Кировец. 1990 г. (г. Липецк)
стр. 2 « К И Р О В Е Ц » • Л И Ц О М к Р Ы Н К У |ЛЛУЧАЛЛА/У'ЧЛ“ЛАЛ/'“ЛАЛЛАЛ“ГЧЛЛА/'^ЧЛЛЛЛ/Ч'^ ^ А/VVVVVVVVV^АЛАЛАЛАЛЛЛАЛАЛ/\Л/VУV\ААЛААЛАЛАЛАААЛАЛЛАЛЛ^Л>А ААЛАЛАЛАААААЛАЛААЛАААЛААА/' Сегодн я, несмотря на отчаянное противодействие приверженцев плано во - распределительной э кономики , все более становится очевидным: путь к ры н к у неизбежен. Констатируя этот факт, не ставя его под сом нение, и «в верхах» , и на местах в тоже время всерьез озабочены выра боткой механизма рыночных отношений. Вопросов, на которые пока не найдены ответы, много. Есть они и у генерального директора ПО «ЛТЗ» Н. Г. Загорского. Нашу беседу мы построили на анализе Закона «О предприятиях в СССР», который по замыслу его авторов-членов Верхов ного Совета страны, должен стать ч ут ким и гибким регулятором произ водственных, экономических отношений в новых условиях. КОРР.: — Николай Григорьевич, изучая новый Закон, Вы наверняка сравнивали его с ныне действующим. В чем их основные различия? Н. Г. ЗАГОРСКИЙ: - Надо ска зать, что тот Закон, по которому мы сейчас еще живем, не оправдал себя. Он оказался абсолютно неспособным реагировать на нестандартные ситуа ции, то и дело возникающие в пов седневной действительности. Его же сткая конструкция, предельно огра ниченные рамки, не давали возмож ности принимать правильные реше ния, сужали поле предприниматель ской деятельности. Закон частенько «конфликтовал» с передовыми идея ми хозяйствования, а к настоящему моменту и вовсе превратился в ка мень преткновения, который ни обой ти, ни объехать. В сравнении с ним новый документ гораздо прогрессивнее, справедливее что ли. Во-первых, он уравнивает в правах все без исключения предприя тия: государственные, кооперативные, акционерные, арендные и другие, что очень важно в стартовых условиях рыночных отношений. Во-вторых, предоставляет значительно большую самостоятельность в проведении хо зяйственной, экономической полити ки,- не зависящей от диктата органов местного самоуправления. Отношения с ними предполагается строить на сугубо демократической основе, регу лируемой экономическими рычагами. Разумеется, непросто будет преодо леть годами культивируемый команд но-административный подход, но ср временем, думаю, все станет на свои места. В-третьих, мы, руководители, наконец-то получаем право без вме шательства извне проводить кадро вую политику, по своему усмотре нию подбирать, передвигать, повы шать и понижать должностных лиц, в частности, заместителей, а также специалистов, мастеров. Может воз никнуть опасение, что на практике это приведет к ведомственным пере гибам, самоуправству. Не думаю Потому что любой руководитель, из вините, если он не дурак, заинтере сован в поддержке высокопрофессио нальных кадров, способных ориенти роваться в сложной экономической обстановке. Нынешняя же рекомен дательная практика, которая, кстати, удивительно живуча, кроме вреда ни чего не дает. Не случайно, именно четвертый раздел, регулирующий вопросы назначения и освобождения руководителей и должностных лиц, вступил в силу с момента опублико вания Закона, тогда как все осталь ные его положения начнут действо вать с 1 января 1991 года. Однако, хотя раздел «работает», мы продол жаем сталкиваться с иными примера ми. КОРР.: — Перечисленных Вами преимуществ достаточно для того, чтобы сказать: Закон полностью от вечает требованиям дня, готов дейст вовать в условиях рынка? Н Г. ЗАГОРСКИЙ: — К сожале нию, положительно ответить на этот вопрос не могу. Если реалистично оценивать Закон, то не трудно обна ружить в нем целый ряд изъянов, не соответствий, которые не только на стораживают, но и вынуждают пред принимать конкретные шаги, направ ленные на корректировку, а то и из менение отдельных статей. Например, скоро в Тольятти состоится Всесоюз ное совещание представителей Со ветов трудовых коллективов, которое в числе прочих рассмотрит и вопрос о внесении изменений и дополнений в Закон «О предприятиях в СССР». На это совещание мы направляем своих представителей, владеющих вопросами экономики. С чем вер нутся они оттуда — не знаю, но мне хотелось, чтобы была внесена яс ность в следующие моменты. В Законе отсутствует такое поня тие, как «госзаказ». Но это вовсе не означает, что предприятие освобож дается от поставок своей продукции государству. Насколько мне известно, на следующий год нашему коллекти ву будет доведен госзаказ в размере не менее 89 процентов общего объе ма. Согласен, хотя процент велико ват, конечно. Но... Тракторы завод продает по твердым оптовым ценам, а комплектующие изделия приобре тает по договорным. Есть все опасе ния полагать, что в один прекрасный момент суммарная цена комплектую щих изделий окажется выше, нежели цена самого трактора. Тогда произ водственная деятельность потеряет всякий смысл. Допустить такого нельзя Выход здесь один. Планируя госзаказ на конечную продукцию, одновременно надо доводить его и' до предприятий-изготовителей, пред- ириятий-поставщиков комплектующих изделий. В противном случае в на шей экономике возникнут серьезные перекосы, исправить которые впослед ствии будет непросто. Причем, проб лему надо решать незамедлительно, времени остается крайне мало. Царя щая неразбериха не дает возможнос ти заводу заключать договора на сле дующий год. Из полуторы тысячи договоров на сегодняшний день мы заключили лишь один по металлу и 19 по комплектующим изделиям. Может статься и работать-то будет нечем. Я привел один пример, который, на мой взгляд, уже говорит о сла бых местах в Законе. Но у меня и у моих коллег есть еще ряд претензий, которые возникли к документу имен но на почве грядущих рыночных от ношений. Надеюсь, что основную часть вопросов снимет Всесоюзное совещание в Тольятти, а наше пра вительство прислушается к мнению его участников. Ведь собираются там люди, которые хорошо владеют предметом разговора, имеют богатый опыт практической деятельности. КОРР.: — Сейчас активно дебати руются, в отличии от прежних вре мен, решения правительства, касаю щиеся развития производства. В этом плане показательно письмо многих руководителей крупных предприятий автомобильного и сельскохозяйствен ного машиностроения страны Предсе дателю Совета Министров СССР Н. Н.’ Рыжкову, опубликованное в «Правде» от 25 августа нынешнего года. Под письмом стоит и Ваша подпись... Н Г. ЗАГОРСКИЙ: — Я без ко лебаний подписал это обращение, по скольку оно в полной мере отражает и мои тревоги. Мы научились с по разительной легкостью разрушать го дами создаваемое, не задумываясь над последствиями. Вот и сегодня некоторые горячие головы, одержи мые рынком, готовы пустить под снос министерства, в том числе и министерство автомобильного и сель скохозяйственного машиностроения, а предприятия, находящиеся в его подчинении, растащить по республи канским и региональным ведомствам. Сейчас, когда нам предстоит прео долеть барьеры сложнейшего пере ходного периода, лично мне такой шаг представляется безрассудным. Как же можно одним махом разру шить устоявшиеся связи, лишить предприятия производственных и экономических контактов! А сможем ли мы обойтись без координирующе го органа? Сомневаюсь. Считаю, что в данный момент ми нистерство просто необходимо. Дру гое дело, оно должно изменить свои функции в новых условиях хозяйст вования. Предложения на этот счет мы изложили в письме. КОРР : — Закон «О предприятиях в СССР» предполагает, как Вы ска зали, иные взаимоотношения с орга нами местного самоуправления Что иод этим подразумевается? Н Г. ЗАГОРСКИЙ: — Если в двух словах, то командно-админист ративный стиль работы по-прежнему характерен для партийных и совет ских органо’в. За годы перестройки тут мало что изменилось Политика указующего перста продолж а е т иметь место, хотя в последнее время онА чаще принимает рекомендатель ные формы. Нагляден пример с за местителем генерального директора по кадрам Н. Т. Воротниковым. Его, как известно, горисполком рекомен довал освободить от должности, как не обеспечившего- механизаторами хозяйства Усманского района на пе риод жатвы Известно, что с уборкой хлебов в области сложилась крити ческая ситуация, что без помощи го рожан селу не обойтись. Мы с пони манием отнеслись к нуждам хлебо робов Сняли с производства людей, отправили в колхозы и совхозы Ус манского района. Однако, местное руководство посчитало, что разна рядку завод не выполнил. В горис полком поступила соответствующая информация Результат «разбира тельства» известен Нашли крайнего Им оказался Н. Т Воротников — человек, который являет собой обра зец исполнения служебных обязан ностей. К тому же, когда начали разбираться на месте, оказалось, что людей наших в Усмани достаточно, работают они хорошо. Рекомендуя администрации завода освободить зама от занимаемой должности, горисполком, мягко гово ря, превысил свои полномочия Ведь четвертый, и уже действующий, раз дел Закона гласит, что решение по добных вопросов — прерогатива ад министрации и Совета трудового коллектива. Выходит, законы писаны не для всех? Вообще с горисполкомом у нас складываются довольно не простые отношения. На просьбы оказать со действие в решении того или иного вопроса, как правило, получаем от каз. За примерами далеко ходить не буду. Вот уже который месяц тянет ся волокита с отведением площадок под строительство жилья и общежи тий. Завод испытывает острейший дефицит в кадрах рабочих массовых профессий. Жилье нужно позарез. Однако, ссылаясь на мнение эколо гов, площадок под строительство до мов горисполком не выделяет. Мне глубоко понятны аргументы защит ников чистого воздуха, но ведь в том районе, о котором идет речь, в настоящее время проживают люди, проживают в строениях барачного типа, в примитивных сантехнических условиях. Разве они не заслужили лучшей участи? К тому же, развивая жилищное строительство в этом рай оне, мы предлагаем одновременно и комплекс экологических’ мероприятий со своей стороны Надеемся, что ана логичные шаги предпримет и НЛМК, производства которого в немалой степени способствуют засорению ат мосферы Почему бы горисполкому не прислушаться к нашим доводам? Ан нет. Вопрос рассматривается од нобоко, без учета реальной перспек тивы. И еще. Завод регулярно произво дит отчисления с прибыли в местный бюджет. Каздлось бы, определенная часть средств должна отпускаться на коммунальное обустройство поселка тракторостроителей Насколько глу боко проявляется забота о его жите лях, можно судить по разбитым до рогам, необустроенным остановкам общественного транспорта, другим приметам внешнего и внутреннего быта. Мы часто повторяем, что жизнь разрушает устоявшиеся стереотипы. . Но порой выдаем желаемое за дей ствительное Мне бы очень хотелось, чтобы процесс ломки и нарождения новых отношений проистекал актив нее. Пока, откровенно говоря, дело движется со скрипом. Как-то под настроение взял и начал читать кни гу приема телефонограмм. Завел ее несколько лет назад. Мало утеши тельного поведали страницы этого своеобразного документа Вызовы к высокому начальству, бесконечные совещания в обкоме, горкоме, обл- и горисполкоме не только не сократи лись в количественном измерении, а, как мне показалось, увеличились. Причем, вспоминая некоторые из них, приходишь к выводу: боль шую часть вопросов можно было ре шить одним телефонным звонком. Сколько драгоценных часов, сложив шихся в недели, месяцы потрачены попусту! И сколько будет потрачено еще? В условиях рынка, полагаю, цена рабочего времени возрастет вдвойне, а то и втройне. КОРР.: Николай Григорьевич, поль зуясь случаем, я хотел бы задать Вам тако,й вопрос. Как будут строиться в дальнейшем взаимоотношения кол лективов завода и редакции газеты «Кировец»? Ведь вступивший в сцлу с 1 августа Закон о печати ‘ предос тавляет журналистам определенные свободы. Н. Г. ЗАГОРСКИЙ: Если вни мательно вчитаться в оба Закона, то между ними легко перебросить мос тик. Документы не противоречат друг другу, наоборот, имеют точки соприкосновения, открывают путь к самостоятельности. Сейчас мы дума ем кад тем, как помочь вашему кол лективу. Кое-что уже наметили. Ре шили вывести редакцию из-под опе ки заводских финансовых органов, дать возможность ей зарабатывать средства и расходовать их по своему усмотрению. Источники доходов вы определяйте сами. Думаю, что основ ным станет реклама. Все расходы по выпуску газеты, оплате труда ее сотрудников администрация берет на себя Экономической службе пред приятия дано поручение подсчитать все затраты. Сумеете заработать сверх этой суммы — деньги ваши. Завод берет на себя обязательства по дальнейшему развитию матери альной базы редакции и типографии. На контроле сейчас вопрос перевода коллективов в другое, более приспо собленное помещение. Есть ряд пред ложений, которые анализируются службой технического директора Н. Г. Чернышевица. Помимо этого, разрабатывается комплекс мер, на1 правленных на расширение, осовре менивание издательского дела. Что касается стдтуса газеты, здесь необходимо ефе подумать. Скорее всего функции ее учредителя возьмет на себя Совет трудового коллектива. Когда определимся окончательно, по говорим на эту тему более предмет но. Беседу вел Д. БЕЛОКОПЫТОВ НАКАНУНЕ Б ОЛЬШИХ ПЕРЕМ ЕН \ V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz