Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)
1 ИЮНЯ 1947 г., № 107 (5121) К О М М У Н А 3 Первые итоги экзаменов и испытаний в ш колах В этом году более серьезное внимание о ваших школах было уделено качеству учебной работы, упрочению знаний уча* шнхея, организации самостоятельных заня тий, повторению пройденного программного материала. Все это теперь т т ж и т е л т о сказывается на результатах экзаменов и Испытаний. Меньше стало плохих письменных работ в устных ответов, особенно на экзаменах на аттестат зрелости. Если в минувшем году число учащихся 10-х классов, не су мевших выдержать первого экзамена на аттестат зрелости (письменного экзамена но русскому языку и литературе), соста вило 10 проц., то теперь — 5 проц. Во многих средних школах, например, лево- /^ссошанской, грязинской, Давыдовской, Острогожских 1 и 2, во всех средних школах г. Воронежа все учащиеся успешно справились с экзаменационным сочинением. В Борисоглебске из 108 десятиклассников лишь двое написали сочинение на оценку «2». Только один из 84 учащихся сред них школ Новохоперского района получил плохую оценку за сочинение. Письменные работы учащихся по рус скому языку и литературе отличаются более высокой грамотностью, аккуратным внешним оформлением, более связным и содержательным изложением материала. Сочинения старшеклассников стали более самостоятельными. Очень многие выпускники средней школы показали в своих сочинениях боль шую зрелость мысли и уменье хорошо из лагать ее в письменной форме. Характерен в этом отношении пример с ученицей 10-го класса воронежской средней женской шко лы № 32 Галиной Савицкой. Она пи сала сочинение на наиболее трудную тему: «Боевое искусство, ведущее борьбу за луч- шие идеалы народа: "так представляли себе литературу и искусство великие предста вители русской литературы» (А. Жданов). Тема освещена ею с исчерпывающей пол нотой и ясностью. Сочинение показало глубокое знание автором критической ли тературы, доклада т. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград», правильное по нимание целей и задач нашей советской литературы. Язык сочинения— это язык вполне зрелого, культурного человека. На писано оно абсолютно грамотно, без каких- либо стилистических погрешностей. Па устных экзаменах Галина Савицкая блестя ще подтвердила глубокое знание ею курса литературы. Результаты первых дней экзаменов и испытаний свидетельствуют об известной глубине знаний учащихся. Нельзя, однако, умолчать о серьезных недостатках, которые выявлены в ходе эк заменов и испытаний. В письменных работах и устных отве тах значительной части учащихся нет до статочной четкости, нет необходимых вы водов. Учителя— экзаминаторы и ассистенты, члены экзаменационных комиссий порой забывают об одной из основных задач, сто явших перед школами в 1946—47 учеб ном году,—о повышении идейности в пре подавании. В ходе экзаменов и испыта-- ний не уделяется должное внимание про верке идейно-политического развития уча щихся. Анализ художественных произведений, образов во многих случаях подменяется пересказом сюжета. Обнаруживая хорошее знание содержания произведений, учащие ся затрудняются формулировать основные идеи, выраженные в них. Зачастую ана лиз произведений художественной литера туры дается без какой-либо связи с опре деленной эпохой, в отрыве от конкретной социально-политической обстановки. Существенным недостатком сочинений учащихся является то, что к ним не да ются развернутые планы. Нередки случаи, когда к сочинению, написанному на деся ти и более страницах, дается план, состоя щий из 3— 4 несложных пунктов. В отдельных школах допущены грубые нарушения сроков и порядка проведения экзаменов и испытаний. В Белоносовской семилетней школе, Талицкого района, из-за халатности директора школы т. Нестерова письменные испытания по арифметике в 5-м классе вместо 24 мая проведены 23-го. В ряде школ, в том числе в некоторых школах г. Воронежа, не соблюдено требо вание Министерства просвещения в части рецензирования письменных экзаменацион ных работ учащихся: рецензии составля- лись пе перед, оценкой работ, а после. Есть случаи пропуска ошибок в уже проверен ных и оцененных работах. Районным и городским отделам народного образования, руководителям и учителям школ, председателям и членам экзамена ционных комиссий необходимо учесть эти недостатки. Надо еще раз тщательно про верить письменные работы, выполненные учащимися, правильность оценки их и в случае необходимости внести соответству ющие поправки. Экзамены и испытания в текущем году должны быть проведены так, чтобы они явились повой ступенью в деле дальней шего улучшения работы школ. Н. БУЧНЕВ, заместитель заведующего облОНО. ПРОЧНЫЕ ЗНАНИЯ ^ Подготовке к экзаменам и переводным испытаниям коллектив преподавателей Ан дреевской семилетней школы, Подгорел- ского района, уделил серьезное внимание. В последней четверти учебного года было организовано повторение пройденного ма териала. Учащиеся пришли на экзамены п испы тания с прочными знаниями предметов. Все учащиеся седьмых классов выдержали экзамен по алгебре. За письменную работу по этому предмету они получили только пятерки п четверки. О З Е Л Е Н Е Н И Е С Е Л А Учащиеся Девпцкой семилетней школы, Коротоякского района, приняли активное участие в озеленении села. У здания шко лы посажен парк на площади в 3 гектара. Приняты меры к охране насаждений. По мимо этого, на улицах села посажено 1 500 деревьев — клена, тополя, липы и др. Осенью посадка деревьев в селе будет продолжена. П Е Р Е Д О ВЫ Е Л Ю Д И С ТР О Е К А н д р е й П Каменщик Андрей Григорьевич Понарин появился на строительстве школы Л5 47 летом прошлого года, как раз в тот мо мент, когда прораб тов. Бабаев п весь кол лектив строителей переживали тревожные дни: оставался всего месяц до начала учебного года, а вос становление школы было еще очень да леко от завершения. Особенно отставала кирпичная кладка. Познакомившись с новым рабочим и внимательно оглядев его, Бабаев, откро венно говоря, особо го уважения к нему не почувствовал — был он невысок ро стом, худощав и не крепкого на вид телосложения. Пока возле торцо вой стены здания для нового камен- щпка готовили рабо чее место, прораб из разговора с Панари ным узнал, что тот более двадцати лет строил дома в Ростове п в Воронеже, в Отечественную войну был на фронте, не давно демобилизовался, и потянуло его опять в родную, привычную обстановку, да стройки. У торцовой стены установили два ящи ка с раствором, сложили несколько шта белей кирпича, и бывший солдат, еще не успевший сменить военное обмундирование на фартук строителя, приступил к кладке. Это было 29 июля— дату эту отлично помнит весь строительный коллектив, по- тому что с этого дня восстановление шко лы стремительными темпами двинулось вперед. П И С Ь М А В Р Е Д А К Ц И Ю Военные моряки— колхозникам области ' Вскоре после того, как Понарпн уложил в стену первые кирпичи, Бабаев, недо верчиво отнесшийся к каменщику внача ле, вынужден был признать, что перед ним — первоклассный мастер, великолеп но владеющий своим ремеслом. С поразится ь н о й быстротой укладывал Понарин кирпичи. К полудню торцовая стена была поднята почти на три метра. Двух подсобных ра бочих, прикреплен ных к Понарчну, оказалось совершен но недостаточно. Прибавили еще пя терых. Но и они не успевали обеспе чивать каменщика материалом. Четыр надцать человек, не зная ни отдыха, ни . передышки, бегом I подносили ему кир- I I пич, ра:твор, и все- р таки Понарин требо вал увеличить число помощников, жалуясь, что перебои в подаче материала не дают ему развернуться в полную силу. В следующие дни он еще больше уско рил темп работы. Этот невысокий и не сильный на вид человек успевал сделать за смену столько, сколько впору целой бригаде опытных мастеров. При норме в 1 500 штук кирпичей он легко уклады вал за смену семь— восемь тысяч. А когда к Понарину прикрепили двадцать подсоб ных рабочих и он получпл, наконец, воз можность «развернуться в полную си лу»,— дневное задание было выполнено на тысячу пропептов!.. Быстрота кладки, легкость, с которой Дорогие земтякп-воронежцы! С большим интересом мы прочитали в центральных газетах письмо колхозников, колхозниц, работников МТС, совхозов и специалистов сельского хозяйства Воронеж ской области к учителю и вождю товарищу Сталину. Ваше письмо мы обсудили на своем со брании и приветствуем ваше благородное стремление. Мы, ваши земляки, надеемся, что вы с честью сдержите клятву, данную вождю. Пусть кажгая тонна зерна, собран ною вами сверх плана, послужит укрепле нию обороноспособности и могущества Ро дины, будет способствовать успешному вы полнению послевоенного пятилетнего пла на Отечественная война была нам экзаме ном, который мы выдержали. Пусть расту щее могущество Родины и наша сплочен ность вокруг большевистской партии и советского правительства послужат предо стережением для тех, кто вновь попытался бы спровоцировать войну против Советско го Союза. Границы Родчны от Курильских остро вов до Калининграда зорко оберегают Со ветская Армия и Виенно-Морокой Флот. Мы неустанно изучаем и совершенствуем бое вое мастерство, овладеваем новой техни кой. Земляки! Трудитесь, не жалея сил, на колхозных полях, восстанавливайте и раз вивайте народное хозяйство нашей отчизны. С черноморским приветом А. КАЗЬМИН, П. ВЛАДИМИРОВ. Навести с отпуском При разделке лома черных металлов на воронежском заводе «Вторчермет» авто генная резка играет исключительно боль шую роль. Наша работа зависит от по ступления кислорода. Его завод «Вторчер мет» получает от Воронежского автоген ного завода. Наша ежедневная погребность в кислороде составляет 60— 65 баллонов. Однако, начиная с 13 мая, автогенный завод вместо 60 баллонов кислорода отпу скает нам только 10 баллонов, что обес печивает работу автогенщиков на 1— 1,5 часа. порядок кислорода Кроме того, чтобы получить эти 10 бал лонов, необходимо затратить не менее 4— 5 часов на ожидание... У ворот автогенного завода ежедневно, начиная с 6 часов утра, устанавливается огромная очередь машин в ожидании по лучения кислорода. Трудно подсчитать, во что обходится' государству этот простой автомашин. Пора навес гп порядок в отпуске кисло рода. А. ВОЛКОВ. М А Л Е Н Ь К И Й Ф Е Л Ь Е Т О Н У В Е Л И Ч И Т Ь В Ы П У С К ТО В А РО В Ш И Р П О Т Р Е Б А В Боброве имеются райпромкомбинаг, деревообделочная артель им. Ворошилова и другие артели. Все они призваны обеспе чить продажу населению товаров ширпот реба. Но, к сожалению, в Боброве невозможно приобрести такие вещи первой необходи мости, как кухонный стол, шкаф, табу ретку, стул. О детской качке или кроватке и речи не хотят вести в артелях города Боброва, заявляя, что сне «не предусмотрено пла ном». Т. МОЛЧАНОВА. На экзаменах в плодоовощном факультете Воронежского сельскохозяйственного института. На снимке: (справа) студентка 4 курса 3. С. Ядрова сдает экзамен по селекции и семеноводству за учебный год; (слева) профессор Д. В Петров и ассистентка Г. С. Каневская. Фото С. Антюфеева работал Понарпн, были результатами дол голетнего опыта, у него было отработано каждое движение корпуса, рук, пальцев. Школа М» 47 была восстановлена к сроку, как п обещалп строители. Первого сентября шумная толпа школьников за полнила светлые, просторные, по-празднич ному убранные классы. , Секрет высокой производительности ка менщика Понарпна не только в его много летнем опыте, большом навыке, сноровке, исключительно точном глазомере, но, главное— в применении стахановских ме тодов, в правильной организации своего рабочего места. На стройку Понарпн приходит раньше Других и, пыгучив от про аба задание, за благовременно подготавливает инструмен ты и материал, раствор для того, чтобы сразу же приступить к кладке стены, как только далекий заводской гудок известит о начале рабочего дня. Пока Поиарин рас ходует загодя созданный им запас мате риала, подсобники спрщат сложить за его спиной новые штабели кирпича, до ставляемого‘ по транспортеру п вручную снизу, с земли. Пополнение запасов мате риала продолжается безостановочно в те чение всей смены. Исключительно важное значение Пона рин придает организации трудового про цесса. Высоких трудовых достижений можно добиться только при условии, если камен щик полностью избавлен от непроизводи тельных затрат сил и времени. Понарину не приходится нагибаться за кирпичами, за раствором. Эти операции выполняет под собный рабочий. Он же подает на стену кирпичи, кладет их в таком положении, чтобы каменщику было удобно их брать. Когда стена выросла, настолько, что уже неудобно без подмостей производить клад ку, Понарин, не теряя ни минуты, пеие- ходпт на другой участок, где заранее раз мешены запаеы материала. После восстановления школы коллек тив, которым руководит т. Бабаев, зимой 1947 года начал строительство жилого до ма Л? 31а по Средне-Московской улице. Нужно было построить двухэтажный вось- миввартирный брусчатый дом из готовых стандартных деталей. Быстро уложив фун дамент, Понарин решил помочь плотникам. По собственной инициативе оц создал плотницкую бригаду. В нее вошли камен щики тт. Жарких и Волочев, Бригадир т. Акиньшин, услыхав, что Понарин и его друзья вызывают его бригаду плотников на соревнование, только рассмеялся. Ему показалось невероятным, чтобы люди, ни когда не державшие топора в руках, мог ли одолеть в соревновании старых опыт ных плотников. — Не беда, что опыта у нас пока нет, опыт— дел» наживное. Главное— огонек к работе, задор. А за этим у нас дело не станет,— подбадривал Понарин друзей. Соревнование началось. И вскоре брига де Акиньшина пришлось здорово «нажи мать», чтобы не отставать от каменщи ков, сменивших профессию. Работали они действительно с «огоньком» — дружно, неутомимо, с азартом. А когда дом был сложен, Понарину пришлось осваивать третью профессию. Он стал печником, и печником не менее ис кусным, чем камешником и плотником. Складывая печи, он выполнял установ ленную норму более, чем па двести про центов. В свободное время Андрей Григорьевич Понарин обучает молодых строителей по* кусг-тьу каменной кладки. — Нам нужны кадры умелых строите лей— видите, сколько работы еще пред стоит,— говорит он своим ученикам, по казывая на пострадавшие от вражеских бомбежек здания,— и все это нам нужно восстановить как можно скорее. Воронеж должен быть вновь красивым, благо устроенным городом!.. Ю. ГОНЧАРОВ. то Ф Ф Учтите, товарищи, это внеплановая речь. А коль время— деньги: тороплюсь и закруг ляюсь. Скажу одно: идет заседание в Ро- веньском районном Совете депутатов тру дящихся. Ведет его сам председатель испол кома товарищ Я. Я. Пономарев. Присут ствуют: привыкшие товарищи, скучающие товарищи, грустные товарищи. И еще очень много товарищей. Вот я уже и высказался. Теперь— тиши на и внимание! Говорит сам товарищ По номарев. — Итак, переходим к шестому вопросу. Что там у нас на повестке? — О распределении сахара. Для под кормки пчел... — Идея понятна, товарищи? По лицам вижу— понятна. Кто за подкормку? Все за подкормку. Хорошо. Но предупреждаю... Сидящие в кабинете ловят бегло-автори тетный взгляд председателя и понимающе кивают головами: надо спешить высказы ваться, а то другие не успеют высказаться, ведь на повестке дня еще... В приемной— толпа. Из кабинета выхо дят агрономы МТС Кравцов и Карагодин. Им вопросы: — Ну, как?.. «V — Чем отделались? — Указали. За то, что устранились... 22-й вопрос повестки дня. Решается проблема: открыть или не открывать сало топку в артели «Ударник»?. — Без салотопки, по-моему, труба нам, товарищи,— сказал председатель. — Труба,—согласились с ним. — Рога и копыта есть у нас? — Есть! — А ширпотреб? Маловато у нас шир потреба. И население это подтвердит. Зна чит, руководителям артели надо проявить соответствующую инициативу. Кто за?.. Против? Воздержался? Принято единоглас но. Тридцать седьмой вопрос повестки дня был одним из легких: надо было решить, как райпищекомбинат должен реализовать капусту и огурцы. Заседатели еще чувство вали себя бодро, весело. Но когда дошли до вопроса № 70—о проведении смотра художественной самодеятельности,— приш лось попотеть. Тут досконально надо было выяснить и обсудить, есть ли в Ровеньках таланты вообще. Возникали и частные во просы: кто, скажем, лучше всех пляшет «барыню» чечотку, камаринского и про чие народно-популярные...? Да. Это не шутка. А задерживаться нель зя. впереди еще нерешенные вопросы. По этому случаю без долгих рассуждений председателей сельских Советов немедлен но обязали провести должную подготовку по линии хоровых, музыкальных и танце вальных номеров. Голосовали за то, чтобы смотр художественной самодеятельности провести непременно в 12 часов дня в До ме культуры. И ассигновали две тысячи рублей на премию лучшим исполнителям. — Переходим, товарищи, к 94-му вопро су,— сказал председатель.— 0 сокращении наших штатов. У нас есть единицы... В это время некоторые проснулись и беспокойно зашевелились на стульях. По том успокоились (речь шла не о них), и снова с задних рядов послышался тихий посвист спящих. — ...Десятник в дорожном отделе лиш ний? Лишний. В райпотребсоюзе три еди ницы снять можно? Можно... 102-й вопрос повестки. Речь идет о том,' чтобы предоставить очередной отпуск заве дующему сектором кадров. В приемной — приглушенные голоса: — Правильная постановка... — Замаялся Афанасий Павлович... — Одних заседаний сколько вытерпел— без курорта не обойтись... Прошла ночь. За окном рассвело. А в кабинете, где шло заседание, вступило в силу затмение: людей уже не было видно за клубами табачного дыма. Наконец председатель об’явил, что решен последний, 128-й вопрос повестки дня. Вздохи облегчения повсеместно. — Предложения, замечания есть? В этот момент распахнулась дверь, и в кабинет вошел высокий, плечистый чело век. — Есть предложение!— сказал он гнев ным голосом. — Проведите еще одно за седание относительно искоренения подоб ных заседаний! Его узнали, и все ахнули. Это был сам Владимир Владимирович Маяковский. И. СКОПИН. БИБЛИОГРАФИЯ Ю.яиус Фучек— герой чехословацкого народа В первом номере журнала «Звезда» за 1947 год напечатаны предсмертные запи ски чешского журналиста — коммуниста Юлиуса Фучека «Репортаж с петлей на шее». Переведенные на десятки языков, эти записки обессмертили имя их автора и раскрыли перед читателями прекрасную душу верного сына коммунистической пар тии, до последнего дня жизни боровшегося с фашизмом и отдавшего жизнь за дело победы над мрачными силами реакции. Перед нами документальная запись со бытий, происходивших в фашистской тюрьме, яркие и взволнованные очерковые портреты людей, действительно живших и действовавших но обе стороны фронта, твердая вера коммуниста Фучека в победу. В феврале 1941 года был арестован весь центральный комитет коммунистической партии Чехословакии и резервное руковод ство, подготовленное на этот случай. Фа шисты сделали это в момент, когда гото вили нападение на Советский Союз. Так пытались они провести окончательную блокаду нашей Родины, репрессируя зару бежных коммунистов, голоса которых зву чали бесстрашно и правдиво во тьме реак ции, сгустившейся над Европой, дела ко торых были направлены на поддержку Советского Союза в его борьбе за счастье человечества. Но и здесь просчет фашист ских политиков и палачей был явным. Не только руководство чешских коммунистов, но н весь угнетенный народ Чехословакии поддерживал нашу Родину, справедливо видя в ней единственную силу, способную сломить и уничтожить гитлеровский ре жим, освободить исстрадавшиеся народы Европы. На смену арестованным членам ЦК компартии Чехословакии народ выдви нул новых бойцов. Юлиус Фучек был одним из тех, кто по партийному долгу не остался в стороне от борьбы в тяжкие для чехов дни. Ок выпу скал подпольную газету, налаживал связи, чтобы создать новый подпольный руково дящий центр, верой своей в правое дело и активной борьбой с немцами поддерживал бодрость духа народа Чехословакии. За это он был схвачен и брошен в застенок. В тюремной камере продолжалась боевая жизнь Фучека. Изуродованный палачами, коммунист не сказал ни слова. Только дол гое время спустя тюремщики узнали его подлинное имя. Стойкость Фучека стала цементом, скрепившим демократов, попав ших в застенок. Ясный ум его помог ему до последней минуты жизни вести записи, анализирующие обстановку в тюрьме. Это не были записи только констатирл-тощие, это была боевая программа действий для тех, кто боролся на воле и кто мог очу титься в тюрьме. Восторг и гордость за Человека испытывает читатель, познавая пламенную веру Фучека в победу Совет ского Союза. Что бы ни было, взор Фучека обращен к нам, к нашей армии, к Сталину. На допросах и при пытках в день 1 мая и в дни временных успехов гитлеровских войск он мысленно на Красной площади, в кабинете Сталина, в окопах с нашей пехо той. Фучек находит способы, чтобы все 411 дней, проведенных в тюрьме до казни, быть подлинным руководителем коммуни стов, продолжавших борьбу и за решетками. Он верит в свой народ, во имя его сво боды стойко переносит нечеловеческие пытки и вдохновляет товарищей на борьбу. Мы знаем источник силы Фучека. Он—в мировоззрении коммуниста, в моральной связи с народами великого Советского Со юза, в неумирающей вере в подлинную демократию. Фучек любит свой народ. Он прослав ляет его стойкость, слагает гимн героям,- гибнущим, но не сдающимся. «Надо, чтоб вы знали: не было безымянных героев, были люди с именами, у каждого свой облик, свои стремления, свои надежды, и боль самого последнего из них не меньше, чем боль первого, чье имя войдет в исто рию. Надо, чтоб все павшие были близки вам,— так, словно это были родные вам люди, словно это были вы сами». Повину ясь благородному чувству— оставить нам, живым и победившим, образы погибших борцов, он создает ряд блестящих портре тов своих товарищей, до конца преданных своему народу, демократии, до конца сря жавшихся и победивших своею смертью.- Таков «папаша» — 60-летний учитель Йозеф Пешек, таковы же и многие другие честные чехи, которые предпочли смерть в борьбе с фашизмом. Но не только о друзьях написал Фучек. Он предостерег живых от многих методов врага, направленных на создание раскола в рядах борцов за демократию. 25 августа 1943 годя нацистский суд в Берлине притвори ! Юлиуса Фучека к смерти. Казнили его на 14-й день после приговора. В это время солдаты Советской Армии шли в наступление за Орлом, про бивая путь к Берлину, к победе, за кото рую отдал жизнь стойкий сын Чехослова кии Фучек. Дело демократии.за которое он боролся, победило. Чехословацкий народ — муже ственный и гордый—свято чтит память своего национального героя писателя-жур- налиста Юлиуса Фучека. Его замечательная книга — пламенный призыв погибшего борца к нам, живущим и продолжающим укрепление дела мира. Записки Фучека еще раз напоминают о том, какой ценой была завоевана победа и укрепляют в нас презрение и ненависть, к реакционерам, стремящимся всякими спо собами раз’единить, расчленить единый фронт подлинной демократии. Во всю силу звучит и сейчас предсмертный призыв ге роя чешского народа: «Люди, я любил вас! Будьте бдительны!». Запомним эти слова. М. АМЕТИСТОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz