Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)
г б т м у н ж 30 АВГУСТА 1947 г., № 171 (3185) Единство диалектического метода и материалистической теории вмарксистско-ленинской философии Диалектический материализм—-мпровоз-1 рии в мировоззрении нашей партии. Това ВЫШЕ ТЕМПЫИ КАЧЕСТВО СЕВА! зрение коммунистической партии— -являет- ршц Стами пишет, характеризуя это миро- ся величайшим завоеванием человечества. «Возникновение марксизма было настоя щим открытием, революцией в философии... Маркс и Энгельс создали новую философию, качественно отличающуюся от всех преды дущих, хотя бы и прогрессивных, фило софских систем» (А. Жданов, журнал «Во просы философии». 1, стр. 258). В противоположность идеализму, который всегда и во всех своих формах был и остается несовместимым с наукой, диалек тический материализм дает наукам един ственно правильный философский метод, является неоценимым познавательным ору* днем в единственно научным и правильным руководством для действия. В создании диалектического материализ ма, в единстве научной теории и научного метода выражено то великое и новое, что принес с собой марксизм в историю фило софской мысли. Старый материализм был односторонним, антидиалектическим материализмом. Как от мечал Ленин, старый материализм был Ма териализмом незавершенным, непоследова тельным. Правильно разрешая основной во прос философии, признавая первичность материн по отношению к мышлению, старые материалисты не в состоянии были усвоить диалектический взгляд на мир. Что касается идеалистических философ ских учений до Маркса, которые обраща лись к рассмотрению вопросов диалектики, то они извращали ее, отрывали ее от жизни в делали непригодной для научного овладения действительностью. Ярким при мером этому является Гегель. Гегелевский диалектический метод построен на ложней, идеалистической основе, его пороки были обусловлены реакционной, идеалистической системой Гегеля. Являясь аристократической реакцией на французский материализм и французскую революцию, гегелевская идеа листическая философия извратила и затем нила диалектику; исказив и мисти фицировав диалектику, Гегель направил ее на защиту и оправдание существовавших в Пруссии реакционных, полуфеодальных по рядков. Одним из самых крупных недостат ков гегелевской диалектики было то, что она была обращена исключительно в прош лое. Пока Гегель рассматривал прошлое, он признавал движение вперед, поступатель ное развитие, смену устаревших форм но выми, более высокими формами, но как? только доходил до современной ему эпохи, он изменял диалектике и, как матсфмзик, твердил, что дальнейшее развитие невоз можно. Как отмечал Энгельс, «гегелевский метод в его имевшейся налицо форме был совершенно непригоден». Хотя философия в своем длительном' раз витии накопила богатый опыт теоретиче ского мышления, все же до Маркса филосо фии, как подлинной науки, еще не суще ствовало. Товарищ Жданов отмечает, что «с Маркса начинается совершенно новый период истории философии, впервые став шей наукой» (А. Жданов, журнал «Вопро сы философии», М 1, 1947 г., стр, 259). Возникнув на основе обобщения всего ис торического развития человеческого мыш ления и общественной практики, опыта ра бочего движения, марксизм впервые в исто рии создал подлинно научную философскую теорию, правильно отражающую наиболее общие законы развития об’ективного ми ра-природы и общества. Именно марксизм произвел переворот в философии, превратив ее в науку. Основоположники диалектического мате риализма подняли материализм на высшую ступень. Марксистский философский мате риализм подставляет собой единственно последовательную и до конца научную фор му материализма. Основоположники коммунистического ми ровоззрения создали новый метод позна ния — материалистическую диалектику. Только в философии марксизма диалек тика, поставленная на прочную базу мате риализма, впервые стала под.! инной нау кой, верно отражающей основные законы развития природы, общества и человече ского мышления. Единство' диалектического подхода к яв лениям действительности и материалисти ческого их истолкования имеет исключи тельно важное значение при решении ко ренных вопросов теории познания. Марксизм создал философию диалектиче ского материализма, которая отличается своей целостностью и стройностью. Ленин, характеризуя диалектический материализм, отмечает, что «в этой философии марксизма, вылитой из одного куска стали, нельзя вы нуть ни одной основной посылки, ни одной существенной частя, не отходя от об’ектив- ной истины» (Соч., т. X III, стр. 267). В марксистско-ленинском мировоззрении диа лектика и материализм предполагают друг друга, он» органически взаимосвязаны. Товарищ Сталин постоянно указывает на единство научного революционного ме тода и научной революционной теории как на одну из отличительных особенностей мировоззрения нашей партии. В своем произведении «Анархизм или социализм?» товарищ Сталин, характеризуя философ скую систему марксизма — диалектичес кий материализм, — пишет: «Почему эта система называется диалек тическим материализмом? Потому, что метод ее— диалектический, а теория— материалистическая» (Соч.,т. 1, стр. 298). В работе «О диалектическом и историче ском материализме» товарищ Сталин, разви вая дальше то определение диалектического материализма, которое было дано им в про изведении «Анархиям или социализм?», вновь подчеркивает единство метода и тео- воззренав: «Оно называется диалектическим материализмом потому, что его подход в яв лениям природы, его метод изучения явле ний природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его пони мание явлений природы, его теория— материалистической» («Вопросы лениниз ма», стр. 535). Единство научного метода и научной те ории в марксистском мировоззрении делает его несравненным оружием познания и из менения мира Поэтому агентура буржуазии в рабочем классе, борясь против марксизма, стреми лась ликвидировать его мировоззрение. Оп портунисты повели яростную атаку на диа лектику, подменяя диалектический мате риализм вульгарным материализмом. Мно гие ревизионисты и перерожденцы прямо отказывались и от материализма и целиком становились на позиции идеализма. Злей _дше враги марксизма— Бернштейн, Каут ский, Гилъфердянг, Реннер, Отто Бауэр и прочие — вели непримиримую борьбу против диалектики и в то же время фаль еифицировали материализм. Они подменяли философский материализм Маркса то не окантианством, то махизмом, а марксист' скую диалектику лживо отождествляли < гегелевской диалектикой, подменяли марк систско-диалектический метод вульгарной теорией эволюции Классовый смысл яростных нападок ре>- визионистов на диалектический материа лизм совершенно очевиден. Атаки на мате риализм и диалектику понадобились оппор тунистам для того, чтобы ликвидировать диалектический материализм как самое пе редовое, единственно научное мировоззре ние, как оружие рабочего класса в его борьбе за свое освобождение, и чтобы тем самым идейно поддержать господство бур жуазии. Б борьбе против международного оппор тунизма и многочисленных других явных и скрытых врагов марксизма Ланин и Сталин защитили и всесторонне развили диалектический материализм — философ скую основу марксизма. Единство диалектического метода и мате риалистической теории Ленин и Сталин отстаивали в борьбе с «экономизмом» и меньшевизмом. Меньшевики пытались подменить диа лектику софистикой. Отказ меньшевиков от диалектики был связан с отрицанием революционной борьбы против капитализ ма, с проповедью реформизма, примирения интересов пролетариата и буржуазии. На примере меньшевиков ясно видно, как из мена диалектике вела к отходу и от мате риализма. Пускаясь в мертвые абстракции, оторванные от конкретной действительнос ти, меньшевики становились на путь про извольного, идеалистического толкования фактов. Развивая марксистский диалектический метод, Ленин и Сталин защищали и разви вали и марксистский философский материа лизм. ИЗ борьбе против махизма Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокри тицизм», опираясь на обобщение успехов новейшего естествознания, развил, обога тил, поднял на высшую ступень философ ский материализм. Вместе с тем эта книга является блестящим образцом защиты ма териалистической диалектики. Книга «Ма- териализм и эмпириокритицизм»— класси ческий образец примензния диалектики к теории познания. В борьбе за единство марксистского диалектического метода и философского ма териализма имеет большое значение работа товарища Сталина «Анархизм или социа лизм?», созданная в борьбе с анархистами. В этом произведении дано всестороннее обоснование марксизма каж единого, строй ного учения, вез составные части которого неразрывно связаны между собой. В борьбе с анархиста-мп товарищ Сталин отстоял марксистский диалектический ме тод и чистоту марксистского философского материализма. Обосновывая научный взгляд на мир, товарищ Сталин ведет борьбу против мета физики, как ненаучного метода познания и против идеализма, как антинаучной теории истолкования явлений. Он показы вает несостоятельность не только метафи зиков, которые отрицают развитие, но и идеалистов, которые говорят, что природе и общественной жизни предшествовала «ми ровая идея», которая потом легла в осно ву их развития. После Октябрьской революции товарищ Сталин, руководя борьбой партии по раз грому вражеских группировок, по изобли чению их политики предательства п изме ны, направлял партию и на непримиримую борьбу за чистоту теоретических, мировоз зренческих основ большевизма. В области философии партия в эти годы вела борьбу на два Фронта — против механицизма и против меньшевиствующего идеализма. Злейшие враги советского народа, буха- ринцы, стремились ликвидировать марксист скую диалектику и заменить ее механи стической «теорией равновесия». Они от вергали диалектику, искажали марксист ский философский материализм. Ревизия механистами марксистской философии бы ла связана с их предательской политикой: буржуазная механистичзская теория рав новесия стала «теоретической» основой для правых реставраторов капитализма, для их контрреволюционной программы реставра ции капитализма в нашей стране. Исчер пывающую, сокрушительную критику ан тимарксистской, предательской, контрре волюционной «теории равновесия» дал товарищ Сталин в своей исторической речи на конференции аграрников-марксис- тов. Что касается меньшевиствующах идеа листов, то они извращали марксистскую диалектику на гегелевский, идеалистаче ский лад, пытались оторвать диалектику от материалистической теории. М&териаль иую Действительность они изображали как некий нематериальный синтез пространст ва и времени, как абстрактную «сововуп иость опосредований отношений и связей» место движущейся материи у них заняло «движущееся движение». Меныневиству ющий идеализм стремился расшатать мате риалистические основы марксизма, отвлечь партию от революционной практики социа листического строительства. Меныпевист вующий идеализм служил одним из «идей ных» источников контрреволюционного троцкизма, добивавшегося реставрации ка питализма в нашей стране. Товарищ Сталин вскрыл буржуазно-меньшевистскую природу этой попытки ревизии философии марксизма, показал ее враждебность тео ретическим основам марксизма-ленинизма. Партия большевиков побеждала и по беждает потому, что всегда охраняла чис тоту ^ незапятнанность своего идейного знамени, бёспощадно разоблачала и разби вала все попытки врагов извратить марк сизм-ленинизм, подорвать его философские основы. * * * Единство диалектического метода и ма териалистической теории находит свое высшее выражение в практической дея тельности большевистской партии* Диа лектический материализм есть теоретичес кий фундамент практической деятельности ношей партии. Все свои программные, '•тратегические и тактические задачи пар тия Ленина — Сталина всегда решала и решает в соответствии с основными поло жениями диалектического и исторического материализма. Партия всегда была и остается венной материалистическому пониманию и истол кованию явлений и диалектическому к ним подходу. Партия большевиков исходит а* материалистического анализа исторически данной обстановки, из трезвого учета ре альных сил и возможностей, причем самая реальность исследуется с точки зреиия развития зреющих в ней тенденций и воз можностей. Поэтому партия в своей дея тельности всегда была свободна как от волюнтаризма, оторванного от реальной почвы и неизбежно открывающего двери политическому авантюризму, так и от фа- талистически-созерцатедьного отношения к действительности, неизбежно ведущего к тому, что политика плетется в хвосте собы тий. , ! Единство диалектического подхода к яв лениям и материалистического истолкова ния их, осуществляемого в практической деятзльности партии, находит свое яркое выражение в принципе большевистской конкретности. Требование конкретного подхода в науч ным и политическим вопросам есть прежде всего трзбование исходить из живой жиз ни при решении этих вопросов. «Марксист должен учитывать живую жизнь, точные факты действительности» (Ленин, Соч., т. XX, стр. 101). Или, как говорит товарищ Сталин; «Жизнь нужно рассматривать именно такой, какова она в действитель ности». (Соч., т. 1, ■стр. 298). Научный материалистический характер политики большевистской партии состоит в ее трезвом реализме, в об’ективно прове ренном учете соотношений классов, в точ ном учете особенностей каждого историче ского момента. Конкретность, трезвый учет исторических условий, материалистический подход к явлениям дают партаи Ленина — Сталина колоссальные преимущества по сравнению с буржуазными партиями. Марксистское требование конкретности включает в себя требование не только ма териалистического истолкования, об’ясне- ния явлений, но и диалектического подхо да к ним. Задача состоит не в том, чтобы просто фотографировать многообразие яв лений, а в том, чтобы посредством диалек тического метода открыть закон развития этих явлений, видеть, куда развиваются события. У Ленина и Сталина, как и у Маркса и Энгельса, требование конкретного рассмот рения предмета отождествляется с требова нием диалектического подхода к нему. Ленин называет «конкретный анализ кон кретной ситуации» тем, «в чем самая суть, в чем живая душа марксизма» (Соч., т., XXV, стр. 292). Чтобы наши знания были конкретными, необходимо всестороннее рассмотрение ли шний, Каждому предмету свойственно мно жество сторон, -свойств и отношений. Ста- ш быть, для того, чтобы составить копк- 1>етное знание о предмете, необходимо изу чать его в единстве и взаимосвязи всех сторон, в его целостности, а не ограничи ваться отдельными, произвольно выхвачен ными моментами и сторонами этого пред мета. «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования» (Ленин, Соч., т. XXVI, стр. 134). Ленин и Сталин учат, что для обоснова ния стратегических и тактических задач партии требуется всестороннее знание не только общих законов исторического про цесса, но также и конкретных условий момента. Надо видеть главное, решающее в обстановке, по вместе с тем не упускать из виду также частности. Каждый историчес кий этап, каждое явление имеют свои осо бенности. Учет конкретного своеобразия обстановки, уменье распознавать своеобра зие новых этапов в развитии служат на учной основой стратегии и тактики пар тии Ленина-—Сталина. Диалектико-материалистический подход обеспечивает возможность глубоко осмыс ливать всю сложность действительности, трезво оценивать не только свои силы, но и силы врагов, владеть всем богатством форм революционной деятельности, использовать все реальные возможности для победы. Рассмотрение общественной жизни в ее диалектическом движении создает для на шей партии возможность умелого примене,- нпя и использования различных форм борь бы масс при неизменном соблюдении принципиальных основ политической ли нии. Ленин, поясняя положение Маркса, что задача науки— дать народу истинный лозунг борьбы, писал': «Лозунг борьбы» нельзя дать, не изучая со всей подробно стью каждую отдельную форму этой борьбы, не следя за каждым шагом ее, прп ее пе реходе из одной формы в другую, чтобы уметь в каждый данный момент определить положение, не упуская из виду общего ха рактера борьбы, общей цели ее— полного и окончательного уничтожения всякой эксплуатации и всякого угнетения» (Соч., т. 1, стр. 309, 4-з изд.). Марксистский диалектический метод вос стает против косности и застоя мышления, против превращения понятий в мертвые догмы, против их канонизации. Марксист ский диалектический метод неразрывно связан с материалистической теорией и рассматривает мышление как отражение вечно движущегося и изменяющегося бы тия. Классики марксизма-ленинизма не раз подчеркивали, что марксизм — не догма, а руководство к революционному действию. Единство диалектики и материализма получает свое яркое выражение в том ре шении проблемы объективных и суб’ек- тивных факторов общественного развития, какое дано в политике нашей партии. Гарантией Успешной практической дея тельности, учит товарищ Сталин, является учет об’ективных условий, учет потребно стей развития материальной жизни общест ва. Если бы в самой действительности не была заключена возможность тех#или иных изменений, то никакая активная практиче ская деятельность не могла бы привести к осуществлению этих изменений. Но именно от революционной практики, отвечающей об’ективным тенденциям исто рического развития, зависит превращение возможностей в действительность. Поэтому для диалектического материализма недо статочно признать наличие об’ективных факторов как условий успешной практиче ской деятельности. Необходимо еще пра вильное понимание огромной роли суб’ек- тивного фактора в историческом процессе. 'Суб’ективный фактор играет решающую роль в превращении возможности в дей ствительность. «Победа, говорит товарищ Сталин, — никогда не приходит сама, ее обычно притаскивают». Политика марксистско-ленинской партии и советского государства, учитывающая об’ектнвные возможности и осуществляемая на основе познания законов общественно экономического развития, составляет жиз ненную основу нашего движения в комму низму. Преимуществом социалистической системы хозяйства перед капиталистиче ской является то, что присущие ей законы действуют не как стихийная сила, господ ствующая иад волей людей, а как сила по знанная, сознательно используемая и при меняемая в практике социалистического общества. Экономические законы социализ ма осуществляются через попитнку партии советского государства. Политика партии советского государства есть подлинно научная политика, которая строится на лубоком понимании экономических зако нов социализма. В СССР впервые в челове ческой истории через политику осушеств- тяется плановое руководство многомил- шонными массами в их разносторонней деятельности в масштабе огромной страны. В этих условиях сознательность и орга низованность масс, их воля к победе ком мунизма выдвигаются на первый план. В >тих условиях революционная практика становится решающей исторической силой. Советский народ под руководством пар тии Ленина—Сталина создает объективные условия ддя своей дальнейшей работы. Советское общество достигло такой сту пени исторического развития, когда роль сознания как фактора дальнейшего движе ния вперед неизмеримо возрастает. Социа листическое сознание ускоряет движение вперед советского общества, умножает источники его силы и могущества. Социалистический строй, нри котором суп’ективный фактор приобрел особое зна чение, пред’являет высокие требования к идейности строителей коммунистического общества. Весь исторический опыт большевизма по казывает, что именно преданность идеям партии была источником массового героизма и самопожертвования советского народа, ко торый Преобразовал наше общество, постро ил социализм и разгромом фашизма спас мировую цивилизацию. Говоря об идейном достоянии ленинской партии, товарищ Сталин указывал-' «Из всех достояний, име ющихся у нашей партии, самым важным и цепным достоянием является ее идейное до стояние, ее идейный багаж, ее принципи альная линия, ее революционные перспек тивы». Партия, как зеницу ока, оберегает идей ное богатство большевизма. В этом идейном богатстве гранитной основой является миро воззрение нашей партии— диалектический материализм, который, будучи единством научной теории и научного метода, пред ставляет незаменимое оружие для научного познания и революционного действия. М. ЛЕОНОВ. Успешно работает на озимом севе * „ - ------ - — в колхозе «Красный путйловеп» Чигольсгшго района, тракторист Долгов В, Г. Вместе с сеяльщиком Чя- битовым М. В. они засевают по 20 гектаров в день. Фото Д. Тищенко. * ☆ План сева выполнен АРХАНГЕЛЬСКОЕ (по телеграфу). — Совхоз «Новая жизнь» ! “ "?ЛНИЛ ПЛЗН озимого сева- Сев проведен по черному и апрель- " зница посеяна перекрестным Директор совхоза ИЛЬИН. с ком у удобренным парам . Пш еница способом. Грубые нарушения агротехники ряде колхозов Панинского рай она на осеннем севе допускаются грубейшие нарушения агротехники. Особенно тревожное положение соз далось в сельхозартели им. Шевчен ко, Георгиевского сельсовета. Рожь здесь сеют по парам, сильно заросшим сорняками. На сошниках сеялки собирается много травы вме сте с землей и вследствие этого за делка «семян проходит неравномерно, не на установленною глубину. Много зерна остается на поверхности. Се яльщик т. Фурса вынужден поминут но останавливать трактор, чтобы очи стить сошники от сорняков. Поэтому тракторист т. Кобзев за два дня за сеял всего лишь 13 гектаров. Плохая обработка паров не только задерживает сев, но и снижает уро жайность. Это мало беспокоит пред седателя колхоза т. Каврасского. Хуже того, он распорядился сеять рожь плохо очищенными и не про-" веренными на всхожесть семенами, причем Норма высева не установ лена. По засоренной почве и не подго товленными семенами сеют озимые также в колхозах им. Крупской, «Красное знамя» п других. Такие факты стали, возможными потому, что контроль за качеством сева со стороны районного отдела сельского хозяйства и агрономов МТС отсутствует. Сплошь и рядом звеньевые не участвуют в севе, они заняты на других работах. Участки под озимые культуры звеньям все еще не выде лены Панпнский район отстает с севом, график срывается изо дня в день. Из 40 тракторов, намеченных графиком, Тулииовская и Перелешинская МТС выделили на эту работу только 8. Директоры МТС тт. Козлов и Шмигь- ко проявляют поразительную беспеч ность. А на живом тягле ведут сев лишь в нескольких колхозах. Удивительно спокойно относятся к этому в райисполкоме. Здесь ограни чились тем, что вынесли решение о развертывании сева, указали срок завершения его. Ежедневных заданий для колхозов и МТС райисполком не установил. Райисполком должен немедленно и решительно исправить свои ошибки, могущие пагубно сказаться на уро жае будущего года. М. ИГНАТОВ, $сб. корр. «Коммуны». Заканчиваем сев озимых Наш колхоз успешно справился с уборкой урожая и уже завершает хлебопоставки. Вместе с тем боль шое внимание мы уделяем озимому севу. Давно посеяна рожь на пло щади 152 гектара. Семена были тщательно отсортированы, пары в течение лета содержались в чистом и рыхлом состоянии. Каждый день тракторист Матвей Торубаров на севе значительно пе ревыполнял задания. Опытный се яльщик Ф. И. Нагайцев не допускал огрехов, внимательно следил за тем. заделыва- ПОЯ'ЕИЛИСЬ чтобы семена правильно лись. На всей площади ровные и густые всходы ржи, они хорошо развиваются. Сейчас у нас заканчивается сев озимой пшенины. Как только колхоз выполнит план хлебопоставок, все живое тягло бу дет переключено на вспапгку зяби. Эту работу мы рассчитываем закон чить к 10 октября. М. ПАНЬШИН, председатель колхоза им. Федосеенко, Острогожского района. Н А К А Н У Н Е У Б О Р К И С А Х А Р Н О Й С В Е К Л Ы В поисках свеклоподъемников В этом году свекловичницы Байчуров- ского района вырастили богатый урожай сахарной свеклы. По 250— 300 цента зров с гектара собираются получить со своих свекловичных плантаций сельхозартели им. Калинина, им. 18-го партс’езда, им. К. Маркса и другие. А многие звенья вы растили по 400 центнеров свеклы на каж дом гектаре. Скоро начнется уборка сахарной свек лы. Однако подготовка к этому Важнейше му делу в районе не организована. Директор Макашевской МТС т. Ревунков только сейчас вспомнил, что пора начи нать ремонтировать свеклопод’емники. В МТС пх числится три, но на усадьбе ни одного не оказалось. — Куда же делись свеклопод’емиики?— спрашивал т. Ревунков. Выли организова ны спешные розыски пропавших свекло- под’емников. Наконец, один был обнару жен в бурьяне за мастерскими МТС, вто рой — на поле колхоза им. Калинина. По иски третьего пока еще *нз увенчались успехом, Не проявляют заботы о подготовке к убор \ш сахарной свеклы и многие предсе- Д‘1тер[ колхозов. В колхозах не готовятся меринцы, ножи. Особзнно большую тревогу вызывает отсутствие в колхозах копачей. Ведь без них невозможна уборка сахарной свеклы. Многие председатели колхозов, тем не мензе, не позаботились об изготовлений копачей. — Пет подходящего металла, — заяв ляет председатель колхоза им. 18-го парт- с’езДа т. Колчев. А в этом же колхозе работает кузнзц Григорий Васильевич Тарасов. В 1945 го ду он с успехом изготовлял копачи из ста рых лемехов. Значит, есть и специалисты. Нет только инициативных руководителей, которые бы организовали это дело. И. ЛАРИН, соб. копп. «Коммуны». В С Е Г О Т О В О ВЕРХНЯЯ ХАВА. — Колхозники сель хозартели «Новая деревня» вырастили хо роший урожай сахарной свеклы. По пред варительным подсчетам, в среднем с гекта ра будет собрано по 200 центнеров, а на участках звеньевых Анны Харитоновны п Анны Трофимовны Лебедевых — по 800 пептнеров. Колхозники, завершив уборку зерновых, дружно готовятся к копке свеклы. Звенья и бригады полцоетыо обеспечены убороч ным инвентарем — ножами, вилами, ко-, пачами. Согласно рабочему плану, в поле выйдет 180 колхозников. Подписывая письмо великому Сталину, колхозники сельхозартели взяли на себя обязательство убрать свеклу к 10 октяб ря, не допустив при этом потерь и порчи корней. Нет сомнения, что слово свое они сдержат, как сдержали в борьбе за хлеб. Сейчас в колхозе заканчивается подго товка повозок для Перевозки свеклы па приемочный пункт. Хорошая свекла выращена в колхозе «Вторая пятилетка». Средний вес одного корна по данным на 25 августа достигает здесь 300 граммов, а на участке колхоз ника т. Стрельникова— 150 граммов. В этой артели также вое подготовлено в уборке.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz