Кировец. 1990 г. (г. Липецк)

Кировец. 1990 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » стр. 3 « 'ЛУ'/V/^УV\А/^АЛАЛАА/^ЛАЛЛААЛАЛАЛЛЛАЛАЛАААЛА/'^ЛАЛ/VVV^А/V^АЛЛЛАЛУ\ЛААЛ/\/\Л, $ - ‘ > Новинки н аук и и техн и к и | С у\ЛУ\/\/\АЛ/кА/\АЛА/ЧА/\А//ЧУ\/\ААЛУ\Л<\^\/\А/\/\/\/\ЛААЛ/'»/\АЛААААА/\АААА/\ЛА/\/\Л/'У\/\. Подсчитано, что автомобиль среднего класса при пробеге 15000 километров поглощает 4350 килограммов кислорода и выбрасывает в атмосферу 3250 килограммов углекислого газа и 93 килограмма ядовитых угловодородов. А количество автолюбителей на планете рас­ тет стремительно уже и не подсчитать — их сотни милли- ки чистого автомобиля. И это не случайно. С 1992 года Общий рынок ужесточает нор­ мы по безопасности и эколо­ гии машин, выходящих на до­ роги Западной Европы. И фирмы заранее к этому го­ товятся, вплоть до того, что намечают программы передел­ ки двигателей своих ранее вы­ пущенных машин. Что касает­ решения: и бензин, и дизель­ ное топливо, и газ, хотя и в разной степени, но загрязняют атмосферу. По этому во всем мире ищут решения, нетради­ ционные. Одно из них — электромо­ били. Отнюдь не новинка: они выпускались еще в двадцатых годах нашего столетия. Пока их Скорость и максимальный пробег на одной «заправке» невелики. Но вот гоночный ав­ томобиль на электрической тя­ ге, созданный в Харькове, по­ казал скорость 150 километ­ ров в час. Значит, есть пути приблизить эксплуатационные качества электродвигателя к двигателю внутреннего сгора­ ния. „ЧИСТЫЙ1 АВТОМОБИЛЬ - МЕЧТА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? онов. Соответственно возрас­ тает и количество сердечно­ сосудистых и онкологических заболеваний. Достаточно ска­ зать, что «великий туман», разразившийся в Лондоне в 1952 году, унес четыре тыся­ чи человечских жизней. Пари­ жане, по свидетельству спе­ циалистов, дышат воздухом «способным разрушить гра­ нит». И кстати разрушает. Ав­ томобильные выхлопы вызыва­ ют преждевременную корро­ зию, потускнение, загрязнение, разрушение, растрескиван и е, снижение прочности многих металлов. На одном из недавних меж­ дународных салонов Япония демонстрировала эксперимен­ тальный автомобиль, в- кото­ ром властвует электроника. Водителю достаточно указать пункт назначения, а там хоть спи на заднем сидении. Бор­ товой компьютер сам приве­ дет в нужное место или под­ скажет оптимальный маршрут, получая информацию через спутник связи. И вовремя пре­ дупредит водителя об опас­ ности, а если тот зазевается, возьмет управление на себя. Но главное—управление дви­ гателем. Здесь два специаль­ ных компьютера следят за фа­ зами газораспределения, чтобы количество рредных выхлопов постоянно оставалось на ми­ нимуме. А третий компьютер следит за первыми двумя. Вот такой контроль! Подготовку к выпуску по­ добного автомобиля начала и Франция. В январе этого го­ да правительство выделило фирмам «Рено» и «Ситроен» внушительную сумму в 1,2 миллиарда франков на реали­ зацию долгосрочной програм­ мы по созданию экологичес- ся наших автомобилей, то их в Европу просто не пустят. И это несмотря на то, что нормы предельных концентраций ядо­ витых веществ в атмосфере у нас жестче европейских. Но нормы нормами, а автомобили автомобилями, и наши отече­ ственные выхлопы с нашими же отечественными ГОСТами на предельно допустимые кон­ центрации никак не согласу­ ются. Активные поиски уменьше­ ния токсичности выхлопов на­ ши конструкторы, правда, ве­ дут. Взять хотя бы отечест­ венные карбюраторы т и п а «Озон», которые уменьшают выброс токсичных веществ на 4—5 процентов, снижая и расход горючего. Но ведь это­ го мало. Новейшие западные карбюраторы имеют лучшие показатели. Как и в других странах, у нас идут поиски новых видов горючего. Большая часть авто­ мобилей в стране до сих пор на бензине. Но московский и Горьковский автозаводы уже приступили к выпуску дизель­ ных машин. К сожалению, отечественная промышленность пока не выпускает, дизелей для легковых автомобилей, хо­ тя они созданы и испытаны. Но хотелось бы надеяться, что ждать уже недолго — стро­ ятся новые корпуса на не­ скольких заводах. Дизель — это не только экономия доро­ гого бензина, но и снижение экологического ущерба: его выхлоп менее токсичен. Осуществляются работы по переводу автопарка на газо­ вое топливо. Это и грузови­ ки, и автобусы, и такси. Появи­ лись и частные автомобили на газовом топливе. И тем не менее, все это паллиативные Интенсивно ведутся работы^ по использованию водорода— самого нетоксичного топлива. В Харькове, например, создан двигатель, который работает на смеси бензина с водоро­ дом. Эти два компонента по­ даются в камеру сгорания от­ дельно друг от друга. па холостых оборотах, когда дви­ гатель особенно токсичен, он работает на чистом водороде. При максимальных оборотах в дело вступает бензин в смеси с водородом. Соотношение ре­ гулируется автоматнч е с к и. Выбросы вредных газов здесь сокращаются в несколько раз. В Москве демонстрировался электромобиль, в котором вме­ сто аккумуляторной батареи используется электрохимиче­ ский генератор тока (ЭХГ). В нем происходят те же реак­ ции, что и в батарейке кар- маного фонаря, но топливо здесь — водород, а окисли­ тель атмосферный воздух. Подзарядка сводится к заме­ не баллона с водородом. Как полагают ученые, ЭХГ спосо­ бен обеспечить пробег до 100000 километров. Однако до полного разрешения проб­ лемы нужно решить некоторые технические задачи. Водород надо хранить в хорошо экра­ низированных емкостях при очень низких температурах, а емкости—слишком громоздки. И тем не менее, как видим, пути к решению проблемы намечены. Сказать, какой из них путь перспективнее, пока трудно. Очевидно, сейчас на­ до идти обоими. И дело это не только ученых. На любом заводе, в любом КБ или лабо­ ратории, эти задачи можно и нужно решать. Сейчас для но­ ваторов здесь — необозримое поле деятельности. НТО ПОМОЖ ЕТ В ТР УДНУЮ МИНУТУ Журналистское агент с т в о «Гласность», готовящее для вас страницы «Новинки нау­ ки и техники», получает от читателей множество писем, авторы которых просят помочь установить связи с зарубеж­ ными партнерами. Нам понят­ на озабоченность хозяйствен­ ников и специалистов пред­ приятий: время велит интен­ сивно заниматься техническим прогрессом, устанавливать на­ дежные связи с зарубежными партнерами. Следует, од­ нако, предупредить, что па любительском уровне не стоит устанавливать контакты с де­ ловыми людьми Запада. Доб­ росовестные партнеры не при­ нимают всерьез дилетантов, и можно упустить хорошие шан­ сы на взаимовыгодные кон­ такты. Одним словом, выходить в бурное море коммерческих сде­ лок без надежного лоцмана не рекомендуется — можно на­ скочить на риф и потерпеть крушение. Но где взять такого падежного лоцмана? Именно этот вопрос донимает сегодня хозяйственников и специалис­ тов, его чаще всего задают и нам. Поэтому советуем: если вы хотите успешно выступить на международном рынке, об­ ращайтесь во Всесоюзное эк­ спортно-импортное внешнеэко­ номическое объединение «Ма- шипоимлорт». — Наше объединение рабо­ тает на мировом рынке вот уже 55 лет и накопило не только большой опыт, но й солидную репутацию, — рас­ сказал корреспонденту «Глас­ ности» председатель ВВО А. Г. Юшкин. — Мы сейчас имеем свыше 500 постоянных парт­ неров в 30 странах мира, а при необходимости можем этот круг значительно расши­ рить. Специальность — ВВО —сделки по импорту и эк­ спорту машиностроительной продукции общетехническо г о назначения — энергосиловое, насосно-компрессорное, подъ­ емно-транспортное, горнодо­ бывающее, нефтеперерабатыва­ ющее, нефтедобывающее и дру­ гое оборудование. В объединении трудятся специалисты высокой квалифи­ кации, широко использующие современную электрон н о вычислительную технщэу, и поэтому «Машиноимпорт» в состоянии предложить на до­ говорной основе любой набор услуг по организации и прове­ дению внешнеэкономической деятельности. Это и подбор зарубежного партнера, оказа­ ние консультативной помощи по любому вопросу внешнеэко­ номической деятельности и, конечно, подготовка комплек­ та документов, начиная с расчета цены и проекта конт­ ракта и кончая документами по образованию совместного предприятия. «Машиноимпорт» поможет организовать и про­ вести переговоры ✓ с иностран­ ным партнером по любому кругу вопросов как в стране, .так и за рубежом. Неоцени­ мой может быть наша помощь в реконструкции и модерниза­ ции производства за счет им­ портных поставок, оплаченных экспортом сверхплановой про­ дукции предприятия-заказчи­ ка — на базе кооперационных или бартерных соглашений. С помощью «Машиноимпор т а» можно также получить самые современные компьютеры и оргтехнику, средства механиза­ ции и автоматизации произ­ водства, привлечь квалифици­ рованные кадры шефмонтаж- ников к. наладке. Публикуем адрес «Машино- импорта»: 121200, Москва, Смо- ленская-Сенная, 32/34; телекс —111871 Тундра; телефоны для справок — 244-33-09, 244-48-87. С О В С Е Г О С В Е Т А «И К А Р УС » СТ АЛ УД О Б Н ЕЕ В Советский Союз начали поступать первые партии но­ вого венгерского автобуса «Икарус-435». Технические и эксплуатационные свой с т в а этой машины отвечают миро­ вым стандартам. Автобус име­ ет более широкие двери и низкий пол, поэтому 'пассажи­ рам удобнее в него входить. Просторнее стали площадки, где можно ставить детские ко­ ляски и объемистые предме­ ты. Посадочных мест здесь меньше, но вместимость сало- мотоцикл 43 сантиметра длины и 18 высоты — таковы размеры «карманного» мотоцикла, соз­ данного тайландскими студен­ тами. Наверное, эго самый ма­ ленький мотоцикл в мире, во всяком случае меньше пока неизвестны. Сидеть на нем не­ удобно, даже согнувшись в три погибели, да он п не пред­ назначен ддя поездок, ска­ жем, по городу. Но его мож- на значительно возросла. Не забыта и безопасность перево­ зок — двери не открываются до полной остановки и маши­ на не может тронуться с мес­ та, пока все двери не закры­ ты. Новый мощный двигатель обеспечивает минимальное з а - ' грязненис окружающей среды. Сейчас новые «Икарусы» про­ ходят всесторонние испытания в разных климатических усло­ виях, после чего будет решен ' вопрос об их массовой за ­ купке. В П О РТ ФЕЛ Е но держать в рюкзаке и, если владелец притомился, а поб­ лизости нет других транспорт­ ных средств, малютка выру­ чит. Кстати, бегает она очень неплохо — развивает скорость 15 километров в час. А мак­ симальная грузоподъемность— 130 килограммов. Крохотный двигатель работает на смеси касторового масла и спирта. ЧЕ Р Н А Я М А СК А — ЗА Л О Г ЗД О РО В Ь Я С этой черной маской на лице, разработанной английски­ ми специалистами, вам не нужен противогаз. Ткань, из которой сделана маска, обла­ дает исключительно рксокими адсорбционными свойствами. Через нее не проходят непри­ ятные запахи, ядовитые газы, пары и влага, содержащие кислоты и щёлочи, она пре­ красно задерживает вредные компоненты автомобильных выхлопов, отлично фильтруетт промышленные стоки. Получа­ ют волокна этой ткани ' из вискозы, обоугленной при 700 градусов в атмосфере двуоки­ си углерода. Причем в отли­ чие от других подобных мате­ риалов эта ткань значительно прочнее и эластичнее. А по ад­ сорбционным свойствам она в 20 раз превосходит древес­ ный активированный уголь. КАК В С К А ЗК Е К известному сказочному ан­ туражу добрых волшебников— сапогам-скороходам, ковру- саМолету, скатерти-самобранке и шапке-невидимке — скоро прибавятся очки. Да не про­ стые, а с компьютером. И про­ изойдет это не в сказке, а в самой что ни на есть действи­ тельности. Такие очки разра­ батывают сейчас американские специалисты. Миниатюрный компьютер будет постоянно регулировать линзы очков в зависимости от удаленности предмета и тем самым обеспе- КАМ Е РТО Н Резкий визг дисковой пилы относится к наиболее непри­ ятным звукам. А возникает он от перенапряжения полотна пилы в каком-лцбо одном мес­ те. Обнаружив его, можно из­ менить положение закреплен­ ного диска или режим работы пилы. И продлить срок ее службы, одновременно умень- чивать максимальную остроту зрения. Конечно, стоить они будут недешево, но, как гово­ рится, здоровье дороже: такие очки ощутимо сохранят зре­ ние их владельца. Ведь наши глаза время от времени меня­ ются и мы вынуждены ме­ нять очки. Но пока мы заме­ тим, что старые линзы уже не подходят, проходит достаточно времени, .за которое зрение ухудшается. А очки с компью­ тером все время «самоподго- няются» под глаза. Д Л Я пилы шив шум. Для этого специа­ листы шведской фирмы «Санд- вик» создали перенос н о й электронный тензометр. Стоит его датчиком провести по по­ лотну, как на табло появля­ ются цифры, максимум кото­ рых и показывает место, вы­ зывающее визг. Белорусская ССР. Во многих отраслях найдет применение новая разработка ученых института механики металлополи­ мерных систем АН БССР в Гомеле — эластичные магниты па основе порошков ферритов и полимерных связующих. Первыми осваивать новинку начали медики. В Центральном институте , травматологии и медицины прошла клинические испытания обувь разных типов с магнитными аппликаторами, которая рекомендована при лечении гипертонии, артритов, заболеваний опорно-двигательного аппарата. На снимке: опытные образцы аппликаторов из эластичных магнитов для лечебной рбуви. * Фотохроника ТАСС. Э ту страницу подготовило для вас ж урналистск ое аген т­ ство «Гла сно сть ». Но возникшим у вас вопросам просим обращ аться по адр есу ; 1 2 3 2 4 2 , Москва, пл . В о с ст ан и я , 1, а / я 3 7 1 . Телефон для справок : 9 2 8 - 8 3 - 1 9 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz