Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)
К О М М У Н А 23 И Ю Л Я 1947 г, № 144 (5158) К 8 0 0 - л е т и ю М о с к в ы Великая перестройка Москва складывалась веками. Восемь столетий расширялась она, сливаяеь с ближними селами и деревушками, и из маленького селения—крепости, какой бы ла она в XII веке, превратилась в город- гигант, торгово-промышленный центр ми рового значения. При всей несомненной красоте и своеоб разии, дореволюционная Москва во многом была похожа на большие города других капиталистических стран. Ей были прису щи пороки Лондона и Берлина, Парижа и Рима: теснота площадей и узость улиц, грязь, запущенность рек, трущобы рабочих районов. Советское правительство решило пере страивать Москву по продуманному плану б соответствии с ее возросшим значением и требованиямиеенаселения. В июле 1935 года партия и правитель ство вынесли постановление о генераль ном плане реконструкции Москвы. Со дня утверждения генерального плана истекло двенадцать лет. Из них четыре года созидательного труда были похищены у нас нападением германского фашизма. Но уже сейчас, когда план реконструкции столицы еще далеко не завершен, она предстает перед нами преображенной. Москва была городом узких и кривых улиц. Социалистическая Москва уже сегодня располагает большой, рационально постро енной уличной сетью. Садовое кольцо, в недавнем прошлом представлявшее цепь тесных, изогнутых улиц, стало велико лепной асфальтированной магистралью, просторам которой может позавидовать любая западно-европейская столица. Столь же разительно изменили свой облик улица Горького, Первая Мещанская, Большая Калужская, Можайское и Ярославское шос се, Каляевская, Новослободская, Красно прудная и множество других улиц. На расширенных, выпрямленных, покры тых асфальтом магистралях столицы воз двигнуты новые большие жилые дома и общественные здания. За годы сталинских пятилеток в Москве построено несколько сот громадных новых домов. Каждый из них по величине жилой площади равен двум—трем десяткам маленьких старых строений. На окраинах города, где раньше тесни лись жалкие лачуги имрачные бараки, вы росли новые поселки с многоэтажными до мами, асфальтированными проездами, озеле ненными дворами. Более миллиона москвичей живет в но вых многоэтажных домах. Кроме жилых домов, сооружено множе ство крупных зданий общественногоназна чения. Одних тол'ько школ, построенных после 1935 года, насчитывается в столи це до четырехсот. Московские архитекторы настойчиво до биваются красоты, выразительности, на рядности зданий. Архитектурное оформле ние столицы, как записано в плане рекон струкции, должно полностьюотражать «ве личие и красоту социалистической эпохи». Моеква-река, соединенная каналом с Волгой, стала полноводной и судоходной. Берега ее оделись в светлосерый гранит, а на набережных проложены десятки кило метров широких проездов и тротуаров. Старые московские мосты, низко нави сая над водой, мешали проходу через сто лицу высоких трехпалубных волжских па роходов. Кроме того, мосты были сильно изношены и пропускная способность их была явно недостаточна для современного московского транспорта. Поэтому возведе ние новых мостов было одной из первооче редных задач реконструкции города. Эта сложная техническая проблема была разрешена с большевистской смелостью и невиданнымитемпами. Заодин год и девять месяцев—с сентября 1936 и но май 1938 года—в Москве было построено 12 новых мостов. В истории городов еще не было случая, чтобы одновременно в ка ком-либо городе сооружалось 12 мостов. Такой масштаб строительства но плечу только социалистическому государству. Новые москворецкие мосты возвышаются над водой на 872—9 метров. По обе стороны реки их продолжают высоко под нятые над набережными эстакады. При таком устройстве движение по набережным не скрещивается с движением по мосту: потоки машин мчатся один над другим. Старыемостыимели вширину от 17 до 21 метра. Ширина новых мостов—40 мет ров. Из всех городских мостов в миретоль ко один—в Париже—имеет такую же ши рину. Очертания и формы старых мостов были грубы итяжеловесны. Всеновые мос ты—подлинноеукрашение столицы. Сооружение канала Москва—Волга пол ностью и навсегда разрешило проблему питания столицы водой. Старая Москва потребляла мало воды. Менее половины населения дореволюцион ной Москвы имело в домах водопроводы. Большая часть жителей брала воду ведрами из водоразборных колонок или пользова лась услугами водовозов. В социалистической Москве уже в 1939 году водопроводом пользовалось почти все население города. Резко возросло потребле ние воды на душу населения. На каждого жителя столицы передВеликой Отечествен ной войной ежесуточно расходовалось около 20 ведер. 20 ведер на каждого москвича —все это составляет около 100 млн. ведер. Но весь суточный проток воды в Москве-реке не превышал 60 — 70 миллионов ведер. Инымисловами, не будь хлынувшей в сто лицу волжской воды, Москва-река давно была быосушена додна. Теперьже Москва располагает громадными водными запаса ми, созданными в системе гигантских водо хранилищканала Москва—Волга. В 1939 году была построена самая крупная в Евро пе—Сталинская водопроводная станция. В старой, дореволюционной Москве ас фальт, брусчатка встречались очень редко, да и то лишь в центре города. Большая часть улиц была вымощена булыжником. Теперь же можно часами ездить по широ ким асфальтированным магистралям Мо сквы. Общая площадь асфальтированных улиц увеличилась, по сравнению с дорево люционным временем, в 30 слишним раз. С чрезвычайной быстротой был рекон струирован московский городскойтранспорт. За короткий срок были построены триоче реди метрополитена—свыше сорока кило метров подземных путей. Инициатива созда ния московского метро принадлежит лично товарищу Сталину. Строители . оправдали оказанное имдоверие. Московский метропо литен, бесспорно, лучший в мире. Он — самый быстроходный и первый в мире по чистоте воздуха. Он не знает равных себе но монументальности и великолепию архи тектуры станций. Рельсы трамвая сняты с большинства центральных улиц столицы. Несмотря на это, трамвай остается основным видом го родского транспорта. Протяженность его путей и число вагонов увеличены за годы советской власти почти вдвое. Перевозку значительной части пассажи ров приняли на себя новые виды тран спорта—автобусы и троллейбусы. Протя женность их маршрутов достигает уже нескольких сот километров. Па улицыМосквыскаждым годом выхо дит все больше автомобилей. Это по-ново му поставило вопрос о регулировании уличного движения. Пешеходы и водители машин подчинены строгой дисциплине. Великая Отечественная война прервала реконструкциюМосквы. Но уже в 1946 го ду возобновились гигантские работы. Продолжается реконструкция московской уличной сети. Будут проложены две новых асфальтированных магистрали, связываю щие площадь Коммуны с Белорусским вок залом и Тишинской площадью. Начнется создание нового Арбата—улицы, соединяю щей Арбатскую площадь с Можайским шоссе, в обход тесного старого Арбата. Бу дут расширены и упорядочены площадь у Павелецкого вокзала и Трубная площадь. Общая величина асфальтированных покры тий возрастет за пятилетие на 3 миллиона квадратных метров. Улучшится очистка улиц. Водномтоль ко 1947 году Москва получит дополнитель но до 700 уборочных машин. Садовое кольцо на большом протяжении будет озеленено. Вдоль его широких тро туаров лягут тенистые аллеи. Посадка де ревьев намечается также на набережных Москвы-рекп и Яузы. На площади у Бело русского вокзала разбивается большой сквер. По всей территории столицы раски нутся небольшие межквартальные сады и зеленые площади—«зоны отдыха». Значительно повысится об’см перевозок по всем видам городского транспорта. За пятилетие будет сдана в эксплоатацию большая часть 4-й очереди метро, связы вающая Комсомольскую площадь с Паве лецким и Курским вокзалами и Централь ным парком культуры и отдыха. Сооруже ние одного из участков этой «кольцевой» линии—от Курского вокзала в Центрально му парку—закончится уже в этом году. В 1950 году в Москве будут работать 3.000 автобусов. Сверх ныне действующих на улицы столицы войдут еще 1060 трол лейбусов и 2.800 грузовых, товаро-пасса жирских и легковых таксомоторов, в том числе и новейших отечественных машин— «Победа» и малолитражек «Москвич». Скорость московского наземноготранспор та снижалас! нвобходимостью пережидать у светофоров скрещивающиеся потоки улич ного движения. Недавно на площади у Бе лорусского вокзала был проведен тоннель, пропускающий один поток транспорта под другим, подобно тому, как это сделано на скрещениях набережных с москворецкими' мостами. Второй уличный тоннель будет сооружен под Ленинградским шоссе у стан ции метро «Сокол». В будущем такие же тоннели появятся и на других оживленных перекрестках. За пятилетие будет завершена рекон струкция Яузы и еенабережных. Через ре ку будет построено два новых моста—Ко стомаровский и Матросский. Первый из них будет сооружен уже в этом году. В первомпослевоенном пятилетии корен ным образом будет разрешена одна из са мых сложных проблем столичного город ского хозяйства—обеспечение Москвы топ ливом. Первый советский дальний газопро водСаратов — Москва в 1946 году был сдан в эксплоатацию. Уже около года он снабжает столицу первоклассным топли вом—природным газом. Нынче летом еже дневная подача газа в Москву дойдет до 1миллиона 300 тысяч кубометров. Этоко личество заменяет собоюоколо 1.000 тонн каменного угля или 7.000 кубометров дров. В 1946 году было газифицировано 15.000 московских квартир, ав 1947 году присое динятся к газовой сети еще 50.000, а все го за пятилетие газ будет проведен в 200.000 квартир. Одновременно значительно увеличивает ся и мощность московских теплоэлектро централей. К 1950 году будут построены новые ТЭЦ общей мощностью в 215.000 киловатт, что в три раза превышает сово купную мощность всех московских электро станций в дореволюционное время. В одном только 1947 году будет теплофицировано 5.000 квартир. В недалекомбудущем дрова окончательно выйдут из бытового обихода москвичей. Большой размах приобретает жилищное строительство. За пятилетие должно быть построено и заселено 3 миллиона квадрат ных метров новой жилой площади. Более полумиллиона будет сдано уже в этом го ду. Такие масштабы строительства потре бовали решительного отказа от старых полукустарных способов сооружений зда ний и перехода к новым, индустриальным методам. Дома будут создаваться из заранее заготовленных ня заводах стандартных строительных деталей. По предложению товарища Сталина, Совет Министров СССР принял решение по строить в столице несколько гигантских зданий, по высоте приближающихся к небо скребам. На одном из самых высоких и живописных мест Москвы, на Ленинских горах, будет сооружено здание в 32 этажа. ВЗарядье, близ берега Москвы-реки, будет построено 26-этажное здание. Другой дом в столько же этажей создается на Ленин градском шоссе. Кроме этих зданий-гиган тов, будут построены пять 16-этажных домов: на площади Восстания, на Смолен ской площади, у Красных ворот, на Ка ланчевской улице и на Котельнической набережной. Эти величественные сооруже ния обогатят столицу значительным коли чеством новой жилой площади и украсят город. Огромно значение реконструкции столицы для самих москвичей. Но почти столь же велико оно и для всех других больших го родов Советского Союза, которые видят в Москве прообраз собственного будущего. И. Романовский. Московский ☆ Москва! Как много говорит это слово сердцу каж дого советского человека. Столица Родины — олице творение ее красо ты, силы и могу щества. 800-летне Мо сквы все совет ские люди отме тят, как большой всенародный празд ник. На снимке; вид на Кремль с Москворецкого мо ста. Фото М. Иванова- Аллилуева (ТАСС). ☆ П О Р О Д Н О Й С Т Р А Н Е После десятимесячного плавания в водах Антарктики в Одессу прибыла советская китобойная флотилия во гла ве с китобойной маткой «Слава». Ус пешно завершив перзую навигацию, коллектив флотилии доставил в Одес су 6 000 тонн китового жира от 386 китов. На снимке: китобойная матка «Слава» в Черном море на пути в Одессу. Фото А. Фатеева (ТАСС). * * ПУЩЕН КОНСЕРВНЫЙ ЗАВОД КИТАЕ (Кашка-Дарвинская область), 21 июля (ТАСС). — Закончено строитель ство первой очереди Китабского плодо овощного консервного завода. Это—круп нейшее в Кашка-Дарьинской долине пред приятие пищевой промышленности. Уже выпущена первая партия вишневого и яб лочного варенья, повидла и компота. Через несколько дней наччется варка томата. ☆ СТРОИТЕЛЬСТВО СИЛИКАТНОГО ЗАВОДА БЕЖИЦА, (Брянская область), 21 июля (ТАСС). — Здесь строится крупный сили катный завод. Уже возведены здания ко тельного, запарочного и других цехов. За вод должен вступить в строй в первом квартале следующего года. ☆ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ КО КАНД—НАМАНГАН КОКАНД , (Ферганская область), 21 ию ля (ТАСС). — Близится к концу проклад ка железнодорожной линии Коканд—На манган, которая свяжет крупнейшие хлоп ководческие районы Ферганской долины. Строители укладывают последние кило метры пути, идет подготовка станций и раз’ездов к приему поездов. К перевозкам хлопка нового урожая по линии намечено открыть сквозчое движение. ПРЕДПРИЯТИЯ ПОМОГАЮТ УБРАТЬ УРОЖАЙ ЗАПОРОЖЬЕ, 21 июля (ТАСС).—Пред приятия и стройки Запорожья оказывают большую помощь колхозам в уборке уро жая и отгрузке хлеба на ссыпные пункты. Недавно в колхозы было послано 200 авто машин, которые вывезли свыше 7 тысяч центнеров зерна. Вчера предприятия Орд- жоникидзевского района снова направили та вывозку хлеба свыше 250 автомашин. В деревню выезжают коллективы худо жественной самодеятельности, лекторы и беседчики. ☆ ДОМА ИЗ ДРЕВЕСНОГО КАРТОНА ЛЬВОВ, 21 июля (ТАСС). — Львовские архитекторы Диатян, Персиков и Вимер разработали проект рабочего поселка круп нейшего бумажного комбината в Жидачеве. Дома здесь будут сооружаться из энсони- та—древесного картона. Этот новый строи тельный материал прочен, удобен и эконо мичен. Он позволяет вести строительство быстрыми темпами. Дома монтируются из эпсонитовых щитов размером в 3—4 мет ра. Новый поселок рассчитан на 17 тысяч человек. В Совете Министров РСФСР На состоявшемся заседании Совета Ми нистров РСФСР были рассмотрены вопро сы: о выполнении Воронежским облиспол комом и Советом Министров Удмуртской АССР постановления Совета Министров РСФСР о подготовке школ к новому учеб ному году, о мерах по обеспечению мест ным топливом жилищно-коммунального хо зяйства и населения городов РСФСР в отопительный сезон 1947—48 г., о меро приятиях по улучшению озеленения горо дов РСФСР, о генеральном плане г. Маг нитогорска, о состоянии врачебно-трудовой экспертизы в системе социального обеспе чения и о работе протезной промышлен ности Министерства социального обеспече ния РСФСР. Совет Министров РСФСР признал работу Воронежского облисполкома и Совета Ми нистров Удмуртской АССР по подготовке школ к новому учебному году неудовлетво рительной. Не выполняется план строительства и восстановления как городских, так и сельских школ. Количество завезенного топлива не обеспечивает потребность школ. Изготовление парт, столов, клас сных досок и другого необходимого для школ инвентаря производится в недостаточ ном количестве. Отдельные райисполкомы: Нижнедевиц- кий, Гремяченский, Алешковский, Новохо перский в Воронежской области, Завьялов-1 ский, Шарканский, Якщур-Бадьинский в Удмуртской АССР не проявляют надлежа щей заботы об улучшении материально бытовых условий учителей. В ряд? иайо- нов ремонт школьных зданий проводится крайне медленно. Совет Министров РСФСР потребовал от Воронежского облисполкома и Совета Ми нистров Удмуртской АССР немедленного устранения недостатков и безусловного вы полнения постановления Совета Минист ров РСФСР о подготовке школ к учебному году. Совет Министров РСФСР принял реше ние об обеспечении топливом школ, боль ниц, бань, гостиниц, жилых домов и насе ления городов РСФСР в отопительный се зон 1947—1948 г. Намечено завезти дров на 50 проц. и торфа на 69 процентов больше, чем было завезено в прошлом го ду. В целях успешного выполнения плана завоза топлива областные, краевые ис полкомы, Советы Министров автономных республик, а также горисполкомы обязаны принять меры к лучшему использованию транспорта, занятого на вывозке топлива. СоветМинистров РСФСР обязал город ские исполкомы установить такой порядок отпуска топлива со складов, который бы обеспечивал первоочередное снабжение топливом семей воинов, погибших нафрон тах Отечественной войны, инвалидов Оте чественной войны. Совет Министров РСФСР рассмотрел ме роприятия по улучшению озелавения го родов РСФСР. В период Отечественной войны серьез ный урон был нанесен зеленым насажде ниям городов, находившихся в оккупации. Лучшие парки, сады и скверы были вы рублены, парники, теплицы и оранжереи разрушены. За 1945—1946 гг. при мас совом участии населения было высажено 6,4 млн. деревьев и 7,5 млн. кустарников. Весной 1947 г. работы по озеленению го родов и созданию благоустроенных пар ков, скверов и бульваров приняли еще больший размер. В г. Ленинграде приступлено к строи тельству двух парков Победы площадью 260 га, в г. Москве создано 98 скверов и бульваров, в г. Курске построен парк Героев Отечественнойвойны. Парки ибуль вары построены во многих городах, втом числе в Архангельске, Новосибирске, Ка зани, Красноярске и других. Совет Министров РСФСР установил за дание по строительству в 1947—1948 гг. общественных садов, парков, скверов и бульваров во всех городах и обязал испол комы усилить контроль за сохранностью существующих зеленых насаждений. В течение 1947—48 гг. должны быть озеленены дворовые участки школ, куль турно - просветительных учреждений, ле чебных и детских учреждений, городские кладбища. Устройство общественных садов, парков, скверов и бульваров в городах, рабочих, дачных и курортных поселках будет про изводиться на заранее подготовленных тер риториях по архитектурному и дендрологи ческому проектам. Академии коммунального хозяйства РСФСР поручено провести науч но-исследовательскую работу по определе нию ассортимента декоративных культур для отдельных районов РСФСР, разрабо тать правила агротехнического ухода за городскими насаждениями. Совет Минист ров РСФСР нашел необходимым проведе ние в городах ежегодных выставок цвето водства и плодоводства. Совет Министров РСФСР принял также постановление с генеральном плане г. Магнитогорска. Генеральным планом предусматривается значительное увеличение территории горо да. Отведены большие участки под инди видуальное жилищное строительство и, в частности, под строительство коттеджей для специалистов и квалифицированных рабочих города. На наиболее важных маги стралях и площадях города будут построе ны многоэтажные жилые и общественные здания. Большое внимание уделено благоустрой ству города: городскому транспорту, водо снабжению, канализации, энергоснабже нию, благоустройству улиц, мостов и осо бенно озеленению (предусмотрено создание Центрального парка культуры и отдыха. Ботанического и Зоологического садов, районных садов, бульваров, скверов среди жилых кварталов города). Совет Министров РСФСР и по другим рассмотренным вопросам принял соответ ствующие постановления. Проверка выполнения коллективных договоров ЛЕНИНГРАД. 21 июля (ТАСС). — На машиностроительных заводах города Ленина началась массовая проверка выполнения коддоговоров. Из 30 предприятий 29 досрочно спра вились с планом первого полугодия, многие уже зыполнили программу семи месяцев. 15 заводов в первом полугодии неоднократ но выходили победителями во Всесоюзном соревновании. Члены профсоюза — рабочие, инженер но-технические работники активно участ вуют в рационализации производственных процессов и тем способствуют ускорению выпуска продукции. Например, на заводе им. Карла Маркса за полгода внесено 362 рационализаторских предложения, давших 784 тысячи рублей экономии. Усовершен ствования, внедренные на заводе «Лино тип», повысили производительность труда на многих участках в 2—4 раза и сберег ли полмиллиона рублей. На всех предпри ятиях введены прогрессивные нормы, ко торые успешно выполняются. Свыше че тырех тысяч машиностроителей завершили годовые задания. Хозяйственники, выполняя колдоговор- ные обязательства, усилили внимание ма териально-бытовым условиям рабочих и служащих. Дирекция завода «Линотип» открыла для рабочих дачи на Карельском перешейке. В Доме отдыха НК союза в этом году побывало свыше 1200 машино строителей. Около 300 рабочих и инжене ров провели свой отпуск на южных курор тах и в домах отдыха Прибалтики. На заводе им. Карла Маркса отремонти ровали все столовые. Дирекция завода им. Второй пятилетки восстановила боль шой жилой корпус. Сооружаются дома и на других предприятиях. НАВСТРЕЧУ ДНЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА Укрупненные бригады по ремонту пути ЛИСКИ (соб. корр. «Номмуны»). — Лискинские путейцы организуют массовые выходы рабочих на ремонт пути. Сначала ремонтного сезона на Лискинской дистан ции пути проведено больше20 таких выхо дов. Нередко укрупненной бригадой-колон ной, созданной из рабочих всех околотков и станции, руководит начальник дистанции пути Герой Социалистического Труда т. Фе досов. Работа укрупненных бригад-колонн дает большие результаты. Так, скажем недав но колонна провела средний ремонт пути на протяжении 1000 метров. Было подсыпано свыше 400 кубометров бал ласта, заменено 310 негодных шпал, по ставлено около 500 противоугонов, замене но свыше 1200 костылей. Обычной ре монтной бригаде для этого потребовалось бы 6 7 дней работы. В среднем каждый участник укрупненной бригады дал в день свыше двух норм, а путевые обход чики тт. Батищев, Строганов, Курьянов и другие выработали даже потри нормы. Все это позволило ремонтировать пути без за держки продвижения поездов. Инициатива лискинцев получила одоб рение Управления пути Министерства пу тей сообщения. Донецкому округу, в со став которого входит Юго-Восточная же лезная дорога, предложено распространить этот опытнадругие железные дороги стра ны. Обязательств^ проводников Готовясь достойно встретить 30-ю го довщину советской власти, коллективы проводников поезда № 74/73 Воронеж— Киев взяли на себя большое обязательство. Поддерживая почин поездных бригад пас сажирского отделения станции Тбилиси, бригады поездов вместе с поездными ва гонными мастерами тт. Дулатовым, Мамон товым, Безрядиным и Логиновым обязались работать так, чтобы вагоны их поездасде лали пробег в 100 тысяч километров без отцепки от поезда. Они обязались также своими средствами подготовить состав к работе в зимних условиях. Весь мелкий ремонт бригады производят своими силами. Выходя в первый рейс, коллектив тща тельно осмотрел вагоны, провел большую подготовительную работу. Зная, чго в поезд включен мягкий вагон, не прошед ший после ремонта обкатки, и что под шипники этого вагона будут во время дви жения поезда греться, бригада несколько раз производила пришабровку подшипников, не допустив отцепки вагона. В настоящее время вагон в полной исправности. Исключительно внимательно относятся в своим обязанностям проводники вагонов тт. Шальнев, Ярославцев, Степаиищева, Сонина и другие. Ал. ЛАМАШ. Успехиработников станции Придача Путейцы ст. Придача обязались ко Дню железнодорожника закончить выполнение плана летних путевых работ. Свое слово они держат. Из 11 км. главного пути уже отремон тировано 10. Работы выполнены на 9 дней раньше графика. Вместо о стрелочных пе реводов отремонтировано 4. Дефектных рельсов заменено 14 вместо 5 по графику.) В общемплан уже выполнен на 85 прощ Особенно хорошо работают бригадир пу ти т. Осипов и старшие рабочие тт. Бучи» п Худяков. Они умело организуют работы и ежедневно выполняют нормы иа 145 — 150 процентов. Неплохо проявляют себя и движеппы. План выгрузки за июнь они выполнилина 120 проц., а за 10 дней июля — на 130 проц. Все поезда отправляются по графи ку. Не было пи одного случая задержки поездов. Дежурный п0 станции И. К. Куприенко, проработавший на транспорте 40 лет, бы стро производит приемкуиотправление по ездов. По-стахановски работает и состави тельпоездовт. Гончаров. Он в полномсмыс ле слова мастер скоростной обработки местных поездов. Вместо 40 минут т. Гон чаров успевает сделать отпепку и при цепку вагонов в 20—25 минут. Весовщи ца т. Кузнецова допилась сокращения простоя вагонов под погрузкой и выгруз кой на 30—40 минут. V *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz