Кировец. 1990 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр. 3 « 'ЛУ'/V/^УV\А/^АЛАЛАА/^ЛАЛЛААЛАЛАЛЛЛАЛАЛАААЛА/'^ЛАЛ/VVV^А/V^АЛЛЛАЛУ\ЛААЛ/\/\Л, $ - ‘ > Новинки н аук и и техн и к и | С у\ЛУ\/\/\АЛ/кА/\АЛА/ЧА/\А//ЧУ\/\ААЛУ\Л<\^\/\А/\/\/\/\ЛААЛ/'»/\АЛААААА/\АААА/\ЛА/\/\Л/'У\/\. Подсчитано, что автомобиль среднего класса при пробеге 15000 километров поглощает 4350 килограммов кислорода и выбрасывает в атмосферу 3250 килограммов углекислого газа и 93 килограмма ядовитых угловодородов. А количество автолюбителей на планете рас тет стремительно уже и не подсчитать — их сотни милли- ки чистого автомобиля. И это не случайно. С 1992 года Общий рынок ужесточает нор мы по безопасности и эколо гии машин, выходящих на до роги Западной Европы. И фирмы заранее к этому го товятся, вплоть до того, что намечают программы передел ки двигателей своих ранее вы пущенных машин. Что касает решения: и бензин, и дизель ное топливо, и газ, хотя и в разной степени, но загрязняют атмосферу. По этому во всем мире ищут решения, нетради ционные. Одно из них — электромо били. Отнюдь не новинка: они выпускались еще в двадцатых годах нашего столетия. Пока их Скорость и максимальный пробег на одной «заправке» невелики. Но вот гоночный ав томобиль на электрической тя ге, созданный в Харькове, по казал скорость 150 километ ров в час. Значит, есть пути приблизить эксплуатационные качества электродвигателя к двигателю внутреннего сгора ния. „ЧИСТЫЙ1 АВТОМОБИЛЬ - МЕЧТА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? онов. Соответственно возрас тает и количество сердечно сосудистых и онкологических заболеваний. Достаточно ска зать, что «великий туман», разразившийся в Лондоне в 1952 году, унес четыре тыся чи человечских жизней. Пари жане, по свидетельству спе циалистов, дышат воздухом «способным разрушить гра нит». И кстати разрушает. Ав томобильные выхлопы вызыва ют преждевременную корро зию, потускнение, загрязнение, разрушение, растрескиван и е, снижение прочности многих металлов. На одном из недавних меж дународных салонов Япония демонстрировала эксперимен тальный автомобиль, в- кото ром властвует электроника. Водителю достаточно указать пункт назначения, а там хоть спи на заднем сидении. Бор товой компьютер сам приве дет в нужное место или под скажет оптимальный маршрут, получая информацию через спутник связи. И вовремя пре дупредит водителя об опас ности, а если тот зазевается, возьмет управление на себя. Но главное—управление дви гателем. Здесь два специаль ных компьютера следят за фа зами газораспределения, чтобы количество рредных выхлопов постоянно оставалось на ми нимуме. А третий компьютер следит за первыми двумя. Вот такой контроль! Подготовку к выпуску по добного автомобиля начала и Франция. В январе этого го да правительство выделило фирмам «Рено» и «Ситроен» внушительную сумму в 1,2 миллиарда франков на реали зацию долгосрочной програм мы по созданию экологичес- ся наших автомобилей, то их в Европу просто не пустят. И это несмотря на то, что нормы предельных концентраций ядо витых веществ в атмосфере у нас жестче европейских. Но нормы нормами, а автомобили автомобилями, и наши отече ственные выхлопы с нашими же отечественными ГОСТами на предельно допустимые кон центрации никак не согласу ются. Активные поиски уменьше ния токсичности выхлопов на ши конструкторы, правда, ве дут. Взять хотя бы отечест венные карбюраторы т и п а «Озон», которые уменьшают выброс токсичных веществ на 4—5 процентов, снижая и расход горючего. Но ведь это го мало. Новейшие западные карбюраторы имеют лучшие показатели. Как и в других странах, у нас идут поиски новых видов горючего. Большая часть авто мобилей в стране до сих пор на бензине. Но московский и Горьковский автозаводы уже приступили к выпуску дизель ных машин. К сожалению, отечественная промышленность пока не выпускает, дизелей для легковых автомобилей, хо тя они созданы и испытаны. Но хотелось бы надеяться, что ждать уже недолго — стро ятся новые корпуса на не скольких заводах. Дизель — это не только экономия доро гого бензина, но и снижение экологического ущерба: его выхлоп менее токсичен. Осуществляются работы по переводу автопарка на газо вое топливо. Это и грузови ки, и автобусы, и такси. Появи лись и частные автомобили на газовом топливе. И тем не менее, все это паллиативные Интенсивно ведутся работы^ по использованию водорода— самого нетоксичного топлива. В Харькове, например, создан двигатель, который работает на смеси бензина с водоро дом. Эти два компонента по даются в камеру сгорания от дельно друг от друга. па холостых оборотах, когда дви гатель особенно токсичен, он работает на чистом водороде. При максимальных оборотах в дело вступает бензин в смеси с водородом. Соотношение ре гулируется автоматнч е с к и. Выбросы вредных газов здесь сокращаются в несколько раз. В Москве демонстрировался электромобиль, в котором вме сто аккумуляторной батареи используется электрохимиче ский генератор тока (ЭХГ). В нем происходят те же реак ции, что и в батарейке кар- маного фонаря, но топливо здесь — водород, а окисли тель атмосферный воздух. Подзарядка сводится к заме не баллона с водородом. Как полагают ученые, ЭХГ спосо бен обеспечить пробег до 100000 километров. Однако до полного разрешения проб лемы нужно решить некоторые технические задачи. Водород надо хранить в хорошо экра низированных емкостях при очень низких температурах, а емкости—слишком громоздки. И тем не менее, как видим, пути к решению проблемы намечены. Сказать, какой из них путь перспективнее, пока трудно. Очевидно, сейчас на до идти обоими. И дело это не только ученых. На любом заводе, в любом КБ или лабо ратории, эти задачи можно и нужно решать. Сейчас для но ваторов здесь — необозримое поле деятельности. НТО ПОМОЖ ЕТ В ТР УДНУЮ МИНУТУ Журналистское агент с т в о «Гласность», готовящее для вас страницы «Новинки нау ки и техники», получает от читателей множество писем, авторы которых просят помочь установить связи с зарубеж ными партнерами. Нам понят на озабоченность хозяйствен ников и специалистов пред приятий: время велит интен сивно заниматься техническим прогрессом, устанавливать на дежные связи с зарубежными партнерами. Следует, од нако, предупредить, что па любительском уровне не стоит устанавливать контакты с де ловыми людьми Запада. Доб росовестные партнеры не при нимают всерьез дилетантов, и можно упустить хорошие шан сы на взаимовыгодные кон такты. Одним словом, выходить в бурное море коммерческих сде лок без надежного лоцмана не рекомендуется — можно на скочить на риф и потерпеть крушение. Но где взять такого падежного лоцмана? Именно этот вопрос донимает сегодня хозяйственников и специалис тов, его чаще всего задают и нам. Поэтому советуем: если вы хотите успешно выступить на международном рынке, об ращайтесь во Всесоюзное эк спортно-импортное внешнеэко номическое объединение «Ма- шипоимлорт». — Наше объединение рабо тает на мировом рынке вот уже 55 лет и накопило не только большой опыт, но й солидную репутацию, — рас сказал корреспонденту «Глас ности» председатель ВВО А. Г. Юшкин. — Мы сейчас имеем свыше 500 постоянных парт неров в 30 странах мира, а при необходимости можем этот круг значительно расши рить. Специальность — ВВО —сделки по импорту и эк спорту машиностроительной продукции общетехническо г о назначения — энергосиловое, насосно-компрессорное, подъ емно-транспортное, горнодо бывающее, нефтеперерабатыва ющее, нефтедобывающее и дру гое оборудование. В объединении трудятся специалисты высокой квалифи кации, широко использующие современную электрон н о вычислительную технщэу, и поэтому «Машиноимпорт» в состоянии предложить на до говорной основе любой набор услуг по организации и прове дению внешнеэкономической деятельности. Это и подбор зарубежного партнера, оказа ние консультативной помощи по любому вопросу внешнеэко номической деятельности и, конечно, подготовка комплек та документов, начиная с расчета цены и проекта конт ракта и кончая документами по образованию совместного предприятия. «Машиноимпорт» поможет организовать и про вести переговоры ✓ с иностран ным партнером по любому кругу вопросов как в стране, .так и за рубежом. Неоцени мой может быть наша помощь в реконструкции и модерниза ции производства за счет им портных поставок, оплаченных экспортом сверхплановой про дукции предприятия-заказчи ка — на базе кооперационных или бартерных соглашений. С помощью «Машиноимпор т а» можно также получить самые современные компьютеры и оргтехнику, средства механиза ции и автоматизации произ водства, привлечь квалифици рованные кадры шефмонтаж- ников к. наладке. Публикуем адрес «Машино- импорта»: 121200, Москва, Смо- ленская-Сенная, 32/34; телекс —111871 Тундра; телефоны для справок — 244-33-09, 244-48-87. С О В С Е Г О С В Е Т А «И К А Р УС » СТ АЛ УД О Б Н ЕЕ В Советский Союз начали поступать первые партии но вого венгерского автобуса «Икарус-435». Технические и эксплуатационные свой с т в а этой машины отвечают миро вым стандартам. Автобус име ет более широкие двери и низкий пол, поэтому 'пассажи рам удобнее в него входить. Просторнее стали площадки, где можно ставить детские ко ляски и объемистые предме ты. Посадочных мест здесь меньше, но вместимость сало- мотоцикл 43 сантиметра длины и 18 высоты — таковы размеры «карманного» мотоцикла, соз данного тайландскими студен тами. Наверное, эго самый ма ленький мотоцикл в мире, во всяком случае меньше пока неизвестны. Сидеть на нем не удобно, даже согнувшись в три погибели, да он п не пред назначен ддя поездок, ска жем, по городу. Но его мож- на значительно возросла. Не забыта и безопасность перево зок — двери не открываются до полной остановки и маши на не может тронуться с мес та, пока все двери не закры ты. Новый мощный двигатель обеспечивает минимальное з а - ' грязненис окружающей среды. Сейчас новые «Икарусы» про ходят всесторонние испытания в разных климатических усло виях, после чего будет решен ' вопрос об их массовой за купке. В П О РТ ФЕЛ Е но держать в рюкзаке и, если владелец притомился, а поб лизости нет других транспорт ных средств, малютка выру чит. Кстати, бегает она очень неплохо — развивает скорость 15 километров в час. А мак симальная грузоподъемность— 130 килограммов. Крохотный двигатель работает на смеси касторового масла и спирта. ЧЕ Р Н А Я М А СК А — ЗА Л О Г ЗД О РО В Ь Я С этой черной маской на лице, разработанной английски ми специалистами, вам не нужен противогаз. Ткань, из которой сделана маска, обла дает исключительно рксокими адсорбционными свойствами. Через нее не проходят непри ятные запахи, ядовитые газы, пары и влага, содержащие кислоты и щёлочи, она пре красно задерживает вредные компоненты автомобильных выхлопов, отлично фильтруетт промышленные стоки. Получа ют волокна этой ткани ' из вискозы, обоугленной при 700 градусов в атмосфере двуоки си углерода. Причем в отли чие от других подобных мате риалов эта ткань значительно прочнее и эластичнее. А по ад сорбционным свойствам она в 20 раз превосходит древес ный активированный уголь. КАК В С К А ЗК Е К известному сказочному ан туражу добрых волшебников— сапогам-скороходам, ковру- саМолету, скатерти-самобранке и шапке-невидимке — скоро прибавятся очки. Да не про стые, а с компьютером. И про изойдет это не в сказке, а в самой что ни на есть действи тельности. Такие очки разра батывают сейчас американские специалисты. Миниатюрный компьютер будет постоянно регулировать линзы очков в зависимости от удаленности предмета и тем самым обеспе- КАМ Е РТО Н Резкий визг дисковой пилы относится к наиболее непри ятным звукам. А возникает он от перенапряжения полотна пилы в каком-лцбо одном мес те. Обнаружив его, можно из менить положение закреплен ного диска или режим работы пилы. И продлить срок ее службы, одновременно умень- чивать максимальную остроту зрения. Конечно, стоить они будут недешево, но, как гово рится, здоровье дороже: такие очки ощутимо сохранят зре ние их владельца. Ведь наши глаза время от времени меня ются и мы вынуждены ме нять очки. Но пока мы заме тим, что старые линзы уже не подходят, проходит достаточно времени, .за которое зрение ухудшается. А очки с компью тером все время «самоподго- няются» под глаза. Д Л Я пилы шив шум. Для этого специа листы шведской фирмы «Санд- вик» создали перенос н о й электронный тензометр. Стоит его датчиком провести по по лотну, как на табло появля ются цифры, максимум кото рых и показывает место, вы зывающее визг. Белорусская ССР. Во многих отраслях найдет применение новая разработка ученых института механики металлополи мерных систем АН БССР в Гомеле — эластичные магниты па основе порошков ферритов и полимерных связующих. Первыми осваивать новинку начали медики. В Центральном институте , травматологии и медицины прошла клинические испытания обувь разных типов с магнитными аппликаторами, которая рекомендована при лечении гипертонии, артритов, заболеваний опорно-двигательного аппарата. На снимке: опытные образцы аппликаторов из эластичных магнитов для лечебной рбуви. * Фотохроника ТАСС. Э ту страницу подготовило для вас ж урналистск ое аген т ство «Гла сно сть ». Но возникшим у вас вопросам просим обращ аться по адр есу ; 1 2 3 2 4 2 , Москва, пл . В о с ст ан и я , 1, а / я 3 7 1 . Телефон для справок : 9 2 8 - 8 3 - 1 9 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz