Кировец. 1990 г. (г. Липецк)
( К И Р О В Е Ц ) ст р . 3 1 НОВИНКИ НАУКИ И ТЕХНИКИ ф В Н И М А Н И Ю Т Е Х Н О Л О Г О В ПРЕДЛАГАЕТ „ПОИСК" » Эта и стория не имеет конца. А началом ее следует, пожа луй, считать 1977 год, когда на ВДНХ СССР был отмечен золотой медалью станок «Фер ромаг», предназначенный для очистки фольгированных диэ лектриков, из которых делают ся печатные платы. Без пре увеличения, он стал сенсацией выставки. То же самое повтори лось через год, уже на выстав- 3 А ке международной. Тогда один из «фирмачей» буквально пре следовал руководителя совет ского павильона, уговаривая продать ему «Ферромаг» и за манчиво тряся перед носом чековой книжкой. И в конце концов ушел разозленный, вы ложив вслух все, что он ду мает о наших коммерческих способностях. А руководитель павильона только разводил ру ками: станок существовал в единственном экземпляре. Все началось с миниатюри зации. Печатные платы, на которых токопроводящей крас кой нанесены электросхемы, позволили избавиться от тол стых пучков проводов, запол нявших внутренности старых радио- и электронных приборов. А если сложить вместЦ десять- двадцать пластинок, то можно в спичечную коробку «втис нуть» прибор, который в тра диционном исполнении дости гал бы объема солидного пись менного стола. Правда, для этого пластинки должны быть достаточно тонкие. И именно это условие выросло в пробле му, над которой ломали голо вы, в лабораториях всего мира. Нет, дело было не в толщи не. Пластинку тюд плату мож но сделать не| толще фольги. Но прежде, чем печатать схе му, пластинку необходимо тщательно отшлифовать. Дела ется эш на зачистных станках абразивными кругами, в кото рых алмазные крупинки впрес сованы в мягкую ткань. И тем не менее, эта мягкая ткань оказывается слишком жестской для тонких пластинок — сми нает их в гармошку и безна дежно портит. Три московских изобретате ля — И. А. Дереш, Б. Н. Ши- харов и Е. А. Матросов реши ли эту проблему просто: в ка чество связки использовали магнитное поле, позволяющее регулировать свою «жесткость» в очень широком диапазоне. И создали «Ферромаг», который действует быстро и совершен но бесшумно. Берется пачка тончайших пластин, кладется на приемное устройство и они одна за другой «прыгают» внутрь машины, тут же появ ляясь с другой стороны И обе их плоскости уже сверкают идеально ровной поверхностью. Просто и красиво. Вся «начинка» стаИка — два цилиндрических валка. Поса женные на валы электромагни ты создают магнитное поле. Когда валки вращаются, маг нитное поле вращается вместе с ними и увлекает за собой абразивный порошок. ,Вот и вся хитрость. Разумеется, сам абразивный порошок тоже должен состо ять из магнитных материалов. Алмазная крошка 1здесь не го дится, к тому же она дорога. Изобретатели засыпают в ста нок мелко раздробленную чу гунную или стальную стружку. Абразив, что и говорить, гру боватый, но оказалось, что в «Ферромаге» никакому алмазу за ним не угнаться. Несмотря на высочайшую точность обработки,, сам «Фер ромаг» вовсе не требует такой точности при изготовлении Простота конструкции позво ляет изготовлять его любому машиностроительному пред приятию. А его малая стои мость, большая п р о изводи- тельность, низкие требования к квалификации обслуживаю щего персонала и дешевые ре жущие материалы обеспечили одно из самых ценных досто инств — высокую рентабель ность. За этой приятной неожидан ностью последовали другие. Оказалось, что «Ферромаг» способен доводить до зеркаль ного блеска не только тончай шие пластинки, но и многие детали. И вовсе необязательно они должны быть ровными. Магнитное поле с равным ус пехом «проникает» в трудно доступные углубления, пазы, отверстия. А это открывает пе ред «Ферромагом» такие воз- д о можности, что его по праву можно назвать чудо-станком. В первую очередь он мог бы снять многие проблемы в авто мобильной промышленности. Современные переднепривод ные автомобили с селективным подбором деталей требуют тщательнейшей обработки со пряженных поверхностей, весь ма сложной коифиг у р а ц и и. Сейчас это — головная боль для технологов. «Ферромаг» решает эту задачу легко и просто. А ведь подобных за дач — огромное множество в машиностроении и во многих других отраслях промышлен ности. В свое время Госкомизобре- тений разослал 17. промышлен ным Министерствам запросы: нужен ли вам такой станок? Первые же четыре министерст ва мгновенно потреооыали 1000 штук. И станки выпусти ли... 50 штук. На этом, как говорится, выдача прекрати лась. Ни одно ведомство не пожелало освоить их произ водство для «чужих» клиентов. А ведь чем сложнее становит ся производство, чем стреми тельнее развивается научно- технический прргресс, тем больше нужда в «Феррома- гах». Так что же, положение безвыходное? Ничуть. Мы уже говорили, что сделать «Ферро маг» может любое предприя тие. Особенно теперь, когда конверсия открыла широкую дорогу инициативе. А техниче скую документацию охотно по могут приобрести в Госком изобретений. Так кто возьмет ся? МЕТОД ГАЗОПОРОШКО ВОЙ НАПЛАВКИ! ДЛЯ ВОС СТАНОВЛЕНИЯ АВТОМО БИЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ЧУГУНА И СТАЛИ. Восстановлению подвергают ся выпускной коллектор, шкив коленчатого вала, ступица ко леса, с+акан и муфта подшип ника выключения, сцепления и ряд других деталей, имеющих износы, трещины, сколы и др. Обгцая номенклатура деталей, рекомендуемая для восстанов ления 53 наименования для ав томобиля ЗиЛ-ГЗО и 54 наиме нования для автомобиля КамАЗ, Метод обеспечивает высокое качество восстановленных де талей, срок службы которых такой же, как у новых. Кроме того, эту технологию можно использовать при восстановле нии упрочнения пресс-форм. ТЕХНОЛОГИЮ д л я о ч и с т к и СТОЧНЫХ ВОД, СО ДЕРЖАЩИХ НЕФТЕПРО ДУКТЫ И ВЗВЕШЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА. Используется в автохозяйст вах, па предприятиях элект ронной, приборостроительной, химической, машиностроитель ной промышленности. Технология отличается прос тотой аппаратуры, созданной на модульном прин ц и п е. Фильтрующий элемент не име-‘ ет движущихся частей и рабо тает при минимальном гидро статическом давлении. Режим работы — непрерывный. Про изводительность одного моду ля — 5 кубометров в час. ВИБРАЦИОННУЮ УСТА НОВКУ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ МАШИН И ПРИ БОРОВ. Применяется для , шлифо вания и полирования деталей из различных материалов лю бой конфигурации и веса для подготовки поверхности под покрытия, для очисткц' от смазки, нагара, накипи, ржав чины, удаления заусенцев и округления острых кромок. Вибрационная обработка обеспечивает улучшение по верхности на 1—2 класса, по вышает ее микротвердость на 30—60%, достигает глубины наклона 0,2 — 0,6 мм и более, в результате износостойкость деталей повышается в 2 раза, усталостная прочность — на 50%. Вибрационные устано в к й просты в обслуживании и эк сплуатации. По сравнению с барабанными установками они позволяют повысить произво дительность труда оц 5 до 30 раз, уменьшают расход вспо могательных материалов и* ин струмента, улучшают уоловия труда. Годовой эффект от внедрения одной установки — 30 — 100 тыс. рублей. СТАНОК ДЛЯ ОКЛЕЙКИ СТРОПОВ Предназначен для оклетков- ки (заделки) стропов оттож* женой проволокой 2 мм. По-' вышает качество стропов и значительно удлиняет сроки их службы. Станок высокопроиз водителен, позволяет устранить ручной труд и улучшить усло вия труда, УСТАНОВКУ ПО ОЧИСТ КЕ ВОЗДУХА ПРОИЗВОД СТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИИ ОТ АММИАКА. Обеспечивает оптимальные' химические парвметры микро климата производственных; по мещений в машиностроитель ной, химической, коксохимиче ской, металлургической про мышленности и ряде других отраслей. В качестве химосор- бента для аммиака использует ся дешевый носитель — керам зит, пропитанный фосфорной, серной и| другими неорганичес кими кислотами. Необходимое количество очищенного возду ха возвращается в помещение. Предлагаемая установка по сравнению с обычными венти ляционными способами' очист ки помещений резко сокраща ет количество выбрасываемого в атмосферу аммиака. Адрес для запросов: 480120, Алма-Ата, ул. Кирова, 221, КазНИНТИ. И З А Р Х И В О В Б Ы Т 0 Е Ч У О Т В С Е Г О С В Е Т А ПО ПРИНЦИПУ ЗАЖ И Г А Л КИ ' «Искра в баллон ушла!» — как часто приходится слышать этот возглас от незадачливого водителя, тщетно сажающего аккумулятор в бесплодных по пытках запустить двигатель. Та кая ситуация полностью ис ключена у двигателя, снабжен ного новой системой зажига ния, запатентованной в Ан глии. Авторы ее позаимство вали идею у газовой зажигал ки с пьезокристаллом. В кон струкции разработанной ими свечи для двигателя также есть кристалл кварца, на гранях ко торого при ударе возникают электрические заряды. А кро ме того, она имеет небольшой рабочий поршень. При сжатии горючей смеси в цилиндре поршень освобождается от пружинного фиксатора и рез ко ударяет по кристаллу. Воз никшая разность потенциалов усиливается конденсатором и дает мощную искру между электродами свечи. Когда же давление в цилиндре падает, поршень возвращается на ме сто. Л О Б О В О Е С Т Е К Л О - А Н Т Е Н Н А Какие только радиоантенны не ставят на свои машины ав толюбители! И встроенное в крыло, и наружные, изогнутые дугой, и «прицепленные» к стеклу задней двери. Не очень-то они удобны — уве личивают сопротивление воз духа при езде, что приводит к перерасходу горючегр, а по рой их просто ломают хулига ны, если хозяин оставит ма шину без присмотра. Между тем этот вопрос давно уже ре шили поляки. На заводе «Вит- робуд» производятся много слойные лобовые стекла, где между слоями стекла вмонти рована в виде окантовки по лупрозрачная фольга из кор розионностойкого сплава. Она и играет роль антенны, при чем очень хорошего качества. Думается, нашим автомобиле строителям стоит позаимство вать эту идею. К Ч И Т А Т Е Л Я М Эту страницу для вас подготовили специалисты журналистского агентства «ГЛАСНОСТЬ» при Союзе журналистов СССР. Агентство может вам помочь решить многие вопросы: — I разработать фирменный стиль, рекламный буклет; — выслать справочник обо всех иностранных представи тельствах в Москве (дипломатические, торгово-промышлен ные, международные организации); — снять рекламный, документальный, учебный кино- или видеофильм с любым количеством копий. Адрес для заявок: 1 2 3 2 4 2 , Москва, пл. Восстания, 1, а /я 371 . Телефоны: 9 2 8 - 8 3 - 1 9 , 9 2 8 -2 5 -1 1 Телекс 4 1 1 7 0 0 — Гласность — 0 0 1 9 8 0 Факс — 2 0 0 - 2 2 - 1 6 — Гласность— 0 0 1 9 8 0 . Л А З Е Р В Б Ы Т О В О Й В И Д Е О Т Е Х Н И К Е С О Б Ы Т И Е Ленинград. Первые отечественные лазерные видеодиски изготовлены в научно-производственном объединении «Аван гард». Каждый из них рассчитан на накопление до ста ты сяч неподвижных изображений или до двухчасового вос произведения видеосюжетов. Новинка в комплексе с, разра ботанным во Львовском научно-иследовательском институте бытовой радиоаппаратуры видеопроигрывателем « Русь » ВП -201 , серийный выпуск которого налаживается на пред приятиях страны, значительно повышает разрешающую спо собность и цветовую, гамму изображения, обеспечивает его моно-и стереофоническим звуковым сопровождением, позво ляет использование закадровых текстов на двух я зы к ах ., На снимке: группа создателей лазерных видеодисков. Сле ва направо— техник В. В. Макарова, начальник отдела раз- 'V " - .работки видеодисков Д. Г. Задворный, начальник сектора отдела разработки лазерных видеодисков Л. П. Велютин и инженер-технолог Н. П. Петров. Фотохроника ТАСС Д н я Н О В О М У Т Р А К Т О Р У Б Ы Т Ь ! В тринадцатой пятилетке в объединениях «Павлодарский тракторный завод» и «Алтай ский тракторный завод» будут созданы мощности по выпуску сельскохозяйственного гусенич ного трактора Т-250. Решение о производстве машины новой модификации принято Советом Министров СССР Павлодар- цам предстоит освоить выпуск 10 тысяч тракторов в год, ал тайцам — шести тысяч.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz