Кировец. 1990 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » елр. 3 ьэ ( • Н И К ТО Н К З А Б Ы Т , НИЧТО Н К ЗА ББ1ТО ... И Т Ы Л БЫЛ ФРОНТОМ В воспоминаниях многих прославленных полководцев, романах, повестях и рассказах писателей-фронтовиков героизм советских воинов, проявленный в смертельной схватке с фа шизмом, получил широкое ос вещение. Но вот о том, как ковалась победа нашего наро да в тылу, чьими руками го товилось вооружение и снаря жение армии, в каких экстре мальных условиях приходилось это делать, знают немногие. На примере города Липецка и своего завода мне хотелось бы рассказать о негромких, но исключительно важных и н уж ных делах тружеников тыла, внесших весомый вклад в об щее дело разгрома врага. В канун Великой Отечест венной войны в Липецке, т о г - ' да районном центре Воронеж ской области, проживало не многим более 80 тысяч чело век. По населению он был не большим, но как растущий промышленный центр в довоен ной экономике страны занимал заметное место. В городе работало 5 метал лургических предприятий: Сыр- ское и Студенрвское управле ния, добывавшие железную ру ду и нерудные ископаемые, за воды Новолипецкий и «Сво бодный сокол», производившие литейные чугуны; завод’ ферро- сплавов и дррбильно-обогати- тельная фабрика. В левобе режной части города, в лесном массиве, размещался завод «Станкострой». Все предприя тия имели собственные жилые поселки. Кроме того, в городе работали радраторный, мото роремонтный (|ГИне станкоин- струментальпый), чугунолитей ный заводы, дра кирпичных и спиртзавод, два хлебозавода, предприятие безалкогольцых напитков, городской промком бинат и ряд небольших арте лей, обслуживающих бытовые нужды горожан. Партийная организация го рода насчитывала немногим более 2 тысяч крммунистов. Наиболее крупными, опреде ляющими партийное лицо го рода, являлись парторганиза ции «Станкостроя», Норолп- нецкого металлургического, «Свободного сокола», Сырсддх железных рудников. Несколько слов о себе. Как специалист-энергетик в конце 1938 года я был направлен Наркоматом оборонной про мышленности в Л ипецк на за вод «Станкострой». К руковод ству силовым хозяйством пред приятия приступил с января 1939 года. Начавшаяся война круто из менила весь уклад жизни го род#. По решению городского комитета партии предприятия были переведены па особый режим работы без выходных дней. С согласия работающих отпуска до окончания войны были отменены. Наш «Станко строй» работал в особом ре жиме с января 1941 года, а с началом боевых действий па фронтах и в связи с уходом людей призывного возраста в действующую армию перешел на двухсменную работу по 12 часов в смену с часовым пере рывом на обед. На место ушедших на фронт на завод тут же пришли их жены, сестры и учащиеся стар ших классов средних школ и школ ФЗО. Уже в июле 1941 года на менее ответственных станочных операциях в цехах работало более 800 вновь при нятых женщин. У станочников появился новый вид инвента ря —~подставка под ноги под росткам. Сейчас на многих митингах, да и в длинных очередях за дефицитом нередко можно ’ ус лышать бранные слова в ад рес коммунистов, но надо по.м- нитр, что с началом войны первыми на фронт уходили коммунисты и комсомольцы. По данным Липецкого гор военкомата с июня по октябрь 1941 года, было призвано 662 коммуниста — третья часть всего состава городской парт организации — и 1700 комсо мольцев (более 50 процентов). Всего же за годы войны из Л и пецка ушло па фронт 918 ком мунистов — каждый второй — и все ребята - комсомольцы. Среди мобилизованных и добровольно ушедших на фронт были секретари городского ко митета партии М, А. Сенцов, А. М. Шаров, т. Бобылкин, председатель • горисполкома А. В. Барабанщиков, парторг Ц К В КН (б ) «Станкостроя» И. В. Карпов, секретарь завод ского комитета комсомола И. Ф. Поповичев, секретарь парткома НЛ М З Ф. Ф. Ми- хайлевский и многие другие. Восьмитысячный коллектив - «Станкостроя» был крупней шим в городе. Это, естествен но, налагало на его парторга низацию повышенную ответст венность. С первых дней войны на заводе стали формировать ся отряды народного ополче ния. К августу численность их превышала 1000 человек. Военную подготовку все опол ченцы проходили во внерабо чее время. Они же в первую очередь привлекались к строи тельству оборонительных рубе жей на подступах к городу. В конце'августа 1941 года в Липецке был сформирован ко митет обороны города. Его возглавий первый секретарь горкома партии М. И. Генен- баум. По данным этого коми тета до декабря 1941 года, си лами городского населения на подступах к городу, по левому берегу реки Дон (Донской оборонительный рубеж) и со стороны Воронежа и Ельца было вырыто около 60 кило метров окопов, построено 20 дотов и 12 километров проти вотанковых рвов с установкой на отдельных участках загра дительных надолб и стальных ежей (около 1700). Добрая по ловина этих сооружении была построена во внерабочее вре мя станкостроевцами и их семьями. По особому срочному зада нию городского комитета обо роны наши ополченцы и бойцы заводского истребительного от ряда, работая вручную, в ко роткий срок отрыли на липец ком аэродроме для укрытия боевых самолетов от участив шихся налетов «юнкерсов» ин дивидуальные капониры. Девять месяцев 1941 года для завода были самыми про дуктивными. На испытатель ные полигоны с опережением сроков было отправлено более 20 млн. единиц изготовленных боеприпасов. Но фронт неумо лимо приближался к городу. В первой декаде октября 1941 года началась эвакуация завода. В начале были оста новлены литейные и заготови тельные цехи, затем участки черновой обработки, а в 20-х числах и весь завод. Все тех нологическое, подъемно-тран спортное и энергетическое обо рудование, с созданными на за воде операционными заделами, сложным инвентарем й инстру ментом, неиспользованные в производстве запасы м а т е риальных ценностей, строго в технологической последователь ности демонтировались и с об служивающими его специали стами, их семьями грузились в вагоны и отправлялись в город Касли Челябинской области. В Касли ушло более 5 ты сяч единиц различного обору дования и выехало около 2 тыс. специалистов. Отправка людей и оборудования произ водилась ночью и была сопря жена с немалым риском. Нем цы особо ревниво следили за железнодорожными маршрута ми «Станкостроя». Наши эше лоны не раз подвергались бом бовым ударах!. Зная это, же лезнодорожники станции Ка- зинка и Грязи обычно стара лись пропустить их транзитом. Как работник энергослужбы, оборудование которой должно эвакуироваться последним, я был оставлен на заводе до полного завершения эвакуации. Тогда-то коммунисты пред приятия избрали меня секрета рем парторганизации. С выездом на Урал дирек торского эшелона мы поступи ли в оперативное распоряже ние городского штаба обороны, так как связи с Наркоматом до феврали 1942 года не име ли. По заданию штаба на всех заводах из хорошо знающих свои предприятия коммуни стов были созданы диверсион ные группы. В их задачу вхо дило уничтожение в критиче ский момент основных произ водственных корпусов и пи тающих их инженерных ком муникаций. Наша группа из семи чело век разработала схему заклад ки взрывчатки, вырубила в местах ее закладки 52 ниши, прошла практическую подго товку к ведению подрывных работ и одной из первых пе решла на казарменное положе ние. Взрывчатку на складе мы расфасовали, но в ниши не за кладывали, так как до декаб ря на заводе практически круглосуточно находилось от 200 до 300 человек, занятых демонтажем и отгрузкой обо рудования и ценностей. Вспоминается небольшой, но характерный для того времени эпизод. Перед решающим боем за Елец на завод прибыли председатель городского коми тета обороны и заместитель командующего юго-западным фронтом по тылу генерал- майор Рейтер. Мы заканчивали эвакуацию и сварочных работ уже не вели. Все сварочные средства и инструмент были эвакуированы. Ознакомившись с обстановкой, генерал-майор вздохнул и с сожалением ска зал, что очень расчитывал на нашу помощь танкистам фрон та. По его словам, немцы на щупали у наших тяжелых тан ков слабое место — ходовую часть—и, зная это, прицельно выводят их из строя, не рас ходуя снарядов на башню и лобовую броню. Для восста новления машин необходимо быстро выводить их из-под об стрела, для чего требуются прочные тяжи-сцепы. Для на чала их нужно хотя бы 20 комплектов, потребуются они в ближайшие 48 часов. И тут кто-то из присутствующих при разговоре вспомнил, что на по селке есть опытный кузнец, к о торый по болезни не эвакуиро вался. А что если попробовать сварить тяжи-сцепы кузнечной сваркой? Ребята из истреби тельного отряда быстро разыс кали кузнеца, его напарника. За 30 часов непрерывной ра боты они изготовили из 22 м/м стального прутка 24 комплек та. Прибыв на другой день за ними, генерал тепло поблаго дарил кузнецов за срочную и очень нужную танкистам по мощь. После изгнания немцев из Ельца прифронтовая полоса, доходившая в Липецком на правлении до 40 км, заметно расширилась. К концу декабря противник был отброшен в район города Ливны и станции Касторная на 150—200 кило метров. Воспользовавшись этим, на ша группа внесла в штаб обо роны города предложение ор ганизовать на базе оставшихся двух ремонтных вагранок и частично сохранившейся мо- дельно-опочной оснастки про изводство освоенных заводом изделий, а в дальнейшем, воз можно, и выпускавшегося за водом снаряда малого калибра. Для механической об работки их заводу нужна бы ла помощь станочным парком и техоснасткой. Наше предложение было под держано. С помощью Воро нежского обкома партии в ко роткий срок за счет невыве- зенного еще оборудования с предприятий Воронежа и Л и пецка были укомплектованы 2 пролета механического цеха. Из Каслей была возвращена и часть технологической оснастки. Начиная с ферваля 1942 года мы, одновременно с каслинца- ми, вновь начали выпуск мин, а с конца марта и 76-милли метровых снарядов. За пять месяцев 1942 года в частично восстановленных про летах завода было изготовлено и отправлено на полигоны око ло 500 тысяч этих изделий. 7 июля 1942 года враг занял Воронеж. По приказу Нарко ма завод вторично был оста новлен. Собранное по области оборудование было демонтиро вано и отправлено теперь уже в Москву на завод им. Войко ва. Заводские корпуса «Станко строя» снова опустели, но жизнь в них полностью не за мерла. По заказу Воронежско го фронта уже в августе мы приступили к изготовлению чу гунных окопных печей. Д о на ступления морозов требовалось изготовить 1500 комплектов. Задергав выполнение заказа на 15 дней, мы к концу нояб ря полностью укомплектовали и отправили заказчику 3000 комплектов печей. В это же время, по инициа тиве энтузиастов, было освоено изготовление чугунных корпу сов гранат Ф-1. Выпуск их продолжался до февраля 1943 года. После разгрома немцев под Сталинградом Государствен ный Комитет Обороны дал за дание организовать в Липец ке, в сохранившихся корпусах «Станкостроя», тракторное про изводство. В середине марта к нам прибыла группа полувоен ных строителей, а вскоре и весь состав Особой строитель но-монтажной части. На пло щадке «Станкостроя» началось второе, за годы войны, рожде ние завода, теперь уже для выпуска самой мирной про дукции — гусеничного тракто ра средней мощности. Через 14 месяцев с начала Восстановительных работ, ^ г о ня 1944 года, из цехов шесто го в стране тракторного заво да, вышел первый липецкий трактор «Кировец-35», поло живший начало мирному и вы сокоэффективному труду мно готысячного коллектива липец ких тракторостроителей. Будучи в первые годы вой ны секретарем заводской пар тийной организации, я хорошо знаком с большой и очень на пряженной работой городского комитета партии по поддержа- нйю в прифронтовом городе требуемого порядка и оказа нию максимально возможной помощи фронту. Хочу сказать, что оставшая ся в городе после второй эва куации сравнительно неболь шая группа коммунистов, на ходясь длительное время в особо сложных условиях при фронтового города, смогла не только уберечь людей, сохра нить город и большие мате риальные ценности, но и мак симально использовать их для оказания помощи фронтови кам. В подтверждение сделанного вывода назову ряд конкретных дел, проведенных горкомом партии в эти годы. Командование Юго-Западного фронта обратилось к комитету обороны города с просьбой по мочь в сооружении на липец ком аэродроме- взлетно-поса дочной полосы для базирова ния тяжелых бомбардировщи ков. Нужного для этих целей марочного цемента мы не име ли. Тогда по предложению на ших силикатчиков и металлур гов решено было изготовить высокопрочный кирпич и вы стелить из него полосу и ру лежки, Из силикатной массы и колршниковой доменной пыли экспериментально была подоб рана нужная дозировка. Полу ченный из нее железистый кирпич но своей прочности превзошел все ожидания. Круглосуточная работа сили катчиков и огнеупорщиков Н о волипецкого завода в короткий срок обеспечила строительство взлетно-посадочной полосы. С этой полосы до конца воины не раз уходили на задание само леты прославленного полка Ва лентины Гризодубовой и мно гих других боевых команди- ч ров. , В начале августа 1941 года горкому партии стало известно, что через двое суток в Л и пецк прибудет колонна числен ностью до 7 тысяч человек военнообязанных, собранных и эвакуированных этапом с при фронтовой полосы "Украины, Белоруссии и Смоленска. Их нужно расквартировать и на первое время обеспечить пита нием. Все школы и Клубы го рода к этому времени были заняты под эвакогоспитали, по этому было решено разместить их в сосновом бору в летнем лагере. За двое суток соколь- цы, силикатчики и новолипча- не отлили и подготовили для варки пищи кухонные котлы, построили по числу будущих подразделений походные к у х ни, вырыли и оборудовали питьевые колодцы, установили летние палатки для размеще ния будущих войсковых служб, завезли продукты питании. Д о первой эвакуации через этот лагерь прошло еще пять колонн, из 'которых было сфор мировано и направлено на фронт 11 войсковых соедине ний. В конце 1941 года в Л ипец ке под командованием дважды Героя Советского Союза мар шала бронетанковых войск М и хаила Ефимовича Катукова формировалась первая танко вая бригада. В своих воспоми наниях об этом маршал высо ко оценил оказанную ему по мощь в критический для горо да момент и тепло поблагода- . рил за это горожан, партийные '■и советские органы. В 1942 году перед летним наступлением немцев в городе из числа партийно-советского актива были сформированы три партизанских отряда: левобе режный (командир отряда — старший электрик доменного цеха НЛМЗ И. Е. Науменко), сокольский (командир — ра ботник Г К В КП (б ) С. И. Ни- кишев), рудничный (командир — директор рудников т. Хро мов). Участвовать в боевых операциях липецким партиза нам не пришлось. Нр необхо димую подготовку по созда нию зимних баз и организации явок они повсеместно сделали. Большая работа была прове дена коммунистами и комсо мольцами города по сбору средств на танковую колонну и в первую особо морозную зиму—теплых вещей для фрон товиков. Комсомольцы на вое1 креспиках и за счет добро вольных взносов собрали сред ства на „.самолет-истребитель «Липецкий комсомолец». Его подарили нашему земляку — Герою Советского Союза Сер гею Литаврину. В памяти возникает многой других эпизодов из жизни прифронтового города, но я хотел бы закончить свое пове ствованис словами из воспоми наний Почетного гражданина города Липецка, бывшего пер вого секретаря Л ипецкого гор кома партии, председателя го родского комитета обороны Михаила Ильича Тененбаума: «Мы, коммунисты поенных лет, прожили трудную, но почет н ую жизнь. Пусть будущие поколения не знают войны, но •помнят о тех, кто на своих пле чах, не щадя здоровья, вынес нее тяготы военных лет и не дрогнул, не отступил». С. ДРАГУНОВ , ветеран партии и труда, Заслуженный строитель РСФСР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz