Кировец. 1990 г. (г. Липецк)

Кировец. 1990 г. (г. Липецк)

стр. 2 « К И Р О В Е Ц » „В ПОЛОЖЕНИИ ОТВЕРГНУТЫХ?" ответ на обращение группы народных депутатов—тракторостроителей ' к народным депутатам СССР и РСФСР Липецкая юродская сан­ эпидстанция рассмо т р е л а статью «В положении отверг­ нутых?», опубликованной в га­ зете «Кировец» № 89 от 28.09. 90 г, и сообщает, что в статье, по нашему мнению, правильно поставлены вопросы о необхо­ димости ускорения строительст­ ва объектов жилья и соцкульт­ быта для рабочих и служащих объединения «Липецкий трак ­ торный завод». В то же время в статье про­ водится мысль р том, что строительство данных объектов ведется неудовлетворительно вследствие политики организа­ ций, осуществляющих государ­ ственный контроль за застрой­ кой города (горархитектура, комитет по охране природы, санэпидстанция), которые не разрешают вести строительство в поселке Л ТЗ. Согласно Постановления Со­ вета Министров РСФСР от 80.08.68 г. № 605 в связи с вы­ соким уровнем загрязнения ат­ мосферного воздуха от НЛМК, было запрещено строительство жилья и объектов соцкультбы­ та в Левобережной части го­ рода. Однако бывшей админи­ страции завода удалось полу­ чить разрешение в Госстрое и Минздраве РСФСР на строи­ тельство ограниченного числа жилых домов в районе ЛТЗ. Основным аргументом админи­ страция завода в пользу строи­ тельства жилья была высокая текучесть кадров, особенно сре­ ди рабочих и служащих заво­ да, получивших жилье в Пра­ вобережной части города. При этом гарантировалось, что на НЛМК и ЛТЗ будет прове­ ден ряд крупных мероприятий по охране атмосферного возду­ ха, что снизит уровень его загрязнения до санитарных норм. Данные мероприятия на две последние пятилетки были разработаны и утверждены совместными постановлениями бюро обкома КПСС и облис­ полкома. Большая часть этих меро­ приятий была выполнена (ре­ конструкция аспирационных си­ стем аглофабрики НЛМК, строительство газобчист о к ККЦ-1 и ЭСПЦ НЛМК, строи­ тельство установок по предот­ вращению выбросов из меж- конусного пространства домен­ ных печей №3, 4, 5 НЛМК, строительство газоочистки от 8 электропечей в СЛЦ ЛТЗ и др.), однако ожидаемого эф­ фекта по снижению загрязне­ ния атмосферного воздуха эти мероприятия не дали. Как показывают результаты лабораторных исследований, уровень загрязнения атмосфер­ ного воздуха за последние го­ ды на поселке ЛТЗ практиче­ ски не снизился, а по ряду вредных веществ, таких как аммиак • и сероводород, даже увеличился. Максимально-разо­ вые концентрации окиси угле­ рода, сероводорода, фенола, пыли, двуокиси азота, аммиака превышают санитарные нормы. В то же время, как вам изве­ стно из публикаций в прессе, появились данные о более вы­ соком уровне заболеваемости жителей поселка ЛТЗ по срав­ нению с другими районами го­ рода. Это вынудило санитарную службу ставить вопрос о прек­ ращении строительства в Лево­ бережной части города, в том числе и в районе ЛТЗ Прек­ ращение строительства жилья здесь, по нашему мнению, поз­ волит предотвратить ухудше­ ние состояния здоровья многих людей А. С. ЛИВАНОВ, главный государственный санитарный врач г. Липецка. Считается, что высшей кри ­ терий оценки рабочего челове­ ка — это его склонность, спо­ собности к творческому труду. Если это так, то Иван Кузь ­ мич Тараруев (на сни мк е) мо­ жет пройти самую строгую-ат­ тестацию — на ста-нкоинстру­ ментальном заводе за ним дав­ но закрепилась репутация творчески думающего человека. Только в этом году он подал 6 рационализаторских предло­ жений, половина из которых внедрены и уже приносят пользу. Опытнейший слесарь-от­ ладчик штампов — один из старейших работников пред­ приятия, на его счету почти полвека отработанных здесь лет.' Он щедро награжден, в числе его наград ордена «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени. Фото В Карабанова. ЯПОНЦЫ В ЦЕНТРЕ ПОДГОТОВКИ В Центре подготовки космо­ навтов имени Ю. А. Гагарина Продолжается подготовка япон­ ских космонавтов Риоко Кнку- ти и Тойехиро Акияма к сов­ местному советско-японскому полету. На снимках: Тойехиро Акия ­ ма (вверху); Риоко Кикути в центре во время тренировок на море. Фотохроника ТАСС. ВЫ И Г РЫ ВАЮ Т - ВСЕ В продажу поступили билеты мгновенной лотереи Советского детского фонда .... В фойе в порядке живой очереди продавали разноцвет­ ные билеты небольшого форма­ та, . каждый из которых легко можно спрятать в ладони. Но никто ничего не прятал... Азарт лотереи всех захватил не на шутку. Солидные, немножко чопорные мужчины и женщи­ ны, словно дети, увлеченно счищали надписи в сиыем квадратике. Сквозь краску проступали цифры. Ноль... Ноль... Еще ноль... Не везет! И вот — выигрыш! Пятнад­ цать рублей. Девушка, что стояла рядом со мной, пошла получать деньги. — Вы до­ вольны?— спрашиваю ее. — Еще бы! Как же здорово придумано: и дело делается, детям помогаем, и, главное, не скучно, не просто платим... Это ка к в детстве —* игра плюс дело... Прибывший в Москву Тенс- ральнцй директор французско­ го национального общества по проведению игр, которое очень помогло в организации этой лотереи, . Ж- Паризо сказал: «Наши игры всегда проводи­ лись честно. Мы рады контак ­ там с Советским детским фон­ дом, поскольку считаем, что эта организация разделяет на­ ши принципы. А мы ее. И ве­ рим в нее». А. АЛ ЕШИН . Вопрос этот относится к чис­ лу наименее освещенных в ис­ тории советской космонавтики, Покров секретности был набро ­ шен на сугубо в общем-то граж ­ данскую программу по -двум причинам: сначало руководство страны во главе с Н. Хруще­ вым стремилоЛ во что бы то ни стало обогнать в лунной гонке США и не хотело до по­ ры до .времени раскрывать кар- ж» . пости. Королев и его соратни­ ки хорошо понимали, что сра­ зу сделать . гигантскую ракету вряд ли удастся, поэтому вы­ бирают некий промежуточный вариант,..В мае 1960 года при­ нимается решение:, параллельно . вести проектирование двух крупных носителей.—Н -1, спо­ собного поднимать 40—50 тонн полезной нагрузки, и Н-11 с грузоподъемностью 60—80 тн. ниЦа, по поводу которой до сих пор ходит немало слухов? В общем-то, она слабо напо­ минала предшествующие раке­ ты Королева. Грузоподъемность Н-1 уве­ личили до 95 тонн. На нижней ступени разместилось 30 дви­ гателей. Хорошо эго или пло­ хо? Одни специалисту утверж ­ дают, что хорошо, потому что даже при отказе двух пардви- ды» огибали Л уну и возвра­ щались на Землю. Оставалось только разместить в одном из кораблей двух космонавтов и можно было бы отправляться п путешествие. Но... «Протон» до этого в пилотируемых полетах никогда , не использовался. Руководство страны решило не рисковать. Работы по Н-1 (Л -3) между тем продолжались. В феврале ПОЧЕМУ НАШИ КОСМОНАВТЫ НЕ ПОБЫВАЛИ НА ЛУНЕ ты, а когда стало ясно, что иг ­ ра проиграна, новый лидер страны Л . Брежнев и его ок ­ ружение решили, что наилуч­ ший выход из этой ситуации— сделать вид, что никакого со­ ревнования не было. Сейчас отдельные материалы по этой тематике начинают по­ являться, но они отрывочны, часто очень субъективны, и, ду ­ мается, пройдет еще немало времени, прежде чем будут воссозданы все перипетии этой человеческой и технической драмы. ...Начало шестидесятых го­ дов. К полетам па пятитонном «Востоке» готовятся первые космонавты, а у создателя «Востока», ведущего ракетчика страны С. Королева, зреет идея проектирования новогр сверх­ мощного носителя, способного поднять в космос уже сотню тонн полезирго груза. На ко ­ рабле с такой массой два кос­ монавта смогут отправиться к Луне, и по крайней мере, у одного из них будет возмож­ ность побывать на её повСрх- Советская кРёмонавтика в это время на необычном подъеме, люди полны энтузиазма, и-сро- ки поэтому назначили самые оптимические: первый носитель иметь уже в 1963 году, в то - • рой — максимум'к 1967 году. Правда, о луне речи пока не шло. В апреле 1961 года в космос отправился Юрий Гагарин, и примерно.к этому же времени относится принятие' решения о пилотируемом облете Луны, по­ садка на нее экипажа не пла­ нировалась. Эту работу пору­ чили еще одной мощной кос­ мической фирме, возглавляемой В. Челомеем. Там разрабаты­ вались свои носители, наиболее известный из них — ракета «Протон». Что касается королевской Н-1, то .сроки се создания бы­ ли отодвинуты на 1965 Год, а- работы по Н-11 ограничива­ лись лишь так называемым 5с- кизным проектированием, по сути, лишь чисто бумажным этапом. Что же представляла собой Н-1, загадочная неудач­ гателей ракета могла продол­ жать полет, другие говорят, , что плохо, поскольку трудно . добиться синхронной работы столь необычного «пакета». Двигатели для Н-1 проектиро­ вал известный конструктор авиадвигателей Н. Кузнецов. В целом к созданию суперра­ кеты было привлечено 500 ор­ ганизаций 26 министерств и ведомств, из которых только девять относились к компетен­ ции военно-промышленного комплекса. Говорить об этом .приходится потому, что ве­ домственная разобщенность, похоже, оказала плохую услу­ гу общему делу. И еще. На­ земная стендовая база для от­ работки элементов носителя и всей ракеты в целом практи­ чески не создавалась, была ’иа- ' дежда отработать все в про­ цессе легких испытаний. Неод­ нократно менялась и сама программа пилотируемого по­ лета. Первая из них фактически была доведена до конца. Че­ тырежды автоматические «Зон­ 1969 года ракета впервые стартовала. Неудачно. Из-за пожара в хвостовом отсеке че­ рез 70 секунд она перестала набирать скорость. В июле 1969 года американ­ ский астронавт Нейл Арм­ стронг ступил на поверхность Луны. Но чуть раньше этого события Н-1 второй раз пред­ приняла попытку отправиться в полет. Из-за мощнейшего взрыва был разнесен весь стар­ товый комплекс. При третьем пуске — в июле 1971 года — ракета закрутилась, и двига­ тели проработали только 7 се­ кунд. Последний, четвертым старт в ноябре 1972 года принес еще одно разочарование: ракета пошла вроде бы нормально, но через 70 секунд вновь после­ довал взрыв в хвостовом от­ секе. Все работы по ракете и по лунной пилотируемой програм­ ме былй окончательно прекра­ щены. М ЧЕРНЫШОВ, научный обозреватель ИАН. I 1 V 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz