Кировец. 1990 г. (г. Липецк)
4 « К И Р О В Е Ц » стр. 3 Х О Т И Т Е - Е Е Е Ь Т Е . . . ! ! I У Ж И З Н Ь П О С Л Е . . . С М Е Р Т И С тех по р, как человече ство начало осознавать себя, его неотступно преследует пробле ма тайны жизни и смерти. Все мы, однажды родившись, рано или поздно должны умереть. Что там, за чертой? Абсолют ное ничто или новое продол жение начатого в этом мире? Кеуйсели природа, потратив столько сил на создание чело века и ею способность накап ливать информацию, так прос то может превратить в бес смысленную кучку ныли свою работу? Материализм одиозна ч н о подписывает нам - приговор. Смерть есть разрушение. Раз ложение па исходные элемен ты. А ей(й и есть Что-то после смерти ■ ипдтг.Ьидума, то оно должно иметь материальную основу. Идеализм утверждает, что смерть не есть гибель личнос ти, но, .лишь переход в иное, состояние — духовное. А, мо жет быть, правы они оба. Есть и переход в иное состояние, и есть неизвестный нам матери альный носитель сознании по мимо грубого тела. Вот если бы мог кто-нибудь побывать ‘там; за чертой, и вернуться назад, да рассказать! В последние годы во всем мире огромное внимание уде ляется изучению околосмерт- ных состояний человека. Воп рос этот чрезвычайно важен, ибо если удастся доказать жизнь после смерти, произой дет коренной поворот сознания и ценностных ориентаций ци вилизации. В си лу обстоятельства Наша наука, не ивляетея • «застрель щиком» в изучении! атого серь езного вопроса. Но научная об щественность все же пытается хоть что-то "делать- На свой страх и риск. К такой группе ученых принадлежит и канди дат, технических ..'наук,' веду щий ..йзучнын сотрудник совет- ско"-амерйк анск ого предприятия «Совместный путь», лауреат премии .Академии наук УССР по каберн,ерт>е Анатолий Ива нович Тарануха. - | Собирая и анализируя мате риалы мировой мысли на тему жизни .)<■ смерти, делая . собст венные переводы, Анатолий Иванович популяризует эти знания в.своих лекциях. — Анатолий Иванович, ког да вы начали заниматься воп росом жизни и смерти? Серьезно я увлекся этой проблемой чюсле выхода в свет киш и, американского фи лософа,, реаниматолога, докто ра Раймонда г Моуди «Жизнь после смерти». — К сожалению, книги док тора Раймонда Моуди у нас не переведены и не издаются, хотя, говорят, за рубежом они уж давно стали бестселлера ми. Неужели Моуди- удалось доказать жизнь- после смерти? — Однозначно, как бы нам этого не' хотелось, ответить по ка- нельзя. Во всяком случае, им проделана интереснейшая работа. Рассмотрев бол'ее ста пятидесяти рассказов людей, побывавших в клинической' смерти, он выявил ряд законо мерностей, сложившихся в оп ределенную типизированную картину. Позже им было рас смотрено уже более тысячи случаев и опыт других ученых,' которые подтвердили типоло гию этих переживаний. Итак , что же это за\ картииы? Человек умирает, и в тот же момент, когда его физические страдания достигают предела, он слышит, что врач признает его мертвым. Он слышит» шум, громкий звон .или жужжание, и в то же время он чувствует, что движется с большой ско ростью сквозь длинный тун нель. После этого он внезапно обнаруживает себя вне своего физического тела,, но еще в. не посредственном физическ о м окружении; он видит свое соб ственное тело на расстоянии, как посторонний . зритель. Он наблюдает за попытками вер нуть его к жизни, обладая этим необычным преимущест вом, и находится в состоянии •как бы некоторого эмоцио нального шока. Через время он собирается с мыслями и постепенно привы- ■кает к своему положению. Он замечает, . что обладает телом, но совсем другой природы и совсем другими свойствами, чем то физическое тело, которое он покинул. Вскоре с ним про исходят и другие события. К нему приходят души других людей, чтобы, встретить его и помочь ему. Он видит души уже умерших родственников и друзей, и перед ним появляет ся светящееся существо, от которого исходит такая лю бовь и душевная теплота, к а кой он никогда не встречал. Это существо без слов задает ему вопррс, позволяющий ему оценить свою жизнь, и прово дит его через мгновенные кар тины важнейших событий его жизни, проходящие перед его мысленным взором\ в обратном порядке. В какой-то момент он обнаруживает, что приблизил ся к некоему барьеру или гра нице, представляющей, по- . видимому, раздел между зем ной и последующей жизнью. Однако он обнаруживает, что должен вернуться обратно на Землю, что час его смерти еще не наступил. В этот момент он сопротивляется, так как те перь уже испытал иную жизнь и нехочет возвращаться. Он переполнен ощущением радос ти, любви и покоя. Несмотря на свое нежелание возвра щаться, он, тем не менее, ка- кИм-то образом воссоединяется со своим физическим телом и вновь возвращается К жизни. Позднее он пытается расска зать обо всем этом другим, но ему трудно это сделать. Преж . де всего ему трудно найти в человеческрм языке адекват ные слова для описания этих неземных событий. Кроме того, он сталкивается с насмешками и перестает рассказывать дру гим людям. Тем не менее пе режитые события оказывают влияние на его жизнь и осо бенно на его представление о смерти й ее соотношение с жизнью. — Анатолий Иванович, су ществует ли, скажем так , офи циальная гипотеза, объясняю щая «видения людей», побы вавших в клинической смерти? — Да. Предполагается, что после остановки сердца клетки мозга живут за сч ет' остаточ ного кровообращения, и мозг за считанные мгновения спосо бен (моделировать самые не вероятные картинки, которые якобы могут зависеть от по следовательности отмирания мозговых структур, культуры и вероисповедания реанимиро ванного. Есть и ряд других- ги потез. Я же хочу .опытным п у тем проверить этф. Но, честно говоря, через пять и .двадцать минут клинического состояния остаточное кровообращение вряд ли обнаруживается. Ско рее здесь имеет место работа неких, не известных науке структур, не нуждающихся н кровообращении. .Вот как та кие случаи описаны у Моуди. «Я реанимировал пожилую женщину, — пишет он. — Де лал ей массаж сердца на сто ле в запасной комнате, а ас- систировшая мне сестра выбе жала в другую комнату взять ампулу с препаратом, который понадобился. Это была стек лянная ампула с горлышком, которую следует держать в бумажном полотенце, когда отламываете кончик, чтобы не пораниться. Когда сестра воз вратилась. горлышко было отломано, так что я смог вос пользоваться немедленно. Ког да старая женщина пришла в себя, она посмотрела очень сладко на сестру и сказала: «Милая, я видела, что вы де лали в той комнате. Вы могли пораниться, делая это». Сестра была в шоке. Она рассказала, что в спешке, открывая ампу лу, она сломала горлышко го лыми пальцами. А женщина рассказала нам, что когда мы ее реанимирова ли, она последовала за сест рой в комнату, чтобы пона блюдать; что она там делает». Другие люди в своих рас сказах упоминали о том, что их новое тело по форме .похо дило на их физическое тело. Были рассказы, в которых ду ховное тело описывалось , как невесомое бесформенное облач ко. «После того, как мое сердце перестало биться, — рассказы вает один из потерпевших, — я был вне моего тела и смот рел на него с расстояния, но я осознавал себя так же, как в обычной жизни. То, в чем помещалось мое сознание. По объему было таким же, как и мое физическое тело. Но я не был в теле как в таковом. Я мог ощутить местонахождение моего сознания как какую-то капсулу и обладающее, впро чем, отчетливой формой. Я не мог хорошо разглядеть это, оно было как бы прозрачным и невещественным. Все выгля дело так , что я именно там, в той капсуле. В этом состоянии я не испытывал обычных те лесных ощущений, например температуры или чего-нибудь в этом роде». Бот еще один рассказ: «Примерно год тому назад меня положили в больницу из- за сердца. Утром, лежа в больничной кровати, я почув ствовала сильную боль в гру ди. Я нажала кнопку вызова сестер: они пришли и начали делать то, что необходимо. Мне было очень неловко ле жать на спине и я поверну лась. Как только я это сдела ла, у меня прекратилось дыха ние и перестало биться серд це. Я сразу же услыхала, как сестры что-то закричали. И в этот момент я почувствовала, как и отделилась от своею тела, проскользнула между матрацем и перилами с одной стороны кровати, В действи тельности было даже похоже, что я прошла сквозь перила — вниз, на пол. Затем я стала медленно подниматься вверх. Во время своего движения я видела, как еще несколько сес тер вбежали в комнату — их было уже наверное дюжина. Мой врач как раз в это время делал обход и они позвали его, и я видела также, как он входил. И подумала: «Инте ресно, что он здесь делает?» Я переместилась за осветитель. Видела его сбоку и очень от четливо й там остановилась, паря над самым потолком и глядя вниз. Мне казалось, что я листок бумаги, взлетевший к потолку от чьего-то дунове ния. Я видела, как врачи стара лись вернуть меня к жизни, мое тело было распростерто на кровати прямо перед моим взором, и все стояли вокруг него. Я слышала, как одна из сестер воскликнула: « О бо же, Она умерла!», в то вре мя как другая склонилась на до мной и делала мне искуст- венное дыхание ^зот в рот. Я смотрела на ее затылок, в то время как она это делала. Я никогда не забуду, как вы глядели ее волосы; они были коротко подстрижены. Сразу пелед за этим я увидела, как вкатили аппарат, и они стали действовать электрическими токами на мою грудную клет ку. Я слышала, как во время этой моей процедуры мои кос ти трещали и скрипели. Это было просто ужасно. Я смот рела, как они массируют мне грудь, трут мои руки и ноги и думала; «Почему они вол нуются? Ведь мне сейчас очень хорошо...» Наиболее невероятным, ока завшим наиболее глубокое впе чатление на людей, и в то же время наиболее обычным эле ментом во всех изученных слу чаях была встреча с очень ярким светом. Несмотря на всю необыч ность этого видения, ни один из пациентов не сомневался в том, что это было светящееся существо. Кроме того, это су щество обладало личностью. Любовь и тепло, Которые ис ходили от этого существа к умирающему, нельзя описать никакими словами. Умирающий чувствует, что этот свет окружает и влечет его, чувствует полное облегче ние в присутствии этого су щества. Вскоре после своего опьяне ния существо вступает в кон так т с пришедшим человеком. Люди утверждают, что они не слышали физического голоса или звуков, исходящих ог су щества и не отвечали ему слы шимыми звуками. Скорее про исходила прямая передача мыслей, но в такрй ясной фор ме, что какое-либо непонима ние или ложь по отношению к свету были невозможны. Интересно, что многие пере жившие околосмертное состо яние, чувствуют, что им «там» дают возможность выбрать ос таваться или возвращаться. Одна женщина из Лос-Анд желеса получила этот вопрос от светящегося существа дваж ды в своей жизни. Первый раз на пятом десятке лет, когда она была в коме после автомо бильной катастрофы, светяще еся существо сказало ей, что наступило время умереть и переместиться на небо. Она спорила с ним, объясняя, что слишком молода, чтобы уме реть. Но светящееся существо не пошевелилось, пока она не сказала: «Но*я молода и не натанцевалась в достаточной степени». В ответ видение сер дечно рассмеялось и разреши ло ей вернуться. Спустя при мерно тридцать лет у нее бы ла остановка сердца во время незначительной оп е р а ц и и. Опять она прошла через тун нель и очутилась около су щества и опять оно сказало ей: «Наступил час умереть». На этот раз она аргументиро вала тем, что должна поста вить на ноги детей и не мо жет оставить их в этот период их жизни. «Хорошо, — сказа ло существо. Но это в послед ний раз. В следующий раз ты должна будешь остаться», — Ну что ж . Рассказы лю дей, бывших, что называется, одной ногой «там», безусловно, впечатляют. Но как вы соби раетесь проверить это экспе риментально? Ведь для этого нужно, как минимум, умереть. — Естественно, такие экспе рименты мы собираемся ста вить на базе реанимации. Про верять, на какой минуте ж из ни п какие видения испытыва ет человек. И если окажется, что он видит и слышит реани маторов в течение всего перио да реанимации, то это откры вает возможность вступать с пострадавшим в исихотера. певтический контакт и добить ся сотрудничества с ним в осуществлении реанимации. Анализируя рассказы пациен тов о их переживаниях, мож но установить, как долго они могут слышать после останов ки сердца. — Так как вы считаете, Анатолий Иванович, есть ли душа? — Если под душой понимать материальную струк туру, спо собную после смерти сохранять сознание, способность видеть и слышать, то можно сказать, что гипотеза о существовании души имеет полное право на научное исследование. Интервью вел В ГРЯЗНОВ. ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА И З ДЕ УЖ ЕСТВ ЕННО Й И Н Д И И Шри Матаджи Ннрмала Де- пи, основпположница сахаджи- йоги, — в Москве. Сахаджа- йога — учение о нравственном самоусовершенствовании, са морегуляции, самоизлечении. И не только об этом. Уже произошла одна из двух ее запланированных встреч С москвичами в универсальном спортивном зале ЦСКА, на котором был проведен сеанс реализации, или медитации. Обе встречи Шри Матаджи Ннрмала Дэви проводит бес платно. Органзатором высту пил центр медико-биологичес ких проблем при фирме «Док тор». В ближайших планах цели тельницы — открытие школы сахаджи-йоги на базе .одной из московских поликлиник. Желающие овладеть основа ми сахаджи-йоги могут обра титься по адресу: Москва, 101000, Чистопрудный буль вар 12 А, центр медико-биоло гических проблем. Па снимке; Шри Матаджи Ннрмала Дэви во время сеан- са. : Фото О. ВЛАСОВА и А. Антонова (Фотохроника ТАСС) I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz