Кировец. 1990 г. (г. Липецк)
стр. 2 % « К И Р О В Е Ц » В П О Д Ш Е Ф Н О М РА И /V Е Р О Ж Д Е Н И Е Н О В О Г О Б А Н К А У смань. Рыночные отношения прочнее утверждаются в сель ской экономике. Они требуют создания в районе коммерче ского банка, который возьмет на себя финансирование всех отраслей народного хозяйства. Ширится подготовка к его от- ^ крытню. Колхозы и совхозы особенно заинтересованы в этом, гак как новый банк со вершенно исключит админист ративный механизм кредитова ния. Более того, учредители будут участвовать в управле нии банком пропорционально средствам, вложенным в уста новленный фонд. Его предпо лагается определить в четыре миллиона рублей. Распределе ние прибыли наладят сами пайщики. Здесь смогут хранить свои вклады и граждане, получая дивиденды по результатам'фи нансового года. На снимке — специалисты технологического бюро термической обработки чугуна отдела главного металлурга (слева направо): А. Ф. Фурсова, Е. В. Кобзева. В. П. Седогина, Н. В. Мальцева. Это 1 творческий коллектив — один из лучших в отделе—успешно разрабатывает технологии обработки деталей к новому липецкому трактору — ЛТЗ-155. Фото В. Карабанова. • Ры н о ч н ая э к о н оми к а: в р е м я п о д г о то в к и Ожидаемый пероход к ры ночной экономике неизбежно скажется на работе всей от расли тракторостроения. Прог нозы на этот счет делает на чальник бюро перспективного проектирования управления гланого конструктора Констан тин Николаевич ВИНОГРАДОВ. Классической страной рыноч ной экономики, близкой к СССР по численности населе ния, площади возделываемой земли, климату, наличию при родных богатств, является Аме рика. Поэтому можно ожи дать, что И процесс обеспече ния сельскохозяйствен к о г о производства техникой при пе реходе нашей страны на ры ночную экономику пойдет по сходному пути. Сравним выпуск и использо вание тракторов в нашей стра не и в США ф Несмотря на то, что ко личество поставляемых тракто ров в СССР в 3—4 раза боль ше, их парк меньше, чем в США, что говорит о мень шем сроке службы машин. ф Общее количество часов, нарабатываемое за год трак торным парком СССР почти вдвое больше. Другими слова ми, в США машины использу ются более эффективно. ф У нас в сельском хозяй стве занято людей в 5—6 раз больше, чем в США, а про дуктов хронически не хватает. Из этого можно сделать вы вод о низкой производитель ности труда в СССР. ф Струк тура тракторн о г о парка складывалась из концеп ции увеличения энерговоору- жецности сельского хозяйства. Поэтому все заводы, помимо увеличения количественно г о выпуска, стремились поднять мощность каждой выпускаемой модели. В результате постоян но росла доля мощных тракто ров и сокращалась — мощно стью меньше 60 л. с. В Соединенных Штатах ана логичная картина наблюдалась до середины 70-х годов. После 1979 года эта тенденция из менилась. Возрос спрос на тракторы мощностью до 60 л. с. и снизился — на мощные (свыше 100 л. с.). Это можно объяснить как ростом цен на горючее, так и совершенство ванием технологии возделыва ния сельхозкультур. В ряде регионов стали отказываться от ежегодной вспашки земля-, ных массивов, заменяя их по верхностной культивацией с / последующим посевом семян по стерне, Помимо сокраще ния энергозатрат, такой способ экологичнее, так как предот вращает ветровую эррозию почвы. Одновременно растет производительность труда. ф Использование тракто ров в СССР значительно ин тенсивнее, чем в США. Если перемножить парк тракторов на количество нарабатывае мых часов, то получится, что за один год в Союзе нараба тывается 4550 млн. тракгоро- часов, в США — 2600 млн. тракторо-часов. Если бы каж дый час, отработанный трак тором, давал одинаковое коли чество продукции, то в СССР производилось бы продуктов в 1,75 раза больше чем в США В СССР нагрузка на трак тор в гектарах в 1,4 раза больше. Однако она не явля ется чрезмерной. Даже трак тор типа Т-40АМ мог бы вспа хать приходящуюся на него площадь — 650 га в год — или перепахать приходящийся на него участок 14 рар. ВЫВОДЫ И П РЕД Л ОЖЕ НИЯ. 1. Производственные мощ ности тракторной промышлен ности СССР более чем доста точны для полной механизации сельскохозяйственного произ водства. Можно ожидать сни жения производства, особенно мощных тракторов. Однако це лесообразно увеличить вы пуск небольших универсально- пропашных тракторов мощно стью до 60 л. с. за счет сокра щения выпуска мощных колес ных и гусеничных пахотных. Должно быть резко увеличено производство минитракторов и мотоблоков, примерно до 1 млн. в год. Для увеличения срока служ бы машин следует увеличить производство запчастей до полного насыщении ими по требностей хозяйств и ремонт ных служб, используя имею щиеся мощности по производ ству тракторов, что должно быть выгодно экономически за счет более высоких цен на де тали идущие в запчасти, и за счет сокращения трудозатрат, идущих сейчас на сборку пол нокомплектных тракторов. Вместе с тем. для полноцен ного использовании машин следует улучшить снабжение парка тракторов сельхозтехни кой 2. Основная продукция на шего предприятия — тракто ры Т-40 — в настоящее время находиться в наиболее «ходо вом» классе мощности до НО л. с. Более легкие машины Владимирского тракторного и Харьковского завода самоход ных шасси имеют свой специ фический круг работ и не могут являться конкурентами липец ким. А 60-сильные — Таш кентского завода полностью «оседают» на Среднеазиатском рынке. С переходом на рыночную экономику следует ожидать появлении большого количест ва фермерских хозяйств с от носительно небольшими пло щадями сельхозугодий. По пулярность тракторов типа Т-40, спрос на них должны возрасти. Но одновременно следует ожидать и появления на внутреннем рынке СССР зарубежных моделей тракто ров. Возникнет конкуренция. И трудно сказать, насколько мо жет упасть цена нашей маши ны, если не принять срочных мер по приближению техниче ского уровня его к уровню зарубежных аналогов. I енеральный директор объе динения Н. Г. Загорский в марте прошлого года утвердил программу работ по повыше нию качества, конкурентоспособ ности и расширению сферы ирименения выпускаемых трак торов на 1989— 1 991 гг. Первым этапом работы должно стать внедрение в се рийное производство тех уз лов, которые пока ставят только на экспортные машины. Это ленточно-дисковые тормо за каркасная кабина, стояноч ный тормоз, ходоуменьшитель. А также недавно разработан ных — синхронизаторов, гид роцилиндра в рулевой трапе ции, системы привода передне го моста, обеспечивающей тор можение передних колес. Вторым этапом коренной модернизации должно стать создание новой трансмиссии с переключением передач под нагрузкой, на ходу трактора, с встроенной гидронавесной сис темой, имеющей общую масля ную ванну с трансмиссией. Компьютеризованное управле ние работой навесных сельхоз- орудий должно повысить про изводительность. Вместо четырехцилиндрово го двигателя намечено приме нить трехцилиндровый с тур бонаддувом, более легкий, эко номичный н лучше уравнове шенный с установкой его на виброизоляторах с целью сни жения шума. В соответствии с требованиями потре б и т е л я трактор будет выпускаться в вариантах — мощностью 40, 50 или НО л. с. Возможности Л ТЗ на рынке должны дополнительно расши риться благодаря намеченной постановке на производство нового трактора ЛТЗ-155. Мощный 150-сильный двига тель, наличие передней и зад ней навесных систем, реверсив ный пост управления и воз можность агрегатирования с широким набором сельхозма шин — такие тракторы долж ны пользоваться спросом в крупных фермерских или госу дарственных хозяйствах пло щадью в несколько сот или тысяч гектаров, хотя ожидае мая количественная потреб ность в этих тракторах будет, вероятно, ниже чем в 50-силь- ных. Но все же наличие в производстве двух моделей разной мощности дает пред приятию свободу маневра при непредвиденных колебани я х спроса на ту или иную мо дель, свойственных рыночной экономике. Серьезным пробелом в пла нах на будущее является от сутствие работ по минитракто рам на Л ТЗ. В Соединенных Штатах ежегодно выпускается до миллиона минитракторовг Ряд заводов (Минский, Киров ский, Харьковский и др.) уже несколько лет занимаются их разработкой. Попытка начать такие работы у нас не получи ла развития из-за нехватки конструкторов и слабой эк спериментальной базы и огра ничились получением авторско го свидетельства на изобрете ние. В условиях перехода к рыночной экономике и грозя щей безработицы в промыш ленности минитракторы — это объект, которому на обозри мое будущее гарантирован беспрепятственный сбыт. «Компаньоном» в выпуске мог бы стать Липецкий Завод пусковых двигателей, основная продукция которого — бензи новые двигатели мощностью 8—10 л. с. — представляет собой почти готовый мотор для минитрактора. Сейчас же она идет для установки на мощные машины. Таким образоы, будет ли завод оставаться государст: венным предприятием или произойдет в той или иной степени его приватизация, его дальнейшее функционирование не требует смены объекта производства, но следует выб рать правильный путь разви тия. Если ограничиться под держанием существующего уровня производства, то неиз бежно постепенное снижение рентабельности в связи с удо рожанием комплектующих, по вышением зарплаты, потребу ется во все больших размерах сокращение персонала, в пер вую очередь, конечно, тех, «кто не создает ценности», т. е. инженеров-конструкторов, технологов и т. д., что неиз бежно приведет к деградации технического уровня выпуска емой продукции. Но есть и иной путь — соб раться с силами, уточнить про грамму действий, сроки с уче том необходимых этапов: кон струирование — испытания — подготовка производства — внедрение. Надо обеспечить достаточно гибкую организа цию производства, допускаю щую быстрое увеличение или уменьшения выпуска той или иной модели, оперативное внедрение новых узлов по требованию рынка без ката строфических экологическ и х потерь и спадов производства. Литературно - художествен ным и историко-культурный журнал Советского фонда культуры и Госкомпе ч а т и СССР «Наше наследие» в рекламе не нуждается. У него солидная читательская аудито рия: учителя, краеведы, рес тавраторы, работники к ульту ры. Печатается журнал в Ве ликобритании на хорошей бу маге: В журнале будут пуб ликоваться работы несправед ливо забытых философов, ли тераторов и художников, в том числе произведения пред ставителей русской эмиграции, мемуары, письма, архивные материалы из истории страны, очерки о частных коллекциях, публицистика видных ученых и деятелей культуры. Чем же порадует свои.» под писчиков «Наше наследие» в будущем году? Во-первых, бу дут напечатаны: повесть Д . М,ережковского «Маленьк а я Тереза»; «книга писем» В. Ро занова к А. Ремизову «Кук - \ а», воспоминания князя В. Трубицкого «Синие кираси ры». Из непубликовавшихся „НАШЕ НАСЛЕДИЕ" — журнал - просветитель произведений будет интересно познакомиться со сги \ а\ т по этов русского зарубежья В. Смоленского, В. Диксона, И. Савина, историко-архивное исследование А. Мосякииа «Алмазный экспортный фонд (антология документов и фак тов)», посвященное продаже -российских культурных ценно стей за границу. Читатели узнают новое о сокровищах М о ск о вск о го Кремля, увидят творения за мечательных мастеров всемир но известной русской фирмы К. Фаберже, познакомятся с уникальными докумен г а м и Центрального государственного военно-исторического архива, прочтут репортажи с зарубеж ных художественных аукцио нов «Сотби», «Кристи», «Фи липс», побывают в заброшен ных усадьбах, малых русских городах, возрождающи х.с я монастырях. В отличие от других журнал «Наше наследие» не подоро жал. Только теперь на него можно подписаться в книж ных магазинах городов нашей области, а в Липецке — в ма газинах №№ 2, 3, 11, 12. При подписке вносится задаток — 3 рубля. Вся же .подписка (с выходом шести раз в год) стоит 18 рублей. Тракторо строителям можно подписать ся на журнал в магазине № 2 на площади Металлургов (НЛМ К ). В. КУПАВЫХ старший инспектор «Липецккнига». ВОЗМ ОЖ НОСТИ НАШЕЙ АДАПТАЦИИ г 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz