Кировец. 1990 г. (г. Липецк)

Кировец. 1990 г. (г. Липецк)

(. « К И Р О В Е Ц » •• ----- :--------------- - -- -- -- -- -- -- - -- -- -- -- ----- - ■ ■ -•*■■■*" стр. 3 Н о в и н к и н а у к и и т е х н и к и а д а л а и р в г с е р КАРМАННЫЕ Первая промышленная пар­ тия индивидуальных индякато- дов дозы радиоактивного об­ лучения сошла с конвейера молодежного хозрасчетного предприятия «Поиск», создан­ ного при Минском объедине­ нии «Горизонт». В этом году намечено изготовить не менее К) тысяч таких приборов, ко­ торые разработчики назвали чМастер-1». ДОЗИМЕТРЫ — Мы будем производить дозиметры до тех; пор, пока полностью не удовлетворим спрос в них в Белоруссии, — сказал директор предприятия Георгий Гриц. Изделие в прямом и пере­ носном смысле окажется по карману многим покупателям. Прибор весит всего 100 грам­ мов. Гарантируется 750. часов его непрерывной работы. АВТОМОБИЛЬ „ АНН " На улицах Кутаиси появил­ ся оригинальной конструкции грузовой автомобиль «АИЯ»; созданный местным^ автомоби­ лестроителями. —- Это опытный образец бу­ дущей нашей продукции, — рассказывает главный конст­ руктор «КАЗа» Шалва Чсиш- г.нли. — Сконструировал!^ его молодые специалисты и назва­ ли «Мечта крестьянина». Бедь в наш технический век кре­ стьянин фактически остался без техники. «АИЯ» прост в эксплуатации, удобен и поле­ зен на личном подворье. На нем можно будет свезти на рынок продукты, перевезти сено, удобрения. А при помо­ щи спецприспособлений маши­ на будет косить и пахать. И еще одни штрих — се можно испо/1ьэова гь на уборке улиц, а также как внутризаводской транспорт. Остается добавить, что подобного автомобиля в стране до сих пор не было. А стоцть он будет, как предпола­ гается, .дешевле «Затюрожца». Монтажница радиоэлектрон­ ной аппаратуры Светлана Ба­ сова (на снимке) демонстри­ рует новинку производственно­ го объединения «Марийский машиностроитель» — стерео­ фонический мнннмагнитофон- проигрыватель «Санда-40!С». Делают их на Йошкар-Олин­ ском заводе «Новатор». Моло­ дежь по достоинству оценила плейер. ЭНОЛОГИЧЕСНИЙ ЧИСТЫЙ В США, ФРГ, Франции, Италии, Англин, Швеции, Ав­ стрии Запатентована техноло­ гия получения композиционных азотосодержащих легирующих ейлавов, разработанная в Ижевском НИИ металлургиче­ ской технологии. Процесс азотирования фер- ' ДЛЯ ВСЕХ Ьдпое прочнее становится любой металл после обработки его с использованием метода диффузионного насыщения бо- рцдами. Метод разработан ташкентскими специалистами- мстнллургамн при участии тех­ нологов Ташкентского трактор, ного завода, где его примене­ ние только на изготовлении штампов дало более 22 тысяч рублей сверхплановой прибы­ ли. и г традиционных эта техно­ логия отличается составом реакционной смеси, которая » позволяет совмещать процесс диффузионного насыщения с термической обработкой изде- росплавов осуществляется в реакторе за счет выделения химической энергии образова­ ния нитридов. Процесс мало- эиергоемкий, экологически чи­ стый, безотходный, полностью безопасный и высоко произво­ дительный. ОТРАСЛЕЙ лий в печах. Новый метод не требует ни дополнительного оборудования, ни дефицитных материалов, ни высококвали­ фицированных термистов. Тех­ нология легко может быть применена на любых машиио- етронтельных предприятиях. Термическая обработка < и раньше применялась для уп­ рочнения штампов, .но тогда унро.пнющий слой получался очень тонкий и быстро изна­ шивался. Новый же метод обеспечивает получение более долговечного высокопрочного слоя, причем па поверхностях сложной ^конфигурации и боль­ ших габаритов. Татарская АССР. Васильев­ ский завод «Победа труда» знаменит тем, что является единственным в стране произ­ водителем изделий из термо­ стойкого стекла, которые необ­ ходимы медикам и пользуют­ ся популярностью у домохо­ зяек. Несмотря на то, что за ­ вод является своего рода мо­ нополистом, он испытывает на себе все нынешние • экономиче­ ские неурядицы — сильно за­ ниженную стоимость продук­ ции, высокий госзаказ и т. и. На снимке: в ближайших планах предприятия выпуск таких кастрюль из огнеупор­ ного стекла. Фотохроника ТАСС. СО В С Е ГО С В Е Т А „ ФИ АТ“ ВЫРЫВАЕТСЯ В ПЕРЕД Третья новинка за последние два года — такое не удава­ лось еще ни одной автомо­ бильной фирме. «Фиат» побил все рекорды, выпустив па ры­ нок новый автомобиль, полу­ чивший название .«Темпра». На­ чиная с этого года, она пол­ ностью заменит модель «Рега­ та», которая просуществовала всего гйесгь лет. В борьбе за первенство «Фиат» сделал ставку на тех- сг ВЫСОКОЙ Специалисты японской кор­ порации «Ниссан» разработали уникальную компьютерную си­ стему производства автомо­ бильных корпусов, которая позволила резко повысить ка­ чество, сократить время и сто­ имость создания автомашин. Новый комплекс напоминает МИКРОКЛИМАТ Автолюбителям известно, как неприятно летом садиться в раскаленную под солнцем ма­ шину. Это и побудило амери­ канского физика Доминго Тэ-' на изобрести приспособление для охлаждения воздуха в са­ лонах автомашин. Устройство представляет со­ бой баллончик с аэрозолем, заполненный 10-процентным ра- ническую надежность новой модели, ее прочность, а также последние технологические но­ винки. В качестве базы новой модели послужили уже испы­ танные на практике «Уно», «Типо» и «Крома». У первых двух заимствована оригиналь­ ность форм и простота в уп­ равлении, а у последней — прекрасные ходовые качества и комфорт. ТОЧНОСТЬЮ по форме туннель, в котором размещены 45 роботов и 30 электронных сенсоров. Они дают возможность быстро и с особо высокой точностью под­ гонять части корпусов для по­ следующей автоматической сварки н сборки. ПО... ЖЕЛАНИЮ створом этилового спирта с добавками мяты для аромата. Если разбрызгать смесь в са­ лоне, скажем, при 50 градусов цельсия, то уже через полми- муты температура снижается вдвое. При этом влага не за ­ держивается на покрытии, а благодаря спирту мгновенно- испаряется. СТЕНЫ ПАХНУТ ЯБЛОКАМИ Малазийская кампания «Ай- си-ай пэйптс» первой п Азии н второй в мире начала выпуск душистых красителей. Как от­ мечает газета «Бизнес тайме», впервые их начали произво­ дить в Канаде полгода назад. Теперь работающие в свеже- покрашенных помещениях, вла­ дельцы садовых домиков и любители самостоятельно про­ изводить ремонт своих квартир избавлены от удушающего за ­ паха масляной краски. Они смогут наслаждаться ароматом яблок, орхидей, роз, лаванды и так далее по выбору. ПОМОЖЕТ РОБОТ Вставить кассету в магнито­ фон или позвонить по телефо­ ну — все это умеет робот, разработанный французским инженером Бернаром Лезипем. Став инвалидом в результате несчастного случая, он создал своего робота в помощь лю­ дям с ограниченными двига­ тельными функциями. Полутораметровый манипу­ лятор этого оригинального ме­ ханизма снабжен шестью «пальцами» и может действо­ вать в шести различных режи­ мах. Робот может управляться вручную и автоматически. По­ давать ему команды можно также движением головы и век, что особенно важно для полностью парализованных лю­ дей. Кто раскрутит супермаховик? Любимое детище двадцатого иска —- автомобиль не зря ца- .ь..ьают экологической бомбой, Невозможно подсчитать коли­ чество пострадавших на плане­ те от ядовитых выхлопных га- топ — постепенно удушенных смогом и больших городах или ос.тиозпратно потерявших зДо* ровье от воздуха, воды, пищи, пропитанных токсичными ком­ понентами, образующимися пчеле сгорания бензина в Двн- гнтс.шх. Статистики сходятся I: одном: число их огромно. В борьбе против ядовитых выбросов наука идет нсско.ть» гимн путями. Эго и пропуска­ ние выхлопных газов через пла- Iивовые катализа горы, сип- л.ающме их токсичность. И соз­ дашь- экологически чистых во­ дородного и электрического ав- I(.мобильных двигателем. Этой попытки вернуться к паровой миншпе. 1-ДНО ИЗ нсрспектнв- II ...\ направлений в этом ряду разработка силовых агрега­ т а с ,ыахосичп..|Мн накопите­ лями энергии. Использование их и различных областях тех­ ники дает существенный эко­ номический н экологический эффект. Проводимые и последние го­ ды интенсивные научные не* е.ьдонаты позволили Опреде­ лить ш рснекгитые области применения этих агрегатов — энергетика (резервные источни­ ки я системах бесперебойного -энергоснабжения вычислитель­ ных комплексов, ветроэлект­ ростанциях и других альтерна­ тивных энергетических уста­ новках); пассажирский об!Де* етветшым транспорт (силовые устаповкн автобусов-гиробу* сов) в первую очередь в ку­ рортных городах, рельсовый транспорт и рекуператоры тор­ можения в поездах метро); промышленный, транспорт (си­ ловые установки для внутри­ цеховых погрузчиков, грузо­ подъемных тележек, робототе- лежек); транспорт для горно­ рудном промышленности в шах­ тах или карьерах; резервные или основные силовые агрега­ ты плавсредств специального назначения (легкие подводные ,.од.,11, паромы, прогулочные ка­ тера для куроротпых зон). Сегодня в мировой практике лучшими считаются махович- пые накопители энергии гиро- бусои фирмы «Дженерал элект­ рик» (США), гибридных гиро- бусон «Волво» (Швеция), рель­ совых тягачей «Сеитинель» (Англия). I) нашей стране так­ же используются ыаховичные накопитеди на гиДролокомоти- вах. Во всех^этих силовых аг­ регатах маховики имеют оди­ наковую конструкцию, а пото­ му обладают и одинаковыми недостатками: низкой удельной энергоемкостью (3-8 Вт. ч/кт), повышенной опасностью в экс­ плуатации при разрушении ма­ ховика из-за пороков в метал­ ле, сложными системами гер­ метизации и большими внут­ ренними потерями. Все это вынудило разные страны приступить сейчас к созданию гак называемого су- пермаховика — энергоемкого по конструкции и безопасного в эксплуатации. Работы ведут­ ся' широким фрортом и... на­ прасно. Потому что такой ма­ ховик создам более четверги иска назад. Еще в 1964 году профессор МАСИ доктор тех­ нических наук Н. В. Гулиа по­ дал на него заявку в Госком- изобретений. Но лишь в 1983 году ему было выдано автор­ ское свидетельство № 1048196. Незавидная, прямо, скажем, оперативность чиновников, призванных бдить за научно- техническим прогрессов в стра­ не. Супермаховик Гулиа не мо­ нолит — выполнен из стальной проволоки, особым образом на­ мотанный на центр. Это прак­ тически ликвидировало опас­ ность его разрушения при больших оборотах, А после­ дующие изобретения, выдан­ ные на принципиально новые узлы силового агрегата, поз­ волили поднять его удельную Энергоемкость до 15 Вт. ч/кг, а общую энергоемкость до 25 кВт, ч. Таких показателей не имеет ми одна конструкция и мире. А в МАСИ уже раз­ работан целый гипоразмерпый ряд силовых агрегатов с су- пермаховиками. Подсчитан и годовой экономический эффект от использования одного агре­ гата — 3000 рублей, не счи­ тая эффекта экологического. Эти работы были включены в Государственную научно-тех­ ническую программу Госкоми­ тета СССР по науке и технике по разделам «Высокоскорост­ ной экологически чистый тран­ спорт» н «Экологически чистая энергетика» и одобрены науч­ ным советом ГКНТ и Академии наук СССР. А затем положе­ ны на полку. Целевого финан­ сирования на эти темы не вы­ делили. МАСИ на свои средст­ ва разработал оснастку и стен- довое оборудование, необходи­ мые для изготовления и испы­ тания силовых агрегатов. В 1990 году ученые предпола­ гают опять же на институт­ ские средства провести работы по исследованию и макетиро­ ванию узлов и элементов агре­ гата, меньшей энергоемкости. Но это никак не приблизит су- пермаховик к широкому внед­ рению в промышленность. Ученым необходимо помочь. Необходимы спонсоры, кото­ рые не только выделили- бы средства на подготовку сило­ вых агрегатов к серийному из­ готовлению, но и обеспечили бы условия для их эффектив­ ного внедрения, помогли пре­ одолеть инерцию мышления ру­ ководителей отраслей, не же­ лающих видеть альтернативы бензиновому двигателю, не по­ нимающих, что время работает против него. Рано или поздно экологическая обстановка за­ ставит его уйти со сцены. И не исключено, что мы, как это уже не раз было, станем за ­ купать собственные изобрете­ ния за рубежом. . Так кто возьмется за это нужное дело?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz