Кировец. 1990 г. (г. Липецк)

Кировец. 1990 г. (г. Липецк)

■ К И Р О В Е Ц » Ё *р . 3 сЛУ\/ЧЛААЛУ\^кАЛЛАЛАЛАЛААЛЛЛАА,ЛАААЛ ^ ЛАЛАЛАЛА/-/\АААААА/'/\АЛ /\АААЛ Л /‘* 1 новинки НАУК И И Т ЕХНИК И & о. \ААА/'У\АЛЛААЛУ\ЛАЛА/\ЛАААААЛАЛАЛА/'АЛАЛЛАААЛ /\У\/ \ Со школьных лет мы знаем: асе твердые тела имеют кри ­ сталлическую структуру, все жидкие — аморфны. Единст­ венное исключение — стекло. Хотя молекулы в нем, как и в жидкости, разбросаны в хаоти­ ческом беспорядке, стекло дер­ жит форму и обладает велико­ лепной твердостью, оставаясь при этом, к сожалению, хруп ­ ким. Л что, если и сталь сде- конструк горских бюро, на за­ водах, где создают новую тех­ нику. Первый отечественный аморф­ ный металл был «целенаправ­ ленно» получен в Ц НИИ чер­ ной металлургии имени И. П. Бардина. Здесь же разработа­ ли и технологию его производ­ ства. Теоретически она проста: расплавленный металл резко охлаждается — со скоростью, обычными гигантскими агрега­ тами, которые мы привыкли ви­ деть в металлургических цехах. Упрощенно процесс можно представить так. Небольшая стеклянная колба-цилиндр за ­ полняется стальным порошком н присадками, необходимыми для придания стали тех или иных «особых» качеств, Колба — часть индукционно-вакуум ­ ной печи. Металл расплавляет­ ся токами высокой частоты и через фильеру подается строго дозированными порциями на вращающийся диск. Центро­ бежная сила распределяет жид ­ кую каплю металла по поверх­ ности диска, с которого и схо­ дит непрерывно блестящая проволока или фольга. Ленту С П Е Ц И А Л И С Т У Н А З А М Е Т К У М ЕТАЛЛ БЕ З ИЗН О СА дать как стекло — без кри ­ сталлической решетки? Еще недавно такой вопрос мог бы показаться кощунст ­ венным: жидкая сталь, засты­ вая, неминуемо проходит ста­ дию кристаллизации. Но... еще до войны в Днепропетровске был случайно получен именно такой аморфный металл. Уче­ ные восприняли его как лабо­ раторный курьез. Десятилетия спустя, опять же случайно, курьез повторился. Но теперь уже ученые всерьез взялись за изучение этого загадочного яв­ ления. Оказалось, что проч­ ность и другие физико-механн- ческие свойства аморфного ме­ талла в десятки, а то и в сот­ ни раз выше, чем обычно. Ма ­ териал с такими уникальными свойствами конечно же ждут в примерно, миллион градусов в секунду. Всего лишь! Тогда мо­ лекулы «не успевают» сцепить­ ся в зерна, образовать прису­ щую данному металлу кри ­ сталлическую решетку, и оста­ ются хаотично разбросанными по всему объему. Но как до­ биться такой бешеной скоро­ сти охлаждения? Советские металлурги под руководством директора инсти­ тута профессора Б. Молотило- ва решили эту проблему — создали необыкновенно изящ­ ную, другого слова не подбе­ решь, технологическую уста ­ новку для получения аморф­ ного проката прямо из рас­ плавленного металла, минуя стадии отжига и ковки. Обо­ рудование кажется просто ми­ ниатюрным по сравнению с можно получать различной ширины и толщины. Она бе­ жит со скоростью восемь кило­ метров в минуту, что и обес­ печивает мгновенное застыва­ ние металла. Вот и вся схема. В стране сейчас работают по этой схе­ ме четыре завода, выпускаю­ щие десять марок аморфной стали (дефицитной или неде­ фицитной в зависимости от присадок). И выпуск продук ­ ции постоянно нарастает. Если будете в институте, вам дадут подержать кусочек фоль­ ги — тонкой, как лезвие брит­ вы. Этому металлу нет износа. Если делать из него бритвы, они затмят популярный «Шик» и другие знаменитые марки. Одним лезвием можно будет бриться годами. Кстати, сейчас московские ученые работают над этой проблемой вместе с киевскими коллегами. Но, разу­ меется, главное применение аморфного металла в других областях. Все шире он вторгается в электротехнику и медицинское приборостроение, технику свя­ зи и строительную индустрию, в высокотемпературные процес­ сы. Если силовые трансформа­ торы изготовить из аморфной стали (вместо электротехниче­ ской) и установить их на всех подстанциях, то шумовые и тепловые потери уменьшатся в три раза. Это значит, что уда­ лось бы «сэкономить» сразу несколько электростанций. Важно и то, что необычная сталь в течение 50 лет сохра­ няет уникальные качества. Сейчас при Министерстве металлургии СССР сдздан ин­ женерный центр «Аморфные и микрокристаллические мате­ риалы». Центр — межведомст­ венный, в его работе активно участвуют представители две­ надцати отраслей промышлен­ ности. И все же говорить о повсе­ местном внедрении аморфных материалов пока рано. Дело не только в том, что еще не от­ работана заводская техноло­ гия, позволяющая выпускать аморфные материалы в про­ мышленных масштабах, но и в том, что инженеры еще не го ­ товы к этому. Далеко не все технологи знают об этой но­ винке. Далеко не все конст ­ рукторы представляют, какие возможности таятся в новом материале. Его необыкновен­ ная прочность позволила бы в несколько раз снизить метал­ лоемкость продукции. ПРИБОР, СНИМАЮЩИЙ БОЛЬ Москва. Прибор, снимающий боль, изобрел Михаил Евсе­ евич Васильченко, инвалид второй группы, заслуженный гренер СССР по авиамодельному спорту. К изобретательству подтолкнули мучащие его заболевания. Радикулит, артроз, старое фронтовое ранение — из-за всех этих недугов он оказался прикованным к постели. Снимать боли удавалось только при помощи акупунктуры . Только это позволило ему встать на ноги, вернуться к нормальной жизни. В основе прибора — воздействие на рефлекторные точки тела электрическим током. Новинку положительно охаракте­ ризовали специалисты. С учетом их замечаний и пожела­ нии в НПО «Прибор» 'планируют приступить к серийному производству. На снимке: прибор М. Е. Васильченко в действии. фото С. Панова. (Фотохроника ТАСС). С Д Е Л А Н О В С С С Р МОЩНЕЕ ТРЕХ ТРАКТОРОВ В середине нынешней неров­ ной, но снежной зимы в Каза ­ ни появился удивительный сне­ гоуборочный агрегат Т-150 — совместное детище ассоциации, в которую вошли Московский автодор. Академия наук жи ­ лищно-коммунального хозяй­ ства, столичный кооператив «Мобтехника» и производствен­ ное ремонтно-строительное объ­ единение по благоустройству и озеленению Казгорисполкома. Ширина захвата у богатыря четыре метра (в то время как у обыкновенного трактора 1 м НО см). И скорость у него вы­ ше. Да и снег сметать он спо­ собен в различных направле­ ниях, то есть может осуществ­ лять маневр со щетками. По­ добных машин в нашей стране пока нет, да и этих еще не­ много: не хватает металла на их изготовление. А жаль: для городского хозяйства требует­ ся Т-150 втрое меньше, чем обычных тракторов. Кто бы подумал над решением пробле­ мы? ПРОЩЕ И Н А ДЕЖ Н ЕЕ Несколько лет назад Черепо­ вецкий металлургический ком ­ бинат приобрел в ФРГ уста­ новку для автоматического контроля и сортировки прут ­ ков. Но она оказалась, слиш­ ком сложной, капризной и не оправдала ожиданий. Зато полностью оправдала ожидания подобная же уста­ новка «Волна», разработанная череповецким Центром научно- технического творчества моло­ дежи. Она проще и надежней, не боится ни шума, ни вибра­ ций, ни перепада температур и отлично «прижилась» на ком ­ бинате. Недаром в ее конст­ рукции зарегистрировано шесть изобретений. И это — не первая удача Центра НТТМ. Не имеет ана­ логов в мировой практике си­ стема «Поиск», предназначен­ ная для выявления дефектов в слябах при непрерывной раз­ ливке стали. И теперь Центр ищет заказчйков на свои раз­ работки. Причем, не только ме­ таллургов. Результатами работ молодых исследователей и кон ­ структоров могут воспользо­ ваться и машиностроители. с высокой экологичностью Еще в январе были завер­ шены контрольные испытания нового грузовика ЗИЛ -4331, выпуск которого освоен круп ­ нейшим столичным автозаво­ дом. А теперь и эксплуатация подтвердила высокие экологи­ ческие качества машины. Мощ­ ный дизель автомобиля потреб­ ляет по сравнению с бензино­ вым двигателем на 10—20 про­ центов меньше топлива. А глав­ ное — существенно уменьшен выброс в атмосферу окиси у г ­ лерода, азота и углеводорода. ВСТАНЕТ ЛАЗЕР У КОНВЕЙЕРА Новую технологическую ла­ зерную установку ЛАТУС-35 мощностью 2 квт, оснащенную системой Ч ПУ, осваивает кстов- ский завод «Агат» в Горь­ ковской области. Установка предназначена для закалки и сварки материалов в машино­ строительной, судостроитель­ ной и других отраслях про­ мышленности. Особенно широ­ кое использование она найдет на автомобильных конвейерах, заменив устаревшую «Комету», которую вот уже несколько лет производит это же пред­ приятие. ЛАТУС-35 еще не пошла в серийное производство, а спе­ циалисты завода уже готовят ей преемника. Сейчас разраба­ тывается конструкция нового лазера «Камин» с расширенны­ ми функциональными возмож ­ ностями. В ОГОНЬ И ВОДУ Новую модель респираторов для спасательных работ начал выпускать Донецкий завод горно-спасательной аппарату­ ры. В футляр размером с кни ­ гу конструкторам удалось «втиснуть» холодильное уст ­ ройство, кондиционер и кисло­ родную подушку. С таким обо­ рудованием спасателю не стра­ шен никакой пожар. Респира­ тор безотказен при темпе­ ратуре от минус 20 до плюс 60 градусов, защищает дыхатель­ ные пути от любых отравляю­ щих веществ. Более того, поз­ воляет работать и при погру ­ жении в воду. А значит, яв­ ляется надежным помощником при ликвидации пожаров и аварий на производстве. УКРОЙТЕ БЕТОН ПЛЕНКОЙ Железобетонным конструк ­ циям нередко приходится вы­ держивать натиск мощных вод­ ных потоков, агрессивных жид ­ костей и газов, блулугающих токов. Как защитить их от разрушения? Оказывается, средство давно есть, только строители о нем не знают. А предложили его сотрудники НИИ бетона и железобетона— специально активизированная полиэтиленовая пленка толщи­ ной всего 0,2 миллиметра. Она наклеивается, на поверхность бетона эластичным составом на основе синтетического каучука. СО ВСЕГО СВЕТ А Т А К Д Ы Ш И Т Т К А Н Ь Создать рабочую спецовку для горячих или запыленных цехов, пожалуй, потруднее, чем бальное платье для велико­ светской красавицы. Дело в ’ том, что ткань для спецовки должна «дышать» при любых окружающих условиях и в то же время не пропускать влагу или вредные испарения. Эту проблему решили японцы. Они создали препарат для пропит­ ки ткани, который делает ее непромокаемой, и в то же вре-' мя тело дышит без всякой по ­ мехи. ,Это особый вид древес­ ной смолы, которая образует на ткани тончайшую пористую пленку. Эти поры диаметром 2—3 микрона и пропускают не­ обходимый для тела воздух. П Р О Ч Н О Е П О К Р Ы Т И Е Лаковое покрытие на метал­ ле быстро теряет свои защит ­ ные свойства, если при высы­ хании в его слое остаются воз­ душные пузырки. Тогда оно начинает крошиться и металл под ним ржавеет. Чтобы из­ бежать этого, специалисты ГДР разработали новую тех ­ нологию нанесения покрытий. Хотя в ней используются обыч­ ные распылители, но давление воздуха понижено в три раза, а температура подаваемого ла­ ка увеличена в несколько раз. Нагрев осуществляется прямо в форсунке, снабженной элек­ трическим безопасным нагре­ вателем. Благодаря этому, ка ­ пельки лака, попадая на по ­ верхность металла, лучше рас­ текаются. И защитный слой получается однородным и прочным. Б У Ф Е Р - П О Д У Ш К А Свыше 57 тысяч погибших в автомобильных авариях — такова печальная статистика прошлого года. Много людей погибло при столкновениях ма­ шин. А ведь это количество можно было значительно уменьшить, если бы отечествен­ ные автомобилестроители снаб­ жали машины средствами без­ опасности, известными во всем мире. Одно из них — склады ­ вающийся от удара руль. Вто ­ рое — надувная подушка, ко ­ торая мгновенно встает стеной между человеком н твердыми частями кузова. И, наконец, третье — автомобильный бу ­ фер, предложенный шведскими инженерами. Он снабжен амор ­ тизирующими мешочками, ко ­ торые мгновенно наполяются сжатым газом перед моментом столкновения. П Р Е Д Л А Г А Е Т С Я К В Н Е Д Р Е Н И Ю ЗАБЫТ ОЕ ИЗОБРЕТ ЕНИЕ Лет десять назад Госком- изобретений СССР выдал ав­ торское свидетельство на кон ­ струкцию... «щеток» для ветро­ вого стекла автомобиля. Не удивляйтесь, щетки не про­ стые. Изобретатели доказали, что воду эффективнее подавать не на стекло, а на кромки ще­ ток: лучше смывается грязь и меньше расход воды. И сдела­ ли на щеткодержателях вывод­ ные отверстия с подогревае­ мыми соплами, чтобы они без­ отказно работали зимой. Н уж ­ ная новинка, особенно в на ­ шем суровом климате? Безус­ ловно. Однако, никто до сих пор так и не внедрил ее в производство. И это техничес­ кое решение, как и многие дру ­ гие, прочно забыто. А может, кто-нибудь осуществить его? Эту страницу подготовило для вас ЖУРНАЛИСТСКОЕ АГЕНТСТВО «ГЛАСНОСТЬ» при Союзе журналистов СССР. По возникшим у вас вопросам просим обращаться по адресу: 123242 , Москва, пл. Восстания, 1, а/я 371 . Телефон для справок: 9 2 8 -8 3 -1 9 , 9 2 8 -6 5 -1 6 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz