Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

I К О М М У Н А 3 АВГУСТА 1917 г., № 152 (5166) ВОЗДУШНОГОФЛОТА —ане Всесоюзный день авиации — традици­ онный праздник, советскою народа, уста­ новленный в 1933 году. Большевистская партия, советское правительство, товарищ Сталии всегда уделяли огромное внимание делу развития авиации, делу воспитания бесстрашных и умелых летчиков. Под ру­ ководством большевистской партии совет­ ский народ превратил нашу страну в мо­ гучую авиационную державу, создал перво­ классную авиационную промышленность, воспитал кадры замечательных конструк­ торов и летчиков. Еще до революции наш народ выдвинул целую плеяду выдающихся летчиков, пио­ неров авиации. Достаточно назвать Уточ­ кина, Нестерова, Вдовенко. Русские уче­ ные, работавшие в области воздухоплава­ ния, шли впереди ученых Запада. Гени­ альный русский ученый К. Э. Циолковский явился родоначальником теории реактивно­ го движения, которая лежит теперь в ос­ нове реактивной техники. Отец русской авиации Н. Е. Жуковский создал теорети­ ческие основы современной авиации. На­ конец, С. А. Чаплыгин заложил основы современной аэродинамики. Однако, царизм сковывал творческие силы народа. Только после победы Вели­ кой Октябрьской революции появились реальные возможности для действительного развития отечественной авиации, опираю­ щейся на мощную индустриальную базу. Вожди трудящихся масс Владимир Ильич Ленин и Иосиф Виссарионович Сталин в первые годы существования советского государства заложили основы нашего могу­ щества в воздухе. По инициативе В. И. Ленина еще в период гражданской войны был основан Центральный Аэрогидродина- мический институт (ЦАГИ), Московский авиатехникум, из которого позднее вырос­ ла Военно-Воздушная академия имени Н. Е. Жуковского. На фронтах граждан­ ской войны товарищ Сталин создавал и растил кадры первых отрядов военно- воздушных СИЛ.' Осуществляя политику индустриализа­ ции, большевистская партия всемерно у к ­ репляла экономическое и оборонное могу­ щество нашего государства. В 1933 году, подводя итоги первой пятилетки, которая превратила нашу страну из аграрной , в индустриальную, товарищ Сталин смог за­ явить о создании авиационной промыш­ ленности. Одновременно большевистская партия с неустанной заботой растила и воспитывала кадры способных, знающих дело летчиков и авиаспециалистов. Упорно овладевая мастерством, наши летчики еще до Великой Отечественной войны геройскими иодвигами прославили свою Родину. Весь мир облетело имя вели­ кого летчика нашей эпохи Валерия Чкало­ ва, который в содружестве с Байдуковым и Беляковым впервые в истории авиации совершил перелет через Северный полюс в ! Америку. Громов, Коккинаки, Серов, По­ лина Осипенко, Раскова и десятки других | выдающихся летчиков вписали яркие страницы в историю нашей авиации. 62 международных рекорда по самолетам, пла­ нерам и моделям принадлежали перед вой­ ной Советскому Союзу! Вдохновителем и организатором этих успехов была наша большевистская пар­ тия, товарищ Сталин. Наш народ называет свою авиацию сталинской, а своих летчи­ ков — сталинскими соколами. Товарищ Сталин воспитал талантливых советских авиаконструкторов — Поликарпова, Пет- лякова. Яковлева, Ильюшина, Туполева, Лавочкина, Никулина и других создателей нашей передовой авиационной техники. Мощь сталинской авиации со всей, си­ лой проявилась в Великой Отечественной войне. В момент вероломного нападения на Советский Союз фашистская Германия располагала многочисленной армией, :к М арш ал авиации К%ВЕРШИНИН. ★ ' к имевшей первоклассное вооружение и в том числе около 19.500 самолетов. Фашистская авиация одержала лег­ кие победы в Польше, Франции, Бельгии, Голландии. О такой же легкостью немцы надеялись завоевать господство и в со­ ветском небе. По ераг жестоко просчитал­ ся. В боях за Москву немцы имели внача­ ле болео чем двойное количественное пре­ восходство в воздухе. Несмотря на это, наша авиация успешю вытеснила враже­ ские самолеты с поля боя, справилась с задачей прикрытия столицы от ударов с воздуха, помогла наземным войскам от­ бросить врага на запад и уже в го время похоронила' миф о «непобедимости» гитле­ ровских стервятников. Неувядаемой славой покрыли себя совет­ ские летчики в исторической битве под Ленинградом. В тяжелые дни вражеской блокады они создали непроходимый воз­ душный заслон й спасли город Ленина от дневных налетов врага. Под Сталинградом немцы сосредоточили половину всех своих воздушных сил, на­ ходившихся на советско-германском фрон­ те. Вначале численное превосходство нем­ цев было подавляющим. Однако и здерь гитлеровцы не смогли завоевать господство в воздухе. Только за оборонительный пери­ од Сталинградской битвы было уничтоже­ но до 1000 немецких самолетов. К началу перехода советских войск в решительное наступление под Сталинградом наша авиа­ ция вырвала у немцев инициативу. Соеди­ нения «Лавочкиных», «Яковлевых», «Иль­ юшиных», хорошо оснащенные радиосред­ ствами оповещения, громили врага наверня­ ка, лишая его всех преимуществ в воздухе. Беззаветная отвага летчиков, сочетаемая с боевым мастерством, позволила разгромить немецкую авиацию под Сталинградом, а за­ тем блестяще осуществить воздушную бло­ каду окруженных немецких армий. В небе над Кубанью немецкая авиация, сосредоточив здесь до 2 тысяч самолетов, безуспешно пыталась взять реванш за свои зимние поражения. В течение двух месяцев весною 1943 года над Кубанью ежедневно происходило по сто и более воз­ душных боев. В итоге враг потерпел новое поражение, понес невосполнимые потери, после которых он не мог уже оправиться. Начипая с этого времени и вплоть до кон­ ца войны, наша авиация прочно держала завоеванное господство в воздухе. Воздушные сражения над Орловско-Кур­ ской дугой подтвердили силу нашел авиа­ ции. Гитлеровпы сосредоточили в районе Белгорода и Орла до 4 тысяч машин, и все же немецкая авиация сказалась не в состоянии противостоять ударам паших самолетов. В этой битве было уничтожено 1 500 самолетов врага. В развернувшихся летом 1941 года на­ ступательных операциях наша авиация обеспечивала Советской Армии неуклонное продвижение на запад. В битве за Днепр, в боях за освобождение Советской Белорус­ сии и Советской Украины, во многих опе­ рациях, осуществленных нашей армией, Военно-Воздушные Силы блестяще приме­ няли массированные удары по врагу. Еще больший размах приобрели боевые действия советской авиации в период боов над территорией Германии. Только за два дня Кенигсбергской операции советские летчики совершили свыше 10 тысяч са­ молетовылетов, сбросив на укрепления Ке­ нигсберга около 5 миллионов килограммов бомб. Историческая берлинская битва явилась завершающим этапом боевой деятельности советской авиации в борьбе с германскими захватчиками. В этой битве советские лет­ чики совершили до 70 тысяч боевых вы­ летов. Несмотря на отчаянное сопротивле­ ние врага, наша авиация полностью пода­ вила вражескую авиацию. После разгрома под Берлином фашистская Германия капитулировала. Угроза военного нападения на западе была ликвидирована. I Но на востоке еще оставался очаг агрес- ! сии — империалистическая Япония. Что- ! бы ускорить окончание войны, Советский Союз вступил в войну о Японией. Значительную роль в этой борьбе сыгра­ ли наши Военно-Воздушные Силы. В пер­ вый же день боевых действий, 9 августа 1945 года, советские летчики совершили 2 тысячи самолетовылетов. Быстрота за­ хвата многих важных пунктов — Гири­ на, Харбина, Мукдена, Дальней), Порт- Артура и ряда других городов — была обеспечена нашими воздушными десанта­ ми. Советский народ высоко оценил заслугу своих сталинских соколов. За героизм, от­ вагу и боевое мастерство во время войны были присвоены боевыз наименования двум третям всех авиачастей ВВС. Советское правительство за боевыз за­ слуги наградило орденами и медалями бо­ лее 190 тысяч авиаторов; более чем двум тысячам летчиков присвоено звание Героя Советского Союза. Почетное место среди героев воздушных боев занимают трижды Герой Советского Союза полковник Покрыш­ кин, участвовавший в 137 воздушных бо­ ях и сбивший лично 59 фашистских само­ летов, и майор Кожедуб — участник 120 воздушных боев, лично уничтоживший 62 самолета противника. Своими успехами Военно-Воздушные Си­ лы обязаны вдохновителю и организатору побед советского народа - великому Сталину. Товарищ Сталин всесторонне раз­ работал вопрос о месте и роли авиации в составе армии п основы оперативно-такти­ ческого использования ее в современной войне. В самые трудные периоды войны товарищ Сталин по-отечески заботился о нуждах и быте летчиков, штурманов, воз­ душных стрелков, инженеров, техников и механиков. По личному указанию товарища Сталина были установлены специальные правила поощрения отличившихся боевых экипажей. Большое внимание товарищ Сталин уде­ лял и авиационной промышленности. Ои непосредственно руководил работой совет­ ских авиаконструкторов и директоров авиа­ заводов, помогая им советом и делом. Под руководством товарища Сталина, заботливо поддерживаемая всем советским народом, советская авиация вышла из тя­ желой войны еще более могучей и сильной, непрерывно совершенствующей боевое ма­ етерство и выучку своих кадров. В мирных условиях перед советской авиа­ цией, как и всей армией, встали новые ответственные задачи — бдительно охра­ нять завоеванный мир и созидательный труд советского народа, быть надежной опо­ рой интересов Советского Союза. Советский народ, правительство, ком­ мунистическая партия, товарищ Сталин хотят видеть нашу авиацию еще более могучей. Священный долг советских авиа­ торов — оправдать доверие Родины, воз­ величить ее славу новыми достижениями. I 4 ! § I Я V - :$у.;С ■ ■ . X Чч'.-"4- ИС ТРЕБИ ТЕЛИ Раннее утро на аэродроме свежо и проз­ рачно. Изредка из дальнего перелеска нале­ тает ветерок, и с листьев пожухлой июль­ ской травы падают на землю полновесные, искрящиеся в косых солнечных лучах капли росы. Большое летное поле безлюдно. По вот с урчаньем подходит первая авто­ машина и с нее легко спрыгивают загоре­ лые крепыши в синих комбинезонах, в шлемах с белыми шелковыми подшлемни­ ками, в пилотках. Начинается кипучая деятельность. Сня­ ты чехлы с моторов, выстроенных в ли­ нию самолетов. Техники и мотористы го­ товят машины к полетам. Воздух напол­ няется голосами, слышны слова команд. На старте возле авиационного флага появ­ ляется стол, к нему подходот командир эскадрильи капитан Казаков. Курсанты его эскадрильи собираются возле инструкторов, командиров звеньев. — Ваша задача? — спрашивает лей­ тенант Звонков курсанта Цивелева. — Прикрывать ведущего во время ата­ ки, уничтожить противника, нападающего на ведущего Офицер, выпускающий самолеты в воз­ дух, дает команду по радио. Мощный рев моторов глушит все вокруг, тучи пыли вздымаются за хвостами истребителей, вы­ руливающих на старт. Взвивается первая пара. Впереди капитан Казаков, за ним курсант Корняков с инструктором. Изящ­ ные и тонкие машины мгновенье находятся в поле нашего зрения и исчезают, как бы растворившись в голубом просторе. Тогда с земли так жр стремительно отрываетея следующая пара- лейтенант Звонков и сопровождаемый инструктором курсант По­ велев. Они идут на поиск «противника». Ибо главная задача советского летчика- истребителя не ждать, а найти врага. Ка­ кое-то время небо пусто. И вдруг почта одновременно появляются обе пары. Само­ леты, идущие со стороны солнца, стреми­ тельно приближаются. Они бросились в атаку. Момент самой атаки так мал, что только краем глаза успеваешь зафиксиро­ вать действия находящихся в воздухе' со­ шлись первые самолеты, один из них от­ валил в сторону, применив фигуру высше­ го пилотажа, и так же стремительно ра­ зошлись оба ведомых. Высокий, подтянутый подполковник Ано­ хов, под’ехавший на аэродром, одобритель­ но кивнул головой... То, что с земли казалось красивыми и слаженными упражнениями, на самом деле было (если бы это случилась в Сею) смер­ тельной решающей -лнадчой. О страшным мускульным напряжением, с холодным вни­ манием и трезвым расчетом, с неистреби­ мым желанием уничтожить противника сближается для атаки советский летчик. К бою. который длится буквально считан­ ные секунды, долго и сложно готовится истребитель. Победе в воздухе предше­ ствует длительная подготовка ее на земле. * * * При входе в штаб Борисоглебского орде­ на Лепина Краснознаменного училища лет­ чиков имени В. П. Чкалова на вас при­ стально смотрит с портрета коренастый, широкоплечий человек в желтой кожанке. Это великий советский летчик, именем которого названо училище. И вспоминаются его слова- «Победителем в воздушном бою при прочих равных условиях окажется тот летчик, который лучше овладеет само­ летом, который способен взять от машины все, что она может дать». В Воронежском аэропорту, заправка самолета бензином. Фото С. Антюфеева. Б а л л а д а о п и л о т е На трассе воздушной — большой самолет. Ведет его славный гражданский пилот. В Москву пассажиры л машине летят, Беседуют мирно, на *емлю глядят. .. мйд ! И знают они, что машину ведет Им всем по газетам известный пилот. _ Водил он не раз корабли и бомбил Переднюю линию, вражеский тыл. Его в Сталинграде видали не раз И даже в Воронеже был он у нас. * Горел в самолете, в больнице лежал, На штык, как шутили, машину сажал. Бомбил Кенигсберг, Ольденбург и Штеттин. Запомнит удары пилота Берлин. Геройскрй звездою украшена грудь. От Волги до Шпрее пролег его путь. Когда пехотинец брал штурмом рейхстаг И лез, чтоб поставить на куполе флаг,—■ Его охранял боевой самолет, Что вел этот славный гвардеец-пилот. ...Промчались года, и с победой домой Вернулся в свой город отважный герой. В другую машину—простой самолет — Зашел по привычке гражданский пилот. Он будет работать, как дрался в бою — О днях трудовых тоже песни поют. Сегодня труд мирный нам нужен вдвойне, Как подвиги смелых в боях на войне. Но если придут грозовые года. Он снова оденет погоны тогда. И вновь перейдет в боевой самолет — Летчик запаса—гвардеец-пилот. Он будет сражаться без страха в глазах, Чтоб Сталин спасибо пилоту сказал. Мих. ДОМОГАЦКИХ, У гражданских летчиков В народном хозяйстве нашей страны са­ молеты гражданского воздушного флота на­ ходят самое широкое применение. Борьба с вредителями полей я лесов, доставка почты и срочных грузов, перевозка пассажиров, транспортировка больных для оказания им срочной помощи— вот далеко не полный перечень работ, "выполняемых гражданской авиацией. Большую работу ведут и воронежские летчики гражданского воздушного флота. Они активно помогают труженикам полей в борьбе за высокий урожай. Весной при по’мощи самолетов производилась подкормка ржи минеральными удобрениями. Площадь посевов, где произведена подкормка, со­ ставляет 1 336 гектаров. Самолеты произ­ вели также опрыскивание садов на пло­ щади в 2 539 гектаров, опрыскивание са­ харной свеклы и других культур на площади около 4 тысяч гектаров. Отлич­ ных результатов в этой важной работе добились командир звена Р. Я. Перфильев, пилоты М. Г. Богданов, М. Г. Воронщиков. Борьба с такой тяжелой болезнью, как малярия, имеет государственное значение. На помощь медицинским работникам при­ ходят летчики. Они часто вылетают для опыления заболоченных мест против ли­ чинок малярийного комара. В нашей об­ ласти опыление производилось в районах Воронежа, Липецка, Новой Усмани, Лисок и Борисоглебска. За весну и лето опылено 25,5 тыс. гектаров. Пилоты И. Т. Пашков, Н. И. Головин, В. Д. Иванов много потру­ дились, выполняя это задание. Часто по утрам воронежцы слышат по радио об'явление: — Сегодня почтовые самолеты вылетают по всем направлениям. . Точно по расписанию крылатые поч­ тальоны доставляют в отдаленные районы области письма, газеты, журналы. Достав­ ка занимает 2— 3 часа «место 12— 3 дней обычным способом. ■ В любое время года, в самую неблаго­ приятную погоду, летают пилоты санитар­ ной авиации. Их долг— доставлять в отда­ ленные села и районы врачей, медикамен­ ты, консервированную кровь для перели­ вания, транспортировать в Воронеж боль­ ных, нуждающихся в срочных операциях.' В этом году летчики станции воздушной скорой помощи доставили в села для про­ ведения, консультаций и операций 843 вра­ ча, перевезли 422 больных. Лучшим лет­ чиком санитарного звена считается т. В. Я. Дмитриев. Он доставил на своем самолете 270 врачей, перевез в клиники Воронежа 120 больных. Добросовестная работа т. Дмитриева не раз отмечалась облздравотделом. В День Воздушного Флота СССР граж­ данские летчики дают слово еще лучше помогать народному хозяйству страны в выполнении задач послевоенной сталинской пятилетки. А. НИКОЛЕНКО. ЛИПЕЦК ПРАЗДНУЕТ ДЕНЬ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР ЛИПЕЦК (соб. корр. «Коммуны»). — Трудящиеся города с большим под’емом отмечают День Воздушного Флота СССР. На предприятиях и в учреждениях прошли торжественные собрания рабочих и слу­ жащих, агитаторы провели беседы о под­ вигах славных сталинских соколов в дни Великой Отечественной войны. С доклада­ ми выступали участники боев с немецко- фапгистскими захватчиками. На заводе «Свободный сокол» с воспо­ минаниями о штурме Берлина выступил мастер труболитейного цеха т. Углянский, имеющий 10 правительственных наград. С первых дней войны он защищал Роди­ ну — побывал на многих фронтах. Демоби­ лизовавшись из Советской Армии, т. У г­ лянский вернулся на родной завод. Из среды липчан вышло много знатных летчиков. Центральная городская библио­ тека организовала фотовыставку. В центре выставки — портреты Героев Советского Союза тт. Водопьянова, Мазурука и Литав- рина. НАГРАЖДЕНИЕ РАБОТНИКОВ ВОРОНЕЖСКОГО АЭРОПОРТА Истребитель в полете. Рис. худ. В. Кораблинова. Эти слова стали девизом училища. Чка­ лов учился здесь. Здесь он впервые сел на старый «фарман» — самолет, которого, теперь уже не увидишь, и лишь модель которого стоит в кабинете начальника учи­ лища гвардии генерала Иванова, также получившего летное образование я этих стенах. Но Чкалове кий дух, упорство, боля к победе витают над кубрпкамн курсантов, над классами, где проходят наземную под­ готовку будущие истребители. А она — эта подготовка длительна и трудна. Молодой человек, выбравший профес­ сию летчика, должен уметь предусмот­ реть ошибки на земле за классным столом, перед навигационными приборами, в ку ­ цей. отделенной ог фюзеляж I кабине ист­ ребителя. К этому и сводятся дружные усилил всего преподавательского лепного и поли­ тического состава училища. Об от-'М п рас­ сказывал нам один гп лучших командиров звеньев фронтовик лейтенант Звонков. Война внесла нойранки в т а к т и к у под­ готовки летчиков-пстребителей. Коварству и наглости немецких ассой сталински? соколы противопоставили нерушимую бое­ вую дружбу, основанную на высоком мас­ терстве п гибкой тактике воздушного боя. Дружба эта — не только желание выру­ чить товарища, но в первую очередь уменье получить превосходство в бою. Из­ менились боевые порядки самолетов. Осно­ вой стали слетанные, действующие как единое целое, пары. В классах можно слышать стремитель­ ные разговоры: — Перешли в атаку, — говорит Звон­ ков. — Я прикрываю, — быстро отвечает курсант Зезюлько. — Вас атакуют, — продолжает в том же темпе лейтенант. —— Отражаю атаку и смотрю за веду­ щим. — Патрулируем! — Ходим строем фронта! Это идет наземный розыгрыш воздушно­ го поведения летчика. Превосходство в вы­ соте' и затем в скорости, внезапность ата­ ки достигаются и здесь за широкими ок­ нами аудитории, откуда даже не виден аэродром. Здесь начинается воспитание воли, спокойствия, находчивости, выдерж­ ки. дерзости в бою. уменья нападать пер­ вым. Упорный труд на земле предшествует полету. Курсанты на собственном опыте знают, что не поняв задачу на земле, не За высокую производительность труда, хорошую трудовую дисциплину решением исполкома Облсовета депутатов трудящих­ ся награждена почетными грамотами Обл­ исполкома группа работников Воронежско­ го аэропорта Гражданского воздушного фло- выполнишь ее в небе. Вот, например, кур­ сант Зезюлько в первых полетах не мог выдержать заданной дистанции. При атаке он то сковывал ведущего, то удалялся от него, не выполняя задачи прикрытия. Пос­ ле длительных наземных тренировок, тща­ тельных разборов и показа инструктором в воздухе Зезюлько стал одним из лучших курсантов. Курсант старшина Кэстеряя слабо раз­ учил полет в классе. Он проиграл свобод­ ный одиночный бой с поиском «противни­ ка» и в воздухе. Набрав большую высоту, Коетерин не нашел «противника», пото­ му7 что забыл основное. Искать на­ до на малых высотах (как говорят летчи­ ки: сел в кабину, и начинай поиск). Тща­ тельному разбору подверглась .ошибка Кос- терина. На земле его поправили, заставили п^анализировать, много раз прорепетиро­ вали. Коетерин сейчас один из лучших курсантов, владеющих искусством сво­ бодного одиночного боя. Становится мастером пилот гровапия кур­ сант выпускник Цивелев. С помощью на­ стойчивой наземной тренировки, многих упражнений в классе постигает совершен­ ства в воздушных стрельбах слушатель лейтенант Никифоров. Все. о ком здесь оказано, находятся в «старшем классе»•' в полку боевого приме­ нения. Существование такого полка в учи­ лище также результат осмысливания опыта Отечественной войны. Выпущенные полком пилоты могут сесть в боевой самолет— истребитель любой марки и вести его на любое задание. Командует полком подпол­ ковник Анодов — старый летчик, в про­ шлом белорусский батрак, — олицетворение выдержки и силы характера. Итак, упорный, творческий труд на зем­ ле. глубокое осмысливание задач перед по­ летом, широкая инициатива в воздухе с та. В числе награжденных— тт. X. И. Нй; коленко, Д. А. Федорченко, П. П. Ткач; А. М. Акимов, Р. Я. Перфильев, И. С. Якименко, П. И. Баранов, В. И. Колосов и А. С. Булгаков. учетом всех неожвданностей скоротечного воздушного боя — основа учебы курсан­ тов. * * * Мы много знаем о труде нашей интелли­ генции, передовых рабочих, мастеров сель­ ского хозяйства. Мы знаем, ка к порою тя­ жел, как самоотвержен этот труд на благо Родины. Сыны рабочих и колхозников, профессоров и инженеров, выбравшие слав­ ную профессию летчиков-истребителей, ру­ ководствуются благородным примером близких* они систематическим трудом и прилежной учебой добиваются права стать полноценными защитниками Родины, ее воздушными рыцарями, ее бесстрашными соколами. Поиски нового -— вот Что характерно для молодежи училищ^ им. Чкалова. В планшете одного из курсантов, вернувше­ гося из полета, мы увидели вырезку из газеты «Роль ведомого в бою». Статья была испещрена пометками курсанта. При нас приземлился старшина Косте- пин, вернувшийся из полета по маршруту. После доклада офицеру он отошел заку­ рить к группе товарищей. Трудятся люди, — сказал пн, —- куда ни взглянешь, везде комбайны, жат­ ки. косари. Далеко видно с высоты... В душевных словах, з которых чувство­ валось глубокое уважение к труду колхоз­ ников, в мыслях о будущем — гулты-ть характера молодых советских офицеров, ко­ торых выпускает училище пм, В. П. Чка­ лова. И мы не сомневаемся в том. что мно­ гих тдз них при упорндм труде над собой ждет большое хоротпе? будущее. Тому пример — 200 Героев Советского Союза, бывших воспитанников школы, заслужив­ ших это звание в боях Отечественной вой­ ны. Тому пример — 50 генералов совет­ ской авиации, вышедших из стен училища.. , М. АМЕТИСТОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz