Кировец. 1990 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » / * чг с тр . 3 НО ВИ Н К И НАУ К И И Т ЕХНИ К И С Д Е Л А Н О В С С С Р «САЛАМАНДРА», «ОЛИМПУС» И ДРУГИЕ ...Л опнувший болт, срезанная шпилька, треснувшая ось — и сложная машина выходит из строя. Крохотная раковина, не значительное нарушение техно логии при выплавке стали, ее прокатке или термообработке — этого бывает достаточно, чтобы металлический стержень сломался. Как избежать этого? Выбо рочные проверки стопроцент ной гарантии не дают. Те же болты на испытательных стен дах ломают по десять или по сто штук из каждой тысячи. Считается, что если среди них нет ни одного бракованного, то вся партия отвечает техничес ким требованиям Но невоз можно же проверить каждый болт... — Почему невозможно? Мы, например, умеем это делать, — говорит В Комаров, заведую щий лабораторией электромаг нитных явлений Ижевского фи зико-технического института Уральского отделения АН СССР — Вот вам прибор, вот гвоздь. Испытывайте. Это оказалось на удивление просто. Берешь гвоздь или про волоку, да любую цилиндри ческую деталь, вводишь ее на мгновение в специальный дат чик, и тут же осциллограф ри сует диаграмму. Каждый раз другую. Рядом на табло вспы хивают цифры. И диаграммы и цифры показывают прочность изделия. Работать с таким прибором рядовой контролер ОТК нау чится за несколько минут. А чтобы создать его, потребовал- СО ВСЕГО СВЕТА ВОТ э т о ЭКОНОМИЯ! Проведенные отделами тран спорта и природных ресурсов штата Айова (США) двухлет них исследований стоимостью 3 мл).', долларов показали, что полная автоматизация управле ния дорожными светофорами принесет годовую экономик) расхода бензина около 4 млн. литров. Для проведения исследова нии' была создана автоматизи рованная система управления, охватившая светофоры на 306 из 1904 перекрестков. Сравне ние результатов, полученных до и после ввода системы в действие, показало, что водите лям, совершающим регулярные поездки, пришлось делать на 148 млн. меньше остановок в течение года, что обеспечило экономию I млн. литров бен зина. В СЕГО ЛИШ Ь Т РУ БК И Английская фирма «Пауер- плас» . создала устройство, для бензиновых и дизельных двига телей, которое повышает их кпд до 93%, а содержание вредных веществ в выхлопных газах снижается на 50%. А все устройство — трубка ив олова и металлических спла вов, которая вставляется меж ду топливным баком и двига телем. Под воздействием олова происходит расщеплете мо лекул двигателя, в результате чего обеспечивается более пол ное сгорание. ОТ Х О ДЫ 8 Д ЕТАЛ И фирма «Нэшцл уэйрт техр(ы Лоджи*. (Ньк>-Иорк) приобрела за Ю или долларов лицензию фирмы • ««Эдванса рисайкапнг технолоджи» (Бельгия) на тех нологию, экструзионной перера- ся не один год, хотя начались исследования с общеизвестных явлений. Если металл облучить электромагнитным полем, его поверхность начинает коле баться А колебания твердого тела рождают акустические волны. В воздухе скорость зву ка одинакова, в металле она меняется в зависимости от ме ханических свойств. Это рождало большие на дежды. Казалось бы, чего про ще? Облучай металлические из делия электромагнитными вол нами, «лови» рожденные ими волны звуковые и определяй их скорость в материале. Все это наука давно умеет. А компьютер тут же по скорости звука определит прочность. Бо лее того, если в изделии есть трещины, пустоты, раковины, осциллограф тут же покажет их на диаграмме по изменению времени пробега звука. Конт роль универсален: и механи ческие свойства изделия, и внут ренние дефекты материала как на ладони. — Не так все просто, — улыбнулся Владимир Александ рович. — Еще в шестидесятых годах родилась эта идея, но только недавно удалось ее реа лизовать. Если говорить корот ко, мешали другие физические явления. Одно иэ них — сила Лорен ца. Под ударами электромаг нитного поля электроны под нимают бунт — срываются с привычных трасс, закручивают ся в вихри. Или магнитострик- * ция, при которой поверхность ботки вторичного пластмассо вого сырья, из которого нала жено производство автомо бильных бамперов, дорожных ограничителей, шлагбаумов, ограждений и т. п. В конструкцию экструзион ного пресса входят автомати ческое прессовочное устройст во, смесительные бункеры и выгружающий механизм. При этом адиабатический экструдер с пневматическим приводом выдает трубчатые заготовки, поступающие в охлаждающий бак с водой. С помощью прес са можно получать заготовки длиной до 3,6 м с поперечным сечением 150x150 мм при про изводительности 90—180 кг в час, П РО ЗРА ЧН А Я КЕРАМИКА Режущим инструмент из ок сида алюминия широко исполь зуется для обработки пласт масс и сверхпрочных сплавов. Однако, как любая керамику, оксид алюминия может неожи данно разрушаться, и прихо дится периодически подвергать режущий инструмент рентге новскому контролю для обна ружения структурных разруше ний. Специалисты японской фир мы «Тосиба таЧА'алой» изгото вили прозрачный оксид алюми ния, через лист из которого толщиной 1 мм можно читать печатные тексты. В такой ке рамике трещины можно обна руживать визуально, без ис пользования ультразвуковой аппаратуры. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КЛЮ Ч фирма « Тр итон энтерпрайз шггернэшнл» предлагает уни версальный гаечный ключ, за меняющий 22 обычных ключа разных размеров. Этот ключ состоит из собст венно разводного ключа и стальной рамки, в которой пе ремещаются подвижные линей- вещества начинает вибриро вать, сжимаясь и расширяясь При этих явлениях возникают свои акустические волны. Они накладываются друг на друга — попробуй разберись в таком хаосе взаимных воздействий. Над этим работают исследова тели многих стран. Коллективу лаборатории удалось продви нуться дальше других. Первые установки уже действуют на уральских предприятиях. — Можно считать, что проб лема стопроцентного бескон тактного контроля прочности болтов, шпилек, других ци линдрических изделий решена, — говорит В. Комаров. — Они пролетают через датчик, уста новленный в технологическом потоке. Если прибор показы вает отклонение от заданных свойств, автоматика тут же сбрасывает бракованную де таль в бункер. — Но ведь болты, шпильки, оси — лишь капля в морс от ветственных деталей машино строения. — Разумеется. Но мы и не ограничиваемся ими. Вот перед вами уже готовая к внедрению установка для бесконтактного определения механических ха рактеристик листовой стали. Очень важно, чтобы прочность листа была одинаковой во всех направлениях. Это же свойст во необходимо для трансфор маторной стали, деталей гидро локаторов, других приборов. Так что, как видите, диапазон акустического контроля расши ряется. ки из нержавеющей стали. На каждой из тих нанесены деле ния в миллиметрах и дюймах. Инструмент можно регулиро вать для гаек размером от 6 мм (1/4 дюйма) до 24 мм (15/16 дюйма). Новый ключ прочен, надежен и обеспечивает захват четырех граней гаек. НОВЫЙ СПОСОБ ОЧИСТКИ Для удаления жира с по верхности металлических дета лей применяются, в основном-, хлорированные растворители. А это связано с дорогостоящими мероприятиями по охране ок ружающей среды. На шарикоподшипниковом заводе в Гетеборге (Швеция) при очистке металлических де талей обходятся без раствори телей. Здесь детали очищаются в ходе четырехступенчатого процесса. Сначала они промы ваются водным раствором, со держащим 3% поверхностно активных веществ при 50—60°С. Затем подвергаются воздейст вию ультразвука и направляют ся в охладительную ванну, на полненную обезвоженным мас лом. На последней стадии де тали сушатся струей воздуха. С Л У Ж А Т ВДВОЕ БОЛЬШ Е Вдвое дольше обычных слу жат подшипники, разработан ные американской фирмой «Иыо-Гемпшир болл биарингз». Они изготовлены из нового сплава на основе нержавеющей стали с большим содержанием углерода и хрома, обладающе го стойкостью к коррозии и другими высокими характери стиками. Долговечность и отличное ка чество поверхности нового сплава, получившего обозначе ние «ДД»; обеспечивает отсут ствие в нем первичных карби дов. Большой интерес вызвала выставка самодеятельного тех нического творчества, органи зованная ВОИР в Карагандин ском Доме науки и техники. Более 250 изобретателей и ра ционализаторов представили здесь свои разработки. Осо бое внимание привлекли ори гинальный автомобиль «Сала мандра» Г. Дика, универсаль- ВИРАЖИ «Водомерка» — так называ ется оригинальный гидромото цикл, созданный в Николаев ском судостроительном инсти туте. Маневренный и скорост ной аппарат на подводных крыльях легко помещается в Более 1500 километров га зопроводов из полиэтиленовых труб уже построено и успеш но эксплуатируется в нашей стране. Цифры, прямо скажем, пока не впечатляющие. Мы еще значительно отстаем от развитых стран, где полиэти леновые трубы находят ши рокое применение в систе мах газоснабжения. Это позво ляет экономить значительное количество металла. Кроме то го, пластмассовые трубы не ный мини-трактор А. Пустова- рова, персональные компьюте ры «Радиотехника» и «Олим пус» А. Лашманова и В. Калу гина, универсальный свароч ный аппарат В. Ткачева. По мнению специалистов, зало женные в этих разработках технические идеи могут найти широкое применение. НА ВОДЕ обыкновенном туристском рюк заке. Весит он чуть больше пу да, а развивает скорость до 25 километров в час. Одна из Николаевских вер фей собирается .выпустить опытную партию «Водомерок». боятся коррозии, значительно устойчивее к разрушительным действиям при гидравлических ударах, при колебаниях почвы в сейсмически опасных зонах. Именно поэтому Госкомитет по топливу Молдавии, где зем летрясения принесли значи тельный ущерб, в содружестве с Саратовским институтом «ГипроНИИгаз» приступили к строительству полиэтиленовых газопроводов по всей респуб лике. МЕНЬШЕ, ПРОЩЕ, НАДЕЖНЕЕ Полностью доказал свои преимущества созданный в Московском энергетическом институте новый тип усилителя — оптомагнитный. В первую очередь его ста нут использовать в волоконно- оптических линиях связи: что бы сигнал не затух, его мощ ность надо поддерживать. Но вое устройство намного про ще прежних, работает без тра диционных полупроводнико вых и вакуумных элементов. Только один его каскад уси ливает сигналы в миллионы раз, причем в любом диапа зоне — от инфракрасного до ультрафиолетового. Но линии связи не единст венная область применения но вого усилителя. На его основе в МЭИ созданы бесконтактные системы автоматики и управ ления, например, для регули ровки генераторов и электро двигателей. Ч У Д О — Ф И Л Ь Т Р Ы В томском НИИ полупроводниковых приборов ведутся ис следования пористых фильтрующих материалов для газов и жидкостей, полученных из смесей порошков различных ме таллов методом самораспространяющегося высокотемператур ного синтеза. По сравнению с обычными, у новых материа лов более высокая пористость, жаростойкость, механическая прочность. На сним ке : ведущий инженер Д. Калмыков (слева) и главный энергетик А. Миносов. К Ч И Т А Т Е Л Я М : Эту страницу подготовили: специалисты журналистског агентства «ГЛ АСНОСТЬ» при Союзе ж урналис тов СССР. А гентство может помочь решить многие вопросы : — разработать фирменный стиль, рекламный буклет; — выслать справочник обо всех иностранных представт тельствах в Москве (дипломатические, торгово-промышленны международные организации); — енть рекламный, документальный, учебный кино- ил видеофильм с любым количеством копий. Адрес для за я во к : 1 2 3 2 4 2 , М осква , пл . Восстания , 1, а / 3 7 1 . Телефоны: 928-83-19 , 928-25-11 . • ВНИМАНИЮ ТЕХНОЛОГОВ! П Р ОВЕРЬТЕ М Е ТАЛ Л НА С Л У Х ПЛАСТМАССА ВМЕСТО МЕТАЛЛА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz