Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)
К О Г Л М У Н А 12 ИЮЛЯ 1947 г., № 136 (5150) Опреодолении пережитков капитализма в сознании людей Советское общество идет вперед по пути завершения построения социализма и по степенного перехода от социализма к коммунизму. В связи с этим особое значе ние приобретает коммунистическое воспи тание трудящихся — строителей комму низма. Важнейшей составной частью дела ком мунистического воспитания является пре- Победа социализма в нашей стране яв ляет самый яркпй пример того, как рере- довые революционные идеи овладевают массами, воплощаются в жизнь. Гениаль ное учение Ленина — Сталина о возмож ности построения социализма в СССР во оружило идейно рабочий класс, миллионы трудящихся, дало ясную перспективу, веру в победу социализма и воодушевило их на великий исторический подвиг. Партия большевиков добилась изумительных успе хов в политическом просвещении народа, в воспитании социалистического сознания у советских людей. И это сыграло большую мобилизующую и организующую роль в великом творческом созидательном труде советского народа. Во имя великой цели родилась великая энергия. Партия больше виков организовала и направила силы и энергию советского народа иа построение социализма. Победа социализма во всех областях эко номической и общественной жизни в корне изменила общественное бытие советского народа. Незыблемой основой советского общества стала социалистическая система хозяйства и социалистическая собствен ность на средства производства. Ликвиди рованы эксплоататорские классы и причи ны, порождающие экеплоатаппю человека человеком. Победил колхозный ^грой. По давляющее большинство населения нашей страны непосредственно связано с социали стическим производством. Материальное благополучие советского парода зависит от роста общественного, социалистического хозяйства, от увеличения мощи и богат ства советского государства. Процесс строительства социализма явил ся в то же время процессом переделки са мих трудящихся. Коренное изменение об щественного бытия советских людей обу словило переворот и в области сознания. В корне изменилось отношение к труду . и Социализм — первая фаза коммунизма. «Мы имеем здесь,— указывал К. Маркс,— дело не с таким коммунистическим обще ством, которое развилось на своей собст венной основе, а с таким, которое, наобо рот, только что выходит как раз из капи талистического общества и которое поэто му во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло» (К. Маркс. Избран ные произведения, пзд. 1940 г., т. II, стр. 452). «Р одимыми пятнами» капитализма в сознании людей являются взгляды, при вычки, нормы поведения в обществе и семье, унаследованные от капиталисти ческого строя. Это — пережитки, потому что они не свойственны нашему социали стическому обществу, не имеют почвы в советском строе, чужды ему и являются именно пережитками старых капиталисти ческих общественных отношений. Переход от капитализма к коммунизму— великая историческая полоса в развитии человечества. Это — не просто переход от одной общественно-экономической форма ции к другой, как, скажем, от рабовла дельческого строя к феодализму или от феодализма к капитализму, а переход ст общества классового к обществу бесклассо вому. Общей чертой всех досоциалистических формаций (за исключением первобытно-об щинного строя) является частная собст венность на средства производства, суще ствование на этой почве эксплоатации че ловека человеком. При переходе от капитализма к социа лизму в корне меняется способ производ ства, изменяется характер собственности. Основой социалистического строя стано вится общественная собственность па средства производства. Па основе измене ния условий материальной жизни обще ства совершается «революция в умах». Советские люди, осуществляя гениаль ный ленинско-сталинский план индустриа лизации страны и коллективизации сель ского хозяйства, идейно закалялись и рос ли. В горниле социалистического строи тельства менялась природа советского че ловека. Однако сознание людей отстает от их экономического положения. Например, колхозник по своему положению коллек тивист, ибо колхоз — социалистическое предприятие, но мы знаем, что у части колхозников еще не уничтожены частно индивидуалистические пережитки в созна нии. | Марксизм-ленинизм учит, что обществен ное сознание определяется общественным бытием, материальными условиям!! жиз ни людей. Но это вовсе не значит, что общественное сознание автоматически и одновременно изменяется с изменением эко номических условий жизни общества. Сна чала изменяются внешние условия, бытие, а затем соответственно изменяется созна ние. Сознание отстает от развития мате риальных условий жизни общества. Имен но в связи с этим в сознании людей дли тельное время сохраняются пережитки одоление пережитков капитализма в созна нии советских людей. Успешное преодоле ние взглядов, привычек, предрассудков, унаследованных от старого общества и еще сохранившихся в той или иной мере у наших людей, — мощное средство уско рения движения советского общества к коммунизму. » собственности. Идеология братства и друж бы народов способствовала созданию неви данного в истории тесного содружества равноправных народов в рамках единого Союза ССР. Выросла и приобрела величай шую роль такая животворящая сила, как, советский патриотизм, сложились новые моральные нормы, новые отношения в семье, новые взгляды н привычки —- но вые качества людей социалистического общества. Передовое.социалистическое ми ровоззрение стало достоянием миллионов трудящихся нашей страны. В резолюции XVIII с’езда ВКП(б) было указано: «тру дящиеся СССР в подавляющей массе являются активными и сознательными строителями бесклассового социалистиче ского общества, коммунизма». Все эти изменения в общественной жиз ни и сознании советского народа — ре зультат многолетней, упорной, целеустрем ленной и планомерной его борьбы под руководством партии Ленина — Сталина. Значение большевистскою воспитания советских людей с* всей силой.сказалось в годы Великой Отечественной войны. Исто рическая победа советскою народа над не мецкими фашистами и японскими агрессо рами явилась свидетельством не только военного, экономического и политического превосходства советского строя, но и мо рального превосходства советских людей пая людьми старого мира. «Каждый день,— говорит тов. Жданов,— поднимает наш народ все выше и выше. Мы сегодня не те, что были вчера,чи завт ра будем не те, что были сегодня. Мы уже не те русские, какими были до 1917 года, и Русь у нас уже не та, и характер у нас не тот. Мы изменились и выросли вместе с теми величайшими преобразова ниями, которые в керне изменили облик нашей страны». I . старых взглядов, представлений, предрас судков. В своем классическом труде «Анархизм или социализм?» товарищ Сталин писал, что «сначала изменяются экономические условия, а' затем соответственно изме няется сознание людей». Далее товарищ Сталин подчеркивает: «Если сознание людей, их нравы и обычаи определяются внешними условиями, если негодность юридических и политических форм зиждет ся на экономическом содержании, то ясно, что мы должны способствовать коричному переустройству экономических отношений, чтобы вместе с ними в корне изменились правы и обычаи народа и его политические порядки» (Соч., т. I, стр. 319— 320). Товарищ Сталин указывал, что «дикие» чувства и взгляды порождены строем, ос нованным на частной собственности, что «наступает новое время, время социали стического производства,— и что же уди вительного, если чувства и разум людей проникнутся социалистическими стремле ниями». (Там же, стр. 338). Самым глубоким пережитком старого ми ра является стремление жить з;) счет дру гих. «Человек человеку волк», — такова мораль общества, основанного на эксплоа- тации человека человеком. «Старое обще ство, — говорил Ленин, — было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, ли бо ты рабовладелец, либо ты раб». Вся обстановка капиталистического об щества, основанного иа частной собствен ности, доводит до крайности антагонизм между личностью п обществом. Буржуаз ный строй разжигает, порождает звериные инстинкты у людей. Самым отвратительным выражением этого является фашизм с его идеологией расовой ненавпетп. В противоположность буржуазному инди видуализму коренной чертой советского ми ровоззрения является коллективизм. Только в социалистическом обществе, основанном на общественной собственности, сложились условия для духовного обновления челове ка. Отсутствие частной собственности и ан тагонистических классов, общественная собственность на средства производства п коллективный труд, общность Интересов рабочих, крестьян и интеллигенции, друж но строящих коммунистическое общество, — все эти условия содействуют глубокому изменению сознания у людей. Советские люди научились понимать, что личное благополучие каждого зависит от благополучия общества в целом. Они на собственном опыте убедились, что личность может полностью развернуть все свои спо собности только* в социалистическом обще стве. Советскому человеку чужды ппдпви- дуализм, узкий горизонт обывательских интересов, ограниченный мирок мещанина. Советский человек привык считать общее дело своим насущным делом. Он поднялся на такую высоту, что смог осмыслить и понять общенародные, государственные ин тересы. Простой человек в советской стр; - не стал участвовать в управлении госу дарством, стал творцом новой жизгуд, вер шителем судеб своей страны. Л Е К Ц И Я В , П Л А Т К О В С К О Г О ☆ ☆ ' Советский патриотизм, с такой силой проявившийся у нас в годы военных испы таний, беззаветная любовь к социалисти ческой Родине является коренной чертой нового мировоззрения и новой морали со ветских людей. Бессмертные подвиги Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, героев Краснодона, Александра Матросова и мно гих тысяч героев Отечественной войны, за щитников социалистического отечества, по казали, как глубоко в сознание народных масс проникли советский патриотизм, чув ства глубочайшей любви и беспредельной преданности любимой отчизне. Советский патриотизм роднит всех граждан СССР, гармонически сочетает национальные тра диции народов СССР и общие жизненные интересы всех трудящихся нашей страны. В нашей советской стране трудящиеся впервые в истории получили возможность работать на себя, а не на юспод. В социа листическом обществе уничтожена экспло- атация человека человеком, устранена воз можность жить одним за счет труда других. «Кто не работает,— тот не ест»,— таков за кон социализма. В нашей стране труд яв ляется источником благополучия и мерилом доблести каждого гражданина. Новые об щественные отношения, сложившиеся у нас в процессе социалистического произ водства,—отношения взаимопомощи и сот рудничества— обусловили и новое отноше ние к труду. Самоотверженный труд со ветских людей в тылу обеспечил истори ческие победы Советской Армии в борьбе с немецкими захватчиками. И эти же люди ныне совершают чудеса героизма, возрож дая к жизни Днепрогэс, тысячи заводов и фабрик, рудников и шахт, рабочих посел ков и городов, разрушенных врагом. Социалистическое соревнование и стаха новское движение являются ярким выраже нием этого нового отношения к труду. Од нако было бы неправильно утверждать, что у нас уже все трудящиеся стали передовы ми и сознательными людьми. Есть еще у нас отсталые люди, которые ставят свои личные интересы выше общественных; они непрочь жить на счет общества. Есть в нашей • стране люди, которые нерадиво относятся к труду, расхи щают общественную собственность, зани маются взяточничеством, спекуляцией. Есть еще у нас прогульщики, лодыри, бракоде лы, рвачи. Среди колхозников имеются от сталые люди, которые стараются увиль нуть от работы в общественном хозяйстве. Отсталые люди составляют незначитель ное меньшинство трудящихся нашей страны, и тем острее — на фоне огромного роста сознательности и морально-полити ческого единства всего народа — необхо димость их перевоспитания. Воспитание социалистического отноше ния к труду и к общественной собственно сти каждого рабочего и каждого крестья нина является важнейшим условием новых успехов социалистического строительства. «Коммунизм, — указывал Ленин,— начи нается там, где появляется самоотвержен ная, преодолевающая тяжелый труд, забота рядовых рабочих об увеличении производи тельности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся не работающим лично и не их «ближпим»к а «дальним», т.-е. всему обществу в целом, десяткам и сотням мил лионов людей...» (Соч., том XXIV, стр. 342). В нашей стране, где фабрики, заводы, земля, транспорт являются собственностью народа, где материальное благополучие людей находится в прямой зависимости от роста социалистической собственности, социалистического хозяйства, естественно у советских людей вырабатывается хозяй ское, бережливое отношение к социалисти ческой собственности. Советские люди справедливо считают воров, жуликов, каз нокрадов злейшими врагами народа. Но, к сожалению, есть у нас люди, которые не радиво, не по-хозяйски, безразлично отно сятся к социалистической собственности и тем самым, по существу, попустительству ют, способствуют хищениям. Есть и среди руководителей предприятий ц учреждений такие люди, которые часто проявляют щедрость за счет государства. Известны также случаи, когда отсталая часть колхозников, а также отдельные ру ководители колхозов, занимались расхище нием колхозного имущества, общественных земель, грубым нарушением Устава сель скохозяйственной артели. Советское госу дарство сурово наказывает людей, поку шающихся на общественную, сопиалистаче скую собственность. Решения ЦК ВКП(б) и советского правительства по колхозному строительству направлены на решительную борьбу против тех, кто подрывает основы колхозной) строя и тем самым ослабляет мощь нашего государства. Борьба против нерадивого и хищниче ского отношения к социалистической соб ственности имеет особенно большое значе ние сейчас, когда советское государство экономит каждую копейку, каждый кило грамм хлеба, металла, которые так необхо димы для быстрейшего восстановления на родного хозяйства. Огромное значение имеет Указ Президи ума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и обществен ного имущества». Этот указ содействует усилению борьбы против каждого, кто по кушается на государственную и колхозно- кооперативную собственность — основу мощи, советского общества. Советское государство последовательно применяет законы о наказании за прогу лы, решительными мерами борется против хулиганства, спекуляции, взяточничества п других нарушений правил советского ■общежития. Указы Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. преду сматривают‘суровые меры наказания за кражу, присвоение растрату или иное хищение государственной, колхозно-коопе ративной общественной собственности. В целях усиления охраны личной соб ственности граждан Президиум Верхов ного Совета СССР устанавливает суровую кару за кражу, разбой и другие формы покушения на личную собственность граж дан. Эти мероприятия советской власти, направленные- на усиление охраны об щественной собственности — основы со циалистического строя, — а также лич ной собственности граждан, с большим удовлетворением восприняты советским народом. ядом национализма, Надо также постоян но помнить, что Империалисты ни на один момент не прекращает своих попыток про тащить в пашу страну реакционные б у г жуа-ные взгляды. Пережитки капитализма в сознании лю дей в области национального вопроса враж дебны духу советского общества, они по рождают нездоровые явления среди отдель ных, наиболее отсталых людей, мешают делу дальнейшего сплочения и укрепления дружбы народов нашей страны. Борьба за полное преодоление этих пережитков яв ляется важнейшей составной частью ком мунистического воспитания трудящихся. Одним из наиболее вредных пережитков капитализма, встречающихся у отдельных советских граждан, является низкопоклон ство перед современной буржуазной куль турой. Господствующие классы царской России с презрением относились к народу, унижа ли его национальное достоинство, ползали на коленях перед иностранцами. Дело • до шло до того, что в XIX веке многие пред^ ставители господствующих классов даже забыли свой родной язык и разговаривали только на французском языке. Они все больше и больше попадали в рабское поло жение в отношении иностранной культуры. Из истории борьбы за социализм мы знаем, что троцкистско-бухаринские преда тели пресмыкались перед буржуазией сво ей и чужеземной, выполняли ее волю под прикрытием громких фраз. Центральный Комитет нашей партии вскрыл факты безидейности, низкопоклон* ства перед буржуазной культурой в от дельных произведениях советской литера туры и искусства. Решения ЦК ВКП(б) о журналах «Ленинград» и «Звезда», о фильме «Большая жизнь» и доклад товарища Жданова об этих решениях ЦК ‘сыграли огромную роль в под’еме идеоло гической работы в СССР. Партия требует решительной и беспо щадной борьбы против всех проявлений низкопоклонства перед буржуазной куль турой. Надо разоблачать капиталистиче ские порядки, социальный и национальный гнет при капитализме, разоблачать фальшь буржуазной демократии, упадок и загнива ние буржуазной культуры, показывать ве личайшие преимущества социалистической культуры, социалистической демократии. Выступая перед фронтовыми агитатора ми в августе 1943 года, М. И. Калинин го ворил: «Каждый, в том числе и русские, ] Вполне понятно, что пережитки капита лизма в сознании людей сами по себе не отомрут, не исчезнут. Партия большеви ков использует все формы и средства поли тического, идейного воспитания—печать, радио, общественные науки, литературу и искусство, — чтобы вытравить из сознания отсталых советских людей пережитки старо го мира. В этом деле решающая роль принадлежит нашей советской интеллиген ции, армии большевистских пропаганди стов и агитаторов, работников науки и литературы, учителей и деятелей искус ства. Партия большевиков придает исключи тельное значение коммунистическому вос питанию трудящихся. Воспитание комму нистического отношения к труду и к со циалистической собственности, борьба за укрепление производственной государ ственной дисциплины на предприятиях, в учреждениях, в колхозах, всемерное укрепление государственной и колхозно- кооперативной собственности, является первейшей задачей воспитательной, про светительной деятельности коммунистов в массах. Основой коммунистического воспитания является пропаганда марксизма-лениниз ма — самого передового научного мировоз зрения, воспитание советской националь ной гордости, преданности советской Го гине, великим идеям Ленина-Сталина. По литически просвещать все слои населения, повышать идейную убежденность, целе устремленность и организованность каждо го советского человека—важнейшая зада ча коммунистического воспитания. Советскому народу присущи оптимизм, вера в будущее, бодрость туха. Эта вера основана на глубоком убеждении в правоте великого дела Ленина—Сталина, в пра вильности политического руководства большевистской партии. Воспитывать у всех советских людей бодрость духа, смелость и мужество, правдивость, честность, предан ность политике советского государства и нашей партии — важнейшая задача на шей идеологической работы. Необходимо еще глубже воспитывать у всех советских граждан благородные чув ства советского патриотизма, постоянную заботу о благе Родины, мужество и .стой- кость в преодолении трудностей, ненависть гордится своей национальностью, да и не Может не гордиться: ведь он же сын сво его народа! Этот момент очень важен, имеет очень большое значение, и в агита ционной работе его надо всегда иметь в ви ду. Воспитывайте в наших людях советский Патриотизм, национальную гордость, напо минайте каждому бойцу о героических тра дициях его народа, о его прекрасном эпосе, литературе, о великих людях — полковод цах и военачальниках, о борцах за осво бождение народных масс». Человек, много сделавший для упроче ния дружбы советских народов, Михаил Иванович Калинин призывал всех граждан многонационального нашего государства проникнуться великой миссией, возложен ной историей на трудящихся Советского Союза. «...Мы,—говорил М. И. Калинин,— являемся первыми строителями социализ ма. История предоставила нам такую честь. Подумайте только — что это значит! Прой дёт тысяча лет, человечество будет изу чать историю социализма, при этом оно бу дет восхищаться и удивляться, что столь простые люди были первыми строителями социализма. Это — величайший почет... Мысль о том, что нас когда-то будут вспо минать за великий исторический подвиг в интересах всего человечества, эта мысль не может не вдохновлять и не воодушевлять нас теперь...» В этих словах выдающегося деятеля большевистской партии н советского госу дарства выражена законная гордость за наш народ, за советскую Родину. Советский, народ сумел под руководством парши боль шевиков осуществить мечту лучших умов человечества — построить социализм, со здать высшую форму демократии — социалистическую демократию. СССР спас мировую цивилизацию от фашистских по громщиков и ныне идет во глав?, всего прогрессивного человечества. Советские люди имеют все основания гордиться своей советской социалистической Родиной, ее успехами и завоеваниями. На XVIII с’езде ВКП(б) товарищ Сталин говорил, что «...последний советский гражданин, свобод ный от цепей капитала, стоит головой выше любого зарубежного высокопостав ленного чинуши, влачащего на плечах ярмо капиталистического рабства...» Борьба против всякого проявления низ копоклонства перед буржуазной культурой, воспитание советской национальной гордо сти являются важнейшей политической за дачей нашей идеологической воспитатель- I ной работы. к врагам и беззаветную готовность до по следнего дыхания защищать свободу и не зависимость отечества. Коммунистическая мораль требует неослабной, самоотвер женной борьбы за укрепление могущества социалистической Родины, за благо на рода, за высокие идеалы Ленина—Сталина. Все до сих пор существовавшие формы общества развивались стихийно и неорга низованно. Только с социализма начинает ся подлинная история, когда общественная жизнь целиком подчиняется научным на чалам, развивается по строго научному пла ну, сознательно и организованно направ ляется к великой цели — к коммунизму. Коммунизм возможен только при условии высокой культуры, политической сознатель- | ноети и новых моральных качеств всех граждан. Человек коммунистического обще ства должен быть образованным, все сторонне развитым, честным, правдивым, смелым человеком, ненавидящим всякую форму эксп шатании человека человеком Он должен быть новатором, творцом, организа тором, коллективистом. «Быть коммунистом — значит дёрзать, думать, хотеть, сметь». (Маяковский). Советскому мировоззрению чужда пустая маниловская мечтательность. Оно по свое* му духу — творческое, активное, револю ционное миросозерцание. Задача всей идеологической работы состоит в воспита нии духа величайшей активности, творче ской энергии в борьбе за победу комму низма. Воодушевленный высокими идеалами коммунизма, сплоченный вокруг больше вистской партии и вождя народов—вели кого Сталина, советский народ единым фронтом уверенно идет вперед. Своим творческим героическим трудом совет ский народ залечивает раны войны, восстанавливает народное хозяйство, с большевистским упорством и стойкостью преодолевает неизбежные послевоенные трудности, чтобы построить величествен ное здание коммунизма, «удобное для жизни народа, просторное, Полное света и солнца» (Молотов). I I I . Одним пз проявлений пережитков капи тализма в сознании и в поведении людей является бюрократизм. В работе отдель ных организаций и пх служащих еще не изжиты чванство, высокомерие, порой пря мое хамство но отношению к нуждам и за просам трудящихся, бумажная волокита, зажим критики. В советском государстве это абсолютно нетерпимо. К разновидно стям бюрократизма относятся также не правильные методы подбора и расстанов ки кадров, семейственность в этом деле, формально _ бюрократический, бумажный подход к изучению кадров, грубое наруше ние большевистского метода оценки кад ров по их политическим п деловым каче ствам. Против всех проявлений бюрократизма наша большевистская партия ведет непри миримую борьбу. Товарищ Сталин указы вает: «Опасность бюрократизма состоит, прежде всего, в том, что он держит под спудом колоссальные резервы, таящиеся в недрах нашего строя, не давая их ис пользовать, старается свести на-нет твор ческую инициативу масс, сковывая ее канцелярщиной, и ведет дело к тому, что бы каждое новое начинание партии пре вратить в мелкое и никчемное крохоборче- ство. Опасность бюрократизма состоит, во- вторых, в том, что он не терпит проверки исполнения и пытается превратить основ ные указания руководящих организаций в пустую бумажку, оторванную от живой жизни («Вопросы ленинизма», изд. 10, стр. 401). Дальнейший под’ем культуры п поли тической активности трудящихся, развер тывание критики и самокритики, воспита ние большевистского стиля в работе явля ются важнейшим средством полного иско ренения таких позорных явлений, как бю рократизм. К числу Пережитков старого относятся религиозные предрассудки и суеверие. Борьба за преодоление этих пережитков должна проводиться терпеливо, настойчиво, последовательно, путем поднятия общего образования и дальнейшего роста культу ры всех слоев населения, путем широкой пропаганды единственно научного матери алиста чеекого мировоззрения. Пережитки капитализма в быту весьма живучи. Они, например, проявляются в легкомысленном, несерьезном отношении к семье, в недостойном советского гражда нина отношении к женщине, в фактах бы тового разложения... Против подобных нездоровых явлении в быту необходимо создавать общественное мнение, настроение нетерпимости в отно шении лиц, порочащих своим недоетойпым поведением высокое звание гражданина СССР. IV СОВЕЩАНИЕ ПО ВЫСШЕМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИКАХ Товарищ Сталин указывает, что «пере житки капитализма в сознании людей го раздо более живучи в области националь ного вопроса, чем в любой другой области. Они более живучи, так как имеют возмож ность хорошо маскироваться в националь ном костюме» («Вопросы ленинизма», изд. 11, стр. 474). В нашей стране впервые в истории человечества успешно разрешен нацпо” нальпын вопрос. Ленинск -;талопекая национальная политика большевистской партии привела к созданию могучего мно гонационального государства, основанного на нерушимой дружбе равноправных наро дов СССР. Восторжествовавшая у нас пе редовая идеология дружбы ■' братства на родов явилась одним из важнейших усло вий успехов социалистического строитель ства и великой победы в Отечественной войне. Но все же у отдельных наших граждан еще остались националистические пере житки. Особенно значительны подобные пережитки в районах, недавно ставших говетекпмп— в Прибалтике, в Западной Украине и т. д. Нельзя забывать, что ща временно ок купированных территориях фашистские из верги стремились отравить сознание людей 10 июля в Министерстве высшего обра зования СССР закончилось совещание по улучшению высшего педагогического об разования в союзных республиках. В нем участвовали заместитель Министра высше го образования СССР тов. Светлов, замести тели министров и начальники главных уп равлений высшей школы министерств про свещения союзных республик. Сейчас в стране 319 педагогических и учительских институтов, в которых обу чается 130 тысяч студентов. 152 тысячи педагогов вузы готовят заочно. Совещание обсудило вопросы улучшения руководства высшими педагогическими учебными заве дениями в союзных республиках. С докла- : дом на эту тему выступил начальник от дела педагогических вузов Министерства высшего образования СССР проф. Шимбп- рев. Участники совещания обсудили пробле мы подготовки преподавательских кадров для педагогических высших учебных заве дений, главным образом через аспирантуру. Разработаны для педагогических вузов новые учебные планы, позволяющие студен там уделять больше внимания самостоя тельной учебной работе. (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz