Коммуна. 1947 г. (г. Воронеж)
К О М М У Н А 8 МАРТА 1947 л, № 48 (5062) О мерах под'ема сельского хозяйства в послевоенный период Д о к л а д ш о в . А Н Д Р Е Е В А А . А . н а П л е н у м е Ц П В К П ( б ) Окончание За последние два года в областях про водились курсы председателей колхозов со сроком обучения от одного до двух месяцев, но практика показывает, что такая краткосрочная система переподго товки кадров мало что дает. В проекте постановления намечена организация од ногодичных и двухгодичных школ для переподготовки руководящих колхозных работников. Об агрономах. Нам необходимо значи тельно улучшить агрономическое обслужи вание колхозов, в связи с этим надо особо сказать об агрономах, об их использова нии и подготовке. Здесь у нас имеются крупные недостатки. При общей нехватке специалистов сель ского хозяйства они у нас неправильно используются—не там, где надо. По дан ным Министерства сельского хозяйства, из 46 тысяч агрономов с высшим и средним образованием работает в колхозах 5 ты сяч агрономов, в МТС— 11 тысяч, на должностях участковых агрономов — 2 тысячи, на селекционных и опытных станциях— 3,7 тысячи агрономов. Эти данные показывают, что непосредственно на производстве у нас занято меньше по ловины агрономов, а больше половины сосредоточены в аппарате. Надо отметить, что в агрономическом обслуживании колхозов имеет место просто обезличка. По положению должны существовать агрономические участки, обслуживающие небольшие группы колхо зов—4—5, на участках должны постоян но находиться агрономы, отвечающие за состояние агротехника в данной группе колхозов, за соблюдение государственной дисциплины в отношении севооборотов и за качество сельскохозяйственных раб гг. На самом деле этого нет. Так называемые участковые агрономы МТС и райЗО на ходятся в районных центрах пли при усадьбе МТС, за ними фактически нс закреплены определенные колхозы, а ездят они по поручениям куда попало и постав лены в условия, когда ни за что не от вечают. Необходимо покончить с этой практикой обезлички в агрономическом обслуживании колхозов и на деле оргаии зовать агрономические участки, для чего перевести значительную часть агрономов та участки МТС и районных отделов сельского хозяйства и хорошо бы дать агрономов в крупные колхозы. Следующий крупный недостаток — нет правильной системы направления на про изводство молодых специалистов, оканчи вающих вузы и техникумы, поэтому лю ди растекаются куда попало и большей частью стремятся пристроиться в аппара тах и научных учреждениях. Непра вильному распределению и использованию специалистов способствует й неправиль ная система их оплаты—чем ближе к производству, тем меньшую оплату они получают Так, участковый агроном МТС, имеющий высшее образование, получает заработную плату от 500 до 650 рублей, а в аппарате Министерства сельского хо зяйства рядовой агроном получает от 800 до 1000 рублей. Товарищ Сталин' при обсуждении вопро сов сельского хозяйства к Пленуму пред ложил повернуть дело с оплатой с тем, чтобы специалисты, работающие не в колхозах, совхозах и МТС, а в аппарате, получали бы заработную плату на 25 проц, ниже, чем соответствующие ра ботники, работающие в колхозах, совхозах и МТС. Это правильно и, конечно, соз даст тягу специалистов на производство. С другой стороны, устанавливается по рядок стажировки лиц, оканчивающих высшие учебные заведения, по которому они направляются в МТС, совхозы, кол хозы, на участки и работают в течение года в должности младшего агронома, что бы приобрести необходимый практический опыт. Это тоже будет закреплять специа листов на производстве. Необходимо еще указать на недостаточ ный об’ем подготовки специалистов сель ского хозяйства. Всего у нас обучается в 88 высших сельскохозяйственных учеб ных заведениях 59 тысяч студентов, в том числе 25 тысяч будущих агроиомов. Выпуск специалистов сельского хозяйства в 1946 году составил 4,6 тысячи, а аг рономов 2,5 тысячи. В 558 сельскохозяй ственных техникумах обучается 140 ты сяч студентов, и было выпущено в 1946 году 25 тысяч специалистов со средним сельскохозяйственным образованием. Здесь дело обстоит несколько благополучнее. Од нако это очень мало, а ведь нам надо аг рономов много. Вообще в перспективе мы должны стремиться к тому, чтобы во главе колхоза, МТС и совхоза стоял че ловек образованный, получивший, по- крайней мере, если не высшее, то среднее сельскохозяйственное образование. В этом смысле сельское хозяйство сильно отстало от промышленности. Теперь большая ред кость найти хотя бы маленький завод, во главе которого не стоял бы инженер Значит, об’ ем подготовки сельскохозяйст венных кадров недостаточен, и его необ ходимо увеличить. В проекте постановления записано, как одна из мер—увеличение подготовки аг рономов со средним образованием путем организации в каждой области агрономи ческих школ с трехлетним сроком обуче ния. Надо отметить, как серьезный недоста ток в учебной подготовке в сельскохо зяйственных вузах и техникумах, когда молодые агрономы не получают достаточ ных знаний по вопросам организации колхозного и совхозного производства, плохо знают тракторы и сельскохозяй ственные машины, а ведь современный агроном — это не старый тип культур- ника-советчика, а организатор, и ему при ходится постоянно сталкиваться с вопро сами организации хозяйства, с механиза цией сельского хозяйства1. Необходимо поэтому серьезно поправить учебные программы, иметь учебники по организа ции труда, механизации и соответствен но организовать производственную прак тику в наших крупных хозяйствах: в колхозах, совхозах и МТС. Т Ш . О вопросах заготовок В проект постановления включен са мостоятельным разделом вопрос о заго товках сельскохозяйственных продуктов. Почему этот вопрос встал? Известно, что до 1940 года у нас существовал принцип обязательных по ставок колхозами с посевных площадей при заготовках продуктов полеводства и с поголовья скота при заготовках продук тов животноводства. В 1940 году на Пленуме ЦК этот принцип бьтл признан как не соответст вующий более ни интересам развития колхозов, ни интересам государства, и поэтому был отменен. Был введен новый закон исчисления обязательных поставок с гектара пашни при обложении продук тами полеводства и с каждого гектара закрепленной за колхозами земельной площади при обложении продуктами жи вотноводства. Почему был отменен старый закон о заготовках? Потому, что он связывал волю колхозов в расширении посевных площадей и увеличении поголовья скота, потому что, чем больше колхоз увеличи вал посевы и поголовье скота, тем боль ше он должен был сдавать зерна и скота в счет поставок и, наоборот, чем меньше колхоз сеял и заводил скота, тем меньше он обязан был сдавать. Ясно, что такой порядок заготовок сдерживал развитие сель ского хозяйства. Сила и прогрессивный характер прин ципа обязательных поставок с гектара пашни для продуктов полеводства и с гектара земель в отношении продуктов животноводства в том, что он развязы вает волю колхозов к расширению их общественного хозяйства, снимает всякие ограничения, заинтересовывает колхозы в освоении новых земель и в увеличении поголовья скота. Этот новый принпип обязательных по ставок очень хорошо об’единяет в себе как интересы колхозов, так и интересы государства, и надо отметить, что в пер- 1940 году это его прогрессивное значе ние ярко сказалось. Так, посевная площадь колхозов за 1940 год возросла на 3 млн. гектаров и поступило эерпа от колхозов на 400 млн. пудов больше, в том числе по обязатель ным поставкам на 276 млн. пудов боль ше, чем в предыдущем 1939 году, а общее поголовье скота колхозов за 1940 год увеличилось на 12 млн. голов. Значит, из этого следует, что возврат к прежнему ириппипу заготовок прямо противоречил бы интересам колхозов и интересам государства. Поэтому правильно сказано в проекте постановления, что только противники колхозного строя, не понимающие прог рессивного значения для сельского хо зяйства закона об исчислении обязатель ных поставок с каждого гектара пашни, могут тянуть партию назад к отмененной, как не отвечающей интересам развития сельского хозяйства, политике поставок в зависимости от посевных площадей. Принятый в 1940 году закон о заго товках сохраняет всю свою силу и про грессивность и при сложившихся после войны условиях должен быть сохранен, а всякие попытки его опровергнуть долж ны быть осуждены, ибо всякие настрое ния и колебания в сторону пересмотра введенного закона являются вредными и подрывающими дело хлебозаготовок. Есть и другие настроения в колхозах и у местных работников многоземельных районов — уменьшить площадь пашни для обложения или списать часть земли у многоземельных колхозов в Тосфонд. Это тоже неправильное настроение, веду щее не к расширению использования зе мель и увеличению посевных площадей, а к пх ограничению. В связи с военной и послевоенной об становкой создались некоторые трудности с проведением существующего закона о поставках, они заключаются в том, что в колхозах многоземельных районов вый же год применения этого закона л 1сократились посевные площади, умень шилось количество тракторов в МТС и живого тягла в колхозам, уменьшилось количество людей, в результате чего часть колхозов с большим количеством закрепленной за ними земли оказалась в трудном положении в выполнении своих обязательств перед государством ввиду того, что у них освоение земель умень шилось, а нормы обложения остались прежними. С другой стороны, и для выполнения плана обязательных поставок создались трудности его обеспечения. Как эти воп росы заготовок должны быть решены в современных условиях? Необходимо найти более гибкие формы применения закона о поставках в отноше нии колхозов многоземельных районов. Речь идет о таких многоземельных райо нах, как Сибирь, северные области Казах стана. Поволжье- Что касается централь ных, южных, западных районов и Укра ины, где больше людей в колхозах, эти вопросы стоят по-иному. При обсуждении вопросов сельского хо зяйства перед Пленумом товарищ Сталин выдвинул предложение применить разные номы обязательных поставок в колхозах многоземельных районов и вместо одной нормы для колхозов в районе, как это у нас по закону установлено, иметь несколь ко с тем, чтобы учесть этими разными нормами различие в освоении земель кол хозами- Из этого вытекает, что в многоземель ных районах для тех колхозов, у которых низкое освоение земель и мало людей, там должны быть установлены и более низкие нормы, для тех же колхозов, которые имеют побольше людей и средств к освое нию земель, должны быть установлены и более высокие нормы сдачи. Что касается районов, где земля колхо зами осваивается и где достаточно рабо чих рук, в отношении их следует не сколько нормы повысить. Такая гибкая система сохраняет полно стью силу закона о заготовках и дает вы ход многоземельным колхозам и поэтому целиком исчерпывает вопрос о трудностях проведения закона в послевоенных усло виях Несколько слов о колхозах, не обслу живаемых машинно-тракторными станци ями. Проект предусматривает повышение для них норм обязательных поставок зер на на 25 проц, вместо существующих сейчас 15 проц, в сравнении с нормами, установленными для колхозов, обслужи ваемых МТС. Необходимость такого Повы шения для колхозов, не обслуживаемых МТС, вытекает из того, что в пределах одного и того же района колхозы, не об служиваемые МТС, находятся в более вы годных условиях- Фактически колхозы, обслуживаемые МТС, сдают по обязатель ным поставкам и натуроплате больше процентов на 40— 50, чем колхозы, не обслуживаемые МТС. Это, конечно, не справедливо в отношении колхозов., оОслу- живаемых МТС, поэтому и необходимо поправить нормы- Я хотел бы остановиться еще на одном важном вопросе заготовок — это о непра вильности существующего эквивалента за мены пшеницы и ржи овсом, ячменем и просом в тех случаях, когда правитель ство разрешает, в порядке исключения, принять от колхозов овес, ячмень или просо в счет обязательств по сдаче госу дарству пшеницы и ржи- Дело в том, что у нас пгаенипа и рожь оказываются в невыгодном положении в замене их други ми культурами- В настоящее время дейст вует такой эквивалент — один пуд пше ншш равен одному иуду проса, пуду 10 фунтам ячменя и овса. То же по ржи —- один пуд ржи равен пуду проса, пуду и 7 фунтам ячменя и овса- Поэтому часто сдаются фуражные культуры за , счет продовольственных культур, а нам надо поощрить производство и повысить зато товки пшеницы и ржи и соответственно изменить эквивалент замены шпенипы и ржи другими культурами. Товарищи! Вопрос о заготовках всегда и тем более теперь, в условиях некоторых трудностей сельского хозяйства, имеет особо важное значение в работе на ших партийных и советских организа ций. В истекшем году некоторые обкомы партии и облисполкомы оказались не на высоте в деле обеспечения плана загото вок и допустили серьезные ошибки. Эти ошибки заключались в том, что хлебоза готовки были затянуты, медленно обмола чивался хлеб, допускались большие поте ри зерна- В некоторых областях дело об стояло так, что из-за недифференцирован ного подхода отдельные районы и колхо зы выпадали совсем из внимания, плохо выполняя план, а то и совсем не участ вовали в хлебозаготовках. Важнейшей задачей партийных и со ветских организаций является безусловное выполнение государственного плана хле бозаготовок в 1947 году каждым районом, колхозом и совхозом, а вся работа по за готовкам должна быть серьезно улучшена- IX . Об улучшении руководства сельским хозяйством Таковы наши задачи, стоящие в деле под’ема сельского хозяйства- Само собой разумеется, что успешно они могут быть решены лишь при выполнении самого основного условия — это улучшения ру ководства сельским хозяйством как со стороны сельскохозяйственных мини стерств и их местных органов, так и пар тийных и советских организаций в рес публиках, краях, областях и в районах. Вы отлично знаете, какое значение имеют организаторская работа и пра вильное руководство сельским хозяйством и колхозами- Это постоянно можно видеть на конкретных примерах и результатах работы отдельных областей, районов, МТС, совхозов и колхозов. Там, где обес печено правильное руководство и еисте- матическая организаторская работа, там всегда, даже при всех трудностях в сельском хозяйстве, получаются совсем другие результаты с выполнением плана. Для того, чтобы нам поднять на более высокий уровень все руководство сель ским хозяйством снизу доверху, необхо димо покончить с крупными недостатка ми в этом отношении. Прежде всего, необходимо сказать о не достатках в руководстве сельским хозяй ством со стороны Министерства сельского хозяйства и его местных органов. Боль шим недостатком прежнего Наркомзема и раздельных министерств была просто слабость оперативного руководства, запаз дывание в решении вопросов, недостаток инициативы и почти полное отсутствие проверки исполнения— приказов много, а проверки нпкакой. К этому надо добавить еще слабость и неавторитетность местных земельных органов- Серьезным недостатком было большое нагромождение в министерствах всякого рода управлений, отделов и раздроблен ность руководства, в результате чего, например, управление машинно-трактор ными станциями оказывалось рассредо точенным по многочисленным главкам Министерства земледелия, чтп затрудняло руководство МТС, дело постановки ремон та машин, подбора и подготовки кадров для МТС. Взять важнейшие культуры, например, зерно, технические культуры — руководство ими не было собрано в одних руках, а было тоже рассредоточено по множеству управлений. Принятым постановлением по об’едине- нпго министерств и изменению структуры Министерства сельского хозяйства устра няются эти организационные недостатки- Очевидно, соответстшующие изменения улучшения необходимо произвести и структуре местных органов сельского хо зяйства в республиках, краях, областях и районах с одновременным их укреплени ем, в чем серьезно должны помочь обкомы партии. Надо отметить еще один недостаток центральных и местных органов Минн стерства сельского хозяйства. Это нали чие какого-то безразличного отношения ко всему новому- Например, часто хоро шие, вновь выведенные семена очень медленно внедряются в производство, в колхозы и совхозы. Система испытания сортов семян и их размножения такова, что для того, чтобы получить массовое распространение какого-либо нового сорта, надо ему пройти по крайней мере в испытаниях 8— 10 лет. У нас немало накопилось передовой опыта в агротехнике различных культур, по организации труда в колхозах. по животноводству, по механизации- Вместо того чтобы все это быстро схватывать и распространять, применять в более ши роких масштабах, все это часто мари нуется. бесконечно обсуждается, прояв ляются какая-то робость, скептицизм.' Эта ограниченность и узость имеют место не только в центральном аппарате, но и на местах, в научных и опытных учреждениях. Люди десятки лет работают на опытных станциях, добиваются хоро ших результатов, а между тем все это остается в значительной мере только в рамках данной опытной станции и не по лучает широкого распространения в окру жающих районах и колхозах, в резуль тате чего много ценного опыта остается неиспользованным. А ведь в распростра нении передового опыта заключается гро мадный источник для под’ема сельского хозяйства. Значит, надо покончить с этим недостатком в руководстве оо сторонй органов Министерства сельского хозяй ства и Министерства совхозов. Дальше, серьезным недостатком, кото рый относится как к Министерству сель ского хозяйства, так и к работе местных партийных и советских организаций, — является запаздывание в подготовке сель скохозяйственных работ. Сельское хозяйство — это такое дело, что если упустишь подготовку, то значит упустишь и урожай. Собственно, урожай готовится за год раньше: не поднял пары и зябь, значит потерял на урожае, не отремонтировал зимой с.-х. машины и тракторы, значит провалил сев и уборку, значит потерял на урожае; не наготовил летом кормов, потерял зимой поголовье скота. Товарищи! Я говорю . об очень про стых истинах, а между тем, ведь надо признать, что на этом запаздывании мы очень, очень много теряем: запаздывают; г подготовкой, а потом начинается в ра боте горячка, всякие пожарные меры, посылка уполномочейных, иногда мало- сведующих людей. Своевременность руко водства в сельском хозяйстве имеет ре шающее значение и, пожалуй, больше, чем в какой-либо другой отрасли хозяй ства. Следующий общий недостаток — все измерять в сельском хозяйстве средними данными вместо дифференцированного подхода в районах по отношению к от дельным колхозам, в областях — по от ношению к отдельным районам. Можно не сомневаться, что если бы этого недо статка в нашей практике не было, то у нас значительно меньше было бы вся кою рода отстающих районов, МТС, кол хозов и совхозов, потому что дифферен цированный подход и соответствующая организационная работа предупреждали бы такое отставание. Я не буду развивать это положение, мне кажется, что оно достаточно ясно для практиков-руководи- телей. Важнейшим условием улучшения руко- волства хозяйством и обеспечения наших планов является то, о чем не раз говорил товарищ Сталия, что при составлении планов и 'во всей своей работе надо рав няться не на средних, а на передовых. Это очень важно в руководстве сельским хозяйством, потому что, например, возь мите практику планирования сельского хозяйства в районе, в области. Планы наши по сельскому хозяйству составля ются так, что там предусматривается средняя урожайность для района, области, средние показатели по животноводству, средняя выработка на трактор. Но дело в том, что некоторые районы, колхозы и МТС давно уже перешагнули эти средние задания. Значит, наши планы в таком случае тащат их назад, & не вперед. Отсюда очевидно, что надо планировать не по средним показателям, а дифферен цировать планы особо для передовых, средних, отстающих, подтягивая их до уровня передовых. Необходимо нам решительно покончить с таким недостатком, ка к подмена орга низаторской работы в колхозах, МТС и совхозах администрированием, о котором уже довольно ясно было сказано в поста новлении Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 года в отно шении колхозов. Вместо того, чтобы раз бираться по существу в положении дел, исправлять обнаруженные недостатки, ча сто дело сводится в механической смене людей в колхозах, МГТС и совхозах, крат ко-временным наездам или посылке раз личного рода уполномоченных, к даче всякого рода заданий, графиков без под крепления всего этого организационной работой. Чем можно оправдать такую, например, практику руководства, как массовую сме ну председателей колхозов и директоров МТС? Так, в Костромской области за 1946 год было сменено 1 304 председате ля колхозов, или половина всего соста ва; в Куйбышевской области в 1945 году сменили 540 председателей колхозов; в Пензенской области из 115 директоров МТС сменили 54. Надо понять, что практика админЕйяр»,! рования и частой смены людей в колхозах и МТС вместо оказания им помощи я пов седневной организационной работы, есть выражение не силы, а слабости рукозд г ства, и с такой порочной практикой р г ководства надо покончить. И, наконец, еще об одном условии улучшения руководства сельским хозяй ством. Товарищ Сталин не рае говорил: чтобы руководить—надо предвидеть, — к предупреждал нас об изгнании т практи ки работы такого серьезного недостатка, как самотек, когда люди плывут .по тече нию и не знают, куда их занесет. л . Можно ли сказать, что этот недостаток в нашей работе изжит? Нет, этого сказать' нельзя. Разве не ярким примером наличия самотека в работе являются вскрытые нарушения Устава сельскохозяйственной артели в колхозах? Разве могло бы повто риться разбазаривание общественных зе мель колхозов, если бы не было наличия самотека в работе? Разве не подтверждают наличие само тека многочисленные факты провалов в работе и выполнении планов отдельных районов, колхозов, МТС, а наши органи зации вдруг оказываются перед неожи данностью таких провалов, что при от сутствии самотека в работе было бы в значительной мер© исключено. Чтобы улучшить руководство сельским хозяйством, надо решительно покончить в этим недостатком в работе наших орга низаций. Проект предусматривает меры то уая5 лению партийно-политической работы в деревне. За период войны и в послевоен ные годы более чем в полтора раза воз росло количество коммунистов в деревне, в Два с лишним! раза увеличилось коли чество колхозных партийных организаций* Однако надо признать, что уровень орга низационного руководства и партийно политической работы в деревне значи тельно отстает от задач, стоящих перед сельским хозяйством. Поэтому в проекте и Намечены меры по укреплению вель ских райкомов партии, усилению полити ческой работы в деревне, улучшению работы партийных организаций МТС, колхозов я совхозов. Товарищи! Проектом постановления ка* мечены меры под’ема сельского хозяйства не на один год, а на ряд лет. Ближайшей же нашей задачей является успешная подготовка я проведение весеннего сева текущего года, что будет хорошим вкла дом в намеченную программу по под’ему сельского хозяйства. Ясно, что задачи, которые поставлены по под’ему сельского хозяйства, потре буют большой и напряженной работы всей партии и советских организаций, но у нас есть все условия для их решения в кратчайшие сроки. Сельское хозяйство у нас в стране пос ле первой мировой войны было восста новлено в основном' до довоенного уровня только по истечении 10 лет. Теперь мы имеем возможность восстановить наша сельское хозяйство к более высокому уровню 1940 года в значительно корот кие сроки в силу того, что располагаем огромными возможностями для этого в виде колхозов, совхозов, МТ6, базы меха низации, наличия кадров, громадного опыта, сложившегося за период колхозно го строительства, развитой промышлен ности для снабжения сельского хозяйства всем необходимым. Нет никакого сомнении, что наша партия под руководством товарища Сталина выполнит поставлен ные задачи по под’ему сельского хозяйства. В Совете/ Безопасност НЬЮ -ЙОРК, 6 марта (ТАСС). — Вчера состоялось заседание Совета Безопасно сти, на котором продолжалось обсуждение доклада атомной комиссии. С речью вы ступил делегат Советского Союза А. А. Громыко. После окончания речи Громыко заседание было закрыто. Обсуж дение доклада атомной комиссии будет продолжено на следующем заседании Со вета, назначенном на 10 марта. Н А УЧ Н АЯ СЕССИЯ В ВГУ 9 марта, в 12 часов, в актовом зале ВГУ (проспект Революции, 24, 4-й этаж) откры вается годичная научная сессия Воронеж ского государственного университета. Про грамма дня: вступительное слово ректора ВГУ т. Латышева, доклады—проф. Берна- динера. «Проблема свободы и необходи мости в истории», доцента Замятнина' «Экономическая роль социалистического государства», доцента Разумниковой* «Внутренняя и внешняя политика США после второй мировой войны». Работа специальных секций продолжает ся до конца месяца. Справки — в научной части ВГУ по телефону 7-13 и 10-82. ИЗВЕЩЕНИЕ 10 марта, в 19 часов, в здании на прос пекте Революции, 32 состоится собрание советского актива г. Воронежа. Повестка дня: О выполнении постановления Совета Министров РСФСР и X XXV сессии город ского Совета по вопросу об улучшении организационно-массовой работы. Доклад чик — председатель горисполкома той. Мирошниченко. Зам. ответ, редактора А. П. ШАПОШНИК. СЕГОДНЯ В ТЕА ТРАХ И КИ Н О Д РАМ АТИЧЕС КИЙ ТЕАТР. — «Старые друзья». Начало в 20 часов. ТЕАТР М УЗ КОМ ЕД И И.—«Взаимная любовь». Начало в 20 часов. КИНОТЕАТР «СПАРТАК» — Американский художественный фильм «Серенада солнечной долины». ГОРКИНОТЕ г ТР.—Художественный фильм «Центр нападения». КИНОТЕАТР «РОДИНА» — Документальный фильм «Суд народов». К Л У Б ИМ, ДЗЕРЖИНСКОГО . — Художественный фильм «Остров Безымян ный». АДРЕС РЕ Д А КЦ И И : г. Воронеж, ул. Орджоникидзе, д. № 19. АДРЕС ИЗДАТЕЛЬСТВА: проспект Революции, 51, ТЕЛЕФОНЫ : ответ, редактора — 1-36, зам. редактора — 7.10, ответ, секретаря — 7.06 ОТДЕЛЫ Р Е Д А КЦ И И : партийной жизни, пропаганды — 7-02, промышленно.транспортного, областной и городской информации — 9.52, сельскохозяйственного, строительно.восстановительного, культуры и быта — ЯО, отдела писем-—7-09, ночной редакции—4.15, _____________________________________ ___________________________________________ прямой междугородный — 40, издательства, бухгалтерии и отдела об’явлений — 10.43. Л Е 10048 Вс^ онеж> тап> иад.вд «коммуна*. * " Заказ № 987-4? Т и ^ ж ШбО<Г экзГ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz