Кировец. 1990 г. (г. Липецк)

Кировец. 1990 г. (г. Липецк)

( К И Р О В Е Ц ) ст р . 3 1 НОВИНКИ НАУКИ И ТЕХНИКИ ф В Н И М А Н И Ю Т Е Х Н О Л О Г О В ПРЕДЛАГАЕТ „ПОИСК" » Эта и стория не имеет конца. А началом ее следует, пожа­ луй, считать 1977 год, когда на ВДНХ СССР был отмечен золотой медалью станок «Фер­ ромаг», предназначенный для очистки фольгированных диэ­ лектриков, из которых делают­ ся печатные платы. Без пре­ увеличения, он стал сенсацией выставки. То же самое повтори­ лось через год, уже на выстав- 3 А ке международной. Тогда один из «фирмачей» буквально пре­ следовал руководителя совет­ ского павильона, уговаривая продать ему «Ферромаг» и за ­ манчиво тряся перед носом чековой книжкой. И в конце концов ушел разозленный, вы­ ложив вслух все, что он ду­ мает о наших коммерческих способностях. А руководитель павильона только разводил ру­ ками: станок существовал в единственном экземпляре. Все началось с миниатюри­ зации. Печатные платы, на которых токопроводящей крас­ кой нанесены электросхемы, позволили избавиться от тол­ стых пучков проводов, запол­ нявших внутренности старых радио- и электронных приборов. А если сложить вместЦ десять- двадцать пластинок, то можно в спичечную коробку «втис­ нуть» прибор, который в тра­ диционном исполнении дости­ гал бы объема солидного пись­ менного стола. Правда, для этого пластинки должны быть достаточно тонкие. И именно это условие выросло в пробле­ му, над которой ломали голо­ вы, в лабораториях всего мира. Нет, дело было не в толщи­ не. Пластинку тюд плату мож­ но сделать не| толще фольги. Но прежде, чем печатать схе­ му, пластинку необходимо тщательно отшлифовать. Дела­ ется эш на зачистных станках абразивными кругами, в кото­ рых алмазные крупинки впрес­ сованы в мягкую ткань. И тем не менее, эта мягкая ткань оказывается слишком жестской для тонких пластинок — сми­ нает их в гармошку и безна­ дежно портит. Три московских изобретате­ ля — И. А. Дереш, Б. Н. Ши- харов и Е. А. Матросов реши­ ли эту проблему просто: в ка­ чество связки использовали магнитное поле, позволяющее регулировать свою «жесткость» в очень широком диапазоне. И создали «Ферромаг», который действует быстро и совершен­ но бесшумно. Берется пачка тончайших пластин, кладется на приемное устройство и они одна за другой «прыгают» внутрь машины, тут же появ­ ляясь с другой стороны И обе их плоскости уже сверкают идеально ровной поверхностью. Просто и красиво. Вся «начинка» стаИка — два цилиндрических валка. Поса­ женные на валы электромагни­ ты создают магнитное поле. Когда валки вращаются, маг­ нитное поле вращается вместе с ними и увлекает за собой абразивный порошок. ,Вот и вся хитрость. Разумеется, сам абразивный порошок тоже должен состо­ ять из магнитных материалов. Алмазная крошка 1здесь не го­ дится, к тому же она дорога. Изобретатели засыпают в ста­ нок мелко раздробленную чу­ гунную или стальную стружку. Абразив, что и говорить, гру­ боватый, но оказалось, что в «Ферромаге» никакому алмазу за ним не угнаться. Несмотря на высочайшую точность обработки,, сам «Фер­ ромаг» вовсе не требует такой точности при изготовлении Простота конструкции позво­ ляет изготовлять его любому машиностроительному пред­ приятию. А его малая стои­ мость, большая п р о изводи- тельность, низкие требования к квалификации обслуживаю­ щего персонала и дешевые ре­ жущие материалы обеспечили одно из самых ценных досто­ инств — высокую рентабель­ ность. За этой приятной неожидан­ ностью последовали другие. Оказалось, что «Ферромаг» способен доводить до зеркаль­ ного блеска не только тончай­ шие пластинки, но и многие детали. И вовсе необязательно они должны быть ровными. Магнитное поле с равным ус­ пехом «проникает» в трудно­ доступные углубления, пазы, отверстия. А это открывает пе­ ред «Ферромагом» такие воз- д о можности, что его по праву можно назвать чудо-станком. В первую очередь он мог бы снять многие проблемы в авто­ мобильной промышленности. Современные переднепривод­ ные автомобили с селективным подбором деталей требуют тщательнейшей обработки со­ пряженных поверхностей, весь­ ма сложной коифиг у р а ц и и. Сейчас это — головная боль для технологов. «Ферромаг» решает эту задачу легко и просто. А ведь подобных за­ дач — огромное множество в машиностроении и во многих других отраслях промышлен­ ности. В свое время Госкомизобре- тений разослал 17. промышлен­ ным Министерствам запросы: нужен ли вам такой станок? Первые же четыре министерст­ ва мгновенно потреооыали 1000 штук. И станки выпусти­ ли... 50 штук. На этом, как говорится, выдача прекрати­ лась. Ни одно ведомство не пожелало освоить их произ­ водство для «чужих» клиентов. А ведь чем сложнее становит­ ся производство, чем стреми­ тельнее развивается научно- технический прргресс, тем больше нужда в «Феррома- гах». Так что же, положение безвыходное? Ничуть. Мы уже говорили, что сделать «Ферро­ маг» может любое предприя­ тие. Особенно теперь, когда конверсия открыла широкую дорогу инициативе. А техниче­ скую документацию охотно по­ могут приобрести в Госком изобретений. Так кто возьмет­ ся? МЕТОД ГАЗОПОРОШКО­ ВОЙ НАПЛАВКИ! ДЛЯ ВОС­ СТАНОВЛЕНИЯ АВТОМО­ БИЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ЧУГУНА И СТАЛИ. Восстановлению подвергают­ ся выпускной коллектор, шкив коленчатого вала, ступица ко­ леса, с+акан и муфта подшип­ ника выключения, сцепления и ряд других деталей, имеющих износы, трещины, сколы и др. Обгцая номенклатура деталей, рекомендуемая для восстанов­ ления 53 наименования для ав ­ томобиля ЗиЛ-ГЗО и 54 наиме­ нования для автомобиля КамАЗ, Метод обеспечивает высокое качество восстановленных де­ талей, срок службы которых такой же, как у новых. Кроме того, эту технологию можно использовать при восстановле­ нии упрочнения пресс-форм. ТЕХНОЛОГИЮ д л я о ч и ­ с т к и СТОЧНЫХ ВОД, СО­ ДЕРЖАЩИХ НЕФТЕПРО­ ДУКТЫ И ВЗВЕШЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА. Используется в автохозяйст­ вах, па предприятиях элект­ ронной, приборостроительной, химической, машиностроитель­ ной промышленности. Технология отличается прос­ тотой аппаратуры, созданной на модульном прин ц и п е. Фильтрующий элемент не име-‘ ет движущихся частей и рабо­ тает при минимальном гидро­ статическом давлении. Режим работы — непрерывный. Про­ изводительность одного моду­ ля — 5 кубометров в час. ВИБРАЦИОННУЮ УСТА­ НОВКУ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ МАШИН И ПРИ­ БОРОВ. Применяется для , шлифо­ вания и полирования деталей из различных материалов лю­ бой конфигурации и веса для подготовки поверхности под покрытия, для очисткц' от смазки, нагара, накипи, ржав­ чины, удаления заусенцев и округления острых кромок. Вибрационная обработка обеспечивает улучшение по­ верхности на 1—2 класса, по­ вышает ее микротвердость на 30—60%, достигает глубины наклона 0,2 — 0,6 мм и более, в результате износостойкость деталей повышается в 2 раза, усталостная прочность — на 50%. Вибрационные устано в к й просты в обслуживании и эк­ сплуатации. По сравнению с барабанными установками они позволяют повысить произво­ дительность труда оц 5 до 30 раз, уменьшают расход вспо­ могательных материалов и* ин­ струмента, улучшают уоловия труда. Годовой эффект от внедрения одной установки — 30 — 100 тыс. рублей. СТАНОК ДЛЯ ОКЛЕЙКИ СТРОПОВ Предназначен для оклетков- ки (заделки) стропов оттож* женой проволокой 2 мм. По-' вышает качество стропов и значительно удлиняет сроки их службы. Станок высокопроиз­ водителен, позволяет устранить ручной труд и улучшить усло­ вия труда, УСТАНОВКУ ПО ОЧИСТ­ КЕ ВОЗДУХА ПРОИЗВОД­ СТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИИ ОТ АММИАКА. Обеспечивает оптимальные' химические парвметры микро­ климата производственных; по­ мещений в машиностроитель­ ной, химической, коксохимиче­ ской, металлургической про­ мышленности и ряде других отраслей. В качестве химосор- бента для аммиака использует­ ся дешевый носитель — керам­ зит, пропитанный фосфорной, серной и| другими неорганичес­ кими кислотами. Необходимое количество очищенного возду­ ха возвращается в помещение. Предлагаемая установка по сравнению с обычными венти­ ляционными способами' очист­ ки помещений резко сокраща­ ет количество выбрасываемого в атмосферу аммиака. Адрес для запросов: 480120, Алма-Ата, ул. Кирова, 221, КазНИНТИ. И З А Р Х И В О В Б Ы Т 0 Е Ч У О Т В С Е Г О С В Е Т А ПО ПРИНЦИПУ ЗАЖ И Г А Л КИ ' «Искра в баллон ушла!» — как часто приходится слышать этот возглас от незадачливого водителя, тщетно сажающего аккумулятор в бесплодных по­ пытках запустить двигатель. Та­ кая ситуация полностью ис­ ключена у двигателя, снабжен­ ного новой системой зажига­ ния, запатентованной в Ан­ глии. Авторы ее позаимство­ вали идею у газовой зажигал­ ки с пьезокристаллом. В кон­ струкции разработанной ими свечи для двигателя также есть кристалл кварца, на гранях ко­ торого при ударе возникают электрические заряды. А кро­ ме того, она имеет небольшой рабочий поршень. При сжатии горючей смеси в цилиндре поршень освобождается от пружинного фиксатора и рез ­ ко ударяет по кристаллу. Воз­ никшая разность потенциалов усиливается конденсатором и дает мощную искру между электродами свечи. Когда же давление в цилиндре падает, поршень возвращается на ме­ сто. Л О Б О В О Е С Т Е К Л О - А Н Т Е Н Н А Какие только радиоантенны не ставят на свои машины ав­ толюбители! И встроенное в крыло, и наружные, изогнутые дугой, и «прицепленные» к стеклу задней двери. Не очень-то они удобны — уве­ личивают сопротивление воз­ духа при езде, что приводит к перерасходу горючегр, а по­ рой их просто ломают хулига­ ны, если хозяин оставит ма­ шину без присмотра. Между тем этот вопрос давно уже ре ­ шили поляки. На заводе «Вит- робуд» производятся много­ слойные лобовые стекла, где между слоями стекла вмонти­ рована в виде окантовки по­ лупрозрачная фольга из кор­ розионностойкого сплава. Она и играет роль антенны, при­ чем очень хорошего качества. Думается, нашим автомобиле­ строителям стоит позаимство­ вать эту идею. К Ч И Т А Т Е Л Я М Эту страницу для вас подготовили специалисты журналистского агентства «ГЛАСНОСТЬ» при Союзе журналистов СССР. Агентство может вам помочь решить многие вопросы: — I разработать фирменный стиль, рекламный буклет; — выслать справочник обо всех иностранных представи ­ тельствах в Москве (дипломатические, торгово-промышлен ­ ные, международные организации); — снять рекламный, документальный, учебный кино- или видеофильм с любым количеством копий. Адрес для заявок: 1 2 3 2 4 2 , Москва, пл. Восстания, 1, а /я 371 . Телефоны: 9 2 8 - 8 3 - 1 9 , 9 2 8 -2 5 -1 1 Телекс 4 1 1 7 0 0 — Гласность — 0 0 1 9 8 0 Факс — 2 0 0 - 2 2 - 1 6 — Гласность— 0 0 1 9 8 0 . Л А З Е Р В Б Ы Т О В О Й В И Д Е О Т Е Х Н И К Е С О Б Ы Т И Е Ленинград. Первые отечественные лазерные видеодиски изготовлены в научно-производственном объединении «Аван ­ гард». Каждый из них рассчитан на накопление до ста ты ­ сяч неподвижных изображений или до двухчасового вос ­ произведения видеосюжетов. Новинка в комплексе с, разра ­ ботанным во Львовском научно-иследовательском институте бытовой радиоаппаратуры видеопроигрывателем « Русь » ВП -201 , серийный выпуск которого налаживается на пред­ приятиях страны, значительно повышает разрешающую спо­ собность и цветовую, гамму изображения, обеспечивает его моно-и стереофоническим звуковым сопровождением, позво­ ляет использование закадровых текстов на двух я зы к ах ., На снимке: группа создателей лазерных видеодисков. Сле­ ва направо— техник В. В. Макарова, начальник отдела раз- 'V " - .работки видеодисков Д. Г. Задворный, начальник сектора отдела разработки лазерных видеодисков Л. П. Велютин и инженер-технолог Н. П. Петров. Фотохроника ТАСС Д н я Н О В О М У Т Р А К Т О Р У Б Ы Т Ь ! В тринадцатой пятилетке в объединениях «Павлодарский тракторный завод» и «Алтай­ ский тракторный завод» будут созданы мощности по выпуску сельскохозяйственного гусенич­ ного трактора Т-250. Решение о производстве машины новой модификации принято Советом Министров СССР Павлодар- цам предстоит освоить выпуск 10 тысяч тракторов в год, ал­ тайцам — шести тысяч.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz