Кировец. 1990 г. (г. Липецк)
стр. 4 « К И Р О В Е Ц » К Г У М АН Н ОМ У , Д ЕМ О К Р А Т И Ч ЕСК О М У СОЦ И АЛ И ЗМ У ( П л а тфо р м а ЦЙ К П СС н XXV I I I с ъе з д у п а р ти и ) Про должение. Начало на 1—2—3 дтр. Мы решительно отклоняем попытки перечерк нуть то великое « достойное, что было внесено Октябрем в жизнь нашей страны, — консолида цию и обретение государственности многими на родами, бывшими на положении колониальных окраин Российской империи, преодоление их от сталости, новые ценности межнационального об щения, чувство равноправной принадлежности к великой мировой державе. В то же .время иска жения ленинской национальной политики принес ли народам нашего многонационального госу дарства немало страданий и потерь. Серьезные проблемы накопились и в ходе объективных ми грационных и демографических процессов. Магистральный путь выхода из возникших и этой сфере трудностей партия видит в последо вательном проведении экономичесской и полити ческой реформ, в рефштельном отказе от сталин ской, по. сути своеи^унитарной модели государ ственного устройства, в полной и последователь ной реализации принципа федерализма. Наш подход к вопросам развития наций и межнациональных отношений изложен в плат форме КПСС «Национальная политика партии в современных условиях». В ее основе лежит сле дующие ключевые принципы: безусловное соблю дение прав гражданина любой национальности на всей территории страны; реальное наполнение суверенитета союзных республик и новый уро вень самостоятельности всех видов национальной автономии; сохранение целостности страны как федерации свободных и равноправных республик, добровольно делегирующих Союзу часть своих прав ради достижения общих целей. Самоопределение наций. Принцип самоопреде ления1 наций в обновленной советской федера ции предполагает свободу национально-государ ственных образований выбирать формы уст ройства жизни, институты и символы государст венности. Наш идеал не унификация, а единство в многообразии. Партия подтверждает свою приверженность ленинвкому принципу права наций на самоопре деление вплоть до отделения и выступает за. принятие закона о механизме реализации этого права. В то же время мы убеждены, что ослаб ление и тем более разрыв взаимных многооб разных и взаимопроникающих связей повлекли бы трудно предсказуемые негативные последст вия для всех народов, не говоря уже о судьбах людей. Поэтому мьг решительно против сепара тистских лозунгов и движений, ведущих к раз рушению большого многонационального демокра тического государства. Союз и союзные республики. Преобразование советской федерации должно быть ориентировано на гармонизацию межнациональных отношений, установление оптимальной связи между союзны ми реопулик^ми и Союзом как их общим обра зованием. КПСС считает небх-одимым развитие договор ного принципа строения Союза. Это позволило бы отразить происшедшие значительные переме ны, воплотить новые подходы ко всему комп лексу проблем национального прогресса и меж национальных отношений-. При добровольной пе редаче в ведение Союза четко определенных функций будет укрепляться, приобретая консти туционные гарантии, положение союзных респуб лик как суверенных государств. Реальный суверенитет республик невозможен без их экономической самостоятельности. Однако современная экономика не может обойтись без центра, действующего на макроуровне. У центра нет интересов самих по себе, отличных от корен ных интересов входящих в федерацию республик, народов. При этом -нужно четкое разграничение компе тенции Союза и республик, в том числе в плани ровании, формировании бюджета, налоговом и кредитном деле, ценообразовании. Экономической основой интеграционных процессов, обновления и укрепления нашей Федерации должны стать прямые договорные связи между предприятиями всех республик и регионов, формирующийся об щесоюзный рынок. Отношения республик с центром и между ни ми самими должны- учитывать специфику каж дой из них — географическое положение, исто рические пути развития, формирования государ ственности, роль в сложившемся в стране разме щении производительных сил, характер и уровень экономики, психологический склад и обычаи на селяющих их народов. Развитие автономных образований. Совершен ствование советского федеративного государства предполагает укрепление суверенитета, расшире ние прав автономных республик, автономных об ластей и автономных округов, их возможностей самостоятельно решать крупные вопросы эконо мической, социальной и культурной жизни. Пар тия будет уделять этому неослабное внимание. Права наций и права личности. В результате миграционных процессов и деформаций предшест вующего развития появилась опасность для не которых народов утерять черты самобытности на своей исторической родине. Поэтому оправданы меры в защиту родного языка; культурно-этниче ских особенностей и национальных духовных цен ностей, своеобразия жизненного уклада, демо- графической структуры каждой республики. Вместе с тем такие меры не должны прово диться эа счет .интересов и прав граждан других национальностей, живущих в республике. Расизм, шовинизм, национализм не совместимы ни с принципами социализма, законами страны, ни с международными нормами. Ни один народ, ка ким бы малочисленным юн ни был, не должен утратить свою культуру, язык,, свои неповтори мые, веками складывавшиеся облик и характер. Мы за предоставление компактно проживающим национальным группам возможности создавать свои общественные, образовательные, религиоз ные и иные ассоциации, иметь культурные и ин формационные органы, школы, культовые соору жения. Особая забота на общегосударственном уровне должна быть проявлен^ по отношению к мало численным народам, их самобытному существо ванию и развитию. КПСС — за безусловное право всех народов на свободное пользование родным языком, объ явление ело государственным в пределах нацио нально-государственной , автономии. Русский язык обеспечивает общегосударственные потребности, в том числе во внешнеполитической деятельности Советского Союза, выступает как средство меж национального общения, целесообразно придать ему статус официального на всей территории страны!. Коммунистам, верным интернационализму, оди наково дороги интересы всех народов страны. Положение партии, объединяющей людей всех национальностей, дает возможность и обязывает использовать этот политический потенциал для урегулирования межнациональных споров и кон фликтов. Так мы и намерены действо!вать. VI. К МИРНОМУ РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Новое мышление, новая внешняя политика. На чав перестройку и вызвав ею глубокие перемены во всей мировой ситуации, определяя, какой ста нет такая держава, как наша, в результате об новления, мы взяли на себя громадную ответст венность перед человечеством. От успеха пере стройки в ССОР будет зависеть, каким вступит в XXI век врсь мир. В свою очередь, коренное оздоровление международных отношений, выход к мирному периоду в мировом развитии отвеча ют жизненным интереса^ советского народа, спо собствуют прогрессу перестройки. Внешняя политика, основанная на новом мыш лении, уже принесла позитивные результаты. Мир высвобождается от пут конфронтации. Ста ла очевиднее целостность современной, цивилиза ции, которая нуждается в новой мировой поли тике. Остановлена «холодная война». Отступила опасность мирового военного конфликта.. Произо шел благотворный поворот к новым отношениям между ССОР и США. Сделаны1первые крупные шаги по пути практического разоружения!. Диа лог, переговоры становятся преобладающей фор мой международных отношений. Политические методы получают приоритет в урегулировании региональных конфликтов. Новое мышление и новая внешняя политика выдвинули Советский Союз на авансцену строи тельства безопасного и цивилизованного мирового порядка. Мы — за свободу социально-политиче ского выбора. Этот принцип вместе с принципом баланса интересов должен стать универсальным для наступающей эпохи, избавить ее от полити ки с позиции силы и милитаризованного мышле ния. Наш долговременный, внешнеполитический курс включает в себя: всеохватывающий диапа зон взаимовыгодных равноправных связей и контактов со странами мира; обновление и раз витие сотрудничества с союзными государствами и странами — членами СЭВ; инициативное уча стие в европейском процессе, строительстве «об щеевропейского дома»; активность в азиатско- тихоокеанском регионе с целью превращения его в зону мира и сотрудничества; всемерное содей ствие ООН в реализации вновь открывшихся ее возможностей; оказание «добрых услуг» в поли тическом урегулировании региональных конфлик тов; солидарность с народами и государствами, отстаивающими свою независимость против лю бого вмешательства извне. В целях демилитаризации мирового сообщества наш курс предусматривает: полное запрещение и поэтапную ликвидацию ядерного оружия, пре кращение повсюду его исиытадай; запрет и лик видацию химических вооружений и их производ ства; радикальное сокращение обычных вооруже ний и вооруженных сил на пути- к устранению самой материальной возможности наступательных войн; вывод всех иностранных войск с террито рии других государств, ликвидацию там военных баз; недопущение милитаризации космоса.; реор ганизацию военных союзов (впредь до их ликви дации) в оборонно-политические объединения на службе общей безопасности и международной стабильности; глубокое сокращение военных бюджетов и конверсию военной промышленности; постепенное приближение к взаимной открытости на земле, на море, в небе и космосе; эффектив ный контроль за военной деятельностью и соб людением договоров. _ 1 Партия убеждена, что только такая политика, ведущая к исторически необратимому мирном) периоду в развитии человечества, отвечает под линным интересам Советского государства в на стоящем и будущем. К новому качеству (международного сотрудни чества. Судьбы народов при безусловном сувере нитете государств, в которых они живут, пере плетены сегодня теснее, чем когда-либо. Это предъявляет совершенно иные, чем до сих пор, требования к мировой политике. Ее императивом становится объединение усилий всего мирового сообщества в решении глобальных проблем че ловечества. Только общими усилиями государств можно одолеть голод, нищету, массовые эпидемии, нар команию, международный терроризм, остановить нарастание кризисных диспропорций в развитии разных частей мира. Только совместными дейст виями удастся предотвратить экологическую ка тастрофу, предвестники которой уже дают о себе знать на всех континентах. Только устранение препятствий для научно-технического обмена, превращение мирового хозяйства в действитель но мировое создаст материальный фундамент для мирного развития цивилизации. Движение к этим целям новой эпохи требует принципиально иного уровня международного сотрудничества. Здесь незаменима роль ООН. Мы также за вза. имодействие со всеми прогрессивными организа*- ция-ми локального, континентального, региональ ного, международного масштаба. Жизнеспособность мирового сообщества — в многовариантности развития, в его мнополикб- сги: национальной, духовной, социальной, поли тической, географической, культурной. В русле общего прогресса цивилизации — мы в этом убеждены — возродятся и будут приобретать все большее влияние идеи социализма. Драматиче ские события в Восточной Европе — при всей специфике их от страны к стране — это болез ненное, кризисное преодоление негативного опы та, образовавшегося в борьбе за социализм в крайне неблагоприятных условиях «холодной войны» и без должного учета национального фактора'. Перемены в восточноевропейских государствах не колеблют нашего дружественного отношения к их народам. КПСС рассчитывает, что начатые там реформы, как и перестройка в СССР, соз дадут более естественную и прочную основу для добровольных взаимовыгодных связей. КПОС открыта для сотрудничества с коммуни стическими и рабочими, социалистическими и со циал-демократическими,, либеральными и нацио- нал 1 ьно-демокра'ти, 41 еским,и партиями, со всеми организациями и движениями, стоящими на по зициях мира, демократии и социального прогрес са. Перестройка открыла возможность для пре одоления исторического раскола социалистиче ского движения, возрождения его как мирового на современной 'основе. Просматривается — я КПСС ее приветствует — переспектива консоли дации левых сил в поиске путей к новому миру и социальному прогрессу. VII. К ОБНОВЛЕНИЮ ПАРТИИ Партия сумеет сохранить авангардные' пози ци.и, продолжить на этом крутом переломе нача тое ею и поддержанное народом дело, если са ма, радикально перестроится. Авторитарный режим црайне отрицательно ска зался на партии, ее роли в .обществе и методах работы. Сложилась фактически партийно-госу дарственная структура власти. Во внутрипартий ной жизни были деформированы отношения меж ду первичными организациями и руководящими .органами, 'коммунисты были отгорожены от фор мирования партийной политики, слабо влияли на деятельность вышестоящих партийных комитетов. Большой вред причинили сверхцентраяизация, подавление свободной мысли, репрессии. Огром ный ущерб престижу партии нанесли факты идейного и нравственного перерождения. И тем не менее в широких партийны* массах сохранялись приверженность ленинским идеалам, бескорыстие, самоотверженность в служении на роду. В КПСС всегда были и действовали жи вые силы, именно поэтому она сумела преодолеть инерцию сталинщины и застоя,' возглавила ревог люционный поворот и тем, самым вновь доказа ла свою способность выполнять авангардную роль. Масштабность и новизна вставших задач остро поставили вопрос о необходимости принципиаль но изменить положение КПСС в обществе, из бавляться от претензий на- непогрешимость, от политического монополизма,. Причем динамика перемен в обществе диктует быстрые темпы пре образования партии — иначе ей грозит быть от тесненной на обочину политической жизни. Эта ситуациячостро осознается партийными массами: все более настойчиво ставится^вопрос рефор мировании партии, ее глубокой перестройке. Коммунистическая' партия Советского Союза — самоуправляющаяся общественно-политическая .организация, добровольный союз единомытплен- Продолжение 1на 5 ггр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz