Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)
1 ОКТЯБРЯ 1947 г., № №4 (5208). К О М М У Н А Против иностранной интервенции в Греции Речь А. А. Громы ко в Политическом комитете Генеральной Ассамблеи 27 сентября 1947 года Греческий вопрос, как известно, имеет длительную историю. Он почти не сходит с повестки дня Организации Об’единенных Наций. Им несколько раз уже занимался Совет Безопасности, посвятивший его оо- суждению почти третью часть своих заседа ний. К сожалению, в Совете Безопасности не удалось достигнуть должного его реше ния в интересах поддержания международ ного мира, по причинам, на которых я оста новлюсь ниже. Несмотря на тяжелые лишения, вызван ные вражеской оккупацией, многие тысячи греков вели борьбу против врага в парти занских отрядах. Народ Греции, в том чис ле многие тысячи героев сопротивлении, ставшие в тяжелых условиях оккупации на путь неравной борьбы, вправе были ожидать, что после освобождения Греции ему будет предоставлена возможность организовать внутреннюю политическую и экономическую жизнь страны, в соответствии с его жела нием, на демократической основе, ликвиди ровать последствия вражеской оккупации и вывести страну на путь мирной жизни. К сожалению, эти законные ожидания греческого народа не оправдались. Сразу же после освобождения Греции от враже ских войск она, с одной стороны, стала оО’- ектом интриг антидемократических сил внут ри Греции, видную роль среди который играли люди, сотрудничавшие с врагом и боровшиеся против греческого народа; с другой стороны, она стала оО’ектом грубого шюстранного вмешательства. Вы все помните, как жестоко были подав лены попытки греческого народа организо вать внутреннюю жизнь страны на демокра тических началах и в соответствии с его собственным желанием. Враги демократии и коллаборационисты, опираясь на иностран ны^ штыки, приложили все усилия к тому чтобы не допустить установления в стране демократического режима. Английские тан- ■^Рки Расстреливали на улицах Афин грече ских демократов только за то, что они тре- боЕали создания в стране демократического режима и призывали к борьбе против тех кто скомпрометировал себя сотрудничеством с врагом, против людей, пытавшихся с са- мого начала задушить греческую демокра т и и УСТаН0ВИТЬ в стРане антинародный нотаВг ^ РаТКУЮ хаРактеРистику антинарод н о политического режима в Греции тов Й е Г с о и г" П 4 ВРК“ УЛ' "Т° ™ «зывммый д а ' * " 11' 19, 46 Г0ДЗ Нв Т0ЛЬК0 "= УЛУЧШИЛ Уг„« ра"е' "° еще больше г п « » Т ; „ ■ " “ “ «опавшие после плебисцита, привели к еще большему обост рению обстановки в стране. Начались же ьтокие преследования профсоюзов и их дея- лен. Руководитель профсоюзов Папаригас иссии Совет Безопасности^,™ Г, |,,ю ш , я я профсоюзного движе- ссилкам ТеьЮ'ТСЯ избиениям' пыткам и шистснн» ТЙРР0|> националистических фа. в Греи ни Л " Д’ безнаказанно орудовавших Р Ции с самого начала ее освобождения сячГг7ёкоНвТ°былВСС б° Лее усиливался Ты ны в тюпь1? й расстРеля»ы ИЛИ „осаже- шины и П ; Неп нах°дили пощады ни жен- итого террора, в том числе данные взят, ,е , т 2 Т Г Н“ греческик источников, ов. ромыко указал далее на десятки тысяч арестованных и тысячи убитыми ™И «РПИИХСИ со стороны жаЯ;дарУ„беИр Г ™ а- СКОГО режим™ в СТОрпн" икоа пемократнче- жение Реше богтер8 ПОСЛеднее вРемя поло- “ ЛЬШе ЧИСЛО Убитых и замучен. и, . - всякого суда жандармерией и ппа- ™ бандами, которые попрежнему продол- -ПИИ. Т дН„“ о Г ч Т ВПрВ„Ые1 Т " У" ' вязан^ымИг*ееч^ском™НнИа^^Г^ ЛОВ^ ° Да^ ^ НИ1" “ тается ко=.„™СдВ0Г з а т Г е ю ' о х в Г ч е Г Г районы страны. Она вспыхивала и на Остро' вал, которые, как известно, находятся весь' слав«ойК тр0аТ„ иацЛва" СКОЙ’ 6° ЛГар“ ой « в Греции положение на ' соседние” с“ г ~ * ииеи госудэрс.тва_ на Югославию, выдвинув против них гп ^ п шенно необоснованные обвинения т Р ■греческим " " в Г ” " " ' Ьказь,вают помощь ^граничные икцщ" и™ " " " рОВОЦ“ РУ“ по- что0обв™еЯ„иееЛгпа»Ц" Я ТверД0 кусст'ени "'” ” ' Г°СУДа^ ™“ оЬС™ вне д“ УГ Н ™ " а3— п ом Ги % вне для тото, чтобы всеми силами сохранить жимН0КреННЫН В Греции антинародный ре- о Том чРГ ' Т0Г° ' факты “ ияетельст уют пТГи,™йГ = „ ЯмУГ Г Ц ~ ко идущие планы. Многие из них не скпы- м е в д Г Т е л " ^ "™ ™ ожидают конфликта ду великими державами и, прежде всего, между Советским Союзом и Сое диненными Штатами. Они открыто рае. пргстраняют преступную пропаганду о же лательности войны между Востоком и За падом. Они призывают к войне против сла вянских государств, используя клеветниче ские и лживые утверждения, взятые из ар сенала гитлеровской пропаганды. Вот вам высказывания двух таких поджигателей вой ны. Генеральный инспектор армии Спили- отспулос заявил: «Каждый, кто не желает Воевать против славян и их союзников— коммунистов, не может считаться греком» (Газета «Элефтери Эллада» от 6 февраля 1947 г.) Зервас, выступая в г. Веррия, заявил: «Против сил славянства Греция рассчиты- Всчет на помощь англо-саксов». (Газета «Эмброс» и газета «Фос» от 23 марта 1947 г.) Фашистское охвостье вынашивает планы новой войны в тот момент, когда народы, только что пережившие разрушительнейшую из войн, закончившуюся победой Об’единен ных Наций над фашистскими государствами, пытаются ликвидировать последствия этой войны и построить прочный мир. Как зидим, к войне между Западом и Востоком призы, вает не просто правая, контролируемая греческими правящими кругами, пресса, но и люди, вроде зловещей фигуры Зерваса, которые играют видную роль в теперешнем греческом режиме. Представители прави тельств Югославии, Болгарии и Албании, приглашенные Советом Безопасности к участию в дискуссии по этому вопросу, доказывали с цифрами и фактами в руках, что помощь этих стран греческим партиза нам, равно как и пограничные инциденты, которые якобы ими провоцируются, —есть миф. Более того, они фактами доказали, что пограничные инциденты в той мере, в какой сообщения об инцидентах соответ ствуют действительности, провоцируются греческой военщиной и греческими властя ми, которые и должны нести ответствен ность за подобные действия. Несмотря на явную абсурдность утверж. дений греческого правительства и несмотря на явную очевидность виновности грече ских властей в провоцировании инцидентов, равно как, несмотря на очевидность моти вов, с которыми греческое правительство обратилось с подобными необоснованными обвинениями в Соврт Безопасности, пред ставители Соединенных Штатов и Велико британии в Совете, при поддержке предста вителей некоторых других стран, не сочли возможным принять меры в отношении действительных виновников инцидентов и положить конец необоснованным утверж дениям греческого правительства, чего тре бовал представитель СССР в Совете. Комиссия Совета Безопасности, создан ная Советом Безопасности, проводила рас следование инцидентов на протяжении че тырех месяцев. Кроме расследования инци дентов, она собрала также богатый и раз носторонний фактический материал о внут реннем положении Греции, правильно счи тая, что нельзя рассматривать вопрос об отношениях между Грецией и ее соседями в отрыве от всей сложившейся в Греции обстановки, которая в конечном счете и об’ ясняет испортившиеся отношения между ними. Результаты своей работы комиссия представила в форме доклада Совету Безо пасности. Итак, что же нам говорит док лад? Многочисленные фактические данные, содержащиеся в докладе, представленные, главным образом, в виде устных и пись менных показаний свидетелей, в том числе видных представителей демократических партий и организаций, вскрывают полную несостоятельность утверждений греческого правительства, будто бы за положение, сложившееся в Греции, и, в частности, в ее северных районах, где борьба партизан яв ляется наиболее интенсивной, несут ответ ственность соседние с Грецией государства. Подавляющее большинство свидетелей, до прошенных комиссией, решительно опровер гало утверждение греческого правитель ства и его представителей, будто Албания, Болгария и Югославия допускают грече ских партизан на свои территории, вооружа ют их, оказывают им медицинскую помощь и оказывают содействие в их возвращении с территории этих стран на территорию Греции. Все эти обвинения оказались фаль шивыми. Подтвердился лишь один факт, ко торого никогда не отрицали правительства Болгарии, Югославии и Албании, а именно, что на территории этих стран нашли убежи ще десятки тысяч греческих граждан, осо бенно македонцев и чамов, в отношении ко торых греческие вл^ти проводят политику жестокого преследования и физического истребления. Эти люди нашли убежище на территории соседних стран, спасаясь от произвола греческой жандармерии и банд хнтосов. В докладе комиссии приведены многочисленные данные о беспощадном преследовании этих национальных мень шинств греческими властями и бандами, о сжигании целых деревень, об убийствах и пытках, которым подвергаются лица,, при надлежащие к этим меньшинствам. Однако, принимая этих беженцев на свои территории, правительства Югославии, Бол гарии и Албании поступают так, как посту пило бы любое другое правительство при ана логичных обстоятельствах. Действуя таким образом, они действуют в полном соответ ствии с нормами международного права, с ко торыми давно уже считается цивилизован ное человечество. Правда, в докладе содер жатся заявления и таких свидетелей, кото рые давали показания в пользу греческих властей в связи с расследованием погранич ных инцидентов. Однако показания таких свидетелей носят сбивчивый и путаный характер. Они полны противоречий и несу разностей и являются лживыми с начала и до конца. Некоторые из таких свидетелей отказались перед комиссией от данных ими ранее показаний, заявив, что они были фальшивыми. Такие заявления сделали, нап ример, свидетель Гациос и свидетель За- хос. Последний указал, что его прежние показания были даны в результате избие ний и угроз. Это не единичные случаи. Среди свидетелей, давших показания в пвльзу греческих властей, было немало лиц, которые были приговорены к смертной казни и были подкуплены греческой жан дармерией и полицией обещаниями сохра нить им жизнь. И все же некоторые из них не сдержали данного греческим властям слова и дали, в конце концов, правдивые показания о том, как их заставили путем обещаний и избиений дать согласие на по казания против Югославии, Болгарии и Ал бании. Эти свидетели разоблачили как себя, так и тех, кто их поставлял. Понятно, что ввиду морально-политического облика неко торых свидетелей их показания ничего не доказали, а если что-либо и доказали, то как раз обратное. Они доказали, к каким нечистоплотным методам прибегают грече ские власти, пытаясь обвинить соседние с Грецией страны в пограничных инцидентах и в оказании помощи греческим партизанам. Но на такого рода показаниях греческие представители при комиссии, главным об разом, и строили свои обвинения против этих стран. По-иному звучат показания тех людей, которые раскрыли перед комиссией правдивую картину положения в Греции, пограничных провокаций греческой военщи ны, террора, проводимого против демокра тических сил страны, преследования нацио нальных меньшинств, бесчинств правых банд и коллаборационистов, лизавших са поги фашистским оккупантам и верно слу живших им в период оккупации. Голос этих людей—это голос самого греческого народа, которому ие дает свободно дышать фашистское охвостье. Все эти люди в один голос заявляют, что политический режим в Греции держится только благодаря иност ранному вмешательству. Среди них видней шие демократические деятели ЦириМокос— представитель социалистической партии, Г'ригориадис — представитель левого крыла либеральной партии, Киркос—представитель ПК ЭАМ, Папаригас — руководитель Ге неральной конфедерации труда, Петмезас— представитель Всегреческой демократичес кой лиги, представители молодежной орга низации ЭПОН и многие другие. Показания этих людей, как и сотен рабо чих, крестьян, представителей интеллиген ции, раскрывают перед нами пропасть, в которую ввергли Грецию ее теперешние правители и их хозяева за границей. Тот, кто хочет действительно разобраться в том, что же происходит в Греции, и кто действительно хочет протянуть руку помо щи греческому народу, должен прислуши ваться, прежде всего, к голосу этих людей, а не к голосу Зерваса, о котором даже не которые крупные американские газеты пи шут, что он служил за любовь немцам, за деньги—итальянцам, и не к голосу ему по добных. Казалось бы, что Совет Безопас ности должен был сделать выводы, кото рые соответствуют фактам, выводы, кото рые вытекают из обстановки в Греции. Но этого, к сожалению, не случилось. Пози ция, занятая в Совете некоторыми государ ствами и, прежде всего, Соединенными Штатами, сделала невозможным принятие решения, направленного против действи тельных, а не мнимых виновников испортив шихся отношений между Грецией и Алба нией, Болгарией и Югославией и обеспечи вающего устранение действительных при чин, вызвавших как ухудшение отношений между этими странами, так и ухудшение вообще положения в Греции. Главную роль в недопущении принятия такого решения Советом сыграли США, представители ко торых приложили все усилия к тому, что бы навязать такое решение, которое обви няло бы невинных и выгораживало бы ви новных, не считаясь с тем, что такое ре шение было бы издевательством над фак тами и логикой. Уже на первом заседании Совета, посвя щенном обсуждению доклада комиссии, ког да ни один из представителей еще не выс казал своего отношения к докладу, пред ставитель Соединенных Штатов предложил резолюцию, в которой были изложены со вершенно необоснованные требования, выд винутые правительством США. Резолюция предусматривала создание института так называемых пограничных наблюдателей, что является беспрецедентным в Организа ции Об’единенных Наций. Кроме того, это предложение нельзя ни в коем случае оп равдать обстановкой, существующей на гаеческих северных границах. Пограничные инциденты, имевшие место на границах Греции с Югославией, Болгарией и Алба нией, провоцируются греческой военщиной и греческими властями. Для того, чтобы устранить возможность повторения таких инцидентов, есть простой и эффективный способ обязать греческое правительство прекратить немедленно провокации на гра ницах Греции с ее соседями и установить с ними нормальные отношения. Но авторы предложения о Создании института погра ничных наблюдателей не соглашались пред принять эффективные законные меры, ко торые положили бы конец пограничным провокациям, учиняемым греческими влас тями, и создали бы условия для налажива ния отношений между Грецией и соседни ми с нею странами. Они требовали предо ставить им возможность хозяйничать в пог раничных с Грецией районах. Ясно, что Советское правительство не могло согласить ся с предложением об учреждении по граничных наблюдателей. Если теперешние греческие правящие круги готовы принять предложение о наблюдателях и тем самым готовы жертвовать суверенитетом и неза висимостью страны, руководствуясь инте ресами, не имеющими ничего общего с ин тересами греческого народа, то Югослаьия, Болгария и Албания вовсе не обязаны сле довать их примеру. Далее А. А. Громыко коснулся истории организации комиссии Совета Безопасности, напомнив, что эта комиссия была наделена такими полномочиями и функциями, что са ми заинтересованные страны фактически были устранены от решения этого вопроса. Американская резолюция фактически езна-1 чала поощрение преступной политики гре ческого правительства, проводимой им в отношении македонского и албанского меньшинств. Громыко указал, что американская резо люция' содержала и другие, абсолютно не приемлемые и необоснованные положения. 1ак, предлагалось, чтобы Совет заранее расценил будущие действия 10- юдавии, Болгарии и Албании (какие дей ;твия, _ никто об этом ничего не мог сказать) как угрозу миру. Смысл этого предложения состоял в том, что комиссия мэгла бы большинством голосов решить, что дей ствия этих стран представляют угрозу миру, и это решение заранее об’являлось доста точным для подобных обвинений. — Принятие такого предложения, — продолжал советский делегат, — означало бы, что большинство комиссии, идущее на поводу у американцев, могло бы обвинять Албанию, Болгарию и Югославию в созда нии угрозы миру без всяких осн ;ваний и выгораживать греческие власти. Правиль ность такого вывода подтверждается тем, что большинство комиссии действительно сделало выводы, находящиеся в вопиющем противоречии с фактами. Ясно, что приня тие такого предложения не только обостри ло бы еще больше отношения между Гре цией и ее соседями, но и скомпрометиро вало бы Совет Безопасности и в * целом Организацию Об’единенных Наций. Ввиду всего этого представитель СССР в Совете Безопасности не мог согласиться на приня тие и этого предложения как'' совершенно несостоятельного. Внесенные в Совет Безо пасности советские предложения предус матривали исправление положения в Гоеинн и создание прочной основы для улучшения отношений между Грецией и сос°..ними с нею государствами. Эти предложения пре дусматривали такое мероприятие как уста новление дипломатических отношен."!: меж- ду Грецией, с одном стороны, и Болгари ей и Албанией, с другой, а также нормали зацию дипломатических отношений между Югославией и Грецией. Казалось .бы, это советское предложение не должно было встретить возражений ни со стороны греческих властей, ни с > сторо ны государств, представленных в Совете Безопасности, поскольку оно соомгетствует как интересам замешанных г. от-ще г-^у царств, так и нашим общим и-П ересам Между тем, это советское предложение не было принято под всякими искусственными предлогами. Отказ принять предложение сб установлении и нормализации дипломати ческих отношений между этими странам» не может быть оправдан ни при каких об стоятельствах. Он лишь еще больше разоб лачает действительные планы некоторых держав в связи с рассмотрением греческого вопроса. После отклонения американской резолюции казалось бы, что правительство Соединенных Штатов должно притти к един ственно правильному выводу о необхо димости искать разрешения греческого воп роса на иной основе, путем принятия таких решений, которые действительно способ ствовали бы улучшению отношений между Грецией и соседними с нею государствами, а не продолжать бить мимо цели, стараясь обвинять невинных. Между тем, США выступили 12 августа с еще более грубыми обвинениями в отно шении Югославии, Болгарии и Албании. Эти обвинения были сформулированы уже в соответствии с главой 7-й Устава, в отличие от первой американской резолюции, которая была представлена в соответствии с главой б-й Устава. Американская резолю ция, последовавшая через несколько дней после соответствующего* письма бывшего премьер-министра Греции Цалдариса, по содержанию и по форме была беспочвенной и оскорбительной для Югославии, Болгарии и Албании. Она содержала смехотворные обвинения против этих стран в создании угрозы миру. В ней указывалось, будто бы эти страны оказывают помощь и поддержку греческим партизанам. Было совершенно очевидно, что эта новая американская ре волюция, необоснованная по содержанию и подчеркнуто вызывающая по форме, не могла быть принята Советом Безопасности. Всякому было лонятно, что за 12 дней, прошедших между датой отклонения первой американской резолюции и датой внесения второй американской резолюции, ничего не изменилось ни в Греции, ни вообще в мире, а если и изменилось, то только в том от ношении, что США еще больше усилили езое вмешательство во внутренние дела Г'реции, разжигая гражданскую войну в Гре ции и используя сложившуюся там обста новку в целях, не имеющих ничего общего ни с интересами греческого народа, ни с интересами улучшения отношений между балканскими странами. За несколько дней до внесения второй резолюции представитель США доказывал, что его правительство вовсе не стремится обвинить Югославию, Болгарию и Албанию и что американские предложения якобы не направлены против какой бы то ни было одной страны, а рассчитаны лишь на то, чтобы улучшить отношения между Грецией и ее соседями. Но эти заявления через не сколько дней были забыты. Тем не менее, внесение второй американской резолюции поражало своей бессмысленностью даже тех, кто не сомневался в том, что мы имеем дело не с настоящими попытками найти должной решение этого вопроса в интересах мира, а с политической игрой. Стало еще более очевидным, что США не намерены делать серьезных попыток для должного урегулирования греческого вопроса в инте ресах под - "'ржания международного мира, так как преследуют в Греции свои соб ственные цели. Ясно, что Советский Союз не мог согла ситься и с этими новыми американскими предложениями. Американский представитель в Совете Безопасности не скрывал, что внесением но вой американской резолюции преследуется цель спровоцировать Советский Союз на применение «вето» и создать более благо приятную для Соединенных Штатов обста новку для постановки греческого вопроса на Генеральной Ассамблее. Нам прямо было сказано на заседании Совета Безопасности от 12 августа, что США не беспокоятся 0 том, что новая американская резолюция не будет принята, но что, по мнению прави тельства США, если большинство в Совете поддержит эту резолюцию, если она даже не пройдет, то это будет выгодно для Со единенных Штатов с точки зрения подго товки для постановки этого вопроса на Ге неральной Ассамблее. Такова не оставляющая сомнений в дей ствительных намерениях авторов этих пред ложений тактика, которая применялась в Совете Безопасности представителями Сое диненных Штатов при рассмотрении грече ского вопроса. Такая же цель преследова лась и внесением в Совет Безопасности австралийской резолюции по греческому вопросу, которая являлась лишь вторым изданием второй американской резолюции я содержала все основные дефекты послед ней. Я уже указывал выше на необоснован ность обвинении, которые пред’являлись в Совете Безопасности Югославии, Болгарии и Албании. Формулировка обвинения, вы двинутого США против этих стран на Ас самблее, имеет лишь несколько более гру бую форму, чем прежние формулировки. - то, подтвердилось и заявлением американ- ск<г|’ Делегации по этому вопросу, сделанным в Политическом комитете 25 сентября, рав но как и последними американскими пред ложениями по этому вопросу. Советская делегация считает необходимым прямо зая вить, что угроза политической самостоя тельности Греции создана не действиями соседей Греции, а продолжающимся ино- странным вмешательством во внутренние дела Греции, исходящим от других госу- Дчрств. До последнего времени это вмеша тельство выражалось в присутствии в Гре ции английских войск и в действиях анг лийских военных и гражданских властей в Греции. Как известно, в последнее время глазная роль в этом отношении перешла к Соеди ненным Штатам. §сем нам известно об официальной политике; об’явленной прави тельством США в отношении Греции. Эта политика представляет собой грубое вмеша тельство во внутренние дела Греции, кото рое находит свое выражение в разных фор мах. В частности, оно выражается в посыл ке так называемых военных инструкторов в 1 }.сцию, числи которых, говорят, достигнет там. 18 тысяч. Посылка таких инструкторов, к тому же в условиях, когда в Греции происходит внутренняя борьба между демо кратическими и антидемократическими си лами Греции, представляет собой наруше ние суверенитета Греции, что несовмести мо с принципами Об’единенных Наций. Это вмешательство выражается также в откры той политической поддержке, оказываемой Соединенными Штатами одной из борющих ся сторон в Греими. *\ 1 к чт13 бмлп напри мер, в начале онтября, когда официальные представители Соединенных Штатов реша ли вопрос о составе греческого- правитель ства, выбирая наиболее подходящий вариант з связи с приближением сессии Генеральной Ассамблеи. Политику правительства Соединенных Штатов в отношении Греции называют иногда политикой помощи этой стране. Это выражение особенно в ходу в США. Совет ское правительство и раньше указывало на то, что эта политика не имеет ничего обще го с действительной помощью Греции. Гре ция, как страна, сильно пострадавшая от фашистской оккупации, разумеется, нуж дается в экономической помощи извне. Од нако то, что проделывается в настоящее время с Грецией, есть не помощь Греции, а иностранное вмешательство в ее внутренние дела, означающее ее политическое и эконо мическое порабощение некоторыми сильны ми державами. Не случайно, повидимому, правительство Соединенных Штатов решило проводить свои мероприятия в отношении Греции помимо Организации Об’единенных Наций и в обход этой Организации. Советское правительство неоднократно указывало на недопустимость иностранного вмешательства во внутренние дела Греции и на необходимость обеспечения того, что бы оказываемая Греции извне экономиче ская помощь использовалась бы только в интересах греческого народа. Однако соот ветствующее советское предложение не бы ло принято, главным образом, ввиду возра жений правительства США. Не трудно по нять, что советское предложение оказалось неприемлемым для Соединенных Штатов петому, что оно находилось в противоречии с проводимой США экспансионистской по литикой в отношении Греции, сопровождаю щейся вмешательством во внутренние дела. Такое же предложение было внесено Со ветским правительством в Совет Безопас ности при обсуждении доклада комиссии по расследованию инцидентов на греческих границах. Однако и на этот раз советское предложение не нашло соответствующей поддержки в Совете Безопасности, так как против него решительно выступили пред ставители Соединенных Штатов. Кроме это го предложения, обоснованность и своевре менность которого являются очевидными, Советское правительство внесло также в Совет Безопасности предложение о выводе из Греции всех иностранных войск и иност ранного военного персонала. И это предло жение не нашло должной поддержки в Со вете Безопасности, прежде всего ввиду возражений со стороны США по понятным мотивам. И вот в таких условиях, когда вмеша тельство во внутренние дела Греции осуще ствляется Соединенными Штатами, прави тельство США обращается в Генеральную Ассамблею с просьбой оградить Грецию от угрозы ее независимости и территориальной целостности. Невольно напрашивается во прос, чем об’яснить • подобный шаг, пред принятый правительством США? Чем об’яс- нить его требования защитить Грецию от угрозы ее независимости, когда угроза неза висимости Греции исходит от Соединенных Штатов? Не об’ясняется ли это желанием отвлечь внимание мирового общественного мнения от действительной обстановки в Гре ции и действительных причин, вызвавших эту обстановку? Такой вопрос является за конным и уместным. Он вытекает из фактов, из логики событий. Делю не меняется от того, что тепереш ние правители Греции также вопят о яко бы существующей для Греции угрозе со стороны соседних с ней стран. Однако фак ты показывают, что эти правители, пришед шие сами к власти в результате иностран ного вмешательства, в действительности торгуют независимостью Греции. Не поль зуясь народной поддержкой, они готовы жертвовать независимостью и суверенитетом страны для того, чтобы получить поддержг ку Соединенных Штатов и продлить суще ствование установленного в Греции полити ческого режима. Тот факт, что греческое правительство поддерживает требование правительства США, еще более показы вает, в какую бездну толкают Грецию ее теперешние правящие круги. Угроза Греции действительно существует, однако, такая угроза исходит от некоторых сильных держав, пытающихся превратить Грецию в свой собственный политический и экономический придаток, не считаясь с тем, что это несовместимо с жизненными национальными интересами греческого наро да и с независимостью Греции как государ ства. Греческий вопрос нельзя решать таким путем, на который встало правительство Соединенных Штатов. ИнсиНуации и угрозы, к которым оно прибегает, конечно, не спо собствуют, а затрудняют правильное реше ние этого вопроса. Оздоровить положение в Греции и улуч шить отношения между нею и ее соседями возможно только в случае немедленного и полного прекращения иностранного вмеша тельства во внутренние дела Греции и вос становления независимости Греции и ее на рода. Постановка правительством США гре ческого вопроса на Генеральной Ассамблее, как и в целом его политика в отношении Гре нии, противоречат интересам установления международного сотрудничества и добро соседских отношений между государствами, наносит серьезный ущерб ООН, делу между народного сотрудничества и, прежде всего, сотрудничества между главными держава ми, На которых лежит главная ответствен ность за поддержание международного ми ра и безопасности. Правильность такого заключения под тверждается заявлениями официальных пред ставителей США в .Совете Безопасности о том, что Соединенные Штаты готовы дейст вовать в обход Об’единенных Наций в этом вопросе, если не будут приняты их предло жения по греческому вопросу. При этом делается ссылка на статью 51-ю Устава ООН. Ссылка на статью 51-ю Устава, преду сматривающую право наций на самооборону в случае вооруженного нападения, является несостоятельной, так как ни Соединенным Штатам, ни Греции никто не угрожает. Не случайно соответствующее заявление со ссылкой на эту статью представителя США в Совете Безопасности было расценено об щественностью и прессой как намек на от крытую вооруженную интервенцию США в Г'реции и как попытка оправдать подобные действия. Разумеется, те, кто- выступают с такого рода заявлениями, несут ответствен ность как за такие заявления, так и за^дей ствия в осуществление таких заявлений. Не вдаваясь в анализ того, почему прави тельство Соединенных Штатов избрало гре ческий вопрос для срыва сотрудничества в Организации Об’единенных Наций, мы долж ны заявить прямо и откровенно, что это вредный и опасный путь для Организации, ибо он подрывает основы успешных дей ствий этой Организации по поддержанию мира и по развитию и укреплению друже ственных отношений между государствами. Советская делегация считает необходимым предупредить не только тех, кто несет пря мую ответственность за подобное положе ние, но и тех, кто оказывает прямую . или косвенную поддержку такой политике, на носящей вред всему делу международного сотрудничества в рамках Организации Об’ единенных Наций. В заключение советская делегация пред ложила следующие свои предложения: 1. Рассмотрев греческий вопрос, постав ленный в повестку дня Ассамблеи по прось1 бе правительства США, Генеральная Ас самблеи считает установленным: 1) что в инцидентах, имевших место на границах Греции с Югославией, Болгарией и Албанией, виноваты греческие власти. Про веденное комиссией Совета Безопасности расследование положения на месте подтвер дило связь инцидентов с общей враждебной политикой, проводимой теперешним грече ским правительством в отношении соседних с Грецией стран; 2) что внутреннее положение в Греции, как это следует из доклада комиссии по рас следованию инцидентов на греческих грани цах, характеризующееся обострением борь бы между греческим народом и сгруппиро вавшимися вокруг теперешнего греческого правительства антидемократическими силами, является основным фактором, вызвавшим на пряженное положение и в северных погра ничных районах Греции, используемое грече ской военщиной для провокационных дей ствий против Югославии, Болгарии и Алба нии. Эти действия не только не пресекаются теперешним греческим правительством, но, напротив, поощряются и оправдываются; 3) что существующее в Греции положение, в том числе в ее северных районах, являет ся в значительной степени следствием ино странного вмешательства во внутренние де ла Греции. Это вмешательство используется антидемократическими кругами Греции, сре ди которых видным влиянием пользуются элементы, скомпрометировавшие себя ранее сотрудничеством с фашистскими оккупан тами, и является одной из причин дальней шего обострения обстановки в стране. Оно затрудняет возможность установления нор мальных отношений между Грецией и сосед ними с ней странами. 2. В целях урегулирования отношений между Грецией с одной стороны, и Юго славией, Болгарией и Албанией — с другой, Генеральная Ассамблея рекомендует: 1) правительству Греции принять меры к прекращению пограничных инцидентов на границах с Югославией, Болгарией, Албани ей; 2) установить нормальные дипломатиче ские отношения между Грецией, с одной стороны, Болгарией н Албанией — с другой, и нормализировать дипломатические отноше* ния между Грецией и Югославией; 3) правительствам Греции, Югославии,- Болгарии и Албании возобновить действо вавшие прежде или заключить новые двух сторонние пограничные конвенции, предус-* матривающие урегулирование пограничных инцидентов; 4) правительству Греции, с одной сторо ны, и правительствам Югославии, Болгарии и Албании — с другой, урегулировать воп рос о беженцах в духе взаимопонимания и установления дружественных отношений между этими странами; 5) правительству Греции провести необхо димые мероприятия, обеспечивающие устра нение всякой дискриминации в отношении граждан македонской и албанской нацио нальностей, проживающих на территории Греции, имея в виду предоставление им возможности пользоваться своим родным языком и развивать свою национальную культуру; 6) правительствам Албании, Болгарии, Югославии и Греции информировать через Генерального секретаря для осведомления государств — членов ООН по истечении трехмесячного срока о выполнении рекомен даций, предусмотренных данной резолюцией Ассамблеи. 3. В целях оздоровления внутриполитиче ской обстановки в Греции и создания усло вий для развития независимого демократиче ского греческого государства и улучшения отношений между Грецией и соседними с нею странами, Генеральная Ассамблея реко мендует: Отозвать иностранные войска и иностран ный военный персонал из Греции. 4. В целях обеспечения надлежащего ис пользования предоставляемой Греции иност ранной экономической помощи, Генеральная Ассамблея решает создать специальную ко миссию, которая обеспечила бы путем соот ветствующего надзора использование такой помощи только в интересах греческого на рода. К ПРЕДЛОЖЕНИЮ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА \ О ВЫВОДЕ СОВЕТСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ ВОЙСК ИЗ КОРЕИ ПХЕНЬЯН, 28 сентября (ТАСС). — Вче ра все газеты Северной Кореи опубликовали полный текст заявления главы советской делегации в Совместной советско-американ ской комиссии по Корее генерала Штыкова, сделанного на заседании комиссии 26 сен тября, с предложением о выводе советских и американских войск из Кореи в начале 1948 года. В Южной Корее полный текст заявления генерала Штыкова опубликован лишь двумя газетами. Остальные газеты привели заяв ление на своих страницах лишь в сокра щенном виде. При этом газеты в заголов ках подчеркивают важное значение совет ского предложения. В печати Южной Корен опубликованы заявления ряда партий и других политиче ских организаций по поводу предложения советской делегации* Газета «Чосен ильбо» приводит заявление «Партии трудового на-- рода», гласящее, что «предложение совет ской делегации — это великое и блестя-1 щее слово. Наша партия целиком поддер живает это предложение». В той же газете напечатано заявление партии «Сангук дан» («Партия нового государства»), «Мы цели ком и полностью, — говорится в заявле нии, — одобряем новое предложение... Мы. желаем достигнуть разрешения этого воп роса и имеем к этому полные возможно сти». Крайне же реакционные) круги Южной Кореи, претендовавшие до сих пор на то, что они являются будто бы выразителями взглядов и настроений корейского народа, обеспокоены предложением советской де легации и откровенно признают, что уход американских войск лишил бы корейских реакционеров влияния на иароА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz