Кировец. 1990 г. (г. Липецк)

Кировец. 1990 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » / * чг с тр . 3 НО ВИ Н К И НАУ К И И Т ЕХНИ К И С Д Е Л А Н О В С С С Р «САЛАМАНДРА», «ОЛИМПУС» И ДРУГИЕ ...Л опнувший болт, срезанная шпилька, треснувшая ось — и сложная машина выходит из строя. Крохотная раковина, не­ значительное нарушение техно­ логии при выплавке стали, ее прокатке или термообработке — этого бывает достаточно, чтобы металлический стержень сломался. Как избежать этого? Выбо­ рочные проверки стопроцент­ ной гарантии не дают. Те же болты на испытательных стен­ дах ломают по десять или по сто штук из каждой тысячи. Считается, что если среди них нет ни одного бракованного, то вся партия отвечает техничес­ ким требованиям Но невоз­ можно же проверить каждый болт... — Почему невозможно? Мы, например, умеем это делать, — говорит В Комаров, заведую­ щий лабораторией электромаг­ нитных явлений Ижевского фи­ зико-технического института Уральского отделения АН СССР — Вот вам прибор, вот гвоздь. Испытывайте. Это оказалось на удивление просто. Берешь гвоздь или про­ волоку, да любую цилиндри­ ческую деталь, вводишь ее на мгновение в специальный дат­ чик, и тут же осциллограф ри­ сует диаграмму. Каждый раз другую. Рядом на табло вспы­ хивают цифры. И диаграммы и цифры показывают прочность изделия. Работать с таким прибором рядовой контролер ОТК нау­ чится за несколько минут. А чтобы создать его, потребовал- СО ВСЕГО СВЕТА ВОТ э т о ЭКОНОМИЯ! Проведенные отделами тран­ спорта и природных ресурсов штата Айова (США) двухлет­ них исследований стоимостью 3 мл).', долларов показали, что полная автоматизация управле­ ния дорожными светофорами принесет годовую экономик) расхода бензина около 4 млн. литров. Для проведения исследова­ нии' была создана автоматизи­ рованная система управления, охватившая светофоры на 306 из 1904 перекрестков. Сравне­ ние результатов, полученных до и после ввода системы в действие, показало, что водите­ лям, совершающим регулярные поездки, пришлось делать на 148 млн. меньше остановок в течение года, что обеспечило экономию I млн. литров бен­ зина. В СЕГО ЛИШ Ь Т РУ БК И Английская фирма «Пауер- плас» . создала устройство, для бензиновых и дизельных двига­ телей, которое повышает их кпд до 93%, а содержание вредных веществ в выхлопных газах снижается на 50%. А все устройство — трубка ив олова и металлических спла­ вов, которая вставляется меж­ ду топливным баком и двига­ телем. Под воздействием олова происходит расщеплете мо­ лекул двигателя, в результате чего обеспечивается более пол­ ное сгорание. ОТ Х О ДЫ 8 Д ЕТАЛ И фирма «Нэшцл уэйрт техр(ы Лоджи*. (Ньк>-Иорк) приобрела за Ю или долларов лицензию фирмы • ««Эдванса рисайкапнг технолоджи» (Бельгия) на тех­ нологию, экструзионной перера- ся не один год, хотя начались исследования с общеизвестных явлений. Если металл облучить электромагнитным полем, его поверхность начинает коле­ баться А колебания твердого тела рождают акустические волны. В воздухе скорость зву­ ка одинакова, в металле она меняется в зависимости от ме­ ханических свойств. Это рождало большие на­ дежды. Казалось бы, чего про­ ще? Облучай металлические из­ делия электромагнитными вол­ нами, «лови» рожденные ими волны звуковые и определяй их скорость в материале. Все это наука давно умеет. А компьютер тут же по скорости звука определит прочность. Бо­ лее того, если в изделии есть трещины, пустоты, раковины, осциллограф тут же покажет их на диаграмме по изменению времени пробега звука. Конт­ роль универсален: и механи­ ческие свойства изделия, и внут­ ренние дефекты материала как на ладони. — Не так все просто, — улыбнулся Владимир Александ­ рович. — Еще в шестидесятых годах родилась эта идея, но только недавно удалось ее реа­ лизовать. Если говорить корот­ ко, мешали другие физические явления. Одно иэ них — сила Лорен­ ца. Под ударами электромаг­ нитного поля электроны под­ нимают бунт — срываются с привычных трасс, закручивают­ ся в вихри. Или магнитострик- * ция, при которой поверхность ботки вторичного пластмассо­ вого сырья, из которого нала­ жено производство автомо­ бильных бамперов, дорожных ограничителей, шлагбаумов, ограждений и т. п. В конструкцию экструзион­ ного пресса входят автомати­ ческое прессовочное устройст­ во, смесительные бункеры и выгружающий механизм. При этом адиабатический экструдер с пневматическим приводом выдает трубчатые заготовки, поступающие в охлаждающий бак с водой. С помощью прес­ са можно получать заготовки длиной до 3,6 м с поперечным сечением 150x150 мм при про­ изводительности 90—180 кг в час, П РО ЗРА ЧН А Я КЕРАМИКА Режущим инструмент из ок­ сида алюминия широко исполь­ зуется для обработки пласт­ масс и сверхпрочных сплавов. Однако, как любая керамику, оксид алюминия может неожи­ данно разрушаться, и прихо­ дится периодически подвергать режущий инструмент рентге­ новскому контролю для обна­ ружения структурных разруше­ ний. Специалисты японской фир­ мы «Тосиба таЧА'алой» изгото­ вили прозрачный оксид алюми­ ния, через лист из которого толщиной 1 мм можно читать печатные тексты. В такой ке­ рамике трещины можно обна­ руживать визуально, без ис­ пользования ультразвуковой аппаратуры. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КЛЮ Ч фирма « Тр итон энтерпрайз шггернэшнл» предлагает уни­ версальный гаечный ключ, за­ меняющий 22 обычных ключа разных размеров. Этот ключ состоит из собст­ венно разводного ключа и стальной рамки, в которой пе­ ремещаются подвижные линей- вещества начинает вибриро­ вать, сжимаясь и расширяясь При этих явлениях возникают свои акустические волны. Они накладываются друг на друга — попробуй разберись в таком хаосе взаимных воздействий. Над этим работают исследова­ тели многих стран. Коллективу лаборатории удалось продви­ нуться дальше других. Первые установки уже действуют на уральских предприятиях. — Можно считать, что проб­ лема стопроцентного бескон­ тактного контроля прочности болтов, шпилек, других ци­ линдрических изделий решена, — говорит В. Комаров. — Они пролетают через датчик, уста­ новленный в технологическом потоке. Если прибор показы­ вает отклонение от заданных свойств, автоматика тут же сбрасывает бракованную де­ таль в бункер. — Но ведь болты, шпильки, оси — лишь капля в морс от­ ветственных деталей машино­ строения. — Разумеется. Но мы и не ограничиваемся ими. Вот перед вами уже готовая к внедрению установка для бесконтактного определения механических ха­ рактеристик листовой стали. Очень важно, чтобы прочность листа была одинаковой во всех направлениях. Это же свойст­ во необходимо для трансфор­ маторной стали, деталей гидро­ локаторов, других приборов. Так что, как видите, диапазон акустического контроля расши­ ряется. ки из нержавеющей стали. На каждой из тих нанесены деле­ ния в миллиметрах и дюймах. Инструмент можно регулиро­ вать для гаек размером от 6 мм (1/4 дюйма) до 24 мм (15/16 дюйма). Новый ключ прочен, надежен и обеспечивает захват четырех граней гаек. НОВЫЙ СПОСОБ ОЧИСТКИ Для удаления жира с по­ верхности металлических дета­ лей применяются, в основном-, хлорированные растворители. А это связано с дорогостоящими мероприятиями по охране ок­ ружающей среды. На шарикоподшипниковом заводе в Гетеборге (Швеция) при очистке металлических де­ талей обходятся без раствори­ телей. Здесь детали очищаются в ходе четырехступенчатого процесса. Сначала они промы­ ваются водным раствором, со­ держащим 3% поверхностно­ активных веществ при 50—60°С. Затем подвергаются воздейст­ вию ультразвука и направляют­ ся в охладительную ванну, на­ полненную обезвоженным мас­ лом. На последней стадии де­ тали сушатся струей воздуха. С Л У Ж А Т ВДВОЕ БОЛЬШ Е Вдвое дольше обычных слу­ жат подшипники, разработан­ ные американской фирмой «Иыо-Гемпшир болл биарингз». Они изготовлены из нового сплава на основе нержавеющей стали с большим содержанием углерода и хрома, обладающе­ го стойкостью к коррозии и другими высокими характери­ стиками. Долговечность и отличное ка ­ чество поверхности нового сплава, получившего обозначе­ ние «ДД»; обеспечивает отсут­ ствие в нем первичных карби­ дов. Большой интерес вызвала выставка самодеятельного тех­ нического творчества, органи­ зованная ВОИР в Карагандин­ ском Доме науки и техники. Более 250 изобретателей и ра­ ционализаторов представили здесь свои разработки. Осо­ бое внимание привлекли ори­ гинальный автомобиль «Сала­ мандра» Г. Дика, универсаль- ВИРАЖИ «Водомерка» — так называ­ ется оригинальный гидромото­ цикл, созданный в Николаев­ ском судостроительном инсти­ туте. Маневренный и скорост­ ной аппарат на подводных крыльях легко помещается в Более 1500 километров га­ зопроводов из полиэтиленовых труб уже построено и успеш­ но эксплуатируется в нашей стране. Цифры, прямо скажем, пока не впечатляющие. Мы еще значительно отстаем от развитых стран, где полиэти­ леновые трубы находят ши­ рокое применение в систе­ мах газоснабжения. Это позво­ ляет экономить значительное количество металла. Кроме то­ го, пластмассовые трубы не ный мини-трактор А. Пустова- рова, персональные компьюте­ ры «Радиотехника» и «Олим­ пус» А. Лашманова и В. Калу­ гина, универсальный свароч­ ный аппарат В. Ткачева. По мнению специалистов, зало­ женные в этих разработках технические идеи могут найти широкое применение. НА ВОДЕ обыкновенном туристском рюк ­ заке. Весит он чуть больше пу­ да, а развивает скорость до 25 километров в час. Одна из Николаевских вер­ фей собирается .выпустить опытную партию «Водомерок». боятся коррозии, значительно устойчивее к разрушительным действиям при гидравлических ударах, при колебаниях почвы в сейсмически опасных зонах. Именно поэтому Госкомитет по топливу Молдавии, где зем­ летрясения принесли значи­ тельный ущерб, в содружестве с Саратовским институтом «ГипроНИИгаз» приступили к строительству полиэтиленовых газопроводов по всей респуб­ лике. МЕНЬШЕ, ПРОЩЕ, НАДЕЖНЕЕ Полностью доказал свои преимущества созданный в Московском энергетическом институте новый тип усилителя — оптомагнитный. В первую очередь его ста­ нут использовать в волоконно- оптических линиях связи: что­ бы сигнал не затух, его мощ­ ность надо поддерживать. Но­ вое устройство намного про­ ще прежних, работает без тра­ диционных полупроводнико­ вых и вакуумных элементов. Только один его каскад уси­ ливает сигналы в миллионы раз, причем в любом диапа­ зоне — от инфракрасного до ультрафиолетового. Но линии связи не единст­ венная область применения но­ вого усилителя. На его основе в МЭИ созданы бесконтактные системы автоматики и управ­ ления, например, для регули­ ровки генераторов и электро­ двигателей. Ч У Д О — Ф И Л Ь Т Р Ы В томском НИИ полупроводниковых приборов ведутся ис­ следования пористых фильтрующих материалов для газов и жидкостей, полученных из смесей порошков различных ме­ таллов методом самораспространяющегося высокотемператур­ ного синтеза. По сравнению с обычными, у новых материа­ лов более высокая пористость, жаростойкость, механическая прочность. На сним ке : ведущий инженер Д. Калмыков (слева) и главный энергетик А. Миносов. К Ч И Т А Т Е Л Я М : Эту страницу подготовили: специалисты журналистског агентства «ГЛ АСНОСТЬ» при Союзе ж урналис тов СССР. А гентство может помочь решить многие вопросы : — разработать фирменный стиль, рекламный буклет; — выслать справочник обо всех иностранных представт тельствах в Москве (дипломатические, торгово-промышленны международные организации); — енть рекламный, документальный, учебный кино- ил видеофильм с любым количеством копий. Адрес для за я во к : 1 2 3 2 4 2 , М осква , пл . Восстания , 1, а / 3 7 1 . Телефоны: 928-83-19 , 928-25-11 . • ВНИМАНИЮ ТЕХНОЛОГОВ! П Р ОВЕРЬТЕ М Е ТАЛ Л НА С Л У Х ПЛАСТМАССА ВМЕСТО МЕТАЛЛА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz