Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)
21 СЕНТЯБРЯ 1947 г., № 187 (5201). К О М М У Н А За мир и дружбу народов, против поджигателей новой войны Речь А. Я . В Ы Ш И Н С К О Г О на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи О р г а н и з а ц и и О б ъ е д и н е н н ы х Н а ц и й 1 8 с е н т я б р я 1 9 4 7 г . IV . Планы Трумэна—Маршалла несовместимы с принципами Организации 0 6 ‘единенных Наций Особенно яркими примерами нарушения принципов организации и игнорирования ее являются так называемые доктрина Тру мэна и «план Маршалла». Как показал опыт последних месяцев, провозглашение этой доктрины означало переход правительства США к прямому от казу от принципов международного сотруд ничества и согласованных действий вели ких держав, к попыткам диктовать свою волю другим независимым государствам, исполь зуя в то же время экономические средства, выделяемые как помощь отдельным нуж дающимся странам, явно для политического давления. Об этом наглядно свидетельству ют мероприятия правительства США, прово димые им в/не и в обход Организации Об’- единенных Наций в Греции и Турции, а так же мероприятия, намечаемые в соответствии с так называемым «планом Маршалла» в Европе. Эта политика находится в резком противоречии с принципом, провозглашен ным Генеральной Ассамблеей в резолюции от 11 декабря 1946 г. о том, что помощь другим странам «никогда не должна быть использована в качестве политического ору жия», «План Маршалла» по существу пред ставляет собой, как это теперь очевидно, лишь приспособленный к условиям после военной Европы вариант доктрины Трумэ на. Выдвигая этот «план», правительство США, очевидно, рассчитывало при содей ствии правительств Великобритании и Фран ции поставить европейские страны,, нужда ющиеся в помощи, перед необходимостью отказаться от своего неот’ емлемого права распоряжаться своими экономическими ре сурсами, планировать по-своему националь ное хозяйство, рассчитывало поставить все эти страны в прямую зависимость от инте ресов американских монополий, стремящих ся предотвратить надвигающийся кризис ускоренным экспортом в Европу товаров и капиталов. Как известно, •не все страны Европы, несмотря на их нужду и трудности пос левоенного экономического восстановления, согласились пойти на такое ущемление их суверенитета, на такое вмешательство в их внутренние дела, а те страны, которые по шли на известные переговоры по этому по воду в Париже, все больше начинают по нимать опасность своего положения, все больше осознают истинный смысл этих предложений о помощи. Становится все бо лее очевидным для всех, что проведение в жизнь «плана Маршалла» будет означать подчинение европейских стран экономиче скому и политическому контролю со сторо ны США и прямое вмешательство послед них во внутренние дела этих стран. Вместе с тем этот план является попыт кой расколоть Европу на два лагеря и за вершить с помощью Великобритании и Фран ции образование блока ряда европейских стран, враждебного интересам демокра тических стран Восточной Европы и„ в первую очередь, Советского Союза. Главной особенностью этого плана яв ляется стремление противопоставить стра нам Восточной Европы блок ряда западно европейских стран, включая и Западную Германию. При этом имеется в виду исполь зовать Западную Германию и германскую тяжелую промышленность (Рур) в качестве одной из важнейших экономических баз американской экспансии в Европе, вопреки национальным интересам стран, являющих ся жертвами германской агрессии. Достаточно напомнить об этих фактах, чтобы стала совершенно бесспорной пол ная несовместимость такой политики США и политики поддерживающих их британско го и французского правительств с основны ми принципами Организации Об’единенных Наций. V. Нарушение решений Организации 0 6 ‘ единенных Наций . Нельзя также признать нормальным та кое положение во взаимоотношениях меж ду членами Организации Об’единенных На ций, при котором иностранные вооруженные силы продолжают находиться на террито риях государств — членов Организации, яв ляясь средством политического вмешатель ства в их внутренние дела и создавая тем самым неравноправные, зависимые, противо речащие Уставу отношения между государ ствами. Британские войска все еще нахо дятся в Египте —- вопреки воле последне го, в Греции — в нарушение ее государ ственной конституции, в Трансиордании, ко торая обратилась с просьбой о принятии ее в члены Организации. Американские войска продолжают пребывать в Китае, что от нюдь не способствует установлению там внутреннего мира и спокойствия. Пребыва ние иностранных войск на невражеских тер риториях не должно иметь место, если это пребывание не связано с охраной коммуни каций с бывшими вражескими территориями в период их оккупации. Упрочение всеоб щего мира и взаимного доверия между стра нами требует скорейшего и положительно го разрешения вопроса об эвакуации с тер ритории невражеских государств иностран ных войск, не несущих охраны коммуника ций с бывшими вражескими странами. Следует также отметить невыполнение некоторыми членами Организации важных решений Ассамблеи: по испанскому во просу (Аргентина), по вопросу о дискрими нации индийцев в Южной Африке, об уста новлении опеки над бывшей подмандатной территорией Юго-Западной Африки (Южно- Африканский Союз). Генеральная Ассамблея не может пройти мимо таких действий отдельных членов Организации, срывающих достижение це лей, поставленных в ее решениях и умаляю щих авторитет Организации Об’единенных Наций. В этой связи мы не можем не коснуться событий, происходящих в Индонезии. Эти события нельзя квалифицировать иначе, как акт агрессии, совершенной против индоне зийского народа государством, являющимся членом Об’единенных Наций. Неспровоци рованное военное нападение Голландии на Индонезийскую республику вызвало закон ное возмущение всех честных людей в ми ре. И что же, разве Организация Об’еди ненных Наций оказала должную защиту индонезийскому городу? Все мы знаем, что этого не случилось. В результате рассмот рения индонезийского вопроса на Совете Безопасности некоторые государства при ложили немало усилий для того; чтобы умалить значение происходящих в Индоне зии событий и навязать такое решение Со вету Безопасности по этому вопросу, кото рое ни в коем случае нельзя считать доста точным для ограждения законных интере сов Индонезийской республики, ставшей жертвой военного нападения. Ясно, что подобные,решения не могут не подрывать авторитета Организации Об’ единенных Наций, которая, как раз и приз вана для того, чтобы обеспечить поддер жание мира между народами. Обращает при этом на себя внимание то. что, не проявляя должного интереса к уст ранению неудовлетворительного положения вещей с разрешением испанского и других названных выше вопросов, некоторые влия тельные державы проявляют особый инте рес к иранскому вопросу, который все еще продолжает оставаться в повестке дня Со вета Безопасности спустя полтора года пос ле его полного урегулирования, а также после заявления самого Ирана с просьбой о снятии этого вопроса с повестки дня Со вета Безопасносги. Достойно вниманий та кое упорное стремление делегатов США и Великобритании во что бы то ни стало, рассудку вопреки, удержать иранский воп рос на повестке дня Совета Безопасности для каких-то, очевидно, специфических це лей. Тем более заслуживает внимания то, что сверхординарное упорство в этом деле американского и английского членов Совета не смогло поколебать даже вполне обосно ванное раз’яснение Генерального секретаря о том, что не существует никаких основа ний, чтобы Совет занимался так называемым иранским вопросом. Касаясь вопроса о Совете по опеке, со ветская делегация считает также необходи мым отметить следующее: На заседании Генеральной Ассамблеи 13 декабря 1946 года делегация СССР подверг ла критике представленные на утвержде ние Ассамблеи соглашения об опеке над бывшими подмандатными территориями, посколько как сама подготовка этих положе ний, так и некоторые их статьи Не соответ ствуют требованиям, предусмотренным Ус тавом Об’единенных Наций. То обстоятель ство, что в основу организации Совета по опеке были положены указанные соглаше ния с отмеченными выше недостатками, не могло, конечно, не оказать влияния на от ношение делегации СССР к выборам членов Совета, организованного на основе этих со глашений. Советская делегация и в настоя щее время придерживается точки зрения, высказанной по этому поводу на заседании Ассамблеи 13 декабря 1946 г. Делегация Советского Союза, являюще гося постоянным членом Совета по опеке, хотела бы надеяться, что отмеченные выше, нарушения Устава, имевшие место при зак лючении соглашений по опеке, будут ис правлены, что, несомненно, облегчило бы Совету по опеке выполнение стоящих перед ним задач. Само собой понятно, что это было бы как в интересах Организации Об’единенных На ций в целом, так и в интересах населения территории под опекой. Неудовлетворительное положение в рабо те Организации Об’единенных Наций не случайно, а является следствием отношения к Организации со стороны ряда стран—чле нов этой организации и, в первую очередь, США и Великобритании. Такое отношение не содействует укреплению Организации и не служит делу международного сотруд ничества. Наоборот, оно ведет к ослабле нию и расшатыванию Организации Об’еди. ненных Наций, что, несомненно, отвечает планам и намерениям реакционных кругов указанных стран, под влиянием которых и проводится соответствующая политика. V I. ▼х« СССР за укрепление Организации 0 6 ‘единенных Наций Что касается Советского Союза, то его политика в отношении Организации Об’е диненных Наций—это политика укрепления этой Организации, политика расширения и укрепления международного сотрудниче ства, политика неуклонного, последователь ного соблюдения Устава и проведения в жизнь его принципов. Укрепление Организации Об’единенных Наций возможно лишь на основе ува жения политической и экономической независимости государств, на основе уважения суверенного равенства народов, а также последовательного и безусловного соблюдения одного из важнейших принци пов Организации Об’единенных Наций — принципа согласованности и единогласия великих держав при решении важнейших вопросов по поддержанию международного мира и безопасности. Это находится в пол ком соответствии с особой Ответствен ностью этих держав за сохранение всеобще го мира и является гарантией защиты инте ресов всех стран — членов Организации Об’едйненных Наций, больших и малых. Советский Союз считает своим долгом решительно бороться против всякой попыт ка поколебать этот принцип, какими бы мо тивами эти попытки ни прикрывались. Мне остается сказать еще несколько слов относительно выступления государственно го секретаря США г. Маршалла. В этом выступлении были затронуты вопросы, уже не раз служившие предметом дискуссии. Большинство этих вопросов включено в повестку дн* Ассамблеи отдельными пунк тами и, следовательно, мы будем иметь возможность высказаться по этим вопросам в своем месте и в свое время. В выступле нии г. Маршалла были поставлены также новые вопросы. Советская делегация считает необходимым теперь же остановиться на некоторых из этих вопросов. Вопрос об угрозе независимости и терри ториальной целостности Греции. Оставляя обсуждение этого вопроса в должном об’е'- ме до того момента, когда Ассамблея по установленному порядку дня займется этим вопросом, советская делегация считает не обходимым отметить лишь, что самая пос тановка этого вопроса лишена какого бы то ни было основания. Выдвинутые американ ской делегацией обвинения против Югосла вии, Болгарии и Албании совершенно про извольны н бездоказательны. Они идут го раздо дальше выводов большинства комис сии, которые не поддержала почти полови на членов этой комиссии и которые не вы держивают критики при сколько-нибуьь серьезном отношении к тем данным, на кото рых эти выводы основываются. Нетрудно буд^г доказать, что доклад большинства комиссии по так называемому греческому вопросу полон противоречий и грубых на тяжек, лишающих выводы этого большин ства какого-либо значения. Вопрос о Корее. Совершенно произвольно и неправильно изобразив дело так. что бес плодность работы Советско-американской комиссии по Корее оказалась отнесенной за счет советской стороны, господин Маршалл внес предложение, которое является прямым нарушением Московского соглашения трех министров иностранных дел в декабре 1945 с. по Корее. По этому соглашению США и СССР взяли на себя обязательств ) совмест но подготовить решение вопроса об об’еди- нении Кореи в независимое демократически государство. Новое предложение господина Маршалла является нарушением обяза тельств, принятых на себя Соединенными Штатами Америки, и потому неправильным и неприемлемым. Вместо того, чтобы сле дуя декабрьскому Московскому соглашению о Корее, принять меры для выработки уста новленных мероприятий и внести их на сов местное обсуждение правительств США, СССР, Великобритании и Китая, правитель ство США предпочитает нарушить приня тые на себя обязательства, пытаясь прикрыть свои односторонние и не оправ данные никакими обстоятельствами действия авторитетом Генеральной Ассамблеи. Совет ское правительство не может согласиться с таким нарушением указанного соглашения о Корее и будет настаивать на отклонении предложения, внесенного г. Маршаллом, как противоречащего обязательствам, принятым на себя по соглашению трех держав о Ко рее. Вопрос о временном комитете для «пос тоянного внимания к работе Ассамблеи» и для решения вопросов «постоянного харак тера». Г-н Маршалл предлагает предусмот реть создание комитета Генеральной Ассам блеи постоянного характера под названием «Временный комитет по вопросам мира и безопасности». Несмотря на оговорки, име ющиеся в американском предложении, что этот комитет не будет затрагивать вопросы, главная ответственность за которые возла гается на Совет Безопасности и специаль ные комиссии, не оставляет никакого сомне ния, что попытка создать временный ко митет является не чем иным, как плохо при- I крытой попыткой подменить и обойти Совет Безопасности. Функции этого комитета по ! расойзтрению ситуации и споров, нанося- 1щих ущерб дружеским отношениям, явля- ; ются не чем иным, как функциями Совета { Безопасности, предусмотренными, в част ности,. статьей 34-й Устава. Уже в силу этого обстоятельства эти функции не могут быть переданы никакому другому учрежде нию, как бы это учреждение ни называ лось, без явного и прямого нарушения Ус тава Организации Об’единенных Наций, с чем, разумеется, советская делегация никак не может согласиться и против чего она будет решительно возражать. Повторяю, ес ли указанные выше новые предложения, а также старые предложения в новой форме будут внесены американской делегацией на рассмотрение Генеральной Ассамблеи, со ветская делегация оставляет за собой пра во дать более подробный развернутый ач>. лиз этих предложений при обсуждении этих допросов по существу,- добиваясь отклоне ния этих предложений как противоречащих принципа^ целям и задачам Организации Об’единенных Наций, как предложений, принятие которых способно лишь подорвать самые основы Организации Об’единенных Наций. V II. Пропаганда новой войны и СШ А Советская делегация считает необходи мым поставить перед Генеральной Ассамб леей весьма важный вопрос о мерах против все усиливающейся в ряде ртран пропаган ды новой войны. Уже более двух лет прошло с тех пор, как в Сан-Франциско был подписан, а за тем ратифицирован 52 государствами Устав Организации Об’единенных Наций, поло живший начало деятельности нового меж дународного об’единения, поставившего сво ей задачей обеспечение мира и безопасности пародов, развитие и укрепление междуна родного сотрудничества для содействия экономическому и социальному прогрессу народов. Создание Организации Об’единен ных Наций относится к тому периоду, когда был разгромлен главный враг демократиче ских стран—гитлеровская Германия и когда был близок день разгрома Японии. Попытка этих врагов человечества утвердить свое мировое господство потерпела полное кру шение в результате исторической победы де мократических стран во главе с англо-совет ско-американской коалицией. Два исконных очага войны были уничтожены. Мы хотим быть уверенными, что они уничтожены навсег да, что поставленная союзниками задача пол ного разоружения Германии и Японии бу дет доведена до конца и что эти государ ства никогда не будут вновь угрожать сво бодолюбивым народам войной и агрессией. Мы хотим быть уверенными, что суровый урок, который агрессивные государства по лучили в минувшую вторую мировую войну, не прошел бесследно, и что судьба сурово наказанных агрессоров в минувшей войне послужит грозным предостережением тем, кто, пренебрегая принятыми на себя обяза тельствами — развивать дружественные от. ношения между народами и укреплять мир и безопасность во всем мире, тайно и явно ве дет подготовку к новой войне. Военный психоз, подогреваемый усилиями милитарист ских и экспансионистских кругов некото рых стран, и, в первую очередь, Соединен ных Штатов Америки, все более и более рас пространяется и принимает все более угро жающий характер. Уже в течение длительного времени ве дется бешеная кампания в печати, преиму щественно американской, и в печати стран, послушно следующих за США, вроде Тур ции, по обработке мирового общественного мнения в пользу новой войны. Пущены в ход все средства психологического воздей ствия — газеты, журналы, радио, кино. Эта пропаганда новой войны ведется под самыми разнообразными флагами и предло гами. Но как бы ни были разнообразны эти флаги и предлоги, суть всей пропаганды одна: оправдать бешеную Гонку вооруже ний в США, включая и атомное оружие, оправдать не знающее пределов стремление влиятельных кругов США к осуществлению экспансионистских планов, в центре кото рых стоит сумасбродная «идея» о мировом господстве. Со страниц американской печати широки ми потоками льется проповедь новой войны и призывы лучше и скорее к ней подгото виться. Целый ряд, главным образом, аме риканских газет и журналов изо дня в день на все лады кричат о новой войне, систематически ведя эту тлетворную пси хологическую обработку общественного мнения своих стран. Поджигатели войны ве дут пропаганду под прикрытием криков об укреплении национальной обороны и необхо димости борьбы претив военной опасности, якобы угрожающей им со стороны других стран. Всеми способами и средствами пропагандисты и поджигатели войны ста раются запугать мало осведомленных в политике людей баснями и злобными из мышлениями о якобы готовящемся нападе нии на Америку со стороны Советского Союза. Они, конечно, хорошо знают, что говорят ложь, что Советский Союз никак не угрожает нападением на какую-либо страну, что Советский Союз отдает свои силы делу восстано&мкт рааруиеетык ■ вообще пострадавших от войны районов, делу восстановления и дальнейшего разви тия своего народного хозяйства. Пропагандистам и поджигателям войны, подвизающимся в США, а также в Англии, Турции, Греции и в некоторых других странах, хорошо известно, что в Советском Союзе весь наш народ — рабочие, кре стьяне и интеллигенция единодушно осуж дают всякие попытки разжечь новую вой ну. Да это в Советском Союзе и невоз можно. (Аплодисменты). Советский Союз занят мирным строительством, поглощен мирной работой, которой у него непочатый край, работой по восстановлению разру шенных войной районов, по укреплению и дальнейшему развитию своего народного хозяйства, пострадавшего от тяжелых уда ров войны, навязанной Советскому Союзу гитлеровскими разбойниками. В Советском Союзе, в стране социалистической демокра тии, в стране мирного строительства новой жизни, нет и не может быть ничего даже отдаленно напоминающего то, что делается в некоторых странах, считающих себя де мократическими и передовыми и в то же время допускающими такие позорные явле ния, как пропаганда войны, как отравление общественного сознания ядом человеконе навистничества и вражды к другим народам. Если бы в Советском Союзе кто-нибудь до пустил хотя бы в ничтожной доле такое выступление, пропитанное преступной жаж дой новой человеческой бойни, то такое выступление встретило бы суровый отпор и общественное осуждение, как тяжкое обще ственно-опасное деяние. Тем не менее, у этих господ, сделавших своей профессией травлю Советского Сою за и других демократических стран Во сточной. Европы, а также травлю последо вательных демократов и противников но вой войны в других странах, нет недостат ка в лживых и клеветнических измышле ниях, фабрикуемых этими провокаторами и поджигателями войны и распространяе мых через многочисленные информацион ные каналы по всему миру. Они настойчиво проповедуют неизбеж ность и даже необходимость новой войны, прикрывая это якобы необходимостью пре дупредить агрессивную политику... Совет ского Союза и других стран Восточной Еьропы. Вот уж поистине — с больной головы на здоровую! Поистине, как гово рит русская пословица: сам дерет и сам же орет! (Аплодисменты). Подготовка к новой войне ведется бук вально на глазах у всего мира. Да это не пытаются уже скрывать пропагандисты и поджигатели войны. Они Открыто угрожа ют войной миролюбивым народам, хотя всячески и стараются именно на них пере ложить ответственность за развязывание нового очагл’ бойни. Подготовка к новой войне, как можно судить по ряду прйзнаков, вышла уже из стадии голой пропаганды, психической об работки и игры нервов. Многочисленные факты говорят о том, что в некоторых го сударствах — в особенности это относится к СИЛА, — военный психоз подогревается проведением в жизнь практических меро приятий военно-стратегического характера, сочетающихся с такими организационно техническими мерами, как строительство и организация новых военных баз, передис локация вооруженных сил, в соответствии с планами будущих военных операций, уси ление производства нового вооружения и лихорадочная работа по усовершенствова нию оружия. Одновременно сколачиваются военные блоки, заключаются военные соглашения о так называемой взаимной обороне, проводят ся мероприятия по унификации вооружения, разрабатываются в генеральных штабах пла ны новой войны... Не без основания из вестный американский радиокомментатор Леон Пирсон в своем недавнем выступле нии должен был признать, что «американ ские офицеры медленно и тщательно гото вятся к следующей мировой войне, в кото- рой противником будет Россия», Так действуют поджигатели и пропаган дисты новой войны в страхе перед новым кризисом, они поджигают новую войну, рас считывая таким образом устранить надви гающуюся угрозу краха и потери своих при былей. , Поджигатели новой войны носятся с сумасбродным планом вооруженной рукой подчинить своему господству страны, борю щиеся за свою независимость, отвергающие право других держав вмешиваться в их внутренние дела, и пытаются диктовать им свои каноны внешней н внутренней полити ки. % Разжигая новую войну ц подстрекая своих единомышленников яа борьбу против некоторых государств, поджигатели нового военного пожара думают добиться своих це лей в порядке локальной войны. Они, види мо, не учитывают опыта минувших войн, которые учат тому, что в нынешнюю эпоху всякая новая война неизбежно превратится в новую всемирную войну. Они забывают, что новая всемирная война со всеми ее бес смысленными разрушениями, гибелью мно гих н многих городов, уничтожением мил лионов людей и накопленных человече. ским трудом громадных материальных цен ностей, обрушится на человечество новым величайшим бедствием и отбросит его на многие десятилетня назад. Война источник наживы американских монополистов В этой пропаганде новой войны наиболее активную роль взяли на себя представите ли американских капиталистических моно полий, представители крупнейших предприя тий и ведущих отраслей американской про мышленности, банковских и биржевых кру гов. Это— те круги, которые извлекли из второй мировой войны, как в свое время это имело место и в отношении первой ми ровой войны, крупные барыши, заработав на этой войне громадные капиталы. Если сравнить пять предвоенных лет (с 1935 по 1939 гг. включительно) с пятью годами вто рой мировой войны (с 1940 по 1944 гг. вклю чительно), то окажется, что прибыли всех американских корпораций за пять предвоен ных лет, за вычетом налогов, составляли 15,3 миллиарда долларов, а за пять лет второй мировой войны прибыли этих кор пораций (после уплаты налогов) составля ли 42,3 миллиарда долларов. По данным де партамента торговли чистая прибыль этих корпораций за шесть лет войны (с 1940— 1945 гг.) составила 52 миллиарда долларов. Это прибыль, заработанная на человеческой крови, разрушенных городах, миллионах и миллионах вдов и сирот, оплакивающих сво их погибших кормильцев. Журнал «Экономическое обозрение», из даваемый конгрессом «Индустриальные ор ганизации». в номере одиннадцатом за 1946 год приводит интересные данные об увели чении прибылей (после уплаты налогов) 50 компаний за 1945— 1946 г. Из этих данных видно, что отдельные монополии бешено нажились на войне, получив прибыли в 200—300 и выше процентов, причем в от дельных случаях эти прибыли достигали даже 500 и почти 800 процентов (например, Атлантическая сахароваренная компания). По свидетельству указанного журнала эти прибыли были в четыре раза больше средних прибылей в период 1936— 1939 г. Что касается торговых прибылей, то, как об этом заявил Джон Стильман, директор Управления экономической стабилизации, в октябре 1946 г. они достигли самой .вы сокой точки за всю свою историю. Таким образом, война оказывается не столь уже ненавистной для тех групп об щества в некоторых странах, которые умело используют военные бедствия в интересах обогащения. Не случайно поэтому Джеймс Аллен в своей книге «Международные мо нополии и мир», констатируя наблюдающую ся в капиталистических странах «потерю равновесия» и «радикальное расстройство» в экономике, цитирует из доклада прави тельственной организации по исследова нию данного вопроса рассуждение, дающее основание для такого вывода, что «только в условиях войны современная экономиче ская система может обеспечить приблизи тельно полную занятость». Едва ли нужны какие-либо комментарии к этому откровенному признанию; оно до статочно красноречиво говорит само за себя. Следует отметить, что капиталистические монополии, обеспечившие себе во время войны решительное влияние, сохранили это влияние и по окончании войны, умело используя для этого миллиардные прави тельственные субсидии, дотации и то по кровительство, которое они неизменно по лучали и получают со стороны различных правительственных органов и учреждений. Этому содействуют тесные связи монопо лий с сенаторами, членами правительства, которые сами сплошь и рядом принадлежат к числу руководителей или участников мо нополий. Такое положение наложило свой отпеча-! ток и на промышленную научно-техниче скую деятельность, сосредоточенную в ла бораториях различных крупных предприя тий. акционерных обществ, трестов, кон цернов. Это надо сказать и об исследованиях в области использования атомной энергии. С этими работами наиболее тесно связаны та кие капиталистические монополии, как хи мический трест Дюпонов, химическая ком пания «Монсанто Кемикл», компания «Ве- стннгауз», «Дженерал электрик», «Стандарт ойл» и др., являющиеся полными хозяева ми в этой области. Д о войны они поддер живали самые тесные картельные связи с германскими трестами, причем во многих картельных соглашениях предусматрива лось, что обмен информацией должен возоб новиться после войны. Все эти факты в достаточной степени могут об’яснить исключительную заинтере сованность различных капиталистических монополий в производстве атомного оружия. В этих фактах можно найти об’яснение то го упорного сопротивления справедливым требованиям запретить производства атом ного оружия и уничтожить запасы атомных бомб, в производство которых вложены крупнейшие денежные средства. Погоня капиталистических монополий за прибылями, стремление во что бы то ни стало сохранить и дальше развить те от расли военной промышленности, которые обеспечивают получение высоких прибылей, не могут не влиять и на направление внеш ней политики, усиливая милитаристские, экспансионистские и агрессивные тенден ции этой политики, в угоду все более уси ливающимся аппетитам влиятельных моно полистических кругов. Кто поджигает новую войну? Вот та почва, которая питает в США пропаганду новой войны, застрельщиками которой являются не только крупные пред ставители американских влиятельных про мышленных и военных кругов, влиятельные органы печати и крупные политические дея тели, но и официальные представители аме риканского правительства. Не случайно, что среди них особенно яростными подстрекате лями к новой войне являются те, кто тесно связан с торгово-промышленными и финан совыми трестами, концернами, монополиями. Нет необходимости называть многих из них. Достаточно остановиться на некото рых, имея в виду, разумеется, не их лич ность — личные взгляды, личные качества и т. д., а главным образом те общественные гоуппы, учреждения, промышленные, тех нические, научные общества, взгляды и ин тересы которых представляют эти лица. 1. Дорн, член палаты представителей, 7 мая при обсуждении в палате представи телей предложения об ассигнованиях для оказания «помощи» греческому и турецкому правительствам сделал циничное заявление, достойное матерого поджигателя войны, что «Советский Союз нельзя остановить при помощи 400 миллионов долларов, но это можно сделать при помощи крупных воз душных сил и бомбардировки потенциаль ных промышленных центров СССР, промы шленного района Уральских гор и других жизненно важных районов». И это было ска зано в палате представителей Соединенных Штатов человеком, считающим себя пред ставителем американского народа. 2. Председатель Национальной промыш ленной конференции Джордан клеветниче ски отзывался о Советском Союзе. По сло вам распоясавшегося Джордана, США «дол жны произвести много атомных бомб и бы стро сбросить их, независимо от тг о, суще ствуют ли какие-либо причины полагать, что данная страна производит вооружение». 3. Эрл, бывший посланник США в Болга рии, в Комиссии палаты представителей по расследованию антиамериканской деятель ности провокационно заявил, что США дол жны немедленно использовать атомные бом бы против страны, которая отказывается согласиться с американским проектом сис темы инспекции. Пугая советскими «реак тивными бомбами с подводных лодок», он настаивал на том, чтобы «секретно разрабо тать самые ужасные виды оружия», «инфор мировать русских, чтеь когда против нас (США) будет сброшена первая атомная бом ба, мы уничтожим каждую деревню в Рос сии». Эрл настаивал на применении атомных бомб против Советского Союза. 4. Итон, председатель Комиссии по инос транным делам палаты представителей, опубликовал в журнале «Америкэн мэге- зин» статью, в которой заявлял, что «мы все еще можем блокировать Россию психо логически, если мы не добьемся ус пеха, мы должны разгромить ее силой ору жия...». Где это говорится? Это гово рится в журнале «Америкэн мэгезнн». Кто это говорит? Это говорит председатель К о . миссии по иностранным делам. Хороша бу дет иностранная политика у такого предсе дателя Комиссии по иностранным (Смех, оживление » зале). 5. Мак Магон, сенатор, бывший председа тель Об’единенной Комиссии, конгресса по домной энергии, заявил в конгрессе, что США «должны первыми сбросить атомные бомбы, если атомная война неизбежна». В другой своей речи он заявил, что если не удастся договориться о международном контроле над атомной энергией, то у США остаются четыре возможности: «во-первых, накоплять громадные запасы атомных бомб; во-вторых, немедленно начать войну; в- третьих, создать международный контроль ный орган без Советского Союза; в-четвер тых, установить дату вступления в силу международного контроля и об’явить лю бую страну, отказывающуюся подчиниться ему, виновной в «агрессии». 6. Брукс, сенатор от штата Иллинойс, в своем выступлении в сенате 12 марта с. г. не постеснялся цинично заявить, что если бы Соединенные Штаты послушались сове -1 тов> которые давала Республиканская пар_> тия еще до войны, и «дали бы немцам уничтожить Россию», теперешняя програм. ма Трумэна не была бы необходимой. Он добавил, что США в военное время помогали Советскому Союзу, а теперь, зая вил Брукс, они могут быть вынуждены ве сти войну против Советского Союза. ^ Ген* ^ ИН ^б' нач‘ военной миссии США' в СССР) в своей книге заявил, что воен ная программа США должна быть рассчи^ тана на то, чтобы справиться с особой си-1 туацией, которую может повлечь за собой война с Россией. 8. Харвуд, вице-президент промышленной «Хатлер хаммер инкорпорейТед», заявил, как сообщает газета «Джорнэл», что атомная бомба—слабое оружие, потому что она унич тожает чрезмерное количество недвижимо^ го имущества вместо того, чтобы ястреб-- лять только людей. Этот Харвуд цинично заявил на совещании в американском про фессиональном институте в Милуоки бук вально следующее; «Хотя это и звучит бес сердечно, все же тот тип оружия, которым М 1 Я должны обладать, если мы будем вести войну, — это оружие, которое будет уби вать только людей. Такое оружие устранит необходимость во время будущей войны вос станавливать страны и имущество в столь широких и дорогостоящих масштабах». 9. Наконец, я должен назвать имя всем хорошо известного Даллеса (оживление в зале). Джои Фостер Даллес в своей речи 10 февраля с. г. в Чикаго призывал прово дить «жесткий курс внешней политики по отношению к Советскому Союзу», ут верждая, что если США откажутся от этого курса и будут рассчитывать на возможность добиться с Советским Со юзом какого-либо ‘ компромисса, то вой на окажется неизбежной. В этой же речи Даллес хвалился, что со времени кру шения Римской империи .ни одна страна ни когда не располагала таким огромным пре восходством материальной мощи, как Сое диненные Штаты, и призывал США исполь! зовать эту мощь для достижения своих це. лей. Нечего сказать, неплохой совет члена американской делегации в Организации Об’- еднненных Наций. (Смех, аплодисменты).) ( О к о н ч а т * «м» на 4 -й вар»^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz