Кировец. 1990 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр. 3 БРАКУ— З А СЛОН В ц ех е сборки тран см и ссий собираю тся ведущ и е узлы трактора . Своеврем енность их выпуска во многом зави си т от качества ком плектующ их и зд ели й . Е сли они не соо тв е т ствую т технич еским требованиям , это ведет к за д ерж к е сборки у зл ов , а зн ачи т , главного конв ей ера зав о д а . Что д е ла ется для того , чтобы и зб еж а т ь этого? Н ачальник бюро т е х нического контроля Е. М. Мансуров о тв еч а ет на вопрос на шего корресп ондента . — Евгений Михайлович, же лательно, в первую очередь услышать от вас, улучшилось ли в этом году качество дета лей, поставляемых в ваш цех? — Редких улучшений по сравнению с' соответствующим периодом минувшего года, к сожалению, нет, хотя сдвиги есть. Взять детали гидроуси лителя руля трактора, изготов ляемые в четвертом трактор ном цехе. К ним у сборщиков всегда было много претензий. Есть онл и сейчас, но намного меньше, чем прежде. Правда, январь для тракторного цеха № 4 был неудачным — в этом месяце мы списали в брак 101 корпус гидроусилителя. А вот в последующие месяцы поло жение значительно улучши лось: в феврале забраковано немногим более десяти корну сов, а в марте дефекты обна ружены лишь в десяти дета лях, да и те поставщиками быстро устранены. Все это — результат укрепления техноло гнческой дисциплины, обновле ния оснастки, улучшения рабо ты с людьми в цехе. Важная роль в повышении качествен- .них показателей принадлежит старшему мастеру участка П. А. Абанину, который мобилизует коллектив не только на выпол нение плана, но и на выпуск качественной продукции. Значительно повысилось за последнее время качество про дукции в первом тракторном цехе, отчего в цехе сборки трансмиссий работать стало легче. Однако не все постав щики осознали ответственность перед потрерителямп. Голько этим можно объяснить по ступление в цех дефектных и бракованных деталей. — Откуда же (наиболее ча сто поставляется негодная про дукция? — Больше, всего ее попадает из тракторного цеха № 3, где производится механическая об. работка корпусов трансмиссий трактора К этим деталям со стороны сборщиков постоянные претензии, Да и как им не быть; если корпуса трансмис спи часто изготовляются с от ступлением от чертежа. Неред ко приходится наблюд'ать та кую картину: поставит слесарь деталь на конвейер, начнет со бирать узел и вдруг выясняет ся, что у детали не хватает отверстий. Вот и приходится ему останавливать конвейер, чтобы плохую деталь заменить хорошей. Для того, чтобы по добных случаев было как мож но меньше, мы стараемся пе ред сборкой проверять качест во корпусов трансмиссий, хотя это и не входит в наши обя занности, ведь у работни ков ВТК и своих дел хватает. И все же, несмотря на все на ши усилия, предотвратить по падание дефектных деталей из тракторного цеха №3 к нам на конвейер нам не удалось. .Чтобы устранить дефек- ность деталей, требуется наве сти порядок в соблюдении тех нологической дисциплины при механической обработке дета лей и, конечно, заменить осна стку. Резкого улучшения каче етва продукции можно было бы достигнуть, имея средства активного контроля. Но их нет в тракторном цехе №3, да и неизвестно, когда будут. Что же касается существующей технологии, то она рассчитана на добросовестность рабочего. К сожалению, ее подчас не хватает, отчего и допускается брак. Мы уже привыкли ви деть цех сборки трансмиссий похожим на ремонтную служ бу. Гак, с 1 по 26 марта было отправлено на доработку 130 трансмиссий. Устранением де фектов занималось несколько высококвалифицированных сле сарей. И это в то время, ког да ощущается острая нехватка кадров. Сейчас в цехе постоян но занимаются доработкой со бранных узлов два слесаря. Но н даже они не успевают уст ранять дефекты. Небрежность, в изготовлении деталей допускается также в пятом тракторном цехе. Здесь, видимо, рассуждают так: глав ное — отправить детали на сборку, а какое их качество— неважно. В«Ц и идет к нам брак, из-за чего еще больше усложняется работа сборщи ков. — Да, недостатки серьезные. Но, наверное, есть и другие трудности? — Конечно. Уж чего-чего, ‘ а трудностей в цехе всегда хва тает. Вот, например, квалнфи цнронанпые кадры. На них в цехе всегда дефицит. А когда постоянных рабочих .нет, то при всем желании добиться ка чественной сборки узлов трак тора тяжело. Отсюда и частые переделки, из-за чего теряется много времени, снижается про изводительность труда. С кад рами сложно не только на про изводственных участках, но п в бюро - технического контро ля. Из 16 контролеров 10 ян ляются пенсионерами. Уйди они на пенсию — и работать некому. В объединении не от рицают, что пополнять кадра ми отдел технического контро ля надо, но дальше обещаний и сочувствий - дело не идет. Пам же необходимо не это, а ’ конкретная помощь. Затрону и такие вопросы. Стенды для испытаний транс миссий трактора были сделаны еще в 1962 году. С тех пор они сильно износились, потеря ли точность, да и конструкция н \ устарела, поэтому надо за менить их новыми. Однако на заводе об этом никто не по мышляет. Неоднократные об ращения в различные завод ские инстанции нужных ре зультатов не дали. По-прежнему не хватает ме рительного инструмента. Если у контролеров он имеется, то у сборщиков его практически нет. А это затрудняет межопе рационный самоконтроль, отри цательно влияет на качество работы сборщиков. В заключение следует на помнить: в сборочных цехах объединения завершается рабо та тракторостроителей по вы пуску машин, поэтому, чтобы она была успешной, надо обес печивать сборщиков деталями хорошего качества. Браку нужно поставить надежный за слон. В С Е С О Ю З Н Ы Й К О Н К У Р С ЦК ВЛКСМ и Центросоюз проводят конкурс на лучшее подворье молодой семьи. Уча стниками могут быть супруги в возрасте 35 лет. Победителями признаются семьи, получившие наивысшие результаты по про изводству в личных подсобных хозяйствах сельскохозяйствен- ной продукции и ее реализа ции. За первое место в кон курсе супруги награждаются почетными дипломами и цен ными подарками стоимостью до 600 рублей. Им предоставляет ся право внеочередного приоб ретения автомобиля «Жигули». Завоевавшие второе место так же получат почетный диплом, семейные путевки по линии БММТ «Спутник» и прапо вне- очердной покупки мотоцикла «Урал» или «Днепр». На снимне — шлифовщица ав томатного ц е х а Светлана В а си л ь евна Скоморохова . Вез года три д еся тка лет она в строю ли п ец ких трак торострои телей . В кол лектив е ее ц еня т как большую т р уж ен и ц у . Но не только . Са мые вы соки е похвалы она полу чает за качество пр одукции . Фото В Карабанова. _ _ _ _ _ _ П ОЛ Е 3 н О П О М Н И Т Ь К ачество: из к ладовой опыта Очевид но, что зак анчивается еще одна кампания эпохи перестройки — кампания государственной приемки продук ции. О на, госприемка, изначально не совместима с экономи ческим хозяйственным механизмом, потому и не стоило преставлять ее архимедовым рычагом в деле управления качеством. По мнению работников Госстандарта, служ бы госприемки, отк азываясь от запретительно- ограничительных действий, перейдут к научному управлению качеством, помогут подго товить нормативно- техническую документацию , наладить технологические процессы, использовать статистическ ие ме тоды анализа и контроля и т. д. В итоге создать целостную систему управления качеством. Все это может работать при заинтересованности людей , каждого из нас в действительном повышении качества вы пускаемой продукции. Но к ак бы ни было, важно знать, что говорит об этом наша наук а, общественность, что подсказы вает опыт лучших зарубеж ных кампаний. Предлагаем подбор к у выск азываний , мнений, суж дений, советов, предложений на интересующую всех нас тему? Оце ните истинность этих утверж дений, справделивость для нашего к оллек тива, решите что следует перенять, что надо делать в первую очередь. «Низкое качество продукции — одна из СЙмьёх ПОлезшеины,х проблем нашей экономики Многократные и дорогостоящие попытки потравить положение с качеством можно охаракте-. риэовать одной фразой: вниз но лестнице, ведущей вверх. Пятилетка качества, .комплекс, ные системы управления, Знак качества, аттестация, надбавки и скидки, комплексная и пер спективная стандартиза ц и я, наконец, госприемка — вес эти широковещательные акции не поправили хоти сколько по будь положение. Наоборот, в то время как во всем мире качество изделий становилось чуть ли не главным смыслом хозяйственно - экономической жизни, наша разнообразная и связанная прежде всего с ши роким потреблением продукция являет собой наглядный при мер того, как ее не надо де лать» — «Наука и жизнь» № 3 за 1990 год. • «В низком качестве продук ции фокусируется многие, ес ли не все, негативные тенден ции нашей хозяйственной жиз ни. Это падение диоцтплтны и культуры труда, обветшание оборудования, использовашю дедовских технологий, затрат- ный характер экономики, дефи цит, монополизм производите ля, отсутствие рынка. По су ществу, качество, точнее, заин тересованность или незаинтере сованность изготовителя в его повышении, влолне можно счи тать тем эталоном, по которо му выверяется разумность всей системы хозяйствования». —. Сычев В. В., председатель Госстандарта СССР. • «За много лет мы не смогли создать сколько-нибудь та дежной экспортной базы, ис пользовать экспорт для модер низации промышленности и включения ее в мировую -эко номику. Изоляция ключевых отраслей нашей экономики от мирового хозяйства придала к" потере конкурентоспособности по большинству видов продук ции. Многое из1'нашей продук ции мало кто хочет брат из-за низкого ее качества, а если берут, то по' крайне низкой цене». «'Лгигатор» № 19 за 1989 гбд! • «Если у развитых капита листических стран 70% экспор та составляют машины и обо рудование, изделия электрон ной и электротехнической про мышленности,, то наш экспорт на Запад на 80% представлен топливом и сырьем» — «Аги татор» № 18 за 1989 год. • «Доля готовых изделий в экспорте СССР втрое уступает среднемировому уровню». — «Международная жизнь» № 12 за 1989 год. • «Экспорт может только обо гатить. Речь в данном случае идет не столько о добыче ва люты, сколько о приобретении Живого, конкретного опыта, без которого мы обречены ва риться в собственном соку.. Шишки, набитые на пути к мировому рынку, дорого стоят. Больше того, предприятия - экспортеры могут стать темн лидерами, которые выведут ос тальные производства на уро. вень современного обеспече ния качеством».—Сычев В. В., председатель Госстанд а р т а СССР. . • «Решение проблемы карди нального повышения качества продукции является прямой обязанностью каждого коллек тива, каждого. рабочего, спе циалиста и руководителя. Борьба за повышение качества продукции должна стать нор мой повседневной жизни тру довых коллективов. Возложить персональную от- ветственность за выпуск нека чественной продукции на орга низаторов производства всех уровней — от руководителя объединения, предприятия, ор ганизации до мастера». — По становление ЦК КПСС и Сове та Министров СССР «О мерах но коренному повышению ка чества продукции». № 540 от 12 мая 1986 г. • «Мировая практика давно доказала, что 80% влияния на качество оказывает как раз не рабочий, не технолог, не кон сгруктор, а высшее руководст во предприятия: директор, главный инженер н замести тель директора по качеству. И плохая продукция завода оз начает прежде всего либо элементарное незнание его ру ководством своих основных функций, либо невыполнение таковых. Когда директор зани мается качеством? С 28-го числа, когда горит плав и нужно протолкнуть через ОТК бракованную продукцию. В «экстремальной» ситуации, ког да нужно уговорить госприем- ку или Госнадзор не прекра щать, не останавливать или пропустить последний раз, Когда штрафы и рекламации угрожают премии. Да еще иногда на пресловутых «Днях качества». Эго, как правило, многочасовые шумные базары со стандартным набо ром: отысканием виновных, наказа нием невиновных, поощрением непричастных и полнейшей апатией после конца совеща ния».' — «Экономика и органи зации промышленного произ водства» № 6 за 1989 год. • «Всякая экономика имеет то качество продукции, которого она заслуживает, ц улучшить качество можно, только улуч шив саму, экономику, ...Но и в том, что уровень качества продукции за послед ние' три года не повысился, нет вины госприемки. Падение качества свидетельствует лишь о том, что сама экономическая реформа не содержала необхо димых стимулов» — «Газета «Социалистическая индустрия» за 30 ноябри 1989 года. • «Наличие Государствени о й приемки не снимает ответст венности с руководителя пред приятия за обеспечение надле жащего качества выпускаемой продукции» — Постановлен и е Совета Министров СССР от 12 мая 1986 г. Л 542. • «Сколько себя помню, столь ко слышу эти слова: сокраще ние штатов. В литературе до. называют, что задачу совер шенствования управления так ставить неверно, в чем-то да же абсурдно. Но пишут одни, а занимаются кадрами другие. Если задача долгов время не решается, то тому могут быть две причины: либо реша ют спустя рукава, либо невер но ставят задачу. У нас при чина в основном вторая. В самом деле, почему столь ко внимания отдается сокра щению численности управляю щих? Разве управление дает сбои из-за того, что мешают «лишние»? Можно подумать, что оставшиеся после сокра щения будут руководить пре восходно, эффективно. Упор ная установка на сокращение изобличает неспособность изме лить управление, его схемы, формы и методы по существу, качественно. Отвлекается вни мание от главного — ог не годных методов, от негодного стиля управления...» — «Воп росы экономики» № 12 за 1989 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz