Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)
4 АПРЕЛЯ 1947 г., Л'э 67 (5081) К О ММ У Н А В Совете Министров Иностранных Дел Заседание 31 марта для восстановления ее экономики. Мы считаем законным это требование Фран- | На заседании Совета Министров Ино странных Дел 31 марта председательст- вюшл Д. Маршалл. На повестке дня стоял вопрос: Германия, как экономическое целое, включая репарации и пересмотр уровня промышленности. С изложением позиции американской делегации по обсуждаемому вопросу вы ступил Д. Маршалл. Он отметил, что су ществует договоренность об об’единенип германских экономических ресурсов, о необходимости экспортно-импортного пла на, а также о проведении финансовой реформы и, наконец, о необходимости пе ресмотра уровня германского промышлен ного производства. Маршалл указал, что 41 еще предстоит достигнуть соглашения об осуществлении политического и экономи ческого единства Германии, в частности, 6 создании центральных германских де партаментов и учреждении временного правительства. В конце приведенного им перечня еще не решенных вопросов Мар шалл поместил вопросо репарациях. Гово ря о необходимости достигнуть соглаше ний, которые были бы обязательны для ©сех, Маршалл охарактеризовал в этой , связи соглашения, достигнутые в Потс- „Лдаме, как «соглашения на бумаге». Далее Маршалл возражал против совет ского предложения о том, что принятие принципа выплаты репараций из текущей продукции германской промышленности должно явиться условием принятия согла шения об экономическом единстве Герма ний. При этом Маршалл сказал, что это условие советской делегации производит впечатление, как если бы советская де легация «хотела дважды продать одну и ту же лошадь». Маршалл отверг также предложение французской делегации точно указать в Германском мирном договоре, какое коли чество угля Германия должна будет по ставлять Франции. Коснувшись далее вопроса о путях ликвидации дефицита германского торгового баланса, Д. Мар шалл попытался представить дело так, будто Советское Правительство предлагает сократить германский импорт и тем са мымснизить уровень потребления продук тов питания в Германии. Он высказался за повышение уровня промышленности в Германии, указав при этом, что «разум ное повышение уровня промышленности не представит угрозы для безопасности Европы, но существенно поможет восста новлению^Европы». Говоря 0 репарациях, Маршалл признал право пострадавших от германской агрес сии стран на возмещениеущерба, однако не указал, каким путем оно может быть V- осуществлено. Он ограничился общим за явлением, что делегация Соединенных Штатов стоит «за быстрое завершениере параций». Маршалл подчеркнул, чтоСое диненные Штаты не хотят раздела Гер мании. Отметив готовность американский делегации рассмотреть сочувственно лго- <1ыеразумные предложения, Маршаллска зал в заключение: «Мы собрались сюда, чтобы разрешить, а не усилить наши разногласия; Соединенные Штаты более озабочены тем, чтобы строить прочно, не жели тем, чтобы строить спешно». Выступивший затем Ж. Бидо заявил о согласии французской делегации с тем, что три вопроса — об уровне промыш ленного производства, о репарациях и об экономическом единстве Германия—тесно связаны между собой и должны разре- Заявление В. Большинство делегаций уже изложило свою точку зрения на те вопросы, о ко торых сегодня говорил г-н Маршалл. За исключением некоторых нападок на со ветскую делегацию, а также на фран цузскую делегацию, эти замечания сде ланы в общей форме, с чем приходится считаться. Поскольку, однако, в сего дняшнем заявлении была сделана попыт ка подвести некоторые итоги, советская делегация изучит это заявление. Равным^ образом она внимательно изучит заяв ление г-на Бидо и тот документ, кото рый излагал г-н Бевин. Мои замечания в настоящий момент могут иметь лишь предварительный ха рактер. Нам больше всего понравилось то заявление г-на Маршалла, где он ска зал, что в отношении Европы Соединен ные Штаты «более озабочены тем, что бы строить прочно, нежели тем, чтобы строить спешно». Эту точку зрения со ветская делегация полностью разделяет. Однако мы не можем считать, что то, что до сих пор делалось союзными дер жавами, исходило из другой точки зре ния. Здесь, например, было оказано, что соглашение, достигнутое в Потсдаме, было лишь соглашением на бумаге. Такое заяв ление может быть истолковано как отказ от Потсдамского соглашения. Советскаяже делегация держится того мнения, что не следует отказываться от соглашения в Потсдаме. Нельзя, следовательно, сводить это соглашение к соглашению на бумаге. Со своей стороны мы считаем необходи мым настаивать на точном выполнении этого соглашения, как и всех других со глашений, принятых на совещаниях со юзников. Все присутствующие здесь министры признали необходимым обсуждать сов местно вопросы экономического единства Германии, репараций и уровня герман- шаться одновременно. Однако, — заявил Бидо, — французская делегация не мо жет дать согласия на разрешение этих вопросов, если не будут также разреше ны вопросы об угле и о Саарской обла сти. Бидо указал, что французская деле гация не возражает против принципа по ставки репараций из текущего промыш ленного производства и ставит лишь вопрос о размерах этих поставок. Бидо согласился <с пересмотром плана промыш ленной продукции Германии, но рекомен довал изучить этот вопрос. Бвдо рекомен довал изучить программу репарационных поставок из текущей продукции с точки зрения свободного для экспорта количест ва германского угля, а также под углом зрения проблемы военного потенциала Германии и ее внешнеторгового баланса. Далее с заявлением от имени британ ской делегации выступил 3. Бевин. Бевин отметил, что по многим вопросам уже достигнуто соглашение и что многие из пунктов, вызывающих разногласия, не представляют, но его мнению, существен ного значения. Излагая позицию британ ской делегации, Бевин сформулировал следующие требования; обеспечить вГер мании свободу передвижения, товарообо рота и распространения идей; обратить выручку из всего экспорта текущей про дукции германской промышленности в первую очередь на покрытие расходов но германскому импорту; установить спра ведливое распределение финансового бре мени между контролирующими державами; наделить центральные германские депар таменты исполнительными полномочиями. Далее Бевин заявил, что британская делегация считает неприемлемым предло жение советской делегации о выплате Германиейрепараций из текущейпромыш ленной продукции и об аннулировании слияния американской и британской ок купационных зон, а также высказался против установления контроля четырех держав над Руром. Бевин утверждал, что эти предложения «непредусмотрены Потс дамским соглашением». Касаясь заявления французской делегации, Бевин выразил готовность обсудить вопрос о включении Саара в экономическую систему Франции, сделав одновременно ряд оговорок по это му вопросу. Что касается французского предложения по вопросу об угле, то Бевин заявил о невозможности для английской делегации удовлетворить эти требования путем установления точной цифры вывоза угля из Германии воФран цию. Бевин высказался далее за повышение уровня производства стали в Германии до 10 миллионов тонн и одновременно пред ложил пересмотреть список запрещенных отраслей промышленности, чтобы произ водить товары, «которые не могут быть куплены сейчас в Германии». Касаясь вопроса о ликвидации военного потен циала Германии, Бевин заявил, что не считает себя чем-либо связанным вотно шении демилитаризации промышленных сооружений и не может дать каких-либо обязательств в отношении демонтажа за водов второй, третьей и четвертой кате горий. В заключение Бевин предложил в первую очередь достигнуть соглашения по вопросам об уровне германской про мышленности и о размере репараций с тем, чтобы остальные проблемы былп разрешены на следующей сессии Совета Министров Иностранных Дат. М. Молотова ской промышленности. Мы считаем это хорошим началом для сближения точек зрения. Мыполагаем, что по большинству вопросов, о которых здесь говорили г-н Маршалл, г-н Бовини г-н Бидо,—по боль шинству, если не говорить, из осторож ности, что по всем вопросам, — можно достичь такого сближения наших точек зрения, которое облегчит выполнение на ших основных задач в отношении Герма нии, как онибыли установлены в наших прежних совместных решениях. При этом советская делегация, разумеется, не мо жет забыть 0 том, что касается интересов Советского Союза и его законных прав. Ничего удивительного нет в том. что советская делегация напоминает о репа рациях с Германии. Для Советского Союза не может быть решения германскойпроб лемы без решения вопроса о репарациях. Это мнение не только советской делега ции, — нас в этом зале немного, — это мнение всех советских людей. Советские люди знают, что такое немецкая оккупа ция, которую они пережили на значи тельной части территории ОССР. Они и теперь чувствуют каждый день, какие разрушения и какие бедствия оставила после себя немецкая оккупация. Онитре буют репараций с Германии по полному праву, считая, что этот вопрос нельзя свести в общим фразам, что он должен получить на этом Совете свое конкретное решение. Пам попятна точка зрения Фраштии, когда она ставит вопрос об угле. Это важнейший вопрос для экономического развития Франции, также пострадавшей от германской оккупации, продолжавшейся в течение пяти лет. Мы понимаем чув ства французов, требующих возместить причиненный им германской оккупацией ущерб и настаивающих на том, чтобы германский уголь поставлялся Франции ции, полагая, что это можно осуществить в счет репараций. Вопрос о репарациях, конечно, имеет одно значение для Соединенных Штатов п другое — для Советского Союза. Сое диненные Штаты, к счастью, не пережи вавшие германской оккупации, находятся в одном положении. Там, может быть, нс чувствуется того, что чувствуют совет ские люди, которые пережили мучитель ный период зверств, разрушений и гра бежей гитлеровцев на оккупированнойими территории. Но, покрайнеймере, необходи мо, чтобы, когда излагается позиция Со ветского Союза по такому острому иваж ному вопросу, как вопрос о репарациях,— чтобы'она излагалась в соответствии с действительным положением. Оспаривая право Советского Союза на получение репараций из текущей про дукции, господин Маршалл сказал, что это весьма похоже на то, что если бы Советский Союз дважды продавал однуп ту же люшадь. А, между тем, дело обстоит совсем не таж. Мы, советские предста вители, подходим к вопросу о репарациях не как купцы, не по-купечески. Мы не хотим, однако, чтобы нашлись такие купцы, которые продали бынашу лошадь кому-нибудь по-дешевке, да еще без на шего согласия. Наше формальное право на получение репараций с Германии основано на ре шениях союзников, дважды принятых ими: всем памятны решения, принятые в Потсдаме, а еще раньше — в Крыму. Как известно, существует Крымский протокол, подписанный главами прави тельств Соединенных Штатов ' Америки, Великобритании и Советского Союза. На Крымской конференции Соединенные Штаты согласились принять в качестве базы для обсуждения предложение о ре парациях в пользу Советского Союза в размере 10 миллиардов долларов. Только Великобритания воздержалась от выраже ния своей точки зрения до этому вопросу. На Крымской конференциикак правитель ство Соединенных Штатов, так и прави тельство Великобритании считали бес спорным, что должны быть репарацииза. счет ежегодных товарных поставок пз Германии. Этот пункт не вызывал ника ких сомнений ни у кого из участников Крымской конференции. Теперь, однако, говорят, что будто бы потсдамские, (берлинские) решения пере черкнули решения, Принятые на Крым ской конференции. Это всего лишь произ вольное толкование потсдамских решений, которое нельзя подтвердить. В самих потсдамских решениях ничего подобного не содержится. При обсуждении этого вопроса на Потсдамской конференции этого также не говорилось. В потсдамском решении прямо гово рится о том, что оно принимается в со ответствии с решением Крымской кон ференции и в целях выполнения решений этой конференции о Германии. Такая ссылка в решениях Потсдамской конфе ренции сделала необязательным упомина ние различных конкретных сторон Крым ского соглашения о репарациях. В потс дамских решениях все внимание сосредо точено на главном вопросе — на вопро се об го’ятиях оборудования. В тот мо мент, через два месяца после капитуля ции Германии, трудно было говорить о поставках из текущей промышленнойпро дукции. Да в этом и не было необходимо сти, поскольку этот— вопрос не вызывал никаких сомнений в прошлом. Все это говорит о том, что требования Советского Союза на репарации из теку щих поставок, основаны на прочной базе совместных решений союзников. И мы не можем согласиться на противопоставление потсдамских решений крымским решени ям, ибо потсдамские решения являются лишь дальнейшим развитием решений, принятых в Крыму. Перед нами ставят теперьтакой вопрос, может ли Германия платить репарации, посяльны ли те требования насчет ре параций, которые пред'являют Германии Советский Союз и другие союзные стра ны? Советская делегация отвечает на этот вопрос без всяких колебаний: ничего не посильного в этих требованиях для Гер мании не имеется. Германия, которая только за годы войны потратила 620 миллиардов марок на своп военные нуж ды и, кроме того, затратила много мил лиардов марок на подготовку войны, те перь свободна от этих колоссальных рас ходов. Если только часть этих прежних затрат на военные нужды Германия на правит теперь на частичное возмещение причиненного ею ущерба союзным стра нам, она не только сможет обеспечить восстановление своей экономики, но и сможет обеспечить выполнение своих обя зательств перед союзниками. Здесь не раз говорилось о том, что Германия не может обойтись без им порта ряда товаров и, в частности, неко торых видов продовольствия. В связи с этим говорилось о необходимости соответ ствующего экспорта германской продук ции, чтобы обеспечить нужный Германии импорт. Мы считаем правильной такую точку зрения. Для этого необходимо выра ботать общегерманский план экспорта п импорта, к чему следовало бы приступить поскорее. Господин Маршалл говорил здесь о том, что будтобытребование Советского Союза о репарациях ведет к сокращению импор та в Германию. Однако советская делега ция никогда не предлагала сокращения импорта, что ей неправильно приписы вается теперь. Мы считаем, что нужно позаботиться об увеличении экспорта гер манских товаров в другие страны, кото рые нуждаются в германских товарах, чтобы тем самым можно было обеспечить увеличение импорта необходимых для Гер мании иностранных товаров. Мы по лагаем, что увеличение 'импорта необхо димо также и для того, чтобы обеспечить выполнение репарационных поставок Гер манией. Нам говорили здесь, что будто бы, если согласиться есоветской делегацией, то придется понизить нормы питания в Гер манииссуществующих теперь 1 650 ка_ лорлй до 1100 калорий. Я должен ска зать, что такое утверждение но соответ ствует точке зрения советской делегации. Мы считаем и теперешние нормы снабже ния в Германии недостаточными. Со ветское Правительство, вместе с " прави тельствами Соединенных Штатов, Вели кобритании и франции, готово содейство вать не только в том, чтобы не допустить сокращения существующих норм питания в Германии, но чтобы помочь увеличить эти нормы. Сейчас началась весна, когда особенно необходимо торопиться с мерами по вос становлению сельского хозяйства. Мы полагаем, что соответствующиемеры нуж но принимать теперь же, не откладывая этого в долгий ящик. Земельная реформа также содейство вала бы под’ему сельского хозяйства в Германии. Но земельная реформа проведе на только в советской зоне. В других зо нах — в американской, британской и французской — земельная реформа до сих пор не проведена. Земля остается в руках юнкеров, которые не хотят содей ствовать политике союзников в Германии и мешают под’ему сельского хозяйства. Следовало бы отобратьземлюу юнкеров— милитаристов и передать ее немецким крестьянам теперь же. Германскиекресть яне умеют работать. Получив землю юн керов, они значительно увеличат сельско хозяйственную продукцию и ресурсыпро довольствия в Германии. Зачемже второй год откладывается земельная реформа в западных зонах? В связи с необходимостью увеличить сельскохозяйственную продукцию в Гер мании здесь упоминали о той территории, которая отдана союзниками под управле ние Польши. Как вы все помните, в Кры му и в Потсдаме наши правительства взяли на себя определенные обязательства в отношении западной границы Польши. Мы все связаны этими обязательствами и ие можем от них отказаться. Вот почему районы Германии, отошедшие под управление Польши, не могут быть пред метом обсуждения при рассмотрениивопро са об экономическом единстве Германии. Большое значение для увеличения сельскохозяйственной продукции и про довольствия в Германии будет также иметь скорое решение вопроса о повыше нии уровня германской промышленности. Как известно, Великобритания изложила свою позицию по этому вопросу. Совет ский Союз также высказал свою точ ку зрения об уровне германской про мышленности, которая, видимо, близка к британской позиции. Французская точка зрениянам известна, как болеэсдержанная в этом вопросе. До сих пор не внесено ясности в этом вопросе со стороны Соеди ненных Штатов. Как будто есть какие то опасения насчет развития мирной гер манской промышленности. Советское Пра вительство считает, что нам не следует бояться развития мирной промышленности Германии. Это никому не, может повре дить, а, напротив, отвечает нуждам дру гих европейских стран, нуждающихся в притоке промышленных товаров. Тогда не придется говорить и об опасности превра щения Германии в перенаселенную тру щобу пли в страну, которая с экономи ческой точки зрения была бы ча положе нии дома призрения в центре Етонны Мы должны принять серьезные меры к ликвидации военного потенциала Герма нии, чтобы не дать возможности возро диться Германии как агрессивной силе. Советское Правительство настаивало и на стаивает на ускорении принятия согла сованного плана ликвидации военного по тенциала Германии. Вместе с тем необхо димо дать возможность развития мирной германской промышленности и сельского хозяйства., В этом направлении должны быть направлены усилия союзников в Германии. Если бы мы выполнили решение об уровне германской промышленности, кото рое было принято в прошлом году, то, скажем, британской зоне теперь следовало бы иметь стальную промышленность на уровне годового производства, примерно, в 5 миллионов тони стали, а фактически эта промышленность стоит на уровне 2,5 миллиона тонн. Отстало и развитие уголь ной промышленности в Рурской области. Еще не принято тех мер, которые обес печили бы должный уровень под’ема до бычи угля вРурской области. Нечто по добное имеет место и в других отраслях промышленности в Германии. Что ка сается советской зоны, то там прини маются все меры, чтобы двинуть вперед работу промышленности. Нам говорят о том, что английские на логоплательщики несут некую долю рас ходов на восстановление Германии. У нас нет оснований ни утверждать, ни оспари вать это. Однако, если позаботиться о том, чтобы мирная германская промыш ленность вРуре и в других частях Герма нии получила свое должное развитие, ни какие налогоплательщики за пределами Германии не должны будут нести бремени расходов на нужды Германии. Надо, сле довательно, дать эти возможности для под’ема германской мирной промышленно сти, подняв ее уровень, установив опре деленные задания для , под’ема стальной промышленности, для под’ема угольной промышленности, а также для других от раслей германской индустрии. Мы обсуждаем сейчас вопрос об эконо мическом единстве Германии. Это — наз ревший вопрос. Мы должны стремиться к тому, чтобы в Германии было обеспечено экономическое единство и соответствую щее развитие мирной германской про мышленности под общим контролем союз ных держав. Советское Правительство еще в Потсда ме предлагало создать центральную гер манскую администрацию, при которой можно было бы получить лучшие условия для осуществления экономического един ства Германии. Однако это предложениене было принято. Теперь нам опять говорят о важности обеспечить экономическое единство Германии и о нежелательности раздела Германии на две половины. Совет ское Правительство полностью согласно с недопустимостью расщепления Германии на две половины и будет стремиться к то му, чтобы было выработано решение об экономическом единстве Германии. В Со ветском Союзе нет ответственных людей, которые желали бы такого расцепления Германии или, скажем, отделениязападной части Германии от остальной еетеррито рии. Такие взгляды чужды Советскому Союзу. По когда американское и британское правительства проводят об’единение двух своих зон, не считаясь с существованием Контрольного Совета и не считаясь с тем, что это идет вразрез с экономическим единством Германии, то мы заявляем: на до аннулировать это сепаратное решение, так как онофактически ведет к осуществ лению политики отделения западной Гер мании от остальной германской террито рии и на деле означает расщепление Гер мании. Если мы действительно все стоим за экономическое единство Германии, ни ктопз нас не должен проводить такие се паратные мероприятия, которые ведут к расщеплению Германии на две части и подрывают веру в возможность осуществ ления экономического единства Германии. Существенное различие наших точек зренйя еще не устранено. Однако совет ская делегация готова работать вместе с другими делегациями над тем, чтобысбли зить наши взгляды на Германию, об’- единить наши действия в Германии и обеспечить выполнение Германией обя зательств перед союзниками. Мы пресле дуем при этом цель, чтобы Германия ста ла единой, миролюбивой и демократиче ской страной. Такая Германия найдет в свое время достойное место среди других миролюбивых народов. Только в этом слу чае союзные державы выполнят стоящие перед ними ответственные задачивГерма нии. Заседание 1 апреля 1 апреля состоялось узкое заседание Совета Министров Иностранных Дел. Об суждался вопрос об уровне германской промышленности и репарациях. Решений не было принято. Следующее заседание Совета Министров Иностранных Дел состоится 2 апреля. На совещании Заместителей Министров Иностранных Дел по германскому вопросу 1 апреля председатель Межсоюзниче ского репарационного бюро (агентства) Ж. Руэффзакончилпредоставлениеинформа ции относительно' репарационных поста вок из западных зон оккупации Германии. А. Я. Вышинский поставил перед Ж. Руэффомдвавопроса: 1) Как распреде леныэтипоставки по об’емуивценностном выражении между странами-получате лями; в частности, как распределены ко-1 рабли торгового флота. 2) Какова общая! сумма патентов, которые подлежат рас-1 мощения. Ж. Руэфф не дал прямого отве та на эти вопросы, ограничившись повто рением общеизвестных сведений о , тех принципах, на которых строится распре деление репараций между странами — членами репарационного агентства. Делегаты Великобритании и Франции никаких вопросовЖ. Руэффу не задали, и председательствующий У. Отрэнг предо ставил слово А. Я. Вышинскому дляизло жения точки зрения советской делегации пределению в порядке репарационного' воз-1по существу обсуждаемого вопроса. Выступление А- А. Я. Вышинский напомнил, что Совет Министров Иностранных Дел поручил За местителям Министров выяснить, сможет ли представитель Межсоюзнического ре парационного бюро (агентства) предста вить большую информацию, нежели та, которую получили Заместители Мини стров в Лондоне, с тем, чтобы после это го можно было решить — надлежит ли Совету Министров заслушать представи теля агентства, или же можно будет ограничиться тем, что сделало совещание Заместителей. — Я думаю-, — оказал Вышинский,— что рассмотрение этого вопроса на нашем совещании дало новые, дополнительные данные. Доклад, сделанный г-ном Руэф фом и г-ном Сэттоном, а также ответы на поставленные вопросы, в известной мере восполнили то, чего недоставало в пони мании общего положения дел с поставка ми промышленного оборудования иззапад ных зон оккупации Германии в счет ре параций. Эти новые дополнительные дан ные дают возможность решить, как улуч шить дело. А то, что оно нуждается в улучшении, совершенно очевидно. Теперь можно сделать совершенно оп ределенный вывод: дело организациирепа рационных поставок из западных зон ок купации провалилось. Говоря о том, как обстоит дело с распределением 59 заводов, предоставленных в распоряжение репара ционного агентства, иеще69 заводов, ко торые также предполагаетсяраспределить между членами агентства, Руэфф сказал: «Никто не сможет утверждать, что эти смехотворные результаты представляют «возможно большую компенсацию», преду смотренную Потсдамским соглашением, которую Германия может предоставитьв возмещение ущерба и страданий, причи ненных ею». Итак, эти результаты, по мнению самого агентства, — смехотворны. А кому же больше и лучше это знать, нежели самому агентству? Господин Руэфф.привел историческую справку относительно того, как немецкие репарации с треском провалились после первой мировой войны. Правильно было сказано, что история назвала провал гер мавских репараций после первой мировой войны крахом. Но, оказывается, теперь дело обстоит еще хуже. Какое же найти слово, которое еще сильнее, чем слово крах, охарактеризовало бы положение, сложившееся сейчас в деде репарацион ных поставок из западных зон? Вышинский напои«т\п оставшееся не- об’яснеяным замечание Руэффа о том, что часть предприятий, которые должны бы ли быть из’ягы в счет репараций, «либо не используются, либо исполь зуются бывшим врагом, тогда как они должны были бы, по точному смыслу Потсдамских соглашений, служить «ком пенсацией за ущерб и страдания, причи ненные г'-с^анией». / / . Вышинского — Если положение таково, — сковал Вышинский, — то, конечно, более чудо вищного извращения репарационной по литики нельзя себе и представить. Это замечание председателя репарационного бюро, на взгляд советской делегации, яв ляется приговором, вынесенным по отно шению ко всему этому делу, на которое затрачено два года труда. Тут уже нель зя говорить осмехотворности. Тут не до смеха. Тут впору утирать слезы... Председатель бюро говорил здесь, что вообщеэкономический эффект репарацион ных поставок промышленного оборудова ния оказался незначительным, что демон тированные сооружения теряют значи тельную часть своей ценности, что пере возка их требует больших затрат. Таким образом, ставится вопрос о необходимости компенсировать эти естественные потери, связанные с демонтированием оборудова ния и перевозкой его. Оредства компен сации этих потерь — поставки товаров из текущей продукции германской промыш ленности. На это нужно пойти, это в ин тересах дела. Это уже предлагалось сде лать, но сделано этого до сих пор не бы ло, очевидно, в силу ошибок, коренящих ся в чем-то другом, нежели простые тех нические неполадки. А. Я. Вышинский напомнил, что Руэфф сделал попытку об’яснить неудов летворительное состояние репарационных поставок политическими причинами. Од нако Руэфф не довел своей мысли до конца. — Мне кажется.—сказал Вышинский. —именно в политических причинах ко рень вещей. Нужно назвать эти полити ческие причины, чтобы устранить оказы ваемое ими на все дело организации пос тавок вредное влияние.( Вышинский подчеркнул, что работа Межсоюзнического репарационного бюро могла итти правильно только в том слу чае, если бы была правильно определена репарационная политика-— направление этой работы, ее цели, задачи, методы. «Мы можем сказать, однако, — заметил он, — что не только не была правильно определена эта политика, но что вообще не было никакой политики, посколькуор ган, призванный ее осуществлять, — со юзная комиссия по репарациям, создан ная по решению, принятому в Потсдаме, очень скоро перестала существовать. Как было сказано здесь, — эта комиссия бы ла «усыплена». После этого никакую репарационную политику никто уже не определял, все дело было предоставлено на волю военных властей в каждой из западных зон, и дею пошло, как говорит ся, — без руля и без ветрил. Что же, кроме краха, могло получиться из этого?». (Окончание см. на 4-й етр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz