Кировец. 1990 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр. 3 Д ИСЦИПЛИНА - НА ЧАЛО НА ЧАЛ КО МУ ЖИ ВЕТСЯ ВЕСЕЛО Адм и н и стр ац и я и общественные о р ган и зации нашего про и зводствен но го объединения постоянно проводят рабо ту по ук р еп лен ию трудовой ди сц и п ли н ы . На п р едпр иятии дей ст в ую т заво дск ая номи ссия по борьбе с п ьян ство м , со вет про фи лак ти к и . Подобные о бщественные о р ган и зации есть в ц е ха х и о тделах. Профсою зный к о м и тет, народные к о н тр о леры , отдел к адров завода про водят рейды , вы яв ляя ли ц , н ар уш и в ш и х трудово й расп ор ядо к дн я. И все ж е тр удо вая ди сц и п ли н а на заводе все еще н и зк а. Наш к орреспо нден т Владимир Колосов беседует с н ач альн и ком бюро по трудовой ди сц и п ли н е отдела к адров Владим и ром Его ро вич ем Ч и стяк о вым . КОРР .: — На прошедшей конференции представителей трудящихся по обсуждению проекта коллективного догово ра выступил председатель профкома В. Н. Моисеев и на звал такие цифры: за 1989 год прогульщиков было 1377 чело век, в медицинском вытрезви теле оказались 782 человека, а нарушили общественный поря док 1285 человек. Сократилось ли число прогульщиков по сравнению с 1988 годом? В. Е. ЧИСТЯКОВ: — К со жалению, не сократилось, а возросло на 41 человека. На мой взгляд, во многих подраз делениях партийные и проф союзные организации, общест венные структуры по борьбе с пьяницами и разгильдяями ос лабили свою работу. Достаточ- но сказать, что ни один из на рушителей не был исключен из членов профсоюза. Была забы та и такая действенная мера, как перенос очереди на полу чение жилья. Правда, менее чем к одной четвертой части недисциплинированных рабочих применялись переносы отпус ков, но это сделано лишь в отдельных производственных подразделениях. Беспокоит и вот что. Во всех цехах есть определенные места, где вывешиваются рас поряжения администрации и другие информационные мате риалы. Но за последние год—- два во мйогнх подразделениях не появляются «Молнии», «Тре воги», сообщающие о прогу лах, посещении вытрезвителя, пьянке на работе и т. Д. А раз нет гласности, значит, проис ходит замалчивание негатив ных поступков, их сокрытие от коллектива. И еще об одном. Перестали общественные организации ис пользовать силу печатного сло ва. Со страниц «Кировца» ис чезли сообщения из цехов и отделов, что, например, Ива нова или Петрова комиссия по борьбе с пьянством оштрафо вала и просит опубликовать ее решение на страницах много тиражки. КОРР.: — Владимир Егоро вич, я знаю, что первое, прав да, непочетное место по коли честву нарушителей прочно удерживал сталелитейный цех. В каких еще подразделениях много тех, кто прогуливает, нарушает общественный поря док? В. Е. ЧИСТЯКОВ: — Это, • прежде всего, цех внутриза водского транспорта, трактор ные №№ 2 и 4, чугунолитей ный, кузнечный, фасоннолитей- ньгй, прессовый и железнодо рожный цехи. В коллективах названных подразделений, по сравнению с 1988 годом, поте ри рабочего времени от про гулов возросли. Администра ция, общественные организа ции вышеназванных цехов к нарушителям проявляют фор мализм и беспринципность. В укреплении трудовой дисцип лины нет системы', организо ванности и наступательности. Меры, предусмотренные зако нодательством, здесь приме няются от случая к случаю. В цехах больше констатируют факты и оценки им дают сов сем не те, которые должны по лучить нарушители. КОРР.: — Недавно наша га зета опубликовала заметку «Наказаны за пьянство». В ней рассказывалось о трех ин женерно-технических работни ках, бывших на работе в не трезвом состоянии. Что вы ска жете по этому поводу? В. Е. ЧИСТЯКОВ: — У нас очень много инженерно-техни ческих работников, в том чис ле и мастеров, которые стали авторитетами в воспитательной работе, укреплении трудовой дисциплины. Но, как говорят, в семье не без урода. Нет-нет, да и придет к нам в кадры сообщение из медвытрезвителя на инженера или мастера. В прошлом году в этом заведе нии побывало 24 человека, а 20 специалистов в нетрезвом виде нарушили общественный порядок. Еще надо признать и такой факт: 18 человек, зани мающих в подразделениях ин женерно-технические должно сти, оказались самыми зауряд ными прогульщиками. Вместе с бражниками они помогли бо лее чем на 7 процентов уве личить потери рабочего време ни. КОРР.: — А как обстоит дело с нарушителями трудовой дисциплины молодыми рабочи ми, подростками? В. Е. ЧИСТЯКОВ. — Про гульщиков и любителей не вы полнять правовой порядок в общественных местах за прош лый год тоже прибавилось. Если в 1988 году подобных молодых рабочих было 975 че ловек, то в 1989 — 1028. И главная вина за рост количе ства нарушителей трудовой и общественной дисциплины ло жится не только на комсомоль ские организации, но и на кол лективы цехов. Порой молодые рабочие остаются сами с со бой, их не приобщают к цехо вым традициям, не создают им нормальных условий для производительного труда. КОРР.: — Какие пути наме чены для сокращения количе ства прогулов и нарушителей общественой дисциплины? В. Е. ЧИСТЯКОВ: — Во- первых, намечено широко при влекать трудящихся к управ лению производством, активно му участию в общественной жизни предприятия. Трудовые коллективы обязаны один раз в квартал проводить общие собрания, на которых руково дители будут отчитываться о трудовой дисциплине. Админи страции цехов и отделов сов местно с партийными, проф союзными и комсомольскими организациями предложено в месячный срок, проанализиро вать деятельность обществен ных структур (советов профи лактики, товарищеских судов, комиссий по борьбе с пьянст вом и т. д.). В феврале долж ны быть разработаны меро приятия на 1990 год по улуч шению воспитательной работы в коллективах. В них предус матривается комплекс мер по предупреждению нарушений трудовой и общественной дис циплины. Тот, кто встает вечером из- за стола с ощущением, что ни чего не успел сделать, хотя весь день работал, как вол, обязан подвергнуть себя стро гой самокритике и понять, что работу свою организовал не правильно. Вероятно, никто не может сказать, что ему удается ис пользовать свой рабочий день оптимальным образом (хотя не всегда мы повинны в этом). Неожиданные визиты, телефон ные звонки и разговоры погло щают значительную часть ра бочего времени. Но было бы начинаем работу беопланово и только где-то на полпути об наруживаем, что нам не хва тает соответствующей докумен тации, таблиц, графиков и то му подобного или же необхо димо сначала получить соот ветствующие разрешения. Это неизбежно порождает волоки ту и вынуждает нас отложить уже почти законченную рабо ту в сторону. Когда все необ ходимое будет, наконец, полу чено, нам придется снов-а вой ти в курс дела, сосредоточить ся на его нюансах, а значит, по тратить дополнительное время. тели не осознают, что часто оказываются в роли «субпод рядчиков», когда им приходит ся решать некоторые специали зированные управленческие за дачи. Вместо того, чтобы по ручить это специалистам, ко торые решили бы задачу куда быстрее и лучше, они стре мятся сделать все сами, веря в свое превосходство или боясь уронить свой авторитет. Отбросьте ложный стыд, не бойтесь уронить свой автори тет, и если перед вами встает такого рода проблема, — об ратитесь к специалистам. Ш К О Л А У П Р А В Л Е Н И Я СЕМЬ ГЛАВНЫХ ГРЕХОВ ШЕФА и» неразумно валить все на дру гих. Чтобы повысить произво дительность своего управленче ского труда, надо прежде все го понять, что многое зависит от нас самих. Даже самые высококвалифи цированные руководители, за служенно пользующиеся прек расной репутацией, часто впа дают в один из самых глав ных грехов руководителя (а порой и во все сразу). ГРЕХ ПЕРВЫЙ: ПЕРЕНОС РЕШЕНИЯ НА ЗАВТРА Этот грех — самый распро страненный, и огромная кипа бумаг на вашем столе — его первый признак. Главная при чина такой ситуации — сла бость характера руководителя. Чтобы побороть ее, надо чест но признаться самому себе в этом недостатке. Необходимо решать проблему сразу, не от кладывая ее на потом. Самое трудное тут — начать, преодо леть свой страх перед безотла гательным решением. Как пра вило, мы прибегаем к оттяги ванию решения в том случае, когда стоящие перед нами за дачи, проблемы или цели до вольно туманны, если у нас нет ясного и четкого представ ления о том, чего же мы, соб ственно, хотим добиться. Поч ти всегда в такой ситуации помогает письменная формули ровка ближайших задач. Пись менное изложение помогает нам яснее сформулировать свои мысли н отчетливо увидеть проблему. Победить собственное слабо волие будет легче, если зара нее установить для себя жест кие сроки решения вопросов. Хорошо, когда такие сроки ус тановлены нашим контраген том, а если нет, — сделать это надо самому. Как свидетельствует опыт, это весьма действенное лекар ство от слабоволия. Кроме то го, это позволяет повысить темн работы и получить от нее большое моральное удовлетво рение. ГРЕХ ВТОРОЙ: ВЫПОЛ НЕНИЕ РАБОТ НАПОЛОВИ НУ Быть до предела занятым и работать творчески — вовсе не одно и то же. Человек может заниматься множеством дел, но решать лишь малую часть их. С точки зрения повседнев ной производительности труда и охраны собственной нервной системы куда полезнее ограни читься окончательным решени ем только нескольких проблем, чем одновременно начинать множество дел, которые все равно не удастся довести до конца. Не решенные до конца проблемы тяжким грузом ло жатся на нашу психику, тогда как каждое законченное дело дарит нам чувство морального удовлетворения и свободы. Целеустремленность облег чает и сам процесс принятия решения, потому что в этом случае мы приступаем к рабо те только тогда, когда у нас под руками есть весь необхо димый материал. Обычно мы Нередко перед нами возни кают проблемы', которые очень велики, многогранны и трудны для решения. Не поддавайтесь в этом случае искушению от тянуть процедуру принятия ре шения! В таких ситуациях луч ше разбить решение проблемы на ряд последовательных эта пов. При этом опять-таки по лезно установить для себя чет кие сроки решения частных за дач каждого этапа, ГРЕХ ТРЕТИЙ: СТРЕМЛЕ НИЕ СДЕЛАТЬ ВСЕ СРАЗУ Одновременное решение не скольких проблем — самый верный путь к неврозам. Со ветуем всегда помнить об этом. Многие из нас привыкли гро моздить на своем столе целую гору панок с бумагами. Эти папки постоянно перед глаза ми, а в результате мысли на ши все время скачут с одной Проблемы' на другую. Боль шинство из нас может интен сивно заниматься решением только одной проблемы. По этому переходить к новой за даче можно только тогда, ког да предыдущая уже полностью решена или хотя бы получено ясное представление о харак тере ее решения. Глаз наш — лид наш. Что бы мысли не метались между делами, уберите груду папок. На столе должно находиться лишь то, что непосредственно относится к рассматриваемому вопросу, если мы имеем дело с трудной, многогранной проб лемой, то очень полезно напи сать на специальной карточке главную цель, к которой ми стремимся. Такая карточка должна постоянно стоять на вашем столе на самом видном месте. Это позволяет «не по терять за деревьями леса» и сконцентрировать свои усилия на решении главного. ГРЕХ ЧЕТВЕРТЫЙ: СТРЕМ ЛЕНИЕ СДЕЛАТЬ ВСЕ СА МОМУ Очень часто руководящие работники тратят свое время и силы на выполнение той рабо ты, которую они вполне могли бы' поручить своим подчинен ным. Из-за этого неизбежно затягивается решение тех проб лем, которые требуют компе тентности самого руководите ля. Управление и руководство- это те функции шефа, которые никоим образом нельзя совме стить со стремлением сделать все лично. Задача шефа со стоит не в том, чтобы загру зить себя работой, а в том, чтобы планировать, направлять и контролировать работу дру гих. Он обязан создать такие условия, чтобы' в его группе, отделе или фирме сотрудники работали наиболее эффективно. Он лишь направляет и контро лирует ход запланированных работ. ГРЕХ ПЯТЫЙ: УБЕЖДЕ НИЕ, ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ ВСЕ ЛУЧШЕ ВСЕХ Для большой фирмы являет ся обычным делом передача выполнения некоторых редких операций мелким специализи рованным фирмам-субподряд- чикам. Увы, многие руководи ГРЕХ ШЕСТОЙ: НЕУМЕ НИЕ РАЗГРАНИЧИТЬ ФУН КЦИИ Корень зла здесь кроется в неправильном понимании ком петентности. Отсутствие четко го разграничения задач, ответ ственности и служебных функ ций очень часто подводит ор ганизацию. В результате не только затрудняется решение многих проблем, но и возни кает ненужное личное соперни чество — кто более влиятелен? С одной стороны руководящие работники всеми силами отби ваются от вмешательства из вне, а с другой — сами вме шиваются в чужие дела. Функ ционирование организации раз лаживается и возникают узкие места: конфликты между сот рудниками (потеря времени) и запущенность некоторых работ (утрата шанса на успех), по тому что одни слишком пона деялись на других. Чтобы из бежать этих недостатков, надо заранее четко определить за дания, обязанности, информа ционные каналы и степень от ветственности каждого. Тогда будут полностью исключены возможности перекладывания ответственности за невыполне ние работ на чужие плечи и расточительное дублирование управленческих операций. На многих предприятиях сущест вуют организационные схемы, но чаще всего они безнадежно устарели. Самое эффективное средство борьбы с дублированием функ ций и претензиями на всесто роннюю компетентность — чет кие и детализированные долж,- ностные инструкции, увязанные с постоянно модернизируемой схемой организации и меняю щимися целями ее деятельно сти. Такие инструкции должны однозначно определять права, обязанности и функции каж дого отдела и каждого служа щего. В идеальном случае в инструкциях должна содер жаться схема решения наибо лее часто встречающихся проб лем управления, определяться границы компетентности при решении тех или иных вопро сов, права на получение ин формации и условия ее предо ставления, степень подчиненно сти высшему руководству, пра ва по подготовке инструкций и замещению должностей. ГРЕХ СЕДЬМОЙ И ПОС ЛЕДНИЙ: ПОПЫТКИ СВА ЛИТЬ ВИНУ НА ДРУГИХ К сожалению, многие руко водители часто занимаются де лами совершенно бесполезными и абсолютно излишними. Ти пичный пример: перекладыва ние вины на других в случае неудачи. Ценная энергия в этом случае направляется в прошлое, хотя исправить уже ничего нельзя. Куда полезнее вместо этого было бы наце лить свою деятельность в бу дущее — на то, что необходи мо сделать незамедлительно. Если вы руководитель, ва ша задача—установить объек тивные причины неудачи, а не искать козла отпущения. К. ХАБЕРКОРН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz