Кировец. 1990 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр . 3 И З А Р Х И В О В С О В Е Т С К И Х П И С А Т Е Л Е Н 15 . Т Е Н Д Р Я К О В В Л А Д ИМ И Р ИЛЬИЧ ! ПО РА . ПОГОВО РИМ О Н РА ВС ТВЕННО С ТИ 2 окт ября 192 0 года на 111 Всероссийском съезде комсо мола Вы сами подняли этот вопрос: «Когда нам говорят о нрав ственности, мы говорим: для коммуниста нравственность вся в этой сплоченной солидарной дисциплине и сознательной массовой борьбе против экс плуататоров. Мы в вечную нравственность не верим и об ман всяких сказок о нравст- ■ценности разоблачаем». 11о в этом же выступлении Вы произнесли другие слова: «Коммунистам можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». И Вы навряд ли стали бы отрицать, что какие-то законы нравственности, открытые че ловечеством в практике жиз ни, входят составной частью в те духовные богатства, обога щаться которыми Вы призы ваете. Тем более, что еще раньше, мечтая о будущем бесклассовом обществе, Вы от вечали, что «люди постепенно привыкают к соблюдению эле ментарных, веками известных, тысячелетиями повторяющихся во всех прописях правил об щежития. ...Не будем судить, насколько реально упование на такую «постепенную при вычку», ответим лишь, что Вы тут не отрицали преемственно сти в новом обществе старых, вековых правил общежития, ложащихся в основу нравст венных понятий. Тогда почему столь категоричное утвержде ние: «Мы в веч.'ую нравствен ность не верим?» Конечно, нет ничего вечного в мире сем, ка кие-то понятия нравственности устаревают, подлежат пере смотру, изменениям, но отме тать чохом «вечную нравствен ность» — не верим! Перебор, который ставит Вас в проти воречие не только ко всей че ловеческой культуре, но даже к самому себе. Вы недовольны своей нрав ственностью, а поэтому сочли возможным сделать следующее заявление: «Нравственно то, что полезно для революции». Вдумаемся же в это. Нравственность — совокуп ность правил поведения людей друг к другу и к обществу, то есть в каком-то смысле это правила человеческих отноше ний. Вы всю жизнь напористо стремились изменить бытую щие человеческие отношения— существуют классовые разли чия и классовый антагонизм, необходимо добиться, чтоб этого не было; существует экс плуатация, следует уничто жить ее, бездельник .не дол жен жить за счет труженика... Новые отношения •— значит и новые правила поведения, новая, более высокая нравст венность, ради нее Стоит бо роться, подымать революцию. Ради нее... И вдруг оказывается—«нрав ственно то, что полезно революции». Не революция для нравственности, а сов сем наоборот нравствен ность тут служит и при меняется к революции. Рево люция уже не средство дости жения чего-то нового, она са ма по себе цель. Выходит, цен ны сами по себе разруха, го лод, кровопролития, горы тру пов и прочее, что неизбежно сопровождает революционные взрывы. Что может быть страшнее такого чудовищного абсурда? Даже Ваши враги не осме лились называть Вас безнрав ственным человеком, но имен но Вы стали проповедником нравственности, поощряющей насилие ради насилия, согла шающейся на кровопролитие ради кровопролития. И следует ли удивляться, что через двадцать лет после' Октябрьского переворота, ког да государство проводит небы валое в мировой истории на силие по меньшей мере над десятками миллионов крестьян, страна молчит, никто не воз мущается, больше того, вовсю славится этот сверхмасштаб- пый насильнический акт. Мил лионы семейств выгоняются из собственных домов, ссылаются па необжитые места Сибири, Крайнего Севера, мрут от го лода и болезней. Мрут сослан ные старики, женщиь'ы, со сланные дети! Подавляющее большинство уже уверовало: «Нравственно то, что полезно революции», значит, все пра вильно. В то время, когда ВьГ^ про изнесли эти слова, революция уже переросла в госдураство. Уже тогда было можно пере фразировать: «Нравственно то, что полезно государству». Практически смысл нисколько не менялся. Все, что ни дела лось во имя революции, дела лось для укрепления нового государства, во славу его. И, конечно же, наиболее деятель ным тут был Ленин, основопо ложник и глава возрожденно го революцией государства. Но именно Вы, Ленин, счи тались одним из самых ясных противников государства как .общественного учреждения. Даже отец анархизма Петр Кропоткин бледнеет перед Ва ми: столь убийственно он на государство не обрушивался. «Всякое государство, — пи сали Вы буквально перед са мой революцией, — есть «осо бая сила для подавления». уг нетенного класса. Поэтому вся кое (Вы подчеркиваете это сло во, нс я. В. Т.) государство не свободно и неыародно». «Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобо да, не будет государства». Есть ли нужда приводить другие Ваши высказывания? Их много — и все они в том же духе — непримиримы! Ленин ненавидит государст во: «Всякое государство не свободно и ненародно». Вся кое! В гом числе пролетар ское. Но на первых порах без го сударства ые обойтись. «Пролетариату необходима государственная власть, цент рализованная организация си лы, организация насилия и для подавления сопротивления эксплуататоров, и для руко водства громадной массой на селения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле «налаживания» со циального хозяйства». То есть мышьяк — яд, нов руках врача оы спасительное лекарство. Государство само по себе — орган угнетения, пб только через него можно добиться желанной свободы. I I Ленин рисует картину ос вобождения. «Все граждане превращаются здесь в служа щих по найму у государства, которым являются вооружен ные рабочие... Все граждане становятся служащими и ра бочими одного всенародного государственного «синдиката». Все дело в том, чтобы они работали поровну, правильно соблюдая меру работы, и по лучали' поровну». «Все общество, — повторяет ' он, — будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы». Простой рабочий и директор завода оказываются в одина ковом положении. Как тот, так и другой наняты государ ством. Как одному, так и дру гому идет единая заработная плата. Привилегии отменены и чины тоже. Не может быть и речи об угнетении кого-то, об эксплуатации. Даже карье ристские стремления уйдут безвозвратно в прошлое. Ка кая нужда стремиться к высо ким должностям? Всюду ра венство труда и платы. «Такое начало, — утверж дает Ленин, — на базе круп ного производства, само собою ведет к постепенному «отми ранию» всякого чиновничества, к постепенному созданию та кого порядка — порядка без кавычек, порядка, не похожего на наемное рабство, — такого порядка, когда все более уп рощающиеся функции над смотра и отчетности будут вы полняться всеми по очереди, будут затем становиться при вычкой и .наконец, отпадут, как свободные функции осо бого слоя людей». И... «будет исчезать всякая надобность в насилии над людьми вообще, в подчинении одного человека другому, од ной части населения другой его части, ибо люди привык нуть к соблюдению элементар ных условий общественности без насилия и без подчине ния». И, ■разумеется, -государство как орган подавления и угне тения станет просто ненуж ным, оно отомрет само собой за ненадобностью. Такова картина нового об щества, нарисованная Лени ным в знаменитой работе «Го сударство и революция». В 1920 году в речи на I I I съезде комсомола Ленин за явил, что «поколение, которо му сейчас 15 лет, оно и уви дит коммунистическое общест во, и само будет строить это общество». Пятнадцатилетним той поры вот-вот перевалит за семьде сят! Трк оглянемся же кру гом!.. Ж У Р Н А Л Ь Н Ы Е О Ж И Д А Н И Я - 9 1 Д Р У Ж Б А Н А Р О Д О В ♦. ПРОЗА М. Алданов. Истоки: Роман. 4.2. С. Алексеевич. Родиться убитым (Чернобыль): Док. повесть. В Барка. Желтый князь: Роман. Н. Берберова. Черная болезнь. Повесть. В. Быков. Новая повесть. В. Винниченко Золотые россыпи. Авантюр ный роман. Т. Джумагельдыев. Самосожжение: Повесть. А. Львов. (США). Двор: Роман. И. Микелинскас В стране черных елей. Роман. Н. Нароков. Могу! Роман. А. Синяв ский. Голос из хора. О. Стрижак. Мальчик: Роман. ЛАБОРАТОРИЯ РАССКАЗА Произведения А. Мндзури. А. Дмитриева, А. Волоса, Е. Попова и др. «Кем был Нестор Махно?». Д. Маркиш (Израиль). Полюшко-поле: Роман. Документы. Комментарий историка. НАШИ ПУБЛИКАЦИИ , А Амфитеатров. Горестные заметы. В. Вернадский. За лиски 30-х годов. И. Ратушинская. Серый — цвет надежды. Записки диссидента. В. Тендряков. Тысяча первый раз о нравственности. * П У Б Л И Ц И С Т И К А В Медведев. Я — эмигрант. Р. Медведев. Леонид Брежнев. (Главы из книги), Л. Мялль. Член производствен ного совета Эстонии. Легенда о Дандароне (Лагерная одис сея главы бурятских буддистов) РАССЛЕДОВАНИЕ «ДН» Судьба Степана Бандеры. Басмачество: современный взгляд. П О Э З И Я Новые стихи Р. Гамзатова, Д. Карэва, Б. Окуджавы, М. Салиха, Б. Чичибабина, О. Чухонцева и др КРУПНЫМ ПЛАНОМ На вопросы редакции отвечают украинский писатель и об щественный деятель А. Бураковский, церковный мыслитель протоиерей Александр Мень. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ политических деятелей Ю. Мартова, ф. Дана, ф. Раскола никова, Е. Колосова, литераторов С. Третьякова, Р. Лерт, ЛЮБИТЕЛЯМ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ материалы об А. Городницком, Д. Сухареве, А. Дольском, А Галиче, аналитический обзор изданий, посвященных ав- горской песне периода «оттепели». БИБЛИОГРАФИЯ ФАНТАСТИКИ будет представлена именами Айзека Азимова, Роберта Шелки и Ариадны Громовой, указателем фантастики в дра матургии. Киев. В новое 27-этажное здание площадью почти 15 ты сяч квадратных метров пере ехала библиотека Академии наук Украинской ССР. Среди 12 миллионов едицлц хранения около 400 тысяч ру кописных документов и мате риалов. Есть и подлинные уни кумы, памятники славянской культуры и украинской пись менности. На снимках; отдел старопе чатных редких рукописей; хранящиеся в библиотеке киевские глаголические листки (миссая) — конец X—начало X I I веков. Фотохроника ТАСС. ) Н о в о е жаля я в с трняжще Петр Фурсов СОН В ДЕК АБРЕ Толпа кружила, как ночь: Друзья, незнакомцев советы — Желание всуе помочь. Страдания вкупе за это. Широкая улица. Гем. Машины. Милиция. Маски. И — волю даю я ногам, Чтоб тайна была без огласки. Рванусь от соблазнов и склок В проулок: фонарь и аптека. И ветер угрюмый, как Блок, Навстречу примчит человека. В заснеженно-тихой дохе Спешит, отчужденная, . рядом: — Мой мальчик! Утонем а грехе! Оглядки влюбленным не надо!— Нет спасу!—Ветра в декабре. Двенадцать — нсдрёмные ока — Выводят в пустынном дворе К явлению светлого Блоке. Волшебные звуки стихов: Раздумий веселая вьюга. И поступь гвардейских шагов, И венчик из роз. И подруга Но снится, наверное, мне Ни вьюга, ни тайная встреча При тусклом фонарном огне — Штыков пролетарское вече. И щедрая дарит строка Вуаль, незнакомку, туманы. И узкая греет рука Любви наболевшие раны. Россия по снегу идет И манит платком за собою Удало-сплоченный народ Тягаться с замшелой судьбою!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz