентах и в оказании помощи греческим партизанам. Но на такого рода показаниях греческие представители при комиссии, главным об­ разом, и строили свои обвинения против этих стран. По-иному звучат показания тех людей, которые раскрыли перед комиссией правдивую картину положения в Греции, пограничных провокаций греческой военщи­ ны, террора, проводимого против демокра­ тических сил страны, преследования нацио­ нальных меньшинств, бесчинств правых банд и коллаборационистов, лизавших са­ поги фашистским оккупантам и верно слу­ живших им в период оккупации. Голос этих людей—это голос самого греческого народа, которому ие дает свободно дышать фашистское охвостье. Все эти люди в один голос заявляют, что политический режим в Греции держится только благодаря иност­ ранному вмешательству. Среди них видней­ шие демократические деятели ЦириМокос— представитель социалистической партии, Г'ригориадис — представитель левого крыла либеральной партии, Киркос—представитель ПК ЭАМ, Папаригас — руководитель Ге­ неральной конфедерации труда, Петмезас— представитель Всегреческой демократичес­ кой лиги, представители молодежной орга­ низации ЭПОН и многие другие. Показания этих людей, как и сотен рабо­ чих, крестьян, представителей интеллиген­ ции, раскрывают перед нами пропасть, в которую ввергли Грецию ее теперешние правители и их хозяева за границей. Тот, кто хочет действительно разобраться в том, что же происходит в Греции, и кто действительно хочет протянуть руку помо­ щи греческому народу, должен прислуши­ ваться, прежде всего, к голосу этих людей, а не к голосу Зерваса, о котором даже не­ которые крупные американские газеты пи­ шут, что он служил за любовь немцам, за деньги—итальянцам, и не к голосу ему по­ добных. Казалось бы, что Совет Безопас­ ности должен был сделать выводы, кото­ рые соответствуют фактам, выводы, кото­ рые вытекают из обстановки в Греции. Но этого, к сожалению, не случилось. Пози­ ция, занятая в Совете некоторыми государ­ ствами и, прежде всего, Соединенными Штатами, сделала невозможным принятие решения, направленного против действи­ тельных, а не мнимых виновников испортив­ шихся отношений между Грецией и Алба­ нией, Болгарией и Югославией и обеспечи­ вающего устранение действительных при­ чин, вызвавших как ухудшение отношений между этими странами, так и ухудшение вообще положения в Греции. Главную роль в недопущении принятия такого решения Советом сыграли США, представители ко­ торых приложили все усилия к тому, что­ бы навязать такое решение, которое обви­ няло бы невинных и выгораживало бы ви­ новных, не считаясь с тем, что такое ре­ шение было бы издевательством над фак­ тами и логикой. Уже на первом заседании Совета, посвя­ щенном обсуждению доклада комиссии, ког­ да ни один из представителей еще не выс­ казал своего отношения к докладу, пред­ ставитель Соединенных Штатов предложил резолюцию, в которой были изложены со­ вершенно необоснованные требования, выд­ винутые правительством США. Резолюция предусматривала создание института так называемых пограничных наблюдателей, что является беспрецедентным в Организа­ ции Об’единенных Наций. Кроме того, это предложение нельзя ни в коем случае оп­ равдать обстановкой, существующей на гаеческих северных границах. Пограничные инциденты, имевшие место на границах Греции с Югославией, Болгарией и Алба­ нией, провоцируются греческой военщиной и греческими властями. Для того, чтобы устранить возможность повторения таких инцидентов, есть простой и эффективный способ обязать греческое правительство прекратить немедленно провокации на гра­ ницах Греции с ее соседями и установить с ними нормальные отношения. Но авторы предложения о Создании института погра­ ничных наблюдателей не соглашались пред­ принять эффективные законные меры, ко­ торые положили бы конец пограничным провокациям, учиняемым греческими влас­ тями, и создали бы условия для налажива­ ния отношений между Грецией и соседни­ ми с нею странами. Они требовали предо­ ставить им возможность хозяйничать в пог­ раничных с Грецией районах. Ясно, что Советское правительство не могло согласить­ ся с предложением об учреждении по­ граничных наблюдателей. Если теперешние греческие правящие круги готовы принять предложение о наблюдателях и тем самым готовы жертвовать суверенитетом и неза­ висимостью страны, руководствуясь инте­ ресами, не имеющими ничего общего с ин­ тересами греческого народа, то Югослаьия, Болгария и Албания вовсе не обязаны сле­ довать их примеру. Далее А. А. Громыко коснулся истории организации комиссии Совета Безопасности, напомнив, что эта комиссия была наделена такими полномочиями и функциями, что са­ ми заинтересованные страны фактически были устранены от решения этого вопроса. Американская резолюция фактически езна-1 чала поощрение преступной политики гре­ ческого правительства, проводимой им в отношении македонского и албанского меньшинств. Громыко указал, что американская резо­ люция' содержала и другие, абсолютно не­ приемлемые и необоснованные положения. 1ак, предлагалось, чтобы Совет заранее расценил будущие действия 10- юдавии, Болгарии и Албании (какие дей ;твия, _ никто об этом ничего не мог сказать) как угрозу миру. Смысл этого предложения состоял в том, что комиссия мэгла бы большинством голосов решить, что дей­ ствия этих стран представляют угрозу миру, и это решение заранее об’являлось доста­ точным для подобных обвинений. — Принятие такого предложения, — продолжал советский делегат, — означало бы, что большинство комиссии, идущее на поводу у американцев, могло бы обвинять Албанию, Болгарию и Югославию в созда­ нии угрозы миру без всяких осн ;ваний и выгораживать греческие власти. Правиль­ ность такого вывода подтверждается тем, что большинство комиссии действительно сделало выводы, находящиеся в вопиющем противоречии с фактами. Ясно, что приня­ тие такого предложения не только обостри­ ло бы еще больше отношения между Гре­ цией и ее соседями, но и скомпрометиро­ вало бы Совет Безопасности и в * целом Организацию Об’единенных Наций. Ввиду всего этого представитель СССР в Совете Безопасности не мог согласиться на приня­ тие и этого предложения как'' совершенно несостоятельного. Внесенные в Совет Безо­ пасности советские предложения предус­ матривали исправление положения в Гоеинн и создание прочной основы для улучшения отношений между Грецией и сос°..ними с нею государствами. Эти предложения пре­ дусматривали такое мероприятие как уста­ новление дипломатических отношен."!: меж- ду Грецией, с одном стороны, и Болгари­ ей и Албанией, с другой, а также нормали­ зацию дипломатических отношений между Югославией и Грецией. Казалось .бы, это советское предложение не должно было встретить возражений ни со стороны греческих властей, ни с > сторо­ ны государств, представленных в Совете Безопасности, поскольку оно соомгетствует как интересам замешанных г. от-ще г-^у царств, так и нашим общим и-П ересам Между тем, это советское предложение не было принято под всякими искусственными предлогами. Отказ принять предложение сб установлении и нормализации дипломати­ ческих отношений между этими странам» не может быть оправдан ни при каких об­ стоятельствах. Он лишь еще больше разоб­ лачает действительные планы некоторых держав в связи с рассмотрением греческого вопроса. После отклонения американской резолюции казалось бы, что правительство Соединенных Штатов должно притти к един­ ственно правильному выводу о необхо­ димости искать разрешения греческого воп­ роса на иной основе, путем принятия таких решений, которые действительно способ­ ствовали бы улучшению отношений между Грецией и соседними с нею государствами, а не продолжать бить мимо цели, стараясь обвинять невинных. Между тем, США выступили 12 августа с еще более грубыми обвинениями в отно­ шении Югославии, Болгарии и Албании. Эти обвинения были сформулированы уже в соответствии с главой 7-й Устава, в отличие от первой американской резолюции, которая была представлена в соответствии с главой б-й Устава. Американская резолю­ ция, последовавшая через несколько дней после соответствующего* письма бывшего премьер-министра Греции Цалдариса, по содержанию и по форме была беспочвенной и оскорбительной для Югославии, Болгарии и Албании. Она содержала смехотворные обвинения против этих стран в создании угрозы миру. В ней указывалось, будто бы эти страны оказывают помощь и поддержку греческим партизанам. Было совершенно очевидно, что эта новая американская ре­ волюция, необоснованная по содержанию и подчеркнуто вызывающая по форме, не могла быть принята Советом Безопасности. Всякому было лонятно, что за 12 дней, прошедших между датой отклонения первой американской резолюции и датой внесения второй американской резолюции, ничего не изменилось ни в Греции, ни вообще в мире, а если и изменилось, то только в том от­ ношении, что США еще больше усилили езое вмешательство во внутренние дела Г'реции, разжигая гражданскую войну в Гре­ ции и используя сложившуюся там обста­ новку в целях, не имеющих ничего общего ни с интересами греческого народа, ни с интересами улучшения отношений между балканскими странами. За несколько дней до внесения второй резолюции представитель США доказывал, что его правительство вовсе не стремится обвинить Югославию, Болгарию и Албанию и что американские предложения якобы не направлены против какой бы то ни было одной страны, а рассчитаны лишь на то, чтобы улучшить отношения между Грецией и ее соседями. Но эти заявления через не­ сколько дней были забыты. Тем не менее, внесение второй американской резолюции поражало своей бессмысленностью даже тех, кто не сомневался в том, что мы имеем дело не с настоящими попытками найти должной решение этого вопроса в интересах мира, а с политической игрой. Стало еще более очевидным, что США не намерены делать серьезных попыток для должного урегулирования греческого вопроса в инте­ ресах под - "'ржания международного мира, так как преследуют в Греции свои соб­ ственные цели. Ясно, что Советский Союз не мог согла­ ситься и с этими новыми американскими предложениями. Американский представитель в Совете Безопасности не скрывал, что внесением но­ вой американской резолюции преследуется цель спровоцировать Советский Союз на применение «вето» и создать более благо­ приятную для Соединенных Штатов обста­ новку для постановки греческого вопроса на Генеральной Ассамблее. Нам прямо было сказано на заседании Совета Безопасности от 12 августа, что США не беспокоятся 0 том, что новая американская резолюция не будет принята, но что, по мнению прави­ тельства США, если большинство в Совете поддержит эту резолюцию, если она даже не пройдет, то это будет выгодно для Со­ единенных Штатов с точки зрения подго­ товки для постановки этого вопроса на Ге­ неральной Ассамблее. Такова не оставляющая сомнений в дей­ ствительных намерениях авторов этих пред­ ложений тактика, которая применялась в Совете Безопасности представителями Сое­ диненных Штатов при рассмотрении грече­ ского вопроса. Такая же цель преследова­ лась и внесением в Совет Безопасности австралийской резолюции по греческому вопросу, которая являлась лишь вторым изданием второй американской резолюции я содержала все основные дефекты послед­ ней. Я уже указывал выше на необоснован­ ность обвинении, которые пред’являлись в Совете Безопасности Югославии, Болгарии и Албании. Формулировка обвинения, вы­ двинутого США против этих стран на Ас­ самблее, имеет лишь несколько более гру­ бую форму, чем прежние формулировки. - то, подтвердилось и заявлением американ- ск<г|’ Делегации по этому вопросу, сделанным в Политическом комитете 25 сентября, рав­ но как и последними американскими пред­ ложениями по этому вопросу. Советская делегация считает необходимым прямо зая­ вить, что угроза политической самостоя­ тельности Греции создана не действиями соседей Греции, а продолжающимся ино- странным вмешательством во внутренние дела Греции, исходящим от других госу- Дчрств. До последнего времени это вмеша­ тельство выражалось в присутствии в Гре­ ции английских войск и в действиях анг­ лийских военных и гражданских властей в Греции. Как известно, в последнее время глазная роль в этом отношении перешла к Соеди­ ненным Штатам. §сем нам известно об официальной политике; об’явленной прави­ тельством США в отношении Греции. Эта политика представляет собой грубое вмеша­ тельство во внутренние дела Греции, кото­ рое находит свое выражение в разных фор­ мах. В частности, оно выражается в посыл­ ке так называемых военных инструкторов в 1 }.сцию, числи которых, говорят, достигнет там. 18 тысяч. Посылка таких инструкторов, к тому же в условиях, когда в Греции происходит внутренняя борьба между демо­ кратическими и антидемократическими си­ лами Греции, представляет собой наруше­ ние суверенитета Греции, что несовмести­ мо с принципами Об’единенных Наций. Это вмешательство выражается также в откры­ той политической поддержке, оказываемой Соединенными Штатами одной из борющих­ ся сторон в Греими. *\ 1 к чт13 бмлп напри­ мер, в начале онтября, когда официальные представители Соединенных Штатов реша­ ли вопрос о составе греческого- правитель­ ства, выбирая наиболее подходящий вариант з связи с приближением сессии Генеральной Ассамблеи. Политику правительства Соединенных Штатов в отношении Греции называют иногда политикой помощи этой стране. Это выражение особенно в ходу в США. Совет­ ское правительство и раньше указывало на то, что эта политика не имеет ничего обще­ го с действительной помощью Греции. Гре­ ция, как страна, сильно пострадавшая от фашистской оккупации, разумеется, нуж­ дается в экономической помощи извне. Од­ нако то, что проделывается в настоящее время с Грецией, есть не помощь Греции, а иностранное вмешательство в ее внутренние дела, означающее ее политическое и эконо­ мическое порабощение некоторыми сильны­ ми державами. Не случайно, повидимому, правительство Соединенных Штатов решило проводить свои мероприятия в отношении Греции помимо Организации Об’единенных Наций и в обход этой Организации. Советское правительство неоднократно указывало на недопустимость иностранного вмешательства во внутренние дела Греции и на необходимость обеспечения того, что­ бы оказываемая Греции извне экономиче­ ская помощь использовалась бы только в интересах греческого народа. Однако соот­ ветствующее советское предложение не бы­ ло принято, главным образом, ввиду возра­ жений правительства США. Не трудно по­ нять, что советское предложение оказалось неприемлемым для Соединенных Штатов петому, что оно находилось в противоречии с проводимой США экспансионистской по­ литикой в отношении Греции, сопровождаю­ щейся вмешательством во внутренние дела. Такое же предложение было внесено Со­ ветским правительством в Совет Безопас­ ности при обсуждении доклада комиссии по расследованию инцидентов на греческих границах. Однако и на этот раз советское предложение не нашло соответствующей поддержки в Совете Безопасности, так как против него решительно выступили пред­ ставители Соединенных Штатов. Кроме это­ го предложения, обоснованность и своевре­ менность которого являются очевидными, Советское правительство внесло также в Совет Безопасности предложение о выводе из Греции всех иностранных войск и иност­ ранного военного персонала. И это предло­ жение не нашло должной поддержки в Со­ вете Безопасности, прежде всего ввиду возражений со стороны США по понятным мотивам. И вот в таких условиях, когда вмеша­ тельство во внутренние дела Греции осуще­ ствляется Соединенными Штатами, прави­ тельство США обращается в Генеральную Ассамблею с просьбой оградить Грецию от угрозы ее независимости и территориальной целостности. Невольно напрашивается во­ прос, чем об’яснить • подобный шаг, пред­ принятый правительством США? Чем об’яс- нить его требования защитить Грецию от угрозы ее независимости, когда угроза неза­ висимости Греции исходит от Соединенных Штатов? Не об’ясняется ли это желанием отвлечь внимание мирового общественного мнения от действительной обстановки в Гре­ ции и действительных причин, вызвавших эту обстановку? Такой вопрос является за­ конным и уместным. Он вытекает из фактов, из логики событий. Делю не меняется от того, что тепереш­ ние правители Греции также вопят о яко­ бы существующей для Греции угрозе со стороны соседних с ней стран. Однако фак­ ты показывают, что эти правители, пришед­ шие сами к власти в результате иностран­ ного вмешательства, в действительности торгуют независимостью Греции. Не поль­ зуясь народной поддержкой, они готовы жертвовать независимостью и суверенитетом страны для того, чтобы получить поддержг ку Соединенных Штатов и продлить суще­ ствование установленного в Греции полити­ ческого режима. Тот факт, что греческое правительство поддерживает требование правительства США, еще более показы­ вает, в какую бездну толкают Грецию ее теперешние правящие круги. Угроза Греции действительно существует, однако, такая угроза исходит от некоторых сильных держав, пытающихся превратить Грецию в свой собственный политический и экономический придаток, не считаясь с тем, что это несовместимо с жизненными национальными интересами греческого наро­ да и с независимостью Греции как государ­ ства. Греческий вопрос нельзя решать таким путем, на который встало правительство Соединенных Штатов. ИнсиНуации и угрозы, к которым оно прибегает, конечно, не спо­ собствуют, а затрудняют правильное реше­ ние этого вопроса. Оздоровить положение в Греции и улуч­ шить отношения между нею и ее соседями возможно только в случае немедленного и полного прекращения иностранного вмеша­ тельства во внутренние дела Греции и вос­ становления независимости Греции и ее на­ рода. Постановка правительством США гре­ ческого вопроса на Генеральной Ассамблее, как и в целом его политика в отношении Гре­ нии, противоречат интересам установления международного сотрудничества и добро­ соседских отношений между государствами, наносит серьезный ущерб ООН, делу между­ народного сотрудничества и, прежде всего, сотрудничества между главными держава­ ми, На которых лежит главная ответствен­ ность за поддержание международного ми­ ра и безопасности. Правильность такого заключения под­ тверждается заявлениями официальных пред­ ставителей США в .Совете Безопасности о том, что Соединенные Штаты готовы дейст­ вовать в обход Об’единенных Наций в этом вопросе, если не будут приняты их предло­ жения по греческому вопросу. При этом делается ссылка на статью 51-ю Устава ООН. Ссылка на статью 51-ю Устава, преду­ сматривающую право наций на самооборону в случае вооруженного нападения, является несостоятельной, так как ни Соединенным Штатам, ни Греции никто не угрожает. Не случайно соответствующее заявление со ссылкой на эту статью представителя США в Совете Безопасности было расценено об­ щественностью и прессой как намек на от­ крытую вооруженную интервенцию США в Г'реции и как попытка оправдать подобные действия. Разумеется, те, кто- выступают с такого рода заявлениями, несут ответствен­ ность как за такие заявления, так и за^дей­ ствия в осуществление таких заявлений. Не вдаваясь в анализ того, почему прави­ тельство Соединенных Штатов избрало гре­ ческий вопрос для срыва сотрудничества в Организации Об’единенных Наций, мы долж­ ны заявить прямо и откровенно, что это вредный и опасный путь для Организации, ибо он подрывает основы успешных дей­ ствий этой Организации по поддержанию мира и по развитию и укреплению друже­ ственных отношений между государствами. Советская делегация считает необходимым предупредить не только тех, кто несет пря­ мую ответственность за подобное положе­ ние, но и тех, кто оказывает прямую . или косвенную поддержку такой политике, на­ носящей вред всему делу международного сотрудничества в рамках Организации Об’­ единенных Наций. В заключение советская делегация пред­ ложила следующие свои предложения: 1. Рассмотрев греческий вопрос, постав­ ленный в повестку дня Ассамблеи по прось1 бе правительства США, Генеральная Ас­ самблеи считает установленным: 1) что в инцидентах, имевших место на границах Греции с Югославией, Болгарией и Албанией, виноваты греческие власти. Про­ веденное комиссией Совета Безопасности расследование положения на месте подтвер­ дило связь инцидентов с общей враждебной политикой, проводимой теперешним грече­ ским правительством в отношении соседних с Грецией стран; 2) что внутреннее положение в Греции, как это следует из доклада комиссии по рас­ следованию инцидентов на греческих грани­ цах, характеризующееся обострением борь­ бы между греческим народом и сгруппиро­ вавшимися вокруг теперешнего греческого правительства антидемократическими силами, является основным фактором, вызвавшим на­ пряженное положение и в северных погра­ ничных районах Греции, используемое грече­ ской военщиной для провокационных дей­ ствий против Югославии, Болгарии и Алба­ нии. Эти действия не только не пресекаются теперешним греческим правительством, но, напротив, поощряются и оправдываются; 3) что существующее в Греции положение, в том числе в ее северных районах, являет­ ся в значительной степени следствием ино­ странного вмешательства во внутренние де­ ла Греции. Это вмешательство используется антидемократическими кругами Греции, сре­ ди которых видным влиянием пользуются элементы, скомпрометировавшие себя ранее сотрудничеством с фашистскими оккупан­ тами, и является одной из причин дальней­ шего обострения обстановки в стране. Оно затрудняет возможность установления нор­ мальных отношений между Грецией и сосед­ ними с ней странами. 2. В целях урегулирования отношений между Грецией с одной стороны, и Юго­ славией, Болгарией и Албанией — с другой, Генеральная Ассамблея рекомендует: 1) правительству Греции принять меры к прекращению пограничных инцидентов на границах с Югославией, Болгарией, Албани­ ей; 2) установить нормальные дипломатиче­ ские отношения между Грецией, с одной стороны, Болгарией н Албанией — с другой, и нормализировать дипломатические отноше* ния между Грецией и Югославией; 3) правительствам Греции, Югославии,- Болгарии и Албании возобновить действо­ вавшие прежде или заключить новые двух­ сторонние пограничные конвенции, предус-* матривающие урегулирование пограничных инцидентов; 4) правительству Греции, с одной сторо­ ны, и правительствам Югославии, Болгарии и Албании — с другой, урегулировать воп­ рос о беженцах в духе взаимопонимания и установления дружественных отношений между этими странами; 5) правительству Греции провести необхо­ димые мероприятия, обеспечивающие устра­ нение всякой дискриминации в отношении граждан македонской и албанской нацио­ нальностей, проживающих на территории Греции, имея в виду предоставление им возможности пользоваться своим родным языком и развивать свою национальную культуру; 6) правительствам Албании, Болгарии, Югославии и Греции информировать через Генерального секретаря для осведомления государств — членов ООН по истечении трехмесячного срока о выполнении рекомен­ даций, предусмотренных данной резолюцией Ассамблеи. 3. В целях оздоровления внутриполитиче­ ской обстановки в Греции и создания усло­ вий для развития независимого демократиче­ ского греческого государства и улучшения отношений между Грецией и соседними с нею странами, Генеральная Ассамблея реко­ мендует: Отозвать иностранные войска и иностран­ ный военный персонал из Греции. 4. В целях обеспечения надлежащего ис­ пользования предоставляемой Греции иност­ ранной экономической помощи, Генеральная Ассамблея решает создать специальную ко­ миссию, которая обеспечила бы путем соот­ ветствующего надзора использование такой помощи только в интересах греческого на­ рода. К ПРЕДЛОЖЕНИЮ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА \ О ВЫВОДЕ СОВЕТСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ ВОЙСК ИЗ КОРЕИ ПХЕНЬЯН, 28 сентября (ТАСС). — Вче­ ра все газеты Северной Кореи опубликовали полный текст заявления главы советской делегации в Совместной советско-американ­ ской комиссии по Корее генерала Штыкова, сделанного на заседании комиссии 26 сен­ тября, с предложением о выводе советских и американских войск из Кореи в начале 1948 года. В Южной Корее полный текст заявления генерала Штыкова опубликован лишь двумя газетами. Остальные газеты привели заяв­ ление на своих страницах лишь в сокра­ щенном виде. При этом газеты в заголов­ ках подчеркивают важное значение совет­ ского предложения. В печати Южной Корен опубликованы заявления ряда партий и других политиче­ ских организаций по поводу предложения советской делегации* Газета «Чосен ильбо» приводит заявление «Партии трудового на-- рода», гласящее, что «предложение совет­ ской делегации — это великое и блестя-1 щее слово. Наша партия целиком поддер­ живает это предложение». В той же газете напечатано заявление партии «Сангук дан» («Партия нового государства»), «Мы цели­ ком и полностью, — говорится в заявле­ нии, — одобряем новое предложение... Мы. желаем достигнуть разрешения этого воп­ роса и имеем к этому полные возможно­ сти». Крайне же реакционные) круги Южной Кореи, претендовавшие до сих пор на то, что они являются будто бы выразителями взглядов и настроений корейского народа, обеспокоены предложением советской де­ легации и откровенно признают, что уход американских войск лишил бы корейских реакционеров влияния на иароА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz