Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

К О Г Л М У Н А 12 ИЮЛЯ 1947 г., № 136 (5150) Опреодолении пережитков капитализма в сознании людей Советское общество идет вперед по пути завершения построения социализма и по­ степенного перехода от социализма к коммунизму. В связи с этим особое значе­ ние приобретает коммунистическое воспи­ тание трудящихся — строителей комму­ низма. Важнейшей составной частью дела ком­ мунистического воспитания является пре- Победа социализма в нашей стране яв­ ляет самый яркпй пример того, как рере- довые революционные идеи овладевают массами, воплощаются в жизнь. Гениаль­ ное учение Ленина — Сталина о возмож­ ности построения социализма в СССР во оружило идейно рабочий класс, миллионы трудящихся, дало ясную перспективу, веру в победу социализма и воодушевило их на великий исторический подвиг. Партия большевиков добилась изумительных успе­ хов в политическом просвещении народа, в воспитании социалистического сознания у советских людей. И это сыграло большую мобилизующую и организующую роль в великом творческом созидательном труде советского народа. Во имя великой цели родилась великая энергия. Партия больше­ виков организовала и направила силы и энергию советского народа иа построение социализма. Победа социализма во всех областях эко­ номической и общественной жизни в корне изменила общественное бытие советского народа. Незыблемой основой советского общества стала социалистическая система хозяйства и социалистическая собствен­ ность на средства производства. Ликвиди­ рованы эксплоататорские классы и причи­ ны, порождающие экеплоатаппю человека человеком. Победил колхозный ^грой. По­ давляющее большинство населения нашей страны непосредственно связано с социали­ стическим производством. Материальное благополучие советского парода зависит от роста общественного, социалистического хозяйства, от увеличения мощи и богат­ ства советского государства. Процесс строительства социализма явил­ ся в то же время процессом переделки са­ мих трудящихся. Коренное изменение об­ щественного бытия советских людей обу­ словило переворот и в области сознания. В корне изменилось отношение к труду . и Социализм — первая фаза коммунизма. «Мы имеем здесь,— указывал К. Маркс,— дело не с таким коммунистическим обще­ ством, которое развилось на своей собст­ венной основе, а с таким, которое, наобо­ рот, только что выходит как раз из капи­ талистического общества и которое поэто­ му во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло» (К. Маркс. Избран­ ные произведения, пзд. 1940 г., т. II, стр. 452). «Р одимыми пятнами» капитализма в сознании людей являются взгляды, при­ вычки, нормы поведения в обществе и семье, унаследованные от капиталисти­ ческого строя. Это — пережитки, потому что они не свойственны нашему социали­ стическому обществу, не имеют почвы в советском строе, чужды ему и являются именно пережитками старых капиталисти­ ческих общественных отношений. Переход от капитализма к коммунизму— великая историческая полоса в развитии человечества. Это — не просто переход от одной общественно-экономической форма­ ции к другой, как, скажем, от рабовла­ дельческого строя к феодализму или от феодализма к капитализму, а переход ст общества классового к обществу бесклассо­ вому. Общей чертой всех досоциалистических формаций (за исключением первобытно-об­ щинного строя) является частная собст­ венность на средства производства, суще­ ствование на этой почве эксплоатации че­ ловека человеком. При переходе от капитализма к социа­ лизму в корне меняется способ производ­ ства, изменяется характер собственности. Основой социалистического строя стано­ вится общественная собственность па средства производства. Па основе измене­ ния условий материальной жизни обще­ ства совершается «революция в умах». Советские люди, осуществляя гениаль­ ный ленинско-сталинский план индустриа­ лизации страны и коллективизации сель­ ского хозяйства, идейно закалялись и рос­ ли. В горниле социалистического строи­ тельства менялась природа советского че­ ловека. Однако сознание людей отстает от их экономического положения. Например, колхозник по своему положению коллек­ тивист, ибо колхоз — социалистическое предприятие, но мы знаем, что у части колхозников еще не уничтожены частно­ индивидуалистические пережитки в созна­ нии. | Марксизм-ленинизм учит, что обществен­ ное сознание определяется общественным бытием, материальными условиям!! жиз­ ни людей. Но это вовсе не значит, что общественное сознание автоматически и одновременно изменяется с изменением эко­ номических условий жизни общества. Сна­ чала изменяются внешние условия, бытие, а затем соответственно изменяется созна­ ние. Сознание отстает от развития мате­ риальных условий жизни общества. Имен­ но в связи с этим в сознании людей дли­ тельное время сохраняются пережитки одоление пережитков капитализма в созна­ нии советских людей. Успешное преодоле­ ние взглядов, привычек, предрассудков, унаследованных от старого общества и еще сохранившихся в той или иной мере у наших людей, — мощное средство уско­ рения движения советского общества к коммунизму. » собственности. Идеология братства и друж­ бы народов способствовала созданию неви­ данного в истории тесного содружества равноправных народов в рамках единого Союза ССР. Выросла и приобрела величай­ шую роль такая животворящая сила, как, советский патриотизм, сложились новые моральные нормы, новые отношения в семье, новые взгляды н привычки —- но­ вые качества людей социалистического общества. Передовое.социалистическое ми­ ровоззрение стало достоянием миллионов трудящихся нашей страны. В резолюции XVIII с’езда ВКП(б) было указано: «тру­ дящиеся СССР в подавляющей массе являются активными и сознательными строителями бесклассового социалистиче­ ского общества, коммунизма». Все эти изменения в общественной жиз­ ни и сознании советского народа — ре­ зультат многолетней, упорной, целеустрем­ ленной и планомерной его борьбы под руководством партии Ленина — Сталина. Значение большевистскою воспитания советских людей с* всей силой.сказалось в годы Великой Отечественной войны. Исто­ рическая победа советскою народа над не­ мецкими фашистами и японскими агрессо­ рами явилась свидетельством не только военного, экономического и политического превосходства советского строя, но и мо­ рального превосходства советских людей пая людьми старого мира. «Каждый день,— говорит тов. Жданов,— поднимает наш народ все выше и выше. Мы сегодня не те, что были вчера,чи завт­ ра будем не те, что были сегодня. Мы уже не те русские, какими были до 1917 года, и Русь у нас уже не та, и характер у нас не тот. Мы изменились и выросли вместе с теми величайшими преобразова­ ниями, которые в керне изменили облик нашей страны». I . старых взглядов, представлений, предрас­ судков. В своем классическом труде «Анархизм или социализм?» товарищ Сталин писал, что «сначала изменяются экономические условия, а' затем соответственно изме­ няется сознание людей». Далее товарищ Сталин подчеркивает: «Если сознание людей, их нравы и обычаи определяются внешними условиями, если негодность юридических и политических форм зиждет­ ся на экономическом содержании, то ясно, что мы должны способствовать коричному переустройству экономических отношений, чтобы вместе с ними в корне изменились правы и обычаи народа и его политические порядки» (Соч., т. I, стр. 319— 320). Товарищ Сталин указывал, что «дикие» чувства и взгляды порождены строем, ос­ нованным на частной собственности, что «наступает новое время, время социали­ стического производства,— и что же уди­ вительного, если чувства и разум людей проникнутся социалистическими стремле­ ниями». (Там же, стр. 338). Самым глубоким пережитком старого ми­ ра является стремление жить з;) счет дру­ гих. «Человек человеку волк», — такова мораль общества, основанного на эксплоа- тации человека человеком. «Старое обще­ ство, — говорил Ленин, — было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, ли­ бо ты рабовладелец, либо ты раб». Вся обстановка капиталистического об­ щества, основанного иа частной собствен­ ности, доводит до крайности антагонизм между личностью п обществом. Буржуаз­ ный строй разжигает, порождает звериные инстинкты у людей. Самым отвратительным выражением этого является фашизм с его идеологией расовой ненавпетп. В противоположность буржуазному инди­ видуализму коренной чертой советского ми­ ровоззрения является коллективизм. Только в социалистическом обществе, основанном на общественной собственности, сложились условия для духовного обновления челове­ ка. Отсутствие частной собственности и ан­ тагонистических классов, общественная собственность на средства производства п коллективный труд, общность Интересов рабочих, крестьян и интеллигенции, друж­ но строящих коммунистическое общество, — все эти условия содействуют глубокому изменению сознания у людей. Советские люди научились понимать, что личное благополучие каждого зависит от благополучия общества в целом. Они на собственном опыте убедились, что личность может полностью развернуть все свои спо­ собности только* в социалистическом обще­ стве. Советскому человеку чужды ппдпви- дуализм, узкий горизонт обывательских интересов, ограниченный мирок мещанина. Советский человек привык считать общее дело своим насущным делом. Он поднялся на такую высоту, что смог осмыслить и понять общенародные, государственные ин­ тересы. Простой человек в советской стр; - не стал участвовать в управлении госу­ дарством, стал творцом новой жизгуд, вер­ шителем судеб своей страны. Л Е К Ц И Я В , П Л А Т К О В С К О Г О ☆ ☆ ' Советский патриотизм, с такой силой проявившийся у нас в годы военных испы­ таний, беззаветная любовь к социалисти­ ческой Родине является коренной чертой нового мировоззрения и новой морали со­ ветских людей. Бессмертные подвиги Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, героев Краснодона, Александра Матросова и мно­ гих тысяч героев Отечественной войны, за­ щитников социалистического отечества, по­ казали, как глубоко в сознание народных масс проникли советский патриотизм, чув­ ства глубочайшей любви и беспредельной преданности любимой отчизне. Советский патриотизм роднит всех граждан СССР, гармонически сочетает национальные тра­ диции народов СССР и общие жизненные интересы всех трудящихся нашей страны. В нашей советской стране трудящиеся впервые в истории получили возможность работать на себя, а не на юспод. В социа­ листическом обществе уничтожена экспло- атация человека человеком, устранена воз­ можность жить одним за счет труда других. «Кто не работает,— тот не ест»,— таков за­ кон социализма. В нашей стране труд яв­ ляется источником благополучия и мерилом доблести каждого гражданина. Новые об­ щественные отношения, сложившиеся у нас в процессе социалистического произ­ водства,—отношения взаимопомощи и сот­ рудничества— обусловили и новое отноше­ ние к труду. Самоотверженный труд со­ ветских людей в тылу обеспечил истори­ ческие победы Советской Армии в борьбе с немецкими захватчиками. И эти же люди ныне совершают чудеса героизма, возрож­ дая к жизни Днепрогэс, тысячи заводов и фабрик, рудников и шахт, рабочих посел­ ков и городов, разрушенных врагом. Социалистическое соревнование и стаха­ новское движение являются ярким выраже­ нием этого нового отношения к труду. Од­ нако было бы неправильно утверждать, что у нас уже все трудящиеся стали передовы­ ми и сознательными людьми. Есть еще у нас отсталые люди, которые ставят свои личные интересы выше общественных; они непрочь жить на счет общества. Есть в нашей • стране люди, которые нерадиво относятся к труду, расхи­ щают общественную собственность, зани­ маются взяточничеством, спекуляцией. Есть еще у нас прогульщики, лодыри, бракоде­ лы, рвачи. Среди колхозников имеются от­ сталые люди, которые стараются увиль­ нуть от работы в общественном хозяйстве. Отсталые люди составляют незначитель­ ное меньшинство трудящихся нашей страны, и тем острее — на фоне огромного роста сознательности и морально-полити­ ческого единства всего народа — необхо­ димость их перевоспитания. Воспитание социалистического отноше­ ния к труду и к общественной собственно­ сти каждого рабочего и каждого крестья­ нина является важнейшим условием новых успехов социалистического строительства. «Коммунизм, — указывал Ленин,— начи­ нается там, где появляется самоотвержен­ ная, преодолевающая тяжелый труд, забота рядовых рабочих об увеличении производи­ тельности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся не работающим лично и не их «ближпим»к а «дальним», т.-е. всему обществу в целом, десяткам и сотням мил­ лионов людей...» (Соч., том XXIV, стр. 342). В нашей стране, где фабрики, заводы, земля, транспорт являются собственностью народа, где материальное благополучие людей находится в прямой зависимости от роста социалистической собственности, социалистического хозяйства, естественно у советских людей вырабатывается хозяй­ ское, бережливое отношение к социалисти­ ческой собственности. Советские люди справедливо считают воров, жуликов, каз­ нокрадов злейшими врагами народа. Но, к сожалению, есть у нас люди, которые не­ радиво, не по-хозяйски, безразлично отно­ сятся к социалистической собственности и тем самым, по существу, попустительству­ ют, способствуют хищениям. Есть и среди руководителей предприятий ц учреждений такие люди, которые часто проявляют щедрость за счет государства. Известны также случаи, когда отсталая часть колхозников, а также отдельные ру­ ководители колхозов, занимались расхище­ нием колхозного имущества, общественных земель, грубым нарушением Устава сель­ скохозяйственной артели. Советское госу­ дарство сурово наказывает людей, поку­ шающихся на общественную, сопиалистаче скую собственность. Решения ЦК ВКП(б) и советского правительства по колхозному строительству направлены на решительную борьбу против тех, кто подрывает основы колхозной) строя и тем самым ослабляет мощь нашего государства. Борьба против нерадивого и хищниче­ ского отношения к социалистической соб­ ственности имеет особенно большое значе­ ние сейчас, когда советское государство экономит каждую копейку, каждый кило­ грамм хлеба, металла, которые так необхо­ димы для быстрейшего восстановления на­ родного хозяйства. Огромное значение имеет Указ Президи­ ума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и обществен­ ного имущества». Этот указ содействует усилению борьбы против каждого, кто по­ кушается на государственную и колхозно- кооперативную собственность — основу мощи, советского общества. Советское государство последовательно применяет законы о наказании за прогу­ лы, решительными мерами борется против хулиганства, спекуляции, взяточничества п других нарушений правил советского ■общежития. Указы Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. преду­ сматривают‘суровые меры наказания за кражу, присвоение растрату или иное хищение государственной, колхозно-коопе­ ративной общественной собственности. В целях усиления охраны личной соб­ ственности граждан Президиум Верхов­ ного Совета СССР устанавливает суровую кару за кражу, разбой и другие формы покушения на личную собственность граж­ дан. Эти мероприятия советской власти, направленные- на усиление охраны об­ щественной собственности — основы со­ циалистического строя, — а также лич­ ной собственности граждан, с большим удовлетворением восприняты советским народом. ядом национализма, Надо также постоян­ но помнить, что Империалисты ни на один момент не прекращает своих попыток про­ тащить в пашу страну реакционные б у г жуа-ные взгляды. Пережитки капитализма в сознании лю­ дей в области национального вопроса враж­ дебны духу советского общества, они по­ рождают нездоровые явления среди отдель­ ных, наиболее отсталых людей, мешают делу дальнейшего сплочения и укрепления дружбы народов нашей страны. Борьба за полное преодоление этих пережитков яв­ ляется важнейшей составной частью ком­ мунистического воспитания трудящихся. Одним из наиболее вредных пережитков капитализма, встречающихся у отдельных советских граждан, является низкопоклон­ ство перед современной буржуазной куль­ турой. Господствующие классы царской России с презрением относились к народу, унижа­ ли его национальное достоинство, ползали на коленях перед иностранцами. Дело • до­ шло до того, что в XIX веке многие пред^ ставители господствующих классов даже забыли свой родной язык и разговаривали только на французском языке. Они все больше и больше попадали в рабское поло­ жение в отношении иностранной культуры. Из истории борьбы за социализм мы знаем, что троцкистско-бухаринские преда­ тели пресмыкались перед буржуазией сво­ ей и чужеземной, выполняли ее волю под прикрытием громких фраз. Центральный Комитет нашей партии вскрыл факты безидейности, низкопоклон* ства перед буржуазной культурой в от­ дельных произведениях советской литера­ туры и искусства. Решения ЦК ВКП(б) о журналах «Ленинград» и «Звезда», о фильме «Большая жизнь» и доклад товарища Жданова об этих решениях ЦК ‘сыграли огромную роль в под’еме идеоло­ гической работы в СССР. Партия требует решительной и беспо­ щадной борьбы против всех проявлений низкопоклонства перед буржуазной куль­ турой. Надо разоблачать капиталистиче­ ские порядки, социальный и национальный гнет при капитализме, разоблачать фальшь буржуазной демократии, упадок и загнива­ ние буржуазной культуры, показывать ве­ личайшие преимущества социалистической культуры, социалистической демократии. Выступая перед фронтовыми агитатора­ ми в августе 1943 года, М. И. Калинин го­ ворил: «Каждый, в том числе и русские, ] Вполне понятно, что пережитки капита­ лизма в сознании людей сами по себе не отомрут, не исчезнут. Партия большеви­ ков использует все формы и средства поли­ тического, идейного воспитания—печать, радио, общественные науки, литературу и искусство, — чтобы вытравить из сознания отсталых советских людей пережитки старо­ го мира. В этом деле решающая роль принадлежит нашей советской интеллиген­ ции, армии большевистских пропаганди­ стов и агитаторов, работников науки и литературы, учителей и деятелей искус­ ства. Партия большевиков придает исключи­ тельное значение коммунистическому вос­ питанию трудящихся. Воспитание комму­ нистического отношения к труду и к со­ циалистической собственности, борьба за укрепление производственной государ­ ственной дисциплины на предприятиях, в учреждениях, в колхозах, всемерное укрепление государственной и колхозно- кооперативной собственности, является первейшей задачей воспитательной, про­ светительной деятельности коммунистов в массах. Основой коммунистического воспитания является пропаганда марксизма-лениниз­ ма — самого передового научного мировоз­ зрения, воспитание советской националь­ ной гордости, преданности советской Го­ гине, великим идеям Ленина-Сталина. По­ литически просвещать все слои населения, повышать идейную убежденность, целе­ устремленность и организованность каждо­ го советского человека—важнейшая зада­ ча коммунистического воспитания. Советскому народу присущи оптимизм, вера в будущее, бодрость туха. Эта вера основана на глубоком убеждении в правоте великого дела Ленина—Сталина, в пра­ вильности политического руководства большевистской партии. Воспитывать у всех советских людей бодрость духа, смелость и мужество, правдивость, честность, предан­ ность политике советского государства и нашей партии — важнейшая задача на­ шей идеологической работы. Необходимо еще глубже воспитывать у всех советских граждан благородные чув­ ства советского патриотизма, постоянную заботу о благе Родины, мужество и .стой- кость в преодолении трудностей, ненависть гордится своей национальностью, да и не Может не гордиться: ведь он же сын сво­ его народа! Этот момент очень важен, имеет очень большое значение, и в агита­ ционной работе его надо всегда иметь в ви­ ду. Воспитывайте в наших людях советский Патриотизм, национальную гордость, напо­ минайте каждому бойцу о героических тра­ дициях его народа, о его прекрасном эпосе, литературе, о великих людях — полковод­ цах и военачальниках, о борцах за осво­ бождение народных масс». Человек, много сделавший для упроче­ ния дружбы советских народов, Михаил Иванович Калинин призывал всех граждан многонационального нашего государства проникнуться великой миссией, возложен­ ной историей на трудящихся Советского Союза. «...Мы,—говорил М. И. Калинин,— являемся первыми строителями социализ­ ма. История предоставила нам такую честь. Подумайте только — что это значит! Прой­ дёт тысяча лет, человечество будет изу­ чать историю социализма, при этом оно бу­ дет восхищаться и удивляться, что столь простые люди были первыми строителями социализма. Это — величайший почет... Мысль о том, что нас когда-то будут вспо­ минать за великий исторический подвиг в интересах всего человечества, эта мысль не может не вдохновлять и не воодушевлять нас теперь...» В этих словах выдающегося деятеля большевистской партии н советского госу­ дарства выражена законная гордость за наш народ, за советскую Родину. Советский, народ сумел под руководством парши боль­ шевиков осуществить мечту лучших умов человечества — построить социализм, со­ здать высшую форму демократии — социалистическую демократию. СССР спас мировую цивилизацию от фашистских по­ громщиков и ныне идет во глав?, всего прогрессивного человечества. Советские люди имеют все основания гордиться своей советской социалистической Родиной, ее успехами и завоеваниями. На XVIII с’езде ВКП(б) товарищ Сталин говорил, что «...последний советский гражданин, свобод­ ный от цепей капитала, стоит головой выше любого зарубежного высокопостав­ ленного чинуши, влачащего на плечах ярмо капиталистического рабства...» Борьба против всякого проявления низ­ копоклонства перед буржуазной культурой, воспитание советской национальной гордо­ сти являются важнейшей политической за­ дачей нашей идеологической воспитатель- I ной работы. к врагам и беззаветную готовность до по­ следнего дыхания защищать свободу и не­ зависимость отечества. Коммунистическая мораль требует неослабной, самоотвер­ женной борьбы за укрепление могущества социалистической Родины, за благо на­ рода, за высокие идеалы Ленина—Сталина. Все до сих пор существовавшие формы общества развивались стихийно и неорга­ низованно. Только с социализма начинает­ ся подлинная история, когда общественная жизнь целиком подчиняется научным на­ чалам, развивается по строго научному пла­ ну, сознательно и организованно направ­ ляется к великой цели — к коммунизму. Коммунизм возможен только при условии высокой культуры, политической сознатель- | ноети и новых моральных качеств всех граждан. Человек коммунистического обще­ ства должен быть образованным, все­ сторонне развитым, честным, правдивым, смелым человеком, ненавидящим всякую форму эксп шатании человека человеком Он должен быть новатором, творцом, организа­ тором, коллективистом. «Быть коммунистом — значит дёрзать, думать, хотеть, сметь». (Маяковский). Советскому мировоззрению чужда пустая маниловская мечтательность. Оно по свое* му духу — творческое, активное, револю­ ционное миросозерцание. Задача всей идеологической работы состоит в воспита­ нии духа величайшей активности, творче­ ской энергии в борьбе за победу комму­ низма. Воодушевленный высокими идеалами коммунизма, сплоченный вокруг больше­ вистской партии и вождя народов—вели­ кого Сталина, советский народ единым фронтом уверенно идет вперед. Своим творческим героическим трудом совет­ ский народ залечивает раны войны, восстанавливает народное хозяйство, с большевистским упорством и стойкостью преодолевает неизбежные послевоенные трудности, чтобы построить величествен­ ное здание коммунизма, «удобное для жизни народа, просторное, Полное света и солнца» (Молотов). I I I . Одним пз проявлений пережитков капи­ тализма в сознании и в поведении людей является бюрократизм. В работе отдель­ ных организаций и пх служащих еще не изжиты чванство, высокомерие, порой пря­ мое хамство но отношению к нуждам и за­ просам трудящихся, бумажная волокита, зажим критики. В советском государстве это абсолютно нетерпимо. К разновидно­ стям бюрократизма относятся также не­ правильные методы подбора и расстанов­ ки кадров, семейственность в этом деле, формально _ бюрократический, бумажный подход к изучению кадров, грубое наруше­ ние большевистского метода оценки кад­ ров по их политическим п деловым каче­ ствам. Против всех проявлений бюрократизма наша большевистская партия ведет непри­ миримую борьбу. Товарищ Сталин указы­ вает: «Опасность бюрократизма состоит, прежде всего, в том, что он держит под спудом колоссальные резервы, таящиеся в недрах нашего строя, не давая их ис­ пользовать, старается свести на-нет твор­ ческую инициативу масс, сковывая ее канцелярщиной, и ведет дело к тому, что­ бы каждое новое начинание партии пре­ вратить в мелкое и никчемное крохоборче- ство. Опасность бюрократизма состоит, во- вторых, в том, что он не терпит проверки исполнения и пытается превратить основ­ ные указания руководящих организаций в пустую бумажку, оторванную от живой жизни («Вопросы ленинизма», изд. 10, стр. 401). Дальнейший под’ем культуры п поли­ тической активности трудящихся, развер­ тывание критики и самокритики, воспита­ ние большевистского стиля в работе явля­ ются важнейшим средством полного иско­ ренения таких позорных явлений, как бю­ рократизм. К числу Пережитков старого относятся религиозные предрассудки и суеверие. Борьба за преодоление этих пережитков должна проводиться терпеливо, настойчиво, последовательно, путем поднятия общего образования и дальнейшего роста культу­ ры всех слоев населения, путем широкой пропаганды единственно научного матери­ алиста чеекого мировоззрения. Пережитки капитализма в быту весьма живучи. Они, например, проявляются в легкомысленном, несерьезном отношении к семье, в недостойном советского гражда­ нина отношении к женщине, в фактах бы­ тового разложения... Против подобных нездоровых явлении в быту необходимо создавать общественное мнение, настроение нетерпимости в отно­ шении лиц, порочащих своим недоетойпым поведением высокое звание гражданина СССР. IV СОВЕЩАНИЕ ПО ВЫСШЕМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИКАХ Товарищ Сталин указывает, что «пере­ житки капитализма в сознании людей го­ раздо более живучи в области националь­ ного вопроса, чем в любой другой области. Они более живучи, так как имеют возмож­ ность хорошо маскироваться в националь­ ном костюме» («Вопросы ленинизма», изд. 11, стр. 474). В нашей стране впервые в истории человечества успешно разрешен нацпо” нальпын вопрос. Ленинск -;талопекая национальная политика большевистской партии привела к созданию могучего мно­ гонационального государства, основанного на нерушимой дружбе равноправных наро­ дов СССР. Восторжествовавшая у нас пе­ редовая идеология дружбы ■' братства на­ родов явилась одним из важнейших усло­ вий успехов социалистического строитель­ ства и великой победы в Отечественной войне. Но все же у отдельных наших граждан еще остались националистические пере­ житки. Особенно значительны подобные пережитки в районах, недавно ставших говетекпмп— в Прибалтике, в Западной Украине и т. д. Нельзя забывать, что ща временно ок­ купированных территориях фашистские из­ верги стремились отравить сознание людей 10 июля в Министерстве высшего обра­ зования СССР закончилось совещание по улучшению высшего педагогического об­ разования в союзных республиках. В нем участвовали заместитель Министра высше­ го образования СССР тов. Светлов, замести­ тели министров и начальники главных уп­ равлений высшей школы министерств про­ свещения союзных республик. Сейчас в стране 319 педагогических и учительских институтов, в которых обу­ чается 130 тысяч студентов. 152 тысячи педагогов вузы готовят заочно. Совещание обсудило вопросы улучшения руководства высшими педагогическими учебными заве­ дениями в союзных республиках. С докла- : дом на эту тему выступил начальник от­ дела педагогических вузов Министерства высшего образования СССР проф. Шимбп- рев. Участники совещания обсудили пробле­ мы подготовки преподавательских кадров для педагогических высших учебных заве­ дений, главным образом через аспирантуру. Разработаны для педагогических вузов новые учебные планы, позволяющие студен­ там уделять больше внимания самостоя­ тельной учебной работе. (ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz