Кировец. 1990 г. (г. Липецк)
с т р . 2 « К И Р О В Е Ц » ДИСЦИПЛИНА -НАЧАЛО НАЧАЛ > О С ТАЕТ СЯ РАСПИСА Т ЬСЯ В БЕССИЛИИ? Поводом для нашего визи та в третий тракторный цех послужила информация отдела кадров о состоянии трудовой дисциплины и общественного порядка. Цифры, приведенные в справке за семь месяцев ны нешнего года, не говорили, а буквально кричали о крайне критической ситуации в под разделении. Вот некоторые из них: потери рабочего времени составили за анализируемый период 129 человеко-дней, про гулов совершено 32. Для на глядности и убедительности- покажем прошлогодние дан ные. Тогда за семь месяцев по тери рабочего времени исчис лялись 29 человеко-днями, а прогулов было зафиксировано всего 15. Чем ж объяснить по истине гигантские скачки? За ответом на этот вопрос мы от правились с начальником бюро отдела кадров В Е. Чистяко вым в коллектив Справедли вости ради надо заметить, что «отличается» в столь незавид ном деле не он один. Автомат ный, тракторный № 4 цехи тоже здесь преуспевают, но лидерство третьего в дисцип линарной сводке абсолютно бесспорно. — Что предпринимаем? — переспросил заместитель на чальника цеха С П. Шмелев. —А что мы можем сделать, когда народ разбегается, рабо тать становится некому? Ухо дят лучшие кадры, а остают ся... Сергей Петрович, видимо, не сумел сразу подобрать слов, но и без них было ясно, кто остается Выдвинув ящик сто ла и достав оттуда солид ную стопу стандартных листов, передал ее нам. Документами оказались, в основном, заявле ния на расчет, причем, «датиро ванные августом. Как-то не совсем верилось, что за поло вину м|сяца столько рабочих решило’ расстаться с цехом. Среди безрадостных свидетель ств утечки кадров, мы обна ружили и две любопытные до кладные. Одна — от мастера шестого участка Ю В Череш- нева — повествует, что токарь В. Савин 13 августа изволил явиться на работу аж во вто рой половине дня. Но не бро сился наверстывать упущенное, заглаживать свою вину, а слегка потрудившись, досрочно закончил смену, не выполнив, разумеется, задания. Содержа ние второй докладной еще бо лее удручающее. Некто В. Быстров, работающий на пер вом участке сверловщиком, посчитал возможным вообще не появляться в цехе с 3 по 10 августа. Причина неизвест на. В обеих документах просьба к С П Шмелеву разобраться и принять меры по свершив шимся фактам — А что толку разбираться? —вступил в разговор началь ник первого участка А. М Ба рышников, ,он же председатель цехкома. — Не раз обсуждали прогульщиков, совестили, нака зывали, припугивали увольне нием по 33-й статье. Но реак ции — никакой. «Увольняй, начальник», — говорят, да еще с такой издевкой в голосе, что начинаешь сомневаться в сво ей правоте. Мы не хотели бы расписываться в собственном бессилии, но приходиться при знаться: применяемые нами формы и методы администра тивного и общественного воз действия результатов не при носят. 1 Действенность их прак тически равна нулю. Видимо, сказывается еще и то обстоя тельство, что обсуждаем од них и тех же лиц, которые и к увещеваниям привыкли, и быть наказанными выговором, рублем не боятся. Иных средств наши законодатели по ка не выработали. — Люди просто потеряли совесть, морально деградиро вали, — продолжала мысль и. о. начальника. БТЗ Г. Е. Давыдова. — Раньше помнит ся обсуждение на товарищес ком суде или цехкоме расце нивалось провинившимися как пытка, как публичный позор. До другого раза дело, как правило, не доходило. А как мы сами переживали, когда видели, что человек раскаива ется, что его проступок — не более, чем случайность. Нынче же наблюдаю картину полного морального растления Какие там обязательства перед кол лективом, обществом? Отчего такое равнодушие и презрение к нормам производственной жизни? Сколько раз задавала себе этот вопрос, не могла на него ответить. Не могу и сей час. Не помню. Можно понять боль людей, которые проработали в цехе не один десяток лет, они вос питывались в другой атмосфе ре, на других примерах. Мож но понять их бессилие перед стеной хамства. Но неужели нет выхода из создавшегося положения? Выход есть. Так считают все участники разговора. НА он, этрт выход, находится за се мью печатями нерешенных и нерешаемых производственно - социальных проблем. Почему уходят квалифицированные кадры? Да потому, что неудов- летворяют условия труда и заработная плата. Они совер шенно осправедливо считают, что в другом месте их профес сиональные качества оценят более достойно. А где социаль ные гарантии? Двадцать пять лет ждала квартиру одна из работниц цеха! Дождалась. Однако, у всякого ли хватит сил выдержать многолетние скитания по общежитиям и чу жим углам? Добавьте к этому старое изношенное оборудова ние, постоянную нехватку чего бы то ни было, работу в вы ходные дни, и ситуация в цехе № 3 станет вполне объясни мой. Не придется тогда обви нять людей в отсутствии пат риотизма, причислять их к ка тегории «летунов». Я не гово рю о тех, о ком так красноре чиво повествуют докладные за писки. Речь идет о других, чьи росписи стоят под текстами за явлений на расчет. О них нуж но заботиться. А может, нуж но было? Нет, еще, пожалуй, не совсем поздно. Только по торопиться придется. В про тивном случае процесс массо вых увольнений не остановить. На сегодняшний день в тракторном цехе № 3 не хва тает 66 человек. В первом по лугодии рассчиталось 77 рабо чих. Пришло 33. Пришли большей частью случайные люди, потенциальные прогуль щики и нарушители. Д. МИХАЙЛОВ О ЧЕМ ГОВОРЯТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОГДА «ДОКОПАЕШЬСЯ» ДО ПРИЧИН... Проблемы трудовой дисцип лины в последнее время приобрели особую актуаль ность. Экономическая роль дисциплины труда очевидна. Ослабление воспитательной работы в коллективе, к сожа лению, не может быть компен сировано ни повышением мате риальной заинтересованности, ни ужесточением мер за нару шение производственной дис циплины следования — состояние произ водственной дисциплины ра ботников четырех цехов объ единения: тракторного ЛЬ 1, це ха переработки и хранения ма териалов, железнодорожного и сборки тракторов, а также ус ловия и факторы, оказываю щие на нее прямое или кос венное влияние. По данным отдела кадров справка о потерях рабочего времени от прогулов за 1-ые полугодия 1989 и 1990 года такова: 1990 год 37 чел. 66 дн. 216 18 чел. 23 дн. 49 Предмет настоящего ис- 1989 год Тракторный № 1: прогульщиков — 27 чел. прогулов — 49 дней прогуло/дни — 118 ЦПиХМ прогульщиков — 24 чел. прогулов — 38 дн. прогуло/дни — 92 ЖДЦ прогульщиков — 33 чел. прогулов — 61 дн. прогуло/дни — 92 Сборка тракторов прогульщиков — 52 чел. прогулов — 97 дн. прогуло/дни — 305 Социальный портрет анкетируемого: Опрошено мужчин % женщин Тр-—1 — 50 ЦПиХМ • — 62 ЖДЦ — 50 Сб. тракт. — 65 Средний стаж работы (лет): Тр-—1 — 28 ЦПиХМ 1— 15,2 ЖДЦ — 16,9 Сб. тракт. — 15,8 Средний возраст (лет): Т р .-1 — 42 ЦПиХМ — 38 ЖДЦ — 37 Сб. тракт. — 39 27 чел. 38 дн. 50 74 чел. 119 дн. 293 % 50 38 50 35 По вышеуказанным данным уже имеющие и жизненный видно, что принимали участие опыт, и большой стаж работы в анкетировании работники на заводе. РЕСПОНДЕНТЫ ХАРАКТЕРИЗУЮТ И СВОЮ РАБОТУ: 33 процента анкетируемых тракторного цеха № 1 видят свою работу интересной, требу ющей смекалки и творчества. Также считают 43 процента опрошенных из цеха сборки тракторов, а вот в Ж Д Ц ни один йз работников так не считает. Работа спокойная, не требу ющая особого напряжения — так считают 30 процентов ра ботников ЖДЦ, 23 — из ЦПиХМ, 20 — из тракторно го 1, 17 — из цеха сборки тракторов. Работа монотонная, одно типная, скучная: так отметили 48 процентов респондентов це ха сборки тракторов, 29 — тракторного цеха № 1, 20 — из ЖДЦ и 10 — из ЦПиХМ. Работа тяжелая: считают 50 процентов опрошенн ы х из ЖДЦ, 24 — из ЦПиХМ; 18 — со сборки тракторов и 8 из тракторного цеха № 1. На вопрос: когда вы слыши те или читаете что-то хорошее о нашем объединении, как на это реагируете? Обсуждаю с товарищами: 52 процента анкетируемых из ЦПиХМ, 46 из тракторного ЛЬ 1, 37 — со сборки тракторов, 30 - из ЖДЦ. Воспринимаю с гордостью: таков ответ 29 респондентов из тракторного цеха ЛЬ 1,20 со сборки тра кторов , 14 и из ЦПиХМ и 10 из ЖДЦ. Отношусь критически: отме тили 30 процентов работников ЖДЦ, 29 из ЦПиХМ, 24 опро шенных цеха сборки тракторов и 17 тракторного цеха № 1 И вовсе не обращают внима ния: 30 процентов отвечающих на анкету из ЖДЦ, 19—сборки тракторов, 8—тракторного це ха ЛЬ 1, 5 — ЦПиХМ. Итак, по ответам видно, что в исследуемых коллективах ра ботники по-разному реагируют на события, происходящие на нашем заводе: в тракторном цехе ЛЬ 1 и ЦПиХМ анкети руемые более положительно относятся к заводским делам и немного негативное отношение у работников ЖДЦ и сборки тракторов, так как преоблада ет ответ голосов, которые от носятся критически или не об ращают внимания на внутриза водские события (например, из опрошенных в ЖДЦ 60 процен тов ответили именно так). Учитывая добросовестное за полнение анкеты, свое личное нарушение производственной дисциплины респонденты пока зали так (учитывается случай ная выборка по цехам): 29 процентов работников ЦПиХМ имели прогул или несколько прогулов в течение года, 8 процентов опрошенных трак' торного цеха ЛЬ 1 так же по казали свои прогула, лишь 2 процента работников ц е х а сборки тракторов признались в этом, и только в ЖДЦ ни од на анкета не попала в руки прогульщика. Но зато 40 про центов опрошенных ЖДЦ от метили свое опоздание на ра боту, 30 — нарушение техники безопасности. По ответам на этот вопрос определяется какой контингент работников цеха принимал участие в анкетировании. Са мым «благоприятным» выгля дит тракторный цех ЛЬ 1 — здесь 72 процента респонден тов не имели нарушений, хотя по справке отдела кадров за 1 полугодие 1990 года явно ви ден ррст числа прогульщиков (27 чел в 1989 г. — 37 чел. в 1990 г ) . И в цехе сборкй тракторов картина такая же. 57 процентов опрошенных не имели нарушений производст венной дисциплины, а число прогульщиков возросло с 52 чел в 1989 г. до 74 чел. в 1990 г. (в первом полугодии). Хорошую оценку дают опро-. шенные тракторного цеха ЛЬ 1 работе администрации своего цеха (71 процент голосов). Профсоюз, по их мнению, ве дет тоже хорошую работу с нарушителями дисциплины, так считают 29 процентов анкети руемых, 96 процентов опро шенных этого же цеха плохую оценку работы с нарушителя ми дисциплины дают комсо мольской организации; 50 про центов — парторганизации и 84 процента — наставникам. Хорошо и удовлетворительно ставят работники ЦПиХМ ра боте адиминистрации. В этом цехе оценка более сглажена: удовлетворительно оценили 57 процентов опрошенных работу администрации; 81 процент — удовлетворительно ценит рабо ту парторганизации. В ЖДЦ респонденты оцени ли удовлетворительно только работу администрации, а 50 процентов опрошенных плохую оценку дают работе парторга низации и 40 — профсоюзной. В цехе сборки тракторов оценка работы администрации с нарушителями дисциплины удовлетворительная. Опрошенные во всех четырех цехах отмечают наиболее эф фективные меры борьбы с нару-' шителями дисциплины. По мнению работников трак торного цеха ЛЬ 1, лишение премии — наиболее эффектив ная мера, так же считают в ЖДЦ. Тракторосборщики счи тают, что материальное воздей ствие на работника наиболее эффективно. 38 процентов опрошенных в ЦПиХМ отметили перевод на нижеоплачиваемую работу, 32 процента сборщиков считают так же Перенос очереди на кварти ру, так считают 24 процента опрошенных из ЦПиХМ, 20— из ЖДЦ, 26 — из цеха сборки тракторов. Действенной мерой является беседа руководителя с наруши телями, считают 17 процентов работников тракторного цеха ЛЬ 1, 33 — из ЦПиХМ и 31 —сборщиков. Увольнение с завода: 40 процентов работников ЖДЦ и 35 опрошенных со сборки тракторов — считают одной из луших мер борьбы с нару шителями дисциплины. Кроме этих мер, отмечают еще и такие, как обсуждение на собрании, публикация в це ховой стенгазете, заводской га зете «Кировец», обсуждение на товарищеском суде, отказ в льготных путевках, перенос срока отпуска. По мнению анкетируемых, причины мешающие добиваться ликвидации нарушений дисцип лины в коллективе следующие. Плохие условия труда, так считают 50 процентов работни ков тракторного цеха ЛЬ 1 и 54 — цеха сборки тракторов. Недостатки в организации труда: отмечают 37 процентов сборщиков, 24 — работников ЦПиХМ и 30 ЖДЦ Пассивность товарищей по отношению к нарушителям, считают 60 процентов из ЖДЦ, 38 — из тракторного цеха ЛЬ I, 32 из ЦПиХМ Сборщики считают, что су ществующие недостатки у са мих руководителей коллекти вов мешают ликвидировать нарушения дисциплины, а еще само безразличное отношение прогульщиков к своим обязан ностям создает для прогулов благоприятную почву. А теперь об отношении то варищей по работе к члену коллектива, если он нарушает трудовую дисциплину, анкети руемые тракторного цеха ЛЬ 1 заняли следующую позицию. Появление на работе колле ги в нетрезвом состоянии 38 процентов опрошенных осуж дают, но вслух не говорят, 25 — высказываются на собрани ях при обсуждении нарушите ля, 21 — высказывают свое недовольство в лицо провинив шегося сразу и 16 — вовсе не осуждают, потому что может случиться с каждым из них. (Продолжение на 3 стр.) *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz