Кировец. 1990 г. (г. Липецк)
стр. 2 « К И Р О В Е Ц » „В ПОЛОЖЕНИИ ОТВЕРГНУТЫХ?" ответ на обращение группы народных депутатов—тракторостроителей ' к народным депутатам СССР и РСФСР Липецкая юродская сан эпидстанция рассмо т р е л а статью «В положении отверг нутых?», опубликованной в га зете «Кировец» № 89 от 28.09. 90 г, и сообщает, что в статье, по нашему мнению, правильно поставлены вопросы о необхо димости ускорения строительст ва объектов жилья и соцкульт быта для рабочих и служащих объединения «Липецкий трак торный завод». В то же время в статье про водится мысль р том, что строительство данных объектов ведется неудовлетворительно вследствие политики организа ций, осуществляющих государ ственный контроль за застрой кой города (горархитектура, комитет по охране природы, санэпидстанция), которые не разрешают вести строительство в поселке Л ТЗ. Согласно Постановления Со вета Министров РСФСР от 80.08.68 г. № 605 в связи с вы соким уровнем загрязнения ат мосферного воздуха от НЛМК, было запрещено строительство жилья и объектов соцкультбы та в Левобережной части го рода. Однако бывшей админи страции завода удалось полу чить разрешение в Госстрое и Минздраве РСФСР на строи тельство ограниченного числа жилых домов в районе ЛТЗ. Основным аргументом админи страция завода в пользу строи тельства жилья была высокая текучесть кадров, особенно сре ди рабочих и служащих заво да, получивших жилье в Пра вобережной части города. При этом гарантировалось, что на НЛМК и ЛТЗ будет прове ден ряд крупных мероприятий по охране атмосферного возду ха, что снизит уровень его загрязнения до санитарных норм. Данные мероприятия на две последние пятилетки были разработаны и утверждены совместными постановлениями бюро обкома КПСС и облис полкома. Большая часть этих меро приятий была выполнена (ре конструкция аспирационных си стем аглофабрики НЛМК, строительство газобчист о к ККЦ-1 и ЭСПЦ НЛМК, строи тельство установок по предот вращению выбросов из меж- конусного пространства домен ных печей №3, 4, 5 НЛМК, строительство газоочистки от 8 электропечей в СЛЦ ЛТЗ и др.), однако ожидаемого эф фекта по снижению загрязне ния атмосферного воздуха эти мероприятия не дали. Как показывают результаты лабораторных исследований, уровень загрязнения атмосфер ного воздуха за последние го ды на поселке ЛТЗ практиче ски не снизился, а по ряду вредных веществ, таких как аммиак • и сероводород, даже увеличился. Максимально-разо вые концентрации окиси угле рода, сероводорода, фенола, пыли, двуокиси азота, аммиака превышают санитарные нормы. В то же время, как вам изве стно из публикаций в прессе, появились данные о более вы соком уровне заболеваемости жителей поселка ЛТЗ по срав нению с другими районами го рода. Это вынудило санитарную службу ставить вопрос о прек ращении строительства в Лево бережной части города, в том числе и в районе ЛТЗ Прек ращение строительства жилья здесь, по нашему мнению, поз волит предотвратить ухудше ние состояния здоровья многих людей А. С. ЛИВАНОВ, главный государственный санитарный врач г. Липецка. Считается, что высшей кри терий оценки рабочего челове ка — это его склонность, спо собности к творческому труду. Если это так, то Иван Кузь мич Тараруев (на сни мк е) мо жет пройти самую строгую-ат тестацию — на ста-нкоинстру ментальном заводе за ним дав но закрепилась репутация творчески думающего человека. Только в этом году он подал 6 рационализаторских предло жений, половина из которых внедрены и уже приносят пользу. Опытнейший слесарь-от ладчик штампов — один из старейших работников пред приятия, на его счету почти полвека отработанных здесь лет.' Он щедро награжден, в числе его наград ордена «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени. Фото В Карабанова. ЯПОНЦЫ В ЦЕНТРЕ ПОДГОТОВКИ В Центре подготовки космо навтов имени Ю. А. Гагарина Продолжается подготовка япон ских космонавтов Риоко Кнку- ти и Тойехиро Акияма к сов местному советско-японскому полету. На снимках: Тойехиро Акия ма (вверху); Риоко Кикути в центре во время тренировок на море. Фотохроника ТАСС. ВЫ И Г РЫ ВАЮ Т - ВСЕ В продажу поступили билеты мгновенной лотереи Советского детского фонда .... В фойе в порядке живой очереди продавали разноцвет ные билеты небольшого форма та, . каждый из которых легко можно спрятать в ладони. Но никто ничего не прятал... Азарт лотереи всех захватил не на шутку. Солидные, немножко чопорные мужчины и женщи ны, словно дети, увлеченно счищали надписи в сиыем квадратике. Сквозь краску проступали цифры. Ноль... Ноль... Еще ноль... Не везет! И вот — выигрыш! Пятнад цать рублей. Девушка, что стояла рядом со мной, пошла получать деньги. — Вы до вольны?— спрашиваю ее. — Еще бы! Как же здорово придумано: и дело делается, детям помогаем, и, главное, не скучно, не просто платим... Это ка к в детстве —* игра плюс дело... Прибывший в Москву Тенс- ральнцй директор французско го национального общества по проведению игр, которое очень помогло в организации этой лотереи, . Ж- Паризо сказал: «Наши игры всегда проводи лись честно. Мы рады контак там с Советским детским фон дом, поскольку считаем, что эта организация разделяет на ши принципы. А мы ее. И ве рим в нее». А. АЛ ЕШИН . Вопрос этот относится к чис лу наименее освещенных в ис тории советской космонавтики, Покров секретности был набро шен на сугубо в общем-то граж данскую программу по -двум причинам: сначало руководство страны во главе с Н. Хруще вым стремилоЛ во что бы то ни стало обогнать в лунной гонке США и не хотело до по ры до .времени раскрывать кар- ж» . пости. Королев и его соратни ки хорошо понимали, что сра зу сделать . гигантскую ракету вряд ли удастся, поэтому вы бирают некий промежуточный вариант,..В мае 1960 года при нимается решение:, параллельно . вести проектирование двух крупных носителей.—Н -1, спо собного поднимать 40—50 тонн полезной нагрузки, и Н-11 с грузоподъемностью 60—80 тн. ниЦа, по поводу которой до сих пор ходит немало слухов? В общем-то, она слабо напо минала предшествующие раке ты Королева. Грузоподъемность Н-1 уве личили до 95 тонн. На нижней ступени разместилось 30 дви гателей. Хорошо эго или пло хо? Одни специалисту утверж дают, что хорошо, потому что даже при отказе двух пардви- ды» огибали Л уну и возвра щались на Землю. Оставалось только разместить в одном из кораблей двух космонавтов и можно было бы отправляться п путешествие. Но... «Протон» до этого в пилотируемых полетах никогда , не использовался. Руководство страны решило не рисковать. Работы по Н-1 (Л -3) между тем продолжались. В феврале ПОЧЕМУ НАШИ КОСМОНАВТЫ НЕ ПОБЫВАЛИ НА ЛУНЕ ты, а когда стало ясно, что иг ра проиграна, новый лидер страны Л . Брежнев и его ок ружение решили, что наилуч ший выход из этой ситуации— сделать вид, что никакого со ревнования не было. Сейчас отдельные материалы по этой тематике начинают по являться, но они отрывочны, часто очень субъективны, и, ду мается, пройдет еще немало времени, прежде чем будут воссозданы все перипетии этой человеческой и технической драмы. ...Начало шестидесятых го дов. К полетам па пятитонном «Востоке» готовятся первые космонавты, а у создателя «Востока», ведущего ракетчика страны С. Королева, зреет идея проектирования новогр сверх мощного носителя, способного поднять в космос уже сотню тонн полезирго груза. На ко рабле с такой массой два кос монавта смогут отправиться к Луне, и по крайней мере, у одного из них будет возмож ность побывать на её повСрх- Советская кРёмонавтика в это время на необычном подъеме, люди полны энтузиазма, и-сро- ки поэтому назначили самые оптимические: первый носитель иметь уже в 1963 году, в то - • рой — максимум'к 1967 году. Правда, о луне речи пока не шло. В апреле 1961 года в космос отправился Юрий Гагарин, и примерно.к этому же времени относится принятие' решения о пилотируемом облете Луны, по садка на нее экипажа не пла нировалась. Эту работу пору чили еще одной мощной кос мической фирме, возглавляемой В. Челомеем. Там разрабаты вались свои носители, наиболее известный из них — ракета «Протон». Что касается королевской Н-1, то .сроки се создания бы ли отодвинуты на 1965 Год, а- работы по Н-11 ограничива лись лишь так называемым 5с- кизным проектированием, по сути, лишь чисто бумажным этапом. Что же представляла собой Н-1, загадочная неудач гателей ракета могла продол жать полет, другие говорят, , что плохо, поскольку трудно . добиться синхронной работы столь необычного «пакета». Двигатели для Н-1 проектиро вал известный конструктор авиадвигателей Н. Кузнецов. В целом к созданию суперра кеты было привлечено 500 ор ганизаций 26 министерств и ведомств, из которых только девять относились к компетен ции военно-промышленного комплекса. Говорить об этом .приходится потому, что ве домственная разобщенность, похоже, оказала плохую услу гу общему делу. И еще. На земная стендовая база для от работки элементов носителя и всей ракеты в целом практи чески не создавалась, была ’иа- ' дежда отработать все в про цессе легких испытаний. Неод нократно менялась и сама программа пилотируемого по лета. Первая из них фактически была доведена до конца. Че тырежды автоматические «Зон 1969 года ракета впервые стартовала. Неудачно. Из-за пожара в хвостовом отсеке че рез 70 секунд она перестала набирать скорость. В июле 1969 года американ ский астронавт Нейл Арм стронг ступил на поверхность Луны. Но чуть раньше этого события Н-1 второй раз пред приняла попытку отправиться в полет. Из-за мощнейшего взрыва был разнесен весь стар товый комплекс. При третьем пуске — в июле 1971 года — ракета закрутилась, и двига тели проработали только 7 се кунд. Последний, четвертым старт в ноябре 1972 года принес еще одно разочарование: ракета пошла вроде бы нормально, но через 70 секунд вновь после довал взрыв в хвостовом от секе. Все работы по ракете и по лунной пилотируемой програм ме былй окончательно прекра щены. М ЧЕРНЫШОВ, научный обозреватель ИАН. I 1 V 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz