Кировец. 1990 г. (г. Липецк)
(. « К И Р О В Е Ц » •• ----- :--------------- - -- -- -- -- -- -- - -- -- -- -- ----- - ■ ■ -•*■■■*" стр. 3 Н о в и н к и н а у к и и т е х н и к и а д а л а и р в г с е р КАРМАННЫЕ Первая промышленная пар тия индивидуальных индякато- дов дозы радиоактивного об лучения сошла с конвейера молодежного хозрасчетного предприятия «Поиск», создан ного при Минском объедине нии «Горизонт». В этом году намечено изготовить не менее К) тысяч таких приборов, ко торые разработчики назвали чМастер-1». ДОЗИМЕТРЫ — Мы будем производить дозиметры до тех; пор, пока полностью не удовлетворим спрос в них в Белоруссии, — сказал директор предприятия Георгий Гриц. Изделие в прямом и пере носном смысле окажется по карману многим покупателям. Прибор весит всего 100 грам мов. Гарантируется 750. часов его непрерывной работы. АВТОМОБИЛЬ „ АНН " На улицах Кутаиси появил ся оригинальной конструкции грузовой автомобиль «АИЯ»; созданный местным^ автомоби лестроителями. —- Это опытный образец бу дущей нашей продукции, — рассказывает главный конст руктор «КАЗа» Шалва Чсиш- г.нли. — Сконструировал!^ его молодые специалисты и назва ли «Мечта крестьянина». Бедь в наш технический век кре стьянин фактически остался без техники. «АИЯ» прост в эксплуатации, удобен и поле зен на личном подворье. На нем можно будет свезти на рынок продукты, перевезти сено, удобрения. А при помо щи спецприспособлений маши на будет косить и пахать. И еще одни штрих — се можно испо/1ьэова гь на уборке улиц, а также как внутризаводской транспорт. Остается добавить, что подобного автомобиля в стране до сих пор не было. А стоцть он будет, как предпола гается, .дешевле «Затюрожца». Монтажница радиоэлектрон ной аппаратуры Светлана Ба сова (на снимке) демонстри рует новинку производственно го объединения «Марийский машиностроитель» — стерео фонический мнннмагнитофон- проигрыватель «Санда-40!С». Делают их на Йошкар-Олин ском заводе «Новатор». Моло дежь по достоинству оценила плейер. ЭНОЛОГИЧЕСНИЙ ЧИСТЫЙ В США, ФРГ, Франции, Италии, Англин, Швеции, Ав стрии Запатентована техноло гия получения композиционных азотосодержащих легирующих ейлавов, разработанная в Ижевском НИИ металлургиче ской технологии. Процесс азотирования фер- ' ДЛЯ ВСЕХ Ьдпое прочнее становится любой металл после обработки его с использованием метода диффузионного насыщения бо- рцдами. Метод разработан ташкентскими специалистами- мстнллургамн при участии тех нологов Ташкентского трактор, ного завода, где его примене ние только на изготовлении штампов дало более 22 тысяч рублей сверхплановой прибы ли. и г традиционных эта техно логия отличается составом реакционной смеси, которая » позволяет совмещать процесс диффузионного насыщения с термической обработкой изде- росплавов осуществляется в реакторе за счет выделения химической энергии образова ния нитридов. Процесс мало- эиергоемкий, экологически чи стый, безотходный, полностью безопасный и высоко произво дительный. ОТРАСЛЕЙ лий в печах. Новый метод не требует ни дополнительного оборудования, ни дефицитных материалов, ни высококвали фицированных термистов. Тех нология легко может быть применена на любых машиио- етронтельных предприятиях. Термическая обработка < и раньше применялась для уп рочнения штампов, .но тогда унро.пнющий слой получался очень тонкий и быстро изна шивался. Новый же метод обеспечивает получение более долговечного высокопрочного слоя, причем па поверхностях сложной ^конфигурации и боль ших габаритов. Татарская АССР. Васильев ский завод «Победа труда» знаменит тем, что является единственным в стране произ водителем изделий из термо стойкого стекла, которые необ ходимы медикам и пользуют ся популярностью у домохо зяек. Несмотря на то, что за вод является своего рода мо нополистом, он испытывает на себе все нынешние • экономиче ские неурядицы — сильно за ниженную стоимость продук ции, высокий госзаказ и т. и. На снимке: в ближайших планах предприятия выпуск таких кастрюль из огнеупор ного стекла. Фотохроника ТАСС. СО В С Е ГО С В Е Т А „ ФИ АТ“ ВЫРЫВАЕТСЯ В ПЕРЕД Третья новинка за последние два года — такое не удава лось еще ни одной автомо бильной фирме. «Фиат» побил все рекорды, выпустив па ры нок новый автомобиль, полу чивший название .«Темпра». На чиная с этого года, она пол ностью заменит модель «Рега та», которая просуществовала всего гйесгь лет. В борьбе за первенство «Фиат» сделал ставку на тех- сг ВЫСОКОЙ Специалисты японской кор порации «Ниссан» разработали уникальную компьютерную си стему производства автомо бильных корпусов, которая позволила резко повысить ка чество, сократить время и сто имость создания автомашин. Новый комплекс напоминает МИКРОКЛИМАТ Автолюбителям известно, как неприятно летом садиться в раскаленную под солнцем ма шину. Это и побудило амери канского физика Доминго Тэ-' на изобрести приспособление для охлаждения воздуха в са лонах автомашин. Устройство представляет со бой баллончик с аэрозолем, заполненный 10-процентным ра- ническую надежность новой модели, ее прочность, а также последние технологические но винки. В качестве базы новой модели послужили уже испы танные на практике «Уно», «Типо» и «Крома». У первых двух заимствована оригиналь ность форм и простота в уп равлении, а у последней — прекрасные ходовые качества и комфорт. ТОЧНОСТЬЮ по форме туннель, в котором размещены 45 роботов и 30 электронных сенсоров. Они дают возможность быстро и с особо высокой точностью под гонять части корпусов для по следующей автоматической сварки н сборки. ПО... ЖЕЛАНИЮ створом этилового спирта с добавками мяты для аромата. Если разбрызгать смесь в са лоне, скажем, при 50 градусов цельсия, то уже через полми- муты температура снижается вдвое. При этом влага не за держивается на покрытии, а благодаря спирту мгновенно- испаряется. СТЕНЫ ПАХНУТ ЯБЛОКАМИ Малазийская кампания «Ай- си-ай пэйптс» первой п Азии н второй в мире начала выпуск душистых красителей. Как от мечает газета «Бизнес тайме», впервые их начали произво дить в Канаде полгода назад. Теперь работающие в свеже- покрашенных помещениях, вла дельцы садовых домиков и любители самостоятельно про изводить ремонт своих квартир избавлены от удушающего за паха масляной краски. Они смогут наслаждаться ароматом яблок, орхидей, роз, лаванды и так далее по выбору. ПОМОЖЕТ РОБОТ Вставить кассету в магнито фон или позвонить по телефо ну — все это умеет робот, разработанный французским инженером Бернаром Лезипем. Став инвалидом в результате несчастного случая, он создал своего робота в помощь лю дям с ограниченными двига тельными функциями. Полутораметровый манипу лятор этого оригинального ме ханизма снабжен шестью «пальцами» и может действо вать в шести различных режи мах. Робот может управляться вручную и автоматически. По давать ему команды можно также движением головы и век, что особенно важно для полностью парализованных лю дей. Кто раскрутит супермаховик? Любимое детище двадцатого иска —- автомобиль не зря ца- .ь..ьают экологической бомбой, Невозможно подсчитать коли чество пострадавших на плане те от ядовитых выхлопных га- топ — постепенно удушенных смогом и больших городах или ос.тиозпратно потерявших зДо* ровье от воздуха, воды, пищи, пропитанных токсичными ком понентами, образующимися пчеле сгорания бензина в Двн- гнтс.шх. Статистики сходятся I: одном: число их огромно. В борьбе против ядовитых выбросов наука идет нсско.ть» гимн путями. Эго и пропуска ние выхлопных газов через пла- Iивовые катализа горы, сип- л.ающме их токсичность. И соз дашь- экологически чистых во дородного и электрического ав- I(.мобильных двигателем. Этой попытки вернуться к паровой миншпе. 1-ДНО ИЗ нсрспектнв- II ...\ направлений в этом ряду разработка силовых агрега т а с ,ыахосичп..|Мн накопите лями энергии. Использование их и различных областях тех ники дает существенный эко номический н экологический эффект. Проводимые и последние го ды интенсивные научные не* е.ьдонаты позволили Опреде лить ш рснекгитые области применения этих агрегатов — энергетика (резервные источни ки я системах бесперебойного -энергоснабжения вычислитель ных комплексов, ветроэлект ростанциях и других альтерна тивных энергетических уста новках); пассажирский об!Де* етветшым транспорт (силовые устаповкн автобусов-гиробу* сов) в первую очередь в ку рортных городах, рельсовый транспорт и рекуператоры тор можения в поездах метро); промышленный, транспорт (си ловые установки для внутри цеховых погрузчиков, грузо подъемных тележек, робототе- лежек); транспорт для горно рудном промышленности в шах тах или карьерах; резервные или основные силовые агрега ты плавсредств специального назначения (легкие подводные ,.од.,11, паромы, прогулочные ка тера для куроротпых зон). Сегодня в мировой практике лучшими считаются махович- пые накопители энергии гиро- бусои фирмы «Дженерал элект рик» (США), гибридных гиро- бусон «Волво» (Швеция), рель совых тягачей «Сеитинель» (Англия). I) нашей стране так же используются ыаховичные накопитеди на гиДролокомоти- вах. Во всех^этих силовых аг регатах маховики имеют оди наковую конструкцию, а пото му обладают и одинаковыми недостатками: низкой удельной энергоемкостью (3-8 Вт. ч/кт), повышенной опасностью в экс плуатации при разрушении ма ховика из-за пороков в метал ле, сложными системами гер метизации и большими внут ренними потерями. Все это вынудило разные страны приступить сейчас к созданию гак называемого су- пермаховика — энергоемкого по конструкции и безопасного в эксплуатации. Работы ведут ся' широким фрортом и... на прасно. Потому что такой ма ховик создам более четверги иска назад. Еще в 1964 году профессор МАСИ доктор тех нических наук Н. В. Гулиа по дал на него заявку в Госком- изобретений. Но лишь в 1983 году ему было выдано автор ское свидетельство № 1048196. Незавидная, прямо, скажем, оперативность чиновников, призванных бдить за научно- техническим прогрессов в стра не. Супермаховик Гулиа не мо нолит — выполнен из стальной проволоки, особым образом на мотанный на центр. Это прак тически ликвидировало опас ность его разрушения при больших оборотах, А после дующие изобретения, выдан ные на принципиально новые узлы силового агрегата, поз волили поднять его удельную Энергоемкость до 15 Вт. ч/кг, а общую энергоемкость до 25 кВт, ч. Таких показателей не имеет ми одна конструкция и мире. А в МАСИ уже раз работан целый гипоразмерпый ряд силовых агрегатов с су- пермаховиками. Подсчитан и годовой экономический эффект от использования одного агре гата — 3000 рублей, не счи тая эффекта экологического. Эти работы были включены в Государственную научно-тех ническую программу Госкоми тета СССР по науке и технике по разделам «Высокоскорост ной экологически чистый тран спорт» н «Экологически чистая энергетика» и одобрены науч ным советом ГКНТ и Академии наук СССР. А затем положе ны на полку. Целевого финан сирования на эти темы не вы делили. МАСИ на свои средст ва разработал оснастку и стен- довое оборудование, необходи мые для изготовления и испы тания силовых агрегатов. В 1990 году ученые предпола гают опять же на институт ские средства провести работы по исследованию и макетиро ванию узлов и элементов агре гата, меньшей энергоемкости. Но это никак не приблизит су- пермаховик к широкому внед рению в промышленность. Ученым необходимо помочь. Необходимы спонсоры, кото рые не только выделили- бы средства на подготовку сило вых агрегатов к серийному из готовлению, но и обеспечили бы условия для их эффектив ного внедрения, помогли пре одолеть инерцию мышления ру ководителей отраслей, не же лающих видеть альтернативы бензиновому двигателю, не по нимающих, что время работает против него. Рано или поздно экологическая обстановка за ставит его уйти со сцены. И не исключено, что мы, как это уже не раз было, станем за купать собственные изобрете ния за рубежом. . Так кто возьмется за это нужное дело?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz