Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

2 К О М М У Н А 1 МАЯ 1947 г., № 95 (5109) Ж ? В помощь изучающим маоксизм-л°нинизм Борьба за тактические основы большевистской партии Ленин и Сталии создали стройное уче­ ние о революционной стратегии и такти­ ке большевистской партии. «Стратегия и тактика ленинизма, — учит товарищ Сталин, — есть наука о руководстве ре­ волюционной борьбой пролетариата» («Во­ просы ленинизма», стр. 53). Товарищ Сталин учит, что стратегия есть определение направления главного удара пролетариата на основе данного этапа революции, выработка соответствую­ щего плана расположения революционных сил (главных и второстепенных резервов), борьба за проведение этого плана на всем протяжении данного этапа револю­ ции.. Тактика является . частью страте­ гии, она подчинена основной задаче (на первом этапе революции — задаче свер­ жения царизма п завоевания республики). Задача тактического руководства состоит в том, чтобы овладеть всеми формами борьбы и организации пролетариата и обеспечить правильное их использование для того, чтобы добиться максимума ре­ зультатов при данном соотношении сил, необходимого для подготовки стратегиче­ ского успеха. Товарищ Сталин писал в 1906 году: «Два условия необходимыдля подлинной социал-демократической такти­ ки: первое то, что она не должна про­ тиворечить ходу общественной жизни, и второе то, что она должна все выше и выше подымать революционный дух масс» (Сочинения, т. I, стр. 209). Большевистская стратегия и тактика получили блестящую проверку в ходе революции 1905—07 г.г. Первая русская буржуазно-демократи­ ческая революция в полной мере вскрыла тактический оппортунизм меньшевиков, выразившийся в их отказе от гегемонии пролетариата в буржуазно-демократиче­ ской революции, впопытке подчинитьрос­ сийский пролетариат интересам либераль­ ной буржуазии. Уже накануне 1905 года оппортушьч меньшевиков в организационных вопросах перерос в оппортунизм тактический. Со­ стоявшийся в апреле — мае ] 905 г. третий, с’езд большевиков в Лондоне и конференция меньшевиков в Жечев» ясно определили две противоположные тактики: революционную — у большевиков и оп­ портунистическую — у меньшевиков. Гениальное обоснование большенмоггкой тактики в революции 1905 года л раз­ вернутую критику меньшевистской оппор­ тунистической тактики дал В. И. Ленин в знаменитой работе «Две тактики социал- демократии в демократической революции». Эта книга была выпущена в свет в июле 1905 года, то-есть спустя два ме­ сяца после ГП с’езда партии. Критикуя тактику меньшевиков, Ленин в этой кни­ ге разоблачал вместе с тем тактику меж­ дународного оппортунизма. Обосновывая же тактику марксистов в период буржуаз­ ной революции п проводя разницу между революцией буржуазной и революцией социалистической, Ленин сформулировал вместе с тем основы_марксистской такти­ ки в перпод перехода, от революции бур­ жуазной к революции социалистической. В первом и втором томах Сочинений П. В. Сталина помещены работы большо­ го теоретического значения, В них това­ рищ Сталин обосновывал, разрабатывал и защищал в борьбе с оппортунистами боль­ шевистскую тактику в первой русской революции 1905— 1907 гг. Произведения, помещенные в этих томах, показывают, с какой последовательностью п настойчи­ востью И. В. Сталин осуществлял ленин­ скую линию в первой русской революции. * О « Большевистская тактика в революции 1905—07 гг. определялась прежде всего необходимостью обеспечить гегемонию про­ летариата в этой революции. Победа над самодержавием и установление демократи­ ческой республики возможны были то'".ко при гом условии, если рабочий класс возглавит революционное движение на­ родных масс. В России буржуазно-демократическая революция происходила позже, чем на Западе. Она возникла в эпоху империа­ лизма, когда буржуазия имела против се­ бя уже оформившийся рабочий класс Рабочий класс был призван к роли вождя в буржуазно-демократической рево-’ люпин прежде всего потому, что оп был наиболее передовым и единственным пос­ ледовательно-революционным классом Рос сии. Ему было выгоднее, чтобы буржуаз­ но-демократические преобразования про­ шли в России революционным путем, а не реформаторским, который быв нулем затяжек, мучительно медленного отмира­ ния крепостничества. Пролетариат, указы вал Ленин, больше был заинтересован в решительной победе революции, чем бур­ жуазия, он поэтому был той силой, ко-, торая могла последовательно бороться за доведение до конца буржуазно-демократи­ ческой революции. Эго бьтло обязательное условие свободного развития классовой борьбы п дальнейшего продвижения про­ летариата к социалистической революции, к диктатуре пролетариата. У пролетариата были все возможности избавиться от участи пособника буржуа­ зии и стать руководителем буржуазно- демократической революции. Он имел свою революционную марксистскую партию, партию нового типа, партию социальной революции и диктатуры пролетариата. Партия, учат Ленин и Сталин, является основным орудием гегемонии пролетариата. • ф 6 1* Для того же, чтобы гегемония пролета­ риата действительно осуществилась вхо­ де буржуазно-демократической революции, требовалось по крайней мере два усло­ вия — прочный союз пролетариата с крестьянством под руководством рабочего класса и нейтрализация либеральной бур­ жуазии, которая сама хотела 'стать един­ ственным руководителем революции. Задавленное крепостническим гнетом, российское крестьянство в течение столе­ тий боролось с помещиками за землкГ и свободу, но эта борьба не увенчалась ус­ пехом потому, что у крестьянства не- было подлинного вождя. К началу XX столетия крестьянство увидело такого вождя в лице рабочего класса, лотовый своей последовательной борьбой против царизма завоевал доверие крестьянства. Ленин писал в 1905 году: «крестьян­ ство неизбежно станет... оплотом револю­ ции и республики, ибо только вполне победившая революция сможет дать кре­ стьянству вез в области земельных ре­ форм, все то, чего крестьянство хочет, о чем оно мечтает, что действительно необ­ ходимо ему...» (Соч., т. VIII, стр. 94). В бтатье «Л ондонский с’езд Р оссийской социал-демократической рабочей партии (Записки делегата)» товарищСталии писал: «Единственным вождем нашей револю­ ции, заинтересованным и могущим пове­ сти за собой революционные силы России на штурм царского самодержавия, — является пролетариат. Только пролетариат сплотит вокруг себя революционные эле­ менты страны,Ртолько он доведет до кон­ ца нашу революцию. Задачей социал-де­ мократии является — сделать все воз­ можное для подготовки пролетариата к роли вождя революции. В этом гвоздь большевистской точки (рения. На вопрос: кто же может явиться на­ дежным союзником пролетариата в деле введения до конца нашей революции — большевики отвечают: единственным сколько-нибудь надежным псильнымсоюз­ ником пролетариата является революцион­ ное крестьянство. Не изменническая ли­ беральная буржуазия, а революционное крестьянство будет биться вместе спроле­ тариатом против всех устоев крепостных порядков». (Соч., т. II, стр. 62). Крестьянство было неустойчиво, оно колебалось, что характерно для мелких собственников. Но неустойчивость кресть­ янства коренным образом отличалась от неустойчивости буржуазии, ибо крестьян­ ство было, как указывал Ленин, «заин­ тересовано не столько в безусловной охра­ не частной собственности, сколько в от­ нятии помещичьей земли, одного из глав­ ных видов этой собственности» (Соч., т. VIII, стр. 94). • От поведения крестьянства, от того, выступит ли оно на стороне пролетариата или на стороне буржуазии, зависела, побе­ да демократической революции. Довести до конца демократическую ре­ волюцию возможно было только в том случае, если рабочий класс отвоюет крестьянство у буржуазии, нейтрализует либеральную буржуазию. «Исход революции, — писал Ленин в своем труде «Две тактики социал-демо­ кратии в демократической революции»,— зависит от того, сыграет ли рабочий класс роль пособника буржуазии, могуче­ го гю силе своего натиска на самодержа­ вие, но бессильного политически, или роль руководителя народной революции» «... Задача партии, — писал товарищ Сталин в 1906 году, — вырыть могилу гегемонии буржуазии, сплотить вокруг себя революционные элементы города и деревни, возглавить их революционную борьбу, руководить отныне их выступле­ ниями и, таким образом, укрепить почву для гегемонии пролетариата» (Соч., т. I , стр. 253). Ленин н Сталин учили, что, расправив­ шись с царизмом, завоевав в союзе с крестьянством демократическую республи­ ку и осуществив все задачи буржуазно­ демократических преобразований в Рос­ сии, рабочий класс не остановится па этом и направит оружие уже непосред­ ственно против буржуазии. Нельзя было решать задачи^ второго этапа (социалистическая революция), не ‘решив задач первого этапа (буржуазно­ демократическая революция). Нельзя ус­ покоиться, победив на первом зтапе, так как ход классовой борьбы, необходимость закрепления завоеваний народа в револю­ ции, ведущая роль пролетариата — все /это после победы буржуазно-демократп- ческой революции с об’ективной неизбеж­ ностью ставило задачу двигать революцию вперед к перерастанию ее в социалисти­ ческую. Обобщив новый опыт революционного движения в новых условиях классовой борьбы, Ленин в своей исторической рабо­ те «Две тактики социал-демократии в демократической революции» дал новую установку марксистской партии по вопро­ сам тактики в буржуазно-демократической революции. Она сводилась к тому, что пролетариат становился руководящей си­ лой буржуазной революции, буржуазия нейтрализовалась, оттиралась, от руковод­ ства революцией, а крестьянство превра­ щалось в резерв революции, в союзника пролетариата. Ленин звал пролетариат к борьбе за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. Ленин создал новую теорию социалистической революции, вводя вкачестве обязательного элемента союз пролетариата и полупроле­ тарских элементов города и деревни, как условие победы пролетарской революции. Ленинская теорпя перерастания буржуаз­ но-демократической революции в социа­ листическую сыграла решающую розь в борьбе большевиков в 1917 году за власть Советов. Ф Ф Ф Меньшевики, выполняя сво*ю рольаген­ туры буржуазии в рабочем классе, вся­ чески старалшсь внушить рабочим ту идею, что коль скоро революция буржуаз­ ная, вождем (гегемоном) ее должна быть либеральная буржуазия. Онп стремились сблизить пролетариат не с крестьянством, а с либеральной буржуазией. Онп толкали рабочий класс на путь буржуазной уме­ ренности, боясь, как бы не отшатнулась буржуазия. Ленин и Сталпп подвергли оппортуни­ стическую тактику меньшевиков уничто­ жающей критике. Ленин в своей книге «Две тактики социал-демократии щ. демократической ре­ волюции» показал всю бездну предатель­ ства меньшевиков в Эволюции, их по­ пытки превратить пролетариат в жалкого прихвостня буржуазных классов. Меньшевики свою хвостистскую такти­ ку в революции пытались обосновать ссылками на французскую буржуазную революцию, в которой руководств'; прп- надлсжало буржуазии/ Сталин вскрыл метафизическую сущ­ ность рассуждений меньшевиков, их шаб­ лонное представление осг истории. Товарищ Сталии показал, что меньшевики старую схему буржуазной революции во Франции механически переносили в совершенно иные социально-экономические условия России начала XX столетия. «Да, говорят наши меньшевики, что произошло там, в^ Франции, то и здесь, в России, должно случиться. Эти господа, подобно гробов­ щику, берут мерку с давно усопшего п этой меркой меряют живых» (Соч., т. I, стр. 154)). Товарищ Сталин в статье «Предисло­ вие к грузинскому изданию брошюры Каутского «Движущие силы и перспек­ тивы русской революшга», помещенной во втором томе Сочинений, вновь клеймит российских меньшевиков за их угодниче­ ство перед буржуазией, подвергает крити­ ке Плеханова, который не удовлетворялся даже соглашением с кадетами, а пропове- дывал прямой блок, временное слияние с ними. Товарищ Сталин доказал, что мень­ шевики своей политикой равнедшя на ли­ берально-монархическую буржуазию, сво­ им отрицанием гегемонии пролетариата в революции по существу отказались от программы партии. * Ф Ф В трудах Ленина и Сталина, относя­ щихся к периоду первой русской револю­ ции, разрабатывались и конкретные так­ тические вопросы, с учетом определив­ шейся в ходе революции расстановки классовых сил и места в ней российского пролетариата. Сюда относятся вопросы о вооруженном восстании, о временном ре- волюппонном правительстве, отношение к Государственной Думе. Важнейшим средством свержения ца­ ризма и завоевания демократической рес­ публики Ленин считал победоносное во­ оруженное восстание народа. Революционные марксисты в вопросе о вооруженном восстании всегда разграни­ чивают два этапа: 1) политическая под­ готовка восстания и 2) военно-техниче­ ское осуществление восстания. Товарищ Сталин в статье «Вооружен­ ное восстание п наша тактика» (июль 1905 г.) дает политическое обоснование необходимости восстания о указывает на необходимость приспособить организацию и тактику партии к новым запросам жизни. Задача сводилась тогда к военно­ технической подготовке и организации всероссийского вооруженного восстания. Товарищ Сталин бичевал меньшевиков за их хвостистскую тактику, за отказ от подготовки восстания. В ряде проклама­ ций, написанных в месяцы прилива ре­ волюции, особенно в связи с всероссий­ ской всеобщей забастовкой, товарищ Сталин призывал смести с пути все пре­ пятствия, мешающие организовать воору­ женное восстание. По свежим следам декабрьского воору­ женного восстания, тотчас же после воз­ вращения с Таммерфорсской конференции в Тифлис, товарищ Сталин опубликовал брошюру «Две схватки» (январь 1906 г.). Сравнивая выступление ^петербургскихЕ&- бочих 9 января 1905 года с декабрьским восстанием московского пролетариата, товарищ Сталин в этой работе дал глу­ бокий анализ причин, приведших к во­ оруженному выступлению, п с предельной ясностью вскрыл недостатки в проведе­ нии восстания. Работа товарища Сталина «Две схват­ ки» — выдающееся произведение обще­ российского большевизма об уроках де­ кабрьского вооруженного восстания, цели­ ком совпадавшее с ленинской статьей «Уроки московского восстания». Товарищ Сталин писал в этой статье: «...Сплочен­ ная партия, организованное партией вос­ стание и политика наступления — вот что нам нужно сегодня для победы вос­ стания» (Соч., том I, ст. 203). В июле 1906 г., после обсуждения на IV Обвинительном с’езде уроков декабрь­ ского восстания, товарищ Сталин напи­ сал статью «Маркс н Энгельс о восста­ нии». В этой острой полемической статье, разоблачающей грузинского меньшевика Ноя Хомерпкп (который, как и все мень­ шевики, оплевывал вооруженное восстание московских рабочих), товарищ Сталин раскрывает взгляды Маркса и Энгельса на восстание как искусство и защищает ленинские положения об уроках москов­ ского восстания. Товарищ Сталин подчер­ кивает,* что одной пз прпчнн поражения декабрьского вооруженного восстания бы­ ла оппортунистическая тактика меньшеви­ ков, раскалывавших рабочее движение России и ослаблявших тем самым его на­ тиск на самодержавие. В брошюре «Современный момент и Обвинительный с’езд рабочей партии» (1906 г.), написанной товарищем Сталиным по возвращении с IV (Объеди­ нительного) с’езда, дан обстоятельный анализ недостатков и ошибок московского вооруженного восстания, причин его не­ удачи. В этой работе вновь подчеркнуто, что меньшевики своей раскольнической практикой и буржуазной политикой поме­ шали рабочему классу полностью осуще­ ствить его руководящую роль в револю­ ции, сорвали вооруженное восстание. * * * Известно, какое большое место в раз­ работке и обосновании большевистской тактики в революции 1905 г. Ленин и Сталин отводили лозунгу временного ре­ волюционного правительства, как новой революционной власти. Эта новая револю­ ционная власть — революционно-демо­ кратическая диктатура пролетариата п крестьянства — должна была подавить сопротивление контрреволюции, закрепить завоевания революции и' обеспечить ее дальнейшее развитие «Это может быть только диктатура, — писал Ленин, — потому что осуществление преобразований, немедленно и непременно нужных для пролетариата и крестьянства, вызовет от­ чаянное сопротивление и помещиков, и крупных буржуа, и царизма. Без дикта­ туры сломить это сопротивление, отразить контрреволюционные попытки невозмож­ но» (Соч., т. VIII, стр. 62). Товарищ Сталин в статье «Временное революционное правительство и социал- демократия» (август 1905 года) раз’яе- нил, почему партия пролетариата совме­ стно с представителями крестьянства при известных условиях будет участвовать в революционном временном правительстве, задачи которого — бороться против ста­ рого и прокладывать путь новому. Отрицая необходимость временного рево­ люционного правительства рабочих и кре­ стьян, меньшевики утверждали, что не может быть единства воли пролетариата и крестьянства. Ленин и Сталин вскрыли метафизическую ограниченность меньше­ виков и в данном случае. Соотношение сил нужно изучать в конкретной обста­ новке. В одном случае — в борьбе про­ тив царя и помещиков — обеспечивает­ ся единство воли пролетариата и всего крестьянства. В другом случае — при переходе от буржуазно-демократической революции к социалистической — воз­ никнет новое соотношение сил; здесь создается союз пролетариата с деревенской беднотой. Ленин п Сталин в период думской кам­ пании клеймили оппортунизм меньшеви­ ков. «Ясно, — писал товарищ Сталин в 1907 году, — что и в Думе меньшевики проводили ту же тактику, что и вне Думы. Эта тактика есть тактика поддерж­ ки кадетов» (Соч., т. II, стр. 36). Ф Ф Ф В итоге первой русской революции 1905— 1907 гг. у большевиков имелась не только обоснованная Лениным и Сталиным, но и проверенная в ходе борь­ бы и столкновений классов революцион­ ная тактика и крепкая партийная орга­ низация. В годы столыпинской реакции товарищ Сталин возглавил бакинскую болыпевнетт скую организацию и в упорной борьбе с меньшевиками превратил ее в несокру-* пшмую крепость ленинской партии. На примерах массовой работы среди нефте­ промышленных рабочих, руководя классо­ выми битвами бакинского пролетариата, товарищ Сталин учил большевиков так­ тике подпольной работы с использованием всех легальных возможностей. В борьбе за партию п партийность про­ тив врагов марксизма Ленин и Сталин призывали к усилению идейной и орга­ низационной работы партии. В статье П. В. Сталина «Партийный кризис и на­ ши задачи» выдвигались задачи укрепле­ ния партии с тем, чтобы в новых и тя­ желых условиях наступившей полосы столыпинской реакции неуклонно прово­ дить в массах большевистскую политику. В полном единстве с ЛенЬным всвоих знаменитых «Письмах с Кавказа», в письмах к Ленину, в написанных имдо­ кументах Бакинского Комитета партии П. В. Сталин разоблачает ликви­ даторов, отзовистов, троцкистов, примирен­ цев и прочих врагов большевиков, как ренегатов, отказавшихся от программы, тактики и организационных принципов марксистской партии. ☆ * ☆ • Разработка Лениным и Сталинымболь­ шевистской тактики в годы первой рус­ ской революции получила свою проверку и полное подтверждение в последующих классовых битвах рабочего класса и кре­ стьянства* против царизма, в буржуазно- демократической революции февраля 1917 года и в Великой Октябрьской социали­ стической революции. Проф. М. МОСКАЛЕВ. Фрезеровщица завода «Воронежсельмаш» Мария Яковлевна Турищева за 4 месяца выполнила свою годовую норму. В мае она вырабатывает по 4 нормы в смену. Фото С. Антюфеева. ОБЗОР ПЕЧАТИ Методы Матросова в освещении заводской газеты „Резец *1 Многотиражная газета паровозоремонт­ ного завода им. Дзержинского «Резец» (редактор т. Чеботарев) в номере за 1 мар­ та опубликовала ’ ценную ш.дборку из выступлений лучших работах завода. Аншлаг над этой подборкеи призывал: «Подтянем всех раэт-мх ци уровня ста­ хановцев!». В аннотации сообщалось о замечатель­ ном почине закройщика московской фаб­ рики «Парижская коммуна» В. Матро­ сова. предложившего разработать 'общеце­ ховой план внедрения стахановских мето­ дов труда, чтобы подтянуть всех рабочих до уровня передовых. Тут же газета писа­ ла о том, что «Предложение Матросова должно быть внедрено во всех цехах нашего завода. Мы не можем довольствоваться сред­ ними цифрами». Средняя выработка на одного рабочего в то время превышала 100 процентов, но на заводе было несколько сотен рабо­ чих, отстававших от передовиков, а мно­ гие вообще не выполняли своих норм. Прессовщик кузнечного цеха т. Буга­ ков в этом же номере газеты доказывал, насколько важно во всех цехах широко распространить опыт стахановцев, все­ мерно развивать творческую инициативу рабочих, без промедления внедрять в производство ценные рационализаторские предложения, активизировать работу ста­ хановских школ. Тов. Бугаков говорил, что члены 'его бригады стараются производи­ тельно использовать каждую минуту, весь день. В то же время многие прес­ совщики и кузнецы работают непроизво­ дительно, недостаточно осваивают техно­ логию. дают брак. «Нужно, — говорит прессовщик, — чтобы все работали по- стахановски, только при этом условии завод выйдет из длительного прорыва п может добиться значительных успехов». Призыв газеты «Резец" к тому, чтобы всем рабочим подняться до уровня ‘Стаха­ новцев, был очень важным и евоевоемен- ным. Газете следовало выступить органи­ затором широкого внедрения чатргсовеких методов работы на заводе, стать трибуной передового опыта. Однако в течение полугора месяцев в последующих 7 номерах газета «Резец» ни словом не обмолвилась о том, как осу­ ществляется матроеовский метод. ’ Она не напечатала ни одного материала, вко­ тором лучший стахановеп рассказывал бы о том, над кем .из отстающих рабочих он взял шефство, как и чему его обучает, каким путем отстающий рабочий подни­ мается до уровня передового. Только 18 апреля, после того, как на заводе состоялся ремннар агитаторов, ш котором с докладом «О путях внедрения методов Матросова» выступил главный инженер завода т. Широкий, газета вновь вернулась к важнейшей производственной теме. В передовой статье: «Выполнить мероприятия по повышению /Производи­ тельности труда и внедрить матросовские методы» она сообщила, что «105 лучших стахановцев завода взяли шефство и обу­ чают 125 молодых рабочих стахановским методам труда». В приведенных примерах / говорится о замечательных результатах-"' такого шефства: ранее отстававшие ра­ бочие стали выполнять и перевыполнять нормы. Но дальше передовая, отмечая, что во многих цехах шефство передовых ста­ хановцев над отстающими не приняло должного размаха, обращается к руково­ дителям цехов и отделов о предложением: «... Принять самые решительные меры к выполнению намеченных планов по улучшению организации труда и внедре­ нию стахановских методов работы... вскрыть все резервы для повышения производительности труда»... Именно эти вопросы должна была бы поднимать и сама газета «Резец». Но опять на страницах газеты не появились материалы, передающие опыт лучших лю­ дей завода, рассказывающие о^метолах обу­ чения отстающих стахановским приемам работы. Только в первомайском номере «Резец» напечатал несколько выступле­ ний стахановцев, в которых говорится лишь о том, что тот или иной опытный рабочий шефствует над новичком. -При­ мерно, формовщик литейного цехат. Сле- иокуров рассказывает: «Сейчас я шефствую над малоквали­ фицированным формовщиком т. Беляе­ вым. В результате оказанной помощи он овладел этой сложной профессией и к 1 мая приходит с перевыполнением норм выработки». Какая помощь была оказана, каким методом шло обучение? На эти вопросы нельзя найти ответа ни в одной из кор­ респонденций, напечатанных в газете. Для широкого внедрения во всех цехах матросовских методов, для под’ема всего производства необходимо как можно пол­ нее использовать рационализаторские предложения. На заводе собрано более 600 рационализаторских предложений, но доб­ рая половина из них «замаринована». А газета пишет об этом без возмущения, лишь констатирует факты. Газета «Резец» оказалась в стороне от важнейших вопросов производства потому, что она, как показывают ее страницы, плохо связана с пеоеквымп рабо­ чими, с руководителями цехов и отделов. Обязанность газеты: повседневно помо­ гать партийной организации и руковод­ ству завода широко внедрять в производ­ ство#стахановские методы труда, ее долг бороться за то, чтобы поднять всех рабо­ чих До уровня передовых. Она должна следить^за тем, чтобы,полнее развивалась и находила применение творческая ини­ циатива рабочих, инженеров и техников. День „открытых В Воронежском сельскохозяйственном институте состоялся день «открытых две­ рей». Для встречи с профессорами, препо­ давателями и студентами института при­ шли десятиклассники многих школ г. Во­ ронежа. Они побывали в научно-исследо­ вательских лабораториях и учебных каби­ нетах плодоовощного, агрономического и землеустроительного факультетов, ознако­ мились с новейшими сельскохозяйственны­ ми машинами и инвентарем. Большой интерес вызвала выставка про­ ектов планировки сельскохозяйственных населенных мест, картографических идип­ ломных работ, выполненных студентами две'рей" в СХИ пятого курса землеустроительного факуль­ тета. С лекциями и докладами на темы «Ме­ ханизация сельского хозяйства», «Совре­ менные проблемы научного земледелия», «Задачи новой пятилетки в области разви­ тия плодоводства» выступили профессора И. В. Архангельский, В. В. Квасников, до­ цент С. К. Геращенко и другие. Профессо­ ра П. В. Карпенко, П. И, Першпн. Г. Н. Лиодт, В. В. Редькин и доцент А. Ф. Чиж- маков рассказали выпускникам о работе возглавляемых ими факультетов и кафедр. С учащимися беседовали также сталин­ ский стипендиат т. Заплетин, студенты- второкурсники тт. Матусов, Веденичев я другие. ВСТРЕЧА СПЕЦИАЛИСТОВ КАЛАЧ (соб. корр. «Коммуны»).—Вчи­ тальном зале районной библиотеки состоя­ лась встреча специалистов—врачей, агро­ номов, учителей с десятиклассниками двух средних школ города. На встрече высту­ пили врачи тт. Афанасьев и Попов, учи­ тельница-орденоносец т. Бражникова, рас- С ДЕСЯТИКЛАССНИКАМИ сказавшие о своей работе, о выборе про­ фессии. Учащиеся тт. Носова, Ушакова и Скач- ко рассказали собравшимся о том, кав они готовятся к экзаменам на аттестат' зрелости. ' в о р о н е ж с к и е к о м п о з и т о р ы Готовясь к встрече 30-й годовщины Ве­ ликой Октябрьской социалистической ре­ волюции, воронежские композиторы рабо­ тают над новыми произведениями. Ф. Ца- бель пишет юбилейную кантату для сим­ фонического оркестра, хора и солистов, Г. Богачев — праздничную увертюру для симфонического оркестра. Композитор К. Массалитинов написал К 30-й ГОДОВЩИНЕ ОКТЯБРЯ для хора русской народной песни и орке­ стра народных инструментов «Велпчаль- пая Сталину», «Песню о России» на слова Исаковского и Твардовского и кол­ хозную песню о Москве — «Праздничная колхозная». Подготовляется к изданию сборник «Пе­ сни о Ленине и Сталине». В опорник пой­ дут шесть песен для солистов и хора. N

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz