Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)
2 К О М М У Н А 1 МАЯ 1947 г., № 95 (5109) Ж ? В помощь изучающим маоксизм-л°нинизм Борьба за тактические основы большевистской партии Ленин и Сталии создали стройное уче ние о революционной стратегии и такти ке большевистской партии. «Стратегия и тактика ленинизма, — учит товарищ Сталин, — есть наука о руководстве ре волюционной борьбой пролетариата» («Во просы ленинизма», стр. 53). Товарищ Сталин учит, что стратегия есть определение направления главного удара пролетариата на основе данного этапа революции, выработка соответствую щего плана расположения революционных сил (главных и второстепенных резервов), борьба за проведение этого плана на всем протяжении данного этапа револю ции.. Тактика является . частью страте гии, она подчинена основной задаче (на первом этапе революции — задаче свер жения царизма п завоевания республики). Задача тактического руководства состоит в том, чтобы овладеть всеми формами борьбы и организации пролетариата и обеспечить правильное их использование для того, чтобы добиться максимума ре зультатов при данном соотношении сил, необходимого для подготовки стратегиче ского успеха. Товарищ Сталин писал в 1906 году: «Два условия необходимыдля подлинной социал-демократической такти ки: первое то, что она не должна про тиворечить ходу общественной жизни, и второе то, что она должна все выше и выше подымать революционный дух масс» (Сочинения, т. I, стр. 209). Большевистская стратегия и тактика получили блестящую проверку в ходе революции 1905—07 г.г. Первая русская буржуазно-демократи ческая революция в полной мере вскрыла тактический оппортунизм меньшевиков, выразившийся в их отказе от гегемонии пролетариата в буржуазно-демократиче ской революции, впопытке подчинитьрос сийский пролетариат интересам либераль ной буржуазии. Уже накануне 1905 года оппортушьч меньшевиков в организационных вопросах перерос в оппортунизм тактический. Со стоявшийся в апреле — мае ] 905 г. третий, с’езд большевиков в Лондоне и конференция меньшевиков в Жечев» ясно определили две противоположные тактики: революционную — у большевиков и оп портунистическую — у меньшевиков. Гениальное обоснование большенмоггкой тактики в революции 1905 года л раз вернутую критику меньшевистской оппор тунистической тактики дал В. И. Ленин в знаменитой работе «Две тактики социал- демократии в демократической революции». Эта книга была выпущена в свет в июле 1905 года, то-есть спустя два ме сяца после ГП с’езда партии. Критикуя тактику меньшевиков, Ленин в этой кни ге разоблачал вместе с тем тактику меж дународного оппортунизма. Обосновывая же тактику марксистов в период буржуаз ной революции п проводя разницу между революцией буржуазной и революцией социалистической, Ленин сформулировал вместе с тем основы_марксистской такти ки в перпод перехода, от революции бур жуазной к революции социалистической. В первом и втором томах Сочинений П. В. Сталина помещены работы большо го теоретического значения, В них това рищ Сталин обосновывал, разрабатывал и защищал в борьбе с оппортунистами боль шевистскую тактику в первой русской революции 1905— 1907 гг. Произведения, помещенные в этих томах, показывают, с какой последовательностью п настойчи востью И. В. Сталин осуществлял ленин скую линию в первой русской революции. * О « Большевистская тактика в революции 1905—07 гг. определялась прежде всего необходимостью обеспечить гегемонию про летариата в этой революции. Победа над самодержавием и установление демократи ческой республики возможны были то'".ко при гом условии, если рабочий класс возглавит революционное движение на родных масс. В России буржуазно-демократическая революция происходила позже, чем на Западе. Она возникла в эпоху империа лизма, когда буржуазия имела против се бя уже оформившийся рабочий класс Рабочий класс был призван к роли вождя в буржуазно-демократической рево-’ люпин прежде всего потому, что оп был наиболее передовым и единственным пос ледовательно-революционным классом Рос сии. Ему было выгоднее, чтобы буржуаз но-демократические преобразования про шли в России революционным путем, а не реформаторским, который быв нулем затяжек, мучительно медленного отмира ния крепостничества. Пролетариат, указы вал Ленин, больше был заинтересован в решительной победе революции, чем бур жуазия, он поэтому был той силой, ко-, торая могла последовательно бороться за доведение до конца буржуазно-демократи ческой революции. Эго бьтло обязательное условие свободного развития классовой борьбы п дальнейшего продвижения про летариата к социалистической революции, к диктатуре пролетариата. У пролетариата были все возможности избавиться от участи пособника буржуа зии и стать руководителем буржуазно- демократической революции. Он имел свою революционную марксистскую партию, партию нового типа, партию социальной революции и диктатуры пролетариата. Партия, учат Ленин и Сталин, является основным орудием гегемонии пролетариата. • ф 6 1* Для того же, чтобы гегемония пролета риата действительно осуществилась вхо де буржуазно-демократической революции, требовалось по крайней мере два усло вия — прочный союз пролетариата с крестьянством под руководством рабочего класса и нейтрализация либеральной бур жуазии, которая сама хотела 'стать един ственным руководителем революции. Задавленное крепостническим гнетом, российское крестьянство в течение столе тий боролось с помещиками за землкГ и свободу, но эта борьба не увенчалась ус пехом потому, что у крестьянства не- было подлинного вождя. К началу XX столетия крестьянство увидело такого вождя в лице рабочего класса, лотовый своей последовательной борьбой против царизма завоевал доверие крестьянства. Ленин писал в 1905 году: «крестьян ство неизбежно станет... оплотом револю ции и республики, ибо только вполне победившая революция сможет дать кре стьянству вез в области земельных ре форм, все то, чего крестьянство хочет, о чем оно мечтает, что действительно необ ходимо ему...» (Соч., т. VIII, стр. 94). В бтатье «Л ондонский с’езд Р оссийской социал-демократической рабочей партии (Записки делегата)» товарищСталии писал: «Единственным вождем нашей револю ции, заинтересованным и могущим пове сти за собой революционные силы России на штурм царского самодержавия, — является пролетариат. Только пролетариат сплотит вокруг себя революционные эле менты страны,Ртолько он доведет до кон ца нашу революцию. Задачей социал-де мократии является — сделать все воз можное для подготовки пролетариата к роли вождя революции. В этом гвоздь большевистской точки (рения. На вопрос: кто же может явиться на дежным союзником пролетариата в деле введения до конца нашей революции — большевики отвечают: единственным сколько-нибудь надежным псильнымсоюз ником пролетариата является революцион ное крестьянство. Не изменническая ли беральная буржуазия, а революционное крестьянство будет биться вместе спроле тариатом против всех устоев крепостных порядков». (Соч., т. II, стр. 62). Крестьянство было неустойчиво, оно колебалось, что характерно для мелких собственников. Но неустойчивость кресть янства коренным образом отличалась от неустойчивости буржуазии, ибо крестьян ство было, как указывал Ленин, «заин тересовано не столько в безусловной охра не частной собственности, сколько в от нятии помещичьей земли, одного из глав ных видов этой собственности» (Соч., т. VIII, стр. 94). • От поведения крестьянства, от того, выступит ли оно на стороне пролетариата или на стороне буржуазии, зависела, побе да демократической революции. Довести до конца демократическую ре волюцию возможно было только в том случае, если рабочий класс отвоюет крестьянство у буржуазии, нейтрализует либеральную буржуазию. «Исход революции, — писал Ленин в своем труде «Две тактики социал-демо кратии в демократической революции»,— зависит от того, сыграет ли рабочий класс роль пособника буржуазии, могуче го гю силе своего натиска на самодержа вие, но бессильного политически, или роль руководителя народной революции» «... Задача партии, — писал товарищ Сталин в 1906 году, — вырыть могилу гегемонии буржуазии, сплотить вокруг себя революционные элементы города и деревни, возглавить их революционную борьбу, руководить отныне их выступле ниями и, таким образом, укрепить почву для гегемонии пролетариата» (Соч., т. I , стр. 253). Ленин н Сталин учили, что, расправив шись с царизмом, завоевав в союзе с крестьянством демократическую республи ку и осуществив все задачи буржуазно демократических преобразований в Рос сии, рабочий класс не остановится па этом и направит оружие уже непосред ственно против буржуазии. Нельзя было решать задачи^ второго этапа (социалистическая революция), не ‘решив задач первого этапа (буржуазно демократическая революция). Нельзя ус покоиться, победив на первом зтапе, так как ход классовой борьбы, необходимость закрепления завоеваний народа в револю ции, ведущая роль пролетариата — все /это после победы буржуазно-демократп- ческой революции с об’ективной неизбеж ностью ставило задачу двигать революцию вперед к перерастанию ее в социалисти ческую. Обобщив новый опыт революционного движения в новых условиях классовой борьбы, Ленин в своей исторической рабо те «Две тактики социал-демократии в демократической революции» дал новую установку марксистской партии по вопро сам тактики в буржуазно-демократической революции. Она сводилась к тому, что пролетариат становился руководящей си лой буржуазной революции, буржуазия нейтрализовалась, оттиралась, от руковод ства революцией, а крестьянство превра щалось в резерв революции, в союзника пролетариата. Ленин звал пролетариат к борьбе за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. Ленин создал новую теорию социалистической революции, вводя вкачестве обязательного элемента союз пролетариата и полупроле тарских элементов города и деревни, как условие победы пролетарской революции. Ленинская теорпя перерастания буржуаз но-демократической революции в социа листическую сыграла решающую розь в борьбе большевиков в 1917 году за власть Советов. Ф Ф Ф Меньшевики, выполняя сво*ю рольаген туры буржуазии в рабочем классе, вся чески старалшсь внушить рабочим ту идею, что коль скоро революция буржуаз ная, вождем (гегемоном) ее должна быть либеральная буржуазия. Онп стремились сблизить пролетариат не с крестьянством, а с либеральной буржуазией. Онп толкали рабочий класс на путь буржуазной уме ренности, боясь, как бы не отшатнулась буржуазия. Ленин и Сталпп подвергли оппортуни стическую тактику меньшевиков уничто жающей критике. Ленин в своей книге «Две тактики социал-демократии щ. демократической ре волюции» показал всю бездну предатель ства меньшевиков в Эволюции, их по пытки превратить пролетариат в жалкого прихвостня буржуазных классов. Меньшевики свою хвостистскую такти ку в революции пытались обосновать ссылками на французскую буржуазную революцию, в которой руководств'; прп- надлсжало буржуазии/ Сталин вскрыл метафизическую сущ ность рассуждений меньшевиков, их шаб лонное представление осг истории. Товарищ Сталии показал, что меньшевики старую схему буржуазной революции во Франции механически переносили в совершенно иные социально-экономические условия России начала XX столетия. «Да, говорят наши меньшевики, что произошло там, в^ Франции, то и здесь, в России, должно случиться. Эти господа, подобно гробов щику, берут мерку с давно усопшего п этой меркой меряют живых» (Соч., т. I, стр. 154)). Товарищ Сталин в статье «Предисло вие к грузинскому изданию брошюры Каутского «Движущие силы и перспек тивы русской революшга», помещенной во втором томе Сочинений, вновь клеймит российских меньшевиков за их угодниче ство перед буржуазией, подвергает крити ке Плеханова, который не удовлетворялся даже соглашением с кадетами, а пропове- дывал прямой блок, временное слияние с ними. Товарищ Сталин доказал, что мень шевики своей политикой равнедшя на ли берально-монархическую буржуазию, сво им отрицанием гегемонии пролетариата в революции по существу отказались от программы партии. * Ф Ф В трудах Ленина и Сталина, относя щихся к периоду первой русской револю ции, разрабатывались и конкретные так тические вопросы, с учетом определив шейся в ходе революции расстановки классовых сил и места в ней российского пролетариата. Сюда относятся вопросы о вооруженном восстании, о временном ре- волюппонном правительстве, отношение к Государственной Думе. Важнейшим средством свержения ца ризма и завоевания демократической рес публики Ленин считал победоносное во оруженное восстание народа. Революционные марксисты в вопросе о вооруженном восстании всегда разграни чивают два этапа: 1) политическая под готовка восстания и 2) военно-техниче ское осуществление восстания. Товарищ Сталин в статье «Вооружен ное восстание п наша тактика» (июль 1905 г.) дает политическое обоснование необходимости восстания о указывает на необходимость приспособить организацию и тактику партии к новым запросам жизни. Задача сводилась тогда к военно технической подготовке и организации всероссийского вооруженного восстания. Товарищ Сталин бичевал меньшевиков за их хвостистскую тактику, за отказ от подготовки восстания. В ряде проклама ций, написанных в месяцы прилива ре волюции, особенно в связи с всероссий ской всеобщей забастовкой, товарищ Сталин призывал смести с пути все пре пятствия, мешающие организовать воору женное восстание. По свежим следам декабрьского воору женного восстания, тотчас же после воз вращения с Таммерфорсской конференции в Тифлис, товарищ Сталин опубликовал брошюру «Две схватки» (январь 1906 г.). Сравнивая выступление ^петербургскихЕ&- бочих 9 января 1905 года с декабрьским восстанием московского пролетариата, товарищ Сталин в этой работе дал глу бокий анализ причин, приведших к во оруженному выступлению, п с предельной ясностью вскрыл недостатки в проведе нии восстания. Работа товарища Сталина «Две схват ки» — выдающееся произведение обще российского большевизма об уроках де кабрьского вооруженного восстания, цели ком совпадавшее с ленинской статьей «Уроки московского восстания». Товарищ Сталин писал в этой статье: «...Сплочен ная партия, организованное партией вос стание и политика наступления — вот что нам нужно сегодня для победы вос стания» (Соч., том I, ст. 203). В июле 1906 г., после обсуждения на IV Обвинительном с’езде уроков декабрь ского восстания, товарищ Сталин напи сал статью «Маркс н Энгельс о восста нии». В этой острой полемической статье, разоблачающей грузинского меньшевика Ноя Хомерпкп (который, как и все мень шевики, оплевывал вооруженное восстание московских рабочих), товарищ Сталин раскрывает взгляды Маркса и Энгельса на восстание как искусство и защищает ленинские положения об уроках москов ского восстания. Товарищ Сталин подчер кивает,* что одной пз прпчнн поражения декабрьского вооруженного восстания бы ла оппортунистическая тактика меньшеви ков, раскалывавших рабочее движение России и ослаблявших тем самым его на тиск на самодержавие. В брошюре «Современный момент и Обвинительный с’езд рабочей партии» (1906 г.), написанной товарищем Сталиным по возвращении с IV (Объеди нительного) с’езда, дан обстоятельный анализ недостатков и ошибок московского вооруженного восстания, причин его не удачи. В этой работе вновь подчеркнуто, что меньшевики своей раскольнической практикой и буржуазной политикой поме шали рабочему классу полностью осуще ствить его руководящую роль в револю ции, сорвали вооруженное восстание. * * * Известно, какое большое место в раз работке и обосновании большевистской тактики в революции 1905 г. Ленин и Сталин отводили лозунгу временного ре волюционного правительства, как новой революционной власти. Эта новая револю ционная власть — революционно-демо кратическая диктатура пролетариата п крестьянства — должна была подавить сопротивление контрреволюции, закрепить завоевания революции и' обеспечить ее дальнейшее развитие «Это может быть только диктатура, — писал Ленин, — потому что осуществление преобразований, немедленно и непременно нужных для пролетариата и крестьянства, вызовет от чаянное сопротивление и помещиков, и крупных буржуа, и царизма. Без дикта туры сломить это сопротивление, отразить контрреволюционные попытки невозмож но» (Соч., т. VIII, стр. 62). Товарищ Сталин в статье «Временное революционное правительство и социал- демократия» (август 1905 года) раз’яе- нил, почему партия пролетариата совме стно с представителями крестьянства при известных условиях будет участвовать в революционном временном правительстве, задачи которого — бороться против ста рого и прокладывать путь новому. Отрицая необходимость временного рево люционного правительства рабочих и кре стьян, меньшевики утверждали, что не может быть единства воли пролетариата и крестьянства. Ленин и Сталин вскрыли метафизическую ограниченность меньше виков и в данном случае. Соотношение сил нужно изучать в конкретной обста новке. В одном случае — в борьбе про тив царя и помещиков — обеспечивает ся единство воли пролетариата и всего крестьянства. В другом случае — при переходе от буржуазно-демократической революции к социалистической — воз никнет новое соотношение сил; здесь создается союз пролетариата с деревенской беднотой. Ленин п Сталин в период думской кам пании клеймили оппортунизм меньшеви ков. «Ясно, — писал товарищ Сталин в 1907 году, — что и в Думе меньшевики проводили ту же тактику, что и вне Думы. Эта тактика есть тактика поддерж ки кадетов» (Соч., т. II, стр. 36). Ф Ф Ф В итоге первой русской революции 1905— 1907 гг. у большевиков имелась не только обоснованная Лениным и Сталиным, но и проверенная в ходе борь бы и столкновений классов революцион ная тактика и крепкая партийная орга низация. В годы столыпинской реакции товарищ Сталин возглавил бакинскую болыпевнетт скую организацию и в упорной борьбе с меньшевиками превратил ее в несокру-* пшмую крепость ленинской партии. На примерах массовой работы среди нефте промышленных рабочих, руководя классо выми битвами бакинского пролетариата, товарищ Сталин учил большевиков так тике подпольной работы с использованием всех легальных возможностей. В борьбе за партию п партийность про тив врагов марксизма Ленин и Сталин призывали к усилению идейной и орга низационной работы партии. В статье П. В. Сталина «Партийный кризис и на ши задачи» выдвигались задачи укрепле ния партии с тем, чтобы в новых и тя желых условиях наступившей полосы столыпинской реакции неуклонно прово дить в массах большевистскую политику. В полном единстве с ЛенЬным всвоих знаменитых «Письмах с Кавказа», в письмах к Ленину, в написанных имдо кументах Бакинского Комитета партии П. В. Сталин разоблачает ликви даторов, отзовистов, троцкистов, примирен цев и прочих врагов большевиков, как ренегатов, отказавшихся от программы, тактики и организационных принципов марксистской партии. ☆ * ☆ • Разработка Лениным и Сталинымболь шевистской тактики в годы первой рус ской революции получила свою проверку и полное подтверждение в последующих классовых битвах рабочего класса и кре стьянства* против царизма, в буржуазно- демократической революции февраля 1917 года и в Великой Октябрьской социали стической революции. Проф. М. МОСКАЛЕВ. Фрезеровщица завода «Воронежсельмаш» Мария Яковлевна Турищева за 4 месяца выполнила свою годовую норму. В мае она вырабатывает по 4 нормы в смену. Фото С. Антюфеева. ОБЗОР ПЕЧАТИ Методы Матросова в освещении заводской газеты „Резец *1 Многотиражная газета паровозоремонт ного завода им. Дзержинского «Резец» (редактор т. Чеботарев) в номере за 1 мар та опубликовала ’ ценную ш.дборку из выступлений лучших работах завода. Аншлаг над этой подборкеи призывал: «Подтянем всех раэт-мх ци уровня ста хановцев!». В аннотации сообщалось о замечатель ном почине закройщика московской фаб рики «Парижская коммуна» В. Матро сова. предложившего разработать 'общеце ховой план внедрения стахановских мето дов труда, чтобы подтянуть всех рабочих до уровня передовых. Тут же газета писа ла о том, что «Предложение Матросова должно быть внедрено во всех цехах нашего завода. Мы не можем довольствоваться сред ними цифрами». Средняя выработка на одного рабочего в то время превышала 100 процентов, но на заводе было несколько сотен рабо чих, отстававших от передовиков, а мно гие вообще не выполняли своих норм. Прессовщик кузнечного цеха т. Буга ков в этом же номере газеты доказывал, насколько важно во всех цехах широко распространить опыт стахановцев, все мерно развивать творческую инициативу рабочих, без промедления внедрять в производство ценные рационализаторские предложения, активизировать работу ста хановских школ. Тов. Бугаков говорил, что члены 'его бригады стараются производи тельно использовать каждую минуту, весь день. В то же время многие прес совщики и кузнецы работают непроизво дительно, недостаточно осваивают техно логию. дают брак. «Нужно, — говорит прессовщик, — чтобы все работали по- стахановски, только при этом условии завод выйдет из длительного прорыва п может добиться значительных успехов». Призыв газеты «Резец" к тому, чтобы всем рабочим подняться до уровня ‘Стаха новцев, был очень важным и евоевоемен- ным. Газете следовало выступить органи затором широкого внедрения чатргсовеких методов работы на заводе, стать трибуной передового опыта. Однако в течение полугора месяцев в последующих 7 номерах газета «Резец» ни словом не обмолвилась о том, как осу ществляется матроеовский метод. ’ Она не напечатала ни одного материала, вко тором лучший стахановеп рассказывал бы о том, над кем .из отстающих рабочих он взял шефство, как и чему его обучает, каким путем отстающий рабочий подни мается до уровня передового. Только 18 апреля, после того, как на заводе состоялся ремннар агитаторов, ш котором с докладом «О путях внедрения методов Матросова» выступил главный инженер завода т. Широкий, газета вновь вернулась к важнейшей производственной теме. В передовой статье: «Выполнить мероприятия по повышению /Производи тельности труда и внедрить матросовские методы» она сообщила, что «105 лучших стахановцев завода взяли шефство и обу чают 125 молодых рабочих стахановским методам труда». В приведенных примерах / говорится о замечательных результатах-"' такого шефства: ранее отстававшие ра бочие стали выполнять и перевыполнять нормы. Но дальше передовая, отмечая, что во многих цехах шефство передовых ста хановцев над отстающими не приняло должного размаха, обращается к руково дителям цехов и отделов о предложением: «... Принять самые решительные меры к выполнению намеченных планов по улучшению организации труда и внедре нию стахановских методов работы... вскрыть все резервы для повышения производительности труда»... Именно эти вопросы должна была бы поднимать и сама газета «Резец». Но опять на страницах газеты не появились материалы, передающие опыт лучших лю дей завода, рассказывающие о^метолах обу чения отстающих стахановским приемам работы. Только в первомайском номере «Резец» напечатал несколько выступле ний стахановцев, в которых говорится лишь о том, что тот или иной опытный рабочий шефствует над новичком. -При мерно, формовщик литейного цехат. Сле- иокуров рассказывает: «Сейчас я шефствую над малоквали фицированным формовщиком т. Беляе вым. В результате оказанной помощи он овладел этой сложной профессией и к 1 мая приходит с перевыполнением норм выработки». Какая помощь была оказана, каким методом шло обучение? На эти вопросы нельзя найти ответа ни в одной из кор респонденций, напечатанных в газете. Для широкого внедрения во всех цехах матросовских методов, для под’ема всего производства необходимо как можно пол нее использовать рационализаторские предложения. На заводе собрано более 600 рационализаторских предложений, но доб рая половина из них «замаринована». А газета пишет об этом без возмущения, лишь констатирует факты. Газета «Резец» оказалась в стороне от важнейших вопросов производства потому, что она, как показывают ее страницы, плохо связана с пеоеквымп рабо чими, с руководителями цехов и отделов. Обязанность газеты: повседневно помо гать партийной организации и руковод ству завода широко внедрять в производ ство#стахановские методы труда, ее долг бороться за то, чтобы поднять всех рабо чих До уровня передовых. Она должна следить^за тем, чтобы,полнее развивалась и находила применение творческая ини циатива рабочих, инженеров и техников. День „открытых В Воронежском сельскохозяйственном институте состоялся день «открытых две рей». Для встречи с профессорами, препо давателями и студентами института при шли десятиклассники многих школ г. Во ронежа. Они побывали в научно-исследо вательских лабораториях и учебных каби нетах плодоовощного, агрономического и землеустроительного факультетов, ознако мились с новейшими сельскохозяйственны ми машинами и инвентарем. Большой интерес вызвала выставка про ектов планировки сельскохозяйственных населенных мест, картографических идип ломных работ, выполненных студентами две'рей" в СХИ пятого курса землеустроительного факуль тета. С лекциями и докладами на темы «Ме ханизация сельского хозяйства», «Совре менные проблемы научного земледелия», «Задачи новой пятилетки в области разви тия плодоводства» выступили профессора И. В. Архангельский, В. В. Квасников, до цент С. К. Геращенко и другие. Профессо ра П. В. Карпенко, П. И, Першпн. Г. Н. Лиодт, В. В. Редькин и доцент А. Ф. Чиж- маков рассказали выпускникам о работе возглавляемых ими факультетов и кафедр. С учащимися беседовали также сталин ский стипендиат т. Заплетин, студенты- второкурсники тт. Матусов, Веденичев я другие. ВСТРЕЧА СПЕЦИАЛИСТОВ КАЛАЧ (соб. корр. «Коммуны»).—Вчи тальном зале районной библиотеки состоя лась встреча специалистов—врачей, агро номов, учителей с десятиклассниками двух средних школ города. На встрече высту пили врачи тт. Афанасьев и Попов, учи тельница-орденоносец т. Бражникова, рас- С ДЕСЯТИКЛАССНИКАМИ сказавшие о своей работе, о выборе про фессии. Учащиеся тт. Носова, Ушакова и Скач- ко рассказали собравшимся о том, кав они готовятся к экзаменам на аттестат' зрелости. ' в о р о н е ж с к и е к о м п о з и т о р ы Готовясь к встрече 30-й годовщины Ве ликой Октябрьской социалистической ре волюции, воронежские композиторы рабо тают над новыми произведениями. Ф. Ца- бель пишет юбилейную кантату для сим фонического оркестра, хора и солистов, Г. Богачев — праздничную увертюру для симфонического оркестра. Композитор К. Массалитинов написал К 30-й ГОДОВЩИНЕ ОКТЯБРЯ для хора русской народной песни и орке стра народных инструментов «Велпчаль- пая Сталину», «Песню о России» на слова Исаковского и Твардовского и кол хозную песню о Москве — «Праздничная колхозная». Подготовляется к изданию сборник «Пе сни о Ленине и Сталине». В опорник пой дут шесть песен для солистов и хора. N
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz