Кировец. 1990 г. (г. Липецк)
И З Р А С С К А З О В О П Р О С Л А В Л Е Н Н Ы Х З Е М Л Я К А Х То было время, когда Со ветская страна осваивала Ве ликий Северный морской путь. На пароходе «Челюскин» из Архангельска во Владивосток отправилась в плавамие экспе диция во главе с иавестды'м исследователем Арктики Отто Юльевичем Шмидтом. 13 фев раля 1934 года «Челюскин», сжатый тяжелыми льдами 'В Ка к летчик он делал все, что требовалось стране в те годы: возил почту из Москвы в Ир кутск, матрицы: «Правды» — в Ленинград и Харьков, морил саранчу в кубанских плавнях, разведывал лежбища тюле ней... В январе 1930 года Во допьянов успешно совершил перелет по маршруту Хаба ровск—Оха (Сахалин), тем са- и лично водит тяжелые воз душные корабли на бомбежку глубоких тылов фашистской Германии. Во главе группы бомба.рдировщи ков Водой ьяяов в числе первых промят воен ные объекты в Берлине. В од ном из таких вылетов в ко мандирском самолете отмазал правый крайний мотор. Не смотря на' это, по приказу Во года он избирается депутатом Верховного Совета СССР пер вого созыва от Л ипецкого из бирательного округа. Прослав ленный летчик много раз при езжал в родные места. Он живо интересовался работой предприятий Липецка, вникал в дела н нужды городского хо зяйства. С его помощью в Л и пецке была проложена первая РОЖ Д ЕН БЫТЬ ОК РЫЛ ЕННЫМ Чукотском море, затонул. Сто четыре участника экспедиции оказались среди полярного безмолвия. Весь мир с напря женным вниманием следил за судьбой челюскинцев. Для спа сения людей были направлены лучшие полярные летчики страны. Семь из них через ту маны, штормы, морозы Запо лярья прорвались в «.лагерь Шмидта» и вызволили челюс кинцев из ледового плена. Они стали первыми Героями Со ветского Союза. Среди них — наш отважный земляк, известный полярный летчик Михаил Васильевич Во допьянов. Родился он 18 нояб ря 1'899 года в селе Студенки (ныне часть Липецка) в бед ной крестьянской семье. Де- вятнадцатилет.ним юношей М и хаил вступил добровольцем в Красную Армию. «В воинской части, — вспоминал потом Во допьянов, — мне поручили подвозить на телеге бензин к аэропланам. Я стал обозным и .одновременно учился в вечер ней школе. Я старался изо всех сил, и меня вскоре пере садили с лошади на автомо биль. Стал помощником шо фера. (была такая должность). Научили водить автомо биль, потом сделали механи ком по ремонту авиационных моторов. И наконец сбылась моя мечта — я стал летчи ком». В конце 1928 года, сдав эк замены и получив пилотское свидетельство, Водопьянов .на чал летать самостоятельно. .чьим открыв новую авиали нию. И везде Михаил Васильевич проявлял летное мастерство, замечательную изобретатель ность. Эти качества, а также железное упорство, бесстрашие и героизм особенно показал Водопьянов при опасении че- люокинцев. По еще не освоен ной воздушной трассе, днем и ночью, я пургу и метель, ри скуя жизнью, совершал он рейс за рейсом, сняв со льди ны 24 человека. Когда Водо пьянов .шел на пооадку, делан последний рейс в «лагерь Шмидта», льдина аэродрома неожиданно треснула. Обста новка была .критической. И все-таки Водопьянов посадил свой самолет. «Храбрейший из храбрых», — писали топда о нем [газеты. 21 мая 1937 года флагман ский четырехмоторный воз душный корабль «Н-170», .ко торый вел Водопьянов, впер вые в истории сел на дрей фующую льдину в районе Се верного полюса, высадив ге роическую четверку ша>па<няп цев. Так родилась первая .в мире научная станция «Север ный полюс-1». Командиром летного отряда и душой экс педиции был Михаил Василье вич Водопьянов. В годы Великой Отечествен ной войны генерал-майор авиа ции М. В. Водопьянов был од ним из организаторов Авиации Дальнего Действия. В августе 1941 года он назначается командиром 81-й авиадивизии допьян.она тяжелая машина легла на боевой курс. Бомбы понеслись вниз, земля озари лась огненными всполохами. Задание выполнено! На обрат ном пути от Берлина коман дирская машина получила серьезные повреждения. Но Водопьянов сумел перетянуть израненный самолет через ли нию фронта и посадить его на своей территории. В послевоенный период Ми хаил Васильевич вернулся в арктическую авиацию и при нимал участие в ряде воздуш ных экспедиций. .Водопьянов ■ известен совет ским людям не только как ле гендарный полярный летчик, но и как замечательный писа тель. Более сорока лет он от дал активному творческому труду. В 1954 году Михаил Васильевич оставил авиацию и с тех пор целиком посвятил себя литературной деятельно сти и общественной работе. Он — автор многих .произве дений о беспримерном героизме нашего народа, о подвиге и мужестве летчиков. У читате лей заслужили признание та кие 'книги М. В, Водопьянова, как «Р.асоказ о моей жизни», «Дважды на полюсе», «По весть о первых героях», «Друзья в небе», «'На крыльях в Арктику», «Полярный лет чик», «Небо .начинается с зем ли», роман «Киреевы». Многолетняя крепкая друж ба связывала Михаила ' Ва сильевича Водопьянова с .род ным краем. В декабре 1937 линия трамвая, решены многие вопросы благоустройства горо да. Михаил Васильевич помо гал также налаживать учебно- воспитательную работу в аэро клубе, организованном но его. инициативе. Не раз в те годы Водопьянов бывал и выступал перед трудящимися в Вороне же — центре области, в кото рую тогда входил .Липецк. Михаил Васильевич часто встречался со своими избира телями — горожанами и тру жениками села. Эти встречи' носили очень теплый харак тер. Водопьянов был прекрас ным оратором и рассказчиком, его всегда слушали с огром ным вниманием. Автору этих строк посчастливилось дважды видеть и слышать Михаила Васильевича!: в сентябре 1939 года в^Липецке и в начале пя тидесятых годов — в Вороне же. Помню, как все присутст вовавшие искренне восхищались яркостью, образностью и смыс ловой масштабностью его сло ва, богатством жизненного ма териала. Михаил Васильевич прожил долгую и богатую интересней шими' событиями жизнь. Он скончался 11 августа 1980 го да. Имя М. В. Водопьянова, еще при жизни ставшее леген дарным, носят улицы во мно гих городах страны, в том числе — в Липецке. Его име нем названы школы, пионер ские дружины, аэроклубы... К. ОГРЫЗКОВ, ветеодн войны и труда. ПРОШЛ И ОЧЕРЕД НЫЕ У ЧЕНИ Я В производственном объеди нении подведены итоги учеб ной подготовки по граждан ской обороне за первое полу годие текущего года. На областных, районных ку р сах и на объекте обучались руководители цехов и отде лов. На учебном пункте объе динения прошли специальную подготовку санитарные дружи ны и другие группы. В марте—апреле в работе отряда первой медицинской по мощи медсанчасти тракторно го завода приняли участие са нитарные дружины завода гу сеничных тягачей, станкоинст рументального завода, жилищ но-коммунального отдела и показали отличные знания, вы сокую организованность, дис циплину, четкие действия в очагах условного поражения. В марте — апреле про ведено командно-штабное уче ние, с 16 по 18 апреля—ком плексная проверка состояния гражданской обороны в произ водственном объединении, с 18 по 20 апреля — комплексное объектовое учение. На хорошем уровне органи зовано обучение .на Л ЗГТ , ЛСИЗ , в 3, 4, 5 тракторных цехах, в НПО, П КУ , ЧЛЦ , ОГМех., ООЧПУ, ЭСЦ. По итогам учебной подго товки генеральный директор производственного объедине ния издал приказ, в котором намечено продолжать подго товку рабочих и служащих. За хорошую организацию обучения объявлена благодар ность А. И. Слесареико, Е. М. Теплицкому, В. А. Селищеву, А. В, Гольцову, Д . Е. Тищен ко, В. Ф. Третьякову, А. С. Горлову, В. И. Назукину, Г. Д. Тарасову, С. Б. Филиппову, А. Ф. Неснову, В. П. Тархову. Вместе с тем отмечен и ряд недостатков. ПИ СЬМ О В РЕД А КЦ ИЮ СП А С И Б О , ВН У К И ! Великая Отечественная вой на. Я был ее солдатом. Как миллионы советских людей прошел тяжелыми фронтовыми дорогами. Вспоминать об этом мне сейчас о^ень больно. Я— инвалид труда первой груп пы... 'Накануне дня Великой По беды пионеры средней школы № 31 поздравили меня с Праздником Победы. Спасибо По установившейся доброй традиции в канун 45-легия Великой Победы в красном уголке третьего тракторного цеха состоялось чествование участников Великой Отечест венной войны. Секретарь парт- тийного бюро цеха С. М. Л иш ков поблагодарил бывших фронтовиков за. их вклад в разгром ненавистного врага, пожелал здоровья, счастья и сердечно п о з д р а в и л их с О Т Д А Л И Д А Н Ь Памятной страницей в ж из ни коллектива учащ и х с я СПТУ-23 останется празднова ние сорокапятилетия Победы. На праздник сюда были при глашены ветераны войны трак торостроители С. Е. Кузнецов, Н. Ф. Гусева, М. М. Боев, М. Е. Плохим, П. И. Марков. Пред ставители базового предприя тия горячо поздравили быв ших фронтовиков со знамена тельной датой. С приветствен ным словом выступил мастер училища, ветеран войны В. П. Попов. вам, внуки мои дорогие, спа сибо учителям школы: воспи тывайте у своих учеников ми лосердие и благородство, лю бовь к людям. Прошу редакцию газеты «Кировец» передать глубокую благодарность пионерам сред ней школы № 31 и ее учите лям. д. я. ГЛОТОВ, ветеран Великой Отечественной войны, инвалид первой группы. Праздником Победы. Затем взял слово начальник цеха А. В. Гольцов, а после вручил ветеранам войны цветы и де нежные премии. Самодеятельные арт и с т ы Дворца культуры и техники дали для виновников торжест ва концерт. А. ОРЕХОВА, заместитель секретаря партбюро тракторного цеха № 3 . Б Л А ГО Д А Р Н О С ТИ По программе праздника участники Великой Отечествен ной осмотрели экспонаты му зея И. А. Флерова, прослав ленного командира первой ба тареи реактивных установок — «Катюша». Преподаватель ис тории В. С. Коблякова позна комила ветеранов с биографи ей Ивана Андреевича, расска зала о боевом пути расчета его батареи. Как и в прежние годы в программу празднования был включен массовый пробег до села Двуречки, родины капи- ФЛОТИЛИЯ КОРНЕВА тана И. А. Флерова. В нем приняли участие представители всех учебных групп училища. В селе совместно со старше классниками местной школы учащиеся СПТУ провели ми тинг, возложили к обелиску «гирлянду славы». На родине И. А. Флерова ветеранов при ветствовала заслуженный пре подаватель профтехобразова ния Е. Я. Быкова. Несколько слов об одной па мятной детали: ребята из учи лища доставили в местный му зей макет снаряда БМ-13. Т. ШИБИНЛ , зам. директора по учебно- воспитательной работе. • П О Д О Л ГУ П А М Я Т И Ч ЕС Т ВО ВА Л И ВС ЕМ К О Л Л ЕК Т И ВО М Татарская АССР. Судострои тельной верфью, служит уют ная мастерская в обыкновен ной квартире А. Корневу, ж и телю города Чистополя. Алексей Александрович ро дился далеко от Татарии, в Баку, просыпался от зычных гудков пароходов на Каспии. В молодости хотел стать мо ряком, да так и не стал. Вое вал в Великую Отечественную, потом много лет работал на ча совом заводе. И тем не менее почти всю жизнь посвятил флоту. Флот Корнева можно оки нуть одним взглядом: умень шенные сто-и двухсоткратно суда, но каждый образец точ но копирует оригинал, а вмес те они воссоздают многовеко вую историю судостроения. Первым в галерее судов... бревно, оседлав которое пер вобытный абориген открыл но вый транспорт. Бревна, свя занные лозой, — плот пона дежней. Дальше — долбленка, чукотская «кожанка». Древний ассирийский плот, первое парусное судно, грече ские гребные суда, полинезий ские катамараны и пироги, японская парусная- джонка, древненовгородская ладья, по морский коч с яйцевидным корпусом, каравелла Колумба, корабль Маггеллана, первый линейный корабль России, по строенный по приказу Петра Великого. — Свою коллекцию хочу I завершить последним парус ным кораблем России «12 апостолов», — сказал на про щание камский кудесник. Сорокин, корр. ТАСС. На снимках: Алексей Алек сандрович Корнев; . флотилия Корнева. Фото М. Медведева. (Фотохроника ТАСС). —НИКТ О НЕ ЗАБЫТ , НИЧТ О НЕ ЗАБЫТ О— « К И Р О В Е Ц * о*р. 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz