Кировец. 1990 г. (г. Липецк)
скр. 2 « К И Р О В Е Ц » О ПРЕД ПРИ ЯТИ ЯХ В СССР иные ис то чники, не запре щенные законодательными ак тами Союза ССР, союзных и автономных республик.' 4. Предприятие имеет право продавать и передавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, обменивать, с да в ать в - аренду, предоста вл ять бесплатно во временное пользо вание либо взаймы принадле жащие ему здания, сооруже ния, оборудование, транспорт ные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценно сти, а также списывать их с баланса, если иное не предус мотрено законодательными ак тами Союза ССР, союзных и автономных республик и уста вом предприятия. 5. Предприятие вправе, если иное не предусмотрено уста вом, продавать, сдавать в аренду гражданам средства производства и иные мате риальные ценности, за исклю чением тех, которые в соо т в етс твии с законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик не мо гут находиться в их собствен ности или пользовании. Безвоз мездная пере дача и предо с та в ление предприятием материаль ных ценностей гражданам осу ществляются с разрешения собственника или уполномо чен ного им органа в сл учаях, не запрещенных -законодательны ми актами Союза ССР, союз ных и автономных республик. Статья II. Владение и поль зование природными ресурсами 1. -Владение и пользование землей и иными природными ре сурсами предприятие осуще ст вляе т в установленном по рядке за плату, а в случаях, предусмотренных законодатель ными актами Союза ССР, союзных и автономных респуб лик, — на льготных условиях либо бесплатно. 2. Предприятие обязано свое временно осуществлять приро доохранные мероприятия, на правленные на снижение и ком пенсацию отрицательного воз действия его производства на Природную среду. Финансиро вание таки* мероприятий мо жет происходить за счет соб ственных средств или иных ис точников. Предприятие в соответствии с законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик несет ответствен ность 4а соблюдение требова ний и норм по радикальному использованию, восстановлению и охране земель, вод, недр, ле сов, других природных ресур сов, а также возмещает ущерб, причиненный в результате его деятельности. Статья 12. Привлечение пред приятием средств юридических лиц и граждан 1. Для привлечения дополни тельных денежных средств на цели расширения и совершен ствования производства, со циального развития трудовых 'коллективов предприятие имеет право выпускать и реализовы вать ценные бумаги. 2. Порядок выпуска и реа лизации предприятием ценных бумаг, их виды и права дер жателей определяются законо дательством Союза ССР, союз ных и автономных республик. Статья 13. Гарантии имуще ственных прав предприятия Государство гарантирует за щиту имущественных прав предприятия, изъятие государ ством у предприятий его ос новных фондов, оборонных средств и иного используемого им имущества не допускается, за исключением случаев, пре дусмотренных законодательны ми актами Союза ССР, союз ных и автономных республик. Убытки, причиненные пред приятию в результате наруше ния его имущественных прав гражданами, юридическими ли цами и государственными ор ганами, возмещаются предприя тию по решению суда или Го сударственного арбитража. РАЗДЕЛ IV УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ И САМОУПРАВЛЕНИЕ Статья 14. Общие принципы организации управления пред приятием и самоуправления 1. Управление предприятием осуществляется в соответствии с его' уставом на основе соче тания принципов самоуправле ния труйорого коллектива и прав собственника по хозяйст венному использованию своего имущества. Предприятие само стоятельного определяет струк туру управления, устанавли вает штаты. Собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно либо через уполномоченные им органы. Собственник или упол номоченные'. им органы могут делегировать эти права совету предприятия (правлению) или другому органу, предусмотрен ному уставом предприятия и представляющему интересы соб ственника и трудового коллек тива. 2. Найм (назначение, избра ние) руководителя предприя тия является правом собствен ника имущества предприятия и реализуется им непосредствен но, а также ререз уполномо ченные им органы либо через советы предприятия, правления или другие органы, которым делегированы права по управ лению предприятием. 3. Решения по социально- экономическим впоросам, ка сающиеся деятельности пред приятия, вырабатываются и принимаются его органами уп равления с участием трудового коллектива и уполномоченных им органов. Статья 15. Трудовой коллек тив предприятия, его полномо чия - 1. Трудовой коллектив пред приятия составляют все граж дане, участвующие своим тру дом в его деятельности на ос нове трудового договора (кон тракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые, отношения работни ка с предприятием. 2. Основной формой осуще ствления полномочий трудово го коллектива предприятия яв ляется общее собрание (конфе ренция). Статья 16. Общее собрание (конференция) трудового кол лектива предприятия Общее собрание (конферен ция) трудового коллектива: решает вопросы, связанные с выкупом имущества предприя тия; решает вопрос о необходи мости заключения с админист рацией предприятия коллек тивного договора (соглаше ния), рассматривает его проект и уполномочивает профсоюз ный комитет либо другие ор ганы подписать его от имени трудового коллектива; избирает (отзывает) предста вителей в совет предприятия, заслушивает отчеты об их дея тельности; • может при Необходимости образовывать совет трудового коллектива и определять его функции. Статья 17. Коллективный до говор (соглашение) Коллективный договор (сог лашение) может заключаться на всех видах предприятий и не должен противоречить дей ствующему законодательству СССР. Коллективным договором (соглашением) регулируются производственные и трудовые отношения на предприятии, вопросы охраны труда, со циального развития коллектива и здоровья его членов. При возникновении разногла сий при заключении или испол нении коллективного договора (соглашения) они разрешаются в порядке, установленном за конодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик. Статья 18. Совет (правле ние) предприятия 1. Совет (правление) пред приятия состоит из равного числа представителей, назна чаемых собственником имуще ства предприятия и избирае мых его трудовым коллекти вом, если иное т»е предусмот рено уставом предприятия. 2. Численность совета пред приятия определяется уставом предприятия. Совет предприя тия формируется на срок, ого воренный в уставе предприя тия. 3. Члены совета предприя тия, избранные в его состав от трудового коллектива, в пе риод своих полномочий не мо гут быть (по инициативе ад министрации) уволены с пред приятия или понижены в дол жности (в окладе), либо пере ведены па нижеоплачйваемую работу без согласия избравше го их'общего собрания (кон ференции) трудового коллекти ва. 4. Совет предприятия: опре деляет общее направление эко номического и социального раз вития предприятия; определяет порядок распределения чистой прибыли; по представлению ру ководителя предприятия прини мает решение о выпуске цеп ных бумаг предприятия, а так же о покупке ценных бумаг других предприятий и органи заций; решает вопросы созда ния дочерних предприятий, соз дания и прекращения деятель ности филиалов и других обособ ленных подразделений пред приятия, вхождения предприя тия в ассоциации и объедине ния и выхода яз них; прини мает решения, касающиеся ос новных' вопросов внешнеэконо мической деятельности пред приятия; рассматривает кон фликтные ситуации, возникаю щие между администрацией предприятия и трудовым кол лективом, и принимает меры к их разрешению; решает другие вопросы, предусмотретьые ус тавом предприятия. Совет предприятия решает отнесенные к его -компетенции вопросы на своих заседаниях. Вмешательство совета в опе ративно-распорядительную дея тельность администрации не допускается. Правила принятия решений советом предприятия регламен тируются уставом предприятия. 5. Председатель совета пред приятия избирается на заседа ний совета предприятия откры тым или тайным голосованием из числа его членов. Статья 19. Руководитель предприятия 1. При найме (назначении, избрании) руководителя пред приятия на должность с ним заключается контракт (дого вор, соглашение), в котором определяются прЬва, обязанно сти и ответственность руково дителя предприятия, условия его материального обеспечения и освобождения от занимаемой должности с учетом гарантий, предусмотренных действую щим законодательством. 2. Руководитель предприятия решает самостоятельно все воп росы деятельности предприя тия за исключением * отнесен ных настоящим Законом к ком петенции общего собрания (конференции) трудового кол лектива и совета предприятия. Руководитель предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представ ляет его интересы на всех оте чественных и иностранных предприятиях, в фирмах и ор ганизациях, распоряжается имуществом предприятия, за ключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенно сти, открывает в банках рас четный и другие счета, поль зуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты исполнительного аппарата ди рекции, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия. 3. Руководитель предприятия может быть освобожден от за нимаемой должности до исте чения срока контракта по ос нованиям, предусмотренным в контракте или в действующем законодательстве. Статья 20. Заместители ру ководителя предприятия, руко водители его структурных под разделений 1. Замести!ели руководите ля предприятия, руководители подразделений аппарата уп равления и структурных под разделений (производств, це хов, отделов, отделений, участ ков, ферм, других аналогичных подразделений предприятия, структурной единицы объеди нения), а также мастера, стар шие мастера назначаются на должность и освобождаются от должности руководите л е м предприятия. 2. Бригадиры избираются на собраниях коллективов бригад (тайным или открытым голо сованием) и утверждаются ру- | ководителем подразделения, в состав которого входят эти бригады. 3. Решения заместителей ру ководителя предприятия, руко водителей структурных подраз делений обязательны для всех подчиненных им работников. 4. Б отдельных случаях, свя занных со спецификой пред приятия, уставом предприятия, может предусматриваться иной порядок назначения заместите лей руководителя предприятия, руководителей его структурных подразделений и бригадиров. РАЗДЕЛ V ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ Статья 21. Прибыль пред приятия I: На предприятиях всех ви дов основным обобщающим по казателем финансовых резуль татов хозяйственной деятель ности является прибыль. 2. Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты на логов и других платежей в' бюджет (чистая; прибыль), по ступает в полное его распоря жение. Предприятие самостоя тельно определяет направления использования чистой прибыли, если иное не предусмотрено 1 уставом. Государственное воздействие па выбор направлений исполь зования чистой прибыли осу ществляется через налоги, на логовые льготы, а также эко номические санкции. 3. В случаях, предусмотрен ных законодательными актами СССР или уставом предприя тия, часть чистой прибыли пе редается в собственность чле нов трудового коллектива пред приятия. Размер этой прибыли и порядок ее распределения определяются советом (правле нием) предприятия. Сумма прибыли, принадле жащая члену трудового кол лектива, образует его вклад. На сумму вклада члену тру дового коллектива могут быть выданы акции. • Предприятие ежегодно выплачивает члену трудового коллектива процен ты (дивиденды) в размерах и порядке, определяемом уставом. Член трудового коллектива вправе получить сумму своего вклада (стоимость акций) в порядке и сроки, определяемые в соответствии с уставом. Статья 22. Трудовые доходы работника предприятия 1. Трудовые доходы каждо го работника, независимо от вида предприятия, определяют ся его личным трудовым вкла дом с учетом конечных резуль татов работы предприятия, ре гулируются’ налогами и макси мальными размерами не огра ничиваются. 2. Минимальный размер оп латы труда работников всех видов предприятий устанавли вается законодательными акта ми СССР. 3. Формы, системы и разме ры оплаты труда, а также дру гие виды доходов работников устанавливаются предприятием самостоятельно. Предприятия могут исполь зовать государственные тариф ные ставки .оклады в качестве ориентиров для дифференциа ции оплаты труда в зависимо сти от профессии, квалифика ции работников, сложности и условий выполняемых ими ра бот. Статья 23. Планирование деятельности предприятия 1. Предприятие самостоя тельно плакирует свою дея тельность и определяет пер-, спективы развития исходя из спроса на производимую про дукцию, работы, услуги и не обходимости обеспечения про изводственного и социального развития предприятия, повы шения личных доходов его ра ботников. Основу планов составляют договоры, заключенные с по требителями (покупателями) продукции, работ, услуг и по ставщиками материалы.Ю-тех- нических ресурсов. 2. Предприятие выполняет работы и поставки для госу дарственных нужд на договор ной основе в порядке, опреде ляемом законодательными ак тами Союза ССР, союзных и автономных республик. 3. Предприятие при подго товке планов согласовывает с соответствующим Советом на- родъых депутатов мероприя тия, которые могут вызвать экологические, социальные, де мографические и иные послед ствия, затрагивающие интересы населения территории. Статья 24. Хозяйственные от ношения предприятия с други ми предприятиями, организа циями, гражданами 1. Отношения предприятия с другими предприятиями, орга низациям,и и гражданами во всех сферах хозяйственной дея тельности строятся на основе договоров. Предприятия свободны в вы боре предмета договора, опре делении обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противо речащих законодательству Сою за ССР, союзных и автоном ных республик. 2. Перечень видов продук ции, работ, услуг, свободная реализация которых запрещает ся либо ограничивается, уста навливается законодательст вом СССР. 3. В своей деятельности предприятие учитывает интере сы потребителя и его требова ния к качеству продукции, ра бот, услуг. Интересы и права потреби теля защищаются законода тельными актами Союза ССР, союзных и автономных респуб лик. Статья 25. Материально-тех ническое обеспечение 1. Предприятие на основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о дви жении цен огранизует мате риально-техническое обеспече ние собственного производства и капитального строительства Путем приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг. 2. Приобретение ресурсов на рынке товаров и услуг осуще ствляется предприятием непос редственно у производителей, в оптовой торговле, в том чис ле на ярмарках, на аукционах и у организаций материально- технического снабжения, а так же у других посреднических организаций. Статья 26. Цены и ценообра зование 1. Предприятие реализует свою продукцию, работы, услу ги, отходы производства по це нам и тарифам, устанавливае мым самостоятельно или на до говорной ос'кюве, а в случаях, предусмотрен»,ых законодатель ными актами Союза ССР, союз ных и автономных республик, по государственным ценам. 2. На продукцию предприя тий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на ресурсы, опреде ляющие масштаб цен й эконо мике и социальную защищен ность граждан, допускается го сударственное регулирование цен. В случае нарушения пред приятием государственной дис циплины цеп, тарифов на про дукцию, работы, услуги излит- Х~
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz