Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)

16 АПРЕЛЯ 1947 г., № 76 (5090) К О М М У Н А В Совете Министров Иностранных Дел Заседание 14 апреля смотрению предложенного американской делегацией проекта договора о разору­ жении и демилитаризации Германии. Председательствовал В. М. Молотов. Министры продолжали рассмотрение про- V екта процедуры подготовки германского мирного договора, а затем перешли к рас- О ПРОЦЕДУРЕ ПОДГОТОВКИ ГЕРМАНСКОГО МИРНОГО ДОГОВОРА делегация Обдумает американское предло­ жение с включении в будущую германс- Состоялся обмен мнениями о составе Мирной конференции я о процедуре ее работы. Раньше делегация США настаи­ вала на том, чтобы на Мирной конфе­ ренции были представлены яа равных правах все государства, находившиеся в состоянии войны с. Германией. Теперь Д. Маршалл заявил, что делегация США . готова согласиться с тем, чтобы решаю* т '&уго роль при принятии рекомендаций -Мирной конференцией играли голоса тех союзных государств, чьи вооруженные сйлы участвовали в войне с Германией. Поясняя предложенный им порядок голо­ сования, Маршалл сказал: Это означает, что не будет рекомен­ даций «двух третей», если рекомендации не поддерживаются двумя третями голо­ сов тех государств, присутствующих и голосующих, которые являются соседями Германии или которые участвовали в об­ щей борьбе против Германии своими во­ оруженными силами. Аналогично делега­ ция США готова согласиться с тем, что­ бы для, так называемых, рекомендаций «простого большинства» требовалось не только большинство всех государств, присутствующих и голосующих, но и боль­ шинство тех государств, присутствую­ щих и голосующих, которые являются соседями Германии или которые участво­ вали в общей борьбе против Германии своими вооруженными силами. Делегация США внесла предложение о том, чтобы в германскую конституцию было включено положение, предусматрива­ ющее, чтобы германское правительство приняло и ратифицировало мирный дого­ вор. Ж. Бидо и 3. Бевин поддержали пред* ложение Маршалла о процедуре Мирной конференции, но заявили, что им необхо­ димо время, чтобы обдумать состав кон­ ференции. Ж. Бидо, касаясь американ­ ского предложения о включении в герман­ скую конституцию особого пункта ,1 мир­ ном договоре, заявил, что Франция пред­ почла бы проведение в Германии одного общего плебисцита для единовременного утверждения мирного договора и консти­ туции. В. М. Молотов предложил принять ту же процедуру выработки рекомендаций, ка­ кая существовала на Парижской мирной конференции. Что касается состава Мир­ ной конференции, — сказал Молотов,— 4 то точна зрения советского правительст­ ва по этому поводу известна. По мнению советского правительства членами Мир­ ной конференции должны быть соседние с Германией союзные государства и го­ сударства, участвовавшие своими воору­ женными силами в войне против Герма­ нии. Вместе с тем советское правитель­ ство считает нужным обсудить также вопрос о привлечении других союзных государств, как к подготовке мирного до­ говора, так и к участию в мирной кон­ ференции. Условия участия других союз­ ных государств в подготовке мирного до­ говора и в самой Мирной конференции должны быть рассмотрены здесь. В. М. Молотов сказал, что советская кую конституцию особого пункта о приз­ нании мирного договора. Далее Министры обсудили вопрос о составе постоянных комитетов, кото­ рые предлагается создать для изучения вопросов германского мирного договора. Советская делегация предлагает, как это соответствует решениям Потсдамской кон­ ференции, чтобы постоянные комитеты состояли из представителей четырех дер­ жав — членов Ответа Министров. Деле­ гации США и Великобритании предлага­ ют значительно расширить состав этих комитетов. Французская делегация, согла шаясь с тем, что членами комитетов дол­ жны быть представители четырех держав, в то же время предложила приглашать к участию в пх работе представителей за­ интересованных союзных государств. В. М. Молотов поддержал предложение французской делегации при условии од­ ного уточнения. Следует указать, — зая­ вил он, — что четыре державы, состав­ ляющие постоянные комитеты, будут приглашать для участия в обсуждении рассматриваемых проблем соседние с Гер­ манией союзные государства и другие со­ юзные государства, участвовавшие свои­ ми вооруженными силами в общей борь­ бе против Германии. Я думаю, —заметил Молотов, — что никто из нас не *хочет обидеть какую-либо страну, воевавшую вместе с нами против Германии. Но мы заботимся о том, чтобы организовать под­ готовку мирного договора наиболее целе­ сообразно и не забывать при этом о принятых ранее решениях по этому воп­ росу. Министры решили поручить своим За­ местителям вновь рассмотреть вопрос о составе постоянных комитетов. Министры обменялись мнениями и от­ носительно состава Информационно-кон­ сультативного совещания союзных госу­ дарств В связи с этим вопросом В. М- Молотов предложил предоставить Ирану и некоторому ограниченному числу дру­ гих государств, оказавших эффективную помощь в войне против Германии, воз­ можность сделать свои заявления по воп­ росам, в которых они заинтересованы, в Совете Министров Иностранных Дел, на совещаниях Заместителей и в соответству­ ющих комитетах и подкомитетах Сове­ та Министров, а также на Мирной кон­ ференции. В. М Молотов напомнил, что СССР и Великобритания имеют в отношении Ирана определенные обязательства, взя­ тые ими во время войны с Германией. В соответетвии с этими обязательствами, а также в соответствии с Декларацией об Иране, подписанной главами трех ве­ ликих держав, советская делегация и вно­ сит свое предложение. 3. Бевин возразил, что до тех пор, по­ ка не будет установлен состав Мирной конференции, очень трудно разрешить вопрос, поставленный советской делегаци­ ей. Согласованного решения по этому вопросу достигнуто но было. Обсуждение проекта четырехстороннего договора о разоружении и демилитаризации Германии ЗАЯВЛЕНИЕ Д. МАРШАЛЛА Д. Маршалл заявил: — Год тому назад на заседании Совета Министров Иностранных Дел в Париже Государственный секретарь США Бирнс представил проект договора, по которому четыре основные союзные державы берут обязательство о совместных действиях с тем, чтобы удержать Германию разору­ женной в течение 25 лет или больше. Это предложение было сделано потому, что Соединенные Штаты решили при­ нять активное участие в сохранении разоруженной Германии. С тех пор прошел год. И времени для размышлений было достаточно. Прави­ тельство Соединенных Штатов считает, что сейчас пора решить — хотят ли союзные державы договора о разоружении и демилитаризации Германии. Что касается текста договора, то Соединенные Штаты всегда признавали желательность некото­ рых изменений в представленном предвари­ тельно тексте на основании последующего изучения этого вопроса. В настоящее время я полагаю, что в договоре можно будет предусмотреть пе­ риодический пересмотр его условий. В частности, после того, как будет завер­ шен германский мирный договор, четы­ рехсторонний договор мог бы быть пере­ смотрен с тем, чтобы приспособить его к положениям мирного договора. Я также предлагаю, чтобы все запретительные по­ становления, которые будут содержаться в четырехстороннем договоре, были вклю­ чены в мирный договор о тем, чтобы обя­ зать германское государство соблюдать эти условия. Тогда эти условия превра­ тились бы в германский национальный закон, которому каждый немец должен был бы подчиняться в индивидуальном порядке и который немецкие судебные ор­ ганы обязаны были бы осуществлять. Я не сомневаюсь, — заключил Д. Мар­ шалл, — что можно было бы внести и другие предложения в проект договора, которые смогут улучшить его текст, ос­ тавляя его в то же время простым и пре­ дельно точпым. Тем не менее, я не про­ шу Совет Министров заняться в настоя­ щее время рассмотрением текста проекта договора. Решение, которое мы хотели бы видеть принятым, состоит в том, чтобы три другие представленные здесь державы заявили о своем желании иметь четырех­ сторонний договор для предотвращения возрождения вооруженной Германии. Если это будет прппято, я предложу назначить полномочных представителей для срочного ведения переговоров относительно оконча­ тельного текста предложенного договора. ЗАЯВЛЕНИЕ Ж. БИДО Ж. Бидо заявил: — Французская делегация уже неодно­ кратно указывала, что она в принципе согласна с предложением, сделанным год тому назад правительством США, о заключении четырехстороннего договора относительно разоружения и демилитари­ зации Гермапии. Но, независимо от тех положений, которые будут содержаться в договоре, французская делегация считает необходимым, чтобы в нем были конкре­ тизированы ответственность и особые обя­ зательства держав, ставящих себе задачу воспрепятствовать возобновлению герман­ ской агрессии. Такой акт явился бы га­ рантией всеобщей безопасности. Следова­ ло бы также отметить согласие четырех держав, заключающих договор, относитель­ но средств и целей, которые они при этом преследуют До тех пор, пока будет существовать это согласие — а предлагаемый проект договора может стать отличным инстру­ ментом для его сохранения, — Германия не может снова стать опасной. Среди трудностей и разногласий настоящей сес­ сии мы часто склонны забывать эту :,ле- ментарную истину. Разумеется, имеются важные вопросы германского мирного уре­ гулирования, в частности вопросы о ре­ парациях, об экономическом единстве и другие, по которым сталкиваются различ­ ные точки зрения. Однако эти разногла­ сия не должны заставить пас забыть са­ мое существенное, а именно, что больше никогда не должно быть войн, подобных пережитым нами двум войнам. Для этого нам следует разрешить на долгий период основные германские проблемы. Это обес­ печит в будущем совместные действия союзных стран. Инициатива американской делегации дает нам основание утверждать, что какие бы между нами ни существовали разногла­ сия, союзники непреклонно намерены поддерживать общий фронт и сохранить в будущем то единство действий, которое позволило им одержать победу. По этим причинам французская делегация привет­ ствует предложение американской делега­ ции. Проект договора, представленный Совету Министров Иностранных Дел 30 апреля 1946 года, был нами внимательно изучен. Я хотел бы в настоящий момент ограни­ читься несколькими замечаниями по пово­ ду тех пунктов, которые французская де­ легация считает основными. Во-первых, договор предлагает преду­ смотреть особые гарантии выполнения Германией возложенных на нее условий разоружения и демилитаризации. В связи с этим необходимо уточнить, каковы бу­ дут эти условия. Представленный проект как будто ограничивает их чисто военной областью и в то жо время делает попыт­ ку перечислить эти условия. Французской делегации кажется, что будет проще и, вместе с тем, эффективнее сослаться на обязательства, возложенные на Германию Декларацией об ее капитуляции и после­ дующими международными документами, включая решения Контрольного Совета в Германии и Совета Министров Иностран­ ных Дел, а также положения, которые бу­ дут фигурировать в мирном договоре. Та­ ким образом, четырехсторонний договор будет соответствовать всем принятым ре­ шениям. Мы считаем также, что разору­ жение и демилитаризацию следует пони­ мать в самом полном смысле, з том числе и в отношении экономики и науки. Во-вторых, мы считаем необходимым, чтобы договору был- придан безусловный характер. Иначе говоря, проблему разору­ жения Германии следует рассматривать особо, не допуская никакой связи между разрешением этой проблемы и общим ра­ зоружением. Опыт прошлого позволяет предвиден,, что Германия, — в особен­ ности, если она в известный момент ста­ нет членом Организации Об'единенных Наций, — не упустит возможности снова выдвинуть требование о равенстве прав. Мы считаем, что не следует вступать в ту игру, которая в прошлом привела нас ко второй мировой войне, что не следует, в частности, позволить Германии восста­ новить военную службу, отказаться от ограничения ее вооруженных сил, осу- ЗАЯВЛЕНИЕ Э. Бевин заявил: — Британская делегация в течение длительного времени изучала предложения, сделанные американской делегацией отно­ сительно проекта четырехстороннего до­ говора о разоружении и демилитаризации Германии. Как я уже отмечал на преды­ дущих сессиях Совета Министров Иност­ ранных Дел, а также в британском парла­ менте, мы считаем этот договор полезным. Мы приветствуем предложения, сделанные г-ном Маршаллом. Мы думаем, что амери­ канский проект следует передать на рас- ществить милитаризацию левого берега Рейна и я. и. В-третьих, следует рассмотреть вопрос о том, с какого момента договор вступит ь силу. Мы считаем зчмо с >бой разумею­ щимся, чтс полная демилитаризация Гер­ мании должна быть закончена в период ее оккупации— особенно в том, что ка­ сается ликвидации ее военно-экономичес­ кого потенциала — и что эта полная де­ милитаризация Германии должна затем поддерживаться. Для того, чтобы система инспекции, предложенная в американском • проекте, могла правильно функционировать, необ­ ходимо приступить к ее организации еще в период оккупации Первый шаг в этом направлении был уже сделан здесь, когда четыре делегации согласились по вопросу о демилитаризации принять принцип про­ верки олерапнй по ликвидации военных заводов комиссиями, созданными на четы­ рехсторонней основе. Вообще говоря, ин­ спекция является основным механизмом применения топ системы, которую нам сейчас предлагают. Эта инспекция будет эффективной только в том случе, если ее применение будет хорошо организовано, что предполагает разрешение вопросов коман­ дования, полицейских сил, определения отношений с германскими властями п т д. В-четвертых, важной проблемой является вопрос о тех мерах, которые будут необхо­ димы для того, чтобы наложить санкции за нарушение Германией ее обязательств. Предложенный проект предусматривает в этом отношении только один способ дей­ ствий, а именно — совместные меры четырех держав. Я уже говорил о той важности, которую французское прави­ тельство придает поддержанию общей по­ литики четырех союзных держав по от­ ношению к Германии. Тем не менее мне кажется затруднительным ставить весь механизм санкций в зависимости от еди­ ногласного решения, как это предусмот­ рено в проекте договора. Что произойдет в том случае, если четыре союзные дер­ жавы не смогут достигнуть единодушия относительно мер в связи с нарушением Германией ее обязательств? Будет ли позволено Германии воспользоваться таким положением, чтобы осуществлять воору­ жение? Создать такие условия означало бы вводить Германию в опасный соблазн. Такова проблема, которой озабочена фран­ цузская делегация. Нам представляется желательным предусмотреть более гибкий и, следовательно, более быстрый механизм санкций, чем тот, который предусмотрен американским проектом договора. В заключение Ж. Бидо заметил, чтс. французская делегация считает необходи­ мым приведение в соответствие системы гарантии, предусматриваемой в отношении Германии четырехсторонним договором, с другими системами, обеспечивающими под­ держание всеобщей безопасности. В ча­ стности, пелесообразно установить опре­ деленные взаимоотношения между органа­ ми, которым будет поручена задача конт­ роля над разоружением Германии, и со­ ответствующими органами Организации Об’еднненных Наций. Ж. Бидо указал также, что французская делегация связывает систему гарантий, создаваемую в отношении Германии, с вопросом о специальном режиме для Рейн­ ской области и для Рура. Э. БЕВИНА смотрение полномочных представителей для детальной разработки. Британская делегация внесет свои пред­ ложения относительно отдельных поло­ жений Договора, но, я думаю, сейчас не время и не место обсуждать различные детали. Если бы после первой мировой воины был заключен Мирный Договор, по­ добный обсуждаемому нами сейчас, и если бы этот Договор правильно применялся, мы избежали бы второй мировой гойпы. Вели­ кобритания сделает все от нее зависящее, чтобы содействовать выработке делахИн­ телкно хорошего договора, полезного для всех. «Целью соглашения является выпол­ нение Крымской декларации *> Германии. Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, и союзники в согласии друг с другом примут и другие меры для того чтобы Германия никогда больше не угро­ жала своим соседям и сохранению мира во всем мире». В обоих случаях, как в Крыму, так и в Потсдаме, где единодушно были приня­ ты упомянутые решения, союзники приз­ навали, что интересы сохранения мира во всем мире требуют искоренения как германского милитаризма, так и герман­ ского фашизма (нацизма). В американ­ ском же проекте проводится другая установка. В нем говорится только о демилитаризации Германии, причем и об этом говорится непоследовательно, и совершенно игнорируется задача искоре­ нения нацизма, а значит игнорируется такая решающая задача, как переустрой­ ство германского государства и всей гер­ манской общественной жизни на демо­ кратической и мирной основе Еще недавно для всех нас было ясно, что дело безопасности народов Европы и всего мира нельзя обеспечить одним ра­ зоружением Германии, что для этого, кроме того, нужно осуществить пере­ устройство Германии на демократииег ских началах. В этом заключалось су­ щество решений Крымской и Потсдамской конференций по вопросу о Германии, о чем не следует забывать. Представ­ ленный нам проект Договора исходит из другой установки, что создает иллюзии,— будто бы для обеспечения мира от новой германской агрессии достаточно только разоружить Германию, не заботясь о проведении денацификации и демократи­ зации Германии. Если мы породим такие иллюзии, то это ни в катом случае не создаст действительной гарантии мира и безопасности народов Европы. Вот поче­ му Советское правительство считает не­ обходимым, чтобы и теперь мы придер­ живалась той установки в отношении Германии, которая выражена в решениях Крымской и Потсдамской конференций. В противном случае, мы не достигнем по­ ставленной благородной цели: дать воз­ можность народам Егропы и всего мира целиком посвятить себя мирным заня­ тиям. Эти мои замечания относятся, прежде всего, к преамбуле (вводной части) До­ говора. В соответствии с этими замеча­ ниями советская делегация вносит свои поправки к этой части Договора. Заявление В. М. Молотова Сегодня мы рассматриваем американ­ ский проект Договора четырех держав о демилитаризации Германии, внесенный в прошлом году г-ном Бирнсом. Этот Договор должен быть подписан правительствами Соединенных Штатов Америки, Великобри­ тании, Франции п Советского Союза. Еще 9 пюля прошлого года я изложил точку зрения Советского правительства на 1 ОСНОВНАЯ УСТАНОВКА ДОГОВОРА этот проект. Тогда же много были внесены предложения, в каком направлении следо­ вало бы исправить представленный проект. По в то время обсуждение Договора не было закопчено. Проект так и остался в неисправленном виде. Поэтому сегодня Советское правитель­ ство вносит конкретные поправки к аме­ риканскому проекту. В связи с этим я сделаю некоторые пояснения. В американском проекте предлагается «обеспечить пребывание Германии в пол­ ностью разоруженном и демилитаризован­ ном состоянии так долго, как этого могут потребовать мир и безопасность во всем мире». При этом говорится, что «лишь наличие этой гарантии позволит пародам Европы и всего мира целиком посвятить себя мирным занятиям». Таким образом, поставлена задача — создать гарантии, при которых народы Европы и всего мира в течение длительного периода могли бы целиком посвятить себя мирным занятиям. Можно только приветствовать стремление создать такие гарантии. Можно ли, однако, сказать, что пред- ставленпый проект Договора создает такие гарантии? Нет, этого нельзя сказать, если в проект не будут внесены существенные поправки. Достаточно указать на то, что в американском проекте Договора о деми­ литаризации Германии вопрос о гарантиях международной безопасности и всеобщего мира ставится совсем не так, как он ста­ вился союзными державами, скажем в ре­ шениях Крымской конференции пли в решениях Потсдамской (Берлинской) кон­ ференции. Вспомните, что говорили правитель­ ства Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Советского Союза в решениях Крымской конфеоениии, к ко­ торым присоединилась и Франция. Там ^казано: «Надией непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантии в том, что Германия никогда больше не будет * со­ стоянии нарушить мир всего мира». В тексте соглашения о Германии Потс­ дамская конференция заявила: 2. ДОПОЛНЕНИЯ ПО ВОПРОСУ О ДЕМИЛИТАРИЗАЦИИ Первая статья американского проекта говорит о мероприятиях по разоружению и демилитаризации Германии. Эта статья в основном соответствует Декларации о поражении Германии, подписанной пра­ вительствами четырех держав 5 июня 1945 года в Берлине. В тот момент, когда войска союзников только что всту­ пили в Берлин, а в Германии не суще­ ствовало никакой власти, главными за­ дачами союзников были проведение пол­ ного разоружения германских войск и установление порядка. В тот момент во­ просу о ликвидации военно-промышлен­ ного потенциала Германии и установле­ нию контроля союзников в этой области, естественно, не уделялось еще большого внимания. В Договор же, который мы сейчас обсуждаем, необходимо включить конкретные решения по этому вопросу. В этой связи прошу обратить внимание на два дополнения, которые Советское правительство предлагает включить в Договор в виде статьи третьей. Вот текст этой статьи: «Для того, чтобы предотвратить ис­ пользование германской промышленности для военных целей, Высокие Договари­ вающиеся Стороны соглашаются' в том, что: A) Над Рурской промышленной об­ ластью, как главной базой прриззодетва германского вооружения и основной про­ мышленной опорой германского милита­ ризма, будет установлен совместный кон­ троль Великобритании, Соединенных Шта­ тов, Франции и Советского Союза с тем, чтобы ресурсы Рура были использованы для развития мирной промышленности Германии, а также для удовлетворения нужд пострадавших от германской агрес­ сии народов Европы; B) Будет закончена в кратчайший срок ликвидация германских концернов, кар­ телей, синдикатов, трестов и контроли­ рующих их банковских монополий, яв­ лявшихся вдохновителями и организато­ рами германской агрессии, а принадле­ жавшие им предприятия будут переда­ ны в собственность германского государ­ ства, причем восстановление монополи­ стических промышленных и финансовых об единений в Германии впредь допущено не бутет». Если мы хотим осуществить на дли­ тельный срок демилитаризацию Германии, мы не можем не поставить вопроса об установлении контроля четырех союзных держав над Рурской промышленной обла­ стью, которая всем известна, как главная база производства германского вооруже­ ния и мощная опора германского милита­ ризма. Никогда не следует забывать, что вопрос о контроле над Руром самым тес­ ным образом связан с делом безопасности соседей Германии и других ндротов. Если это предложение в принципе приемлемо, конечно, нетрудно будет договориться о формах и сроках такого контроля союзни­ ков в отношении Рурской промышленной области. Вместе с тем, мы считаем необ­ ходимым, чтобы ресурсы Рура, и, прежде всего, каменный уголь — были использо­ ваны не только для развития германской мирной промышленности, но и для удов­ летворения н уж т Франции и других по­ страдавших от германской агрессии паро­ дов Европы. Нет необходимости доказывать, что концерны, картели, синдикаты, тресты и другие германские монополии играли ис­ ключительно крупную роль в качестве вдохновителей и организаторов герман­ ской агрессии. Союзники уже давно приз­ нали необходимость декартелизации гер­ манской промышленности Сойотское пра­ вительство предлагает отобрать пре прия­ тия у германских монополий и передать их германскому государству, демократиза­ ция которого проводится под контролем четырех союзных держав. С точки зрения безопасности пародов, и особенно соседей Германии, проведение этих мероприятий будет иметь весьма положительное значе­ ние. Таким образом, по мнению Советского правительства, вопрос о демилитаризация Германии нельзя сводить к разоружению германских вооруженных с !л и к недо- пущевию создания новых военных и по­ лувоенных организаций в Герма,нии, а также к запрещению тех или иных воен­ ных заводов, как это сделано в амери­ канском проекте. Необходимо провести та­ кие меры в отношении германской про­ мышленности, ее декартелизации и уста­ новления четырехстороннего контроля в Руре, которые создали бы уверенность у всех народов, что новая агрессия со сто­ роны Германии, действительно, не будет допущена. з. ВОПРОС О ДЕМОКРАТИЗАЦИИ Из сказанного мною ясно, что в деле предупреждения германской агрессии Со­ ветское правительство придает первосте­ пенное значение проведению мер по демо­ кратизации Германии. В соответствии с этим мы предлагаем статью четвертую Договора сформулировать следующим об­ разом: «В целях уничтожения корней герман­ ской агрессии и превращения Германии в мирное демократическое госу арство, Высокие Договаривающиеся Стороны сог­ лашаются в том, что; A) Будут приняты меры к искоренению остатков германского нацизма и герман­ ского агрессивного национализма в дру­ гих формах и к устранению возможности возращения в каком бы то ни было виде нацистской партии, нацистских организа­ ций и учреждений, причем в Германии будет полностью устранено всякое нацист­ ское и милитаристическое влияние и впредь не будет допущена нацистская и милитаристическая деятельность или про­ паганда; B) Германскому царо'у будет оказана всемерная помощь в деле установления демократических порядков, цч основе одоб­ ренной германским народом демократиче­ ской конституции Германий, что должно гарантировать германскому народу свобо­ ду слова, печати, религиозных убеждений, собраний, свободу деятельности демокра­ тических партий, профессиональных сою­ зов и других антпналистеких . организа­ ций в общегермаиском масштабе с долж­ ным обеспечением прав и интересов тру­ дящегося населения, а также с учетом необходимости поддержания безопасно­ сти; С) Будет проведена во всей Германии земельная реформа с тем. чтобы крестья­ нам была передала земля крупных земле- владельцев-юнкеров, которые всегда яв­ лялись вдохновителями германской агрес­ сии и поставляли кадры наиболее опас­ ных германских милитаристов». После всего сказанного нет необходимо­ сти в подробной мотивировке этих пред­ ложений. Союзники давно уже призвали, что предупреждение германской агрессии требует искоренения остатков нацизма и проведения таких мероприятий в отноше­ нии демократизации германского государ­ ства и германской общественной жизни, которые дали бы германскому народу воз­ можность жить свободной жизнью и дей­ ствительно пользоваться плодами своего труда. В связи с этим необходимо подчеркнуть важность проведения земельной реформы, которая должна отобрать землю у круп­ ных землевладельцев-юнкеров, всегда яв­ лявшихся главной опорой германского ми­ литаризма, и передать эту землю крестья­ нам, чтобы увеличить количество сель­ скохозяйственных продуктов и продоволь­ ствия в самой Германии. Это во многом способствовало бы улучшению продоволь­ ственного положения в городах Германии. 4. УСЛОВИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОККУПАЦИИ В . американском проекте договора по­ ставлен также вопрос о прекращении ок­ купации Германии. Советское правитель­ ство согласно, чтобы в договоре, который мы обсуждаем, были указаны условия прекращейия оккупации. (Окончание см. на 4-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz