Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

1 ИЮНЯ 1947 г., № 107 (5121) К О М М У Н А 3 Первые итоги экзаменов и испытаний в ш колах В этом году более серьезное внимание о ваших школах было уделено качеству учебной работы, упрочению знаний уча* шнхея, организации самостоятельных заня­ тий, повторению пройденного программного материала. Все это теперь т т ж и т е л т о сказывается на результатах экзаменов и Испытаний. Меньше стало плохих письменных работ в устных ответов, особенно на экзаменах на аттестат зрелости. Если в минувшем году число учащихся 10-х классов, не су­ мевших выдержать первого экзамена на аттестат зрелости (письменного экзамена но русскому языку и литературе), соста­ вило 10 проц., то теперь — 5 проц. Во многих средних школах, например, лево- /^ссошанской, грязинской, Давыдовской, Острогожских 1 и 2, во всех средних школах г. Воронежа все учащиеся успешно справились с экзаменационным сочинением. В Борисоглебске из 108 десятиклассников лишь двое написали сочинение на оценку «2». Только один из 84 учащихся сред­ них школ Новохоперского района получил плохую оценку за сочинение. Письменные работы учащихся по рус­ скому языку и литературе отличаются более высокой грамотностью, аккуратным внешним оформлением, более связным и содержательным изложением материала. Сочинения старшеклассников стали более самостоятельными. Очень многие выпускники средней школы показали в своих сочинениях боль­ шую зрелость мысли и уменье хорошо из­ лагать ее в письменной форме. Характерен в этом отношении пример с ученицей 10-го класса воронежской средней женской шко­ лы № 32 Галиной Савицкой. Она пи­ сала сочинение на наиболее трудную тему: «Боевое искусство, ведущее борьбу за луч- шие идеалы народа: "так представляли себе литературу и искусство великие предста­ вители русской литературы» (А. Жданов). Тема освещена ею с исчерпывающей пол­ нотой и ясностью. Сочинение показало глубокое знание автором критической ли­ тературы, доклада т. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград», правильное по­ нимание целей и задач нашей советской литературы. Язык сочинения— это язык вполне зрелого, культурного человека. На­ писано оно абсолютно грамотно, без каких- либо стилистических погрешностей. Па устных экзаменах Галина Савицкая блестя­ ще подтвердила глубокое знание ею курса литературы. Результаты первых дней экзаменов и испытаний свидетельствуют об известной глубине знаний учащихся. Нельзя, однако, умолчать о серьезных недостатках, которые выявлены в ходе эк­ заменов и испытаний. В письменных работах и устных отве­ тах значительной части учащихся нет до­ статочной четкости, нет необходимых вы­ водов. Учителя— экзаминаторы и ассистенты, члены экзаменационных комиссий порой забывают об одной из основных задач, сто­ явших перед школами в 1946—47 учеб­ ном году,—о повышении идейности в пре­ подавании. В ходе экзаменов и испыта-- ний не уделяется должное внимание про­ верке идейно-политического развития уча­ щихся. Анализ художественных произведений, образов во многих случаях подменяется пересказом сюжета. Обнаруживая хорошее знание содержания произведений, учащие­ ся затрудняются формулировать основные идеи, выраженные в них. Зачастую ана­ лиз произведений художественной литера­ туры дается без какой-либо связи с опре­ деленной эпохой, в отрыве от конкретной социально-политической обстановки. Существенным недостатком сочинений учащихся является то, что к ним не да­ ются развернутые планы. Нередки случаи, когда к сочинению, написанному на деся­ ти и более страницах, дается план, состоя­ щий из 3— 4 несложных пунктов. В отдельных школах допущены грубые нарушения сроков и порядка проведения экзаменов и испытаний. В Белоносовской семилетней школе, Талицкого района, из-за халатности директора школы т. Нестерова письменные испытания по арифметике в 5-м классе вместо 24 мая проведены 23-го. В ряде школ, в том числе в некоторых школах г. Воронежа, не соблюдено требо­ вание Министерства просвещения в части рецензирования письменных экзаменацион­ ных работ учащихся: рецензии составля- лись пе перед, оценкой работ, а после. Есть случаи пропуска ошибок в уже проверен­ ных и оцененных работах. Районным и городским отделам народного образования, руководителям и учителям школ, председателям и членам экзамена­ ционных комиссий необходимо учесть эти недостатки. Надо еще раз тщательно про­ верить письменные работы, выполненные учащимися, правильность оценки их и в случае необходимости внести соответству­ ющие поправки. Экзамены и испытания в текущем году должны быть проведены так, чтобы они явились повой ступенью в деле дальней­ шего улучшения работы школ. Н. БУЧНЕВ, заместитель заведующего облОНО. ПРОЧНЫЕ ЗНАНИЯ ^ Подготовке к экзаменам и переводным испытаниям коллектив преподавателей Ан­ дреевской семилетней школы, Подгорел- ского района, уделил серьезное внимание. В последней четверти учебного года было организовано повторение пройденного ма­ териала. Учащиеся пришли на экзамены п испы­ тания с прочными знаниями предметов. Все учащиеся седьмых классов выдержали экзамен по алгебре. За письменную работу по этому предмету они получили только пятерки п четверки. О З Е Л Е Н Е Н И Е С Е Л А Учащиеся Девпцкой семилетней школы, Коротоякского района, приняли активное участие в озеленении села. У здания шко­ лы посажен парк на площади в 3 гектара. Приняты меры к охране насаждений. По­ мимо этого, на улицах села посажено 1 500 деревьев — клена, тополя, липы и др. Осенью посадка деревьев в селе будет продолжена. П Е Р Е Д О ВЫ Е Л Ю Д И С ТР О Е К А н д р е й П Каменщик Андрей Григорьевич Понарин появился на строительстве школы Л5 47 летом прошлого года, как раз в тот мо­ мент, когда прораб тов. Бабаев п весь кол­ лектив строителей переживали тревожные дни: оставался всего месяц до начала учебного года, а вос­ становление школы было еще очень да­ леко от завершения. Особенно отставала кирпичная кладка. Познакомившись с новым рабочим и внимательно оглядев его, Бабаев, откро­ венно говоря, особо­ го уважения к нему не почувствовал — был он невысок ро­ стом, худощав и не крепкого на вид телосложения. Пока возле торцо­ вой стены здания для нового камен- щпка готовили рабо­ чее место, прораб из разговора с Панари­ ным узнал, что тот более двадцати лет строил дома в Ростове п в Воронеже, в Отечественную войну был на фронте, не­ давно демобилизовался, и потянуло его опять в родную, привычную обстановку, да стройки. У торцовой стены установили два ящи­ ка с раствором, сложили несколько шта­ белей кирпича, и бывший солдат, еще не успевший сменить военное обмундирование на фартук строителя, приступил к кладке. Это было 29 июля— дату эту отлично помнит весь строительный коллектив, по- тому что с этого дня восстановление шко­ лы стремительными темпами двинулось вперед. П И С Ь М А В Р Е Д А К Ц И Ю Военные моряки— колхозникам области ' Вскоре после того, как Понарпн уложил в стену первые кирпичи, Бабаев, недо­ верчиво отнесшийся к каменщику внача­ ле, вынужден был признать, что перед ним — первоклассный мастер, великолеп­ но владеющий своим ремеслом. С поразится ь н о й быстротой укладывал Понарин кирпичи. К полудню торцовая стена была поднята почти на три метра. Двух подсобных ра­ бочих, прикреплен­ ных к Понарчну, оказалось совершен­ но недостаточно. Прибавили еще пя­ терых. Но и они не успевали обеспе­ чивать каменщика материалом. Четыр­ надцать человек, не зная ни отдыха, ни . передышки, бегом I подносили ему кир- I I пич, ра:твор, и все- р таки Понарин требо­ вал увеличить число помощников, жалуясь, что перебои в подаче материала не дают ему развернуться в полную силу. В следующие дни он еще больше уско­ рил темп работы. Этот невысокий и не­ сильный на вид человек успевал сделать за смену столько, сколько впору целой бригаде опытных мастеров. При норме в 1 500 штук кирпичей он легко уклады­ вал за смену семь— восемь тысяч. А когда к Понарину прикрепили двадцать подсоб­ ных рабочих и он получпл, наконец, воз­ можность «развернуться в полную си­ лу»,— дневное задание было выполнено на тысячу пропептов!.. Быстрота кладки, легкость, с которой Дорогие земтякп-воронежцы! С большим интересом мы прочитали в центральных газетах письмо колхозников, колхозниц, работников МТС, совхозов и специалистов сельского хозяйства Воронеж­ ской области к учителю и вождю товарищу Сталину. Ваше письмо мы обсудили на своем со­ брании и приветствуем ваше благородное стремление. Мы, ваши земляки, надеемся, что вы с честью сдержите клятву, данную вождю. Пусть кажгая тонна зерна, собран­ ною вами сверх плана, послужит укрепле­ нию обороноспособности и могущества Ро­ дины, будет способствовать успешному вы­ полнению послевоенного пятилетнего пла­ на Отечественная война была нам экзаме­ ном, который мы выдержали. Пусть расту­ щее могущество Родины и наша сплочен­ ность вокруг большевистской партии и советского правительства послужат предо­ стережением для тех, кто вновь попытался бы спровоцировать войну против Советско­ го Союза. Границы Родчны от Курильских остро­ вов до Калининграда зорко оберегают Со­ ветская Армия и Виенно-Морокой Флот. Мы неустанно изучаем и совершенствуем бое­ вое мастерство, овладеваем новой техни­ кой. Земляки! Трудитесь, не жалея сил, на колхозных полях, восстанавливайте и раз­ вивайте народное хозяйство нашей отчизны. С черноморским приветом А. КАЗЬМИН, П. ВЛАДИМИРОВ. Навести с отпуском При разделке лома черных металлов на воронежском заводе «Вторчермет» авто­ генная резка играет исключительно боль­ шую роль. Наша работа зависит от по­ ступления кислорода. Его завод «Вторчер­ мет» получает от Воронежского автоген­ ного завода. Наша ежедневная погребность в кислороде составляет 60— 65 баллонов. Однако, начиная с 13 мая, автогенный завод вместо 60 баллонов кислорода отпу­ скает нам только 10 баллонов, что обес­ печивает работу автогенщиков на 1— 1,5 часа. порядок кислорода Кроме того, чтобы получить эти 10 бал­ лонов, необходимо затратить не менее 4— 5 часов на ожидание... У ворот автогенного завода ежедневно, начиная с 6 часов утра, устанавливается огромная очередь машин в ожидании по­ лучения кислорода. Трудно подсчитать, во что обходится' государству этот простой автомашин. Пора навес гп порядок в отпуске кисло­ рода. А. ВОЛКОВ. М А Л Е Н Ь К И Й Ф Е Л Ь Е Т О Н У В Е Л И Ч И Т Ь В Ы П У С К ТО В А РО В Ш И Р П О Т Р Е Б А В Боброве имеются райпромкомбинаг, деревообделочная артель им. Ворошилова и другие артели. Все они призваны обеспе­ чить продажу населению товаров ширпот­ реба. Но, к сожалению, в Боброве невозможно приобрести такие вещи первой необходи­ мости, как кухонный стол, шкаф, табу­ ретку, стул. О детской качке или кроватке и речи не хотят вести в артелях города Боброва, заявляя, что сне «не предусмотрено пла­ ном». Т. МОЛЧАНОВА. На экзаменах в плодоовощном факультете Воронежского сельскохозяйственного института. На снимке: (справа) студентка 4 курса 3. С. Ядрова сдает экзамен по селекции и семеноводству за учебный год; (слева) профессор Д. В Петров и ассистентка Г. С. Каневская. Фото С. Антюфеева работал Понарпн, были результатами дол­ голетнего опыта, у него было отработано каждое движение корпуса, рук, пальцев. Школа М» 47 была восстановлена к сроку, как п обещалп строители. Первого сентября шумная толпа школьников за­ полнила светлые, просторные, по-празднич­ ному убранные классы. , Секрет высокой производительности ка­ менщика Понарпна не только в его много­ летнем опыте, большом навыке, сноровке, исключительно точном глазомере, но, главное— в применении стахановских ме­ тодов, в правильной организации своего рабочего места. На стройку Понарпн приходит раньше Других и, пыгучив от про аба задание, за­ благовременно подготавливает инструмен­ ты и материал, раствор для того, чтобы сразу же приступить к кладке стены, как только далекий заводской гудок известит о начале рабочего дня. Пока Поиарин рас­ ходует загодя созданный им запас мате­ риала, подсобники спрщат сложить за его спиной новые штабели кирпича, до­ ставляемого‘ по транспортеру п вручную снизу, с земли. Пополнение запасов мате­ риала продолжается безостановочно в те­ чение всей смены. Исключительно важное значение Пона­ рин придает организации трудового про­ цесса. Высоких трудовых достижений можно добиться только при условии, если камен­ щик полностью избавлен от непроизводи­ тельных затрат сил и времени. Понарину не приходится нагибаться за кирпичами, за раствором. Эти операции выполняет под­ собный рабочий. Он же подает на стену кирпичи, кладет их в таком положении, чтобы каменщику было удобно их брать. Когда стена выросла, настолько, что уже неудобно без подмостей производить клад­ ку, Понарин, не теряя ни минуты, пеие- ходпт на другой участок, где заранее раз­ мешены запаеы материала. После восстановления школы коллек­ тив, которым руководит т. Бабаев, зимой 1947 года начал строительство жилого до­ ма Л? 31а по Средне-Московской улице. Нужно было построить двухэтажный вось- миввартирный брусчатый дом из готовых стандартных деталей. Быстро уложив фун­ дамент, Понарин решил помочь плотникам. По собственной инициативе оц создал плотницкую бригаду. В нее вошли камен­ щики тт. Жарких и Волочев, Бригадир т. Акиньшин, услыхав, что Понарин и его друзья вызывают его бригаду плотников на соревнование, только рассмеялся. Ему показалось невероятным, чтобы люди, ни­ когда не державшие топора в руках, мог­ ли одолеть в соревновании старых опыт­ ных плотников. — Не беда, что опыта у нас пока нет, опыт— дел» наживное. Главное— огонек к работе, задор. А за этим у нас дело не станет,— подбадривал Понарин друзей. Соревнование началось. И вскоре брига­ де Акиньшина пришлось здорово «нажи­ мать», чтобы не отставать от каменщи­ ков, сменивших профессию. Работали они действительно с «огоньком» — дружно, неутомимо, с азартом. А когда дом был сложен, Понарину пришлось осваивать третью профессию. Он стал печником, и печником не менее ис­ кусным, чем камешником и плотником. Складывая печи, он выполнял установ­ ленную норму более, чем па двести про­ центов. В свободное время Андрей Григорьевич Понарин обучает молодых строителей по* кусг-тьу каменной кладки. — Нам нужны кадры умелых строите­ лей— видите, сколько работы еще пред­ стоит,— говорит он своим ученикам, по­ казывая на пострадавшие от вражеских бомбежек здания,— и все это нам нужно восстановить как можно скорее. Воронеж должен быть вновь красивым, благо­ устроенным городом!.. Ю. ГОНЧАРОВ. то Ф Ф Учтите, товарищи, это внеплановая речь. А коль время— деньги: тороплюсь и закруг­ ляюсь. Скажу одно: идет заседание в Ро- веньском районном Совете депутатов тру­ дящихся. Ведет его сам председатель испол­ кома товарищ Я. Я. Пономарев. Присут­ ствуют: привыкшие товарищи, скучающие товарищи, грустные товарищи. И еще очень много товарищей. Вот я уже и высказался. Теперь— тиши­ на и внимание! Говорит сам товарищ По­ номарев. — Итак, переходим к шестому вопросу. Что там у нас на повестке? — О распределении сахара. Для под­ кормки пчел... — Идея понятна, товарищи? По лицам вижу— понятна. Кто за подкормку? Все за подкормку. Хорошо. Но предупреждаю... Сидящие в кабинете ловят бегло-автори­ тетный взгляд председателя и понимающе кивают головами: надо спешить высказы­ ваться, а то другие не успеют высказаться, ведь на повестке дня еще... В приемной— толпа. Из кабинета выхо­ дят агрономы МТС Кравцов и Карагодин. Им вопросы: — Ну, как?.. «V — Чем отделались? — Указали. За то, что устранились... 22-й вопрос повестки дня. Решается проблема: открыть или не открывать сало­ топку в артели «Ударник»?. — Без салотопки, по-моему, труба нам, товарищи,— сказал председатель. — Труба,—согласились с ним. — Рога и копыта есть у нас? — Есть! — А ширпотреб? Маловато у нас шир­ потреба. И население это подтвердит. Зна­ чит, руководителям артели надо проявить соответствующую инициативу. Кто за?.. Против? Воздержался? Принято единоглас­ но. Тридцать седьмой вопрос повестки дня был одним из легких: надо было решить, как райпищекомбинат должен реализовать капусту и огурцы. Заседатели еще чувство­ вали себя бодро, весело. Но когда дошли до вопроса № 70—о проведении смотра художественной самодеятельности,— приш­ лось попотеть. Тут досконально надо было выяснить и обсудить, есть ли в Ровеньках таланты вообще. Возникали и частные во­ просы: кто, скажем, лучше всех пляшет «барыню» чечотку, камаринского и про­ чие народно-популярные...? Да. Это не шутка. А задерживаться нель­ зя. впереди еще нерешенные вопросы. По этому случаю без долгих рассуждений председателей сельских Советов немедлен­ но обязали провести должную подготовку по линии хоровых, музыкальных и танце­ вальных номеров. Голосовали за то, чтобы смотр художественной самодеятельности провести непременно в 12 часов дня в До­ ме культуры. И ассигновали две тысячи рублей на премию лучшим исполнителям. — Переходим, товарищи, к 94-му вопро­ су,— сказал председатель.— 0 сокращении наших штатов. У нас есть единицы... В это время некоторые проснулись и беспокойно зашевелились на стульях. По­ том успокоились (речь шла не о них), и снова с задних рядов послышался тихий посвист спящих. — ...Десятник в дорожном отделе лиш­ ний? Лишний. В райпотребсоюзе три еди­ ницы снять можно? Можно... 102-й вопрос повестки. Речь идет о том,' чтобы предоставить очередной отпуск заве­ дующему сектором кадров. В приемной — приглушенные голоса: — Правильная постановка... — Замаялся Афанасий Павлович... — Одних заседаний сколько вытерпел— без курорта не обойтись... Прошла ночь. За окном рассвело. А в кабинете, где шло заседание, вступило в силу затмение: людей уже не было видно за клубами табачного дыма. Наконец председатель об’явил, что решен последний, 128-й вопрос повестки дня. Вздохи облегчения повсеместно. — Предложения, замечания есть? В этот момент распахнулась дверь, и в кабинет вошел высокий, плечистый чело­ век. — Есть предложение!— сказал он гнев­ ным голосом. — Проведите еще одно за­ седание относительно искоренения подоб­ ных заседаний! Его узнали, и все ахнули. Это был сам Владимир Владимирович Маяковский. И. СКОПИН. БИБЛИОГРАФИЯ Ю.яиус Фучек— герой чехословацкого народа В первом номере журнала «Звезда» за 1947 год напечатаны предсмертные запи­ ски чешского журналиста — коммуниста Юлиуса Фучека «Репортаж с петлей на шее». Переведенные на десятки языков, эти записки обессмертили имя их автора и раскрыли перед читателями прекрасную душу верного сына коммунистической пар­ тии, до последнего дня жизни боровшегося с фашизмом и отдавшего жизнь за дело победы над мрачными силами реакции. Перед нами документальная запись со­ бытий, происходивших в фашистской тюрьме, яркие и взволнованные очерковые портреты людей, действительно живших и действовавших но обе стороны фронта, твердая вера коммуниста Фучека в победу. В феврале 1941 года был арестован весь центральный комитет коммунистической партии Чехословакии и резервное руковод­ ство, подготовленное на этот случай. Фа­ шисты сделали это в момент, когда гото­ вили нападение на Советский Союз. Так пытались они провести окончательную блокаду нашей Родины, репрессируя зару­ бежных коммунистов, голоса которых зву­ чали бесстрашно и правдиво во тьме реак­ ции, сгустившейся над Европой, дела ко­ торых были направлены на поддержку Советского Союза в его борьбе за счастье человечества. Но и здесь просчет фашист­ ских политиков и палачей был явным. Не только руководство чешских коммунистов, но н весь угнетенный народ Чехословакии поддерживал нашу Родину, справедливо видя в ней единственную силу, способную сломить и уничтожить гитлеровский ре­ жим, освободить исстрадавшиеся народы Европы. На смену арестованным членам ЦК компартии Чехословакии народ выдви­ нул новых бойцов. Юлиус Фучек был одним из тех, кто по партийному долгу не остался в стороне от борьбы в тяжкие для чехов дни. Ок выпу­ скал подпольную газету, налаживал связи, чтобы создать новый подпольный руково­ дящий центр, верой своей в правое дело и активной борьбой с немцами поддерживал бодрость духа народа Чехословакии. За это он был схвачен и брошен в застенок. В тюремной камере продолжалась боевая жизнь Фучека. Изуродованный палачами, коммунист не сказал ни слова. Только дол­ гое время спустя тюремщики узнали его подлинное имя. Стойкость Фучека стала цементом, скрепившим демократов, попав­ ших в застенок. Ясный ум его помог ему до последней минуты жизни вести записи, анализирующие обстановку в тюрьме. Это не были записи только констатирл-тощие, это была боевая программа действий для тех, кто боролся на воле и кто мог очу­ титься в тюрьме. Восторг и гордость за Человека испытывает читатель, познавая пламенную веру Фучека в победу Совет­ ского Союза. Что бы ни было, взор Фучека обращен к нам, к нашей армии, к Сталину. На допросах и при пытках в день 1 мая и в дни временных успехов гитлеровских войск он мысленно на Красной площади, в кабинете Сталина, в окопах с нашей пехо­ той. Фучек находит способы, чтобы все 411 дней, проведенных в тюрьме до казни, быть подлинным руководителем коммуни­ стов, продолжавших борьбу и за решетками. Он верит в свой народ, во имя его сво­ боды стойко переносит нечеловеческие пытки и вдохновляет товарищей на борьбу. Мы знаем источник силы Фучека. Он—в мировоззрении коммуниста, в моральной связи с народами великого Советского Со­ юза, в неумирающей вере в подлинную демократию. Фучек любит свой народ. Он прослав­ ляет его стойкость, слагает гимн героям,- гибнущим, но не сдающимся. «Надо, чтоб вы знали: не было безымянных героев, были люди с именами, у каждого свой облик, свои стремления, свои надежды, и боль самого последнего из них не меньше, чем боль первого, чье имя войдет в исто­ рию. Надо, чтоб все павшие были близки вам,— так, словно это были родные вам люди, словно это были вы сами». Повину­ ясь благородному чувству— оставить нам, живым и победившим, образы погибших борцов, он создает ряд блестящих портре­ тов своих товарищей, до конца преданных своему народу, демократии, до конца сря­ жавшихся и победивших своею смертью.- Таков «папаша» — 60-летний учитель Йозеф Пешек, таковы же и многие другие честные чехи, которые предпочли смерть в борьбе с фашизмом. Но не только о друзьях написал Фучек. Он предостерег живых от многих методов врага, направленных на создание раскола в рядах борцов за демократию. 25 августа 1943 годя нацистский суд в Берлине притвори ! Юлиуса Фучека к смерти. Казнили его на 14-й день после приговора. В это время солдаты Советской Армии шли в наступление за Орлом, про­ бивая путь к Берлину, к победе, за кото­ рую отдал жизнь стойкий сын Чехослова­ кии Фучек. Дело демократии.за которое он боролся, победило. Чехословацкий народ — муже­ ственный и гордый—свято чтит память своего национального героя писателя-жур- налиста Юлиуса Фучека. Его замечательная книга — пламенный призыв погибшего борца к нам, живущим и продолжающим укрепление дела мира. Записки Фучека еще раз напоминают о том, какой ценой была завоевана победа и укрепляют в нас презрение и ненависть, к реакционерам, стремящимся всякими спо­ собами раз’единить, расчленить единый фронт подлинной демократии. Во всю силу звучит и сейчас предсмертный призыв ге­ роя чешского народа: «Люди, я любил вас! Будьте бдительны!». Запомним эти слова. М. АМЕТИСТОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz