Кировец. 1990 г. (г. Липецк)

Кировец. 1990 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » стр. 3 Н О В И Н К И НАУКИ И ТЕХНИКИ Эту страницу для вас подготовило Журналистск ое агентство «ГЛАСНОСТЬ». Р едактор за сл уж ен ны й работник культуры РСФСР И. Г. СЕЛЬДИ НСКИЙ. Научный рук оводитель — доктор экон ом ич ески х наук , проф ессор В. К. ФЕДИНИН. С д е л а н о в С С С Р С И ДЕЕЙ К КОМ П ЬЮ ТЕРУ Не затеряю тся и бри зовских а р хи в а х пр едлож ения рац и о ­ нали заторов Минского автом о ­ бильного зав о д а . Контроль за их п р охож дени ем т еп ер ь пор у ­ чен ком пью тер у . Информаци ­ онн о -сп рав очн ая с и с т е м а «В н е д р ен и е» избавит ппвато- Т ак си , городской п а с саж и р ­ ский и грузовой ав тотр ан ­ спорт , работающий на г а зе , зн ачи тельн о м ен ее за гр я зн яю ­ щем атм о сф еру , стал уж е привычным в столиц е Грузии . Т еперь пришла оч ер едь и ав ­ толю би тел ей . Уж е немало «М о ск вич ей » , «Ж и г у л ей » , р а ­ ботающ их и на газе , и на бен ­ зи н е , бегают по тбилисским ули цам . Л п ер ео б ор у д у е т ма- -Три пи он ер ски х и з о бр е т е ­ ния , зап атен тов ан ны е в США, Англии , Яп онии , Италии , ФРГ, Дании ц д р у ги х стр ан а х , за л о ­ ж ены в созданном сп ец и а л и с ­ тами Московского НПО хим и ­ ческого м аш иностроения ап п а ­ рате для проведения катали ти ­ ч ески х , адсорбци онны х и фильтровальны х пр оц ессов в м аш ин остроении , хим ич еской , н еф техим ич еской , м еталлурги ­ ческой и др у ги х отраслях про - ров от х ож д ен и й по и н ст ан ц и ­ ям, буд ет сл еди ть за р еали за ­ цией ид ей в прои зводств е . Сократится срок внедрения новш еств . Электронный мозг компьютера уж е « зап ом ни л » пять, ты сяч рацпр едлож ений зав одч ан . шины кооператив «Эколо ­ г и я - 9 0 * , органи зованны й на местном завод е газовой ап п а ­ ратуры . Всю необходим ую о с ­ настку кооператоры делают сами . А учиты вая , что авто ­ мобилей в Тбилиси много, по ­ добная у сл у г а населению п о з ­ волит не только ощутимо экономить б ен зи н , но и зн а ч и ­ тельно улучш и ть городской в о зд у х . . мыш ленности , а такж е для р еш ения эк оло гич ески х проб ­ лем . Его и сп ол ь зов ан и е , к прим еру , в н а са дк а х колонн си н т е за аммиака позволяет по сравнению с традиционно при ­ меняемой техникой экономить энергию в 5 — 1 0 раз и. на двадцать процентов сни зить мсталл ос мко с т ь . Эк оном и ч е - ский эфф ект от применения одного апп арата — 2 , 3 мил ­ лиона рубл ей в год. Скандий, иттирий, неодим, гадолиний, диегюрзий, гольмий, эрбий... Вот такие экзотические имена носит металлы, объеди­ ненные одним названием — редкоземельные. Правда, не столь уж они о редки — их доли составляет 1/6 часть всех известных элементов. Но дело в том, что получение чистых, без примесей, элементов — работа сложная и кропотли­ вая. Потому и до сегодняшне­ го дня свойства редкоземель­ ных, их «участие» в .различных сплавах, изучены весьма слабо. А они имеют право на самое пристальное внимание. Наиболее эффективный спо­ соб очистки — вакуумная дис­ тилляция — разработан в Ин­ ституте металлургии имени А. А. .Байкова (ИМЕТ) АН СССР. Суть метода в выпари­ вании при строго определен­ ной температуре с последую­ щей конденсацией паров чисто­ го элемента на «холодных» экранах. Вакуум в рабочей полости преграждает доступ посторонним примесям. Таким путем можно получить особо чистые редкоземельные метал­ лы. Эта технология открывает богатейшие возможности для получения в чистом виде мно­ гих других элементов, букваль­ но рассеянных в земной коре. Но, разумеется, это не само­ цель. Главное в том, что воз­ никают возможности для при­ менения редкоземельных ме­ таллов вАпромышленности. А это открывает богатейшие пер­ спективы. Прежде всего — создание новых материалов с ценным комплексом заранее заплани­ рованных физико-химических свойств. Сейчас, когда научно- технический прогресс предъяв­ ляет к конструкторам и техно-, логам все более жесткие тре­ бования, создание принципи­ ально новых машин и конст­ рукций зачастую упирается в отсутствие материалов с совер­ шенно .новыми свойствами. Да и традиционные материалы на­ чинают «играть» новыми крас­ ками при введении в них сои- сем небольших добавок редко­ земельных .металлов или их соединений, что значительно упрощает и удешевляет техно­ логические процессы, повышает произволительность. Особенно важно применение редкоземельных металлов в машиностроении. Один пример. Институтом металлургии имени А. А. .Байкова АН СССР сов­ местно с НИИтракторосельма- шем разработана редкоземель­ ная лигатура для литых ко­ ленчатых валов тракторных двигателей. Замена стального кованого вала на литой чугун­ ный, модифицированный цери­ ем, дает значительную эконо­ мию — около 10 килограммов металла «а каждом изделии. А долговечность его многократно возрастает. Как тут не вспом­ нить, к слову, владельцев «Жигулей», вечно беспокоя­ щихся за злополучный рас­ предвал, который служит от силы 40—50 тысяч километров. Введение в него редкоземель­ ных добавок позволило бы снять эту заботу с многих ты­ сяч автолюбителей. Да и не только распредвал. Можно назвать десятки деталей и уз­ лов, которым редкоземельные значительно продлили бы срок службы. Гак, добавка редкоземельных металлов в нержавеющие ста­ ли в количестве 0,05—0,18 про­ цента существенно улучшает их технологические свойства., Сталь лучше сопротивляется истиранию, легче обрабатыва­ ется, повышается ч и с т о т а поверхности изделий Но этим дело не исчерпывается. Редко­ земельные резко повышают жаростойкость сталей и спла­ вов. А это имеет огромное значение для создания машин или узлов, работающих в тя­ желых или экстремальных ус­ ловиях. Для электротехнической промышленности особый инте­ рес представляет церий-иттири- евый сплав «ЦИ-1». Он приме­ няется в качестве активатора стартера тлеющего разряда дли низковольтных люмине­ сцентных ламп. Новый сплав позволяет упростить конструк­ цию, снизить напряжение за­ жигания и продлить срок службы стартера в 5—10 раз. В электронике необходимы редкоземельные геттеры, обла­ дающие избирательным погло­ щением газов. Примером мо­ жет служить разработанный ИМЕТ АН СССР латни-алю- минневый сплав для поглоще­ ния азота. Важное значение для ряда областей науки и техники при­ обретают самарийчкобальтоные постоянные магниты. По срав­ нению с традиционными маг­ нитами из сплавов алыиико и платины с кобальтом они в 3—4 раза легче .по весу и в 20 раз дешевле. И тут .нашли ши­ рочайшее применение в буду­ щих машинах и .приборах, где компьютер передает команды исполнительным механизмам через магнитные реле, пере- ' ключатели, датчики. На состоявшемся в феврале этого года совещании по науч­ но-техническому .прог р е с с у, проводимому под эгидой Гос­ комитета по .науке и технике и Академии наук СССР, особое внимание обращалось на от­ ставание нашей промышленно­ сти от науки. Огромное коли­ чество нереализованных науч­ ных разработок скопилось на полках лабораторий и инсти­ тутов. Единственный способ вывести нашу промышленность на мировой уровень — широко ' пустить их в дело. Среди этих научных достижен и й — и редкоземельные металлы, уди­ вительные свойства которых далеко не в полной мере ис­ пользуются промышленностью. НАУКА - ПРОИЗВОДСТВУ электродах основано устройст­ во для контроля потребности кислорода в сточных водах. Сегодня, когда набирает силу борьба за экологическую чис­ тоту, такое устройство необхо­ димо всем промышленным предпринтиям, сбрасывающим сточные воды. Другое, не менее важное на­ правление — разработка эф­ фективных средств радиацион­ ной защиты. К О ГД А КО Л ЕСА Ш А ГАЮ Т ПРОФЕССИЙ СТЕКЛЯННЫХ ЭЛЕКТРОДОВ Й спокои веков катилось ко ­ лесо по земле.. А почему бы не за стави ть е г о . . . ходить? Вот таким неож иданным воп ­ росом за д али сь в НТО «П о ­ ли т ехн и к » Б елору сск о го поли ­ техн ич еск о го ин сти тута и р а з ­ работали системы с ш агающ ей ходовой частью , которая мо ­ ж е т быть испол ь зов ан а вместо обычных колес в тракторах , в е зд ех о д а х , с ел ь ск о х о зя й с т в ен ­ ны х , л есны х и дорож ны х ма ­ ш инах , а такж е м аш инах для п ер едвиж ени я но лестничным м а р там (роботах АЭС, ин в а ­ лидны х т е л е ж к а х ,и т . и . ) . В шагающ ем двигателе принципиально нового типа прим енен вращ ательный прин ­ цип п ер ен о са башмаков , бла ­ годаря ч ем у о б есп еч ен о много ­ кратное ув елич ен и е скорости д виж ени я (до 3 0 км /ч а с ) . Дви ­ гатель м ож ет быть устан овл ен на серийн о вы п у ск а емы х ма ­ шинах в зам ен обычны х колес без с ущ е ст в ен ны х п еред ел ок привода . Эта кон струкции не им еет аналогов в мире и з а ­ щищ ена 0 авторскими ’ св и д е ­ тельствами . Исследования, которыми за­ нимаются ученые кафедры фи­ зической химии Ленинградско­ го госунивероитета, можно охарактеризовать оДним сло­ вом — защитные. Приборы,, созданные в лабораториях ка­ федры, помогают в решении целого ряда проблем медици­ ны, биологии, экологии. Имен­ но здесь появились первые в стране электроды для измере­ ния концентрации нитратов. Немало интересных разрабо­ ток под руководством акаде­ мика М. М. Шульца вышло из стен лаборатории электрохи­ мии стекла. Две из них пока что не имеют .мировых анало­ гов. А вообще, спектр при­ менения стеклянных электро­ дов весьма широк. Они помо­ гают не только определить кислотность и засоленность почв, но и поставить диагноз больному. На стеклянн ы х И НА ГА ЗЕ, И НА БЕНЗИ НЕ ЭКОЛ О ГИ Я И ... ЭКОНОМ И КА МНОГООБЕЩАЮЩИЕ, РЕДКИЕ. • СО ВСЕГО СВЕТА И ОСТУЖАЕТ, И НАГРЕВАЕТ Сто пятьдесят лет .назад французский ф и з и к Жан Шарль Атаназ Пельтье обна­ ружил, что .и месте спайки двух разнородных проводни­ ков один металл нагревается, а другой охлаждается. Так бы- ло открыто термоэлектрическое явление, знаком.ое нам со школьных лет. Это явление использовали женевские физики, создав не­ обычный холодильник. Продук. ты в нем охлаждаются до ми­ нус 5 градусов. Вторая сторо­ на явления тоже используется. Сверху устроена камера, в ко, торой охлажденные продукты можно быстро разморозить. Можно в ней и подопреть до 70 градусов воду для домаш­ них нужд. СТАРАЯ ИДЕЯ НА НОВОМ ПУТИ Первые магнитофоны, появив­ шиеся. восемьдесят лет назад, защитывади звуж . на стальную проволоку, наматывающуюся на деревянный барабан. Потом, около пятидесяти лет назад, появились ленты е полимерной основой. Й так прерию запое. . вали позиции, что' казалось, лучшего материала быть .не может. Но .не гак давно груп­ па изобретателей из Токио продемонстрировала портатив­ ный магнитофон с лептой из магнитного кобальтового спла­ ва. Толщина ее — всего 0,3 микрона. Ее применение позво­ ляет резко улучшить качество звучания. А при использовании в устройствах памяти ЭВМ — увеличить плотность записи п 10 раз, БЕСПРОКОЛЬНАЯ ШИНА Лет десять назад шведские специалисты' разработали вело- сшпед, в котором нет ни одной металлической детали. Рама, руль, шестерни были изготов­ лены из прочных стеклопласти­ ков, а цепь — из особой рези-; ны. Мо самое интересное — камеры заполнялись не возду­ хом, а жидким полимерным составом, которым потом пре­ вращался |В норде гый упругий материал. Проколы* таким ко­ лесам *не страшны. Эта маши­ на в серию нс пошла: помеша­ ли шнкуренггы, 'не желавшие менять налаженное производ- с то . Но подаму бы у нас не взять на !ВОору 1 жание э тот о пыт , хотя бы по колесам? Автомобиль, не боящийся про колов это прекрасно. вспомнив ПАРОВОЗ Хотя за двигателем, запатен­ тованным' в ФРГ, сократилось название бензинового внутрен­ него сгора.иия, с ратным успе­ хом его можно назвать и па- / ровьим. Стремление макси­ мально использовать выдел.яю- щееся-теило'-привело к реше­ нию: один рабочий ход пор, шень совершает за сче,т сго­ ревшего топлива, а второй — за счет пара. Чтобы получить последний, между цилиндрами предусмотрены своего рода паровые котлы — устройства для воды, которая испаряется теплом двигателя. А затем, пар направляется на поршни. При этом не только экономится бензин, но и почти вдвое .по­ вышается КПД, двигателя. Од­ новременно и выхлоп становит­ ся менее тО.всич.ным. КАК ПОВЫСИТЬ ’ стойкость . Блестящие хромовые покры­ тия -на медицинских инструмен­ тах, деталях машин п других изделиях играют не столько декоративную, сколько защит­ ную роль. Значительно повы­ сить стойкость такой защиты удалось сотрудникам Софийс­ кого института физической хи-' мни. Раньше в-слое1 'хрома старались уменьшить число пу­ зырьков — зародьишей корро­ зии. Ученые же предложили, наоборот, увеличить их коли­ чество до -100 тысяч на квад­ ратный сантиметр. Для этого в электролит вводятся нейт­ ральные минеральные частицы размерами меньше .микрона. Равномерно распределяясь в слое металла, они препятству­ ют прохождению а.нодных то­ ков, вызывающих окисление/ В результате стойкость хромопо­ ристых покрытий возрастает в 4—5 раз, а внешний вид ие ме­ няется. , АЗОТ В ЛИТЕЙНОЙ Специалисты. английской фирмы «Бут» не без основа­ ния' утверждают, что у них са ­ мые дешевые в мире литейные формы. Стремясь сократить за ­ траты материалом, труда и анергии при наготовлен л- и форм, они предложили исполь­ зовать вместо орпа.нического связующего для песка... быст­ рое замораживание жидким азотом. Для этого песок сме­ шивается с простой подои II формуется, а потом быстро и глубоко охлаждается. Залитый металл чугун, алюминий, брон­ за — приобретает хороиную структуру и гладкую поверх­ ность,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz