Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

&1 МАЯ $47 г., №99 (5ИЗ) К О М М У Н А Большой день Школу украсили в этот день по-оеобен- шому. Сами ученицы, пришедшие ныне на (испытания, старательно накрыли тумбочки щ столы белоснежными скатертями, всюду расставили цветы. Им хотелось и внешне ^подчеркнуть торжественность момента, рас­ пространить на все светлое чувство ра­ дости, переполняющей сердце. — Получайте билеты,— приглашает сво­ их воспитанниц директор школы Варвара Петровна Сенкевич. Билеты получают ученицы седьмого класса Вера Барышева, Ира Тулупова, Эля Эрлихман. Их сменяет другая группа это­ го же класса: Добина, Дарская, Емельяно­ ва. Всех трех подруг зовут Галями. По не этим они приметны. Они обращают вни­ мание на себя уверенностью, с которой приступают к испытаниям. Впрочем, и другие ничем не выдают своего волнения. Школа многое сделала для того, чтобы дать своим воспитанницам прочные зна­ ния, провести сами испытания организо­ ванно. Перед экзаменами все учителя школы аккуратно посещали методический кабинет при горОНО, чтобы еще лучше пополнить свои знания и передать их затем учащим­ ся:" Хорошо проведены повторные занятия. Многое дала учащимся организованная накануне консультация. Поотстали, например, немного по физи­ ке от своих товарищей Кобзева, Черкасова. Учительница этой дисциплины Мария Пав' ловна Моченова взяла их на строгий учет; об’явила им, в какой день и часы они мо­ гут приходить к ней для дополнительных занятий. Так поступили Александра Васильевна Черненская, сумевшая всех своих 33 учениц четвертого класса подготовить к испытаниям, и Евгения Георгиевна Дуди­ на, и Нина Александровна Рыбакова. Каж­ дый учитель стремился дать детям как можно больше знаний. Й как же благо­ дарны теперь им за это ребята! Всю третью четверть проболела Галя Дарская, думала: «Придется остаться на второй год». Но когда она вернулась в школу, то была окружена заботой учите­ лей, вниманием свом товарищей. Галя Вместе со всеми держит испытания. Семиклассницы сидят за двоими парта­ ми, решая сложные задачи по алгебре. Преподаватель этой дисциплины М1арня 'Алексеевна Бегенева, за 21 год своей пе­ дагогической работы воспитавшая сотни и сотни учеников, говорит: — Я уверена в своих воспитанницах. Единодушная вера воспитанниц в сво­ их учителей и воспитателей — в своих учении — залог успешного проведения экзаменов. М. ПОЛИКАРПОВ. 27-я семилетняя женская школа г. Воронежа. Хорошая встреча БУТУРЛИНОВКА (соб. корр. «Комму­ ны»). — Городская средняя школа вы­ глядит празднично. В коридоре и в клас­ сах развешаны лозунги, плакаты, на ви­ тринах много вырезок из газет. Создана комната для приезжих учащихся. Имеется буфет. К началу занятий в организованном порядке приехали 16 учеников Ю-х-кл ас- сов из Козловской и Велико-Архангель­ ской средних школ. Ровно в 9 часов утра прозвенел звонок. Ученики, учителя и ассистенты разош­ лись по классам. Ученики 10-го класса в первый день писали сочинения, 9-клас- сники сдавали историю. Предваритель­ но можно сказать, что Экзаменуемые под­ готовились к экзаменам неплохо. Ученики 9-го класса Зусманович, Саенко, Ширяев, Шатова и другие за ответы получили оценку «5». ЭКЗАМЕНЫ В ШКОЛАХ Экзамены в 10-м классе женской средней школы № 9 г. Воронежа. Контроль­ ная работа по литературе и русскому языку. На переднем плане (слева направо): отличницы Галя ТаранКова, Людмила Закурдаева и Галя Грачева, в центре — преподавательница литературы С. И. Новосильцева. Фото А. Галкина. Впервые в ж и зни Сотни празднично одетых учениц вни­ мательно слушают приветственное слов) директора 17-й женской средней школы г. Воронежа Анны Захаровны Шеховцовой, поздравившей их с первым днем экзаме­ нов и переводных испытаний. — Вы сегодня отчитываетесь перед го­ сударством в своих знаниях, подученных за годы учебы в Школе,— говорит Анна Захаровна. Самые маленькие школьницы, которые держат экзамен впервые в жизни,— эго четырехклассницы. Вот девочки переступают порог школы. В классе— букеты сирени, расставленные на столе экзаменационной комиссии, на подоконниках больших и светлых окон. Па партах—чернильницы, листки бумаги со штампом школы, промокательная бу­ мага. Все подготовлено к письменным испы­ таниям по русскому языку. Председатель экзаменационной комиссии Вера Михайловна Прядкина удовлетворен­ но окидывает взглядом класс, блещущий чистотой. Учительница Капитолина Ива­ новна Лисицына приносит текст малень­ кого рассказа «Лесенка», полученный из Министерства просвещения. Дважды четко и выразительно читает она своему, классу рассказ о храбром советском летчике ка­ питане Трусове, который спас товарищей с подбитого врагом самолета. — Не спешите,— советует Капитолина Ивановна ученицам,— обдумайте все, а по­ том пишите изложение. Сначала исполь­ зуйте бумагу, данную вам для чернови­ ков. Первый экзамен в 4-м классе «А > начат. Девочки, склонившись над партами, пи­ шут. В классе воцарилась тишина. На изложение отведено два часа. Вот экзаменационные работы лежат на столе перед комиссией. В подавляющем боль­ шинстве четырехклассницы точно и ясно передают смысл прочитанного им рассказа < героическом поступке советского летчи­ ка В работах Сталины Панюховой, Тама­ ры Давыденко, Людмилы Клинковой и не­ которых других нет ни одной орфографи­ ческой шибки. Начальная школа дала детям нужные знания пг русскому языку. М. ПЕВЦОВ. Нет плохих оценон БОБРОВ (соб. корр. «Коммуны»). — Среди десятиклассников Бобровской сред­ ней школы, сдающих экзамен на- аттестат зрелоли, Виктор Вдовин. Он выглядит старше своих одноклассников. Да оно так и есть. Весной 1941 года Виктор успешно закончил учебу в 9-м классе этой школы и был после переведен в выпускной класс, окончить который ему, однако, не удалось. Выполняя почетную обязанность граж­ данина Советского Союза, Виктор с пер­ вых дней войны ушел на защиту Родины и сражался до Дня Победы. Возвратив­ шись из Советской Армии, Вдовин снова вернулся в родную школу. После пяти­ летнего перерыва пришлось встретить много трудностей. ч Время давало себя знать. В первой четверти получал тройки и даже двойки, но неудача не обескура­ жила комсомольца Вдовина. И вот сейчас инвалид Отечественной войны комсомолец Вдовин с гордостью сдает экзаменацион­ ной комиссии написанное им сочинение на тему «Боевое искусство, ведущее борьбу за лучшие идеалы народа» — так представляли себе литературу и искусство великие представители русской литерату­ ры (А. А. Жданов). Экзаменационной комиссией сочинение оценено на «4» Один за другим сочинения сдают Ни­ колай Матвеев, Людмила Рязанова, Раиса Александрова. Они писали его на тему «Некрасов как поэт революционной демо­ кратии 60— 70-х годов прошлого столе­ тия». Большинство выпускников получило за сочинения отметки «4» и «5». Экзаме­ национная комиссия особо отметила работы Галины Марковской, Николая Зарубина, Николая Матвеева. В школе одновременно шли экзамены в 9-м классе по геометрии, в 7-м классе— по алгебре, в 5 и 4-м классах— изложение по русскому языку Первые результаты эк­ заменов таковы: в 4 группах 5-х классов из 134 учеников на «5» сдали 38 чело­ век, на «4» — 5.9, на «3» — 37. Пло­ хих оценок нет. Нет плохих отметок и в четвертом классе. Так же успешно проходят экзамены в городской семилетке № 3. В 6-м классе шли экзамены по биологии. На вопросы препо­ давателя А. И. Анучкиной и ассистента В. М. Носовой учащиеся давали четкие и исчерпывающие ответы. Николай Бока­ рев хорошо рассказал о яровизации семян по способу академика Лысенко. Ему вы­ ставлен балл «5». Такую же оценку полу­ чили за знания по биологии Валентина Дзюба, Леонид Кириллов и др. Следует сказать, что кабинет биологии обставлен наглядными пособиями,-диаграм­ мами, экспонатами. П р о ч н ы е з н а н и я В здании 11-й женской средней школы 1г. Воронежа сегодня, как и всегда, все просто и строго. Но все же сегодняшний день необычен. Это чувствуется и по праздничным платьям девочек, и по кра­ сивым букетам цветов, украсившим клас­ сные комнаты, и, наконец, по приподня­ тому настроению учителей и учащихся. В 9 часов утра классные комнаты за­ полняются учащимися. Экзамен держат десятиклассники. Мно­ гим из них исполнилось совершеннолетие, а некоторые стоят на его пороге. Но зре­ лость каждой ученицы будет проверена сегодняшним и последующими экзамена­ ми. Спокойно, не торопясь, записывает на доске учительница Мария Васильевна Мешкова темы письменных работ по ли­ тературе. Й когда темы сочинений прочи­ таны, наступает минута глубокого раз­ думья: из трех тем нужно выбрать одпу. Большие требования пред’являются к выпускницам. В сочинении они должны обнаружить глубину мыслей и безуслов­ ную грамотность. Прошло четыре часа напряженного тру­ да. Члены экзаменационной комиссии вни­ мательно прочитали первые поступившие работы. Ученица Зина Плотникова писала на тему «Черты народного героя в твор­ честве советских писателей». Чувствуется большая начитанность этой девушки, сво­ бодное оперирование цитатами. П прежде |сего абсолютная грамотность. Высокий уровень развития обнаруживается в со­ чинениях Марии Швыревой, Татьяны Суш- ковой, Натальи Ломовой. Их сочинения почти лишены погрешностей. Седьмые классы выполняют работу по алгебре. Прочные знания учащихся по математике — большая заслуга учитель­ ницы Раисы Ивановны Чубаровой. Не один десяток лет .работает Раиса Ивановна на ниве народпого просвещения. Ее уве­ ренность в действиях невольно передается ученицам. В классе, увешанном географическими картами, держат экзамен по географии ученицы 9-го класса «Б». Ответы достав­ ляют глубокое удовлетворение. Характерно хорошее знание карты, усвоение фактиче­ ского материала, уменье глубоко разби­ раться в поставленных вопросах. Ото — результат повседневной настойчивой рабо­ ты учительницы Полины Федоровны Позд­ няковой. Уместно сегодня вспомнить о том, как много работали в течение года ученицы над контурными картами, как любовно они оформляли их. II труды пх не пропали даром. Из 15 учениц, держав­ ших экзамен в первой половине дня, оцен­ ку «5» получили 7 учащихся и опенку «4» — шестеро. По историй в 9-м классе «А» принимают экзамеп учительница В. И. Дмитриева п ассистент Т. В. Терновой. Из ответов мож­ но заключить, что учащиеся глубоко зпа- ют учебный материал, многие удачно ис­ пользуют дополнительную литературу 8 учащихся этого класса, державших экза­ мен по нсторип, получили оценку «5», семеро— оценку «4». Нп одна ученпца не получила оценки ниже «3». Учащиеся 5-х классов писали изложение на тему «В дупле». Много стараний при­ ложили ученицы к составленпю плана. Хорошо продуманный план помог изложить материал в определенной системе. Впервые в жизни держат экзамен уча­ щиеся четвертых классов. Большинство учащихся, писавших изложение рассказа «Лесенка», обнаружили навык излагать мысли своими словами. Следует отметить красивый, четкий почерк у многих уча­ щихся. К четырем часам дня первые экзамены во всех классах закончились. Они прошли четко и организованно. Радует стопроцент­ ная явка учащихся на экзамены. Дежур­ ные учителя с членами родительского ко­ митета обеспечили необходимый порядок. Ревниво они охраняли тишину в коридо­ рах во время экзаменов, стремясь создать все условия для продуктивней работы учи­ телей п учащихся. Подведены предварительные нтогп ра­ бочего дня. В школе воцаряется тишина. Редколлегия выпускает свежий номер об­ щешкольной стенной газеты. Н. ЛЕБЕДЕВ, научный сотрудник института усо­ вершенствования учителей. П о л и т и ч е с к и е и н а у ч ные з н а н и я—т р у д я щи м с я В ответ на обращение академиков, пи­ сателей, работников культуры работники науки, литературы и искусства Воронеж­ ской области горячо приветствуют и пол­ ностью поддерживают предложение об ор­ ганизации Всесоюзного общества ш рас­ пространению политических и научных знаний и со своей стороны примут ак­ тивное участие в организации и деятель­ ности этого общества. Выполнение плана послевоенной сталин­ ской пятилетки н задачи построения коммунистического общества в нашей стране требуют организации широкой и систематической работы по коммуни­ стическому воспитанию советского паро­ да, активной борьбы по преодолению пе­ режитков капитализма в сознании людей. Мы, представители советской интелли­ генции, вышедшей иЛ народа и неразрывно связанной с рабочими и крестьянами, счи­ таем своим первейшим священным долгом выполнение поставленной товарищем Сталиным задачи поднятия культурно-тех­ нического уровня рабочего класса до уров­ ня работников инженерно-технического труда, решительного под’ема культуры со­ ветского крестьянства и приложим макси­ мум усилий по распространению среди на­ селения политических и научных знаний. Только в нашей стране, стране социа­ лизма, все б'огэтства культуры, науки и искусства доступны народным массам. Партия Ленина — Сталина и советское государство повседневно проявляют заботу о повышении политической сознательно­ сти и культуры советских людей. В целях дальнейшего повышения культуры советского народа мы об’единим свои уси­ лия в специальном обществе, ставящем перед собой величественную и благород­ ную патриотическую цель политического и культурного просвещения трудящихся. Об’едпняясь в Общество по распростра­ нению политических и научных знаний, мы ставим перед собой следующие задачи: Широко организовать среди рабочих, служащих и советского крестьянства пропаганду политических и научных зна­ ний путем проведения публичных лекций и бесед по истории, международной политике, советской экономике, сельскому хозяйству, науке, культуре, искусству и краеведению; издавать и распространять среди трудя­ щихся научно-популярные брошюры и стенограммы лучших лекций; раз’ясняя в своих лекциях внешнюю по­ литику советского государства, мы будем решительно разоблачать провокаторов но­ вой войны и агрессии, вскрывать реак­ ционную сущность идеологии современной империалистической буржуазии и ее ре­ формистских прислужников, раскрывать преимущества советского общественного и государственного строя перед капитализ­ мом, показывать великие успехи хозяй­ ственного строительства СССР, достижения советской науки, литературы и искусства и освещать стоящие перед советским на­ родом задачи. В своих лекциях и беседах мы покажем величие нашей социалистической Родины, будем воспитывать у советских людей без­ граничную любовь и чувство гордости за советскую сграну, за наш героический народ, демонстрируя преимущества щиа- листической культуры перед буржуазной культурой. Мы будем раз’яснять вопросы маркси­ стско-ленинской идеологии, пропагандиро­ вать материалистическое мировоззрение и бороться против всяких пережитков чуж­ дой идеологии г сознании людей. Е чтению лекций мы привлечем круп­ ных специалистов по различным отраслям политических и научных знаний — чле- нов-корреспондентов Академии наук СССР, заслуженных деятелей науки, докторов наук и профессоров, доцентов, научных работников научно-исследовательских ин­ ститутов, преподавателей высших учебных заведений, общественных деятелей, писа­ телей, деятелей искусства и культуры. Всемерно развертывая работу Общества' по распространению политических и науч- пых знаний, мы будем активно способ­ ствовать дальнейшему росту культуры и идейно-политическому воспитанию совет­ ских людей. Член-корреспондент Академии наук СССР профессор Козо.Полянский. Заслуженные деятели науки профессора: Смирнов, Георгиевский, Русинов, Покровский, Чеботарев, Каппер. Профессора: Миротворцев, Журавлев, Барабаш, Пал кин, Лиодт, Костин, Любо, шиц, Першин, Васильев, Карпенко, Квасников, Загоровский, Науменко, Хухрянский, Жилинский. Ректор Воронежского государственного университета Латышев. Директор мединститута Бирюков. Директор сельскохозяйственного института Тищенков. Директор лесохозяйственного института Паленко. Директор зооветинститута Евтеев. Директор инженерно-строительного института Казаков. Директор педагогического института Митрофанов. Директор химико-технологического института Корчинский. Директор научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства Горшков. Доценты: Точилин, Руцкий, Гришин. Пономарев, Замятнин. Писатели: Подобедов, Кретова, Аметистов. Секретарь обкома ВЛКСМ Долгих. И. о. председателя обкома профсоюза работников начальной и средней школы Жердев. Председатель обкома профсоюза работников искусств Саркисьянц. И. о. ответ, редактора областной газеты «Коммуна» Шаггошник. Директор областной партийной школы Мехедова. Зав. областным отделом культпросветработы Прилепский. Начальник областного отдела по делам искусств Назаров. Заведующий областным отделом народного образования Винокуров. Облвоенком полковник Рчбухин. экспедиции на полюс История русской географической науки знает много замечательных открытий, но экспедиция на Северный полюс — это бес­ примерный подвиг советских ученых, тор­ жество человеческого разума. Столетия луч­ шие представители науки стремились разгадать тайны природы центральной области Арктики, однако только в услови­ ях социалистического государства оказа­ лось возможным осуществление этой меч­ ты Путем организации грандиозной по своему размаху научной экспедиции на Северный полюс. Эта Экспедиция явилась блестящей демонстрацией силы и мощи советской науки и техники, осуществив­ ших то, что неосуществимо в условиях капиталистичеокого строя. ★ Освоение Севера народами нашей страны началось с незапамятных времен. Уже в XIII веке на северном побережье велась оживленная торговля, развивались промыс­ лы. Первые экспедиции, ставившие перед собой задачу изучения условий навигации к Полярном бассейне, предпринимались рус­ скими еще в XVI веке. Северный морской путь‘ из Европы в Восточную Азию при­ влек внимание мореплавателей еще в XVII и XVIII веках. М. В- Ломоносов разрабатывал проект северо-восточного прохода в Азию через Северный полюс, предполагая, что в районе полюса море свободно от льда. На протяжении XVIII и XIX столетий было предпринято много попыток достиг­ нуть полюса, разрабатывались проекты, шли горячие и оживленные споры о при­ роде околополярных областей. Одни были убеждены, что в районе полюса существует суша, покрытая вечными льдами; другие полагали, что там простирается свободное от льдов море; третьи доказывали наличие •сплошного ледяного покрова, плывущего но морю с востока на запад. Ничего неиз­ вестно было о погоде, климате, животном и растительном мире полярного края. Во второй половине прошлого столетия были предприняты практические шаги к достижению Северного полюса. Одной из первых это сделала экспедиция Вейпрехта и Пайера (Австрия) в 1872— 1874 гг. Экспедиция не достигла полюса, но ее участники открыли острова, получившие название «Земля Франпг-Чоспфа», являю­ щиеся крайними участками суши на се­ вере. Крупнейший полярный исследователь Ф. Нансен в 1893— 1896 гг. предпринял свое знаменитое путешествие на дрейфую­ щем, вмерзшем в лед. корабле «Фрам». За время дрейфа Ф. Нансен, достиг самой дальней точки продвижения человека на север — почти 86 градуса северной шп­ роты. Не перечисляя множества других попы­ ток достичь полюса, отметим, что все они оканчивались безрезультатно, а порой тра­ гической гибелью участников экспедиций. В 1909 году американец Роберт Пири на ербаках первый достиг Северного полюса. Пири пробыл на полюсе около суток и произвел ряд наблюдений над температу­ рой, давлением, глубинами океана. Подвиг Пири велик и оценен человечеством ио до­ стоинству. Однако йаучные результаты пу- тетестия Р. Пири незначительны. Именно такой характер носили экспеди- Iпни па оамтетял, дипижаблях, пешком, предпринятые некоторыми путешественни­ ками в период 1925—-1930 гг. Разумеет­ ся, кратковременное пребывание на полюсе или полеты над ним не могли привести сколько-нибудь значительных научных ре­ зультатов. Вот почему, несмотря на ряд экспедиций к Северному полюсу, проведен­ ных до 1930 года, сведения о природе это­ го района оставались весьма скудными. Народнохозяйственные задачи, встав­ шие в ту пору перед нашей страной, ос­ воение Северного морского пути требовали большего знания полюса и околополярных областей. Давно было известно, что «погода делается на севере». Для изучения законо­ мерностей 1климата НАшей страны, для предсказаний погоды требовались длитель­ ные и основательные исследования в По­ лярном бассейне. Именно с Этой целью еще в первой сталинской пятилетке начинается гранди­ озное научное наступление На Арктику силами ученых нашей страны, при помо­ щи и всемерной поддержке правительства и лично товарища Сталина. За короткое время все побережье и острова советской части Арктики покрылись густой сетью полярных станций, которые вели непре­ рывные и всесторонние исследования ок­ раины Ледовитого океана. Вслед за этим возникла необходимость в длительных и разнообразных наблюдениях в центральной части Полярного бассейна— в районе полюса. Не ради спортивного ин­ тереса, а как необходимое звено в общем плане глубокого изучения Арктики Назре­ ла идея организации экспедиции для соз­ дания постоянной станции на Северном полюсе. Перед станцией «Северный полюс» бы­ ли поставлены задачи: провести система­ тические и длительные наблюдения над элементами погоды, выяснить направление, скорость и другие закономерности дрейфа льдов. В задачу станции входило также: измерить глубины океана и изучить физи­ ко-химические свойства воды океана, про­ следить течение воды на разных глубинах, произвести наблюдения над явлениями земного магнетизма и распространения радиоволн, получить сведения о живых ор­ ганизмах в центре Полярного бассейна. Было решено, что станция «Северный полюс» расположится на льду и вместе с дрейфом льдов будет перемещаться по направлению к Атлантическому океану; личный состав и оборудование станции доставить на самолетах в район полюса, а '’вязь со станцией поддерживать ио радио. Задолго до начала экспедиции была осуществлена огромная подготовительная работа. На отечественных предприятиях изготовлялись специальные самолеты, при­ способленные к полетам в арктических условиях, создавались особая радиоаппа­ ратура и инструменты. Экспедицию снаб­ дили высококачественными коицеитрпро- ваттнЫми продуктами питания и т. д. Сложность полярной экспедиции и раз­ нообразие вопросов, подлежащих изучению, нред’являлп особые требования к личному составу дрейфующей станции. За пред­ шествующее ей десятилетие выросли за­ мечательные кадры советских полярных исследователей, закаленных в борьб* со ■ стихиями Ледовитого океана. Среди этой армии полярников выделялись И. Д. Папа­ нин, 3. Т. Кренкель, Е. К. Федоров, П. П. Ширшов. На этих ученых и пал выбор при комплектовании личного состава стан­ ции. В 11 часов 35 минут 21 мая 1937 года самолет экспедиции совершил посадку в районе полюса. Первый этап работы был завершен. В приветствии участникам экс­ педиции на полюс товарищ Сталин, ру­ ководители партии и правительства писа­ ли: «Эта победа советской авиации и Науки подводит итог блестящему периоду по освоению Арктики и северных путей, столь необходимых для Советского Союза». ? июня 1937 года зимовщики станции «Северный полюс» рапортовали товарищу Сталину о начале планомерных и система­ тических наблюдений. Почти девять месяцев работала станция на пловучих льдах Полярного бассейна, продрейфовав около двух тысяч километ­ ров от места высадки. 19 февраля 1938 года советские корабли сняли отважных полярников с разламывающейся льдины в Гренландском море. Что же дала экспедиция на Северный полюс для советской и мировой науки? Наблюдениями станции «Северный по­ люс» выяснен в основных чертах харак­ тер климата на полюсе. В противополож­ ность распространенному прежде мнению о чрезвычайно низких температурах на по­ люсе, были представлены документальные свидетельства того, что минимальные тем­ пературы там (30— 35 градусов) значи­ тельно выше температуп, наблюдавшихся на материке Азии в районе Верхоянска. Раньше думали, что над полюсом стоит не­ подвижная шапка холодного воздуха. В Действительности оказалось, что ветреная погода на полюсе Преобладает над тихой,- при адом скорость ветра достигает боль­ ших величин. В процессе наблюдения нал температу­ рами морской воды папанинцы сделали крупное открытие: оказалось, что Теплые воды Гольфстрима на большой глубине проникают далеко на север, в центральную часть океАна. По данным станции уточ­ нены пути и скорость дрейфа льдов в Полярном бассейне. Много сведений собрано о жизни живот­ ных и растений в водах океана у полюса. Ф. Нансен, например, утверждал, что «...покрытая льдами центральная часть Северного Ледовитого океана может рас­ сматриваться как пустыня среди океана».- Он отвергал мысль о наличии живых орга­ низмов у полюса. Наблюдениями зимовщи­ ков станций «Северный полюс» опроверг­ нуто и это заключение. Жизнь в централь­ ной части Ледовитого океана богата и раз­ нообразна, начиная от микроекопннееких водорослей и животных и кончая рыбами, птицами и белыми медведями. Здесь невозможно перечислить всех от­ крытий, сделанных станцией «Северный полюс», но и сказанного достаточно, чтобы показать, что эти открытия позволили за­ полнить «белое пятно» в наших знаниях о Северном полюсе. В плане послевоенной сталинской пяти­ летки предусмотрено «превратить Север­ ный морской путь в постоянно тш-'твую- щую магистраль» — ктаты, добытые экспедицией на Сшшпятн полюс, в значительной мере облегчают разреше­ ние этой задачи. А. МЕШКОВ, доцент Воронежского пединститута.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz