Коммуна. 1944 г. (г. Воронеж)

Коммуна. 1944 г. (г. Воронеж)

12 марта 1944 г. Снова горят огни В0ГРЭС1 Стахановец восстановительных работ на ВОГРЭС’е т. А. Свири­ дов — бригадир монтажной бригады. Фото X. Копелиовича Напряжение Пиния фронта рассекла город. На •■наших глазах враг терзал снаряда­ ми родные замершие корпуса. Стиснув зубы, мы снимали своими руками поставленные машины. У нас были красные от бессонницы глаза, во цикто не уходил из цехов, никто не выпускал из рук инструмента. «Все снасти, ничего не оставить врагу»,— вот о чем думали мы в эти дни. Разве можно рассказать, как спа­ сали дорогое оборудование мастера Николай Клешнев, Николай Гордиен­ ко, машинист Михаил Дорохов1 Помню, мы тянули лебедкой тяже­ лую деталь, а с другого берега нас всыпали минами. После изгнания врага мы покля­ лись: восстановим ВОГРЭС, оживим город! Шли дни . Бригада монтажников Александра Свиридова неделями не уходила домой. На маслопроводе и питательных насосах работали мон­ тажники бригадира Доможилова. От них ни на час не отходил прораб Иванов. И, казалось, эти люди за­ были про все, кроме одного: зажечь огни станции. И вот настал этот день. Его не «абудешь. В машинном зале запахло ■аром. Какой радостью засветились яйца людей, истосковавшихся по жи­ вым механизмам. Машинисты и ко­ чегары поздравляли друг друга. Дрогнул воздух от нарастающего гу­ ла турбины,равномерно забился пульс станции. С. ИСТРАТОВ, начальник турбинного цеха. --------- —------------------;---------------------- ^ ' П е р з а н и е Наступил самый напряженный я волнующий день. Строители и мон­ тажники сложили инструменты. Вос­ становление закончено. Залечены ра­ ны в корпусах, установлены механиз­ мы. Безумолку скрипевший огромный гак мостового крана застыл в воз­ духе. Опробована углеподача. Коче­ гары и машинисты еще и еще раз Проверили свое .хозяйство. На щите управления, где еще так недавно царил хаос разрушения, снова поб­ лескивают матовые приборы. Бес­ шумно ходят щитовые, электротех­ ники. Все ли сделано? Не забыто ли что? Последнее слово оставалось за специалистами. Они реанизо осматри­ вали механизмы, не пропуская ника­ кой мелочи. Главный инженер стан­ ции т. Левитиан ни на минуту не •Ц^одил из цеха и по его осунувше­ муся лицу было видно, что он недо­ сыпал уже>много ночей. На его гла­ вах из груды развалин возродилась станция, он видел, с какой самоотвер­ женностью работали люди различных национальностей, -"но с одинаковыми помыслами и сердцем патриота люби­ мой Родины. " -г Здесь никогда не забудут строи­ телей Султанова и Зарипова. Они годами выращивали в сказочной Фер- Второе рождение э л е к т р о с т а н ц и и Немецки* оккупанты причинили ог­ ромные ра-зрушения энергетическому хозяйству нашей области. Они раз­ рушили машинный зал, турбины, кот­ лы ГЭС-1, взорвали подстанции, в течение долгого времени обетрели вали нз тяжелые орудий прямей на­ водкой нашу гордость—ВО! РЭС. Сразу же после освобождения Во­ ронежа н районов области от фаши­ стских орд перед энергетиками вста­ ла сложная задача—из гпуды разва­ лин заново возродить энергетическое хозяйство, иаши электростанции. Строителям и монтажникам ВОГРЭС приходилось работать в ис­ ключительно сложных условиях. Раз­ борка изуродованной арматуры и конструкций иа большой высоте бы­ ла сопряжена с огромным риском. Обвисавшие тяжелые железо-бетон­ ные конструкции дымососной этажер­ ки каждую минуту могли свалиться на головы строителей. Требовалось много леса, которого на площадке еще не было. Начальник строитель­ ства т. Дорофеев решил применить безлесный способ разборки дымосос­ ной этажерки, что значительно уско­ рило работу. Для ускорения строительных работ был применен способ разгрузки пе­ ребитых снарядами железо-бетонных конструкций от внутренних напряже­ ний путем поддомкрачивания колонн. Таким же путем была поднята вмес­ те с фермами и фонарем железо-бе­ тонная крыша над котлом № I. Ог­ ромный об’ем работ был выполнен строителями. До конца прошлого го­ да смонтировано около 600 тонн ме- талло-конструкций, уложено 2500 кубометров бетона и более 150.000 шлакоблоков. Для ускорения темпов восстановле­ ния вое виды работ: строительные, тепломонтажмые, электромонтажные— мы вели одновременно по совмещен­ ному графику. Весь свой опыт, зна­ ния люди подчинили одному — быст­ рее восстановить электростанцию, дать городу энергию. При монтаже турбогенератора, по предложению инженера т. Головеш- кина, фундаментная рама турбогенера­ тора была поставлена на доикратики вместо прокладок, пригонка которых отнимает много времени и требует квалифицированных слесарей. Глав­ ный инженер т. Левитиан предложил проводить сушку статора генератора на месте, методом потерь в железе, что значительно сократило расход дефицитного мазута. При станции была организована мастерская. Под руководством инже­ нера т. Дувила коллектив ее своими силами восстановил более 70 моторов. В механической мастерской под руко­ водством т. Журбина проведены сло­ жные работы по восстановлению пи­ тательных электронасосов. В результате напряженной работы всего коллектива в августе наша стройка завоевала первое место и во Всесоюзном соревновании получила переходящее Красное знамя Государ­ ственного Комитета Обороны, а в сен­ тябре заняла второе место. На всех участках работы велись круглосуточно. Рабочие, инженеры не уходили из цехов подвое - трое суток, добивая":, люлнения гра­ фика. На-ходу устраняли возникаю­ щие неполадки. Исключительные об­ разцы работы показали слесарь то®. Свиридов, токарь т. Некрасов, бри­ гадир такелажников т. Легостаев, бетонщик т. Житенев, плотники тт. Свинолуиов и Минакоь, штукатуры тт. Выродов и Плеханов, каменщик т. Ковырянии, машинист мельницы т. Фатеева, начальники цехов тт. Истратов, Молчанов, Подохова, На­ сонов, Чечни, электромонтажники тт. Плотников, Ткаченко, Саввин и многие, многие другие. В ходе аосстановителыю-моитаж- иых работ непосредственно на участ­ ках готовились кадры будущих эк- еллоатационников и ремонтников, ко­ торые с пуском ВОГРЭС стал» на свои рабочие места. Сейчас станция работает — про­ мышленность имеет крепкую энерге­ тическую базу. Боевая задача энер­ гетиков — в совершенстве освоить эксплоатациго оборудования. В. ПРОЗОРОВ, управляющий Энергокомбинатом. Нак в бою Когда вы видите яркую лампочку над головой или включаете рубиль­ ник у станка, рядом с вами брызжут лучи электросварки и поет мотор, — знайте: эта энергия рождена в же­ стоких боях и упорном труде. Мы, воронежцы, летом 1942 года отстояли свою электростанцию от врага. Рядом со станцией были наши окопы и блиндажи. Отсюда сентябрь­ ской ночью наш отряд ополченцев пошел освобождать Чижевку. Не забыть этих боев. Но за ними наступили не менее напряженные дни—мы начали восстановление элек­ тростанции. Это была суровая борь­ ба, в которой преодолевались, труд­ нейшие препятствия. Расскажу о своей бригаде монтаж­ ников. Нас было двадцать человек. Задача — смонтировать оборудование. На месте цеха мы видели развалины. Надо было разобрать все обломки, восстановить пригодные детали. А чем? Ни сверла, ни пилы, ив зубила ве было. Решили инструмент делать са­ ми. Семен Щербаков, Юрий Азаров, Петр Ткаченко и Василий Бабурин на всю бригаду швдделали зубил в мо­ лотков, кое-аде нашли вилы. Особенно трудно пришлось со свер­ ловкой. Электроанергив ие было, а вручиую — сколько труда надо по­ ложить! Но слесари не унывали. Бра­ ли ручную дрель и сверлили металл посменно. Одно отверстие сверлили в три приема. Расчистили фронт работ. Нам го­ ворит. «Надо восстановить мостовой кран. Срок шесть дней». Мы сделали в четыре дня. А когда начали монти­ ровать турбину, мы всей бригадой стали иа стахановскую вахту. Слеса­ ри отказывались уходить домой и ра­ ботали по 16—20 часов в сутки. У ме­ ня не было в бригаде человека, ко­ торый бы выполнил задание мевьше чем на 250—300 процентов. Наш труд ие пропал даром. Маши­ на ожила, и по проводам потекла энергия жизни. Шесть раз премировали моих мон­ тажников за восстановление. И не зря. В труде они! вели себя, как в бою. А. СВИРИДОВ, бригадир монтажной бригады Стахановец восстановительных работ иа ВОГРЭО токарь М. Гавршиок. Фото X. Копелиовича Ток есть> ! Группа передовиков восстановительных работ на ВОГРЭС’е, слева направо: тт. С. Истратов — на­ чальник турбинного цеха, М. Лигостаев — бригадир такелажников, А. Фатеева — машинист мельни­ цы, А. Шмарина — мотористка, М. Павлов — дежурный электротехник, Г. Журбин — начальник ме- П. Коробкин ханических мастерских ★ гане золотой хлопок, а здесь самоот­ верженно работали топором и лопа­ той. Вечерами аксакалы усаживались по-восточному на корточки и писали в далекий Узбекистан письма о том, как они помогают русским братьям устранять беду, какую натворили фа­ шисты в Воронеже. И сейчас, когда уже с корпусов снята паутина лесов и не звучит на | площадках топор и пила, вы услы­ шите, с каким уважением энергетики отзываются о людях из бригады Сви- «елупова, о прорабе Куликове, о де- . сятках мастеров своего дела, кото­ рые забывали про все ради одного— ,быстрее -восстановить станцию. ... Бригада Александра Свиридова монтировала оборудование. Круглые сутки в турбинном цехе не смолкали голоса. Тяжелые детали одна за Iдругой устанавливались на свое мес- Iто. Вырисовывались знакомые' конгу- | ры машины. Начальнику цеха Степа-. -начальник службы защиты. "Ат ну Истратову иногда приходилось уговаривать слесарей: — Вы, ребята, хотя бы побриться домой сходили. Нельзя же по неде­ ле ночевать в цеху... — Ничего, товарищ начальник. Го­ ворят: сделай дело — и гуляй сме­ ло. Вот и мы так, — шутили мон­ тажники. Однажды в монтаже получился за­ тор. Нужно было устанавливать пи­ тательные насосы, а они требовали капитального ремонта. Кто сможет выполнить токарные работы? Их надо было сделать точно и, главное, быстро. '— Мы беремся выполнить зада­ ние, — заявили токари Павел Некра­ сов и Николай Чертов. Да у -вас же не станки, а раз­ валины, будет ля толк? — заметили им, — Дело не только в станках, — ответили они. > Фото X. Копелиовича ★ День и нОчь шумели трансмиссии в механической и за двое суток до срока Некрасов и Чертов рапортова­ ли: — Задание выполнено, можете принимать. Монтажники не знали, как благода­ рить товарищей. А когда пришлось растачивать одну ответственнейшую и громоздкую деталь, главный инженер пришел к начальнику мастерской Журбину и сказал: — Вся надежда на вас. Знаю, что станки к этому не приспособлены, но надо найти выход. Срок три дня. Выход был найден. Начальник ме­ ханической .ломот токарю Некрасову поднять ■переднюю и заднюю бабки на подушки, и вдвоем за сутки они закончили райточку детали. Все это уже позади. Но долгие годы в памяти энергетиков будет жить суровая хроника кипучих., дней возрождения. Не забудут они, когда Р азбитое обору доеаиие, искалечен­ ные моторы, обрывки кабелей, про­ водов, полностью разрушенный щит управления всей станции — так была истерзана врагом электростанции. Все это надо было вернуть к жизни. И электрики ваялись за работу. Сей, отдых, выходные дни—все было за­ быто. Люда не считались ни с ка­ кой работой —убирали обломки, при­ водили в порядок, чистили годное оборудование, снимали кабели и снова все ставили на место. Но многого нехватало, многое нуж­ но было искать на месте, изготов­ лять заново. Это «и кого не смутило. Старые электрики-монтажники, ис­ пользуя годами накопленный опыт, находили выход из любого положе­ ния. Бригадир-монтажник т. Ткаченко, показывал образцы труда. Его бри­ гада из месяца в месяц выполняла задание на 200 — 250 процентов, элек- ^трики тт. Копцов и Широков давали ежедневно 150—175 процентов нор­ мы, а стахановец т. Матвеенхо одни проводил монтаж ответственных деталей генератора. Он не уходил из цеха по несколько суток. И вот монтаж закончен. В цехах все блестит, детали машин пахнут свежей краской. У агрегатов — по- прежнему эксплоатационники. Сигнал дан. Открыт паровой вей- гиль и турбогенератор набирает обо­ роты Настает торжественная минута. Человек подходит к пульту и уверен­ но нажимает кнопку. Ток есть! И. МОЛЧАНОВ, . начальник электроцеха. ремонтники инженера Насонова жгли костры в цехе и отогревали натру­ женные и онемевшие от холода паль­ цы, как слесари спускались под зем­ лю и с факелами восстанавливали ме­ ханизмы углеподачи, как бригады мастеров Шамаева и Куркула забы­ вали об отдыхе, и строители началь­ ника Дорофеева, рискуя жизнью, восстанавливали массивные колонны и железо-бетонные конструкции. Во дворе станции еще заметны следы минувших боев. О них гово­ рят развалины окрестных домов, про­ боины на дымоходной трубе, из’еден- ные, как оспой, осколками стены корпусов. Но здесь уже нет воро­ нок, и на грудах развалин выросли новые цехи. Согни таких людей, как монтаж­ ники Александра Свиридова и тока­ ри Георгия Журбина, строители бригадира Свинолупова и Электрики инженера Молчанова, своим дерзани­ ем из пепла пожарищ заново возроди­ ли ВОГРЭС. В. этот день благород­ ное волнение- за'свой труд не остав­ ляло их до той минуты, пока на щи>- те управления не появился дол о - жданный сигнал: «Машина готова». Привычным движением дежурный электротехник нажимает рычаги. В Воронеже снова зажглись огн* ВОГРЭС’а! И. СКОПИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz