Кировец. 1990 г. (г. Липецк)
стр. 2 • К И Р О В Е Ц » Более тридцати лет .назад пришел в ремонтно-механичес кий цех Юрий Алексеевич Фо_ нов (на снимке). Много ожи дал от жизни, не всего дож дался, но расточником стал отменными —• сейчас он вы полняет самые сложные рас точные работы. Фото В. КАРАБАНОВА. НА ВСТРЕЧУ СЪЕЗДУ ВЛКСМ с<Надеюсь, комсомолу—быть» В последние дни минувшего года прошла областная ком сомольская конференция, одним из вопросов повести дня которой были выборы делегатов на XXI съезд комсомола страны. Нашу область на этом форуме будут представлять семь человек. Один из них работает старшим экспертом внешнеторговой фирмы нашего производственного объедине-' ния. Александру Кузьмину 29 лет. Он выпуснник политехни-1 ческого института. Имеет определенный опыт работы в к о м - ; сомоле: был освобожденным секретарем комсомольской орга низации металлургического техникума, секретарем комсо мольской организации заводоуправления нашего объединения. У всех еще, наверное, на памяти XX съезд комсомола, прошедший в бурных дебатах. Тогда казалось, что после та кого откровенного разговора о проблемах комсомола ситуа ция в нем должна измениться к лучшему. Но время шло, а результата не было. С каким же настроением едут делегаты на XXI съезд комсомола? Именно с этого вопроса начала бе седу с Александром наш корреспондент Р. Левыкина. — Надежда на то, чгго съезд будет более плодотворным, есть. Во всяком случае это, должно быть, одна из послед них попыток что-то изменить в комсомоле. Ведь нам предсто им решить поистине шекспи ровскую задачу: быть или не быть нашей организации. Я наделось, что — быть. — На чем основываются твои надежды? Ты ведь не но. вичок в комсомоле, прекрасно знаешь ситуацию, которая там сложилась. — Именно на этом знании и ооновьрвается. Как мне кажет ся, я достаточно трезво оцени ваю нынешнее состояние ком сомольской организации и ви жу варианты решения проблем комсомола. 'Прежде .всего, на мой взгляд, необходимо сделать серьезные .изменения в нашем уставе. Он .сейчас просто не соответствует духу времени. Почему? Потому что .иначе как силовым его назвать нельзя. Посудите сами, принцип членства, в комсомоле1 очень жесткий. Возможность свобод ного выхода, из этой организа- ’ пни вообще не оговорена. Хотя, на мой взгляд, потреб ность в том1, чтобы оговари вать это отдельным, пунктом и ие должна возникать. Если го- врр.ить о демократизме в на шей организации, то принцип членства в ней должен быть по строен таким образом, чтобы любой молодой человек, чьи взгляды .соответствуют основ ным положениям комсомоль ской организации, должен иметь возможность выразить поддержку этой организации любым доступным для него способом. Это может быть либо посильный взнос в кассу комсомола, либо какое-то ре альное участие ц его делах. Но, допустим, ситуация из менилась. Ведь нее мы нор мальные люди и наши взгляды со временем .меняются, В,кон це концов может измениться сама организация. Поэтому любой из членов организации должен иметь возможность спокойно, безболезненно отка зать ей в поддержке. Это бу дет на пользу и .самой органи зации и ее членам. Ведь по оттоку или наоборот притоку свежих аил комсомол смажет судить, правильно ли он ведет свою линию, согласуясь с тре бованиями рядовых .своих чле. нов. Еще один очень важный вопрос — проблема демокра тического цетращиз'м.а. По-мое му, многие .согласятся со м.нюй, если, я смажу, что в настоящее время этот принцип уже не оправдывает себя. Он хорош в критических случаях выжива ния, борьбы' за власть. У .нас же в стране сейчас ситуация тоже .критическая, но совер шенно иного плана. 'Нужно выбрать правильный жизнен ный путь, определить методы хозяйствования в стране. И поэтому уже нельзя 'П р е н е брегать мнением меньшинства. Нужно дать ему право отстаи вать свою точку зрения, рабо тать над теми проблемами, ко. торые но его мнению требуют решения. Принцип же демо кратического централизма сей - . час не позволяет этого сде лать. Я имею в виду тот Пункт, где1говорится о безого ворочном подчинении меньшин ства большинству. — Один из основных вопрос, который обсуждается сейчас— взаимоотношения комсомола и партии. Твой взгляд на эту проблему? — Я, как член партии, ко нечно, могу быть субъективен, но, по мере возможности, ■по стараюсь избежать этого. Для меня взаимоотношения комсо мола и партии это отношения отцов и детей. Противоречия между старшим и .младшим поколения-ми, это те противо речии, которые являются дви гателем прогресса. Молодое поколение всегда,' более радикально в своих суж дениях, а старшее, 'имеющее большой жизненный опыт, бо лее консервативно. И столкно вения двух подходов в поиске решения одних и тех же проб лем в конце концов приводит к нахождению правильного пу ти. Дело в том, что самостоя тельность, которую требуют комсомольцы, это не то поня тие, которое подменяемо де кларацией о самостоятельно сти. Она или' есть, или ее-.нет. — А как .проходило выдви жение делегатов на съезд? — Надо сказать, что его механизм оказался для меня несколько неожиданным. Меня выдвинула комсомольская ор ганизация тракторного 'завода, затем утвердил райком комсо мола. После этого происходило предвыборное собрание комсо мольского актива городской комсомольской организации. Именно там мне отчасти ста ло понятно, почему безрезуль татно прошел XX съезд комсо мола. Дело в том, что на этом ак тиве за 2,5 часа были обсуж дены 16 кандидатур, и. естест венно, при таком темпе изло жить свой взгляд на. ситуа цию, сложившуюся в комсомо ле, предложить свою програм му действий было просто не возможно. К тому же пред ставьте положение присутство вавших, перед, которыми один за. другим проходят 16 чело,- век и о каждом нужно было составить свое мнение, решить кто из них достоин представ лять на съезде комсомол Ли пецка. Может быть, поэтому более привлекательно, судя по коли честву отданных за них голо сов, выглядели те, кто высту пал. бодее эмоционально, что называется, с натиском, не пы таясь при этом проанализиро вать ситуацию в комсомоле, разобраться в причинах проис ходящего, предложить. пути выхода из кризиса. На областной комсомоль ской конференции был совер шенно иной подход к этому вопросу, хотя очевидно, что ме ханизм выдвижения, избрания делегатов до конца не отрабо тан. Это та проблема, кото рую необходимо решить в бли жайшее время, чтобы исклю чить делегирование' на съезд случайных людей. — И последний вопрос. На ша страна сейчас переживает очень сложный период. Руки опускаются у многих даже са мых стойких оптимистов.' Что движет тобою? — Мне многие говорят: куда ты лезешь, зачем тебе1 это нужно, все равно ничего не изменить. Но когда я приложу домой и вижу своего двухлет него сына, то понимаю: что-то .делать просто необходимо. Да же не для себи, а для него... НА Р О Д С Т В Е Н НЫ Х П Р Е Д П Р И Я Т И Я Х УМЕНЬШИЛИ ЧИСЛЕННОСТЬ? ПОЛУЧИТЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ С начала нынешнего месяца в объединении «Минский трак торный завод» стало действо вать положение о порядке вы платы вознаграждения за со кращение количества рабочих мест, высвобождение численно сти работников и экономию фонда заработной платы. Размер вознаграждения со ставляет пятьдесят процентов экономии фонда зарплаты, определенной в расчете на год, и выплачивается в течение го да после внедрения мероприя тия. Внедрение мероприятий, оп ределение их эффекта в виде экономии фонда заработной платы производится в установ ленном порядке. Премирование работников осуществляется за счет эконо мии фонда заработной платы, полученной в результате пере смотра действующих норм рас ценок у рабочих-сдельщиков, комплексных бригадных расце нок (часовых тарифных ста вок у , бригад с повременной оплатой труда), уменьшения численности рабочих-повремен. щиков, руководителей, специа листов и служащих, определя емых штатной расстановкой (расписанием) и табелем учета физически отработанного вре мени. А. ФИЛИППОВ Э Ф Ф Е К Т Н А С Т А В Н И Ч Е С Т В А НЕ УПОВАЯ НА „ ЛЮДЕЙ СО СТОРОНЫ 41 Народная мудрость гласит: что посеешь, то и пожнешь. Смысл этой русской послови цы распространяется прежде всего на сферу воспитания чело века, его профессионального становления. Иначе говоря, то, с каким багажом знаний и умений молодому человеку предстоит идти по жизни, во многом зависит ; от помощи «сеятелей» — наставников. Наставник — это тот же учитель, но обучающий на своем личном примере, по принципу «делай как я». И здесь очень .важно, чтобы меж ду наставником и учеником возникли отношения, основан ные на взаимопонимании, ува жении и симпатиях. Именно так понимает эту миссию «рабочего педагога» начальник ремонтно-механи ческого цеха Виктор Ионович Куликов, в прошлом просла вившийся на заводе наставни ческой работой и .ныне уделя ющий много внимания органи зации этого важного и полез ного дела. Тридцать с лишним лет Виктор Ионович неизменно работает на нашем предприя тии, пройдя свой трудовой путь от слесаря РМЦ до на чальника цеха. Плоды его на ставнической деятельности сей час говорят сами за себя. Многие из его бывших учени ков сегодня являются извест ными и авторитетными специа листами, знатоками своего де ла. Эту работу в цехе возглавил начальник бюро инструмен тального хозяйства Н. М. Бар- башевич. Вот что он рассказы вает об организации этого де ла: —Немало молодых людей .на правляются к нам через отдел кадров по рекомендации орга нов милиции, и все силы мы мобилизуем на то, чтобы ис править трудного подростка, сделать его полноценным чле ном нашей трудовой семьи. Для этого мы первоначально проводим с ним разъяснитель ную работу, информируем о тех правах и льготах, которы ми он сможет пользоваться, о поощрениях, в случае проявле ния с его стороны добросо вестности по отношению к тру ду, делаем наставления. В то же время пытаемся изучить его психологию, интересы, недо статки, и, уже.исходя из этих наблюдений, закрепляем за бо. лее опытным старшим товари щем. Если молодой человек учится в школе-рабочей моло дежи, то контролируем ее по сещение, следим за его уче бой. Когда он добивается оп ределенных успехов в работе, всячески поощряем его, вплоть до того, что награждаем его родителей грамотой за хоро шее трудовое воспитание сы на. Это так же стимулирует добросовестный труд. И, на оборот, нерадивых наказываем штрафами, вызываем в цех их родителей. Если уже ничего не помогает, и наставник не в со стоянии повлиять на своего ученика, то вместе с начальни ком цеха и предцехкомом про водим с ним воспитательные беседы. Широко проводимая здесь наставническая работа сегодня приобретает особое значение в связи с тем, что в цехе остро стоит кадровая проблема — не хватает квалифицироранных специалистов. И благодушест вовать тут не резон — надо растить их из своих ребят. Кадровые затруднения связа ны и с тем, что работа-в ре монтной службе перестала быть престижной. Невысокие заработки отпугивают моло дежь. Да и работу ремонтни ков нельзя отнести к разряду легких. Здесь нужны не толь ко знания, способность с за крытыми глазами собрать и разобрать тот или иной ста нок, но, по мнению В. И. Ку ликова, и способность творче ски мыслить. Так, например, тот же токарь в этом цехе должен уметь принимать тех нологические решения. Не да ром на таком крупном пред приятии как ВАЗ в ремонт ную службу подбираются на иболее квалифицирова и н ы е кадры, проработавшие опреде ленное время в основном про изводстве. И зарплата у спе* циалистов-ремонтн и к о в не сколько выше. В цехе, считает В. И. Кули ков, нет возможности таким образом подбирать себе кад ры, вот основная ставка и де лается на наставников, на их активную и сознательную ра боту с молодой сменой. В подборе наставников в цехе исходят из таких важных кри териев, как совершенное зна ние специальности, рабочий авторитет, особенности харак. тера, умение .работать с людь ми. — Наставник должен быть терпимым человеком, — ут верждает В. И. Куликов, — на первых порах .работе его ученика сопутствуют ошибки, и это вполне естественно. Важ но здесь не заниматься разно сами, а совместно с подопеч ным анализировать ошибки, учить его тайнам ремесла. Ко всему прочему, наставник, как и всякий педагог, должен раз бираться в психологии людей. Е. САНДЛЕР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz