Кировец. 1990 г. (г. Липецк)

Кировец. 1990 г. (г. Липецк)

стр. 2 % « К И Р О В Е Ц » В П О Д Ш Е Ф Н О М РА И /V Е Р О Ж Д Е Н И Е Н О В О Г О Б А Н К А У смань. Рыночные отношения прочнее утверждаются в сель­ ской экономике. Они требуют создания в районе коммерче­ ского банка, который возьмет на себя финансирование всех отраслей народного хозяйства. Ширится подготовка к его от- ^ крытню. Колхозы и совхозы особенно заинтересованы в этом, гак как новый банк со­ вершенно исключит админист­ ративный механизм кредитова­ ния. Более того, учредители будут участвовать в управле­ нии банком пропорционально средствам, вложенным в уста­ новленный фонд. Его предпо­ лагается определить в четыре миллиона рублей. Распределе­ ние прибыли наладят сами пайщики. Здесь смогут хранить свои вклады и граждане, получая дивиденды по результатам'фи ­ нансового года. На снимке — специалисты технологического бюро термической обработки чугуна отдела главного металлурга (слева направо): А. Ф. Фурсова, Е. В. Кобзева. В. П. Седогина, Н. В. Мальцева. Это 1 творческий коллектив — один из лучших в отделе—успешно разрабатывает технологии обработки деталей к новому липецкому трактору — ЛТЗ-155. Фото В. Карабанова. • Ры н о ч н ая э к о н оми к а: в р е м я п о д г о то в к и Ожидаемый пероход к ры­ ночной экономике неизбежно скажется на работе всей от­ расли тракторостроения. Прог­ нозы на этот счет делает на­ чальник бюро перспективного проектирования управления гланого конструктора Констан ­ тин Николаевич ВИНОГРАДОВ. Классической страной рыноч­ ной экономики, близкой к СССР по численности населе­ ния, площади возделываемой земли, климату, наличию при­ родных богатств, является Аме­ рика. Поэтому можно ожи­ дать, что И процесс обеспече­ ния сельскохозяйствен к о г о производства техникой при пе­ реходе нашей страны на ры­ ночную экономику пойдет по сходному пути. Сравним выпуск и использо­ вание тракторов в нашей стра­ не и в США ф Несмотря на то, что ко­ личество поставляемых тракто ­ ров в СССР в 3—4 раза боль­ ше, их парк меньше, чем в США, что говорит о мень­ шем сроке службы машин. ф Общее количество часов, нарабатываемое за год трак ­ торным парком СССР почти вдвое больше. Другими слова­ ми, в США машины использу­ ются более эффективно. ф У нас в сельском хозяй­ стве занято людей в 5—6 раз больше, чем в США, а про­ дуктов хронически не хватает. Из этого можно сделать вы­ вод о низкой производитель­ ности труда в СССР. ф Струк тура тракторн о г о парка складывалась из концеп­ ции увеличения энерговоору- жецности сельского хозяйства. Поэтому все заводы, помимо увеличения количественно г о выпуска, стремились поднять мощность каждой выпускаемой модели. В результате постоян­ но росла доля мощных тракто ­ ров и сокращалась — мощно­ стью меньше 60 л. с. В Соединенных Штатах ана­ логичная картина наблюдалась до середины 70-х годов. После 1979 года эта тенденция из­ менилась. Возрос спрос на тракторы мощностью до 60 л. с. и снизился — на мощные (свыше 100 л. с.). Это можно объяснить как ростом цен на горючее, так и совершенство­ ванием технологии возделыва­ ния сельхозкультур. В ряде регионов стали отказываться от ежегодной вспашки земля-, ных массивов, заменяя их по­ верхностной культивацией с / последующим посевом семян по стерне, Помимо сокраще­ ния энергозатрат, такой способ экологичнее, так как предот­ вращает ветровую эррозию почвы. Одновременно растет производительность труда. ф Использование тракто ­ ров в СССР значительно ин­ тенсивнее, чем в США. Если перемножить парк тракторов на количество нарабатывае­ мых часов, то получится, что за один год в Союзе нараба­ тывается 4550 млн. тракгоро- часов, в США — 2600 млн. тракторо-часов. Если бы каж ­ дый час, отработанный трак ­ тором, давал одинаковое коли­ чество продукции, то в СССР производилось бы продуктов в 1,75 раза больше чем в США В СССР нагрузка на трак ­ тор в гектарах в 1,4 раза больше. Однако она не явля­ ется чрезмерной. Даже трак ­ тор типа Т-40АМ мог бы вспа­ хать приходящуюся на него площадь — 650 га в год — или перепахать приходящийся на него участок 14 рар. ВЫВОДЫ И П РЕД Л ОЖЕ­ НИЯ. 1. Производственные мощ­ ности тракторной промышлен­ ности СССР более чем доста­ точны для полной механизации сельскохозяйственного произ­ водства. Можно ожидать сни­ жения производства, особенно мощных тракторов. Однако це­ лесообразно увеличить вы­ пуск небольших универсально- пропашных тракторов мощно­ стью до 60 л. с. за счет сокра­ щения выпуска мощных колес­ ных и гусеничных пахотных. Должно быть резко увеличено производство минитракторов и мотоблоков, примерно до 1 млн. в год. Для увеличения срока служ ­ бы машин следует увеличить производство запчастей до полного насыщении ими по­ требностей хозяйств и ремонт­ ных служб, используя имею­ щиеся мощности по производ­ ству тракторов, что должно быть выгодно экономически за счет более высоких цен на де­ тали идущие в запчасти, и за счет сокращения трудозатрат, идущих сейчас на сборку пол­ нокомплектных тракторов. Вместе с тем. для полноцен­ ного использовании машин следует улучшить снабжение парка тракторов сельхозтехни­ кой 2. Основная продукция на­ шего предприятия — тракто ­ ры Т-40 — в настоящее время находиться в наиболее «ходо­ вом» классе мощности до НО л. с. Более легкие машины Владимирского тракторного и Харьковского завода самоход­ ных шасси имеют свой специ­ фический круг работ и не могут являться конкурентами липец­ ким. А 60-сильные — Таш ­ кентского завода полностью «оседают» на Среднеазиатском рынке. С переходом на рыночную экономику следует ожидать появлении большого количест­ ва фермерских хозяйств с от­ носительно небольшими пло­ щадями сельхозугодий. По­ пулярность тракторов типа Т-40, спрос на них должны возрасти. Но одновременно следует ожидать и появления на внутреннем рынке СССР зарубежных моделей тракто ­ ров. Возникнет конкуренция. И трудно сказать, насколько мо­ жет упасть цена нашей маши­ ны, если не принять срочных мер по приближению техниче­ ского уровня его к уровню зарубежных аналогов. I енеральный директор объе­ динения Н. Г. Загорский в марте прошлого года утвердил программу работ по повыше­ нию качества, конкурентоспособ­ ности и расширению сферы ирименения выпускаемых трак ­ торов на 1989— 1 991 гг. Первым этапом работы должно стать внедрение в се­ рийное производство тех уз­ лов, которые пока ставят только на экспортные машины. Это ленточно-дисковые тормо­ за каркасная кабина, стояноч­ ный тормоз, ходоуменьшитель. А также недавно разработан­ ных — синхронизаторов, гид­ роцилиндра в рулевой трапе­ ции, системы привода передне­ го моста, обеспечивающей тор­ можение передних колес. Вторым этапом коренной модернизации должно стать создание новой трансмиссии с переключением передач под нагрузкой, на ходу трактора, с встроенной гидронавесной сис­ темой, имеющей общую масля­ ную ванну с трансмиссией. Компьютеризованное управле­ ние работой навесных сельхоз- орудий должно повысить про­ изводительность. Вместо четырехцилиндрово­ го двигателя намечено приме­ нить трехцилиндровый с тур ­ бонаддувом, более легкий, эко­ номичный н лучше уравнове­ шенный с установкой его на виброизоляторах с целью сни­ жения шума. В соответствии с требованиями потре б и т е л я трактор будет выпускаться в вариантах — мощностью 40, 50 или НО л. с. Возможности Л ТЗ на рынке должны дополнительно расши­ риться благодаря намеченной постановке на производство нового трактора ЛТЗ-155. Мощный 150-сильный двига­ тель, наличие передней и зад­ ней навесных систем, реверсив­ ный пост управления и воз­ можность агрегатирования с широким набором сельхозма­ шин — такие тракторы долж ­ ны пользоваться спросом в крупных фермерских или госу­ дарственных хозяйствах пло­ щадью в несколько сот или тысяч гектаров, хотя ожидае­ мая количественная потреб­ ность в этих тракторах будет, вероятно, ниже чем в 50-силь- ных. Но все же наличие в производстве двух моделей разной мощности дает пред­ приятию свободу маневра при непредвиденных колебани я х спроса на ту или иную мо­ дель, свойственных рыночной экономике. Серьезным пробелом в пла­ нах на будущее является от­ сутствие работ по минитракто­ рам на Л ТЗ. В Соединенных Штатах ежегодно выпускается до миллиона минитракторовг Ряд заводов (Минский, Киров­ ский, Харьковский и др.) уже несколько лет занимаются их разработкой. Попытка начать такие работы у нас не получи­ ла развития из-за нехватки конструкторов и слабой эк ­ спериментальной базы и огра­ ничились получением авторско­ го свидетельства на изобрете­ ние. В условиях перехода к рыночной экономике и грозя­ щей безработицы в промыш­ ленности минитракторы — это объект, которому на обозри­ мое будущее гарантирован беспрепятственный сбыт. «Компаньоном» в выпуске мог бы стать Липецкий Завод пусковых двигателей, основная продукция которого — бензи­ новые двигатели мощностью 8—10 л. с. — представляет собой почти готовый мотор для минитрактора. Сейчас же она идет для установки на мощные машины. Таким образоы, будет ли завод оставаться государст: венным предприятием или произойдет в той или иной степени его приватизация, его дальнейшее функционирование не требует смены объекта производства, но следует выб­ рать правильный путь разви­ тия. Если ограничиться под­ держанием существующего уровня производства, то неиз­ бежно постепенное снижение рентабельности в связи с удо­ рожанием комплектующих, по­ вышением зарплаты, потребу­ ется во все больших размерах сокращение персонала, в пер­ вую очередь, конечно, тех, «кто не создает ценности», т. е. инженеров-конструкторов, технологов и т. д., что неиз­ бежно приведет к деградации технического уровня выпуска­ емой продукции. Но есть и иной путь — соб­ раться с силами, уточнить про­ грамму действий, сроки с уче­ том необходимых этапов: кон­ струирование — испытания — подготовка производства — внедрение. Надо обеспечить достаточно гибкую организа­ цию производства, допускаю ­ щую быстрое увеличение или уменьшения выпуска той или иной модели, оперативное внедрение новых узлов по требованию рынка без ката­ строфических экологическ и х потерь и спадов производства. Литературно - художествен­ ным и историко-культурный журнал Советского фонда культуры и Госкомпе ч а т и СССР «Наше наследие» в рекламе не нуждается. У него солидная читательская аудито ­ рия: учителя, краеведы, рес­ тавраторы, работники к ульту­ ры. Печатается журнал в Ве­ ликобритании на хорошей бу­ маге: В журнале будут пуб­ ликоваться работы несправед­ ливо забытых философов, ли ­ тераторов и художников, в том числе произведения пред­ ставителей русской эмиграции, мемуары, письма, архивные материалы из истории страны, очерки о частных коллекциях, публицистика видных ученых и деятелей культуры. Чем же порадует свои.» под­ писчиков «Наше наследие» в будущем году? Во-первых, бу­ дут напечатаны: повесть Д . М,ережковского «Маленьк а я Тереза»; «книга писем» В. Ро ­ занова к А. Ремизову «Кук - \ а», воспоминания князя В. Трубицкого «Синие кираси­ ры». Из непубликовавшихся „НАШЕ НАСЛЕДИЕ" — журнал - просветитель произведений будет интересно познакомиться со сги \ а\ т по­ этов русского зарубежья В. Смоленского, В. Диксона, И. Савина, историко-архивное исследование А. Мосякииа «Алмазный экспортный фонд (антология документов и фак ­ тов)», посвященное продаже -российских культурных ценно­ стей за границу. Читатели узнают новое о сокровищах М о ск о вск о го Кремля, увидят творения за­ мечательных мастеров всемир­ но известной русской фирмы К. Фаберже, познакомятся с уникальными докумен г а м и Центрального государственного военно-исторического архива, прочтут репортажи с зарубеж ­ ных художественных аукцио­ нов «Сотби», «Кристи», «Фи ­ липс», побывают в заброшен­ ных усадьбах, малых русских городах, возрождающи х.с я монастырях. В отличие от других журнал «Наше наследие» не подоро­ жал. Только теперь на него можно подписаться в книж ­ ных магазинах городов нашей области, а в Липецке — в ма­ газинах №№ 2, 3, 11, 12. При подписке вносится задаток — 3 рубля. Вся же .подписка (с выходом шести раз в год) стоит 18 рублей. Тракторо ­ строителям можно подписать­ ся на журнал в магазине № 2 на площади Металлургов (НЛМ К ). В. КУПАВЫХ старший инспектор «Липецккнига». ВОЗМ ОЖ НОСТИ НАШЕЙ АДАПТАЦИИ г 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz