Коммуна. 1944 г. (г. Воронеж)
12 марта 1944 г. Снова горят огни В0ГРЭС1 Стахановец восстановительных работ на ВОГРЭС’е т. А. Свири дов — бригадир монтажной бригады. Фото X. Копелиовича Напряжение Пиния фронта рассекла город. На •■наших глазах враг терзал снаряда ми родные замершие корпуса. Стиснув зубы, мы снимали своими руками поставленные машины. У нас были красные от бессонницы глаза, во цикто не уходил из цехов, никто не выпускал из рук инструмента. «Все снасти, ничего не оставить врагу»,— вот о чем думали мы в эти дни. Разве можно рассказать, как спа сали дорогое оборудование мастера Николай Клешнев, Николай Гордиен ко, машинист Михаил Дорохов1 Помню, мы тянули лебедкой тяже лую деталь, а с другого берега нас всыпали минами. После изгнания врага мы покля лись: восстановим ВОГРЭС, оживим город! Шли дни . Бригада монтажников Александра Свиридова неделями не уходила домой. На маслопроводе и питательных насосах работали мон тажники бригадира Доможилова. От них ни на час не отходил прораб Иванов. И, казалось, эти люди за были про все, кроме одного: зажечь огни станции. И вот настал этот день. Его не «абудешь. В машинном зале запахло ■аром. Какой радостью засветились яйца людей, истосковавшихся по жи вым механизмам. Машинисты и ко чегары поздравляли друг друга. Дрогнул воздух от нарастающего гу ла турбины,равномерно забился пульс станции. С. ИСТРАТОВ, начальник турбинного цеха. --------- —------------------;---------------------- ^ ' П е р з а н и е Наступил самый напряженный я волнующий день. Строители и мон тажники сложили инструменты. Вос становление закончено. Залечены ра ны в корпусах, установлены механиз мы. Безумолку скрипевший огромный гак мостового крана застыл в воз духе. Опробована углеподача. Коче гары и машинисты еще и еще раз Проверили свое .хозяйство. На щите управления, где еще так недавно царил хаос разрушения, снова поб лескивают матовые приборы. Бес шумно ходят щитовые, электротех ники. Все ли сделано? Не забыто ли что? Последнее слово оставалось за специалистами. Они реанизо осматри вали механизмы, не пропуская ника кой мелочи. Главный инженер стан ции т. Левитиан ни на минуту не •Ц^одил из цеха и по его осунувше муся лицу было видно, что он недо сыпал уже>много ночей. На его гла вах из груды развалин возродилась станция, он видел, с какой самоотвер женностью работали люди различных национальностей, -"но с одинаковыми помыслами и сердцем патриота люби мой Родины. " -г Здесь никогда не забудут строи телей Султанова и Зарипова. Они годами выращивали в сказочной Фер- Второе рождение э л е к т р о с т а н ц и и Немецки* оккупанты причинили ог ромные ра-зрушения энергетическому хозяйству нашей области. Они раз рушили машинный зал, турбины, кот лы ГЭС-1, взорвали подстанции, в течение долгого времени обетрели вали нз тяжелые орудий прямей на водкой нашу гордость—ВО! РЭС. Сразу же после освобождения Во ронежа н районов области от фаши стских орд перед энергетиками вста ла сложная задача—из гпуды разва лин заново возродить энергетическое хозяйство, иаши электростанции. Строителям и монтажникам ВОГРЭС приходилось работать в ис ключительно сложных условиях. Раз борка изуродованной арматуры и конструкций иа большой высоте бы ла сопряжена с огромным риском. Обвисавшие тяжелые железо-бетон ные конструкции дымососной этажер ки каждую минуту могли свалиться на головы строителей. Требовалось много леса, которого на площадке еще не было. Начальник строитель ства т. Дорофеев решил применить безлесный способ разборки дымосос ной этажерки, что значительно уско рило работу. Для ускорения строительных работ был применен способ разгрузки пе ребитых снарядами железо-бетонных конструкций от внутренних напряже ний путем поддомкрачивания колонн. Таким же путем была поднята вмес те с фермами и фонарем железо-бе тонная крыша над котлом № I. Ог ромный об’ем работ был выполнен строителями. До конца прошлого го да смонтировано около 600 тонн ме- талло-конструкций, уложено 2500 кубометров бетона и более 150.000 шлакоблоков. Для ускорения темпов восстановле ния вое виды работ: строительные, тепломонтажмые, электромонтажные— мы вели одновременно по совмещен ному графику. Весь свой опыт, зна ния люди подчинили одному — быст рее восстановить электростанцию, дать городу энергию. При монтаже турбогенератора, по предложению инженера т. Головеш- кина, фундаментная рама турбогенера тора была поставлена на доикратики вместо прокладок, пригонка которых отнимает много времени и требует квалифицированных слесарей. Глав ный инженер т. Левитиан предложил проводить сушку статора генератора на месте, методом потерь в железе, что значительно сократило расход дефицитного мазута. При станции была организована мастерская. Под руководством инже нера т. Дувила коллектив ее своими силами восстановил более 70 моторов. В механической мастерской под руко водством т. Журбина проведены сло жные работы по восстановлению пи тательных электронасосов. В результате напряженной работы всего коллектива в августе наша стройка завоевала первое место и во Всесоюзном соревновании получила переходящее Красное знамя Государ ственного Комитета Обороны, а в сен тябре заняла второе место. На всех участках работы велись круглосуточно. Рабочие, инженеры не уходили из цехов подвое - трое суток, добивая":, люлнения гра фика. На-ходу устраняли возникаю щие неполадки. Исключительные об разцы работы показали слесарь то®. Свиридов, токарь т. Некрасов, бри гадир такелажников т. Легостаев, бетонщик т. Житенев, плотники тт. Свинолуиов и Минакоь, штукатуры тт. Выродов и Плеханов, каменщик т. Ковырянии, машинист мельницы т. Фатеева, начальники цехов тт. Истратов, Молчанов, Подохова, На сонов, Чечни, электромонтажники тт. Плотников, Ткаченко, Саввин и многие, многие другие. В ходе аосстановителыю-моитаж- иых работ непосредственно на участ ках готовились кадры будущих эк- еллоатационников и ремонтников, ко торые с пуском ВОГРЭС стал» на свои рабочие места. Сейчас станция работает — про мышленность имеет крепкую энерге тическую базу. Боевая задача энер гетиков — в совершенстве освоить эксплоатациго оборудования. В. ПРОЗОРОВ, управляющий Энергокомбинатом. Нак в бою Когда вы видите яркую лампочку над головой или включаете рубиль ник у станка, рядом с вами брызжут лучи электросварки и поет мотор, — знайте: эта энергия рождена в же стоких боях и упорном труде. Мы, воронежцы, летом 1942 года отстояли свою электростанцию от врага. Рядом со станцией были наши окопы и блиндажи. Отсюда сентябрь ской ночью наш отряд ополченцев пошел освобождать Чижевку. Не забыть этих боев. Но за ними наступили не менее напряженные дни—мы начали восстановление элек тростанции. Это была суровая борь ба, в которой преодолевались, труд нейшие препятствия. Расскажу о своей бригаде монтаж ников. Нас было двадцать человек. Задача — смонтировать оборудование. На месте цеха мы видели развалины. Надо было разобрать все обломки, восстановить пригодные детали. А чем? Ни сверла, ни пилы, ив зубила ве было. Решили инструмент делать са ми. Семен Щербаков, Юрий Азаров, Петр Ткаченко и Василий Бабурин на всю бригаду швдделали зубил в мо лотков, кое-аде нашли вилы. Особенно трудно пришлось со свер ловкой. Электроанергив ие было, а вручиую — сколько труда надо по ложить! Но слесари не унывали. Бра ли ручную дрель и сверлили металл посменно. Одно отверстие сверлили в три приема. Расчистили фронт работ. Нам го ворит. «Надо восстановить мостовой кран. Срок шесть дней». Мы сделали в четыре дня. А когда начали монти ровать турбину, мы всей бригадой стали иа стахановскую вахту. Слеса ри отказывались уходить домой и ра ботали по 16—20 часов в сутки. У ме ня не было в бригаде человека, ко торый бы выполнил задание мевьше чем на 250—300 процентов. Наш труд ие пропал даром. Маши на ожила, и по проводам потекла энергия жизни. Шесть раз премировали моих мон тажников за восстановление. И не зря. В труде они! вели себя, как в бою. А. СВИРИДОВ, бригадир монтажной бригады Стахановец восстановительных работ иа ВОГРЭО токарь М. Гавршиок. Фото X. Копелиовича Ток есть> ! Группа передовиков восстановительных работ на ВОГРЭС’е, слева направо: тт. С. Истратов — на чальник турбинного цеха, М. Лигостаев — бригадир такелажников, А. Фатеева — машинист мельни цы, А. Шмарина — мотористка, М. Павлов — дежурный электротехник, Г. Журбин — начальник ме- П. Коробкин ханических мастерских ★ гане золотой хлопок, а здесь самоот верженно работали топором и лопа той. Вечерами аксакалы усаживались по-восточному на корточки и писали в далекий Узбекистан письма о том, как они помогают русским братьям устранять беду, какую натворили фа шисты в Воронеже. И сейчас, когда уже с корпусов снята паутина лесов и не звучит на | площадках топор и пила, вы услы шите, с каким уважением энергетики отзываются о людях из бригады Сви- «елупова, о прорабе Куликове, о де- . сятках мастеров своего дела, кото рые забывали про все ради одного— ,быстрее -восстановить станцию. ... Бригада Александра Свиридова монтировала оборудование. Круглые сутки в турбинном цехе не смолкали голоса. Тяжелые детали одна за Iдругой устанавливались на свое мес- Iто. Вырисовывались знакомые' конгу- | ры машины. Начальнику цеха Степа-. -начальник службы защиты. "Ат ну Истратову иногда приходилось уговаривать слесарей: — Вы, ребята, хотя бы побриться домой сходили. Нельзя же по неде ле ночевать в цеху... — Ничего, товарищ начальник. Го ворят: сделай дело — и гуляй сме ло. Вот и мы так, — шутили мон тажники. Однажды в монтаже получился за тор. Нужно было устанавливать пи тательные насосы, а они требовали капитального ремонта. Кто сможет выполнить токарные работы? Их надо было сделать точно и, главное, быстро. '— Мы беремся выполнить зада ние, — заявили токари Павел Некра сов и Николай Чертов. Да у -вас же не станки, а раз валины, будет ля толк? — заметили им, — Дело не только в станках, — ответили они. > Фото X. Копелиовича ★ День и нОчь шумели трансмиссии в механической и за двое суток до срока Некрасов и Чертов рапортова ли: — Задание выполнено, можете принимать. Монтажники не знали, как благода рить товарищей. А когда пришлось растачивать одну ответственнейшую и громоздкую деталь, главный инженер пришел к начальнику мастерской Журбину и сказал: — Вся надежда на вас. Знаю, что станки к этому не приспособлены, но надо найти выход. Срок три дня. Выход был найден. Начальник ме ханической .ломот токарю Некрасову поднять ■переднюю и заднюю бабки на подушки, и вдвоем за сутки они закончили райточку детали. Все это уже позади. Но долгие годы в памяти энергетиков будет жить суровая хроника кипучих., дней возрождения. Не забудут они, когда Р азбитое обору доеаиие, искалечен ные моторы, обрывки кабелей, про водов, полностью разрушенный щит управления всей станции — так была истерзана врагом электростанции. Все это надо было вернуть к жизни. И электрики ваялись за работу. Сей, отдых, выходные дни—все было за быто. Люда не считались ни с ка кой работой —убирали обломки, при водили в порядок, чистили годное оборудование, снимали кабели и снова все ставили на место. Но многого нехватало, многое нуж но было искать на месте, изготов лять заново. Это «и кого не смутило. Старые электрики-монтажники, ис пользуя годами накопленный опыт, находили выход из любого положе ния. Бригадир-монтажник т. Ткаченко, показывал образцы труда. Его бри гада из месяца в месяц выполняла задание на 200 — 250 процентов, элек- ^трики тт. Копцов и Широков давали ежедневно 150—175 процентов нор мы, а стахановец т. Матвеенхо одни проводил монтаж ответственных деталей генератора. Он не уходил из цеха по несколько суток. И вот монтаж закончен. В цехах все блестит, детали машин пахнут свежей краской. У агрегатов — по- прежнему эксплоатационники. Сигнал дан. Открыт паровой вей- гиль и турбогенератор набирает обо роты Настает торжественная минута. Человек подходит к пульту и уверен но нажимает кнопку. Ток есть! И. МОЛЧАНОВ, . начальник электроцеха. ремонтники инженера Насонова жгли костры в цехе и отогревали натру женные и онемевшие от холода паль цы, как слесари спускались под зем лю и с факелами восстанавливали ме ханизмы углеподачи, как бригады мастеров Шамаева и Куркула забы вали об отдыхе, и строители началь ника Дорофеева, рискуя жизнью, восстанавливали массивные колонны и железо-бетонные конструкции. Во дворе станции еще заметны следы минувших боев. О них гово рят развалины окрестных домов, про боины на дымоходной трубе, из’еден- ные, как оспой, осколками стены корпусов. Но здесь уже нет воро нок, и на грудах развалин выросли новые цехи. Согни таких людей, как монтаж ники Александра Свиридова и тока ри Георгия Журбина, строители бригадира Свинолупова и Электрики инженера Молчанова, своим дерзани ем из пепла пожарищ заново возроди ли ВОГРЭС. В. этот день благород ное волнение- за'свой труд не остав ляло их до той минуты, пока на щи>- те управления не появился дол о - жданный сигнал: «Машина готова». Привычным движением дежурный электротехник нажимает рычаги. В Воронеже снова зажглись огн* ВОГРЭС’а! И. СКОПИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz