Кировец. 1990 г. (г. Липецк)

Кировец. 1990 г. (г. Липецк)

И З Р А С С К А З О В О П Р О С Л А В Л Е Н Н Ы Х З Е М Л Я К А Х То было время, когда Со­ ветская страна осваивала Ве­ ликий Северный морской путь. На пароходе «Челюскин» из Архангельска во Владивосток отправилась в плавамие экспе­ диция во главе с иавестды'м исследователем Арктики Отто Юльевичем Шмидтом. 13 фев­ раля 1934 года «Челюскин», сжатый тяжелыми льдами 'В Ка к летчик он делал все, что требовалось стране в те годы: возил почту из Москвы в Ир ­ кутск, матрицы: «Правды» — в Ленинград и Харьков, морил саранчу в кубанских плавнях, разведывал лежбища тюле­ ней... В январе 1930 года Во ­ допьянов успешно совершил перелет по маршруту Хаба­ ровск—Оха (Сахалин), тем са- и лично водит тяжелые воз ­ душные корабли на бомбежку глубоких тылов фашистской Германии. Во главе группы бомба.рдировщи ков Водой ьяяов в числе первых промят воен­ ные объекты в Берлине. В од­ ном из таких вылетов в ко ­ мандирском самолете отмазал правый крайний мотор. Не­ смотря на' это, по приказу Во ­ года он избирается депутатом Верховного Совета СССР пер­ вого созыва от Л ипецкого из­ бирательного округа. Прослав­ ленный летчик много раз при­ езжал в родные места. Он живо интересовался работой предприятий Липецка, вникал в дела н нужды городского хо ­ зяйства. С его помощью в Л и ­ пецке была проложена первая РОЖ Д ЕН БЫТЬ ОК РЫЛ ЕННЫМ Чукотском море, затонул. Сто четыре участника экспедиции оказались среди полярного безмолвия. Весь мир с напря­ женным вниманием следил за судьбой челюскинцев. Для спа ­ сения людей были направлены лучшие полярные летчики страны. Семь из них через ту ­ маны, штормы, морозы Запо ­ лярья прорвались в «.лагерь Шмидта» и вызволили челюс­ кинцев из ледового плена. Они стали первыми Героями Со­ ветского Союза. Среди них — наш отважный земляк, известный полярный летчик Михаил Васильевич Во ­ допьянов. Родился он 18 нояб­ ря 1'899 года в селе Студенки (ныне часть Липецка) в бед­ ной крестьянской семье. Де- вятнадцатилет.ним юношей М и ­ хаил вступил добровольцем в Красную Армию. «В воинской части, — вспоминал потом Во ­ допьянов, — мне поручили подвозить на телеге бензин к аэропланам. Я стал обозным и .одновременно учился в вечер­ ней школе. Я старался изо всех сил, и меня вскоре пере­ садили с лошади на автомо­ биль. Стал помощником шо­ фера. (была такая должность). Научили водить автомо­ биль, потом сделали механи­ ком по ремонту авиационных моторов. И наконец сбылась моя мечта — я стал летчи­ ком». В конце 1928 года, сдав эк ­ замены и получив пилотское свидетельство, Водопьянов .на­ чал летать самостоятельно. .чьим открыв новую авиали­ нию. И везде Михаил Васильевич проявлял летное мастерство, замечательную изобретатель­ ность. Эти качества, а также железное упорство, бесстрашие и героизм особенно показал Водопьянов при опасении че- люокинцев. По еще не освоен­ ной воздушной трассе, днем и ночью, я пургу и метель, ри­ скуя жизнью, совершал он рейс за рейсом, сняв со льди­ ны 24 человека. Когда Водо ­ пьянов .шел на пооадку, делан последний рейс в «лагерь Шмидта», льдина аэродрома неожиданно треснула. Обста­ новка была .критической. И все-таки Водопьянов посадил свой самолет. «Храбрейший из храбрых», — писали топда о нем [газеты. 21 мая 1937 года флагман­ ский четырехмоторный воз­ душный корабль «Н-170», .ко­ торый вел Водопьянов, впер­ вые в истории сел на дрей­ фующую льдину в районе Се­ верного полюса, высадив ге­ роическую четверку ша>па<няп­ цев. Так родилась первая .в мире научная станция «Север­ ный полюс-1». Командиром летного отряда и душой экс ­ педиции был Михаил Василье­ вич Водопьянов. В годы Великой Отечествен­ ной войны генерал-майор авиа­ ции М. В. Водопьянов был од ­ ним из организаторов Авиации Дальнего Действия. В августе 1941 года он назначается командиром 81-й авиадивизии допьян.она тяжелая машина легла на боевой курс. Бомбы понеслись вниз, земля озари­ лась огненными всполохами. Задание выполнено! На обрат­ ном пути от Берлина коман ­ дирская машина получила серьезные повреждения. Но Водопьянов сумел перетянуть израненный самолет через ли­ нию фронта и посадить его на своей территории. В послевоенный период Ми ­ хаил Васильевич вернулся в арктическую авиацию и при­ нимал участие в ряде воздуш­ ных экспедиций. .Водопьянов ■ известен совет­ ским людям не только как ле­ гендарный полярный летчик, но и как замечательный писа­ тель. Более сорока лет он от ­ дал активному творческому труду. В 1954 году Михаил Васильевич оставил авиацию и с тех пор целиком посвятил себя литературной деятельно­ сти и общественной работе. Он — автор многих .произве­ дений о беспримерном героизме нашего народа, о подвиге и мужестве летчиков. У читате­ лей заслужили признание та ­ кие 'книги М. В, Водопьянова, как «Р.асоказ о моей жизни», «Дважды на полюсе», «По ­ весть о первых героях», «Друзья в небе», «'На крыльях в Арктику», «Полярный лет­ чик», «Небо .начинается с зем­ ли», роман «Киреевы». Многолетняя крепкая друж ­ ба связывала Михаила ' Ва ­ сильевича Водопьянова с .род­ ным краем. В декабре 1937 линия трамвая, решены многие вопросы благоустройства горо­ да. Михаил Васильевич помо­ гал также налаживать учебно- воспитательную работу в аэро­ клубе, организованном но его. инициативе. Не раз в те годы Водопьянов бывал и выступал перед трудящимися в Вороне­ же — центре области, в кото ­ рую тогда входил .Липецк. Михаил Васильевич часто встречался со своими избира­ телями — горожанами и тру ­ жениками села. Эти встречи' носили очень теплый харак ­ тер. Водопьянов был прекрас­ ным оратором и рассказчиком, его всегда слушали с огром­ ным вниманием. Автору этих строк посчастливилось дважды видеть и слышать Михаила Васильевича!: в сентябре 1939 года в^Липецке и в начале пя ­ тидесятых годов — в Вороне­ же. Помню, как все присутст ­ вовавшие искренне восхищались яркостью, образностью и смыс­ ловой масштабностью его сло­ ва, богатством жизненного ма­ териала. Михаил Васильевич прожил долгую и богатую интересней­ шими' событиями жизнь. Он скончался 11 августа 1980 го ­ да. Имя М. В. Водопьянова, еще при жизни ставшее леген­ дарным, носят улицы во мно­ гих городах страны, в том числе — в Липецке. Его име­ нем названы школы, пионер­ ские дружины, аэроклубы... К. ОГРЫЗКОВ, ветеодн войны и труда. ПРОШЛ И ОЧЕРЕД НЫЕ У ЧЕНИ Я В производственном объеди­ нении подведены итоги учеб­ ной подготовки по граждан ­ ской обороне за первое полу­ годие текущего года. На областных, районных ку р ­ сах и на объекте обучались руководители цехов и отде­ лов. На учебном пункте объе­ динения прошли специальную подготовку санитарные дружи ­ ны и другие группы. В марте—апреле в работе отряда первой медицинской по­ мощи медсанчасти тракторно ­ го завода приняли участие са ­ нитарные дружины завода гу ­ сеничных тягачей, станкоинст ­ рументального завода, жилищ ­ но-коммунального отдела и показали отличные знания, вы­ сокую организованность, дис ­ циплину, четкие действия в очагах условного поражения. В марте — апреле про ­ ведено командно-штабное уче­ ние, с 16 по 18 апреля—ком ­ плексная проверка состояния гражданской обороны в произ­ водственном объединении, с 18 по 20 апреля — комплексное объектовое учение. На хорошем уровне органи­ зовано обучение .на Л ЗГТ , ЛСИЗ , в 3, 4, 5 тракторных цехах, в НПО, П КУ , ЧЛЦ , ОГМех., ООЧПУ, ЭСЦ. По итогам учебной подго ­ товки генеральный директор производственного объедине­ ния издал приказ, в котором намечено продолжать подго­ товку рабочих и служащих. За хорошую организацию обучения объявлена благодар­ ность А. И. Слесареико, Е. М. Теплицкому, В. А. Селищеву, А. В, Гольцову, Д . Е. Тищен­ ко, В. Ф. Третьякову, А. С. Горлову, В. И. Назукину, Г. Д. Тарасову, С. Б. Филиппову, А. Ф. Неснову, В. П. Тархову. Вместе с тем отмечен и ряд недостатков. ПИ СЬМ О В РЕД А КЦ ИЮ СП А С И Б О , ВН У К И ! Великая Отечественная вой­ на. Я был ее солдатом. Как миллионы советских людей прошел тяжелыми фронтовыми дорогами. Вспоминать об этом мне сейчас о^ень больно. Я— инвалид труда первой груп ­ пы... 'Накануне дня Великой По ­ беды пионеры средней школы № 31 поздравили меня с Праздником Победы. Спасибо По установившейся доброй традиции в канун 45-легия Великой Победы в красном уголке третьего тракторного цеха состоялось чествование участников Великой Отечест­ венной войны. Секретарь парт- тийного бюро цеха С. М. Л иш ­ ков поблагодарил бывших фронтовиков за. их вклад в разгром ненавистного врага, пожелал здоровья, счастья и сердечно п о з д р а в и л их с О Т Д А Л И Д А Н Ь Памятной страницей в ж из ­ ни коллектива учащ и х с я СПТУ-23 останется празднова­ ние сорокапятилетия Победы. На праздник сюда были при­ глашены ветераны войны трак ­ торостроители С. Е. Кузнецов, Н. Ф. Гусева, М. М. Боев, М. Е. Плохим, П. И. Марков. Пред­ ставители базового предприя­ тия горячо поздравили быв­ ших фронтовиков со знамена­ тельной датой. С приветствен­ ным словом выступил мастер училища, ветеран войны В. П. Попов. вам, внуки мои дорогие, спа­ сибо учителям школы: воспи­ тывайте у своих учеников ми­ лосердие и благородство, лю ­ бовь к людям. Прошу редакцию газеты «Кировец» передать глубокую благодарность пионерам сред­ ней школы № 31 и ее учите­ лям. д. я. ГЛОТОВ, ветеран Великой Отечественной войны, инвалид первой группы. Праздником Победы. Затем взял слово начальник цеха А. В. Гольцов, а после вручил ветеранам войны цветы и де­ нежные премии. Самодеятельные арт и с т ы Дворца культуры и техники дали для виновников торжест ­ ва концерт. А. ОРЕХОВА, заместитель секретаря партбюро тракторного цеха № 3 . Б Л А ГО Д А Р Н О С ТИ По программе праздника участники Великой Отечествен­ ной осмотрели экспонаты му ­ зея И. А. Флерова, прослав­ ленного командира первой ба­ тареи реактивных установок — «Катюша». Преподаватель ис­ тории В. С. Коблякова позна­ комила ветеранов с биографи­ ей Ивана Андреевича, расска­ зала о боевом пути расчета его батареи. Как и в прежние годы в программу празднования был включен массовый пробег до села Двуречки, родины капи- ФЛОТИЛИЯ КОРНЕВА тана И. А. Флерова. В нем приняли участие представители всех учебных групп училища. В селе совместно со старше­ классниками местной школы учащиеся СПТУ провели ми­ тинг, возложили к обелиску «гирлянду славы». На родине И. А. Флерова ветеранов при­ ветствовала заслуженный пре­ подаватель профтехобразова­ ния Е. Я. Быкова. Несколько слов об одной па ­ мятной детали: ребята из учи­ лища доставили в местный му ­ зей макет снаряда БМ-13. Т. ШИБИНЛ , зам. директора по учебно- воспитательной работе. • П О Д О Л ГУ П А М Я Т И Ч ЕС Т ВО ВА Л И ВС ЕМ К О Л Л ЕК Т И ВО М Татарская АССР. Судострои­ тельной верфью, служит уют ­ ная мастерская в обыкновен­ ной квартире А. Корневу, ж и ­ телю города Чистополя. Алексей Александрович ро­ дился далеко от Татарии, в Баку, просыпался от зычных гудков пароходов на Каспии. В молодости хотел стать мо­ ряком, да так и не стал. Вое­ вал в Великую Отечественную, потом много лет работал на ча­ совом заводе. И тем не менее почти всю жизнь посвятил флоту. Флот Корнева можно оки ­ нуть одним взглядом: умень­ шенные сто-и двухсоткратно суда, но каждый образец точ ­ но копирует оригинал, а вмес­ те они воссоздают многовеко­ вую историю судостроения. Первым в галерее судов... бревно, оседлав которое пер­ вобытный абориген открыл но­ вый транспорт. Бревна, свя­ занные лозой, — плот пона­ дежней. Дальше — долбленка, чукотская «кожанка». Древний ассирийский плот, первое парусное судно, грече­ ские гребные суда, полинезий­ ские катамараны и пироги, японская парусная- джонка, древненовгородская ладья, по­ морский коч с яйцевидным корпусом, каравелла Колумба, корабль Маггеллана, первый линейный корабль России, по­ строенный по приказу Петра Великого. — Свою коллекцию хочу I завершить последним парус ­ ным кораблем России «12 апостолов», — сказал на про­ щание камский кудесник. Сорокин, корр. ТАСС. На снимках: Алексей Алек ­ сандрович Корнев; . флотилия Корнева. Фото М. Медведева. (Фотохроника ТАСС). —НИКТ О НЕ ЗАБЫТ , НИЧТ О НЕ ЗАБЫТ О— « К И Р О В Е Ц * о*р. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz