Кировец. 1990 г. (г. Липецк)
■ К И Р О В Е Ц » Ё *р . 3 сЛУ\/ЧЛААЛУ\^кАЛЛАЛАЛАЛААЛЛЛАА,ЛАААЛ ^ ЛАЛАЛАЛА/-/\АААААА/'/\АЛ /\АААЛ Л /‘* 1 новинки НАУК И И Т ЕХНИК И & о. \ААА/'У\АЛЛААЛУ\ЛАЛА/\ЛАААААЛАЛАЛА/'АЛАЛЛАААЛ /\У\/ \ Со школьных лет мы знаем: асе твердые тела имеют кри сталлическую структуру, все жидкие — аморфны. Единст венное исключение — стекло. Хотя молекулы в нем, как и в жидкости, разбросаны в хаоти ческом беспорядке, стекло дер жит форму и обладает велико лепной твердостью, оставаясь при этом, к сожалению, хруп ким. Л что, если и сталь сде- конструк горских бюро, на за водах, где создают новую тех нику. Первый отечественный аморф ный металл был «целенаправ ленно» получен в Ц НИИ чер ной металлургии имени И. П. Бардина. Здесь же разработа ли и технологию его производ ства. Теоретически она проста: расплавленный металл резко охлаждается — со скоростью, обычными гигантскими агрега тами, которые мы привыкли ви деть в металлургических цехах. Упрощенно процесс можно представить так. Небольшая стеклянная колба-цилиндр за полняется стальным порошком н присадками, необходимыми для придания стали тех или иных «особых» качеств, Колба — часть индукционно-вакуум ной печи. Металл расплавляет ся токами высокой частоты и через фильеру подается строго дозированными порциями на вращающийся диск. Центро бежная сила распределяет жид кую каплю металла по поверх ности диска, с которого и схо дит непрерывно блестящая проволока или фольга. Ленту С П Е Ц И А Л И С Т У Н А З А М Е Т К У М ЕТАЛЛ БЕ З ИЗН О СА дать как стекло — без кри сталлической решетки? Еще недавно такой вопрос мог бы показаться кощунст венным: жидкая сталь, засты вая, неминуемо проходит ста дию кристаллизации. Но... еще до войны в Днепропетровске был случайно получен именно такой аморфный металл. Уче ные восприняли его как лабо раторный курьез. Десятилетия спустя, опять же случайно, курьез повторился. Но теперь уже ученые всерьез взялись за изучение этого загадочного яв ления. Оказалось, что проч ность и другие физико-механн- ческие свойства аморфного ме талла в десятки, а то и в сот ни раз выше, чем обычно. Ма териал с такими уникальными свойствами конечно же ждут в примерно, миллион градусов в секунду. Всего лишь! Тогда мо лекулы «не успевают» сцепить ся в зерна, образовать прису щую данному металлу кри сталлическую решетку, и оста ются хаотично разбросанными по всему объему. Но как до биться такой бешеной скоро сти охлаждения? Советские металлурги под руководством директора инсти тута профессора Б. Молотило- ва решили эту проблему — создали необыкновенно изящ ную, другого слова не подбе решь, технологическую уста новку для получения аморф ного проката прямо из рас плавленного металла, минуя стадии отжига и ковки. Обо рудование кажется просто ми ниатюрным по сравнению с можно получать различной ширины и толщины. Она бе жит со скоростью восемь кило метров в минуту, что и обес печивает мгновенное застыва ние металла. Вот и вся схема. В стране сейчас работают по этой схе ме четыре завода, выпускаю щие десять марок аморфной стали (дефицитной или неде фицитной в зависимости от присадок). И выпуск продук ции постоянно нарастает. Если будете в институте, вам дадут подержать кусочек фоль ги — тонкой, как лезвие брит вы. Этому металлу нет износа. Если делать из него бритвы, они затмят популярный «Шик» и другие знаменитые марки. Одним лезвием можно будет бриться годами. Кстати, сейчас московские ученые работают над этой проблемой вместе с киевскими коллегами. Но, разу меется, главное применение аморфного металла в других областях. Все шире он вторгается в электротехнику и медицинское приборостроение, технику свя зи и строительную индустрию, в высокотемпературные процес сы. Если силовые трансформа торы изготовить из аморфной стали (вместо электротехниче ской) и установить их на всех подстанциях, то шумовые и тепловые потери уменьшатся в три раза. Это значит, что уда лось бы «сэкономить» сразу несколько электростанций. Важно и то, что необычная сталь в течение 50 лет сохра няет уникальные качества. Сейчас при Министерстве металлургии СССР сдздан ин женерный центр «Аморфные и микрокристаллические мате риалы». Центр — межведомст венный, в его работе активно участвуют представители две надцати отраслей промышлен ности. И все же говорить о повсе местном внедрении аморфных материалов пока рано. Дело не только в том, что еще не от работана заводская техноло гия, позволяющая выпускать аморфные материалы в про мышленных масштабах, но и в том, что инженеры еще не го товы к этому. Далеко не все технологи знают об этой но винке. Далеко не все конст рукторы представляют, какие возможности таятся в новом материале. Его необыкновен ная прочность позволила бы в несколько раз снизить метал лоемкость продукции. ПРИБОР, СНИМАЮЩИЙ БОЛЬ Москва. Прибор, снимающий боль, изобрел Михаил Евсе евич Васильченко, инвалид второй группы, заслуженный гренер СССР по авиамодельному спорту. К изобретательству подтолкнули мучащие его заболевания. Радикулит, артроз, старое фронтовое ранение — из-за всех этих недугов он оказался прикованным к постели. Снимать боли удавалось только при помощи акупунктуры . Только это позволило ему встать на ноги, вернуться к нормальной жизни. В основе прибора — воздействие на рефлекторные точки тела электрическим током. Новинку положительно охаракте ризовали специалисты. С учетом их замечаний и пожела нии в НПО «Прибор» 'планируют приступить к серийному производству. На снимке: прибор М. Е. Васильченко в действии. фото С. Панова. (Фотохроника ТАСС). С Д Е Л А Н О В С С С Р МОЩНЕЕ ТРЕХ ТРАКТОРОВ В середине нынешней неров ной, но снежной зимы в Каза ни появился удивительный сне гоуборочный агрегат Т-150 — совместное детище ассоциации, в которую вошли Московский автодор. Академия наук жи лищно-коммунального хозяй ства, столичный кооператив «Мобтехника» и производствен ное ремонтно-строительное объ единение по благоустройству и озеленению Казгорисполкома. Ширина захвата у богатыря четыре метра (в то время как у обыкновенного трактора 1 м НО см). И скорость у него вы ше. Да и снег сметать он спо собен в различных направле ниях, то есть может осуществ лять маневр со щетками. По добных машин в нашей стране пока нет, да и этих еще не много: не хватает металла на их изготовление. А жаль: для городского хозяйства требует ся Т-150 втрое меньше, чем обычных тракторов. Кто бы подумал над решением пробле мы? ПРОЩЕ И Н А ДЕЖ Н ЕЕ Несколько лет назад Черепо вецкий металлургический ком бинат приобрел в ФРГ уста новку для автоматического контроля и сортировки прут ков. Но она оказалась, слиш ком сложной, капризной и не оправдала ожиданий. Зато полностью оправдала ожидания подобная же уста новка «Волна», разработанная череповецким Центром научно- технического творчества моло дежи. Она проще и надежней, не боится ни шума, ни вибра ций, ни перепада температур и отлично «прижилась» на ком бинате. Недаром в ее конст рукции зарегистрировано шесть изобретений. И это — не первая удача Центра НТТМ. Не имеет ана логов в мировой практике си стема «Поиск», предназначен ная для выявления дефектов в слябах при непрерывной раз ливке стали. И теперь Центр ищет заказчйков на свои раз работки. Причем, не только ме таллургов. Результатами работ молодых исследователей и кон структоров могут воспользо ваться и машиностроители. с высокой экологичностью Еще в январе были завер шены контрольные испытания нового грузовика ЗИЛ -4331, выпуск которого освоен круп нейшим столичным автозаво дом. А теперь и эксплуатация подтвердила высокие экологи ческие качества машины. Мощ ный дизель автомобиля потреб ляет по сравнению с бензино вым двигателем на 10—20 про центов меньше топлива. А глав ное — существенно уменьшен выброс в атмосферу окиси у г лерода, азота и углеводорода. ВСТАНЕТ ЛАЗЕР У КОНВЕЙЕРА Новую технологическую ла зерную установку ЛАТУС-35 мощностью 2 квт, оснащенную системой Ч ПУ, осваивает кстов- ский завод «Агат» в Горь ковской области. Установка предназначена для закалки и сварки материалов в машино строительной, судостроитель ной и других отраслях про мышленности. Особенно широ кое использование она найдет на автомобильных конвейерах, заменив устаревшую «Комету», которую вот уже несколько лет производит это же пред приятие. ЛАТУС-35 еще не пошла в серийное производство, а спе циалисты завода уже готовят ей преемника. Сейчас разраба тывается конструкция нового лазера «Камин» с расширенны ми функциональными возмож ностями. В ОГОНЬ И ВОДУ Новую модель респираторов для спасательных работ начал выпускать Донецкий завод горно-спасательной аппарату ры. В футляр размером с кни гу конструкторам удалось «втиснуть» холодильное уст ройство, кондиционер и кисло родную подушку. С таким обо рудованием спасателю не стра шен никакой пожар. Респира тор безотказен при темпе ратуре от минус 20 до плюс 60 градусов, защищает дыхатель ные пути от любых отравляю щих веществ. Более того, поз воляет работать и при погру жении в воду. А значит, яв ляется надежным помощником при ликвидации пожаров и аварий на производстве. УКРОЙТЕ БЕТОН ПЛЕНКОЙ Железобетонным конструк циям нередко приходится вы держивать натиск мощных вод ных потоков, агрессивных жид костей и газов, блулугающих токов. Как защитить их от разрушения? Оказывается, средство давно есть, только строители о нем не знают. А предложили его сотрудники НИИ бетона и железобетона— специально активизированная полиэтиленовая пленка толщи ной всего 0,2 миллиметра. Она наклеивается, на поверхность бетона эластичным составом на основе синтетического каучука. СО ВСЕГО СВЕТ А Т А К Д Ы Ш И Т Т К А Н Ь Создать рабочую спецовку для горячих или запыленных цехов, пожалуй, потруднее, чем бальное платье для велико светской красавицы. Дело в ’ том, что ткань для спецовки должна «дышать» при любых окружающих условиях и в то же время не пропускать влагу или вредные испарения. Эту проблему решили японцы. Они создали препарат для пропит ки ткани, который делает ее непромокаемой, и в то же вре-' мя тело дышит без всякой по мехи. ,Это особый вид древес ной смолы, которая образует на ткани тончайшую пористую пленку. Эти поры диаметром 2—3 микрона и пропускают не обходимый для тела воздух. П Р О Ч Н О Е П О К Р Ы Т И Е Лаковое покрытие на метал ле быстро теряет свои защит ные свойства, если при высы хании в его слое остаются воз душные пузырки. Тогда оно начинает крошиться и металл под ним ржавеет. Чтобы из бежать этого, специалисты ГДР разработали новую тех нологию нанесения покрытий. Хотя в ней используются обыч ные распылители, но давление воздуха понижено в три раза, а температура подаваемого ла ка увеличена в несколько раз. Нагрев осуществляется прямо в форсунке, снабженной элек трическим безопасным нагре вателем. Благодаря этому, ка пельки лака, попадая на по верхность металла, лучше рас текаются. И защитный слой получается однородным и прочным. Б У Ф Е Р - П О Д У Ш К А Свыше 57 тысяч погибших в автомобильных авариях — такова печальная статистика прошлого года. Много людей погибло при столкновениях ма шин. А ведь это количество можно было значительно уменьшить, если бы отечествен ные автомобилестроители снаб жали машины средствами без опасности, известными во всем мире. Одно из них — склады вающийся от удара руль. Вто рое — надувная подушка, ко торая мгновенно встает стеной между человеком н твердыми частями кузова. И, наконец, третье — автомобильный бу фер, предложенный шведскими инженерами. Он снабжен амор тизирующими мешочками, ко торые мгновенно наполяются сжатым газом перед моментом столкновения. П Р Е Д Л А Г А Е Т С Я К В Н Е Д Р Е Н И Ю ЗАБЫТ ОЕ ИЗОБРЕТ ЕНИЕ Лет десять назад Госком- изобретений СССР выдал ав торское свидетельство на кон струкцию... «щеток» для ветро вого стекла автомобиля. Не удивляйтесь, щетки не про стые. Изобретатели доказали, что воду эффективнее подавать не на стекло, а на кромки ще ток: лучше смывается грязь и меньше расход воды. И сдела ли на щеткодержателях вывод ные отверстия с подогревае мыми соплами, чтобы они без отказно работали зимой. Н уж ная новинка, особенно в на шем суровом климате? Безус ловно. Однако, никто до сих пор так и не внедрил ее в производство. И это техничес кое решение, как и многие дру гие, прочно забыто. А может, кто-нибудь осуществить его? Эту страницу подготовило для вас ЖУРНАЛИСТСКОЕ АГЕНТСТВО «ГЛАСНОСТЬ» при Союзе журналистов СССР. По возникшим у вас вопросам просим обращаться по адресу: 123242 , Москва, пл. Восстания, 1, а/я 371 . Телефон для справок: 9 2 8 -8 3 -1 9 , 9 2 8 -6 5 -1 6 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz