Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)
I К О М М У Н А 3 АВГУСТА 1917 г., № 152 (5166) ВОЗДУШНОГОФЛОТА —ане Всесоюзный день авиации — традици онный праздник, советскою народа, уста новленный в 1933 году. Большевистская партия, советское правительство, товарищ Сталии всегда уделяли огромное внимание делу развития авиации, делу воспитания бесстрашных и умелых летчиков. Под ру ководством большевистской партии совет ский народ превратил нашу страну в мо гучую авиационную державу, создал перво классную авиационную промышленность, воспитал кадры замечательных конструк торов и летчиков. Еще до революции наш народ выдвинул целую плеяду выдающихся летчиков, пио неров авиации. Достаточно назвать Уточ кина, Нестерова, Вдовенко. Русские уче ные, работавшие в области воздухоплава ния, шли впереди ученых Запада. Гени альный русский ученый К. Э. Циолковский явился родоначальником теории реактивно го движения, которая лежит теперь в ос нове реактивной техники. Отец русской авиации Н. Е. Жуковский создал теорети ческие основы современной авиации. На конец, С. А. Чаплыгин заложил основы современной аэродинамики. Однако, царизм сковывал творческие силы народа. Только после победы Вели кой Октябрьской революции появились реальные возможности для действительного развития отечественной авиации, опираю щейся на мощную индустриальную базу. Вожди трудящихся масс Владимир Ильич Ленин и Иосиф Виссарионович Сталин в первые годы существования советского государства заложили основы нашего могу щества в воздухе. По инициативе В. И. Ленина еще в период гражданской войны был основан Центральный Аэрогидродина- мический институт (ЦАГИ), Московский авиатехникум, из которого позднее вырос ла Военно-Воздушная академия имени Н. Е. Жуковского. На фронтах граждан ской войны товарищ Сталин создавал и растил кадры первых отрядов военно- воздушных СИЛ.' Осуществляя политику индустриализа ции, большевистская партия всемерно у к репляла экономическое и оборонное могу щество нашего государства. В 1933 году, подводя итоги первой пятилетки, которая превратила нашу страну из аграрной , в индустриальную, товарищ Сталин смог за явить о создании авиационной промыш ленности. Одновременно большевистская партия с неустанной заботой растила и воспитывала кадры способных, знающих дело летчиков и авиаспециалистов. Упорно овладевая мастерством, наши летчики еще до Великой Отечественной войны геройскими иодвигами прославили свою Родину. Весь мир облетело имя вели кого летчика нашей эпохи Валерия Чкало ва, который в содружестве с Байдуковым и Беляковым впервые в истории авиации совершил перелет через Северный полюс в ! Америку. Громов, Коккинаки, Серов, По лина Осипенко, Раскова и десятки других | выдающихся летчиков вписали яркие страницы в историю нашей авиации. 62 международных рекорда по самолетам, пла нерам и моделям принадлежали перед вой ной Советскому Союзу! Вдохновителем и организатором этих успехов была наша большевистская пар тия, товарищ Сталин. Наш народ называет свою авиацию сталинской, а своих летчи ков — сталинскими соколами. Товарищ Сталин воспитал талантливых советских авиаконструкторов — Поликарпова, Пет- лякова. Яковлева, Ильюшина, Туполева, Лавочкина, Никулина и других создателей нашей передовой авиационной техники. Мощь сталинской авиации со всей, си лой проявилась в Великой Отечественной войне. В момент вероломного нападения на Советский Союз фашистская Германия располагала многочисленной армией, :к М арш ал авиации К%ВЕРШИНИН. ★ ' к имевшей первоклассное вооружение и в том числе около 19.500 самолетов. Фашистская авиация одержала лег кие победы в Польше, Франции, Бельгии, Голландии. О такой же легкостью немцы надеялись завоевать господство и в со ветском небе. По ераг жестоко просчитал ся. В боях за Москву немцы имели внача ле болео чем двойное количественное пре восходство в воздухе. Несмотря на это, наша авиация успешю вытеснила враже ские самолеты с поля боя, справилась с задачей прикрытия столицы от ударов с воздуха, помогла наземным войскам от бросить врага на запад и уже в го время похоронила' миф о «непобедимости» гитле ровских стервятников. Неувядаемой славой покрыли себя совет ские летчики в исторической битве под Ленинградом. В тяжелые дни вражеской блокады они создали непроходимый воз душный заслон й спасли город Ленина от дневных налетов врага. Под Сталинградом немцы сосредоточили половину всех своих воздушных сил, на ходившихся на советско-германском фрон те. Вначале численное превосходство нем цев было подавляющим. Однако и здерь гитлеровцы не смогли завоевать господство в воздухе. Только за оборонительный пери од Сталинградской битвы было уничтоже но до 1000 немецких самолетов. К началу перехода советских войск в решительное наступление под Сталинградом наша авиа ция вырвала у немцев инициативу. Соеди нения «Лавочкиных», «Яковлевых», «Иль юшиных», хорошо оснащенные радиосред ствами оповещения, громили врага наверня ка, лишая его всех преимуществ в воздухе. Беззаветная отвага летчиков, сочетаемая с боевым мастерством, позволила разгромить немецкую авиацию под Сталинградом, а за тем блестяще осуществить воздушную бло каду окруженных немецких армий. В небе над Кубанью немецкая авиация, сосредоточив здесь до 2 тысяч самолетов, безуспешно пыталась взять реванш за свои зимние поражения. В течение двух месяцев весною 1943 года над Кубанью ежедневно происходило по сто и более воз душных боев. В итоге враг потерпел новое поражение, понес невосполнимые потери, после которых он не мог уже оправиться. Начипая с этого времени и вплоть до кон ца войны, наша авиация прочно держала завоеванное господство в воздухе. Воздушные сражения над Орловско-Кур ской дугой подтвердили силу нашел авиа ции. Гитлеровпы сосредоточили в районе Белгорода и Орла до 4 тысяч машин, и все же немецкая авиация сказалась не в состоянии противостоять ударам паших самолетов. В этой битве было уничтожено 1 500 самолетов врага. В развернувшихся летом 1941 года на ступательных операциях наша авиация обеспечивала Советской Армии неуклонное продвижение на запад. В битве за Днепр, в боях за освобождение Советской Белорус сии и Советской Украины, во многих опе рациях, осуществленных нашей армией, Военно-Воздушные Силы блестяще приме няли массированные удары по врагу. Еще больший размах приобрели боевые действия советской авиации в период боов над территорией Германии. Только за два дня Кенигсбергской операции советские летчики совершили свыше 10 тысяч са молетовылетов, сбросив на укрепления Ке нигсберга около 5 миллионов килограммов бомб. Историческая берлинская битва явилась завершающим этапом боевой деятельности советской авиации в борьбе с германскими захватчиками. В этой битве советские лет чики совершили до 70 тысяч боевых вы летов. Несмотря на отчаянное сопротивле ние врага, наша авиация полностью пода вила вражескую авиацию. После разгрома под Берлином фашистская Германия капитулировала. Угроза военного нападения на западе была ликвидирована. I Но на востоке еще оставался очаг агрес- ! сии — империалистическая Япония. Что- ! бы ускорить окончание войны, Советский Союз вступил в войну о Японией. Значительную роль в этой борьбе сыгра ли наши Военно-Воздушные Силы. В пер вый же день боевых действий, 9 августа 1945 года, советские летчики совершили 2 тысячи самолетовылетов. Быстрота за хвата многих важных пунктов — Гири на, Харбина, Мукдена, Дальней), Порт- Артура и ряда других городов — была обеспечена нашими воздушными десанта ми. Советский народ высоко оценил заслугу своих сталинских соколов. За героизм, от вагу и боевое мастерство во время войны были присвоены боевыз наименования двум третям всех авиачастей ВВС. Советское правительство за боевыз за слуги наградило орденами и медалями бо лее 190 тысяч авиаторов; более чем двум тысячам летчиков присвоено звание Героя Советского Союза. Почетное место среди героев воздушных боев занимают трижды Герой Советского Союза полковник Покрыш кин, участвовавший в 137 воздушных бо ях и сбивший лично 59 фашистских само летов, и майор Кожедуб — участник 120 воздушных боев, лично уничтоживший 62 самолета противника. Своими успехами Военно-Воздушные Си лы обязаны вдохновителю и организатору побед советского народа - великому Сталину. Товарищ Сталин всесторонне раз работал вопрос о месте и роли авиации в составе армии п основы оперативно-такти ческого использования ее в современной войне. В самые трудные периоды войны товарищ Сталин по-отечески заботился о нуждах и быте летчиков, штурманов, воз душных стрелков, инженеров, техников и механиков. По личному указанию товарища Сталина были установлены специальные правила поощрения отличившихся боевых экипажей. Большое внимание товарищ Сталин уде лял и авиационной промышленности. Ои непосредственно руководил работой совет ских авиаконструкторов и директоров авиа заводов, помогая им советом и делом. Под руководством товарища Сталина, заботливо поддерживаемая всем советским народом, советская авиация вышла из тя желой войны еще более могучей и сильной, непрерывно совершенствующей боевое ма етерство и выучку своих кадров. В мирных условиях перед советской авиа цией, как и всей армией, встали новые ответственные задачи — бдительно охра нять завоеванный мир и созидательный труд советского народа, быть надежной опо рой интересов Советского Союза. Советский народ, правительство, ком мунистическая партия, товарищ Сталин хотят видеть нашу авиацию еще более могучей. Священный долг советских авиа торов — оправдать доверие Родины, воз величить ее славу новыми достижениями. I 4 ! § I Я V - :$у.;С ■ ■ . X Чч'.-"4- ИС ТРЕБИ ТЕЛИ Раннее утро на аэродроме свежо и проз рачно. Изредка из дальнего перелеска нале тает ветерок, и с листьев пожухлой июль ской травы падают на землю полновесные, искрящиеся в косых солнечных лучах капли росы. Большое летное поле безлюдно. По вот с урчаньем подходит первая авто машина и с нее легко спрыгивают загоре лые крепыши в синих комбинезонах, в шлемах с белыми шелковыми подшлемни ками, в пилотках. Начинается кипучая деятельность. Сня ты чехлы с моторов, выстроенных в ли нию самолетов. Техники и мотористы го товят машины к полетам. Воздух напол няется голосами, слышны слова команд. На старте возле авиационного флага появ ляется стол, к нему подходот командир эскадрильи капитан Казаков. Курсанты его эскадрильи собираются возле инструкторов, командиров звеньев. — Ваша задача? — спрашивает лей тенант Звонков курсанта Цивелева. — Прикрывать ведущего во время ата ки, уничтожить противника, нападающего на ведущего Офицер, выпускающий самолеты в воз дух, дает команду по радио. Мощный рев моторов глушит все вокруг, тучи пыли вздымаются за хвостами истребителей, вы руливающих на старт. Взвивается первая пара. Впереди капитан Казаков, за ним курсант Корняков с инструктором. Изящ ные и тонкие машины мгновенье находятся в поле нашего зрения и исчезают, как бы растворившись в голубом просторе. Тогда с земли так жр стремительно отрываетея следующая пара- лейтенант Звонков и сопровождаемый инструктором курсант По велев. Они идут на поиск «противника». Ибо главная задача советского летчика- истребителя не ждать, а найти врага. Ка кое-то время небо пусто. И вдруг почта одновременно появляются обе пары. Само леты, идущие со стороны солнца, стреми тельно приближаются. Они бросились в атаку. Момент самой атаки так мал, что только краем глаза успеваешь зафиксиро вать действия находящихся в воздухе' со шлись первые самолеты, один из них от валил в сторону, применив фигуру высше го пилотажа, и так же стремительно ра зошлись оба ведомых. Высокий, подтянутый подполковник Ано хов, под’ехавший на аэродром, одобритель но кивнул головой... То, что с земли казалось красивыми и слаженными упражнениями, на самом деле было (если бы это случилась в Сею) смер тельной решающей -лнадчой. О страшным мускульным напряжением, с холодным вни манием и трезвым расчетом, с неистреби мым желанием уничтожить противника сближается для атаки советский летчик. К бою. который длится буквально считан ные секунды, долго и сложно готовится истребитель. Победе в воздухе предше ствует длительная подготовка ее на земле. * * * При входе в штаб Борисоглебского орде на Лепина Краснознаменного училища лет чиков имени В. П. Чкалова на вас при стально смотрит с портрета коренастый, широкоплечий человек в желтой кожанке. Это великий советский летчик, именем которого названо училище. И вспоминаются его слова- «Победителем в воздушном бою при прочих равных условиях окажется тот летчик, который лучше овладеет само летом, который способен взять от машины все, что она может дать». В Воронежском аэропорту, заправка самолета бензином. Фото С. Антюфеева. Б а л л а д а о п и л о т е На трассе воздушной — большой самолет. Ведет его славный гражданский пилот. В Москву пассажиры л машине летят, Беседуют мирно, на *емлю глядят. .. мйд ! И знают они, что машину ведет Им всем по газетам известный пилот. _ Водил он не раз корабли и бомбил Переднюю линию, вражеский тыл. Его в Сталинграде видали не раз И даже в Воронеже был он у нас. * Горел в самолете, в больнице лежал, На штык, как шутили, машину сажал. Бомбил Кенигсберг, Ольденбург и Штеттин. Запомнит удары пилота Берлин. Геройскрй звездою украшена грудь. От Волги до Шпрее пролег его путь. Когда пехотинец брал штурмом рейхстаг И лез, чтоб поставить на куполе флаг,—■ Его охранял боевой самолет, Что вел этот славный гвардеец-пилот. ...Промчались года, и с победой домой Вернулся в свой город отважный герой. В другую машину—простой самолет — Зашел по привычке гражданский пилот. Он будет работать, как дрался в бою — О днях трудовых тоже песни поют. Сегодня труд мирный нам нужен вдвойне, Как подвиги смелых в боях на войне. Но если придут грозовые года. Он снова оденет погоны тогда. И вновь перейдет в боевой самолет — Летчик запаса—гвардеец-пилот. Он будет сражаться без страха в глазах, Чтоб Сталин спасибо пилоту сказал. Мих. ДОМОГАЦКИХ, У гражданских летчиков В народном хозяйстве нашей страны са молеты гражданского воздушного флота на ходят самое широкое применение. Борьба с вредителями полей я лесов, доставка почты и срочных грузов, перевозка пассажиров, транспортировка больных для оказания им срочной помощи— вот далеко не полный перечень работ, "выполняемых гражданской авиацией. Большую работу ведут и воронежские летчики гражданского воздушного флота. Они активно помогают труженикам полей в борьбе за высокий урожай. Весной при по’мощи самолетов производилась подкормка ржи минеральными удобрениями. Площадь посевов, где произведена подкормка, со ставляет 1 336 гектаров. Самолеты произ вели также опрыскивание садов на пло щади в 2 539 гектаров, опрыскивание са харной свеклы и других культур на площади около 4 тысяч гектаров. Отлич ных результатов в этой важной работе добились командир звена Р. Я. Перфильев, пилоты М. Г. Богданов, М. Г. Воронщиков. Борьба с такой тяжелой болезнью, как малярия, имеет государственное значение. На помощь медицинским работникам при ходят летчики. Они часто вылетают для опыления заболоченных мест против ли чинок малярийного комара. В нашей об ласти опыление производилось в районах Воронежа, Липецка, Новой Усмани, Лисок и Борисоглебска. За весну и лето опылено 25,5 тыс. гектаров. Пилоты И. Т. Пашков, Н. И. Головин, В. Д. Иванов много потру дились, выполняя это задание. Часто по утрам воронежцы слышат по радио об'явление: — Сегодня почтовые самолеты вылетают по всем направлениям. . Точно по расписанию крылатые поч тальоны доставляют в отдаленные районы области письма, газеты, журналы. Достав ка занимает 2— 3 часа «место 12— 3 дней обычным способом. ■ В любое время года, в самую неблаго приятную погоду, летают пилоты санитар ной авиации. Их долг— доставлять в отда ленные села и районы врачей, медикамен ты, консервированную кровь для перели вания, транспортировать в Воронеж боль ных, нуждающихся в срочных операциях.' В этом году летчики станции воздушной скорой помощи доставили в села для про ведения, консультаций и операций 843 вра ча, перевезли 422 больных. Лучшим лет чиком санитарного звена считается т. В. Я. Дмитриев. Он доставил на своем самолете 270 врачей, перевез в клиники Воронежа 120 больных. Добросовестная работа т. Дмитриева не раз отмечалась облздравотделом. В День Воздушного Флота СССР граж данские летчики дают слово еще лучше помогать народному хозяйству страны в выполнении задач послевоенной сталинской пятилетки. А. НИКОЛЕНКО. ЛИПЕЦК ПРАЗДНУЕТ ДЕНЬ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР ЛИПЕЦК (соб. корр. «Коммуны»). — Трудящиеся города с большим под’емом отмечают День Воздушного Флота СССР. На предприятиях и в учреждениях прошли торжественные собрания рабочих и слу жащих, агитаторы провели беседы о под вигах славных сталинских соколов в дни Великой Отечественной войны. С доклада ми выступали участники боев с немецко- фапгистскими захватчиками. На заводе «Свободный сокол» с воспо минаниями о штурме Берлина выступил мастер труболитейного цеха т. Углянский, имеющий 10 правительственных наград. С первых дней войны он защищал Роди ну — побывал на многих фронтах. Демоби лизовавшись из Советской Армии, т. У г лянский вернулся на родной завод. Из среды липчан вышло много знатных летчиков. Центральная городская библио тека организовала фотовыставку. В центре выставки — портреты Героев Советского Союза тт. Водопьянова, Мазурука и Литав- рина. НАГРАЖДЕНИЕ РАБОТНИКОВ ВОРОНЕЖСКОГО АЭРОПОРТА Истребитель в полете. Рис. худ. В. Кораблинова. Эти слова стали девизом училища. Чка лов учился здесь. Здесь он впервые сел на старый «фарман» — самолет, которого, теперь уже не увидишь, и лишь модель которого стоит в кабинете начальника учи лища гвардии генерала Иванова, также получившего летное образование я этих стенах. Но Чкалове кий дух, упорство, боля к победе витают над кубрпкамн курсантов, над классами, где проходят наземную под готовку будущие истребители. А она — эта подготовка длительна и трудна. Молодой человек, выбравший профес сию летчика, должен уметь предусмот реть ошибки на земле за классным столом, перед навигационными приборами, в ку цей. отделенной ог фюзеляж I кабине ист ребителя. К этому и сводятся дружные усилил всего преподавательского лепного и поли тического состава училища. Об от-'М п рас сказывал нам один гп лучших командиров звеньев фронтовик лейтенант Звонков. Война внесла нойранки в т а к т и к у под готовки летчиков-пстребителей. Коварству и наглости немецких ассой сталински? соколы противопоставили нерушимую бое вую дружбу, основанную на высоком мас терстве п гибкой тактике воздушного боя. Дружба эта — не только желание выру чить товарища, но в первую очередь уменье получить превосходство в бою. Из менились боевые порядки самолетов. Осно вой стали слетанные, действующие как единое целое, пары. В классах можно слышать стремитель ные разговоры: — Перешли в атаку, — говорит Звон ков. — Я прикрываю, — быстро отвечает курсант Зезюлько. — Вас атакуют, — продолжает в том же темпе лейтенант. —— Отражаю атаку и смотрю за веду щим. — Патрулируем! — Ходим строем фронта! Это идет наземный розыгрыш воздушно го поведения летчика. Превосходство в вы соте' и затем в скорости, внезапность ата ки достигаются и здесь за широкими ок нами аудитории, откуда даже не виден аэродром. Здесь начинается воспитание воли, спокойствия, находчивости, выдерж ки. дерзости в бою. уменья нападать пер вым. Упорный труд на земле предшествует полету. Курсанты на собственном опыте знают, что не поняв задачу на земле, не За высокую производительность труда, хорошую трудовую дисциплину решением исполкома Облсовета депутатов трудящих ся награждена почетными грамотами Обл исполкома группа работников Воронежско го аэропорта Гражданского воздушного фло- выполнишь ее в небе. Вот, например, кур сант Зезюлько в первых полетах не мог выдержать заданной дистанции. При атаке он то сковывал ведущего, то удалялся от него, не выполняя задачи прикрытия. Пос ле длительных наземных тренировок, тща тельных разборов и показа инструктором в воздухе Зезюлько стал одним из лучших курсантов. Курсант старшина Кэстеряя слабо раз учил полет в классе. Он проиграл свобод ный одиночный бой с поиском «противни ка» и в воздухе. Набрав большую высоту, Коетерин не нашел «противника», пото му7 что забыл основное. Искать на до на малых высотах (как говорят летчи ки: сел в кабину, и начинай поиск). Тща тельному разбору подверглась .ошибка Кос- терина. На земле его поправили, заставили п^анализировать, много раз прорепетиро вали. Коетерин сейчас один из лучших курсантов, владеющих искусством сво бодного одиночного боя. Становится мастером пилот гровапия кур сант выпускник Цивелев. С помощью на стойчивой наземной тренировки, многих упражнений в классе постигает совершен ства в воздушных стрельбах слушатель лейтенант Никифоров. Все. о ком здесь оказано, находятся в «старшем классе»•' в полку боевого приме нения. Существование такого полка в учи лище также результат осмысливания опыта Отечественной войны. Выпущенные полком пилоты могут сесть в боевой самолет— истребитель любой марки и вести его на любое задание. Командует полком подпол ковник Анодов — старый летчик, в про шлом белорусский батрак, — олицетворение выдержки и силы характера. Итак, упорный, творческий труд на зем ле. глубокое осмысливание задач перед по летом, широкая инициатива в воздухе с та. В числе награжденных— тт. X. И. Нй; коленко, Д. А. Федорченко, П. П. Ткач; А. М. Акимов, Р. Я. Перфильев, И. С. Якименко, П. И. Баранов, В. И. Колосов и А. С. Булгаков. учетом всех неожвданностей скоротечного воздушного боя — основа учебы курсан тов. * * * Мы много знаем о труде нашей интелли генции, передовых рабочих, мастеров сель ского хозяйства. Мы знаем, ка к порою тя жел, как самоотвержен этот труд на благо Родины. Сыны рабочих и колхозников, профессоров и инженеров, выбравшие слав ную профессию летчиков-истребителей, ру ководствуются благородным примером близких* они систематическим трудом и прилежной учебой добиваются права стать полноценными защитниками Родины, ее воздушными рыцарями, ее бесстрашными соколами. Поиски нового -— вот Что характерно для молодежи училищ^ им. Чкалова. В планшете одного из курсантов, вернувше гося из полета, мы увидели вырезку из газеты «Роль ведомого в бою». Статья была испещрена пометками курсанта. При нас приземлился старшина Косте- пин, вернувшийся из полета по маршруту. После доклада офицеру он отошел заку рить к группе товарищей. Трудятся люди, — сказал пн, —- куда ни взглянешь, везде комбайны, жат ки. косари. Далеко видно с высоты... В душевных словах, з которых чувство валось глубокое уважение к труду колхоз ников, в мыслях о будущем — гулты-ть характера молодых советских офицеров, ко торых выпускает училище пм, В. П. Чка лова. И мы не сомневаемся в том. что мно гих тдз них при упорндм труде над собой ждет большое хоротпе? будущее. Тому пример — 200 Героев Советского Союза, бывших воспитанников школы, заслужив ших это звание в боях Отечественной вой ны. Тому пример — 50 генералов совет ской авиации, вышедших из стен училища.. , М. АМЕТИСТОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz